Форум » Архив форума » РИЧАРД III. ЧАСТЬ 3 » Ответить

РИЧАРД III. ЧАСТЬ 3

Ирината: Ричард III. Материалы на сайте Материалы на форуме ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2

Ответов - 302, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Administrator:

Administrator: ЗДЕСЬ - подборка фотографий, которые, возможно, многим будут интересны. Вступительное слово от автора поста: "I'm a man with a one-track mind, so much to do in one lifetime" "Ричард III" - одна из самых популярных и часто играемых пьес Вильяма нашего Шекспира (уступает, пожалуй, только "Гамлету"). Это не слишком удивительно, поскольку главная роль - мечта любого актера, ведь все остальные персонажи пьесы на фоне Ричарда - статисты. Поистине - вот уж где можно развернуться. Предлагаю поразвлекаться и посмореть на лица "ричардов" в интерпретации разных актеров разных эпох. Чуть не забыла: хочу напомнить, что Ричард - персонаж МЕГАотрицательный, посему приятных лиц не ждите. Administrator/Ирината: От себя дабавлю еще двух Ричардов: Иван Косичкин, Сургутский музыкально-драматический театр. Эрвин Гааз, моноспектакль.

Administrator: Конечно, это всего лишь скриншот...


Administrator: Пресса Израиля - а преддверии гастролей Сатирикона Маньяк и убийца Константин Райкин В августе израильские зрители смогут увидеть нашумевший спектакль «Ричард III». На гастроли в нашу страну прибывает театр «Сатирикон» Константина Райкина. Константин Райкин – один из самых интересных экспериментаторов нынешнего российского театра. Это было видно и в его ранних режиссерских работах. Много шуму в свое время наделал спектакль Райкина «Прищучил», поставленного им в «Табакерке». Это было и у Константина Райкина-актера. Например, в первой версии «Служанок» Виктюка. Для постановки одной из самых загадочных пьес Шекспира «Ричард III» Райкин пригласил питерского режиссера Юрия Бутусова. Уже в премьерном 2004 году спектакль «Ричард III» был удостоен театральной премии «Золотая маска» и с тех пор с успехом продолжает идти на сцене театра «Сатирикон». В «Ричарде III» Шекспир попытался раскрыть тему абсолютного зла. Герцог Глостер не только черен душою, но и совершенно лишен привлекательной внешней оболочки. Это хромой горбатый карлик. Но даже при этом, Ричард легко играет судьбами и даже жизнями людей, которые почему-то ему доверяются. По мнению Шекспира, спастись от абсолютного зла можно лишь одним способом – ударом меча. По мнению создавшего образ убийцы Ричарда Константина Райкина, саморазрушение маньяка может произойти изнутри. Даже в самом страшном человеке должна остаться хоть капля совести. Спор о природе абсолютного зла, наверное, не прекратится никогда. Спектакль театра «Сатирикон» «Ричард III» останется одной из ярких вех в истории этого спора.

Administrator: О ГАСТРОЛЯХ Автор: Евгений Эрлих (Израиль) "Ричард" Константина Райкина К нам приехал Райкин. Константин Райкин. Собственно, истинным театралам этого знания достаточно. Информация исчерпывающая. Остается только пояснить, что вместе с Райкиным приехали Максим Аверин, Денис Суханов, Агриппина Стеклова. Всего 14 артистов театра «Сатирикон». И лично «Ричард-III». «Ричард-III» – это знаменитый спектакль по пьесе Шекспира, который «Сатирикон» играет уже почти 8 лет. "Это спектакль, на который невозможно в Москве попасть. … На нем всегда аншлаги. И вообще всегда публика принимает его стоя. А в Москве это очень показатель выразительный", - говорит Константин Райкин. Режиссер «Ричарда» – Юрий Бутусов. Собственно, и в этом случае все сказано. Среди, так называемой, когорты «молодых режиссеров» современной театральной России Бутусов в числе самых-самых: модных, продвинутых, гениальных, неординарных. Сегодня он ставит свои спектакли на сценах лучших столичных театров. Сегодня его работы удостоены почти всех российских театральных премий. Но семь лет назад «Ричард-III» в интерпретации Бутусова вызвал у критиков чувство шока. "Да не, ну зачем про критиков вообще говорить. Ни одной внятно-хвалебной статьи поначалу не было. Потом его назвали… Да что Вы! Знаете, как сейчас они говорят? Что это блестящий, великий, что я гениальный. Это они между собой посовещались. Им объяснили. Они же поначалу вообще теряются. Поскольку большинство критиков вообще не способны чего-то чувствовать. Они же знают, а не чувствуют", - говорит Константин Райкин. Самое глупое занятие – рассказывать долго про спектакль, который просто надо один раз увидеть. В этой пьесе без малого 39 персонажей, не считая массовки. На сцене – все лучшие силы театра. Многие актеры исполняют сразу несколько ролей. И лишь у Райкина одна. Но какая! Шекспировский Ричард-III – самый знаменитый злодей в мировом репертуаре. И он всегда современен. В образ английского короля 15 века сегодня вплетаются черты диктаторов 20-го. Он конечно же и Сталин, и Гитлер, он правитель, который с легкостью, с радостью убивает всех врагов, друзей, конкурентов. Но для Райкина сатрап Ричард – всего лишь недолюбленный в детстве ребенок. И получается, что это спектакль про всех нас, про нашу жизнь, про наши отношения. Все начинается с детства, все страшные вещи - они коренятся в детстве. Что-то недополучили мы, и от этого разветвляются всякие уродства злобы, уродства, бездуховности. … Человека лучше делает только счастье. Вот счастье, ласка, нежность, любовь. Вот какая-то такая мысль", - говорит Константин Райкин. За исполнение роли Ричарда Константин Райкин в свое время был удостоен премии «Золотая маска». Очередные гастроли театра «Сатирикон», так правильно совпало, органично вплелись в нынешний, прямо скажем, золотой театральный сезон на русской улице Израиля.

Administrator: Очень неприятная весть от форумчанки дружественного форума Максима Аверина. ... Как обычно, было объявление не фотографировать и не снимать на камеры. Днем раньше, как оказалось, в Хайфе актеры прервали спектакль из-за желающих пофотографировать и поснимать на камеры. И дальше, про Тель-Авив: ...фотокамер не видела. Может, кто-то снимал на телефоны, не знаю.

Administrator: От зрителя ричард 3 сатирикона сцены убииств понравились очень. отличная режиссерская находка. убиииство с вином - прекрасное. по стилю напоминает розенкранца и гильденстерна, которые того. лорд бекингэм понравился очень. у него шаг, как в танго. прямо ах. у королевы прекрасные волосы. копна рыжих вьющихся волос. просто прекрасные. декорации очень понравились, и способ их менять - тоже. раикин, кстати, чета эта. чета я большего ожидала. весь спектакль с надрывом. эдакии высоцкии. 3 часа надрыва это много.

Administrator: Новости Хайфы Инцидент на спектакле. Райкин покинул сцену из-за вспышки… Вчерашним вечером в хайфском «Аудиториуме» начались израильские гастроли российского театра «Сатирикон» спектаклем «Ричард III». Как сообщила HAIFA.israelinfo.ru читательница по имени Ирина, во время выступления произошёл неприятный инцидент. Перед началом спектакля зрители были дважды предупреждены о необходимости выключения мобильных телефонов. К сожалению, одна из зрительниц проигнорировала предупреждение. Через минут пятнадцать после начала спектакля на сцене остался только Константин Райкин. Во время исполнения им монолога женщина лет шестидесяти, сидевшая в четвёртом ряду, направила на актёра мобильный аппарат и включила встроенный в него фотоаппарат. Вспышка ярко вспыхнула к всеобщему возмущению. Райкин покинул сцену. Спектакль был прерван на пять минут. Сидевшие рядом с женщиной зрители начали шёпотом возмущаться: «Что ж вы делаете? Все фотографии есть в интернете! Выйдите из зала!» Возмутительница спокойствия демонстративно показала аппарат, удаляемый в сумку, и примирительно сообщила: «Всё-всё, я прекращаю…» «Мы столкнулись с элементарным бескультурьем, — возмущённо сказала Ирина. Ужасно стыдно, что о нас подумает Райкин!» Ирина добавила, что спектакль был «потрясающим», все актёры играли великолепно «подстать Райкину». А так как с нами связались ещё несколько хайфчан побывавших на спектакле и попросивших HAIFA.israelinfo.ru найти способ передать Константину Райкину и его коллегам своё сожаление по-поводу инцидента, мы связались с продюсером гастролей «Сатирикона» в Израиле, руководителем компании Cruise International Марком Лисом и передали их просьбу.

Катюша: От зрителя Хочется поделиться! Вчера смотрели в театре Бейт- Опера,Тель-Авив,спектакль театра САТИРИКОН- "Ричард 3-ий" по Шекспиру,с Константином Райкиным в главной роли... До сих пор под впечатлением...Очень понравилась игра всех актёров.И убеждаешься в простой истине- классика вечна.Всегда есть о чём задуматься.Не имеет границ и времени . Здорово,что мы имеем возможность видеть российских любимых актёров,певцов,музыкантов там,где живём.

Administrator: С дружественного форума Максима Аверина - с благодарностью автору - очевидцу израильских гастролей. ...Понравилась Агрипппина Стеклова в роли королевы-матери . Рыжая красавица с шикарными волосами.... Она не изображает свое горе криком, не опускает уголки губ и не сгущает брови, она просто так говорит : я мать, хочу я к детям... И здесь просто кожей ощущаешь всю боль потери, в один миг лишившейся своих сыновей Герцог Бекингем - великолепно сыгранный Денисом Сухановым... Такой аристократичный, пластичный, даже стильный получился.

Administrator: От зрителя Это 2008 год, на форуме, кажется появилось тогда же... но можно и перечитать (особенно сейчас, в межсезонье). И очень любопытные комменты, которые три года назад были пропущены - сейчас я их тоже пощу сюда. "Ричард |||". Сатирикон. Вывернуть душу наизнанку. Спектакль, от которого ломит виски и поднывает сердце. Ричард – монстр или монстр - жертва? И есть ли в спектакле только жертвы, кроме двух малолетних наследников, мальчишески оторванных от грязных делишек взрослых, мальчишески беспечно «засовывающих» головенки в пасть бешеного пса, мальчишески беззаботно играющих за минуту до гибели? И не потому ли их убийство скрывается в белопенных тканевых облаках… Остальные – повязаны предательствами, коварными многоходовками, играми тщеславия и гордыни. Все палачи или пособники палачей (для пособничества иногда нужно только равнодушие и попустительство), все жертвы. Ричард – жестокая напористая бестия, воплощение Сатаны. Уродливая тень, нависающая над миром. Существо, умеющее быть каким угодно. Хамелеон, меняющийся на глазах, смешивающий рыдание с ядовитым жутковатым смехом, опровергающий существование всех основополагающих человеческих чувств; переворачивающий понятия, играющий с истиной в кошки-мышки. О, как он умеет быть победителен! Как он может ошеломить напором, обезоружить чудовищной псевдоискренностью, сломать, подмять… Для его планов необходимо взять в жены женщину, его же стараниями недавно овдовевшую, - она будет его. Он заполучит её со скоростью, которой бы могли позавидовать первые красавцы и герои. Его энергия прошибет любую стену, его сила и страсть (страсть честолюбца, никогда не знавшего любви, самой главной – формирующей и оберегающей - материнской любви) покоряют. Ричард - бессердечный выродок, ублюдок, пришедший в мир, чтобы превратить его в филиал Ада, - да. Но кто тогда прячется под столом от фантомов, от призраков, от мертвецов? Кто лепечет перепуганным закомплексованным нелюбимым пацаненком? У кого глазищи, в которых бесприютность всеми отвергаемого, унижаемого маленького человечка с большой страдающей душой? Чья вина, что из слабого и обиженного природой ЧЕЛОВЕКА, вырос сильный и опасный ЗВЕРЬ? Где та граница, на которой историю еще можно было остановить? Не превращать в кровавую вакханалию? Вечная история (вечная, вечная, в этом её сила) о недооцененном хищнике, скрывающемся под шкуркой слабенькой мирной овцы; о разменной монете в битве клановых интересов, которая вдруг сама… разменивает участников противоборства. Сила спектакля в его однородности – в правильной расстановке сил. Здесь нет даже средних актеров. Каждый хорош на своем месте. Что придает спектаклю особую мощь и напор. Действие накатывает на зрителя и подминает под себя. Выразительность сцен, действующая и на сознание, и не подсознание. Филигранная и одновременно мощная (никак от слова не уйти) игра актеров. Без показных истерик, порой со скупыми внешними реакциями (случаются состояния, когда люди внешне почти спокойны, скупо-эмоциональны, заморожены, но за этим ощущается полнейший запредел, уход за грань). Они позволяют зрителям чувствовать, они оставляют зрителю возможность чувствовать, они заставляют зрителя чувствовать и... зрители чувствуют. Весь ужас, все бездны… Всю обреченность, всю невозможность уклониться от божьего произвола, от судьбы. Райкин… Настолько разный… Начиная от сцены ночного кошмара - «монолог впавшего в детство» - то самое – до ломоты в висках, колотья в сердце и слез на глазах. Человек – стихия. Человек, несущий в себе сумасшедшую энергию. Человек, не позволяющий себе схалтурить в мелочах (дружно отметили – «зонт в бурю» - в его руках был зонтом, упирающимся в порыв ветра, преодолевающим напор стихии; в руках коллеги – красивый пируэт зонтика). Даже для третьего «Ричарда|||» - впечатления сносящие. А уж, что говорить про подругу, которая была впервые. Подсела на «Сатирикон». Так бывает. Приходишь, смотришь, очень нравится, а потом – совпадаешь и… подсаживаешься. *********** Впечатления kira_net Есть два уровня переживаний. Близких, очень близких. Лишь узкая грань пропасти, неровная улыбка ущелья разделяет их. Шрам. Расслоенность, превращающая тесно прижатые чувства в две недоступные вселенные. Параллельные миры. Черные дыры, ни единым звуком, ни атомом не совместные и взаимно не понятые. Глухие каждая своей болью. Сравните. Голосящее рыданье – или остекленевший взгляд. Брызнувшие слезами глаза – или растерзанное каплющее сердце. Чувствуете разницу? Одну и ту же историю можно пропустить, прожить дважды: либо наискосок и вверх – от сердца к лоснящимся влагой ресницам, либо наотмашь к земле – от груди плашмя раздирающим ткани грузом. И ни один из этих вариантов не лучше другого. Просто, выбрав между ними, нужно заранее наверное знать, что справишься. Команда, сделавшая спектакль «Ричард III», – уверена в своих силах. И второй путь – их русло. Здесь – каждый на своем месте и каждому это место найдется. Я потому так туманно изъясняюсь, что в этой постановке важен не сюжет, не история и даже не сравнение уровня мастерства актеров, а атмосфера, градус накала, эффект, произведенный на каждого зрителя. И если вам хочется вспомнить, где находится ваша селезенка, если вам оно точно надо – идите. Вот бросайте все – и идите. Только запоминайте все до точки, потому что в ближайшее время повторить не сможете. Тяжело очень. lanolina_goro Еще о "Ричарде |||"... Убийство Кларенса... Под надрывно - хмельную музычку люди в черном деловито и буднично разуваются, не обращая особого внимания на мольбы жертвы. Бутыли зеленого стекла, вино наполняет хрустальные бокалы и... выплескивается, пропитывая белье Кларенса, превращая белую ткань в сукровично-розовую... Человек со снятой кожей... Жутковатое видение... И лица убийц - лица тружеников, честно исполняющих работу... Не без удовольствия... Вино, превращающееся в кровь. Жертва - агнец - искупление грехов - вино - кровь - вино... Почти Библейский сюжет. И что отпивает из бокала убийца напоследок? Вино? Кровь? Ричард, уговариваемый Бэкингемом... Великий фарс, разыгрываемый двумя опытными комедиантами. Смиренник и постник Ричард - в белой рубахе, чем не монах - отшельник, приобщившийся святого духа, светлее и чище ангела, умилительно кормит пташек. Страстно убеждающий Бэкингем, болеющий за несчастную осиротелую страну, которая загнется, ей-ей - загнется без призора и холы рачительного, мудрого, благообразного Ричарда... И... мгновенное преображение Ричарда - дикий испуг, граничащий с ужасом, когда делегация уходит... Что наделал?!. Перемудрил! Переиграл сам себя! Вернуть! Скорее! Ричард и королевский трон... Почти смешная сцена, когда новый правитель репетирует свое появление перед подданными. Меняются стулья. Ричард пробует вариант за вариантом, как только не обыгрывает спинки, сидушки и ножки. Все не по уроду, все смешно, нелепо, жутко. Даже ведро идет в ход. И НА нем посидел, и В него усаживался, проваливаясь задом. Величие превращается в жестокую пародию. Злой гений в площадного паяца. Немая сцена, стоящая монолога. Огромный стол и стул - были титаны и гиганты, а теперь пришли уроды (моральные и физические) и карлики (духом и телом), недолюбленные монстры, жестокосердные и себялюбивые гордецы, предатели, корыстолюбцы... Не по стати им наследие предков, не по росту. lanolina_goro Re: Еще о "Ричарде |||"... Призрачный синий свет. Белые пушистые хлопья, засыпающие оживших мертвецов. Медленные плавные движения. Навязчивая липкость полуночного кошмара. Обезумевший от страха Ричард, забившийся под огромный стол. Ребенок, сбежавший от ночного морока. Круглые глазищи, нелепая - закрывающаяся поза... Того гляди - напрудонит. Где он - жестокий и хладнокровный убийца, для которого люди - фигурки, вырезанные из бумаги? Что он лепечет со стула? Оправдания? Стишок "на бис" для взрослых (как лопочут хорошие детки, которых родители ставят "повыше" и заставляют показать свои таланты, чтобы потешить родительское тщеславие)? Перед кем оправдывается? Кого развлекает? Толпу "своих покойников" - тех, кого убил физически или морально, превратив в живых мертвецов... Синий свет и снег... Холод... Нездешняя пустота, нездешний холод... Posted on 21 Апр, 2008 07:52 (UTC) | Ссылка | Уровень выше | Ветвь дискуссии | | Ответить lanolina_goro Re: Еще о "Ричарде |||"... Монолог перед последней битвой... Ух-х-х... За живое... Постоянные переходы из состояния в состояние, из настроения в настроения. Текучесть во всем. И "качки" настолько неожиданные, резкие, полярные, что цепенеешь, как птица перед коброй. В какой-то момент отлавливаешь себя на своей "зеркальности" Ричарду. Превращаешься в зеркало, отражающее мятущуюся личность. До невольных слез... Не от жалости - от острого осознания обреченности, подвластности Судьбе, Року. Он вступил на путь, с которого невозможно сойти на попустанке. О чем подумала вчера, пыталась объяснить подруге и Ване. Но подруга не видела второй спектакль, а Ваня лишь ядовито предложил сравнить еще что-нибудь несравнимое. Вот так должен говорить свой монолог "нераскаяния" Клавдий. Не дотянет, понятно. Но держать в голове эталоном... Райкин - неперешибаемая харизма, бешенная энергетика и мастерство, вызывающее восторг и уважение. lanolina_goro Re: Впечатления kira_net Не ходите, дети, "Ричарда" смотреть! :) Плоский карандашный Ворон на картонке – Сиплый нарисованный вскрик. В чуточной коронке Изверг ералашный – Злобой искореженный лик. Скупо и беззубо Жертвой обстоятельств Щерится звериная пасть. Блюдом из сиятельств, Крепких, толстогубых, Плотски насыщается власть. Алые разводы Кипельную свежесть Не впервые винно багрят – Сгорбленную нежить, Злой оскал природы, Чумовым дурманом бодрят. Шансы заиграться Не в свою рулетку Возрастают день ото дня. В стены мрачной клетки Вечно упираться Обрекает рока лыжня. Взрослая забава – Трогательным детством Развлекать уставших гостей – С мертвыми в соседстве Липко и гнусаво Топит половодьем костей.

Administrator: К юбилею Юрия Бутусова

Administrator:

Ирината: ПО ССЫЛКЕ «Тайны Англии», Ефим Черняк Читая это исследование, вы наткнетесь на имена Ричарда III, Бекингема, принца Йорка, Тирела (и не только). Конечно, сатириконовский спектакль "Ричард III" в постановке Юрия Бутусова - он "про меня, про нас про всех", и к стародавним историям времен войны Алой и Белой розы постановка имеет отношение весьма опосредованное. Посмотрите хотя бы на вневременные костюмы персонажей и условную декорацию - даже самых малоумных зрителей они переносят на много лет вперед, в НАШЕ время. И тем не менее, исследование историка может быть для кого-то из нас интересным (я пока, за недостатком времени, не прочла, а лишь просмотрела его содержание). Потому и даю ссылку.

Lotta: Ирината , я бы всё-таки сказала, что спектакль переносит зрителя не в НАШЕ время, в во ВСЕГДАШНЕЕ, если так можно выразиться. Эти страсти, пороки и добродетели были всегда, человеческая природа меняется мало, отсюда вечный смысл трагедии. Ну а мы - видим свою связь со многими поколениями, жившими до нас, и теми, кто будет жить после.

Administrator: Живой Журнал Ольги Абрамовой Душа трудилась на спектакле История о том, как важно уметь прощать, рассказанная Константином Райкиным Никто не станет спорить, что произведения Шекспира будут актуальны всегда. Но ставить их сегодня довольно непросто. С одной стороны, можно увлечься изображением эпохи и желанием представить точь-в-точь такой спектакль, который мог бы быть сыгран во времена, когда жил великий классик. В результате получается довольно скучная работа, спасти которую не может даже гениальная актёрская игра. С другой стороны, если «осовременить» пьесу и перенести её целиком в сегодняшнюю жизнь, можно оставить её и без смысла, и без текста, и главное – без гения автора. Примеров, когда режиссёр успешно преодолевал эти трудности и показывал зрителю достойный, наталкивающий на размышления спектакль, немного. К числу таких режиссёров принадлежит Юрий Бутусов в Сатириконе. Итак, «Ричард III», трагифарс. Гротескные декорации и великолепно подобранная музыка делают зрелище по-театральному впечатляющим ещё до того, как на сцене появляются актёры. И когда они появляются, определяющей всё равно остаётся именно общая картина, не игра актёров и не смысл монологов. Константин Райкин (Ричард), безусловно, не похож ни на кого и гениален. Смотришь на него и понимаешь: нервная, неспокойная энергетика этого человека (не режиссёра!) заставила крутиться на сцене всё действие пьесы. Такая усердная нервозность может поначалу показаться слишком уж наигранной, даже болезненной. А некоторая сумбурность и ускоренный темп изложения событий едва ли оставляют зрителю шанс уследить за нитью повествования. Но не спешите с выводами! Великолепна мизансцена концовки первого акта, она демонстрирует мастерство умного режиссёра. Схватив корону и засунув её под мышку, под угрожающе-тревожную музыку, сильно хромая, уродец Ричард шаг за шагом идёт из глубины сцены на зрителя. Он стал королём! Что же будет дальше? Второй акт энергично берётся за смысл пьесы, и, может быть, поэтому он выглядит в целом слаженнее, понятнее. Будто начало было так, прелюдией, аперитивом перед вкусным ужином. И игралось из уважения, так сказать, к Шекспиру – и только потому, что без предыстории обойтись было нельзя. Чувствуется, что второй акт увлекает и режиссёра и актёров больше, чем первый и, возможно, сама задумка началась именно с него. Трагическое соседствует тут с комическим, серьёзное – с наивным и романтичным. Казалось бы, что можно найти смешного или романтичного в таком тяжёлом сюжете одной из самых кровавых пьес мировой литературы? Горбатый, кривобокий, «богомерзкий» уродец, который жил, терпя унижение и насмешки, проклинает людей и решает всю свою жизнь посвятить продвижению к единоличной власти. Можно ли оправдать убийства, которые он совершает на своём пути? Оказывается, можно. Пронзителен диалог между матерью Герцогиней Йоркской (Максим Аверин) и сыном, когда страдающая мать задает сыну вопрос: почему он столь жесток, столь бессердечен… И Ричард отвечает ей, что она не любила его с детства, и если он ей и «доставлял отраду», то лишь в те часы, когда она его не видела. Ричард-Райкин произносит это серьёзно, тут нет ни капли его обычной нервной озлобленности. Весь ужас трагедии несчастного ребёнка вдруг предстает перед нами. И всё, что следует дальше, уже не кажется нам устрашающим, потому что мы видим обречённость героя – не на смерть, а на вечные страдания. В романтике розового света прожекторов Ричард отважно борется с врагами, уверенный в своей победе, невидящий той ненависти, которая окружает его. Теперь он скорее жалок, смешон и бесконечно одинок, чем страшен. Его поражение в финальной битве за власть – это не итог войны Алой и Белой Розы, как скажет нам учебник истории. Это итог жизни человека, который не смог справиться с одним: обидой на собственную мать. А знаете, почему эта обида так сильно завладела им? Глядя на Ричарда-Райкина к концу второго акта, понимаешь: несмотря на всю жестокость, он был чрезвычайно хрупок и нежен внутри. И, выходя из зала, ты чувствуешь, будто как следует, почти физически, поработал. Душа твоя трудилась неустанно, пытаясь понять и принять правду во всём её противоречии, резкости и уродстве. И, покинув театр, ты будешь ещё долго вспоминать то, о чём думал в этот вечер: что собственные обиды нужно уметь переживать. Что нужно уметь видеть и ценить добро. И, самое главное, нужно уметь – просто прощать.

Божена: Ричард III 30 октября Четыре с половиной месяца перерыва: с 19 июля по 30 октября. Много или мало это – да какая разница, если спектакль был легким, воздушным, как паутинка и трагическим, снова пробравшим до слез, вывернувшим наизнанку. Иногда у меня такое чувство, что я вижу не два акта одной трагедии, а два разных спектакля. В первом легко, искрометно, царит Бэкингем. Он не касается земли, летает над уродцем Ричардом. А во втором… да, там Ричарда много. И его, несмотря на все злодеяния, начинаешь будто и уважать – за его отвагу, патриотизм, безудержную храбрость. И становится так понятным, почему на него сделал ставку Бэкингем – ведь есть, на что ставить; ведь так очевидно сильна эта темная лошадка! И … так темна… Хорош первый ряд тем, что все мельчайшие детали видно. И видно, как жадно слушает Ричард, и как он мучается, изживает из себя последние капли божественного, когда рассуждают два убийцы Кларенса о совести (о Боге); это его, Ричарда, призывают гнать совесть подальше! А потом он корчится от лампочки – нечисти, к которой он принадлежит, губителен свет, огонь. Вот она, два убийцы. И один из них пьет кровь из бокала – и вот он, Ричард, не имеющий шанса вернуться назад. Немыслимый танец королевы-матери перед тем, с сигаретой и фляжкой, совершенно невменяемой, запоминается потому, что он противопоставляется другому танцу, отчаянному, безумному, головокружащему (именно так! Музыка, под которую танцуют Максим и Граня во втором акте, у меня вызывает легкое головокружение); вот там, в начале, все было неплохо. И матушка позволяла себе… А теперь, во втором, слезы… И страшная фраза – сколько раз смотрела Ричарда, а как-то этой детали не замечала; королевы говорят «Я мать, хочу я к детям» и «А я хочу скорей увидеть внуков». Мертвых. Ужасно видеть выход, блаженство только в скорейшей смерти! Вы знаете… а ведь гораздо страшнее, когда проклятья произносятся не эмоционально, криком… а чуть мягче, тише… Говорят, чтобы тебя лучше услышали, надо говорить негромко… Маргарита говорила тише; и мороз пробирал - конечно, я знаю, чем все кончится. Но тихая убежденность в голосе Марины Ивановой не допускала ни малейших сомнений, что так и будет; страшно! Зачем люди доводят себя до этого? И тихость королевы-матери и Елизаветы; их, проклинающих Ричарда, и прощающихся… «Пусть Бог не слышит полоумных баб»? Как раз и услышит, в том сомнений нет. Ой, Яша и Тимофей! Залюбовываешься! ТАК просто стоять с лопатами! Просто мерзнуть под моросящим дождем, что кажется, сейчас и в зале заморосит! А сделать дело – притащить голову Хэстинга? Такие довольные! А… оплошали, давайте пока на мгновение глазки потупим, сделаем скорбное выражение – и к мэру, к мэру; а то он, видите ли, в безгрешности хозяина позволил себе засомневаться! Хозяин-то вон как за правду грудью – Бэкингем… как Денис Константина Райкина удержал, для меня загадка! Все ждала и замирала – не свалятся ли? А «так едите вы в Тауэр?» конечно? И еще всем руку подавай, дабы… не заблудились по дороге. Надоело это порядком светлейшему герцогу. Хорошо, хоть Хэстингу, сопернику в любви к земле- матушке, руку подавать не пришлось – ведь сначала бы подал герцог помощь, а потом этой же рукой и толкнул бы, как Иуда, палачам. Скверное это дело! А так хочется остаться легким, изящным, искрящимся, всемогущим и… чистым, добывая власть и землю! Денис – великолепен! А вообще совсем уже не хочется анализировать – наслаждаешься кружевом спектакля и отмечаешь детали, которые играют и переливаются. Оно, ЯВЛЕНИЕ… наверное, совершенное. PS: а между прочим, их светлость герцог Бэкингем с... я думаю, тоже там по родству!... с племянником Йорком и его пудрой на вчерашний вечер таки смирился. Семь лет все же... шалостей! РОБЕНОК!!! что с него взять?

Божена: С дружественного форума Не понимаю, как такие спектакли можно посмотреть один раз, когда они так перенасыщены смыслом, событиями, когда каждый раз открываешь для себя новое. Сегодня очень ярким впечатлением была для меня Маргарита Марины Ивановой. Очень сильно! Edgenria, я помню, ты давно оценила эту роль Марины, а я - в полной мере - сегодня. Она играет так, что ненароком начинаешь бояться - как бы это не было правдой... Кларенс, Эдвард, Герцогиня - пронзительно, до слез. Как я по ним соскучилась за эти несколько месяцев! В заключительной сцене Герцогини и Ричарда очень понравилось то, что временами ее голос становился совсем тихим - это другая мера горя и отчаяния, гораздо более сильная. И впечатление - гораздо сильнее. В этот раз мне вообще подумалось, что центральная тема всего спектакля - это тема расплаты. Расплачиваются все - за то, что не сделали того, что должны; за то, сделали то, чего не должны были, за то, что брали не свое. Каждый из них... Кроме безгрешных детей, которые являются Ричарду перед смертью. Прошлая жизнь Елизаветы остается за пределами повествования, но, учитывая историю, всякое могло быть... Хотя, возможно, она тоже просто жертва, как и дети. Спасибо всем, кто создавал сегодня на сцене этот шедевр. К вам хочется возвращаться! *** В тему расплаты, логично предположить... "Пророчества настигнут тех, кто изрыгает их", как говорит Бэкингем, но потом, когда пророчество в отношении его сбывается, вспоминает. Расплата наступает и для него. Конечно, повод пересмотреть! А тени? Тени - это отдельная песня. Обратите внимание, как выглядит тень Ричарда в короне (а корону он получает в конце первого действия, как будто в тот момент наступает предел зла. Хотя такая тень подошла бы ему с самого начала истории).

evita: Зрительское. От bertran01 Ричард III. Театр Сатирикон. 30.10.2011 Сегодня над пылью театров наш загорится девиз: "Всё заново!" Стой и дивись! Занавес! (с) В.В.Маяковский Театральный занавес в «Ричарде», несмотря на традиционную распахнутость сатириконовской сцены – явление не уникальное. Бывало… бывало… Но тем не менее, ЭТОТ занавес – совершенно особенный. Пытаясь сформулировать, что же он такое (и когда-то какие-то версии уже выдавала), сейчас подумала: если бы время имело цвет, форму и запах – вот так же, как это серое, зажеванное, пыльное полотно, выглядела бы долгая череда дней отчаяния… когда можно метаться в поисках выхода, а можно – просто сидеть, бессильно опустив руки… всё равно. И всё-таки я любила, сидя в 1 ряду, ощущать движение занавеса-времени коленями, ладонями, даже лицом, за которое изредка задевало полотнище… Это было ужасно и… прекрасно! Это было предисловие к спектаклю, от которого сжималось сердце – от восторга, от театрального восторга… И в конце… как там у Бабеля? «Занавес, бесшумно и грозно сдвигаясь», будто ставил многоточие финала… Теперь же, с уменьшением числа сатириконовских рядов, занавес отодвинут от зрителей… Словно говорится: театр это… театр… никакого вашего проникновения в действие не нужно, внимайте, как посторонние люди… И это, честное слово, чертовски обидно! Про спектакль писалось миллион… ну, и еще десяток раз. Описано всё – и наскоро, и подробно, и умнО, и совершенно банально-бестолково… Но есть то, о чем хочется писать (хотя бы – точечно, чтобы вспомнить самой и напомнить другим). Вот, скажем, наилюбимейшая моя сцена воцарения Ричарда, которую, без сомнения, делают два центральных персонажа – Ричард (Райкин) и Бекингем (Суханов). Они – как яркая эффектная картина, но ведь остальные – настолько опытные «рамщики» с хорошим вкусом, что обрамляют этих центральных персонажей… ну, просто потрясающе! Или – прощание герцогини Йоркской с сыном… Опять же безупречно – каждое движение, каждая интонация… (Что касается всех персонажей Аверина – братьев-близнецов, столь похожих на маму – то всегда оч.трудно сказать, кто из них был сыгран максимально сильно. Вчера до искренних слез меня довела сцена смерти Эдварда – да еще крик Елизаветы/Стекловой над умершим мужем «добавил»… Но – а Кларенс, который начал свой монолог, типа, с правильными ударениями на нужных местах – совершенно профессионально но… не живо, однако закончил его на таком градусе… обжечься словами можно. Ну, а герцогиня Йоркская… это вообще моя любовь). Но вот о чем мы стали говорить в последнее время (раньше старательно умалчивая эту сцену): объяснение Ричарда с леди Анной. Марьяна Спивак играет в последнее время так мощно, что становится понятно, что такое «актер вертикального взлета». Вот – финал вчерашней сцены, когда на ее палец уже надето кольцо («я своего не дам!») и Ричард, прижав окольцованную руку к щеке, задерживает ее на мгновение дольше обычного. Потом – отпускает. И леди Анна не отдергивает руку (!) она еще какое-то время прижата к щеке соискателя руки и сердца! А потом нежно, словно оглаживая, сползает вниз… Вот вроде всего лишь секунды… но как потрясает!!! Хочется отдельно написать о казнях (Кларенс, Хестингс, Бекингем, дети)… Может быть, вдогонку этому посту и напишу. При отсутствии времени – очень хочется рассказать, как это великолепно поставлено и как потрясающе играется… Да и вообще спектакль – удивительный. А уж когда играется на таком нерве и с таким драйвом, как вчера… Ну, и опять маяковские строки, которые пришли вчера на ум (ими и завершу): Возьми и небо заново вышей, новые звезды придумай и выставь, чтоб, исступленно царапая крыши, в небо карабкались души артистов.

Божена: evita, огромное спасибо за напоминание Вот начинаешь писать о спектакле, очень хорошем спектакле - и... глаза, мысли, чувства разбегаются. Тепло на душе становится , пригреешься и чего-то - нет-нет, да и упустишь! evita (и bertran01 ) пишет: Театральный занавес в «Ричарде», несмотря на традиционную распахнутость сатириконовской сцены – явление не уникальное. Бывало… бывало… Но тем не менее, ЭТОТ занавес – совершенно особенный. Он особенный, и на других спектаклях его нет. На него, пока еще не начался спектакль, смотришь завороженно. От него, несмотря на то, что на сцене сейчас будет трагедия, становится уютно. И тяжело! И спектакль легкий и тяжелый одновременно. Вот именно та золотая середина - бесконечно притягивает и не отпускает не только чувства, но и мысли. Марьяна Спивак играет в последнее время так мощно, что становится понятно, что такое «актер вертикального взлета». Тоже ведь забыла написать- а не обратить внимания на Марьяну было просто невозможно! Глубоко, страстно, с полнейшим и осознинием, и чувствованием каждой реплики своей героини играет Актриса. Любой спектакль с ее участием - это радость. Ее вспоминаешь, ее любишь ВЗЛЁТ!!!



полная версия страницы