Форум » Архив форума » РИЧАРД III. ЧАСТЬ 3 » Ответить

РИЧАРД III. ЧАСТЬ 3

Ирината: Ричард III. Материалы на сайте Материалы на форуме ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2

Ответов - 302, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Administrator: От зрителя (ЖЖ-коммент) ...А знакомство с театром Сатирикон и Райкиным надо начинать со спектакля Ричард III. Я смотрела три раза в театре и невообразимое колличество раз в записи. Отличный спектакль. На него нужно идти во-первых потому, что это 100% удовольствие, во-вторых, - прекрасные актеры (Райкин и весь цвет театра: Аверин, Суханов, Трибунцев и т.д.), в-третьих, - постановка Ю. Бутусова (а это Тарковский в театре!). Пойдем?

Ирината: Ричард III. 31.05.2011 Лично для меня «хороший спектакль» (не из тех, которые впервые, а – смотримые в третий, пятый, десятый….. энный раз) – это тот спектакль, который на время выключает из буден, мягко приподнимает над реальностью… а в конце закручивает и опускает (оТпускает) тихо и ласково. Или шмякает оземь изо всех сил, но это не принципиально, ибо любая СИЛЬНАЯ эмоция – это хорошо… Хорошо! Вчерашний «Ричард» был именно что хорошим спектаклем, который заставил ахнуть с самого начала… да так и понёс, закрутил, завертел… да, пожалуй что, и шмякнул напоследок. Показалось (или так и было), что все «чаечники» сильно набрали и углубились: кто просто ушел с поверхности… кто – сделал маракотову бездну образа еще нереальнее. Бэкингем Дениса Суханова – чуть «декоративен» и красив до потрясения. Про точность рисунка промолчу: задумавшись, может ли актер быть НЕточным, поняла – нет. Вот что не дано ему – так это неталантливая неточность. И захочет, да не сможет Суханов «просто играть» (как многие другие). Так что – как всегда стабильно-гениален! *********** В общем, вчерашним спектаклем я немногословно счастлива. Спасибо!

Катюша: От зрителя Вчера с женой ходили в театр. Я эту постановку видел уже полтора раза, но все по телевизору(но-но! канал Культура) и очень хотелось посмотреть её в живую. В живую она вставляет “почище Фауста Гёте.” Всем рекомендую. Что видно в живую и не видно по телику – это тени, которые порой выходят на первый план. В сцене, когда Ричард “давит” на Елизавету для того чтобы, чтобы жениться на её дочери и стоит на спинке кровати –тень его на стене –это такая огромная зловещая горгулья, которая ведет себя намного “зловещее”, чем сам Ричард – обратите внимание. Сам Райкин играет конечно бесподобно. Выделил бы еще Дениса Суханова в роли Бэкенгема, также Тимофея Трибунцева и Якова Ломкина, которые играют десяток ролей, и в паре выглядят великолепно.


Божена: Ричард III 31 мая. Я еще смела сомневаться, а не перебор ли у меня эмоций получится от трех спектаклей подряд, не перезачастила ли я в Московский театр Сатирикон? У меня вышли через день: «Чайка», «Король Лир» и «Ричард III» . На «Лира» захотелось смертельно мне; на «Ричарда» смертельно захотелось подруге с сыном иметь меня в качестве сопровождения. Я хоть и была в начале месяца… Но чего ж отказываться-то? Сопроводитель из меня, правда, никакой оказался – я ее слегка увидела перед спектаклем, а потом уже после приняла их с сыном из театра, зареванных и восторженных. Черно-белый «Ричард». Спектакль я видела много уже раз; все, писалось на форуме, прочла. Разбирать так подробно, как смаковала «Лира» - не хочется, наверное, или, может, еще нащупывается пока что-то вроде «Мой Ричард» (по аналогии с «Моим Пушиным» Марины Цветаевой), а повторяться... А пока суть да дело, я решила совершенно расслабиться – ну, не все же голову напрягать! Внимать и отдыхать надо в театре. Тем более, что «своих» было предостаточно; радость встречи, хорошая компания тоже много чего значит. Ричард был для меня легким и живительным. Как всегда, впрочем. Не знаю я, почему трагедия Шекспира/трагифарс Бутусова вот уже год (как давно; прямо на пересечении жизней)))) меня питает. Я потом не заснуть не могу – просто не хочу спать всю ночь. Сил хоть отбавляй. Первый акт иронично-чудовищный и изощренно-изящный, а второй омывает слезами, и становится свежо на душе. КАК? А вот так! Сама понимать не хочу; в самом деле, не биохимические же реакции собственные изучать, право слово. Я привыкла на Ричарде расслабляться. Привыкла, что спектакль заливает меня огромным, единым потоком, окутывает словно облако. Теплое облако? и облако может быть теплым. В «Чайке» на сцене стоят кресты… Но почему-то, может быть, пока, она меня только «касаются». А Голгофой воспринимается Лир. Ричард же – огромная лодка в море. Или в небе. «Облако, похожее на рояль» - облако, похожее на корабль. Как Ноев ковчег; только вот места там маловато – вот и дерутся все у капитанского мостика, и выкидывают за борт одного за другим пассажиров. И кто же патриарх, кто же Ной – не понятно. И в конце не останется никого. Только два маленьких мальчика – призрака. И не выплывет никуда, не достигнет никогда земли, истины этот Ноев ковчег и обратиться в бесконечно блуждающий по морям «Летучий голландец»… «Невыносимая легкость бытия»… «Любой школьник на уроках физики может поставить опыт, чтобы убедиться в правильности той или иной научной гипотезы. Но человек, проживающий одну-единственную жизнь, лишён возможности проверить гипотезу опытным путём, и ему не дано узнать, должен был он или не должен был подчиниться своему чувству.» Запомнились в этом спектакле несколько и сцен, и моментов. Сцена трех королев и последующее объяснение королевы-матери с Ричардом – завораживающе; на пределе боли, на пределе безысходности. Вот видите, человеку «не дано узнать, должен был он или не должен был подчиниться своему чувству». А вот эта сцена цитату из романа как будто опровергает. Королева-мать точно знала перед смертью, что каким-то своим чувствам когда-то давно подчиняться было и не надо, Может, это и предотвратило бы катастрофу. Основную женскую трагедию – смерть детей и внуков. И не … естественную ( я делаю поправку на ТУ медицину и болезни), а страшную такую… «Что еще?» С серединки третьего ряда так хорошо слышно, о чем именно переговариваются королева-мать и Елизавета… Это очень важно для меня… «помоги мне, что еще, деточки мои, не плачь, не надо, все будет хорошо»… Тема нашей женской вины и женской ответственности, гораздо большей, чем мужская, меня никогда не оставит. И за наших мужчин, я думаю, мы женщины, тоже отвечаем перед Господом Богом… Потому что в нашей власти слишком часто бывает возможным или подтолкнуть их к подвигу или безумию, или удержать в шаге от пропасти… А раз так, то отвечаем мы потом за свои ошибки гораздо страшнее… О леди Анне… Вчера потоком энергетики, идущим от нее, Марьяна сравнялась с Константином Аркадьевичем. Так мне показалось. Весь пафос, вся издевка – они в ее интонациях исчезли. Появилось искренне горе, страдание, страх и омерзение к убийце – и омерзение к мужу… Вот адская жизнь выпала на долю молодой женщины. «Дьявол совратил»… и убил… За что? В какие-то моменты казалось, что леди Анна дрожит как осиновый лист, и то не просто физический страх, это ужас-предчувствие будущей смерти. Ведут ее, как овечку к жертвеннику. В Ричарде нет проходных ролей, эпизодов. Все доделано, все вкалывают. Каковы Яков Ломкин и Тима Трибунцев в «маленьких ролях» - непревзойденные, неподражаемые. Но ведь и Саша Гунькин, и Игорь Гудеев, и Андрей Оганян, и Константин Третьяков, и Сергей Сотников – во всех маленьких ролях такие разные! Игорь Гудеев с полными слез глазами рассказывает об убийстве принцев совершенно потрясающе… Сцена «уговаривания Ричарда». Какое изящество, какой полет! За которым колоссальный труд и самоотдача. Весь первый акт Бэкингем режиссировал жизнь в британском королевстве. Или Денис Валерич дирижировал. …Или Бэкингем… Или Денис… Оба, в общем! Сначала как будто приглядывался к оркестру, к первой скрипке Ричарду. Кого-то сразу убрал, кого-то… просто заставил играть совсем иную партитуру… Потихонечку зазвучала увертюра, и вся симфония стала набирать силу, чтобы грянуть в конце концов воцарением Ричарда… Ох, как точен Бэкингем! Ведь талант какой, как прекрасен. Если б еще и гений и злодейство были вещими несовместными… Впрочем, они все же в нем так до конца и не совместились… Неужели опытнейший царедворец, вершитель судеб погиб именно из-за того, что «до конца» не пошел? Через детские жизни СРАЗУ перешагнуть не захотел – и дьявол от него отрекся. «Если Господь хочет наказать, он лишает разума». Дьявол (простите мне такие кощунственные рассуждения) тоже лишает разума, если не то, что против него верный слуга или, как Бэкингем, соблазняемый и искушаемый, пошел, а хотя бы замешкался. Денис над спектаклем парил; опускался на мгновение вниз, подхватывал кого-то – и снова уносился в небеса. Так легко… Так сильно, четко, мощно, всемогуще. Хотя… несколько раз – на секунды; но ведь БЫЛИ они эти секунды! – я отвлекалась от Бэкингема. Хэстингс… какие у него были прозревающие и уже умирающие глаза во время казни… Прозрение слишком часто тогда¸ когда исправить ничего нельзя. И не потому что, Господь Бог жесток, а потому что мы, люди - кладезь упрямства порой и неверия. Чего не подсказывай, какие знаки-совпадения-знамения не посылай, ждем все того петуха, который клюнет… Но… что слепец Артема Осипова делал, творил в сцене «уговоров»! Куда его только не несло. Я сначала сильно удивилась от неожиданности, а потом «сильно параллелила» зрение, чтобы не сводя глаз с Дениса, совершенно потрясающего, не упускать и Артема.

Ирината: Нелепое пространство «Ричарда», странно освещаемое каким-то нереальным светилом (которое вдруг по приказу ярче делает день), населенное персонажами странного «ужастика» - здесь и шестилапый медведь-монстр с человеческим взглядом, и трехногая курица, и умилительный (именно так – им умиляются два стража/горожанина/убийцы) щенок с глазом на боку… Почему-то в контексте этого сценического оформления, придуманного Александром Шишкиным, мне вспомнилось набоковский роман «Приглашение на казнь» - его странный, нереальный, плоский мир людей и событий, в которому приходится жить и умирать Цинциннату Ц. И вот эти окошечки, в которые то и дело заглядывает мутная луна (ДВЕ луны!) – помните, как в тишине камеры всё тянется, тянется Цинциннат к ним рукой… и не может достать: слишком высоко… В «Приглашении на казнь» странный, прозрачный, незамутненный эмоциями мир… В сатириконовском «Ричарде» мир, кажется, этими самыми эмоциями насыщен до предела. Но мне он кажется не менее прозрачным: хоть и искрят здесь страсти, как оголенные провода, да только… игрушечные они какие-то, эти страсти. Будто выдуманы они маленьким мальчиком, которому страшно. Самые сильные в мире эмоции – это любовь и смерть. Любви в спектакле нет совсем. А вот смертей предостаточно. Но все они какие-то… невсамделишные. Ну, неужели всерьез можно поверить, что красное вино – это брызжущая кровь? А вот это круглое – из газеты из скотча – отрубленная «голова злодея»? Всё придумано и создано из подручных материалов. Как в игре: «Падайте, падайте! Вы убиты!» В игре. Правда, в гениальной игре. Вот только Цинцинната в этом «игрушечном» мире нет. Зато Пьеров – предостаточно.

Lotta: Абсолютно согласна с Иринатой и Боженой по поводу набирающих обороты "чаечников". С Сухановым и Трибунцевым и так давно ясно: ВСЁ, что происходит с ними в жизни и в искусстве, им только на пользу. А уж ТАКОЙ спектакль и работа с ЮБ! С Осиповым тоже предсказуемо: как актёр он растёт и развивается быстро и очень интересно, а после "Чайки", как мне кажется, его игра стала более глубокой и внутренне наполненной. Так что главный сюрприз и радость последнего времени в этом смысле - это Марьяна Спивак. Признаюсь, что раньше сцена Ричарда и Анны мне казалась неудачной, а единственным её оправданием была особенная красота Марьяны, которая уже сама по себе придаёт смысл образу. Тут дело не только в обычном любовании, мы уже и по поводу Бэкингема говорили, что эстетический фактор именно в "Ричарде" очень важен и несёт серьёзную смысловую нагрузку. Однако всегда хотелось бОльшего, чем мы видели. И вот теперь всё стало прекрасно. Во-первых, усилилась энергетика сцены и возникло ощущение равноправия партнёрства Райкин-Спивак. Во-вторых, теперь текст произносится по-настоящему осмысленно, у актрисы есть внутреннее понимание того, что произошло с её героиней, каково её отношение к Ричарду... и как это отношение меняется в течение разговора. Понятно, что Анна Ричарда не полюбила, даже не поняла, но она стала относиться к нему, как к человеку, а не как к монстру. И это решило всё. Поскольку доброту и тонкость Ричард оценивает лишь как проявление человеческой слабости. Очень хорошая и очень эмоциональная сцена. Ещё один немаловажный момент: несколько изменилась пластика актрисы, стала интереснее и выразительнее, практически исчезла юношеская угловатость. Я обратила на это внимание ещё на "Лире" - в финале, когда король разговаривает с мёртвой дочерью. Теперь бросилась в глаза сцена "сна" Ричарда. Анна и Бэкингем оказались в поле зрения рядом, и вот тут при невольном сопоставлении вспомнилась опять же "Чайка". В сцене "игры в лото" Спивак и Суханов тоже рядом и смотрятся великолепно - и по экспрессии и по стилю.

вишенка: "Ричард 111" 31.05 За май месяц меня неотступно преследовал "Король Лир " (хотя в марте, и продолжая весь апрель, ну всю душу вытряхнул этот спектакль). Эти неслабые адовы витки двойной черно-красной с переливами рельсы водоворота прекрасного и ужасного этого спектакля вниз, на глубину. Там, на глубине, будто в чистилище, и зависла. И неизвестно каким макаром меня все же вынесло (видать все же смогла уйти вбок водоворота) вверх на поверхность...И вот я удумала пойти эту красоту снова засмотреть. Красота лиц, мимики, жестов, эмоций, чувств, актерского мастерства. Ну уж настолько красочен этот спектакль! До ужаса. Незабываем.. Напишу, напишу про него. Обещанного, говорят, три года ждут.))) Мы постараемся раньше.))) Ничего, мы тоже ждали.)) "Не так страшен черт, как его малюют".. :-))) Не буду в этот раз углубляться в серьез и философию. Тайм-аут беру. Ну что ж..)) Приступим..)) Сказка на ночь "1001 ночь"..)) Слухайте, Ваше Величество)))))): "Я садовником родился. Не на шутку рассердился! Все цветы мне надоели. "Нужны новые формы! Новые формы нужны. Если их нет – то ничего тогда не нужно". )) Кроме.." ЧЕРТо(в.с.)полох.. Думаете он? А вот и нет! Это целый Аленький Цветочек. Рос, рос и вырос. Ну, как там Треплев говорил? ;-)) Ага, именно так: "надо так писать, как нам видится в мечтах".Ну и, конечно же, так: "все должно литься свободно из души". Подчеркиваю: из ДУШИ. Пошлость не приемлю! Я за триединство - за любовь, господа. И вот Ричард.. Константин Аркадьевич. Кто бы мог подумать, что я вдруг с таким волнением и нетерпением буду ждать его выхода на сцену, чтобы его увидеть. Я так намедни, перед спектаклем, переживала за него...(ну, говорили, что он приболел. Пусть даже не смеет хворать! Здоровья и сил ему!!) И уж как я на него еще ранее ругалась, была к нему нетерпима и резка в высказываниях, но..в итоге..сами понимаете))), разве ж можно в итоге не признать К.А. мастерство, его силу ума, его обаяние (эх.., Анна, голубушка.., да разве ж устоишь..каков черт то лукавый!..это я о Ричарде. но об этом позже), да-да - скромности при этом, и его откровенный разящий юмор (ведь недаром театр - САТИРиКон). ПоРАЗИТЕЛЬНЫЙ АРТИСТ! С облегчением выдохнула и глаз обрадовался, когда он наконец вышел на сцену живой, подвижный, улыбающийся. Милый, дорогой "Ричард"...:-) Несчастный, изувеченный, недолюбленный, страждущий и страдающий Квазимодо... Внешне страшный (ну это он так думает), в душе нежный. :-) А он в этот раз был именно трогательно и прекрасно милым (местами конечно))), но явно). Ну и, конечно же, эта моя "милость" к нему длилась недолго)), потому что он быстро вошел во вкус действа и давай там всех планомерно и изощренно "поедать". Ну чудовище..)) Как он застыл, замер в двери согнумшись еще больше, будто затаился.. и в этой улыыбке. Будто тем самым говоря: "Ну? Видишь? Видишь?! Смотри! " Страшное зрелище. Хочется сказать: "Чур, чур", а глаз при этом отвесть не можешь, от этой раздражающей улыбки щелкунчика и его сверкающих глаз, потому что глаз зацепил тот нааитончайший момент, когда ужасное вдруг на мгновение соприкоснулось с прекрасным. И, кажется, что еще чуть..и этот "портрет" в "рамке"-двери.. начнет плавно видоизменяться и.. Дориан Грей, дамы и господа! Во всем его великолепии.:-) Да здравствует Король. :-) И вот не могла вот силна гневаться и сердиться на него, Ричарда. Потому что тенью всегда с ним следовал этот Бекингем..как отражение (кто чье еще вопрос).. Ричарду в противовес...это божественно прекрасное!.... Светлое, живое, игристое, смехом звенящее, летяще-парящее, тонко-прекрасное..... Ну это что-то!..))) И вот он смело и стремительно, без страха и упрека, идет и…я даже замерла..решится?нет? и..снимает перчатку с руки перед рукопожатием! Хоть и вроде знала, а все-равно глаза расширились в потрясении и молчаливом восторге от этого момента. Вот еще одно соприкосновение ужасного с прекрасным. Которое всегда без стука являлся (другие стучались, заметьте). Черное и белое. Эта потрясная парочка была неподражаема!))) Денис Валерьич меня снова, на этом же спектакле, насмешил!:-))))) А вкупе с добрым, милым Константином Аркадьевичем - вообще песня!:-) Ой, ну чудили они конечно по-полной!)) Ну а этот Грей-Бэкингем в короне как хорош! Прынц. Прынц Датский)) Ой, не могу..)))) Сразу Крутицкий с черепом в руках вспоминается. Суханов так нежно смотрит на эт череп, как прям на одушевленный предмет, так певуче-сахарно говорит "Пойду погуляю" с любовью во взоре (эт с шинелью у него там нега, страсть несусветная и катарсис, а с черепом - прям любовь неземная), что кажется, что вот-вот у него еще ярче в этот момент лицо осветится, плечи затрясутся и он зайдется сначала в беззвучном смехе, а потом осядет на корточки в припадке и заржет уже в голос. Простите, тащуусь Даже Ричард им любовался.)) И убил эту красоту..(((( Нет, закопал (или спрятал под) матами. Увидела я в этот раз этот пиджмак с отворотом Какой тандем! И вместе с тем противостояние! И ведь оба сильны, хитры, умны и изворотливы. Ах, как изящен этот белый ферзь (или Король? Или Королева? Или Король? Ай, запуталась! "Я не буду об этом думать сегодня, я подумаю об этом завтра". ))) ) – Бэкингем. :-) Ой, а фото-сессия Ричарда!)) Профиль, фас, анфас, на одной ноге.))) Улыбается довольный, ну Артист!))))

Administrator: От зрителя Ричард 3. Сатирикон. 31.05.2011г.  Не прошло и года, что называется, и вот я пишу :) Я первый раз смотрела этот спектакль на сцене, до этого только видеоверсию видела. Ну... я давно для себя поняла, что есть два режиссера, работы которых можно смотреть бесконечно, это Виктюк и Бутусов. Ричард 3 - это тяжело, это больно, это мерзко и это ни капли не смешно. К чему я? Да к тому, что я просто не могу понять людей, которые на этом спектакле умудряются смеяться? Когда Ричард кривляется - это отвратительно, нет в этом ничего смешного. В целом спектакль замечательный, хоть и давящий, ужасно давящий. Самое сильное впечатление почему то произвела сцена смерти короля Эдварда. Я плакала. И когда Герцогиня Йоркская проклянала Ричарда это было сильно, сильно и страшно. Что то не пишется много и связно. Я вот в любви признаться хочу. Труппа Сатирикона это просто клад. Каждый артист как драгоценный камень, вот. Люблю безумно вот просто всех, без исключения и не могу дождаться 15ого. Азбука артиста, о как давно я к тебе шла!!! :))

Божена: В предверии завтрашнего похода на Ричарда и последущего на "Короля Лира" и, похоже, повтора "Доходного места": мы с подругой жарко обсуждали то, что садится надо не ближе второго ряда, так как она хочет уподобиться тому самому молодому критику, что уже мешал Lotta своими бурными реакциями на "Чайку" - и на спектакле писать, писать и писать. Хотя о чем- о чем, а об этих постановках ЮБ уже сказано и написано, кажется, все и везде. Но душа просит! И неожиданно вдруг разговор перешел на сцену сна Ричарда. И мы заговорили о том, что... совершеннейшей неожиданностью для нее в первый раз , да и для меня тоже год назад было то, что явившиеся к убийце- королю его жертвы его не мучают, не пугают его "дьяволы смердящие", а ... все его убитые его ведь любят, понимают и хотя и забрасывают потом - но все же цветами. Везде любовь; все спектакли о любви, о непонимании и нетерпимости; и жесточайшем одиночестве

Lotta: Да, Божена , речь о любви. Знакомая девочка считает, что в актёры идут не те, кто хочет почувствовать власть над залом (по выражению КА), а те, кто остро нуждается в любви. Где-то эти два мнения смыкаются, и между ощущением власти и ощущением себя любимым можно поставить знак равенства. Вот смотрите: маленький Ричард читает стишок, стоя на огромном стуле, - знакомая ситуация. Взрослые смотрят, любуются, радуются... аплодируют (нечто подобное происходит в "Чайке" после "номера" Шамраева, и цветы - те же). Любовь выражается традиционным для театра способом - цветами и аплодисментами (и обделённый Шамраев компенсирует любовную недостаточность своими выступлениями). Ричард же компенсирует её - властью. Тут, пожалуй, можно вспомнить и Нерона, которому недостаточно было власти и славы императора, да и Гитлера с его творческими потугами... Эта недолюбленность имеет относительный характер. Ричард Райкина настолько обаятелен и настолько легко окружающие попадают под его чары, что не очень верится в то, что в детстве мать его не любила (ведь она и перед самым своим проклятием его любит). В спектакле к тому же есть ещё один "скверный мальчишка" - маленький Йорк, которого обожают родные. Но Ричарду - мало! И вот во сне он получает любовь и власть... над мёртвыми. То есть по сути он оказывается маньяком, который только таким способом и может добиться любви.

Божена: И власть и любовь - сильнейшие из человеческих инстинктов. Я не знаю, насколько я ошибаюсь, возможно, у всех по-разному, каждый актер - а тем более, хороший актер и востребованный, имеющий возможность реализовываться - и недолюбленный (актеры же всегда недолюбленые и недохваленые!) и остронуждающийся в любви, но и умеющий любить. Потому что... суть понимания любого его персонажа в любви. Не полюбишь - не поймешь, не поймешь- не познаешь и не сыграешь. И где-то любовь и власть как... связи уж не помню какие... по химии чего-то там проходили в школе - "облака" перекрываются. Я все время повторяю, как заговоренная, эту "мальчика не долюбили в детстве, и он заигрался до смерти "... всех... Наверное, потому, что она мне несколько мешает. Все настолько понятно в спектакле, что с каждым новым погружением в него становится все непонятней. Сон как бы подтверждает то, что любили Ричарда все же - но ему, просто бывают такие натуры, было этого мало, мало, мало. И упреки "я, мама, похож на вас: я не люблю, когда меня не любят" - они... То, что мать не сумела повлиять на сына, может быть, не была достаточно сильна и мудра, чтобы остановить его - мне все больше и больше верится. Но не в ее нелюбовь... Да и Бэкингем просто своим нахождением рядом с Ричардом эти слова ставит под сомнения. Его-то точно долюбили в детстве, и перелюбили - возможно. Хотя нет! есть там моменты, которые это опровергают, на мой взгляд - но и он, блестящий герцог, хитрый царедворец, идет на ту же игру ради еще более сладкой "тайной" власти. И тоже заигрывается до смерти... всех и своей собственной. Чего-то меня рановато на рассуждения потянуло в этот раз - аж за сутки до спектакля

lenа: Ричард III 19 июня Ну вот и все. Последний Ричард в сезоне отыгран. Теперь толькот ждать следующего сезона. Мне было мало вчера. Как-то быстро начали, быстро антракт наступил, быстро закончился спектакль. Когда опаздываешь - всегда так. Еле отдышишься - уже пол действия пролетело. Зал, как всегдя был битком. Яблоку негде упасть. Не зря Ричарда называют визитной карточной Сатирикона на протяжении многих лет (надеюсь скоро Чайку тоже так станут величать) Мне это кажется или, когда Ю.Б в Сатириконе, он занимается и корректирует не только Чайку... Показалось были какие-то новые моменты, ньюансы, едва заметные, но все же. Зал мне показался холодным. Сдержанно принимали, но к концу, по-моему все же народ снизошел и даже стоя апплодировал. В этот раз играли по-моему легко, свободно (Весело играть!!!) Бэкингем был как-то особо игрив и беззаботен. Менее надменен. А после того, как Тимофей залепил ему мукой все лицо - ему самомму даже стало смешно, и, как мне показалось, не по сценарию как-то он улыбался по-моему... Сцена упрашивания была гениальна- один из сильнейших моментов спектакля! Убийство детей - для меня самая тяжелая сцена. Каждый раз слезы непроизвольно наворачиваются. Герцогиня-мать. Столько тоски и горя было в ней. В этот раз она как-будто каялась, понимала, что есть доля ее вины, что сын такой жестокий. Не долюбила, Не додала ему той нежности, котороая была ему нужна особенно. Он, как маленький ребенок ставит ей в укор случай, когда его забыли покормить.Все наши проблемы по большому счету из детства. И тут, по-моему не исключение. Мать пьет, заглушая алкоголем свою вину, горе, понимая, что она уже не в силах что-либо поменять. Сон Ричарда - самый страшный эпизод. Раньше не замечала, что просыпаясь, Ричард, как малыш, испугавшийся ночного кошмара, бежит под стол, стоит там, не может отдышаться от страха. В его сне действительно его очень любят, как бы ему может и мечталось всю жизнь. Не смотря на его нескладный вид, на его запинающуюся речь, когда он на стуле читает, как стишок, его любят, ловят каждое слово. Готовы похвалить за любой чих с его стороны. Как родители хвалят любимого ребенка за все: что покушал, что покакал, что слово новое знает.... Им не важно даже, что говорит он об убийствах и расправах. Он их любимый, нескладный медвежонок, которого в конце так нежно берет на руки Кларенс/Эдвард/мать и они все дружно хороводят вокруг него, хлопая и подбадривая... К.А. был великолепен! Держал зал!Но не обошлось без ответного кашля в ответ на чей-то зрительский... Цветов было море. Все молодцы! Надеюсь, до следующего сезона!

Administrator: Перепечатывая раз за разом текст с минимальными изменениями, израильские информационные агентства при этом публикуют интересные фотографии. (Которые опровергают мнение о том, что фотографий хорошего качества из "Ричарда" практически нет).

Божена: Хотя первым было "по списку" "Доходное место", но ради того, чтобы избавиться от наложения впечатлений, выплесну сначала Ричарда. Ричард III 19 июня Необходимейшим ощущением, базовым, что ли, для меня вчера явилось не то, что спектакль последний в сезоне, а то, что он не последний. Нет необходимости с ним прощаться. Он еще будет. Потому что несмотря на то, что это трагифарс, и во время поклонов я занимаюсь высушиванием глаз – ощущение легкости от спектакля остается главным общим впечатлением. И, конечно, от него отказываться, терять его не хочется. Ужасно еще хочется с девочками о спектакле побыть и поговорить после… Но труба зовет, 22.10 – надо быть в метро, или домой просто уже не попадаешь. Как там Борис Алексеевич Тригорин рвался в Москву? Ох… как я за городом-то устала от милой деревенской скуки за каких-то полгода! Но… спектакль… Вчера со мной были друзья. И спросили, а какой раз уже я на этом спектакле…Ну, чуть больше пяти, кажется. Зачем? Да в конце концов – это соприкосновение с живым, рождающимся на твоих глазах. Снова; раз за разом – и немножечко иным. Не, опять чего-то непонятно. Что ж, пришлось упомянуть, что телеантенну я дома так удачно выдернула и с тех пор все забываю починить. Вот и приходится коротать вечер от вечера в театре. О-ой! Не первый спектакль. Давно все отложилось в памяти. Все, да не все. Опять приглядываешься к каким-то деталям и удивляешься, а как это они мимо внимания в прошлый раз проскочили – ведь были же. И сносишь упреки. Это я-то упрямая? гнусная клевета! это просто мое мнение – да, можно сидеть в 10 ряду и с краю! Что такого? Избаловалась ты, солнышко, в первых четырех рядах и в серединке. Ну да, избаловалась, ну… могу посмотреть и издалека, и сбоку. Ради иного ракурса, ради очень интересного общего плана. Режиссура-то на стыке искусств у Юрий Николаевича: и общие планы есть, и выделение деталей и необходимость издали взглянуть, и как будто разнофокусная оптика используется (куда от выискивания киноприемов мне деться, тем более, если они «на лицо»?). Но ведь… разве углядишь с 10го ряда противоречия, которые терзают Ричарда, когда он слушает рассуждения двух убийц после смерти герцога Кларенса? Ухмылки демона- искусителя, вздрагивание от страха заметишь. А вот слезы в глазах КА? Не так просто-то быть плохишом человеку! А эти слезы подготавливают монолог Ричарда после кошмарного сна, между тем! Разве заметишь нежность к брату Глостеру, которая у герцога Кларенса и у короля Эдварда сквозит из глаз? Нет, о ней догадаешься – и по тому, как обнялись братья, и старший младшего, как потом и во сне, с высокого стульчика снимает… Но не то, не достаточное внимание на это обращается, чтобы потом все-таки засомневаться в том, что Ричарда не любил никто. А как нужна эта близость в сцене Ричарда и Анны. Марьяна играет на надрыве, на страхе – и при этом настолько тончайшая материя ощущается… А все «сотрудничество» Бэкингема и Ричарда? Вглядывание Дениса в своего протеже и издалека видно, чувствуется – настолько точно, мощно и между тем, легко, изящно, без «перетягивания одеяла на себя» даже на миллиметр рисуется им роль. Но какое удовольствие наблюдать, как Бэкингем сначала кокетничает с Елизаветой, но… через мгновение прежняя фаворитка умницы-царедворца будет забыта, и взор его оборотиться на Ричарда. И он будет ждать, искать знаки внимания, стараться угадать желания Ричарда Глостера. Смотрит-смотрит, а Ричард-то пока свою партию ведет, свое соло доигрывает – и никакого внимания на кузена, что ж такое? А ревность Бэкингема? К Хэстингу тому же. Опять Ричард все к нему и к нему на совете. Бэкингем и глазами пострелял, и ненавистью к сопернику изошелся, и засомневался, а не отставлен ли он кузеном неведомо за что, ненароком… И наконец, долгожданное внимание – вот оно! И… месть Хэстингу за эти его последние мирные и сладкие мгновение. Как купался Денис в этой мести! Как купался в своем могуществе, как «делал» лорда мэра, лорда епископа, потченных горожан, «всенародную поддержку». И упал об земь, ушел под нее. Да последней секунды, задыхаясь, стараясь насладиться последними каплями воздуха под земляными матами – и потом, после смерти оставаясь все тем же сделавшим ставку на темную лошадку Ричарда и … старшим, руководящим братом. Ричард ведь всем младший брат. Нет, я вчера убеждалось каждой вновь мной выделенной мною деталью, что нету этого – нелюбви к нему, которая породила всю эту чудовищную игру. И слова королевы-матери, такая великолепная сцена Максима, - это не подтверждение ее не любви, а подтверждение ее сомнений. «Я вам противен, и был всегда противен. Что ж вам надо?» - бьет ее Ричард, и несчастная женщина глаза опускает. А мне ее признание своей вины… Не так с ним все просто… Мне кажется, что она с этим все время жила. Много-много лет. Постоянно , ежедневно спрашивая себя, упрекая, сомневаясь – а вдруг младший, такой тяжелый, так выстраданный ребенок ей действительно за внешние, а потом и за внутренние уродства противен? И заставляла она себя внимания и любви ему давать гораздо больше, чем его старшим братьям. И, наказывая их – те же проделки прощала ему, боясь, что это не от желания воспитать, а от нелюбви. Перелюбить-то тоже можно, до освинячивания любимого существа, уж простите за нелицеприятное выражение! И ее слова, последние страшные слова проклятия и прощания с жизнью и Елизаветой – они смиренны и тихи. И они тоже с любовью говорятся – но как остановить оторвавшегося от тебя ребенка, для которого ты уже давно слаба? Из которого такое выросло? И ты в этом, в своей слабости, постоянных сомнениях, изменившей материнской мудрости – а не в нелюбви виновата! Каждый раз почему-то забываю упомянуть деталь: их последний с Елизаветой танец, танец –конвульсия… Я люблю музыку из спектакля включить – и писать под нее; замечательно все ощущения воскресают. А тут мое трехлетнее сокровище под музыку, именно эту танцевать начала. Ну… сначала в одиночестве головушкой трясти, потом оказалось, что без меня не обойтись. И я в момент этой вот тряски я вот эту их последнюю конвульсию ощутила – под музыку, под эти движения, схожие с теми, которые Граня и Максим исполняют на сцене, закружилась голова, резко и очень сильно. Появилось ощущение небытия, ухода в него… А еще… женская ответственность – ну, как ЭТО меня может оставить? И в связи с этим очень важная деталь теперь была специально досмотрена. Я ее все «выслеживала» несколько спектаклей, но КА и Граня меня уносили за собой, а когда я вдруг возвращалась в себя – да что ж такое? Опять пропустила! может, я ненормальная, но я пойду на спектакль или фильм ради уточнения одной-единственной детали... Сцена сватанья Ричарда к принцессе Елизавете. «Вашей дочери я новых дам детей». КА в этот момент, сняв с головы корону ею активно жестикулирует. И именно этим, короной, за которой, не отрываясь, следит Граня/Елизавета – Ричард и дьявол ее совращает. Не в силах Елизавета отказаться от былой власти и величия. Поманили – и … Не Ричард встал между нею и любовью ее детей. «Любовью ее детей» - не странно ли, что не ее любовью к детям? Она много раз это повторяет, именно ТАК. Хотя любит детей безмерно! Но между ними и ею эта самая корона, власть. Сильнейший инстинкт, соблазн, любовь, детей и ее саму погубившие. Какое счастье, что спектакль последний в этом сезоне, но не последний. Он нужен. Очень нужен. Как в нем горько и хорошо!

lenа: И заставляла она себя внимания и любви ему давать гораздо больше, чем его старшим братьям. И, наказывая их – те же проделки прощала ему, боясь, что это не от желания воспитать, а от нелюбви. да,я об этом как- то не думала. а может, действительно случай с забытым обедом это чуть ли не единственный промах матери, может здесь дело как раз в переизбытке этой материнской опеки и любви...

Administrator: От зрителя «Ричард III», театр Сатирикон, 19.06.2011 «Ричард III» - любимейший мой спектакль, который я смотрела и в театре, и в записи несчетное количество раз. Этот спектакль не просто вызывает сильные эмоции, он потрясает. Более того, каждый раз, когда я смотрю «Ричарда», я откликаюсь на происходящее на сцене так же эмоционально, как если бы я видела эту постановку впервые. Я абсолютно убеждена в том, что «Ричард III» - самый лучший, сложный и неоднозначный спектакль театра «Сатирикон», одна из самых неординарных и глубоких работ Юрия Бутусова, и, безусловно, лучшая роль Константина Райкина из всех, виденных мной. Честно признаюсь, образ Ричарда не вызывает у меня гадливости, отторжения или страха, скорее жалость и сопереживание. На мой взгляд, этот спектакль – это не Шекспир в буквальном смысле. Создавая «Ричарда», Юрий Бутусов по-своему переосмыслил классика. В итоге получилось абсолютно новое, самостоятельное произведение. Шекспир в своей пьесе, на мой взгляд, достаточно конкретен, он показывает зло - неудержимую, слепую жестокость, жажду власти и превосходства над людьми. Юрий Бутусов же стремится понять и объяснить причины зла, ответить на вопрос, почему Ричард убивает, и, может быть, даже оправдать его. Я думаю, что одна из таких причин в том, что окружение, в котором рос и воспитывался Ричард (то самое, которому он будет мстить, уничтожая одного за другим), само обрекло его на эту жестокость. Во-первых, само это окружение, короли-королевы-герцоги-лорды - насквозь преступно, лживо, жестоко. И в целом, Ричард ничем не отличается от них, в борьбе за власть он использует те же методы, что и его братья. Убийство для достижения цели в данном обществе – норма. Во-вторых, изначально, с самого рождения уродца, это окружение (и даже мать) видело в нем плохого, жестокого человека. И об этом постоянно говорится в спектакле: "кричала бабка: "Он родился с зубами", и то был знак, что должен я собаку изображать..." Человек, которому с детства говорят, что он плохой, хорошим стать не может. И, возможно, убивая, Ричард думает, что уничтожает первопричину зла в самом себе. Другая причина, на мой взгляд, в том, что Ричард - глубоко несчастный человек, с детства - изгой, отверженный. Одиночество, в котором он жил, непонимание окружающих, недостаток любви со стороны родных и близких привело его в итоге к желанию любой ценой обратить на себя внимание, возвысится. И вопрос здесь не в жажде власти, а в жажде любви. Так, например, в сцене с Бэкингемом, когда Ричард спрашивает, кричал ли народ его королем, а Бекингем отвечает: "Они молчали" - и Ричард переспрашивает: "Молчали?". Какая детская обида на лице Райкина в этот момент, он, казалось, говорит: "Не нужен! Никому не нужен!". А в сцене сна (самый пронзительный момент спектакля) Ричард - ребенок, пугливо, застенчиво и сбивчиво произносящий свой первый монолог перед родными. Монолог, который и есть объяснение причин всех его поступков: "... я, как медвежонок, что матерью своею не облизан..." То есть он пытается объясниться, оправдаться перед ними. Но главное, во сне он в окружении родных, в центре внимания, на большом стуле, и все слушают! Ричард всю жизнь хотел именно этого: чтобы его выслушали (и услышали), поняли! Более того, эта сцена открывает страшные комплексы человека, развившиеся из-за отсутствия материнской любви. Как ласково и нежно во сне берет Ричарда-ребенка на руки герцогиня Йоркская... В реальности - Ричард был не нужен матери, она занималась двумя прекрасными, гордыми сыновьями, которые должны были занять английский престол. А младший сын - урод, позор матери и отца - с глаз долой, только бы не напоминал об этом. А быть может, из-за физической ущербности именно Ричарду больше остальных нужна была любовь, внимание и забота. Но этого не было, и началась борьба за любовь матери: Кларенс и Эдвард убиты потому, что мать любила и обращала на них внимания больше. Но после смерти сыновей, герцогиня думает о внуках - убить и их. Быть может, я преувеличиваю и ошибаюсь, но мне кажется, что отсутствие внимания и любви со стороны близких, одиночество - это одна из основных причин жестокости Ричарда. Он мстит людям, отвергнувшим его, за нелюбовь и невнимание. Но, проснувшись, Ричард понимает, что ничего не добился, как был один, так один и остался. В этот раз, на спектакле, я впервые задумалась над значением окружающих Ричарда картонных фигур: воронов, гигантских медведей, крыс. В спектаклях Бутусова ничего не бывает случайным. Ведь черные вороны (или дрозды) слетались к Тауэру, чтобы клевать головы казненных, выставленные на мосту. На протяжении спектакля, Ричард подкармливает этих картонных птиц (в прямом и переносном смысле), пирует вместе с ними, а в конце они выступают немыми его обвинителями. Свой первый монолог «Для Ричарда коль счастья в жизни нет…», и свою последнюю речь перед боем с Ричмондом, Ричард III произносит, обращаясь именно к этим фигурам. Причем, он не просто говорит, он кричит! Кричит им - бездушным, уродливым, глухим фигурам, которые не слышат и никогда не услышат его. Фигуры – это те же люди, которые не понимают его, и которых он уничтожает. Трагедия одиночества! Постановка Юрия Бутусова – спорная, неоднозначная, но я принимаю ее беспрекословно. Мне не кажется, что жанр «трагифарс» упрощает, облегчает восприятие тягостного, страшного произведения Шекспира. Наоборот, утрированное веселье в сценах убийств призвано подчеркнуть ужас происходящего. Конечно, это вопрос личного восприятия. Я всегда замечала за собой, что сталкиваясь в жизни с чем-то по-настоящему страшным, я терялась, не зная, как себя вести - нервно-растеряно улыбаться, или рыдать. Так же и при просмотре этого спектакля. Более того, это чувство обостряет музыка: динамичная, усиливающаяся в кульминационных моментах, она не веселит, а устрашает, как будто наблюдаешь пляску смерти. Сцены убийств, при всей их театральности, пугают своей изощренностью и абсолютной бездушностью палачей, глумящихся над жертвами. Они как будто говорят, как мало стоит человеческая жизнь, и как легко ее отнять. Более того, очевидно, что все герои находятся во власти безумного колеса фортуны: вчерашние палачи – сегодняшние жертвы. Какая интересная находка - перемешать актеров в разных ролях для того, чтобы показать шаткость положения каждого из героев: Яков Ломкин и Тимофей Трибунцев – палачи и могильщики, они же – маленькие тауэрские мальчики, задушенные подушками по приказу Ричарда; Максим Аверин предстает одновременно в ролях Кларенса и Эдварда – первый убит по распоряжению короля, второй - умирает от раскаяния и страха содеянного; хитрый лис Бэкингем (Денис Суханов), соглашающийся в угоду Ричарду на убийства Грея и Риверса (те же Ломкин и Трибунцев), в следующий же момент сам гибнет от их рук. Даже Ричарду не удается избежать этого кровавого колеса – он принимает смерть из рук принцев тауэра, одновременно воплотивших в себе и жертву и палача. Спектакль не был бы столь успешен, если бы не великолепные артисты, играющие в нем. Константин Райкин (Ричард III) создал глубокий, трагичный, и, вместе с тем, страшный образ; какая удивительная пластика, выразительная мимика! Какую гамму чувств умеет показать артист (Райкина, кстати, нужно смотреть вблизи)! После убийств, на лице Ричарда как будто какая-то извращенная радость и, одновременно, испуг и страдание. Складывается впечатление, что убивает Ричард не других, а самого себя. В сцене объяснения в любви Анне – убедительный, страстный любовник. Во сне – неуклюжий, обиженный, несчастный ребенок, ищущий в глазах близких успокоения и поощрения. В монологе перед боем – одержимый воин, осознающий, что битва, еще не начавшись, проиграна. Последний крик: «Коня! Полцарства за коня!» - безумный, истеричный вопль уничтоженного человека, сражающегося по инерции, но уже осознавшего безысходность, безвыходность ситуации. И в конце – растерянность перед подушкой... И все это делает один артист! Потрясающе! Максим Аверин (Кларенс, король Эдвард, герцогиня Йоркская) – три совершенно разных, не похожих друг на друга образа. Кларенс – эмоциональный, взрывной вначале, испуганный, растерянный - в Тауэре: «…не каются лишь демоны и звери…» - настолько проникновенно и убедительно сказано, тихо и прочувствованно. «Прошу тебя, не убивай меня» - раньше с этими словами Кларенс обращался к одному из палачей, желая разжалобить, сейчас же – это молитва, обращение к Богу, покаяние. Король Эдвард – умирающий больной человек, стремящийся к миру и добру, и вместе с тем, в порыве гнева и беспамятства отдавший приказ убить брата. В монологе «Кто просил за брата?!» - ужас, раскаяние, потрясение, осознание невозможности исправить содеянное. Герцогиня Йоркская – полуопустившаяся старуха, давно отошедшая от королевских дел. Пронзительна ее поздняя попытка остановить злодея-сына, сначала просьбами и уговорами: «А я ждала тебя Бог ведает в каких тяжелых муках…», затем упреками: «… можешь ли припомнить, когда бы ты порадовал меня…», и в конце – страшным проклятьем: «Неси ж мое проклятье: ты кровь глотал – ты захлебнешься кровью, ты страшно жил, и страшно ты умрешь…» - страшнейший монолог. И, вместе с тем, сколько нежности в одном единственном объятии во сне Ричарда! Максим Аверин – удивительный актер, его надо обязательно смотреть в театре, потому что именно на сцене он раскрывается во всем своем многогранном таланте. Кстати, Аверин после спектакля буквально был завален цветами. Вот это успех! Денис Суханов (Бэкингем) – настоящий герцог: поведение, грациозная походка; но при этом – хитрый, расчетливый лис. Сколько лживости, актерства вначале, когда старался выслужиться перед Ричардом; какое напряжение, внутренняя зажатость, не знание, как реагировать на поведение короля в сцене, когда последний посадил его на трон, одел корону и сказал: «Я - король, а мальчик-то живет…»; какая паника и ужас, когда понимает, что он, тот кто, как ему казалось, просчитал все возможные ходы, оказался в итоге лишь игрушкой, марионеткой в руках Глостера. Такая гамма чувств, и артист ее здорово передает! Яков Ломкин и Тимофей Трибунцев (принцы, палачи, Грей и Риверс, горожане) – очень здорово придуманы все образы. Народ безмолвствует и быть может именно поэтому происходит такая резня. Артем Осипов (лорд Хестингс) – бесшабашный, веселый, смелый, не чувствующий над собой занесенного меча. И в следующий же момент с ужасом осознающий свою обреченность. Очень понравился. Агриппина Стеклова (Елизавета) – неоднозначный образ, с одной стороны - хитрая, льстивая королева; с другой - вызывает жалость в сцене погони за душами умерших детей: «Я - мать, хочу я к детям…», но тут же, после того, как она дает согласие на предложение Ричарда отдать ему в жены дочь, я испытываю резкое неприятие героини, понимая, насколько она неискренна, двулична, как старается сохранить власть и величие, и, при этом, как сама пугается этого своего желания. Очень интересный образ. Марина Иванова (Маргарита) – страшна в сцене проклятия, она, как ведьма, закрутившая весь этот водоворот. Потрясающий, пронзительный спектакль, самый мой любимый. И я совершенно точно пойду смотреть его еще раз. Спектакль страшный, но, как ни странно, тягостного чувства он не вызывает, зато интеллектуальный разряд получаешь колоссальный.

Administrator: От зрителя (коммент в ЖЖ) ...И по поводу Ричарда (сатириконовского)... Там все на месте, каждая безумная птичка-декорация, каждый проходной персонаж, эти мальчики вроде как "проходные", ткань, которая по сцене полощется... Хотя Ричард больше как-то вокруг Райкина сконцентрирован. На Лире для меня больше труппа остальная проявилась, и там все - или почти все - были равные... Вот ))

Administrator: Снова текст, подготовленный в Израиле к гастролям Сатирикона. Полностью читать ЗДЕСЬ, на форум выношу часть материала: интервью с К.А.Райкиным и две фотографии, которых здесь не было. - Константин Аркадьевич! Добрый день и позвольте вас приветствовать в мирное время. Ведь со спектаклем "Ричард III" вы уже гастролировали в Израиле – пять лет назад, во время Второй Ливанской войны. Летом 2006-го года спектакли на севере Израиля были отменены. "Ричарда III" показывали только в Тель-Авиве. За прошедшие пять лет в Израиле многое произошло и многое изменилось. А изменился ли ваш спектакль? Появились ли за пять лет в нем новые актеры? - Спектакль не изменился, даже и актеры все те же. Он и не должен меняться по моему разумению. "Ричард III" идет в "Сатириконе" очень активно. Это – самый востребованный наш спектакль, центральная ось репертуара нашего театра с 2004 года. - Не меняется и Шекспир, но меняются переводы. Существует семь различных "признанных" переводов этой пьесы Шекспира на русский язык. Вы сделали некую смесь из старого классического перевода Александра Дружинина и нового Георгия Бена. Эти две крайности, с совершенно разным восприятием текста, которые прекрасно дополняют друг друга? - Прекрасный классический перевод Александра Дружинина относится к 1862 году – с ним и знакомо большинство. Мы соединили части старого перевода Дружинина с переводом Георгия Бена, опубликованным в Петербурге в 1997-м году, но сделанным им еще в 1960-е годы, еще до эмиграции Бена в Израиль. (Бен репатриировался в Израиль в 1973-м году, затем переселился в Мюнхен, а с 1982 года жил в Лондоне, работал на Би-Би-Си – М.Х.). Работа Бена - знаменитого переводчика – показалась нам очень свежей, с новым иным восприятием текста. В чем-то компиляция этих двух переводов отражает запросы и художественное видение спектакля его режиссером – Юрием Бутусовым. Язык устаревает, какие-то слова уходят из обихода, а значит, устаревает и перевод. Есть более академические переводы, наиболее точные по степени накала страстей, а есть более фарсовые, живые, полные юмора. Кстати, спектакль начинается с монолога из другой пьесы Шекспира, из "Генриха IV", также являющего частью шекспировских "Исторических хроник". Будущего герцога приветствует будущий Ричард III - еще не законченный злодей, но в нем уже проявляются зачатки зловещей личности. В "Генрихе IV" он - одна из ключевых фигур. Шекспир вложил в его уста несколько монологов, которые могут быть объяснением мотивов того, что происходит в "Ричарде III". Почему Ричард такой? Нас это интересовало в первую очередь, как и общий вопрос о происхождении зла, о его сути, о причинах зарождения злодейства. "Исторические хроники" включают около трети всех драматических произведений Шекспира. Их основная тема - хаос междоусобиц и приход к власти династии Тюдоров. А власть без зла невозможна. Но раз иной мне радости нет в мире, Как притеснять, повелевать, царить - Пусть о венце мечта мне будет небом. Всю жизнь мне будет мир казаться адом, Пока над этим туловищем гадким Не увенчает голову корона... (Шекспир. Ричард III. Перевод Анны Радловой) - Вы вольно обращаетесь с текстом Шекспира или верны его линии? Вставка из другой пьесы, аллюзии, изменение линии сюжета – не потому ли, что в этом спектакле Шекспир осовременивается? - Нет. Слово осовременивать – очень емкое и потому опасное. Пьесу нельзя не осовременить. Никому не интересно смотреть спектакль "не про себя". Зрителям интересно ходить в театр, только если они увидят что-то про себя, про сегодняшний день. Но это надо уметь передать и ощутить. Мы же не стремились сделать музейный спектакль про войну Алой и Белой розы, про кого-то, не имеющего никакого отношения к сидящим в зрительном зале. В таком случае, можно просто поставить на сцене большой аквариум и запустить туда экзотических рыбок. Конечно, в классических пьесах надо уметь найти отклик на событий сегодняшних дней, надо их осовременивать, но, как я уже сказал, это слово опасное. Эксперименты над классикой неизбежны, хотя классика нетленна и неизменна во времени. Но не надо осовременивать буквально, переводить все в буквальные репризы, не стоит культивировать приметы дня, наряжать героев в модную одежду или заставлять их выражаться на современном слэнге. Надо уметь найти не вульгарные способы дать понять зрителям, что речь на сцене идет не о какой-то непонятной архаичной жизни, а о том, что происходит возле нас, здесь и сейчас. Это и было задачей этого спектакля, и Юрий Бутусов в "Ричарде III" создал абсолютно вневременное действие. Где происходит зло? – Везде. Когда случается зло? – Всегда. Мир так устроен, что человек со всеми своими ценностями, глубиной, невероятной бездонностью - для людей самое низкое звание. Он обязательно должен быть кем-то в социальном смысле, чтобы к нему относились по-человечески. Лучше вообще стать королем, самым главным в стране. Тогда, независимо оттого, урод ты, коротконогий, сухорукий или горбатый, на тебя будут смотреть снизу вверх и оценят все твои достоинства. Но Ричард проиграл, недооценив в себе человека, у которого есть совесть. Он саморазрушается от сотворенного им зла. - Прослеживается ли общая линия в шекспировских спектаклях, поставленных Бутусовым в "Сатириконе"? - Не совсем. Ведь его "Макбетт" в нашем театре сделан по замечательной пьесе Ионеско. Это, скорее, пародия на Шекспире – отсюда и две буквы "т" в названии. "Король Лир", где я также играю главную роль, поставлен через два сезона после "Ричарда III" – пожалуй, это также спектакль вне истории и географии. А сейчас Бутусов поставил в "Сатириконе" великолепную, ни на что не похожую, абсолютно новую по прочтению чеховскую "Чайку". - Вы – знаменитый режиссер – играете в спектакле вашего более молодого коллеги. Такая яркая сочная роль, о которой вы мечтали, по вашему признанию, с молодых лет – и сыграна по воле другого? Как вы подчиняетесь? Как существуете в двух мирах – актерском и режиссерском? - Эти миры не пересекаются. Они – параллельны. Для меня это две разные профессии. Когда я артист – я артист, и нет в театре существа послушнее меня. Просто в свободное от режиссуры время я работаю актером и спокойно и с удовольствием делаю то, что мне велят режиссеры. - После такого "Ричарда", которого вы играете уже 7 лет – вы сами бы хотели поставить эту пьесу Шекспира? - Нет – ни к чему. Мне никогда не хочется ставить вновь те пьесы, в которых я занят как артист. Я согласен с режиссерским решением Бутусова и не ищу другого способа выразить себя, как Ричарда. Мне не надо высказываться иначе – я полностью выразил себя в этом спектакле. - Вы полностью удовлетворены своей работой, как актера? - Полностью удовлетворены бывают только мертвецы. Творческому человеку никак невозможно быть полностью удовлетворенным.

ls: "Ричард III". Середина июня и немного о 19-м. Весна и лето самое лучшее время для посещения театра. После первых зимних просмотров историй обоих королей в мае захотелось их пересмотреть, да ещё и не по одному разу. "Ричард" будет не скоро - для меня хорошо, чтобы не пересмотреть чересчур (а то сомнения появились, что смогу остановиться). Главное, чтобы был. Единственное, что надо исправить - сводить на этот спектакль побольше знакомых. Вот в чём упрекала бы себя, если бы спектакль больше не шёл. Для самооправдания напоминаю себе, что кого-то всё-таки сводила, а кого-то приглашала, но не все смогли, а иногда и сама утром не знала точно, что вечером окажусь в театре. Некоторые, в отличие от меня, киношек и сериалов насмотрены, так что актёров узнавали. К герою Максима Аверина в "Глухаре" не все относятся восторженно. И спектакль поменял отношение к актёру, как играющему ме... милиционера, каких в жизни не бывает (если слова покрасивее выбрать, то чересчур шикарный дяденька получился), на ... уважительное, что ли, то есть именно спектакль позволил по-настоящему оценить его актёрские качества. Что нового можно сказать, если смотришь спектакль в третий, четвёртый раз? Первый раз смотрела обзорно, издалека. Второй раз сосредоточилась на героях Трибунцева. А третий и четвертый с близкого расстояния, но старалась разглядеть всех, от чего глаза разбегались. Только на четвёртый раз стала разделять тех, кто для меня был "массовкой": вот это Тиррел, вот это мэр, - т.е. тех, кого в других спектаклях не видела. Что-то лучше видно вблизи, что-то перины загораживают. 19 июня особенно близко. Слышны те звуки, которых на чуть большем удалении не слышно. То вздох, то пофыркивание. А когда Кларенса, Кларенса залили вином - он еще некоторое время стонал, - но на 1-2 ряда дальше - и эти стоны заглушаются музыкой. Бывает, напишу о чём-то, и перестаю это замечать. Вот написала, что Ричард при виде маленького Йорка смотрит на него с теплотой, а теперь оба раза самое начало встречи не отметилось, зато в конце, когда Йорк ушёл, понимаю, что Ричард взбешён не на шутку. И вообще, Йорк довольно основательно выводит всех из себя, так что мать и бабка могут шлепнуть его - бабка по лицу, а мать более традиционнно, хотя и приласкает позже. И придворному - заметила 19-го - такие рожи корчил, что и тот его шлёпнул, кажется, тоже по лицу. А в той сцене, где бабка Йоркская говорит, что надо быть построже, в мае запомнилось, что она и Йорк стоят на сцене, а в июне однозначно они оба были на столе, два сапога пара, называется. Герцогиня грациозна по-своему. Что ж, и у некоторых бабушек грубеет голос и появляются усики. Почему-то 14-го показалось, что герцогиня слезала со стола босой, а 19-го - точно в обуви. Да еще и завалилась под столом, уже слезши. Теперь только и остаётся гадать, было оно так или иначе. Мелочи, конечно, но всё равно интересно. А блестящие полнолуния - в аресте Кларенса - первые два раза не замечала этот эпизод, потом уже по смеху зала в тот момент поняла, что надо посмотреть в ту сторону. Монолог герцогини - слева на сцене, стоя на коленях, с Ричардом - трогает, она заботливо перебирает-разравнивает полы его шинели перед тем, как пообещать проклинать. Когда после сцены обсуждения двумя горожанами ситуации в стране, где к власти должен придти ребёнок, герцогиня и Елизавета зовут Йорка, так и хотелось сказать им: "Не торопите его, он переодевается, он же бегал в платье горожанина в сити и общался там с народом." Боюсь только, что это известие привело бы их в ярость, и влетело бы Йорку по первое число. А что, у царственных особ было принято переодеваться в простые одежды и, смешавшись с толпой, узнавать свежие новости и настроения подданных. Ах, да, Йорк же ещё маленький, ему только семь лет. Но, будь постарше, непременно так и поступал бы. Выйти на городскую площадь. Высокопарно начать: "Когда на небе соберутся тучи!..." , опомниться, будучи толкнутым в бок, что проще надо быть, и скромно закончить:"...разумный человек наденет плащ..." И обратно во дворец. Хотя на его месте надо было бы сбежать вовсе. Когда Йорк говорит, что не хотел бы расти, вспомнился фильм "Жестяной барабан". Только в отличие от героя фильма, желание Йорка сбылось самым трагическим образом, и ему уже в буквальном смысле не суждено было стать взрослым. А братец его имеет до того глупенький вид - что даже не знаю, комплимент ли актёру сказать об этом. Бэкингем противоречив. Поначалу это денди лондонский, хотя и в полушинели. "Вульгарной моде и грубоватому укладу была противопоставлена изысканность внешности, манер и обстановки; его респектабельности и строго фарисейской нравственности — аморальность и демонизм." (О денди.) Он красуется, гордо вскидывает голову, встаёт в позу памятника, горделив, царствен, вельможен... И ползет на коленях к Ричарду. Чем ещё, как не тем, что внутренне он именно фарисейски насмехается над собственным показным раболепием, объяснить это движение ? Он пока ещё чувствует себя неуязвимым, сильным и нужным. И думает, что будет нужен всегда. Недооценивает Ричарда - на что тот способен ради власти. Первый раз раскрыл рот от ужаса-изумления, когда Ричард изъявил готовность расправиться с Хестингсом. Угодливость Бэкингема должна быть только показной, не из его характера, когда он понял, что все теряет, пошёл же войной на короля. Бэкингем половинчатый злодей, недозлодей, слишком чувствителен и недостаточно расчётлив для злодейства, даже легкомыслен. О женских ролях говорить труднее, в этом спектакле на долю дам выпало причитать, страдать, да бессильно проклинать, не то, что в "Лире". Но вот то, как позволили актрисы наложить на свои лица грим, делающий их нелепо-смешными при всей трагичности образов, грим, лишающий женской привлекательности, эти героини - Маргарита и особенно Елизавета (и вспомнилась Нина в сцене с Тригориным-Треплевым "Чайки" ) , опять, как в первом просмотре, вывели моё воображение на фильм "Здравствуйте, я ваша тётя!". Только в первый раз облик герцогини навёл на образ псевдо-тётушки, Бабса Баберлея, а в этот раз образы королев напомнили строки из книги о Джигарханяне "Я одинокий клоун", (написанной зав.лит. части театра им. Маяковского Виктором Дубровским) об актёрах, исполнивших главные роли в фильме:"Все они не побоялись быть смешными...и нелепыми персонажами". Но в этот раз воображение пошло дальше и предложило разыграть римейк фильма с героями этого форума в ролях полковника Чеснея и судьи Кригса, и я никак не могла написать этот пост, не освежив фильм в памяти. Да, характеры другие, герои другие, и всё-таки, всё-таки.... А после спектакля - разговоры зрителей - 14-го, в очереди в раздевалку, один юноша советовал другому сходить на "Чайку" - "там то же самое", а тот собирался пойти на Лира, потому что тоже с Райкиным. А 19-го - в антракте села со мной девушка, а позади неё мама. Девушка сказала, что ей нравится, особенно Райкин, он всегда "отжигает". Мама протянула без такого же энтузиазма:"Да-а-? Это хорошо". А на выходе - семейная пара - мужчина сказал о ком-то из знакомых, видимо, не пошедших:"Такие-то много потеряли."

Administrator: Сайт художника Александра Шишкина. Макеты декораций к сатириконовскому спектаклю. Продолжение следует...



полная версия страницы