Форум » Архив форума » РИЧАРД III. ЧАСТЬ 3 » Ответить

РИЧАРД III. ЧАСТЬ 3

Ирината: Ричард III. Материалы на сайте Материалы на форуме ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2

Ответов - 302, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Мирра: Еще от зрителя Сегодня в Сатириконе давали Ричарда III Сегодняшний Ричард смотрелся очень легко. Благодаря Константину Аркадьевичу, как мне показалось, спектакль носил характер скорее фарса, нежели трагедии. Зал много смеялся. Максим сегодня был очень точен в своей игре: от сцены прощания с Ричардом, во время которой сердце щемит от его открытости и наивности перед вероломным братом, до смерти герцогини, которая ушла тихо и с выражением облегчения на лице - ее страдания наконец закончены. Весь спектакль я любовалась Денисом Сухановым - его элегантностью и балетным изяществом, он был красив, впрочем, как всегда:). Убийцы/могильщики от эпизода к эпизоду грустнели... А настоящий ужас охватывает меня всегда в одной сцене - сцене убийства юных наследников. Просто в голове не укладывается, как над этими милыми, хулиганистыми пацанятами, так ловко сыгранными Тимой и Яшей, можно так грубо надругаться! А Тимофей в роли ребенка просто гениален: я каждый раз вижу собственного сына в минуты шалости:)). Оттого в финале, когда убиенные мальчики возвращаются, чтобы добить кровожадного дядю, сердце так и норовит выскочить из груди. Расстроило сегодня только одно - было очень мало цветов. Если бы я могла, подарила всем.

Lotta: От зрителя Ричард III, Сатирикон. Занавес- Тауэр. Черно-белая цветовая гамма декораций, многократное увеличение предметов, серые фигурки людей и животных, все это создает атмосферу средневековья (мне эта эпоха всегда представляется в легком тумане, без ярких цветовых пятен, с вытянутыми лицами людей, как на картинах, дошедших до нас). С другой стороны, эти приемы дают возможность увидеть трагедию вне эпохи, тот самый - вселенский уровень, на котором люди теряются на фоне вечных уходящих в небо зАмков, сменяют друг друга, оставляя после себя лишь истории, одна печальнее другой. Ричард III - Одержимый Злом. Причинами одержимости становятся и отсутствие любви, и внешнее уродство, стремления Зла все те же - обрести власть, да и собственно результатом становится все та же смерть. Мне нравилось наблюдать в Соланж (Служанки, Театр Виктюка) зла "чистейший образец". Вчера мне явлен был еще один, не менее впечатляющий. Все-таки, у зла разные лики. Ох, и страшное время, кажется, было. Но наше, несомненно, страшней будет. Людей больше - одержимых больше. Какая здесь работает прогрессия математическая или геометрическая - не знаю, но простым количественным фактором - увеличением численности населения планеты - оперируя, можно предположить, что в 20м веке война добра и зла постепенно перешла в кульминационную фазу, или хотя бы близка к ней. что нас ждет в 21-м, интересно. Великолепный спектакль! Гениальный Райкин. Одна секунда для смены настроений, Слезы от слов "Народ безмолсвтствует"!!! Потрясающий Аверин(Кларенс, король Эдвард IV, герцогиня Йорская) - все образы великолепны, сцена убийства Кларенса - очень красиво. Невероятные Агриппина Стеклова, Денис Суханов. ВСЕ, ВСЕ чудесные!!!!!!!!!!!

Administrator: Ричард III (К.Райкин) в фотографиях Геннадия Усоева Продолжение следует. Еще фотографии Г.Усоева (и не только) можно увидеть на странице спектакля.


Lotta: "Ричард Третий" 16 февраля Примерно после Нового года "Макбетт" перешёл для меня в мемориальную фазу, что заметно сказалось на восприятии ДРУГИХ спектаклей, особенно, "Ричарда" и "Лира". Я стала их смотреть более объективно, что ли... Например, если раньше некоторые актёры мне казались явно ЛИШНИМИ в бутусовском мире, то теперь всё вроде так и надо... В этой новой ситуации самыми неожиданными стали два момента. "Лир" оказался теперь любимым спектаклем - то есть не тем, который нравится больше других, а именно ЛЮБИМЫМ (явление из разряда "жизнь продолжается"). Другой момент (не менее для меня важный): вчера смерть Бэкингема пробила так же, как раньше смерть Дункана. Сравнивать трудно, я об общем впечатлении, в том смысле, что сильнее некуда. Видимо, для этого было достаточно начать воспринимать эту сцену не как цитату из "Макбетта" ("найдите десять отличий!"), а как что-то самостоятельное. Спектакль вообще вчера был сильным: с минимальным ёрничаньем героя и относительно восприимчивым залом. Почему же всё-таки любимым оказался "Лир", а не "Ричард" ? Ведь по-моему, очевидно, что "Ричард" куда более цельный спектакль: и в плане режиссёрского замысла, и в плане его воплощения. К тому же он мне приятнее эстетически: своей чёрно-белой графикой, музыкальным рядом... открытым лицом Бэкингема, в конце концов. Cкорее всего, дело лишь в том, что героям "Ричарда" не хватает страсти, поэтому их не получается любить. Нет, у каждого из них есть свой звёздный час, но в целом, они что называется, "страдают малокровием". Большую роль в этом смысле играет парочка Трибунцев-Ломкин: убийцы, они же горожане, они же принцы-подростки - с их подчёркнуто иронично-отстранённым взглядом на происходящее. Да и сам Ричард постоянно анализирует, посмеиваясь, и себя, и своих недругов и смотрит на всё как бы со стороны, предлагая то же самое зрителям. Очень интересный момент спектакля - последний бой героя, вот тут уж кажется, страсть кипит! Однако сразу же выясняется, что Ричарду нужна была НЕ власть над теми "кто красивее его", а просто полное их уничтожение. Потому он и готов отдать престол за коня, потому и бьётся так страшно: чтобы напоследок убить как можно больше ИХ. Недаром через весь спектакль проходит нитью наплевательское отношение к атрибутам власти: короне (вчера её разве что в зал не роняли, как в прошлый раз), трону (ведь Ричард, выбирая его для себя, даже на ведро усаживается простодушно). То есть всё это время мы имели дело не с человеком, живущим ИДЕЕЙ ВЛАСТИ (как ошибочно полагал Бэкингем), а просто с маньяком, который мстит за поруганное детство. Потому настойчиво повторяемая тема совести не звучит: герои даже перед смертью лишь констатируют, что их жизнь была неправильной, и теперь им приходится за это расплачиваться. Несмотря на блестящую актёрскую игру, герои воспринимаются несколько упрощённо, в их поведении меньше смыслов, как будто при создании образов опять же использовались приёмы графики, а не живописи.

Administrator: Ричард III (К.Райкин) в фотографиях Геннадия Усоева

Administrator: От зрителя Юрий Бутусов "Ричард III" - трагифарс Перед походом прочитала Ричарда (сколько трупов на так мало страниц!) и просмотрела серию статей "пресса о спектакле". Последние меня скорей пугали - в них прослеживалось, что за стилем и декорациями теряется текст и игра. Ан нет. Все вместе очень органично держалось: и бумажные птицы, и музыка, и резвая хромота Ричарда-Райкина. В постановке многое поменялось (еще бы, со времен текста прошло 3,5 века), акцент переместился с губительной жажды власти на проблему "мам и детей". Ричард был некрасивым ребенком, его не любила мама, поэтому он стал сволочью. Он с ненавистью смотрит на своих племянников, не столько потому, что у них все права на трон, но потому, что у них есть детство и любовь матери. Он мстит им и вообще всем за свое несбывшееся детство, но эти наглые шумные дети потом его и убьют. А пока он убьет их и его наградой будет бутафорская корона из фольги. В жестокости Ричарда что-то детское - он расчетливый, умный, едкий, но жестокий именно по-детски - как-то отрешено и безрассудно. Он сам не видит смертей, убийства - дело рук черни, да и смерти не настоящие: орудия палачей - вино, подушки, ткань. Каждая смерть разыграна как маленький фарс. И – ура! – Райкин-Ричард (Ричард-Райкин) просто блестящий. Жесткий, саркастичный, с неожиданной, но очень органичной мимикой и пластикой, без надрыва и перебора.

Ирината: "Ричард III". 09.03.2010 Разрозненные заметки. 1.Ричард, сидящий на качающемся троне в короне, будто бы наскоро вырезанной из банки из-под килек, смотрится вполне органично (но еще органичнее он смотрелся на троне типа "ведро"). Гибкое тело Бэкингема тоже мгновенно перетекло в позу, не просто удобную для сидения на этом сооружении, но и эффектную ("и царская порода в нем видна" (с)). А вот фарсовый головной убор на Бэкингеме смотрится совершенно чужеродно. Да уж... этому челу надо быть увенчанным золотым венцом - вот это смотрелось бы оптимально. 2. В сне Ричарда мальчишки-принцы укладываются к нему на кровать, свернувшись, словно котята - один в ногах, другой - в головах. 3. Сцены Ричард-Анна и Ричард-Елизавета вроде бы очень похожи. Обе - начитаются у могильного холмика с белыми цветами и кончаются на кровати слева...в обеих - герои снимают верхние одежды... в обеих - Ричард выглядит победителем. Но это не так! В сцене с Анной в какой-то момент шахматные ходы ситуации начинает просчитывать не только ОН, но и ОНА. В сцене с Елизаветой против гроссмейстера-Ричарда играет абсолютно безумный партнер - и финал матча оттого неизвестен. "А ты пришли письмо", - это не победа Ричарда над партнершей, это ее безумный непредсказуемый ход... 4. В сцене убийства принцев малыш Йорк первым замечает, как вздыбился пол - и пытается привлечь к этому внимание брата. Но "старшой" продолжает играть... а раз так - к предсмертной игре присоединяется и младшенький. 5. Из трех образов Аверина только герцогиня Йоркская дается в развитии... в преображении. Братья-близнецы Кларенс и Эдвард - эти пронеслись, будто яркие кометы, на секунду ослепив... и исчезнув. Остается только их мать - совершенно трагический образ... и играет актер превосходно. Кстати, Аверин единственный, кто допускает произнесение слов и фраз вне основного текста, но в контексте определенных сцен ("Помоги мне подняться"... "Не надо плакать"... "А вот я сейчас его найду"...). 6. В семействе Йорков - андрогенное (наследственное) облысение. Безволосы и мать, и все трое братьев. Да и у малыша Йорка редеют его детские легкие волосы... А вот его брат - в материнскую "породу" - кучеряв до невозможности. 7. Конец первого действия (когда Ричард принимает корону) - самая точная и оттого лучшая сцена. На месте и играют (а не просто отбывают время на сцене) ВСЕ. Глаз не оторвать от Ричарда с Бэкингемом... А горожане и лорд-мэр? А "юродивые" с Кэтсби"? И - финал, с идущим к авансцене по световой дорожке Ричардом... ПОТРЯСАЮЩЕ.

Administrator: От зрителя луч света и т.д. Так бестолково и беспорядочно я металась по театрам, смотрела всякую ерунду, что это должно было в конце-концов окупиться таким невообразимым восторгом, когда захватывает дух. И вот "Ричард Третий" был этим восторгом. Он был луч света в тёмном царстве и далее по списку. Главное, конечно, картинка. Ну то есть режиссура, свет, ДЕКОРАЦИИ!!! Это я так неумеренно восторгаюсь декорациями, а не включила нечаянно кэпслок, если что. Они потрясающие: эта кривая, несоразмерная мебель, птицы эти. Актры тоже хороши, ни к кому претензий под конец уже не осталось. Райкин дико крут в этом своём монологе, когда он в начале его произносит, и когда уже в конце перед призраками. И сцены убийств были божественны. И спасибо Вам, уважаемый режиссёр Юрий Бутусов, Вы луч света в "Сатириконе".

wing: Вот как человека проняло - божественные сцены убийств!

Lotta: Самое странное, что эпитет этот подходит . И звучит кощунственно только для тех, кто бутусовских спектаклей не видел. Причём в нашем любовании сценами убийств ИМХО нет никакой патологии (по крайней мере, мне хочется так думать).

wing: Lotta , конечно, мы же получаем удовольствие от игры, а не от процесса;)

Мирра: Чудовищно божественные... Или божественно чудовищные!

Administrator: От зрителя (фрагмент) ...Заключительное "вытаскивание" меня состоялось вчера. Совершенно неожиданно (и снова благодаря доброй подруге) я оказалась в любимом Сатириконе на "Ричарде III"... Вот тут даже не знаю, что сказать, потому что описать восторг земными словами очень сложно. Который раз, приходя в Сатирикон, я думаю - вот именно ТАКИМ должен быть настоящий театр! Вот именно ТАК должны работать артисты. Вот именно ТАК должны работать режиссеры, художники, композиторы и постановщики. Вот именно ТАКИЕ пьесы нужно ставить. И тогда вот именно ТАКИЕ залы будет собирать театр, и именно в ТАКОМ настроении и бурных раздумьях будут уходить из театра зрители. Мы не должны уходить из театра пустыми, мы должны уносить оттуда духовный багаж, который будем хранить потом долгие годы и взращивать в себе его бесценные плоды. Сатирикон никогда не отпускает своего зрителя пустым, за что огромное ему спасибо и низкий поклон!..

wing: То, что с Ричарда не уходишь пустым, это сказано верно. Вообще бутусовские спектакли заставляют задуматься о вещах, над которыми ты раньше не размышлял (или не хотел?). Ричард - крайне эмоциональный спектакль, оголяющий нервы. Первый раз я уходила с него с разыгравшейся тахикардией. Теперь привыкла, воспринимаю легче, могу сосредоточиться на игре, а не событиях, и получать от этой игры удовольствие. Только убийство детей ранит все с той же силой...

Administrator: Это - фрагмент. Полностью текст ЗДЕСЬ и в форумной теме про "Лира" **************************** ...«Ричард III» - это совсем другой спектакль, хотя тоже трагический фарс. Ричард Глостер, урод от рождения, не любим никем с момента появления на свет. В ответ он ненавидит всех, но научился ими играть и манипулировать. Как и почему ему это удаётся? Его боятся и подчиняются умные и благородные люди всего королевства. Короли, королевы, принцы и принцессы, герцоги и герцогини, графы и графини, наёмные убийцы и простолюдины с улицы. Урод Ричард постоянно трудится. Он с утра полон энергии: моется, чистится, следит за гигиеной полости рта, чистит зубы, делает зарядку (может долго на одной ноге (другая полупарализована) прыгать со скакалкой, вращая её в одной руке (другая не работает), кувыркаться, используя лишь одну руку и ногу). Репетирует предстоящие сцены с конкретными жертвами, публикой, обдумывает сценарии разговоров, выстраивает мизансцены. У него нет ни минуты покоя, всегда в действии без отдыха и расслабления. Одному льстит, другого пугает, на всех наводит наветы и клевету. Все, как дети, запутаны, заинтригованы, ненавидят и боятся его. Сидят на больших стульях за большими столами, а спят на больших кроватях. Дети в большой, взрослой жизни. Никто злодею не противостоит, а он убивает, убивает и убивает. Однако, это не простой маньяк-убийца, получающий удовольствие от созерцания чужого страдания, ставший таким, будучи не любимым матерью, ужаснувшейся от первого взгляда на появившегося уродца. Он сочетает это с карьерной целью, расчищая путь к короне. Добивается её, оказывается на троне, и… начинает скучать. Потом умирает, убитый, не Ричмондом, а играющими подростками. Все приносят ему белые хризантемы и неистово пляшут в хороводе вокруг трупа.

Lotta: Из предыдущего поста : "оказывается на троне, и… начинает скучать."(с) Именно! Потому что не власть ему была нужна над теми, кто красивее него, а - перебить их всех! И чтобы каждый перед смертью осознал всю глубину одиночества и равнодушной враждебности мира. Потому так хладнокровно-смешливы убийцы, для которых осуждённый уже не человек.

Administrator: ПО ССЫЛКЕ - странный такой пост о сатириконовской "Ричарде" - со скриншотами видеоверсии и ссылками-переходами в другие темы. Не пощу сюда, ибо не знаю, если честно, как это сделать без потерь... Посему - только ПО ССЫЛКЕ.

Administrator: От зрителя Итоги. «Ричард III», Сатирикон, Бутусов Не знаю, может кто-то во время просмотра спектакля Юрия Бутусова и наслаждался трактовкой шекспировского текста, следил за поворотами сюжета, ужасался наивной жестокости… Я явно была не из этих людей. Меня «Ричард III» ввёл в какое-то экзальтированное состояние. Смысловые переходы текста терялись за стихотворным ритмом, бьющей в сердце интонацией Райкина. Декорации – как из самого раннего детского сна – удивительно сказочные, милые, страшные одновременно. Чего стоит один только «каменный» занавес, встречающий зрителя ещё до начала спектакля. А что творит режиссёр! Кровавое убийство тут – яростное обливание человека вином. Надо отсечь голову? Просто обернём её газетой и замотаем скотчем! Убийство детей придворные опричники совершают подушками – теми же самыми, которыми пару минут те лупили друг друга. Страшное проклятие Маргариты (Марина Иванова) и ужасный монолог Ричарда III (Константин Райкин) звучат из уст актёров, стоящих между двух полотен света, в которых падает крупный белый – снег? Спектакль вообще по своему настроению напоминает «Снежное Шоу» Славы Полунина (кстати, кто не был, сходите обязательно, они каждую зиму приезжают в Москву) детскостью, непосредственностью, абсурдностью. Только это чарующая, бессмысленная театральная красота в «Ричарде III» сливается с чарующей, бессмысленной жестокостью обиженного судьбой человека. И тут основное то, что благодаря этому странному союзу бесчеловечности и божественной красоты ты во многих моментах сочувствуешь главному герою. Как ни старается выставить Райкин животный эгоизм, мелочность, властолюбие Ричарда – только он подходит к прожектору у края сцены – и ты уже влюбляешься в его гигантскую кривую тень, отбрасываемую на задник! Вообще это один из редких спектаклей, который держится на свете, из-за которых хочется бросить всё к чёртовой бабушке и пойти ассистентом к осветителю, пусть в самый захудалый театр. Большой поклон за этот свет Анатолию Кузнецову. За всеми «красивостями» я не всегда успевала следить за развитием сложного шекспировского сюжета – кого только что убили? почему? Помню только, что радовалась, когда Ричард наконец получил корону и недоумевала, когда в конце его убили. «Правда, ужасно страшно?» - делилась впечатлениями в вестибюле со мной незнакомая бабушка. Мне было страшно, только когда убивали его – короля Ричарда III, Константина Райкина, без которого не было бы ни убийств, ни света, ни снежинок. Со спектакля вышла совершенно счастливая. Теперь с нетерпением жду «Короля лира» того же Бутсова.

Lotta: "Ричард Третий" 30 марта Мой НЕИЗВЕСТНО КАКОЙ ПО СЧЁТУ "Ричард". На самом деле, число не столь уж велико, так как впервые увидела спектакль ровно год назад. Помню, что долго не могла смириться с трактовкой образа героя - ну отказывалась моя душа ему сочувствовать, и всё тут! Потому первое впечатление было скорее эстетического плана. Я и сейчас считаю "Ричарда" одним из самых красивых и стильных спектаклей. Потом был разочаровавший меня "Гамлет" и "Лир", встревоживший своей цирковой крикливостью. Чёрно-белый графический "Ричард" на их фоне казался образцом вкуса - моего чёрно-белого школьного вкуса, сложившегося под влиянием активного неприятия эстетики первомайских демонстраций. Для того, чтобы "Лир" победил и вышел для меня на первое место среди ныне живущих спектаклей, нужно было сделать ещё один шаг к свободе. Теперь, когда я узнала, что Бутусов родом из Гатчины, мне стало понятно, откуда родом "блеск и нищета" изобразительного ряда его спектаклей, а также аристократическое смешение стилей, небоязнь "дешёвых" эффектов... С одной стороны, записанные на подкорку образы пригородных парков, с другой - питерские коммуналки, бледные лица, короткие световые дни. "Ричард" как раз из этих парков - зимний, холодный, с вечерним вороньим карканьем и стаями бродячих собак (от одной из них удирает бедняга Хастингс, торопясь на вокзал встречать принца). И огромные тени - из этих дворцов, и аскетичная обстановка - плод воспалённого пуританского воображения. Посреди всего этого холода - несколько роскошных деталей: рыжие волосы Елизаветы, яркое вино в хрустальных бокалах, красавица Анна и всегда особняком ото всех стоящий Бэкингем. Костюм Бэкингема настолько продуман (до гвоздиков в каблуках - они видны, когда он стоит на коленях), что его подчёркнутая изысканность даже сбивает с толку, заставляя любоваться героем, независимо от смысловой нагрузки, которую несёт этот образ. Я уже писала, что внешняя красота Бэкингема абсолютно исключает возможность его взаимопонимания с Ричардом, подтверждая безнадёжное одиночество короля. Но это, конечно, лишь одна сторона такого решения. Сегодня мне показалось, что несмотря на совершенную, блестящую игру Суханова, одна из главных функций его существования в этом спектакле - всё-таки эстетическая.

Ирината: Lotta пишет: одна из главных функций его существования в этом спектакле - всё-таки эстетическая. Собственно, я неоднократно писала о всегда потрясающей меня многослойной живой картинке, которая завершает первое действие спектакля: - хромающий по световому лучу Ричард (ботинки в руке, выражение лица - словно довольная морда напакостившего кота): первый план - тесно обнявшиеся - в надежде общим теплом пересилить рушащийся на них ужас - Елизавета, Дорсет, герцогиня Йоркская: второй план - безмятежно присевшие на слишком большой для них, "взрослый" стул принцы в бумажных коронах: план третий - прислонившийся к дверному косяку Бэкингем... огонёк сигареты у его губ: задний план. Сдвигается занавес. А мне всегда кажется (а может, так оно и есть - не успеваю разглядеть) - что в последнюю секунду планы как бы смещаются, меняются местами. И самое яркое, притягивающее взгляд пятно "на картине" - это именно Бэкингем. Перед тем, как в сатириконовском зале зажгется свет - закройте на миг глаза: ведь это его фигура отпечатывается на сетчатке.



полная версия страницы