Форум » Денис Суханов. Спектакли и фильмы » ДУБРОВСКИЙ » Ответить

ДУБРОВСКИЙ

Administrator: ВК-группа театра Сатирикон Побывали на репетиции спектакля «Дубровский» по мотивам романа А.С. Пушкина, премьеру которого в марте в «Сатириконе» представит режиссер Яков Ломкин, и делимся с вами фоторепортажем 📸 На этом этапе в репетиционном зале команда постановщиков и артистов ищет пластический язык, на котором будет «говорить» спектакль. Стиль и ощущения хореографа Альберта Альберта контрапунктом ложатся на пушкинский текст, и так шаг за шагом интуитивно придумывается сцена и рождается её выразительное решение 💃 В репетиции заняты артисты «Сатирикона» Денис Суханов, Игорь Гудеев, Владимир Кравченко, Юлия Овчаренко, Евгения Абрамова, Розалия Каюмова, Павел Алексеев, Константин Новичков, Арсен Ханджян и Мария Золотухина ❤

Ответов - 29, стр: 1 2 All

Administrator: Отсюда ... В «Сатириконе», тоже в марте, выпустят «Дубровского». Будут задействованы более 30 артистов во главе с премьером труппы Денисом Сухановым. Для режиссера Якова Ломкина главное в этой истории — «тема рождения гордыни и, как следствие, вражды, и затем вселенского зла, уничтожающего всё на своем пути». ...

Administrator:

Administrator: Репетиция


Administrator: ВК-группа театра Сатирикон А помните, что совсем скоро в «Сатириконе» состоится наша главная премьера весны – спектакль «Дубровский»? Мы уже давно в предвкушении, а вы? 😏 Если разделяете наши эмоции, советуем почитать большое интервью с режиссером Яковом Ломкиным, которое взяла у него критик Татьяна Власова для журнала «Театрал». Яков Сергеевич подробно рассказывает, как появился замысел спектакля, через какие этапы пришлось пройти, прежде чем приступить к репетициям, о поисках точных драматургических, режиссерских и пластических приёмов, распределении ролей и актёрском попадании в образы, про атмосферу и стиль спектакля – о многих тонкостях и секретах постановки 🤫 Познакомиться с полным текстом интервью вы можете на нашем сайте: https://www.satirikon.ru/novosti/pressa/ochen-vazhno-neytralizovat-etot-virus-vrazhdy-/ А также можете стать одним из первых, кто увидит «Дубровского», купив билет на премьерные показы 20 и 21 марта: https://www.satirikon.ru/spektakli/repertuar/dubrovskiy/

Administrator: Репетиция "Дубровского"

Administrator: Репетиция "Дубровского"

Administrator: С премьерой, Сатирикон! С премьерой, Денис Суханов! Фото: Лена Морозова

Administrator: ВИДЕО "Дубровский" – новая постановка в "Сатириконе" Премьера приурочена к 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина. В основе сюжета – реальная история "об одном небогатом дворянине...". Роман писателя так и не был закончен и не был опубликован. "Дубровский" – новая постановка в "Сатириконе". Премьера приурочена к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина. Почему постановку в театре назвали "фантасмагорией с мистическим подтекстом", узнала Мария Трофимова. Для любого театра произведения Пушкина – украшение репертуара. Правда, в отличие от "Маленьких трагедий" или "Пиковой дамы", "Дубровский" на сцене – редкость. В основе сюжета – реальная история "об одном небогатом дворянине, который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить". Роман так и не был закончен и не был опубликован. Названия у рукописи тоже не было, его издатели дали по имени главного героя. "Это проза, да еще и незаконченная, недоделанная, это очень сложно и интересно, потому что это дает возможность для каких-то трактовок", – отмечает художественный руководитель театра "Сатирикон", народный артист России Константин Райкин. На сцене – то ли клетка, то ли псарня. Восьмиугольное сооружение октагон режиссер Яков Ломкин определяет как образ сегодняшнего времени, куда погружены герои романа. Черно-белый монохромный мир, в нем яркими акцентами проявляются человеческие эмоции. Пушкинская проза насыщена событиями и многочисленными описаниями. И в этом реалистичном материале создателям важно было найти поэтику, метафоричность. Поэтому структуру спектакля выстроили похожей на кино: где мало диалогов, но много пластических решений. "Я это ощущаю, как трагифарс: здесь присутствуют фарсовые персонажи, есть фарсовая природа. В наше время, чистую трагедию или драму уже сложно себе представить, это всё равно сценическая адаптация текста Пушкина в этом жанре, который мы интерпретируем", – говорит режиссёр Яков Ломкин. Роль небогатого помещика, отставного гвардейского офицера Андрея Гавриловича Дубровского – у Дениса Суханова. В отличие от первоисточника в спектакле персонаж после смерти не покидает сцены. "Он не умер ментально, морально, духовно, он продолжает существовать. Мы пытаемся провести такую мыль, что ничего не заканчивается со смертью – в это тоже верил Пушкин", – рассказывает заслуженный артист России Денис Суханов. Давние приятели Троекуров и Дубровский из-за нежелания простить, возникшую на ровном месте обиду, начинают враждовать. Но именно в Дубровском разжигается вирус гордыни и злобы, распространяясь практически на всех персонажей истории, где нет ни хороших, ни плохих. Возникновение этой вражды порождает вселенское зло, уничтожающее всё на своем пути.

Administrator: Фото: Владимир Федоренко

Administrator:

Administrator: От зрителя Спектакль "Дубровский" - театр Сатирикон (Россия, Москва) - "Дубровский" роман знакомый до боли! Спросите любого школьника) И было любопытно, посмотреть на версию Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина. Что режиссёр Яков Ломкин нового и современного увидел в произведении, которому почти 200 лет. Постановка, действительно, очень современная. Музыка с жёсткими ритмами от композитора Ричардаса Норвила. Костюмы основаны на лекалах старинных костюмов, но из новых тканей. Стенография. Минимум декораций. На сцене сооружен прозрачный цилиндр, который легко трансформируется: сдвигаются части цилиндра, создавая открытое пространство, опускается клетка или огромный крест. Ну и танцы, движения, пластика- в каждой сцене есть движение, статика отсутствует. Постоянно меняющуюся картинку современный мозг лучше воспринимает. Даже, когда на сцене монолог героя, вокруг него извиваются пифии или мойры, сопровождают, обозначают. Мне показалось, что язык тела - основной в этой постановке. Гости Троекурова говорят словами, а движения их, как у собак, обожающих своего хозяина (машут хвостами, облизывают, принюхиваются). Молодой Дубровский едет в импровизированной бричке и трясется то крупной, то мелкой дрожью. ередавая телом качество дороги. Интересное решение режиссёра дать много жизни на сцене проходному персонажу- заседателю Шабашкину (Арсен Ханджян) У Пушкина Шабашкин это делоуправитель, который послужил механизмом отъема поместья Дубровского для Троекурова. Персонаж "чиновник", если задуматься, в жизни обычного человека может сыграть роковую роль. Чиновничья машина смазанная властным и денежном просителем может сгубить человека за считанные дни. Господин Шабашкин - персонаж яркий и узнаваемый. Он говорит подобострастным голосом, ходит согнувшись, буквально облизывает своего хозяина. Впечатлило как режиссёр развил фигуру старшего Дубровского (Денис Суханов). После смерти Андрей Гаврилович не уходит со сцены, он постоянно является Троекурово во снах ли, в видениях. Мучает своего душегуба, читает ему Пушкина. Причем голос и интонации актёра настолько харизматичный, что кажется его устами говорится сама судьба. Такого прекрасного чтение Пушкина я давно не слышала! Молодежи должно зайти, потому, что здесь разговаривают на их языке!

Administrator: Фото: Евгений Люлюкин

Administrator: От зрителя Я Дубровский . «ДУБРОВСКИЙ», Я.Ломкин, САТИРИКОН, Москва, 2024г. (5) Постановка Большого Сатириконовского Стиля, как и обе предшествующие премьеры в ДК На Яузе – «Четыре тирана» и «Гроза». Размах и визуальный ряд на уровне. Замечательная декорация и видепороекция, замечательный свет – смотреть на этот хай-тек одно удовольствие – быстро меняется, вращается, сверкает. Музыки много, но подобрана она как-то странно. Цыганок в Петербурге сопровождает нечто западно-славянское, а французского учителя в России битловский «Мишель», который вообще-то про женщину по имени Мишель. Есть и еще битловские темы, кажется Fool on the Hill (но если это ассоциация к главному герою-разбойнику, то по-моему пальцем в небо). Более серьезные неувязки по части общего режиссерского решения. Во-первых, актерам из труппы Сатирикона совсем не близки романтическо-героические персонажи. Хорош только гротескный подлец Шабашкин (Артем Ханджян – пластичен, азартен, море отрицательного обаяния). Молодые герои (Дубровский и Маша) вялы и неромантичны, прячутся за иронией, уходят в игру. Самодур Троекуров недостаточно крут (по программке генерал-аншеф, а на сцене даже не генерал-майор, а просто майор). Бедный, но гордый Дубровский-отец недостаточно благороден (Суханов слишком непрост, слишком циничен, вот в роли призрака он на месте). Эта роль (даже с учетом призрачной части) актеру мала и его нагрузили еще стихами Пушкина, стихи подобраны со смыслом, но уж чересчур лобовым. «Любовь к родному пепепелищу» это же не про сожжение собственного дома. Кроме большого Пушкина в исполнении большого актера, есть и еще и мелкий пародийный Пушкин-на-тонких-ножках в исполнении актрисы-травести. Спектакль не держит романтическую высоту первоисточника, все время скатывается к привычному стебу. Вторая проблема в увязке Дубровского с современностью. Увязку нашли в финале, Дубровский становится ... нет, не Пригожиным, а релокантом. Видимо, создатели спектакля - внутренние релоканты (как раньше были внутренние эмигранты, телом здесь, а душой там, заграницей). И воспринимают они себя героическими борцами с несправедливостью, разбойниками-Робин-Гудами, уводящими верный им (крепостной) народ в партизаны.

Ирината: Дубровский. Сатирикон. 18.03.2024. Прогон. Делать хоть какой-то, на скорую руку, разбор прогона, да еще первого, не совсем корректно. Спектакли «обминаются», делаются правки, убираются длинноты… Вот именно: длинноты. Спектакль длинный. Очень. И я скорее устала его смотреть, чем получила большое удовольствие. Несмотря на присутствие на сцене ряда очень приятных мне актеров. По слухам (не одна я посетила прогон, а кто-то и премьеру посмотрел) – действие уже укоротили минут на 15. Опять же, по слухам – в основном за счет тех сцен, которые мне бы хотелось, чтобы в постановке остались. В антракте я недоумевала: зачем так много мельтешни и «движухи»? Но более юные зрители, сидевшие рядом, мне пояснили. Дело в том, что современная молодёжь с ее клиповым мышлением не приспособлена к восприятию «линейных», при этом не самых примитивных текстов. История, отчасти почти детективная, в которой есть и предательство, и любовь, и разлука, где рядом живут человеческое хамство и человеческая гордость – история сия может и не заинтересовать юных зрителей. А вот если на сцене гуляют, ползают, кувыркаются, залезают на конструкции юные стройные девы, затянутые в черную кожу с «имперскими орлами» на головах – это хорошо притягивает внимание и развлекает. Глядишь, краем уха и глаза и за рассказанную Пушкиным историю зацепятся. Конечно, чуть позже буду пересматривать спектакль. Возможно, даже изменю к нему отношение. Почему нет? Уже есть первые отзывы. Зрители (как поняла, в основном молодые, с тем самым клиповым мышлением) хвалят. Да и я не такая уж старая и готова к принятию экспериментов. Вот «обомнётся»… вот наладится… Пока что… Ну, не знаю. Много в разные театры хожу, разные спектакли смотрю… Такие же пёсьи головы, как здесь, видела в «Грозе» в Гоголя. А конструкция-вертушка – очень схожая! – в Пушкина, во «Влюбленном Шекспире»… Но костюмы хорошие, дорогие По цене и изящности, наверно, как те, в которых игрался сатириконовский же «Маскарад»… Из актеров выделю Дениса Суханова – кстати, прекрасно читает стихи, давно не слышала в его исполнении рифмованных строк, порадовалась. Очень эффектный Сергей Зарубин. Порадовали и удивили Игорь Гудеев и Арсен Ханджян. Превосходная Антонина Рыбаловлева в роли Пушкина. Остальные тоже неплохи… …а вот Маша (не буду называть фамилию) мне не понравилась совсем. Кстати, во второй роли ее вижу… там тоже по душе не пришлась. Но, в общем – с премьерой Сатирикон поздравляю, успеха постановке (полных продаж!) желаю от души.

Administrator: От зрителя Враждующие отцы, наглая дворня, разбойники-бунтовщики – все это складывается в единую цельную картину «разбойничьей Руси», где справедливости добивались любым путем, в том числе и бунтом. Как ни странно, при этом много смешных моментов. Учитывая еще и сильную хореографическую сторону (хореограф Альберт Альберт), можно безусловно признать успех режиссера Якова Ломкина. Спектакль получился неожиданный и интересный. Смотреть стоит - скучно точно не будет, а о многом можно и задуматься. Два армейских офицера, друзья молодости, дружат. У них много общего – оба вдовцы, у обоих растут дети. Один, правда, беден, другой – неумеренно богат и со склонностью к самодурству. Как вдруг мелочь, ссора на псарне из-за собак и нахальной дворни, приводит к тому, что Дубровский-старший (актер Денис Суханов) разрывает все связи с Троекуровым (актер Игорь Гудеев), а тот решает из чистой вредности отсудить у него деревеньку. И тут появляется судебный заседатель Шабашкин, который готов эту подлость исполнить. Эту роль играет молодой актер Арсен Ханджян, и играет блестяще! Его Шабашкин буквально вьется у ног Кирилы Петровича, скачет мелким бесом, готов на что угодно, только бы угодить начальству и самому урвать кусок. Очень яркий образ, и нет сомнений, что актер далеко пойдет! Недаром режиссер в этом спектакле дал ему такую большую роль – у Пушкина это третьестепенный проходной персонаж. Кстати, и сам Пушкин, молодой кудрявый красавец, тоже прогуливается по сцене и разговаривает с действующими лицами. Благодаря Шабашкину Троекуров вскоре обнаруживает себя владельцем родового имения Дубровских, а Дубровский-отец повреждается в уме и умирает. И тут появляется благородный разбойник. Молодой Дубровский очень запоминается – точное попадание в роль обеспечил актер Никита Смольянинов. Молодой, красивый, романтический персонаж. Под стать ему и утонченная красавица Маша. И вот уже ссора отцов перерастает в несчастье детей, Машу насильно выдают замуж за старика. На высокой трагической ноте сюжет завершается. Очень необычная и интересная трактовка известного сюжета!

Administrator: Фото: Евгений Люлюкин

Administrator: «Утро под Серебряным Дождём», Эфир от 27 марта 2024 года Гости: Яков Ломкин, режиссёр спектакля Ася Войтович, артистка Никита Смольянинов, артист Игорь Гудеев, артист - Постановка "Дубровский" в Сатириконе - Почему сложно ставить прозу Пушкина? - Хрестоматийный роман Пушкина рассказан как фантасмагория с мистическим подтекстом

Administrator: ВИДЕО Яков Ломкин представил премьеру спектакля «Дубровский» в театре «Сатирикон» Жанр постановки – трагифарс. Не то Покровское, не то Кистеневка, не то псарня, где люди друг другу – звери. Таким в спектакле представили мир романа Александра Сергеевича Пушкина. «По цвету – монохром. Во-первых, это наш стиль, мы его так чувствуем. И как раз яркими акцентами в этом мире появляются детали, эмоциональные прорывы наших героев», – рассказывает режиссер.

Administrator: Фото: Новосильцев Артур

Administrator: Отсюда В "Сатириконе" пушкинская повесть стала трагифарсом Нынешний сезон смело можно назвать "пушкинским" - к 225-летию Александра Сергеевича театры по всей стране, один за другим, начинают представлять свои премьеры по произведениям поэта. В Театре им. Евгения Вахтангова совсем скоро выйдет спектакль Анатолия Шульева по "Повестям Белкина", в Ленкоме Алексей Франдетти репетирует музыкальную версию "Маленьких трагедий" (называться она будет "Кабаре Пушкин"), а Сергей Безруков в Губернском и Павел Сафонов в Театре Армии взялись за "Капитанскую дочку". "Юбилейный" спектакль появился и в "Сатириконе" - теперь здесь будет идти "Дубровский" в постановке Якова Ломкина. Режиссера не смутило то, что повесть Пушкиным не окончена. Как говорит сам Ломкин, он попытался найти свой антидот к взаимной и непримиримой вражде двух семейств, вокруг которой и накручен пушкинский сюжет. А стоит ли "собачиться"? На афише премьеры - стройный доберман во фраке, с тросточкой и в лаковых ботинках. Конечно, неспроста: вот и в самом начале спектакля мы встречаем псарный двор, которым хвалится перед гостями барин Троекуров ("где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирилла Петровича на своем собачьем языке"). Здесь же, на псарне, собственно, случилась роковая ссора Троекурова с его соседом Дубровским. Того задело, что чужой дворовый человек, холоп, подшучивал над ним, помещиком, - пусть не таким богатым и всесильным, как его хозяин. Троекуров в свою очередь оскорблен - тем, что приятель смеет обижаться и обижать в ответ его, троекуровского, человека. И - понеслось… Тут ведь не просто самолюбие, не просто самодурство - тут вопрос вопросов: кто право имеет. Продолжая "собачью" тему, режиссер помещает героев в высокий загон - то ли в клетку, то ли в октагон для боя; а на суде - том самом, где Троекуров в отместку отсуживает у соседа имение, - рядом с Фемидой восседают люди с песьими головами. Этот образ, проходящий через весь спектакль, и воплощает в себе непримиримую вражду двух бывших приятелей, которая "аукнется", как мы знаем, не только им самим. Но все-таки - почему именно "Дубровский"? Режиссер рассказывает: "Выбор материала - это мистическая вещь, чтобы он прозвучал в конкретное время и в конкретном театре, всегда должны определенным образом сойтись звезды. Мне кажется, не мы выбрали "Дубровского", а он нас". По словам Якова Ломкина, один из главных акцентов в постановке сделан на Дубровском-старшем. История любви отпрысков рассорившихся в пух и прах помещиков - Марьи Кирилловны и Владимира Андреевича, конечно, тоже важна и в спектакле рассказана. Но, предвосхищая ее печальный финал, еще заранее, задолго до конфликта, заглядевшуюся друг на друга пару буквально за ноги растаскивают в разные стороны. Режиссер уверен: "Именно через Дубровского-старшего вирус агрессии распространяется дальше на всех героев романа, а в особенности на его сына. Только встретив Машу, Дубровский-младший отказывается от мщения, побеждая гордыню любовью и смирением". В роли бедного, но независимого Андрея Гавриловича - Денис Суханов. Артист стал настоящим соавтором спектакля и придумал для своего персонажа оригинальный ход: и после смерти Дубровский-старший не исчезает и время от времени появляется на сцене. Как тень отца Гамлета? Не обязательно: в конце концов, герои Пушкина не менее многозначительны, чем у Шекспира. - По воле Пушкина Андрей Дубровский покидает нас в самом начале истории, и мне, конечно, хотелось его жизнь на сцене как-то продлить, - объясняет Суханов. - Да, он умер физически, но не умер ментально - ничего не заканчивается со смертью, мы хотим, чтобы и зритель в это тоже поверил. Вообще прикасаться к Пушкину - всегда огромное счастье. Он - подарок нам, учитель, пророк. У того, кто читает Пушкина, легкие становятся шире и дыхание свободнее, это правда. У кого еще дыхание свободнее в спектакле? У Троекурова - его сыграл Игорь Гудеев. У его дочки Маши - Аси Войтович / Екатерины Вьюхиной. У младшего Дубровского, Владимира, - Никиты Смольянинова. Да вообще у всех - спектакль невероятно густонаселен: задействована большая часть артистов труппы. При этом все они в постоянном движении - будто подстегивает ритмичная музыка (хореография - Альберт Альберт, композитор - Ричардас Норвила). Создатели спектакля сознательно увиливают в сторону от первоисточника - пушкинский текст переосмыслен, вместо исторических костюмов черно-белая стилизация, а каждый новый мстительный порыв героев сопровождается шипением химер. Еще сюрприз: в этом "Дубровском" появляется и сам Александр Сергеевич… Уж он-то должен знать: так в чем же - средство от вражды?

Administrator: От зрителя Спектакль "Дубровский" - театр Сатирикон (Россия, Москва) - Неожиданное воплощение классики Уж что-что, а Пушкинского Дубровского читал в нашей стране каждый, а если и не читал, то "проходил" на литературе. Так что сюжет общеизвестен и его очередное воплощение на экране или сцене не сулит чего-нибудь абсолютно нового. Так думала я, когда шла в Сатирикон на премьеру спектакля, поставленного Яковом Ломкиным. Как же я ошибалась. Нет, с сюжетом все в порядке, режиссер последовательно ведет нас четко по замыслу Пушкина, но каждая, или почти каждая сцена повести режиссером и автором инсценировки Анастасией Ермоловой разворачивается к зрителям неведомой стороной. Из одной пушкинской фразы создается эффектный коллаж, из одного лишь намека возникает неожиданный персонаж. Характеры героев повести полностью соответствуют пушкинскому замыслу, но предстают перед нами более выпуклыми, многогранными, обладающими качествами, существующими в повести лишь между строк. Этот спектакль скорее размышления после прочтения, следствие раздумий, личностных фантазий. Тень отца Дубровского мучает Троекурова в тревожных снах. Умерший Андрей Гаврилович читает по ночам Кириле Петровичу пушкинскую Пиковую, а сам Пушкин засучив панталоны отправляется на рыбалку. Спектакль театра Сатирикон "Дубровский" пронизан пушкинской поэзией, пушкинской лирикой и философией. Здесь каждый шаг, каждый поворот головы актера важен для сюжета. Этот спектакль стоит на границе театра драматического и пластического. Четкость движений, музыкальность проходов не менее важны чем текст. Вклад хореографа Альберта Альберта в постановку значителен и несомненен. Сценография художника Виктора Герасименко одновременно и лаконична, и свободна в крылатом полете фантазии. Древнеегипетские Анубисы встают на страже Фемиды во время тяжбы землевладельцев. Медведь - невинная жертва помещичьих забав оказывается плюшевой игрушкой Маши Троекуровой. Владимир Дубровский хрестоматийно романтичен, Маша нежна, изящна и красива. Гости и дворня Троекурова - подлаивающие и ластящиеся к хозяину собачки, продолжение его знаменитой псарни. Семьдесят душ Андрея Дубровского его семья. Князь Верейский в исполнении Сергея Зарубина карикатурно отвратителен. Ах, знаменитый Месье виктюковских Служанок, ваша пластика по прежнему прекрасна. Спектакль "Дубровский" наверняка станет событием сезона. Его необходимо увидеть.

Administrator: Фото: Артур Новосильцев

Administrator: От зрителя "Дубровский", Сатирикон, 10.04.24 На сцене "Сатирикона" Яков Ломкин поставил "Дубровского". На первый взгляд, странный выбор для нынешних времен. Школьная программа, причем довольно прочно забытая (помнила про дуб и про разбойников)). Однако, как заметил в антракте мой спутник, классики потому и классики, что писали о природе человека, а она не меняется. И спектакль смотрится, как про нас. Что радует - там нет черного и белого, нет однозначно положительных или отрицательных героев (ну вот да, рассказ про природу человека, существа в целом крайне противоречивого). Это, конечно, заслуга Пушкина, а не спектакля, но материал-то выбирал режиссер)). Жили два дворянина, один бедный и гордый, второй богатый и... шутник. Но шуточки у него были такие себе: медведя на гостя натравить, имение у соседа отжать... Однако один при всей своей честности упертый и вспыльчивый, а второй - при всей хамоватости, способен на осознание своей вины и на поступок, чтобы эту вину загладить. Удалось, не удалось, уже не только от него зависело. Да и сам молодой Дубровский. Вот вроде должна я ему сочувствоать,.. но что-то мешает. Вообще, словосочетание "благородный разбойник" всегда меня настораживало. Разбойник он и есть разбойник. Тем более, что в данном случае он мстил не тому, кто виноват в его бедах, а всему миру. Что касается непосредственно впечатлений от спектакля. Ожидания у меня из-за прочитанных отзывов были заниженные, и первое действие неожиданно понравилось. Мы еще и сидели до антракта в центре первого ряда (потом пришлось отдать эти места законным владельцам, но и во втором действии отлично сидели - в центре 6 ряда)). Так вот, в первом ряду были видны слезы на глазах актеров, пронимало до костей. Я думала, Денис Суханов (старший Дубровский) умрет прямо там, на авансцене, в метре от нас, так мучилась его душа от несправедливости этого мира. И Боже мой, его слова про суд... Неужели это еще Пушкин писал?... Я просто оторопела. Да и потом, стихи, которые Денис читал во втором действии, про народ... Ничего не меняется веками, а значит, и дальше нет надежды на перемены... Вообще, совершенно неожиданные аналогии возникали. И даже в финале, когда Дубровскому советуют покинуть страну, мысль совсем о другом человеке... Но второе действие разочаровало. Какое-то оно суетливое слишком. Чересчур много беготни, мельтешения, цыгане, собаки, псари, медведи, хрен знает кто. Действие стало каким-то рваным, как-будто режиссер не до конца продумал сцены и связки между ними, напихал вместо этого цыган, посмотреть, что из этого выйдет, да и оставил: "и так сойдет". Я перестала верить, стала уставать (тем более, что спектакль в принципе длинный, больше трех часов). И мысленно согласилась со словами спутника, по окончании первого действия сказавшего, что его бы устроило, если бы именно это было финалом). Однако в целом довольна, что посмотрела, однозначно стоило это увидеть, хотя бы ради работы Дениса Суханова (которого, кстати, первый раз видела в ипостаси Народного артиста, поздравляю)). Так что спасибо большое подруге, подкинувшей приглашение на этот спектакль. Кстати, кроме Дениса Суханова, почти никого на сцене не знала или не помнила. Собственно, именно его имя и было привлекшим меня маячком. Он, как всегда, оправдал все высокие ожидания. Но было и еще несколько ярких работ. Прежде всего, Арсен Ханджян в роли Шабашкина. Да, роль сама по себе выигрышная, но ее еще и сыграть надо. Он сумел донести все плебейство, всю ничтожность своего героя. И пластикой, и просто игрой. Понравился и Игорь Гудеев в роли Троекурова, тот самый противоречивый богатей, про которого писала в начале. Показать человека разными гранями не так-то просто... И не могу не отметить еще две маленькие, но удачные роли. Павел Алексеев в роли Спицына сделал очень запоминающийся гаденький образ лживого и трусливого персонажа. И Сергей Зарубин в роли князя Верейского. Вот вроде и не делал ничего плохого, но тоже прям омерзительный вышел старик в своем стремлении заполучить молодую жену. Кстати, о молодой жене... Мне показалось, что актриса (не знаю, если честно, кто именно был на сцене в тот день, и нет желания разбираться) играла не Машу, а Татьяну Ларину. Вечно с книжкой, и в финале прям "но я другому отдана, и буду век ему верна". Не верю... В целом, не буду давать никаких рекомендаций. На мой взгляд, спектакль посмотреть стоило, тем более бесплатно)), хотя бы ради актерских работ и актуальных ассоциаций, но настаивать не могу.

Administrator: От зрителя Дубровский Сатирикон Режиссер - Яков Ломкин. Продолжительность - 3' 10" (с антрактом) Премьера - 20 марта 2024 года Если бы школьницей я увидела такого "Дубровского", моя любовь к классической литературе началась бы ещё в шестом классе. Стильный, пластичный, современный трагифарс. Ни слова в этом "Дубровском" не изменено, только добавлены пушкинские стихи. В рамках #школьнаяПрограмма - то, что нужно. "Псарный двор, где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирила Петровича на своем собачьем языке». Это цитата-ключ из "Дубровского" к этому спектаклю. На сцене помимо собак в довольстве живут и многочисленные гости, и приживалы, и даже челядь Кирилла Петровича (Игорь Гудеев). Барская свита с повадками собачьей своры - так же повизгивают от удовольствия, вываливают язык, травят того, кого хозяйская рука обозначит и четко знают свое место. Да и сам Троекуров неуловимо напоминает пса. Кирила Петрович - классический русский барин, сибарит, страстный охотник и собачник и, в целом, неплохой человек. Режиссер Яков Ломкин смещает привычные акценты. Из искры ссоры - пожар ненависти разжигает как раз его сосед Дубровский, Андрей Гаврилович. Дворянин тех же достоинств, что и Троекуров, но бедный и потому очень гордый. Химеры подкидывают дрова в пламя испепеляющей Дубровского гордыни, буквально сводя его с ума. "Запустили собак в церковь. Собаки бегают по церкви. Так нельзяяя!" Роль старшего Дубровского Денису Суханову, конечно, маловата, но режиссер придумал, как задержать его на сцене и после кончины. Понравилась сценография. В центре - минималистичная крутящаяся конструкция. Это и дом Дубровского, и усадьба Троекурова, и псарня, и озеро, и здание суда. А ещё и судьба, от которой не убежать, и порочный круг, из которого не вырваться. А при появлении Пушкина эта конструкция превращается в бесконечный чистый лист. Пиши - не хочу. Александр Сергеевич с чемоданом выходит на сцену в финале первого акта. Можно было и пораньше приехать, а то ужас же что без его присмотра герои наворотили! И во втором акте этот невысокий, щуплый, смуглый, живой молодой человек (актриса Антонина Рыбаловлева) - а можно просто "наше всё" - сцену не покидает. Молчит, что-то записывает, грустно улыбается, ходит на рыбалку, и направляет героев к ему известному финалу. Первое действие - мрачная фантасмагорическая история о том, что "всякому приятно будет увидать один из способов, коими на Руси можем мы лишиться имения, на владение коим имеем неоспоримое право." Суды, тяжбы, ссоры, псы, ушлые люди - среди них совершенно беспринципный Шабашкин (Арсен Ханджян, и как сыграно!) А после антракта "Дубровский" становится действом авантюрно-приключенческим. Во Владимире Дубровском проступают черты Зорро, а романтический герой, ища мести, находит любовь. А любовь, как оказалось, единственное верное средство и от безумия, и от жажды мести, и от химер. В своем фантасмагорическом коктейле режиссер Яков Ломкин к привычным цыганкам и русской тройке, мчащейся по ухабам и колдобинам, чертям и мелким бесам подмешал неожиданные ингредиенты. Тут и греческая богиня Фемида вершит суд, и является египетский Анубис, звучит "Риголетто" Верди с его "Сердцем красавицы", а на озере цветут кувшинки Моне. А в финале режиссеру пришлось поработать... Пушкиным. Александр Сергеевич не успел закончить "Дубровского", погиб на дуэли. Так что финал - совершенно в стилистике, хотя по мне, и слишком "в лоб" - придумывал и дописывал режиссер.

Administrator: Отсюда «Дубровский» в «Сатириконе»: приключения, мистика, философия и четвертая стена В 2024 году Россия отмечает 225-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Переиздаются книги, выходят экранизации, и, конечно, театральные постановки. В сентябре прошлого года состоялась чудесная премьера «Дубровского» в театре Терезы Дуровой, и вот в марте 2024 выходит не менее прекрасная постановка «Дубровского» в «Сатириконе» от режиссёра Якова Ломкина. Спектакли с совершенно разными акцентами, атмосферой и настроением. Постановка в «Сатириконе» заявлена как фантасмагория с мистическим подтекстом. И такое прочтение Александра Сергеевича удивительно прекрасно. Я не буду напоминать известный не только в России, но и за её пределами сюжет романа Пушкина, лишь отмечу некоторые особенности. В постановке «Сатирикона» сильнейший акцент сделан именно на отношении двух помещиков: Дубровского и Троекурова. Фантасмагория с мистическим акцентом: Дубровский-старший в виде призрака Андрей Дубровский-старший (Денис Суханов) не исчезает со сцены после своей смерти. В виде призрачного видения он терзает своего бывшего друга Троекурова (Игорь Гудеев), появляясь в его жизни в самые неподходящие моменты. Ничто и никто не может его изгнать. И если поначалу Троекуров пытается отрешиться от видений с помощью обильных возлияний, то к концу пьесы он беседует с другом, в чьей смерти он всецело виноват сам. При этом призрак Дубровского-старшего изощрённо пытает виновника своей смерти: он предстаёт пред ним то виде человека, у которого сразу три лица, то его голову приносят слуги на блюде вместо ужина. В разные моменты спектакля бывшие друзья произносят одни и те же слова о своей дружбе и судьбе — с разными интонациями, эмоциями. С разным накалом и болью. В финале, обращаясь к Дубовскому-младшему, Троекуров произносит слова, которых нет в романе. И говорит, что мог бы убить его, но ведь Владимир — сын его бывшего друга. Жестокость и раскрутившаяся на полную спираль насилия и безнаказанности, неслыханной дерзости («В том и сила, чтобы без права отнять») соседствует с раскаяньем, чувством вины и пустоты. Попытка посмотреть на отношения помещиков под другим углом несомненно удалась. Режиссёр, словно хирург, на наших глазах препарирует раскручивающуюся спираль гордыни и насилия, наблюдает, как яд, попавший в чистое озеро, постепенно поражает всех, кто там оказался. И предлагает нам варианты лечения. Но удастся ли спастись? Разрушение четвёртой стены Режиссёр использует в спектакле мой любимый приём разрушения четвертой стены. Мы видим на сцене самого Александра Сергеевича, который ходит между своих героев, наблюдает, записывает, а порой и что-то шепчет им на ухо. Образ великого поэта узнаваем, но в один из моментов Дубровский здоровается с Пушкиным, называя его по имени, чтобы у зрителей отпали всякие сомнения, которых уже и нет к этому моменту. И зал взрывается хохотом и аплодисментами. И этот приём делает спектакль ещё более живым. Он словно показывает нам не просто текст, а как бы размышления над ним. Пикантности добавляет тот факт, что Пушкина играет женщина (Антонина Рыбаловлева). Другие находки Интересные декорации: на сцене круговой подиум, ограниченный решетками с анфиладой дверей. Двери постоянно передвигаются, открываются, закрываются (художник — Виктор Герасименко). Мы видим действие либо перед анфиладой, либо в глубине сцены, но через открытые двери, либо угадываем происходящее через матовое стекло закрытых дверей (например, встречу Дубровского и медведя). Как известно из сюжета романа, псарня стала причиной ссоры двух помещиков. И в спектакле можно увидеть как гончих, которых изображают люди («Около пяти сотен борзых вместе с гончими проживали в тепле и уюте» — фраза, которая не единожды повторяется в спектакле), так и гостей Троекурова, которые ведут себя подобно собакам, полностью повторяя их привычки и создавая на сцене художественное полотно, которое без лишних слов говорит о том, какие нравы и порядки царили в поместье Троекурова. Пластика артистов бесподобна. Отличный художественный ход — путешествие молодого Дубровского в родные края. Здесь прекрасно всё: и покачивания брички, и свист кнута, и сопровождающие крестьяне, и сам Владимир Дубровский. Несмотря на великолепную актерскую работу всей труппы, приз зрительских симпатий однозначно отдан Шабашкину. У Пушкина Шабашкин — второстепенный персонаж, дворянский заседатель в уезде. Его руками и совершается беззаконие: отъём имения. Так вот, о Шабашкине, сыгранным Арсеном Ханджяном. Боги мои! Какая пластика! Какая мимика! Какая игра голосом! Невероятный образ (это нужно видеть!). Такой акцент на «проходящем» персонаже даёт понять зрителю, что именно посредством таких шабашкиных и происходит всё зло на земле. Впрочем, о спектакле можно рассказывать бесконечно: о волшебной музыке, от которой по коже бегают мурашки, об игре света, о хореографии, о символизме (о древнеегипетских анубисах, в конце концов!) и, конечно, о замечательной игре актеров. Роли, даже самые второстепенные, удались всем на славу. Любовная линия Марии и Владимира Дубровского (Ася Войтович / Екатерина Вьюхина и Никита Смольянинов), которую всегда ждут и строго оценивают зрители, на месте. Всё строго по Пушкину, но и тут не обошлось без интересных находок: в самом начале спектакля пара символически держится за руки, пока их отцы размышляют, не стоит ли им породниться. Но пару разъединяют, буквально растаскивают за ноги, и соединиться у них уже не получится. Не лишним будет напомнить, что роман не окончен, а история с его продолжением туманна. А что ждёт зрителей в финале, предоставляю узнать вам самим, посетив спектакль. И закончить хочу словами режиссёра: «Выбор материала — это мистическая вещь, чтобы он прозвучал в конкретное время и в конкретном театре, всегда должны определенным образом сойтись звезды. Мне кажется, не мы выбрали «Дубровского», а он нас». Истинная правда: временами со сцены так кричала современность, что это было больно.

Administrator: Отсюда Спектакль "Дубровский" в "Сатириконе": место действия — преисподняя В театре "Сатирикон" состоялась премьера спектакля "Дубровский". Режиссёр Яков Ломкин взглянул на знакомую историю сквозь призму фантасмагории и трагифарса О чём спектакль Последствия греха Помещик Троекуров Кирилл Петрович живёт, не признавая законов. Мнит себя царём, а всех остальных за людей не считает. Одного лишь видит равным себе – Дубровского Андрея Гавриловича, соседа по имению, с которым они дружили с молодости, и то лишь потому, что последний имеет строптивый, непокорный характер. Но и эта крепость должна пасть. Троекуров задумывает отобрать у Дубровского имение и заставить покориться его величию. Тут начинается история бесчестной борьбы, рождённой от великой гордыни, за которую поплатятся все, а в особенности дети двух ныне заклятых врагов. Впечатления Вечные вопросы Спектакль разительно отличается от классического прочтения, хотя режиссёр чётко следует замыслам автора. Главные темы пьесы – бесчестный суд, обескураживающая подлость друзей, горькая участь неравного брака и, конечно же, невинная смерть – раскрываются через образы преисподней и загробного мира. Намекая на мёртвые души участников процесса, режиссёр заставляет публику содрогаться от ужаса на удивление точно проведённых параллелей между библейским адом и адом, творимым людьми на земле. Трудно представить что-то более ёмко описывающее пороки каждого из героев, чем представление их в виде гнусных чертей, горгулий и химер. Фишка Герои – исчадия ада Кожа, плётки, причёски в виде то ли рожек, то ли собачьих ушек, трупные пятна на коже, худощавые тела актёров и возвышающийся над всем этим многометровый светящийся крест – да, это не то, чего ждёшь от Пушкина, но зрелище захватывает с первых минут. Герои ходят по сцене, как по кругам ада, а переходы между сценами решаются при помощи видеопроекции. Они оказываются то в дремучем лесу, оглушённые криками ворон, то заглядывают в чужие окна, замерзая под тяжёлым снегопадом, то горят в кроваво-алом пламени пожара. Актёры Жемчужина спектакля – актеры. Денису Суханову сыгравшему Андрея Дубровского удалось показать, как плавно пороки могут перетекать из одного в другой не нарушая сущности личности человека. Как просто, словно по щелчку пальцев, доброта и честность могут сменится гневом и яростью, каждая частичка тела и души даже хорошего человека может воспылать дьявольским огнем, если её правильно задеть – поджечь. Ася Войтович в роли Маши пленила зал красотой своего ещё такого детского лица, но уже совсем не детского тела, появляясь в пышных платьях графитовых оттенков, обнажающих бледные плечи и руки. Она была так наивна и чиста, на фоне всего этого ужаса, грязи и порочности. Мягкое, нежное создание принесенное в жертву дьяволу во имя выгоды. Но и не она стала открытием этого спектакля. Им неожиданно становится Шабашкин, секретарь Троекурова в чудовищно прекрасном исполнении Арсена Ханджаняна – скользкий, ушлый, подлый подлиза. Его не интересуют чужие судьбы и жизни, он готов продать душу дьяволу – Троекурову, чтобы получить желаемое – деньги. Сцена, где Шабашкин вылизывает стул Кирилла Петровича, хоть и получилась комической, заставила размышлять о подхалимстве еще долгое время, оставив после себя едкое послевкусие гнили.

Administrator: Отсюда Прощай и помни обо мне «Кому сделал ты лучше, благородный разбойник, кого спас?» – насмешливо вопрошает безжалостный и всесильный генерал-аншеф Троекуров полулежащего на локте раненого Дубровского. «Уезжай-ка ты за границу, не будет тебе здесь ни свободы, ни жизни». Под нежную мелодию Now and Then, последней песни The Beatles, зрительный зал «Сатирикона» (а точнее, Дворца на Яузе, где сыграл в конце марта 2024 года премьеру давно бездомный театр) с удивлением понимает, что обаятельный романтический Дубровский Никиты Смольянинова, в которого Маша, а вслед за ней и мы, верила как в спасителя, не уедет, не сдастся – и непременно погибнет. В последние минуты трехчасового спектакля фантасмагорическая и кажущаяся иногда легковесной театральная история неожиданно приобретает отчетливое трагическое звучание. Режиссер Яков Ломкин в соавторстве с выпускницей драматургически-театроведческого курса Школы Райкина Анастасией Ермоловой сочинили по мотивам пушкинского романа многонаселенное красочное зрелище поистине сатириконовского размаха и жизнерадостности. Художник Виктор Герасименко выстроил нечто похожее на хайтековскую клетку-беседку с подвижными стенами, увенчанную зависшей над сценой «летающей тарелкой», переливающейся разноцветными дискотечными огнями. На внутренние стены беседки проецируются нарядные «фотообои» – то кувшинки, то ветки садовых деревьев, то циферблат, в зависимости от происходящего на сцене. Танцуют под этим НЛО все – старик Троекуров Игоря Гудеева и старик Дубровский Дениса Суханова, псари, горничные, опереточные крестьяне, переодевающиеся в еще более опереточных разбойников, нарядные гости, полицейские исправники и даже кудрявый Пушкин в бархатном костюмчике (Антонина Рыбаловлева). Каждому обеспечены пять минут славы – хореограф Албертс Альбертс поставил множество сольных и массовых номеров для двух с лишним десятка артистов, занятых в спектакле: танцевальное угождение Троекурову, плясовой обед, пластический этюд в суде, брейкданс-соло заседателя Шабашкина (запоминающийся Арсен Ханджян), цыганки, трясущие юбками на гусарском кутеже, и так далее. Все музыкальное сопровождение спектакля навеяно композитору Ричардасу Норвиле песнями The Beatles, неожиданно уместно ложащимися на гусельно-балалаечное исполнение и заставляющими зрительный зал удовлетворенно мурлыкать в такт. В прозаический текст, изрядно переписанный создателями, властно врывается поэзия – от «Стадам не нужен дар свободы» до скабрезных стишков про Аглаю. Во втором акте текстовые вливания приобретают системный и сюжетный характер: умерший старик Дубровский приходит мучить Троекурова, отнюдь не довольствуясь ролью молчаливой галлюцинации. Победительный Денис Суханов, наделив своего сходящего с ума персонажа поприщинскими чертами – «За что мучат меня?» – после его гибели преображается в шекспировского призрака. С выбеленным лицом и книжкой Дубровский-старший преследует Кирилу Петровича, зачитывая ему отрывки то из «Пиковой дамы», то из «Пира во время чумы», нависая над ним во время обеда, усердно мешая предаваться привычным удовольствиям. Изобретательность режиссера заставляет эту пару героев даже исполнить замысловатый дуэт на столе. На фоне огромного светящегося креста, спустившегося из-под колосников, затравленный Дубровский играет на сгубившем его Троекурове как на виолончели. Своеобразно мстит обидчику и молодой Дубровский, не явно – любовь к голубой героине Маше не велит – но исподволь, издевательски дрессируя, как собачонку, избалованного барчука Сашу (Мария Золотухина), к которому его наняли учителем. Все это сценическое изобилие сопровождает ансамбль гламурных демониц, извивающихся то с песьими головами, то в передничках дворовых девок, то с инфернально закрученными рогами. Как известно, Пушкин «Дубровского» не дописал – что произошло с героями дальше, остается на волю нашего воображения (среди рекомендуемых минобром заданий по литературе для шестиклассников есть такое – сочинить финал романа «Дубровский»). Твердо сатириконовцы решили судьбу лишь одного персонажа: француз Дефорж, продавший Дубровскому свои документы и личину учителя, не покидает негостеприимную Россию, а выполняет свою заветную мечту – становится кондитером, готовит эклеры и бланманже и нанимается поваром к князю Верейскому. Участь же молодого Дубровского, ненадолго возмутившего покой российского самодура Троекурова, осталась темной и неожиданно современной.

Administrator: Отсюда «ДУБРОВСКИЙ» Александра Пушкина в театре «Сатирикон» (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин Примерно половина зала во дворце на Яузе – школьники, которые, судя по всему, пришли, чтобы не читать оригинал. Ох, представляю себе лица учителей, когда они будут читать сочинения, написанные по сатириконовскому "Дубровскому". Просто именины сердца. Как вы поняли, классическую пушкинскую историю переделали достаточно серьезно, хотя основной сюжет все-таки остался. Строго по канонам театра. Драматические действия короткие, а между ними длинные пластические (или танцевальные) номера. Номера эти разнообразные, динамичные, с огромным количеством метафор. План по метафорам и подтексту, в общем, перевыполнен на несколько сезонов вперед. Интересен подход к декорациям – центром притяжения является круг, обнесенный сеткой со всех сторон, отчего он становится похожим на ринг, посередине круглый стол, который в разных сценах выполняет функцию места сбора большой семьи, а в некоторых – что-то типа сатанинского алтаря. Оригинально подобрана музыка. В частности, спектакль начинается с аранжировок классических битловских треков из "Сержанта Пеппера" в русском народном стиле. Даже на некоторое время поверил, что "Битлз" – русская группа. Каждый характер прописан ярко и очень метафорично. И в этом и заключается самый спорный момент спектакля. Например, Шабашкин (секретарь Троекурова в исполнении Арсена Ханджяна) передвигается по сцене как герой мультика "Гадкий Я". Троекуров – яркий пример метафоричного самодура и так далее, сотрудники суда – с песьими головами и так далее. Каждый герой символичен и утрирован до невозможности. В общем, к середине первого действия у меня сложилось впечатление, что я смотрю вовсе не пушкинскую, а гоголевскую историю с этими гротескными персонажами. Троекуров в данной версии – типичный Ноздрев, Дубровский-старший, хоть и говорит о человеческом достоинстве, но больше напоминает образ Акакия Акакиевича. Для сатирика Гоголя такой подход – верен, для реалиста Пушкина – спорен. И в этом заключался главный диссонанс спектакля. Пушкин задумывал "Дубровского" как мелодраматический авантюрный роман, в котором символизм и гротеск не подразумевался. Тут же его прямо с перебором. В каждой сцене. Плохо ли это? Нет! Смотреть интересно, но вопросы остаются. Не лучше ли было в таком стиле поставить "Миргород" или "Мертвые души"? В общем, если вы поклонник классического сатириконовского стиля – спектакль для вас. Если вы хотите увидеть обычного Пушкинского "Дубровского" – то, наверное, вам не сюда. Пока сидел в зале, пришла в голову идея: измерять качество спектакля по простому параметру – в какой момент я первый раз посмотрел на часы. В первом действии – это была 58 минута, во втором – вообще не посмотрел. С учетом того, что спектакль продолжался почти 3 часа – очень неплохой результат. Но водить сюда школьников, которым в лом читать "Дубровского", наверное, не стоит. Во избежание дальнейших конфликтов с учителями. Не поймут учителя концепцию Якова Ломкина. Явно не поймут.

Administrator: Отсюда Троекуров и неугомонный дух Спектакли, созданные к юбилеям, – вещь коварная. Ведь в этом случае режиссера легко заподозрить в том, что он обратился к литературному материалу для праздничной галочки, а не по велению души. Но Якова Ломкина, поставившего «Дубровского» к 225-летию со дня рождения его автора, в подобном не упрекнешь: Пушкиным режиссер болеет давно, с тех самых пор, как в студенчестве репетировал роль поэта в лицейские годы в ГИТИСе у своего мастера Владимира Левертова. Потом Ломкин и сам создал постановки, связанные с Александром Сергеевичем: «Пушкин. Поэмы. Квартет» с коллективом DрамТеатра НАШ, «Сказку о царе Салтане» и «Даму Пик» в ижевском Русском театре. На этот раз режиссер выбрал для постановки одно из самых загадочных произведений поэта – незаконченный «разбойничий роман» «Дубровский», превратившийся на сцене «Сатирикона» в гремучую смесь мистического триллера и трагифарса. Cюжет, знакомый по школьной программе и экранизациям, предстает в абсолютно новом ракурсе. Ходом событий и судьбой героев в спектакле управляют загадочные химеры – женщины в высоких черных головных уборах. Они олицетворяют силы зла, чем-то напоминая ведьм из шекспировского «Макбета». Попав под их власть, люди теряют разум – идут на поводу у своей гордыни и подчиняются звериным инстинктам, в конечном итоге превращаясь в подобие животных. Это становится очевидным уже с первой сцены на псарне, где гости Кирилы Петровича Троекурова (Игорь Гудеев) вовсю стараются выслужиться перед ним. Игорь Гудеев играет Троекурова человеком по-детски простодушным в своем эгоизме. Он убежден, что мир вертится вокруг него, и без всякой помощи химер любую попытку противостоять собственной власти воспринимает как бунт. Даже если «бунтует» сосед Дубровский – однополчанин, воевавший с Кирилой Петровичем на Русско-турецкой войне, и имеющий право, хотя бы в силу дворянского звания, остановить зарвавшихся холопов. Отцовскую модель поведения копирует юный и озорной Саша Троекуров (Мария Золотухина), запирающий соседа-помещика в комнате с медведем. Усвоил хозяйские правила и усердный секретарь Троекурова Шабашкин, которого барин, оговорившись, называет Шарашкиным – и, кажется, неспроста. Арсен Ханджян играет эту роль в экспрессивно-гротесковой манере, и не очень заметный в книге персонаж в спектакле становится ярким и укрупняется, словно на него навели увеличительное стекло. Просьба Кирилы Петровича помочь отнять имение у Дубровского для Шабашкина – великолепная возможность выслужиться и преуспеть в жизни, и он творит неправедное дело прямо-таки сладострастно. Вьется вокруг Троекурова мелким бесом и в своих фантазиях воспаряет так высоко, что, выполнив задание, в ожидании награды разваливается у опешившего помещика на коленях, словно его любимый ребенок. Кирилу Петровича окружает толпа челяди, увидев которую, вспоминаешь пушкинское «мчатся тучи, вьются тучи» – странная пластика этих людей и танцы под ритмичную музыку напоминают мотор, приводящий в движение интригу (хореография – Альберт Альберт, композитор – Ричардас Норвила). И только Андрей Гаврилович Дубровский (Денис Суханов) – тот самый непокорный сосед, что осмелился противостоять Троекурову, держится особняком. Он остается в одиночестве и на псарне после оскорблений слуги, и в последовавшим за этим суде, когда за Кирилой Петровичем садятся сразу несколько человек на одной стороне сцены, а на другой, рядом с Дубровским, – пустота. Химеры шипят, пытаясь сделать Андрея Гавриловича смиренным, а он все сопротивляется, не теряя чувства собственного достоинства и не желая вписываться в компанию лизоблюдов вокруг Троекурова. Его возглас: «За что вы меня мучаете? За то, что я честь свою защитил, а вы и слова такого не знаете?!» – звучит в спектакле как глас вопиющего в пустыне. Конец таких испытаний бывает страшен: оскорбленный герой сойдет с ума, а потом умрет от удара. От его смерти будет страдать сын Владимир (Никита Смольянинов), прежде довольный своей жизнью офицер. Но из полка в родную деревню дворовые отца повезут Дубровского-младшего на тряской бричке. Разбойный облик бородачей-слуг – возницы и сопровождающего – напомнит приспешников Емельяна Пугачева, которого в народе считали заступником от произвола помещиков. Теперь подобные надежды дворовые возлагают на молодого барина, тоже становящегося бунтарем, хоть и против своей воли. Однако покой во втором акте теряет не только жертва, но и обидчик. Анна Ахматова считала, что «Дубровский» Пушкину не удался, потому что в нем нет тайны, как в «Пиковой даме». Но режиссер Яков Ломкин уравнивает два этих произведения, выводя Андрея Гавриловича в виде призрака, преследующего Троекурова и разрушающего его семейную идиллию. Нескончаемый диалог Кирилы Петровича с умершим другом – это, по сути, разговор с собственной совестью. Медленный огонь запоздалого раскаяния Троекуров пытается гасить алкоголем, но тщетно. Может ли любовь, Владимира Дубровского и Маши Троекуровой разорвать порочный круг ненависти, мести и кровопролитий? Кажется, что режиссер сомневается в этом: в самой первой сцене влюбленных, тянущихся друг к другу, грубо растаскивают. Судьба Маши – ангельского вида девушки (Ася Войтович, в другом составе – Екатерина Вьюхина) в спектакле выглядит подтверждением библейского изречения «грехи отцов падут на детей». Оглянись ее отец хоть раз в своем гневе, история Машиной любви могла быть столь же счастлива, как и у героини «Барышни-крестьянки» Лизы Берестовой. Вместо этого в наказание без вины виноватой юной красавице послан карикатурный старец князь Верейский. Маша принимает на себя этот крест и не пойдет против Божьего закона. Ей, как и Владимиру, предстоит осознать, что «на свете счастья нет, но есть покой и воля». И хотя Кирила Петрович в финале и «выдавливает» Дубровского-младшего за границу, как испокон веков поступали с неугодными людьми, надежда на то, что Маша и Владимир когда-нибудь еще встретятся, нам все же остается – именно об этом хотел, но не успел написать Пушкин в продолжении своего романа.



полная версия страницы