Форум » Архив форума » РИЧАРД III. ЧАСТЬ 3 » Ответить

РИЧАРД III. ЧАСТЬ 3

Ирината: Ричард III. Материалы на сайте Материалы на форуме ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2

Ответов - 302, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Administrator: Не новое. Но, кажется, на форуме этих текстов нет. От зрителя Два центра, вокруг которых образуются энергетические завихрения, два магнита, которые притягивают к себе остальных героев - Ричард (Райкин) и герцог Бэкингем (Денис Суханов). И если от Райкина ждёшь и пластической гуттаперчевой гибкости, и дьявольского хохотка, стона и вопля, верченья юлой и обезьяньих прыжков, то Суханов гибок, как лоза или розга, податлив и холоден, изворотлив и неожиданно простоват. В готовности предавать он повторяет путь Ричарда, но допускает слабость, верит посулам тирана, а убедившись, что тот и не собирается исполнять обещанное, бежит, примыкает к оппозиции и гибнет. Союз-противостояние Ричарда-Бэкингема - осевая линия спектакля, а сцена призвания на царствование так явственно напоминает современные фарсы с публичным отказом от короны, петициями граждан и всенародной поддержкой, что публику точно холодком окатывает: как же рискует этот парень, заявляя, что не хочет власти, а вдруг ему и правда, поверят, что тогда? Современный перевод (толпу, которую должен привести лоро-мэр называют шоблой), современный рисунок роли. Ричард, придуманный Бутусовым и сыгранный Райкиным, больше похож на злого мальчишку из "Саус парка", чем на антигероя английской истории; после очередного злодеяния хочется крикнуть на весь зал: "Сволочи, они убили Кенни!" - знаешь ведь, что жертва снова объявится, жива-невредима. Так и случается: Максим Аверин выходит на сцену вновь и вновь: его убивают, когда он Кларенс, он умирает, когда он Эдуард, а потом он - герцогиня Йоркская. Изощрённая режиссура - а как ещё можно ставить шекспировскую пьесу, где почти сорок персонажей и замысловатая сеть интриг? Лаконичная и стильная сценография, завязка - на пантомиме, финал - на слезах. Четыре года спектаклю, но вчера возникло ощущение, что это не просто кривая жизни венценосного горбуна-урода-живореза по имени Ричард, а жирная черта под счётом, который подал нам бесстрастный кельнер. От зрителя. Вывернуть душу наизнанку. Спектакль, от которого ломит виски и поднывает сердце. Ричард – монстр или монстр - жертва? И есть ли в спектакле только жертвы, кроме двух малолетних наследников, мальчишески оторванных от грязных делишек взрослых, мальчишески беспечно «засовывающих» головенки в пасть бешеного пса, мальчишески беззаботно играющих за минуту до гибели? И не потому ли их убийство скрывается в белопенных тканевых облаках… Остальные – повязаны предательствами, коварными многоходовками, играми тщеславия и гордыни. Все палачи или пособники палачей (для пособничества иногда нужно только равнодушие и попустительство), все жертвы. Ричард – жестокая напористая бестия, воплощение Сатаны. Уродливая тень, нависающая над миром. Существо, умеющее быть каким угодно. Хамелеон, меняющийся на глазах, смешивающий рыдание с ядовитым жутковатым смехом, опровергающий существование всех основополагающих человеческих чувств; переворачивающий понятия, играющий с истиной в кошки-мышки. О, как он умеет быть победителен! Как он может ошеломить напором, обезоружить чудовищной псевдоискренностью, сломать, подмять… Для его планов необходимо взять в жены женщину, его же стараниями недавно овдовевшую, - она будет его. Он заполучит её со скоростью, которой бы могли позавидовать первые красавцы и герои. Его энергия прошибет любую стену, его сила и страсть (страсть честолюбца, никогда не знавшего любви, самой главной – формирующей и оберегающей - материнской любви) покоряют. Ричард - бессердечный выродок, ублюдок, пришедший в мир, чтобы превратить его в филиал Ада, - да. Но кто тогда прячется под столом от фантомов, от призраков, от мертвецов? Кто лепечет перепуганным закомплексованным нелюбимым пацаненком? У кого глазищи, в которых бесприютность всеми отвергаемого, унижаемого маленького человечка с большой страдающей душой? Чья вина, что из слабого и обиженного природой ЧЕЛОВЕКА, вырос сильный и опасный ЗВЕРЬ? Где та граница, на которой историю еще можно было остановить? Не превращать в кровавую вакханалию? Вечная история (вечная, вечная, в этом её сила) о недооцененном хищнике, скрывающемся под шкуркой слабенькой мирной овцы; о разменной монете в битве клановых интересов, которая вдруг сама… разменивает участников противоборства. Сила спектакля в его однородности – в правильной расстановке сил. Здесь нет даже средних актеров. Каждый хорош на своем месте. Что придает спектаклю особую мощь и напор. Действие накатывает на зрителя и подминает под себя. Выразительность сцен, действующая и на сознание, и не подсознание. Филигранная и одновременно мощная (никак от слова не уйти) игра актеров. Без показных истерик, порой со скупыми внешними реакциями (случаются состояния, когда люди внешне почти спокойны, скупо-эмоциональны, заморожены, но за этим ощущается полнейший запредел, уход за грань). Они позволяют зрителям чувствовать, они оставляют зрителю возможность чувствовать, они заставляют зрителя чувствовать и... зрители чувствуют. Весь ужас, все бездны… Всю обреченность, всю невозможность уклониться от божьего произвола, от судьбы. Райкин… Настолько разный… Начиная от сцены ночного кошмара - «монолог впавшего в детство» - то самое – до ломоты в висках, колотья в сердце и слез на глазах. Человек – стихия. Человек, несущий в себе сумасшедшую энергию. Человек, не позволяющий себе схалтурить в мелочах (дружно отметили – «зонт в бурю» - в его руках был зонтом, упирающимся в порыв ветра, преодолевающим напор стихии; в руках коллеги – красивый пируэт зонтика). Даже для третьего «Ричарда|||» - впечатления сносящие. А уж, что говорить про подругу, которая была впервые. Подсела на «Сатирикон». Так бывает. Приходишь, смотришь, очень нравится, а потом – совпадаешь и… подсаживаешься.

Innamorata: Как же мне не терпится посмотреть "Ричарда" после таких отзывов! Как раз сегодня заказала билеты и зачеркиваю дни до 23го числа!

Administrator: От зрителя В начале - утомило, в середине – захватило, в финале – поглотило! Спектакль напоминает какое-то деликатесное блюдо, которое поначалу может не понравиться, но потом хочется вкушать его все больше и больше. Так и с «Ричардом» - чем больше проходило времени после выхода из зала Сатирикона, тем сильнее мыслями я возвращалась обратно - в ту совершенно магическую постановку… Дома пролистала пьесу Шекспира – классическая шекспировская трагедия, без намека на юмор… Но поймала себя на мысли, что идеальна для театра именно постановка ее Бутусовым, иначе вылезет и помешает излишний пафос, вычурность. У Бутусова прочтение вышло великолепным! Все тот же текст Шекспира, но совершенно иные интонации, делающие пьесу абсолютно живой, близкой и настоящей. Как же это можно было все придумать!?.. Никто кроме Райкина ТАК не сумеет! Блестящая игра! Полнейшая органичность образу, непередаваемое сочетание физического уродства, ловкости перемещений, мужественного голоса. Невероятная мощь, напор. Это стоит увидеть! А еще понравилось прочувствованность сознания и поведения Ричарда – гнусность и греховность поступков на фоне боязни покаяния, прятанья за внешность… - Только не думать о содеянном!.. Продолжать! Идти к цели! Иначе сорвешься… Иначе приснится сон… - Ах, как же в спектакле обыгран сон – лучшая постановка «сна», которую я видела в театре! Показалась понятной задумка с персонажем матери-королевы, исполняемым Авериным – по-моему дело в похожести и красивости матери и ее двух сыновей в противовес третьему – некрасивому сыну. Хотя могу и ошибаться) – у режиссера свой замысел. В целом, браво! Завораживающая постановка, к просмотру рекомендую)


Administrator: От зрителя ...Но сегодня я была в "Сатириконе" на "Ричарде Третьем", и это, скажу я вам, потрясающая вещь. Признаюсь честно, эту пьесу Шекспира я никогда не читала, так что представление о сюжете имела довольно общее. Но теперь, думаю, прочитаю. Впечатления исключительно положительные. Двумя словами - полный восторг. Ужасно интересная сценография, а как они играли! Как играли! Райкин великолепен (впрочем, я всегда его любила), а какой чудеснейший Бэкингем! По-моему, самая сильная сцена была как раз когда эти двое изображали предложение короны/отказ от короны. Это было что-то! Лично я сходила бы еще раз.

Ирината: Ричард III. 25.11.2010 Сначала о том, что к непосредственному действию относится лишь косвенно. Но всё-таки относится. Обилие белых цветов на сцене – особенно в «сне Ричарда» - когда белые охапки запихиваются и запихиваются в руки обалдевшего человека, навело на мысль о генеральной репетиции того, что наверняка будет происходить на ближайших «Тополях»: белые охапки, обалдевший человек…. *** В блоге пост о том, что девушка (как я поняла – студентка художественного вуза), приглашенная вчера на спектакль «Генрих III» сильно потряслась игрой Райкина… Хорошо у него, видимо, Генрих «пошел». *** Генрих не Генрих, а спектакль вчера действительно был столь славным, что не слишком мешала даже группа на вип-местах 3 ряда, выпивавшая во время действия. Ну… мешала, конечно… Но иной раз бывает куда больше. *** Встретила вчера среди сатириконовских зрителей мальчика, который, несмотря на очень юный возраст (12 лет) уже много и хорошо играет в Луне и Эрмитаже. Очень порадовало, что парнишка без подсказки, пусть и слегка притормозив перед обилием красоты и величия поклонов, уверенно отнес свою герберу Денису Суханову. Я потом поцеловала ребенка, сообщив ему, что он не только чрезвычайно талантлив, но и умен (иными словами, умеет не только играть в спектаклях, но и хорошо их видеть). *** Ну, а теперь о спектакле. Он и правда замечательно был сыгран. Или, может быть, тут сыграло роль то, что давненько я не смотрела «Ричарда» - аж с прошлого сезона. А в этот раз еще и замечательно сидели: 1 действие смотрели (с потрясающей игрой теней, взаимодействием ВСЕХ действующих лиц, изменением света) с 9 ряда, а вот действие второе наблюдали близко – и тут в нашу пользу была вся мимика, все микрожесты… да и энергетика актерская шла в нашу сторону сплошным потоком. Что люблю, что неизменно приводит в восторг (и вчера – тоже). Многократно писала: сцена воцарения Ричарда. До чего точны – ВСЕ! И Ричард с Бэкингемом, и Кэтсби с юродивыми, и лорд-мэр с горожанами. Каждый точен сам по себе – а уж какая картинка складывается! Просто великолепно! Вот, скажет, «кого-нибудь посадим мы на трон» - и выдёргивается псевдоюродивый, который за несколько секунд сыграл ТАКОЕ!!!!! А его напарник? Тут и смех (не выходя из роли), и продолжение дуракаваляния, и мгновенный уход на задний план… Кстати, смех не может сдержать и Бэкингем. Потрясающе: слёзы Ричарда (а вот не получилось то, что было так четко продумано, что неизбежно вывело бы пешку в ферзи) и подхихикивание Бэкингема, который откровенно развлекается ситуацией. А слепец, заметавшийся после всплеска духовой музыки? А игры с короной и немедленное «гули-гули-гули» после этого? А коленопреклоненность Бэкингема? И вообще, как же замечательно, уже в полутьме, Бэкингем уходит – изящно вышагивая и со счастливейшим лицом: он Актер, и свою роль отыграл безупречно. *** Сцены с Трибунцевым всегда замечательны (порезвилась вчера парочка Трибунцев+Ломкин… ох, как весело и хорошо порезвилась!). Но когда Тимофей в ипостаси малыша Йорка… Ну, просто обожаю этого замечательного пацанчика! Возраст исчезает мгновенно, остается мальчишечка-плут, любимый и избалованный мамой и бабушкой… и всё-то ему можно, а если ругают – то это так… чтобы совсем не заигрывался (а то будет, как с Бэкингемом: совсем дяденьку своими мальчишескими хулиганствами разозлил). Дивный малыш, игра которого почти незаметно переходит в смерть… Много ли сил надо, чтобы свернуть эту тоненькую шейку?.. *** Начало второго действия – три бывших королевы… Одна – пересыщенная мщением, уже без злости. Двое других – в неизбывном горе, когда уже неважно, как ты выглядишь, что делаешь… Но чисто человеческое: поддержать друг друга. Незаметно утерев свои слезы, уговорить другую – не плакать. Предсмертный разговор матери с сыном… Пробрало до слез. Нет, не так: слезы полились потоком… Последняя попытка хоть что-то сделать, хоть о чем-то договориться… и полная обессиленность, падение в столь безразмерно глубокую бездну горя, что легче умереть, чем переносить ЭТО. *** Ричард. Финальный монолог перед войском, когда нет уже мерзкого паука, но есть – ГЕРОЙ. Сильный, красивый, энергетичный. Столь внезапная смерть, что после нее ТУДА попадаешь, не успев выпустить из рук оружия. И двое детей, которые и В ТОЙ жизни не приняли Ричарда в игру… *** Подумала и решила: а вот писать о том, что мне в спектакле откровенно не нравится, я сегодня не буду. Остановлюсь на том, что спектакль был очень хороший. С обилием цветов на поклонах, просветленными лицами актеров, нашим зрительским счастьем от великолепного зрелища.

Lotta: "Ричард Третий" 23 ноября Трудно сказать, в чём тут дело... Возможно, наступают моменты, когда спектакли начинают чувствовать свою обречённость. Я помню, КАК игрались последние "Макбетты". В случае с "Ричардом" трагизм ситуации не столь выражен и вообще полной определённости пока нет, но... Очевидно, что в этом сезоне все спектакли по-разному и по-хорошему исключительные. Если сравнить двух последних "Ричардов" (а я видела обоих), то бросается в глаза и их "разность", и то, что они максимально много отдавали зрителям. Спектакль 9 ноября был ОЧЕНЬ сильным. Я тогда решила, что его уровень определила великолепная игра двух актёров, которые ( чего уж там!) несут на себе максимальную нагрузку, справляясь с ней как когда. К игре Райкина по большому счёту претензий не бывает, но всё-таки по глубине и силе воздействия она разная в разных спектаклях. На прошлом спектакле он играл на уровне высочайшем. Ну и "вернувшийся из ада" Аверин был великолепен во всех трёх ролях, а не только в качестве Герцогини Йоркской, как это было в последнее время. Если тогда актёры максимально отдавали, то вчера они как будто хотели как можно больше взять от этого спектакля, от своих героев - играли с радостью и любовью. И - очень свободно и легко. Чаще всего моменты импровизаций связаны с парочкой Трибунцев-Ломкин, и вчерашний спектакль тут исключением не был. Речь просто о мелких чудесных деталях, которые даже не вспомнить сейчас. Как-то по другому общались, другое выражение лица... Вообще в глазах Трибунцева, его улыбке, походке, озорничании Малыша, даже в стриженом затылке и позе, когда он просто поддерживает Эдварда во время его предсмертного монолога - какая-то квинтэссенция таланта. Трибунцев - прекрасный актёр, играет тонко и глубоко, его герои - сложные и цельные одновременно. Но есть для зрителя и дополнительная радость - видеть на сцене чудесное постоянное свечение таланта, которое проявляется буквально во всём. Ну и о Бэкингеме можно сказать примерно то же самое. Прекрасная роль, это так. И ещё - ощущение чуда, вызванное присутствием на сцене актёра, совершенно исключительного по уровню и характеру таланта. Ну и вообще - прекрасный вечер, любимый спектакль... Как хорошо!

Катюша: Lotta пишет: Возможно, наступают моменты, когда спектакли начинают чувствовать свою обречённость. Я помню, КАК игрались последние "Макбетты". В случае с "Ричардом" трагизм ситуации не столь выражен и вообще полной определённости пока нет, но... Что Вы имеете в виду??? Крик души!))) Ричард лучший спектакль виденный мною в Сатириконе, да и вообще! И будет жаль, если его снимут из репертуара преждевременно.((имхо

Lotta: Я не имею в виду ничего определённого (как и написала) Но репертуарная политика Сатирикона всем известна. Потому с тревогой всегда ждём, кто будет следующим.

Катюша: Ясно, просто поняла так, что уже известно о снятии конкретно этого спектакля. Я рассчитываю на Лира

Ирината: Катюша пишет: Я рассчитываю на Лира "Лир" на несколько лет моложе "Ричарда". Из ныне идущих спектаклей (я не беру моно Райкина и спектакли малой сцены) временная последовательность постановок такая: "Ричард", "Лир", "Чудовище", "Тополя", "Деньги". Поскольку полупровалов, которые "уходят" быстро (типа "Случая" и "Бальзаминова"), в этом списке нет, следует и ожидать снятия спектаклей в таком порядке. И еще: кто-нибудь может вспомнить сатириконовский год, в который мы не теряли хотя бы один спектакль? В сезоне 2004-2005 г.г., когда я пришла в этот театр, были сняты "Шантеклер", "Лев зимой", "Маскарад" и "Квартет". "Макбетт" тогда удержался ЧУДОМ, буквально пробалансировав на краю... Можно делать выводы...

Катюша: Да, Лир моложе на два с половиной года. Но моя локика такова, что Ричард на порядок интереснее и насыщеннее, в отличии от нудноватого и депресснякового Лира. И в любом случае, остаётся надеяться, что слудующая постановка Бутусова будет достойной компенсацией снятому спектаклю. имхо

Мирра: Катюша, извини, но оценка субъективна. Даже если у нас здесь, на форуме, разные мнения, то предсказывать решения КА и ЮБ - тем более невозможно. Мне тяжело думать о снятии обоих спектаклей. Мне оба нужны. Только кто меня спросит? остаётся надеяться, что слудующая постановка Бутусова будет достойной компенсацией снятому спектаклю Да будет так. Аминь!

Ирината: Катюша пишет: в отличии от нудноватого и депресснякового Лира. Я "ставлю" на "Лира", как на более любимый спектакль. Что до остаётся надеяться, что слудующая постановка Бутусова будет достойной компенсацией снятому спектаклю Перечисляю спектакли Бутусова, поставленные после "Лира": "Гамлет" (МХТ), "Человек=человек" (Александринка), "Иванов (МХТ), "Мера за меру" (Вахтанговский). Кто-нибудь видел? Мы с Lotta посмотрели 3 из 4-х. Что сказать? Нуууу.... Не "Ричард", в общем-то. Но - ОСТАЁТСЯ НАДЕЯТЬСЯ.

Administrator: От зрителя ...вчера смотрели "ричард III" с райкиным - все так хорошо, так хорошо, что даже и писать об этом неприлично ))) я вот что скажу, в любом спектакле самое трогательное действие, для меня, - поклон. вот когда актеры выходят на поклон и ты, стоя, приветствуешь и благодаришь их талант и работу - я очень часто плачу во время поклонов, мне эти поклоны душу щекотят прямо-таки...

Administrator: От зрителя Милорд, готовьтесь, надо умирать! Сходил в Сатирикон на Ричарда III. В очередной раз убедился, что талант и, по крайней мере легкое, помешательство - спутники. Старик Шекспир явно был слегка ку-ку: такое количество смертей и сбывающихся злых пророчеств еще надо постараться уместить в одну пьесу. На мой непросвещенный взгляд уже с десяток лет Сатирикон медленно, но верно дрейфует в сторону модерна, извините за каламбур. Минималистичные декорации, символизм в мизансценах - это не совсем то, за что я люблю этот театр. Однако, за исключением деталей спектакль понравился - классика, как ни крути. Понятное дело, Мэтр был бесподобен. 3 часа искрометного черного юмора. Но самое большое количество цветов собрал не он, а Максим Аверин (сериал "Глухарь"), ибо ведется наш народ на тех, кого показывают по говноящику. В течение 2 часов его убили 3 раза (кроме Райкина и актрис, все сыграли несколько ролей). Играл он спокойно и легко, но мне больше понравились Яков Ломкин и Андрей Оганян игравшие принцев (а также палачей, монахов и горожан). Будучи не самыми главными героями вечера, они показали себя очень достойно. По крайней мере, каждое их сольное появление вызывало положительную реакцию не только у меня, но и благосклонное перешептывание у моих соседок =) Administrator/Ирината: Сильно смеялась над Яков Ломкин и Андрей Оганян игравшие принцев. Еще больше смеялась сегодня над этим: Максима Викторовича и Аркадия Райкина задарили цветами. А "Ричард III" - это, оказывается, комедия...

Administrator: С благодарностью за фото Lil...

Administrator: ПО ССЫЛКЕ - практически всё, что официальная пресса в 2004 году писала о "Ричарде".

Ирината: Ричард III. 14.12.2010 Для фанатов «Ричарда» сообщу, что до конца нынешнего сезона спектакль доживет. Но ведь этого всё равно – мало. Спектакль, предчувствуя финал, идет «на взлет», играется легко, с мощной энергетикой, на высоком уровне, радуя глаза, уши… и глубже: душу, сердце. Вчера подумала: вот отметила я в «Ричарде» точные до гранулы миллиграмма моменты, которые пропускаешь, когда смотришь спектакль широким полотном: как лицо Трибунцева, например, превращается в маску не знающего пощады убийцы в те доли мгновения, пока его бокал наполняется вином; или – то, как отреагировал он на… пардон, голый зад Кларенса: с хохотком на этот «солдатский юмор» и в то же время – с гримаской легкой брезгливости. Отметила, и… следующая сцена, накатившись, как волна на рисунок на песке, смыла навсегда его изящные линии. Видимо, пора мне на одном из спектаклей сделать то, что делаю я на репетициях в любимом театре: нимало не отвлекаясь от происходящего, я непрерывно записываю все, что происходит: кажущееся важным… и таковым не кажущееся.… ввечеру с трудом разбирая наезжающие друг на друга корявые строки, которые оканчиваются где-то там, за границей листа, у меня на колене… Но я понимаю, что не могу пропустить ни одного жеста, ни одной ломающейся интонации, ни одной кажущейся второстепенной фразы… ибо уйдёт – уйдёт навсегда, и не останется даже тени… Так и с «Ричардом» - а возьму-ка я… а запишу-ка я… и будет это длинный-предлинный трактат с прыгающим ритмом, где намёткой будет прошито даже то, что кажется нам всем совсем незначительным... Ну, а сегодняшний пунктир начну с того, как изменение внешности меняет на изменение энергетики персонажей. Вчера Маргарита/Иванова произносила монологи с не встрепанными волосами. Безумный грим сочетался в ее внешности с короткими, приглаженными волосами, и проклятье прозвучало не из уст безумной фурии… оно было нервно выкрикнуто – но абсолютно разумной женщиной. Сидели напротив Бэкингема/Суханова – и было видно, как он, не до конца поверив в ее слова, всё-таки отчаянно испугался их. Кстати, изменился и Бэкингем. Не «зализанные» назад волосы, а элегантная прическа – и вот он не просто «истый царедворец, все пальцы в перстнях», но любимец двора (и не только женской его половины). Контраст с уродливым, похожим на облезлую обезьяну, Ричардом стал еще резче… и еще меньше шансов у красавца осталось уцелеть. *** Обратила внимание, что, восставая от вечного смертного сна, все персонажи потягиваются, распрямляют члены, и лишь Бэкингем…поправляет прическу. И руки его смыкаются аплодисментами не как у прочих, а сперва изящно изогнувшись в запястьях. *** Вчера, реагируя на кашель в зале, Райкин/Ричард так долго не продолжал сцену, что уже казалось – спектакль на этом нелепом месте и прервется. По крайней мере – еще пара мгновений… и ритм спектакля был бы сбит окончательно; хоть и правда не продолжай играть и смотреть. *** Единственная сцена, которая сильно раздражает (и начала раздражать после ухода из спектакля Вдовиной) – это сцена объяснения Ричарда и Анны. Что-то есть в этой сцене… ну, вымороченное, искусственное, с ошибками в интонациях и пластике… с моим личным ощущением, что актеры как бы «гасят» энергетику друг друга… Но она снова взлетает, когда Ричард остается один. И если буря и ветер не захотели послушаться короля Лира, то солнце, к которому с пренебрежением ГЛАВНОГО обращается Ричард, вполне даже выполняет его приказание, делая ярче день. Кларенс Аверина был… (админы и особенно модеры сайта артиста – не возмущайтесь – пишу правду!) …был обыкновенный. Тех, кто видит спектакль впервые, без сомнения, до печенок проберет превосходно выстроенная режиссером сцена убийства, с блестящими рубинами капель вина, разлетающимися, как капли крови. Но… первый, второй, третий…. энный удар убийцы – а Кларенс мечется, не изменяя траектории, будто удары эти – игрушечные, вреда ему не приносящие – и даже в смерть он упал с секундным опозданием, смазав рисунок тех, кто «не головой работает – руками». Но Эдвард… Боже мой – ведь всего несколько секунд прошло… А на сцену вышел человек с предсмертным матовым отпечатком близкой смерти на лице, с глазами, полными страдания, с движениями сильного человека, каждое из которых нелепо на половине обрывает болезнь… Сцена смерти Эдварда максимально четко разделяет актеров Сатирикона на хороших и не слишком. Пробегитесь глазами по массовке, даже не присматривайтесь – просто взгляните… думаю, понятно будет всё с этого одного взгляда. Ну, и герцогиня Йоркская… ВСЕ сцены: от пародийно падающей со стола тушки подвыпившей бабки до вершины трагизма в последней, предсмертной сцене – когда мать в последний раз всматривается в сына, безрезультатно пытаясь понять его… полюбить… и всё-таки провожает проклятьем (которое так страшно и так скоро сбудется). Сцена же случайной, по сути, встречи Маргариты с Елизаветой и герцогиней Йоркской вообще точна необычайно. Вот слушает Елизавета «инструкцию по проклятиям» - и трагическая маска отчаяния на лице будто сдвигается, проявляя горящие огнем ненависти глаза. Она будто впитывает в себя яд, готовясь выплеснуть его в лицо Ричарду. И отомстить. И уничтожить. (Но – вот странно! – выплёскивая, не уничтожает… может, он уже так пропитан собственным ядом, что чужой на него и не действует). А какая безмерная пустота – отчаяние вычерпало душу до донышка – когда, в последние секунды всё еще продолжая говорить добрые утешительные слова, опускается в смертный сон последняя заступница Елизаветы – герцогиня Йоркская… *** Ну, а воцарение Ричарда… Уж сколько раз писалось здесь: вот что такое безупречно поставленная и сыгранная сцена! От первого выхода Бэкингема, когда он все не может напиться несуществующей воды… и то, как вроде бы устало прилег он на подоконник - а тело то в этот момент – струной натянуто! а мысли-то – наперегонки бегут! а ехидства-то сколько - пусть Ричард, расстроившись, поплачет сперва, а уж потом ему – все, до последнего слова пересказать, поёрничав при этом… А уж всё остальное – птички эти нелепые (гули-гули-гули), горожане с духовым оркестром, мятая корона на подушечке, пара псевдоюродивых (вернее, их трое – Ричард ведь тоже юродствует), Кэтсби, мечущийся Бэкингем (стояние его на коленях – это чудо какое-то!). «Да здравствует король английский Ричард», - это когда уже совсем нет сил сдерживаться, но из последних сил надо держать серьёз… АП! – сцена завершена! И, только что не откланявшись зрителем, шикарно проведший ее актер гордо удаляется со сцены, гоня перед собой толпу статистов… А дальше – мама и бабушка, которых не пустили к малышам. И сами малыши в бумажных коронах на слишком большом для них стульчике. И босой Ричард, хромающий по световому лучу. И вспыхивающая сигаретка Бэкингема, изящно прислонившегося к дверному косяку. Занавес, бесшумно и грозно сдвигаясь… *** Вот. Так много сегодня написано. А ведь не написано почти ничего… Будем продолжать и дополнять.

Божена: Ирината пишет: Единственная сцена, которая сильно раздражает (и начала раздражать после ухода из спектакля Вдовиной) – это сцена объяснения Ричарда и Анны. Что-то есть в этой сцене… ну, вымороченное, искусственное, с ошибками в интонациях и пластике… с моим личным ощущением, что актеры как бы «гасят» энергетику друг друга… Абсолютно с Вами согласна - это единственная сцена, которая проходит в воспоминаниях как "незамеченная".

An'ka: Ирината пишет: И вспыхивающая сигаретка Бэкингема, изящно прислонившегося к дверному косяку. Молчаливый, но характерный эпизод спектакля! Запомнился, да!



полная версия страницы