Форум » Архив форума » РИЧАРД III. ЧАСТЬ 3 » Ответить

РИЧАРД III. ЧАСТЬ 3

Ирината: Ричард III. Материалы на сайте Материалы на форуме ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2

Ответов - 302, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Administrator: Газета "Челябинский рабочий". 2005 год Ричард третий и Райкин второй01.07.2005 06:00 Челябинские гастроли столичный театр “Сатирикон” открыл трагифарсом по пьесе Уильяма Шекспира Владимир СПЕШКОВ “Сатириконовский” “Ричард III” – блестящий спектакль. Блестяще сделанный, мастерский по режиссуре (петербуржец Юрий Бутусов последнее время все чаще ставит в столице), сценографии (художник Александр Шишкин), пластике (балетмейстер Николай Реутов), световой партитуре и музыкальному фону. Это настоящие театральные высокие технологии, когда три часа не можешь оторвать взгляд от сцены, восхищаясь красотой формы и блеском ремесла. Но поскольку ты все же не в кабаре, а на шекспировском спектакле, задумываешься и о том, про что история, рассказываемая театром? “Ричард III” – пьеса из серии так называемых ранних хроник Шекспира (написана в 1593 году). Ее тему знаменитый российский шекспировед Александр Аникст определял как “распад государственного единства из-за разгула хищнического властолюбия и господства силы над правом” (если вдуматься в эти слова, то понимаешь, что более актуальной темы в современной России просто быть не может). Еще одна цитата из Аникста: “Ричард III был не хуже других английских королей. Хитрость, коварство, предательство по отношению к собственным союзникам, безжалостное устранение соперников – все это входило в практику многих английских монархов, вплоть до Елизаветы I. …Расправы Ричарда III над лордами не представляли ничего исключительного. Но убийство принцев в Тауэре вызвало действительно всеобщее возмущение и отвратило от Ричарда многих”. Итак, захватчик трона, детоубийца, к тому же горбатый и хромой. Дьявольское отродье, по трупам идущее к неизбежному плохому концу. Никого (на театральных подмостках, во всяком случае) не интересует реальный исторический Ричард III, а вот шекспировский герой – излюбленный персонаж больших актеров разных стран и поколений. Таких, как Костантин Райкин, играющий его в спектакле “Сатирикона”. Он центр и смысл этого “Ричарда III”, камертон всего сценического действа. Слово “игра” – ключевое для понимания природы этого спектакля. На сцене короли и королевы, лорды и могильщики, наемные убийцы и принцы крови, монахи, горожане, тюремщики, ни на мгновение не забывающие, что они еще и актеры, а все происходящее – игра. Игра со стилями, историческими параллелями, виртуозное жонглирование ассоциациями и смыслами. Театр представления, по поводу которого можно вспомнить Брехта, но лучше самого Шекспира: его исторические хроники написаны как раз для такого театра. Никакой исторической достоверности в декорациях или костюмах, в плавильный котел этого спектакля попадают театральные снег и вино, циклопические столы и стулья, неживая природа (“неведомы зверюшки” из картона, с которыми ведет безмолвный диалог Ричард), офисные костюмы убийц и карнавальные наряды королей, ритуальное проклятие и кабаретная пляска безутешных вдов, убийство как балет, убийство как страшная детская игра, убийство как перфоманс… Один актер в этом спектакле может играть не просто разных героев, но героев разного пола: Максим Аверин появляется в ролях короля Эдварда IV, его брата и их матери, причем в последней роли наиболее убедителен. Это тот самый карнавал, о котором писал Бахтин и подобный которому челябинские театралы на сцене впервые увидели почти четверть века назад в брехтовском спектакле Валерия Вольховского “Карьера Артуро Уи, которой могло не быть” в театре кукол. С тем давним, но незабываемым спектаклем у “сатириконовской” постановки необычайно много параллелей. Хромой и горбатый Ричард Райкина и появился-то на сцене из нарисованной двери, совершенно как кукла Артуро в спектакле Вольховского. Такой же “пузырь земли”, нечеловеческий человек. Если бы Райкин играл только физическое и нравственное уродство, спектакль все равно, наверное, имел бы притягательную силу (пластические аттракционы его Ричарда – это настоящий актерский мастер-класс), но не имел бы смысла: изображение патологии не есть сверхзадача искусства. Сверхзадача – увидеть человеческое в нечеловеке, “доброго в злом”, если пользоваться старыми словами. “Меня никто не любит. Когда умру, никто не пожалеет”, – из интонации, с которой Райкин-Ричард произносит эти слова, рождаются тема и смысл спектакля. Нелюбовь как проклятие, жизнь (и чужая смерть) как месть за нелюбовь, круговая порука нелюбви, из которой нет выхода… Хорошо сделанное карнавальное действо вдруг как будто останавливается на бегу. Возникают паузы, возникают новые краски не только у Райкина, но и у его талантливых сценических партнеров – Натальи Вдовиной, Агриппины Стекловой, Дениса Суханова… Константин Райкин – редкий актер, природный, генетический, из хорошей семьи. Кажется, что сцена для него – лучшая и самая органичная среда обитания, на ней он не умеет не тратить себя без остатка. И, поддержанный великой драматургией и незаурядной режиссурой, создает образы, остающиеся в театральных легендах. Ричард III – из их числа.

Administrator: Фото: Г.Усоев

Administrator: Фото Г.Усоева


Administrator: Фото: Г.Усоев

Administrator: Фото: Г.Усоев

Administrator:

Administrator: Наталия Вдовина и Константин Райкин Фото: Г.Усоев

Божена:

Administrator: Фото: Г.Усоев

Administrator: "...как Мопассан бежал от Эйфелевой башни". (с)

Casi:

Casi:

Administrator: Фото: Г.Усоев

Administrator: От зрителя Мне этот спектакль вернул Шекспира. Рано его начала читать, по юности и глупости рассудила, что у него слишком много пафоса в словах. Казалось, что о любви можно говорить гораздо тише и тоньше. А сейчас поняла. Это не пафос. Это просто слова невероятной силы. И чтобы их понять и почувствовать, нужно просто пожить. Очень сильный спектакль. Фантастический Райкин. Впервые подумала, что он перерос своего отца. По силе игры. По глубине игры. Хотя, может, у отца просто не было возможности играть такой материал. Кто бы дал. Но и другие актерские работы хороши. Аверин - чудесный. Музыка, декорации, сценические находки. Все в этом спектакле помогает ощутить трагедию. Трагедию страшной мести человека за свое одиночество и отверженность.

Administrator: От зрителя Очень сильная вещь! Мощная постановка! Бутусов - думающий авангардист. Ни одной лишней детали, лишнего движения...каждый элемент декорации, каждая единица реквизита - говорящие, значимые, будь то огромный стол, стул, крест, полотно. Сценография, режиссура, свет, костюмы, музыкальное оформление - все на высшем уровне. Хотя...казалось бы...нет ни шика, ни блеска...все тускло, мрачно, жутко...Но именно в этом - высший уровень. Некоторые сцены забыть просто невозможно. Согласитесь, ужасно и цинично звучит: наслаждалась сценами убийств. Но это действительно так. Постановкой этих сцен можно и нужно наслаждаться, потому что они уникальны. Не буду их описывать, это стОит увидеть. Еще один ярчайший эпизод: ночной кошмар Ричарда, сон- хоровод убитых им соперников. Вот здесь забываешь напрочь, что ты в театре, тебя охватывает страх, оцепенение, ты сам будто внутри этой жуткой круговерти. Об актерских работах. Райкин - бесподобен! Мимика, гримасы, жесты, походка, пластика, голос...в каждой мелочи сущность героя. Его Ричард не демоничен, каким должен быть злодей его масштаба, он не просто противен, он жалок. Райкин играет, как говорится, "на разрыв аорты". Впрочем, это же пусть и избитое определение, можно отнести к каждому актеру. Аверин!!! Три образа, три судьбы, три трагедии! И в каждой из них он по-своему ярок, эффектен, глубок. Ах, какие у него глаза, какой взгляд...оторваться не возможно. Именно для того, чтобы видеть все актерские эмоции, я всегда сижу на первых рядах. По-новому открыла для себя Агриппину Стеклову, Тимофея Трибунцева, Артема Осипова. А дуэт того же Трибунцева и замечательного Якова Ломкина - отдельная краска спектакля. Такой яркий штрих. Ну а всё действо в целом - праздник для глаза и пища для ума!

Administrator: От зрителя Ричард III Мы сходили на этот знаменитый спектакль. Райкин в главной роли. В некоторых моментах было очень страшно... Когда убивали... заливая вином человека. Из бутылки, в бокал, в лицо (грудь, одежду). И белая рубаха, залитая кровью вина. И когда душили, забивая ребят подушками. Сильно, жестоко, они бились, бились в волнах ткани, а их били, били... И его убивали, убивали страшно-страшно. И снова в жутких волнах ткани. Было и жутко, и страшно, очень... В некоторых моментах было очень трогательно. Когда он примерял троны. И его почти детское желание надеть корону. "И жизнь будет адом, пока корона не украсит это уродливое тело", как-то так... О ужас, мир и правда принадлежит капризным детям... иногда было очень забавно. Когда он уговаривал женщину выйти за него замуж. Ах, какие слова, женщина ведь (по крайней мере, согласно каким-то общим глупым стереотипам) любит ушами. И льющаяся речь, и женская трусость и кокетсво. Иногда было не интересно, скучно, зал был похой, места неудобные, впереди чьи-то головы, носящиеся техи в банданах. И чувство, что на стадионе. Очкнь уж мы привыкли в форматам маленьких театров. А "Сатирикон" - это ведь кинотеатр на почти 1000 мест. И это чувствуется... Но в целом, это было совсем не плохо...

Administrator:

Administrator: От зрителя В. Шекспир «Ричард III» Когда родился Ричард, бушевал ураган, крушивший деревья. Пред-вещая безвре-менье, кричала сова и плакал филин, выли псы, зловеще каркал ворон и стре-ко-тали сороки. В тяже-лейших родах появился на свет бесфор-менный комок, от кото-рого в ужасе отшат-ну-лась собственная мать. Младенец был горбат, кривобок, с ногами разной длины. Зато с зубами — чтобы грызть и терзать людей, как злобно скажут ему впослед-ствии. Он рос с клеймом урода, терпя унижения и насмешки. В лицо ему бросали слова «бого-мерзкий» и «безоб-разный», а от его вида начи-нали лаять собаки. Сын План-та-ге-нета, при старших братьях он факти-чески был лишен надежд на престол и обречен доволь-ство-ваться ролью знат-ного шута. Однако он оказался наделен могучей волей, често-лю-бием, талантом поли-тика и змеиным ковар-ством. Ему дове-лось жить в эпоху кровавых войн, междо-усобных распрей, когда шла беспо-щадная борьба за трон между Йорками и Ланка-сте-рами, и в этой стихии веро-лом-ства, преда-тель-ства и изощ-ренной жесто-кости он быстро овладел всеми тонко-стями придворных интриг. И вот этого человека – монстра сыграл Константин Райкин в своем театре "Сатирикон" настолько бесподобно, что, как бы ни были хороши и убедительны Агриппина Стеклова (королева Елизавета), Денис Суханов (герцог Бэкингем) и Максим Аверин, исполнивший в спектакле сразу три роли – двух братьев и мать Ричарда, их персонажи все равно проигрывают главному герою – просто потому, что не могут его переиграть. Общее впечатление – восторг, преклонение перед талантом, которое не покидает меня до сих пор.

Administrator: М.Давыдова к "Золотой Маске-2005" Что: «Ричард III» Где: «Сатирикон», Шереметьевская Главные лица: Константин Райкин, Юрий Бутусов, Александр Шишкин. О чем: о жутком злодее, который в исполнении Райкина не страшен, а смешон, не инфернален, а скорее инфантилен. Зачем идти: во-первых, чтобы увидеть удивительную игру Райкина, показавшего нам зло с маленькой, даже очень маленькой буквы. Во-вторых, чтобы полюбоваться сценографическими комиксами одного из самых интересных театральных художников России Александра Шишкина. Чего опасаться: что «Ричард III» покажется вам динамичным и очень изобретательным мультиком.

Casi: Марьяна Спивак в спектакле "Ричард III@



полная версия страницы