Форум » Архив форума » РИЧАРД III. ЧАСТЬ 3 » Ответить

РИЧАРД III. ЧАСТЬ 3

Ирината: Ричард III. Материалы на сайте Материалы на форуме ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2

Ответов - 302, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Administrator: От зрителя ...В воскресенье я был на Ричарде III - отличном спектакле, где злодея играет Райкин, получивший за эту роль золотую маску. И там, помимо потрясающей игры, декораций и теней, помимо этой истории жестокосердного человека, который по сути все тот же травмированный в детстве ребенок, самое большое впечатление на меня произвело мое восприятие этого спектакля. Оказалось, что наблюдая за всеми этими высоко художественными сценами убийств, слушая веселую музыку то ли регги, то ли джаза, во всем этом ироническом трагифарсе, я не ужасаюсь происходящему, но с интересом гляжу на то, как Ричард обыгрывает всех конкурентов и на то как он, обрядившийся в белые робы для молитвы и кормящий голубей под гули-гули-гули, делает вид, что он не хочет становиться королем. Так, мне кажется, и в Москве под веселую музыку и танцевальные ритмы ужасное уже кажется не таким ужасным. В спектакле только под конец начинает щемить в глазах, когда прошлое настигает Ричарда и становиться горько от этой жестокой и бессмысленной истории - происходит ли так в Москве, я не знаю...

GeksageN: 22 июня был на Ричарде III и в который раз восхищался работой режиссёра. Философ Ж.Бодрийяр говорил, что в современном мире только смерть является последним фортпостом реальности. И действительно, смерть - то, что нельзя продать, купить, обменять или пустить в утиль. Она настигает каждого и для каждого разворачивается как индивидуальная драма. Так в Ричарде III сцены смерти - это обязательно самостоятельные действия в структуре представления. Внешне их что-то роднит с немым кино (чёрно-белые цвета, отсутствие речи у персонажей), а также с культурой видеоклипов (музыка закрывает всё аудиополе так, что часто даже не слышны шаги актёров). Герои спектакля в массе своей не понимают друг друга, либо делают вид, что понимают, но на самом деле не признаются себе в этом. Перед нами полная разрозненность жизненных судеб. Вроде бы все вместе, но каждый сам себе. Единство же наступает совершенно в иной плоскости действительности - в моменты смерти геров. Эстетически эти моменты прекрасны абсолютно все. Они говорят нам уже не о человеческом в персонажах, а о том, что выше их, что составляет их подлинную сущность. К слову сказать, почти у всех персонажей спектакля прозрение наступает за мгновения до смерти и лишь у Бэкингема это прозрение растянуто в течение всего действия. Перед смертью ему не о чем сожалеть, он и так ясно понимает, за что его ждёт такая участь. Однако смерть - это не плата за злодеяние, это то, что должен увидеть каждый - персональный конец света, когда уже нет надобности скрываться от света правды и прятаться в сумраке теней от лучей истины. Смерть для героев Ричарда III - взгляд сквозь ткань лжи и обмана, и этика тут абсолютно не при чём. Смерть, как и истина - по ту сторону добра и зла, но всегда на стороне красоты.

Lotta: Ричард Третий" 3 июля Последний "Ричард" сезона да плюс ещё связанный с райкинским юбилеем получился очень жизнеутверждающим - хотели мы того, или нет. Несмотря на все виденные ужасы и признанные злодейства, в голове утвердилась мысль: мы всё поправим, всё переживём, мы исправимся... От юбиляра исходили волны мощной энергии, уверенности, страсти. От Аверина - волны доброты и, пожалуй что, успеха. На Тимофея с Ломкиным смотрели с умилением, на Агриппину - с восхищением и любовью. Для каждого из участников спектакля в зрительском сердце нашлось место, каждый поделился с нами своим теплом. О Бэкингеме разговор особый. Для меня это сейчас самая радостная сухановская роль. Поскольку сегодня шекспировская трагедия упорно поворачивалась к зрителям только своей красивой стороной, то осуждать не хотелось никого. Ведь ужасы, злодейства, смерти, становясь объектами искусства, приобретают бОльшую или меньшую условность. Так вот сегодня себялюбивый, умный, легкомысленный и весёлый Бэкингем творил свои коварства ради нас - блестяще, страстно и очень красиво. Великолепное прощание - восторг, цветы, улыбки, а пожалуй что и счастье!


wing: Соглашусь с Леной, вчерашний "Ричард" оставил ощущение того, что - СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Была вчера в игре какая-то легкость, не привычная для этого спектакля. А поклоны - такие праздничные, с охапками цветов и улыбками - полностью стерли слезы с глаз и души. Денис был по обыкновению красив и изящен, он просто летал по сцене! И все артисты были вчера хороши и выкладывались полностью. Первый раз обратила внимание, как танцует Третьяков:). В общем - буду скучать по спектаклю летом, но это приятное чувство, потому что ты знаешь, куда вернешься осенью:). СПАСИБО ВСЕМ!!!

Administrator: От зрителя (фрагмент, по ссылке - полностью). «Ричард III» - сосед «Короля Лира» в шекспировской дилогии Бутусова. Константин Райкин снова в роли короля, только на сей раз король променял не корону на рубище нищего, а шутовской колпак – на корону. Не трагедия, а трагифарс – гротескный и мрачный, не смешной и не грустный. Ричард Райкина, горбатый, хромоногий, повадками похож на шимпанзе: передвигается прыжками, пляшет, скалится, хихикает, кричит от страха, а на самом деле – ловок, хитёр, коварен и жесток. Урод и телом, и душой, Ричард признаёт лишь одно счастье – править всеми «красивыми» людьми, лишь к этому стремится, сметая всех на своём пути. Он молит о любви, держа жертву за горло, и талантливо юродствует, надеясь расположить к себе доверчивых подданных. Весь сюжет пьесы составлен из его интриг и заказных убийств, поэтому трупы выносят со сцены один за другим, а каждое новое преступление не похоже на предыдущее и словно претендует на изъявление любви к искусству, проходя под бодрую музыку с яркой, пряной энергетикой театра жестокости. Плещется вино, волнами ходит белое полотно, безумная королевская вдова выкликает проклятия-пророчества, трёхногий стул с крестом вместо спинки – одновременно и трон, и могила, мелькают лопаты гробовщиков, белые траурные букеты… Англия при Ричарде – загробное царство, где мёртвые и живые ходят бок о бок, смертей так много, что от них уже не страшно, к ним начинаешь привыкать. Ричард правит миром теней с самого начала, ещё до коронации – птицы и звери вокруг него картонные, плоские, мебель – огромная, а люди – маленькие. Ну и что, что они выше его ростом – зато тени у них незаметные, тоже плоские, тогда как тень самого короля, когда он подходит к авансцене, вырастает на стене задника под самые колосники, превращая ничтожество в исполина: там, где зло торжествует над добром, всё должно быть наоборот. Финал этой инфернальной истории известен: в кровавом Ричарде проснётся совесть, покойные соперники – братья, племянники, женщины, друзья – явятся в ночном кошмаре, закружив убийцу в хоровод. Перепуганный король в беседе с самим собой поймёт, что его по-прежнему никто не любит, да и сам себе он опротивел, и встретит гибель на поле боя, к вящей радости врагов и холопов. Не от рыцарского меча: двое детей, и после смерти не прекративших игру, словно в шутку забьют «любимого дядю» подушками. Титан низвергнут, он снова – ребёнок-калека, нелюбимый сын, нелюбимый брат, которого можно обижать, его даже жалко в конце, как Крошку Цахеса жалко в начале. Но никакой поучительной морали Бутусов провести не стремится: психологический кризис не делает из злодея праведника, невинно убиенные отмщены по воле чистой случайности, и торжества добродетели не предвидится. Ничего не попишешь – такова пьеса, и всё равно смысл существования спектакля оправдывается преимущественно одной игрой Райкина, колоритной в своём извечном натурализме, впечатляюще динамичной, эмоционально и физически напряжённой, неизменно естественной, живой и запоминающейся. Второй интересный персонаж – Бэкингем Суханова, обиженный фаворит, обернувшийся против своего господина, прирождённый актёр и такой же убийца, как и он, только более хладнокровный, и если бы в нём жила ещё и смелость к самостоятельным решениям, он бы больше преуспел в борьбе за шаткий престол, нежели по-животному агрессивный Ричард. У остальных актёров сценического времени мало, многие из них играют по нескольку ролей, и раскрыть полноценный характер персонажа они попросту не успевают – и их герои неизбежно обезличиваются, становятся похожими друг на друга: обобщённый тип «жертвы Ричарда». Невозможно сочувствовать этому «пушечному мясу», и за три часа беспрестанных расправ в двух действиях с одним антрактом медленно, но верно начинает подкрадываться скука. Видимо, эстетика криминальной хроники хороша лишь в умеренных дозах.

Administrator: От зрителя "A horse! a horse! my kingdom for a horse!" – "Коня! Коня! Всё царство за коня!". Вчера смотрели спектакль «Ричард III» с Константином Райкиным. Шекспир в театре Сатирикон поставлен на ура. Трагифарс в 2-х действиях. Очень понравилась игра актеров. Я весь спектакль сидела вытянувшись в струночку, потому что переживала. И все внимание было приковано к разворачивающимся событиям. Это была просто звериная жестокость. Сюжет очень трагический, но справедливый (злодей умер). Да, английские короли, которые так жаждут власти, заслуживают жалости. И Ричард III, который умер в бою, показано, что он умер от душевных мук совести. Потому что устранил на пути к трону кучу народу. А может, так и было, кто знает? Вообще, получается вся история Англии какая-то кровавая. Все кого-то убивают, чтобы стать королями. Какая кровожадность! В интернете я нашла информацию, что на самом деле Ричард III не убивал детей короля. Просто заточил их в Тауэр. А убил их Генрих VII, который граф Ричмонд. В общем, Шекспир показал Ричарда как предателя и злодея, а есть и другие мнения. Что в принципе объяснимо. Как сказал Виктор Гюго: «У человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть на самом деле».

Ирината: Ричард III. 3.06.2010 Еще раз убедилась, что объективного восприятия искусства не существует. В него вмешивается и наше настроение с самочувствием, и отношение к определенному актеру/режиссеру/художнику/театру, и то место, с которого мы смотрим действо... да и еще многое другое. Так, наши постоянные зрители, сидевшие посередине 1 ряда, рассказали о великолепно сыгранной Авериным сцене смерти Кларенса... наше же "левое крыло" почти в полном составе сошлось в том, что "по центру" смотреть было особо нечего (всё как всегда и даже чуть хуже), зато, переведя взгляд на Трибунцева, представшего в ипостаси очередного убийцы, можно было получить огромное наслаждение от точности его игры. Зато через несколько мгновений защемило сердце: на черной кулисе задержалась бледная бессильная рука умирающего Эдварда - и шаг на сцену сделал по-настоящему страдающий от физической боли человек... Всплеск агонии - и страшный крик Елизаветы над мертвым мужем. Это было - потрясающе! А в общем, спектакль был сыгран хорошо. Большие и маленькие роли, пара фраз и большие монологи - всё летело с нужной скоростью и нужной энергетикой, оставляя в зрительских душах ровно столько зерен impression, сколько они готовы были принять. Наш "левый фланг" дал возможность увидеть ЛИЦА крупным планом... Это - и горе, "размалевавшее" лицо Елизаветы/Стекловой в цвета боли и крови (и замечательно - смытый грим - будто кровавая слеза протекла по щеке)... И спокойно-красивое, с легкой зыбью эмоции лицо Анны/Спивак... И лицо "простака" и в то же время - хитреца Джеймса Тиррела/И.Гудеев... И многочисленные "перетекания", волшебные превращения из роли в роль, из характера в характер - Т.Трибунцева и Я.Ломкина (Из "нестандарта: если Ричард кормит и ласкает своих черно-белых зверушек-любимцев - то почему бы это же не сделать и другим? И вот уже Трибунцев-Ломкин на заднем плане щекочут и трепят какое-то страшное... хоть и мелкое чудовище с глазом на месте уха... предполагая, видимо, в нем теплого щенка)... На крупном плане - и смена лиц-масок Ричарда/Райкина... И - буквально видимый уход герцогини Йоркской/Аверин в белый коридор смерти... после того, как она прокляла сына и получила от него ответное проклятье. (Каждый раз сжимаюсь от почти физической боли, ожидая, что рука герцогини в последний миг стянет с себя шапочку. Увы, не случается.. И как же этой ЗНАЧИМОЙ мелочи не хватает образу)... Ну, и Бэкингем - как всегда, стабильно гениальный, и к тому же фантастически красивый Денис Суханов... Люблю эту его роль именно за безупречную красоту и изящество каждого жеста, взгляда, интонации. Ах, как его герой (будто молодой кот, честное слово!) передвигается по сцене... Этакий котишка, который ловит судьбы человеческие, будто воробьев - не для пропитания, а для удовольствия и "спортивного интереса". Ловит - до тех пор, пока его собственное горло навсегда не прищелкнется зубами еще более страшного хищника...

Administrator: От зрителя Были вчера в Сатириконе на спектакле "Ричард III". Зал апплодировал стоя минут 15. Великолепно! Райкин неподражаем! Сходите обязательно! По сравнению с предыдущим нашим походом в театр на "Ужин с дураком" с Хазановым, который сыграл на отыбись, это было просто божественно и безумно талантливо.

Administrator: О "Ричарде", "Контрабасе", "Лире"... От зрителя. (Это фрагмент; и, кому интересно, по ссылке еще о Таганке). ...Первым в череде моего культурного просвещения был театр "Сатирикон" и спектакль Ю. Бутусова. Вот уже первое, что мне не понравилось, это конечно то, что заглавную роль играет художественный руководитель театра собственно К.А. Райкин. Ничего против него лично не имею и, как показала практика, это действительно профессионал и талантливейший актер во всех смыслах, но вот это все предвещало мне представление с примой-балериной в центре и простыми смертными актерами вокруг. Ну ладно, пошли смотреть. Из медийно знакомых лиц в программке были встречены А. Стеклова и М. Аверин. Впрочем, имя Д. Суханова было мне явно знакомо, но откуда что-то не припоминаю до сих пор. Декорации из папье-маше, стулья разной величины, железный рукомойник и на сцену выходит горбатый коварный Ричард III. Сразу почему-то бросились в глаза худенький ножки актера - видимо, на контрасте с накладным горбом мне он показался безумно миниатюрным и щуплым. Ладно-ладно, что-то меня не в ту степь несет. Итак, что мне понравилось в спектакле - это воплощение режиссерского замысла - у каждого актера было сразу несколько ролей. И вот тут с одной стороны была просто неразбериха в интриге, чувство повсеместности зла, которое поглощает и сметает всех на своем пути, а с дргой стороны поражаешься актерской выкладке и моментальному буквально преображению - вот только что М. Аверин король Эдвард, а вот уже герцогиня Йоркская, его мать. Как это ни странно мне, чуждой всяческому насилию как искусству очень понравились сцены убийств. Особенно понравилось (как бы странно это не прозвучало), как убивали маленьких сыновей королевы Елизаветы - они себе прыгали-прыгали, дрались подушками, этими же подушками их и... Совершенно бесподобна сыграна пиар-акция по окончательному водворению Ричарда на трон))) настолько актуально и вот во все времена сильные мира сего дурят людям голову, теша исключительно свои амбиции и самоутверждаясь. Хорош спектакль. По пластике, по сцендвижению, музыка хороша, актуален. Но чего-то мне не хватало... и три часа после работы... Не то (с). Вторым последовал "Контрабас". Даже не спектакль , а моноспектакль. Вот это мне понравилось! Один акт, правда длиной около 2 часов, но не менее насыщенный содержанием. А, может, просто это потому, что спектакль о любви?! А все девочки любят про любовь Про любовь к музыке, про любовь к ненавистному, по всем объективным параметрам, но все же любимому инструменту-контрабасу. О жутком одиночестве, когда все и вся в твоей жизни подчинено одному ему и одной ей - музыке и контрабасу, издающему ничем не примечательные звуки, но все же любовь. Трагедия маленького человека и его отчаянный крик, одинокий крик. Попытка вырваться из сковывающих объятий вещи, которая уже владеет всей жизнью своего хозяина. Трагифарс - я очень смеялась, получая огромное наслаждение от юмора Зюскинда. Третьим был "Король Лир". Пьеса не менее мрачная, чем "Ричард". Пьеса об отцах и детях. Честно говоря, по-моему тут режиссер переборщил с символами. А сцены расправы или торжества зла, которые в Ричарде были как-то изящны и ненавязчивы, здесь были какими-то чересчур гротескными. Конечно, что-то мне понравилось, но было ощущение вторичности. И чего-то мне не хватало. Хотя закралась мысль: А может, я просто не люблю Шекспира?..

Administrator: На странице спектакля - фотообновление. Две - это, собственно, сцены из спектакля (казнь Бэкингема.... оооо.... ). Одна - "закулисье". И одна, имхо, самая интересная: проба на грим Бэкингема. Изящный лорд мог бы выглядеть и так... К сожалению, авторов фотографий я не знаю...

Administrator: От зрителя Посмотрел спектакль театра "Сатирикон" Ричард III. В главной роли - Райкин. Бомба. Восторг. Триумф актерской игры, лицедейства и куража, тончайшиx и органичныx наxодок режиссера Бутусова. КОгда человек так играет на сцене, завидуешь и восxищаешься. Эпитетов много, но ведь чувствовать и понимать творение тоже надо уметь. Меня с детства приучали к серьезной литературе и фильмам, правда, я так и не научился чинить сортиры и менять пол. Я так много не умею, что компенсирование шутками отсутствие какиx-то псевдоталантов, которые могут давать собеседнику только эмоции и какие-то одноразовые впечатления, что, наверно, оказавшись перед Господом лицом к лицо, он скажет:"Ну проxоди уже, бездельник!" Я прекрасно понимаю, что талант нужно взращивать и Райкин тридцати лет не был столь тонок и огромен в любой роли как сейчас. Опыт сложно наверстать, а талант не просто сделать гибким инструментом. Этот спектакль вселяет мне на надежду, что человечество умеет жить радостно и интересно, иначе зачем был придуман театр, кинематограф, книги, игровые приставки и алкоголь,в конце концов. Сквозящее повторение моиx увлечений ни в коем разе не пугет меня - я готов всю жизнь развиваться в этиx направленияx, потому что глубины понимания и извлечения из повседневности уникальностей и непонятностей можно изучать всю жизнь. Они так рядом, но надо быть таким проворным глистом, чтобы добраться до ниx, что дуx периодически заxватывает, как это произошло у меня со спектаклем Бутусова. Дряные дни постепенно првращаются просто в рефлекторную кашку-малашку,над которой можно посмеяться и вылить ее на xер в ведро сомнений и предрассудков. Живите от души! Смейтесь и обожайте друг друга. Я настаиваю, господа, я настаиваю. Была бы возможность получше изучить спектакль - изучил бы, но в комнате темно, надо еще постирать белье, покурить, расстелить диван и в очередной никудышный раз свыкнуться с жарой. ЖАРА! ИДИ НА!

Administrator: "Летние раскопки" в собственных архивах иногда такие превосходные результаты приносят... Вот - скан программки с автографом Ю.Бутусова. 2004 год. Премьера "Ричарда"...

Lotta: Про "Ричарда" вспоминаю с ностальгией: про его снег, про его ранние сумерки, зимнее воронье карканье и белые цветы. Спектакль, что и говорить, прохладный, отрада глаз и пища для ума. Потому в это тоскливое межсезонье, в душераздирающую жару вспоминаю с удовольствием фрагменты, картинки, лица, музыку... У меня есть несколько запретных мелодий (Макбетт!!!), но в это тревожное московское лето, когда мы все тут, как в осаде, и слушаем сводки с фронтов (пожары, тепловые удары, жертвы) - под запрет попали и темы из "Лира" как вызывающие чувство обречённости. А вот красивый и трагический "Ричард" вроде бы даже надежду даёт: и на то, что есть порядок в мире и каждый получает по заслугам, и на то, что рано или поздно - всё-таки наступит зима!

Мирра: Нашла в записной книжке "краткие конспекты" впечатлений о двух последних "Ричардах" - отдельные фразы, предложения, восклицательные знаки. После спектаклей вкратце, чтобы не забыть, выписывала основные моменты, что бы потом легче было восстановить в памяти картинку. Подробные отчеты написать я так и не собралась, но зато очень приятно теперь полистать эти "остатки роскоши". Вспоминается спектакль и сразу словно открывается второе дыхание, легче становится жить. Очень четко вспоминается пространство спектакля, этот черно-белый мир, абсурдный, абстрактный и одновременно - стройный, подчиненный строгой логике. Четко вспоминается ощущение, атмосфера спектакля - холодная, слегка отстраненная. А четкую логику и геометрию спектакля я разглядела, когда впервые посмотрела его из центра зала. У Бутусова очень часто мизансцены ориентированы на центр, и в "Ричарде", и в "Лире". Но в "Ричарде" это заметно сильнее, особенно в массовых сценах. Кстати, только с центральных кресел можно до конца, до последней секунды досмотреть финальные сцены первого и второго действий. С других ракурсов сцену быстро закрывает сдвигающийся занавес. Многослойный финал первого действия - Бэкингем с сигаретой у задника - взгляд насмешливо-прицельный, юные принцы смотрят весело и как-то, что ли, с надеждой, Елизавета и Герцогиня - с ужасом и предчувствием беды. И Ричард, шагающий вперед в жестяной короне, с выражением какого-то безумного, экстатического восторга на лице. И финал второго действия. Принцы скачут, дерутся подушками, а затем усаживаются рядом - как два ангела на рафаэлевской "Мадонне". На последнем "Ричарде" я впервые разглядела этот момент. И тогда же, после спектакля, услышала разговор двух дам в фойе: "Значит, мальчики остались живы! Слава Богу, что все так закончилось!". Что ж, тоже неплохая версия. И, несмотря ни на что, спектакль вселяет надежду. Надежду, что все остались живы, что справедливость - есть, что найдутся силы жить дальше. Сейчас, в межсезонье, когда нет привычной эмоциональной и энергетической подпитки от театра - навалились дела, заботы, быт. Но вспоминаешь любимые спектакли и появляется надежда - что будет новый сезон, что все будет хорошо. Дай Бог.

Casi:

Administrator: Конкретно в сатириконовскому спектаклю это относится косвенно, но... Пусть будет. Для информации. ...Меньше чем через месяц после вступления на английский трон 12-летний король Эдуард V попал в лондонский Тауэр, а позднее за ним последовал и его младший брат. Они никогда больше не вышли за его стены, и тайна их исчезновения по сей день остается нераскрытой... Полностью читать - ПО ССЫЛКЕ.

Administrator: Почему фотография в этой теме? А потому что в день, когда она была снята, пробовали грим для Бэкингема... На страничке "Ричарда" еще один снимок из этой серии есть...

Administrator: Гендий Усоев добавил себе на сайте фото из спектакля... Кажется, именно этих снимков здесь не было. А если были - посмотрим еще раз, и с удовольствием, правда?

Ирината: На этом форуме уже давалась данная ссылка. Но - время идет, форумчане вряд ли будут изучать ВСЕ здешние страницы (их слишком много и, как бы мы не старались избавиться он незначимой информации - она засоряет и этот форум). Думаю, что сейчас, в сатириконовское межсезонье, многие с интересом займут своё свободное время чтением интереснейших материалов о том, что осталось "за кадром" спектакля. Итак: САЙТ ПИСАТЕЛЬНИЦЫ ВЕРЫ КАМШИ. КЛУБ РИЧАРДА III Интересного вам чтения, отличного времяпрепровождения!

Administrator: От зрителя. Архивное. Райкин - наше всё. Если коротко - на сцене Константин Аркадьевич Райкин. Он гениально и при этом красиво и вкусно исполняет роль Ричарда. При ээтом спектакль просто завораживает красотой сцены и звучащей музыкой. По моему наивному мнению это самый красивый визуально и аудиально спектакль. Пожалуй с ним может поспорить только "Макбетт" "Сатирикона". Злодей космичаского масштаба Ричард на сцене кажется живым и будничным. Убийства - скучными событиями, во всяком случае демонстрируются они вскользь и не являются кульминациями происходящего. Но от этого - ещё страшее и убедительнее. Потому что диковинный мир сцены оказывается как-то ближе к реальности и Ричард из сценического персонажа превращается в живого человека. Райкин играет Ричарда так, что хочется прийти на спектакль ещё и ещё раз. Просто смотреть на гения. Потому что он не повторяется. А ведь на сцене кроме райкина есть и другие замечательные артисты "Сатирикона". Это, прежде всего, Денис Суханов, Максим Аверин, Агриппина Стеклова... Каждый из них - украшение спектакля. Это один из моих любимых спектаклей, который по наивности рекомендую к многократному просмотру. Приводить на него можно того, кому нравится прежде всего Бутусов как режиссёр (Гамлет, Макбетт, Лир). Также могут получить удовольствие любители Серебренникова. Обрадуются поклонники Райкина и всех артистов Сатирикона. Из оставшегося большинства рекомендуется к просмотру любому человеку с живым, открытым восприятием классики. Все остальные скорее всего заскучают или оскорбятся. Так что судите сами. Билеты есть в свободной продаже если придёте хотя бы за 2 недели. Позже - тоже есть, но будут проблемы с выбором мест. Стоимость до 2000, что просто роскошь, учитывая что и кого Вы увидите и какова отдача артистов на сцене. Приходите, это надо видеть. Цитаты профессионалов МАРИНА ДАВЫДОВА Играть Ричарда III сложно. Очень сложно. Пожалуй, сложнее, чем Гамлета, Макбета или Лира, ибо каждый из этих героев, как и каждый из нас, соткан из противоречий - из благих намерений, дурных поступков, необузданных страстей, человеческих привязанностей. Из них же в сущности сотканы и все прочие герои самой шекспировской хроники - подлецы, убийцы, клятвопреступники, супостаты. Эти герои очень дурные люди, но они люди. Приступая к Ричарду, мы покидаем пределы человеческого и оказываемся лицом к лицу со Злом. Все прочие нарушают нравственные нормы, Ричард их отрицает. Он свободен, как свободен сам Творец, которому в конечном итоге шекспировский герой и бросает свой вызов. Воплотить на сцене это абсолютное зло не менее сложно, чем абсолютную святость, - как придашь образу объем, не прибегая к светотени? ГРИГОРИЙ ЗАСЛАВСКИЙ «Ричард III», как и прежде поставленный на этой сцене Бутусовым «Макбетт» Эжена Ионеско (с двумя «т» на конце), – спектакль очень красивый и стильный (художник – Александр Шишкин). Меняющиеся половики – от тряпочных до блестящих, из какой-то особой, мягкой фольги, – плоские «манекены» птиц и людей, напоминающие шахматные фигуры, схематично намалеванные, грубо – карандашом или пером – «обозначенные» по краям сцены двери, причем настоящие двери нарочно не соответствуют нарисованным петлям и косякам. Некоторые сцены буквально завораживают красотой, которая входит в «противофазу» с жестокостью описываемых событий (и этим, быть может, несколько компенсируя естественные ужас и сострадание): брата Кларенса (Максим Аверин) в спектакле не топят в бочке с мальвазией – убийцы просто принимаются наполнять бокалы красноватою жижей и выплескивают ее на Кларенса – белая рубаха одного из претендентов на престол промокает, липнет к телу и в конце концов он падает без чувств. Еще эффектней и страшней выглядит сцена убийства малолетних Ричарда и Эдварда, сыновей Эдварда IV (Тимофей Трибунцев и Яков Ломкин): четверо убийц, одетые в почти что современные плащи и шляпы, с четырех сторон принимаются теребить половик, как будто включаясь в игру двух мальчишек, бегающих друг за дружкой, прыгавших, как на лошадях, на обыкновенных подушках. Ткань вздымается все сильней и сильнее, так что скоро Ричарда и Эдварда уже не видно из-за высоких волн «заштормившей» ткани. В этом половике, среди волн, их убивают и хоронят. ЕЛЕНА ЯМПОЛЬСКАЯ Ричард обаятелен, как Райкин. Как все герои Райкина, с которыми он делится своим личным радиоактивным обаянием. В финале первого акта к залу выходит новый король, и публика встречает овацией наивное ликование, нарисованное на обезьяньей мордахе. Через двадцать минут занавес откроется вновь, а Ричард будет стоять на прежнем месте, словно заколдобился от счастья... Ричард погибнет, когда потеряет свою рассудительность. Когда станет взбалмошным и капризным. Он не был ребенком в детстве (потому что ребенок - это тот, кого любят) и не должен запоздало ребячиться. Разве только во сне. К спящему Ричарду приходят тени всех его покойников, водружают его на гигантский стул и заставляют под безмолвные аплодисменты повторить на бис первый монолог. Он бубнит, испуганно сжав коленки, - обиженный мальчик, маленький гаденыш, которого никто никогда не любил. Отделаться от впечатления, производимого в этой роли Райкиным, совершенно невозможно. Весь следующий день борешься с желанием неловко скрючить пальцы, а в голове по тысячному разу крутится: "Я весь - как хаос, или медвежонок, что матерью своею не облизан и не воспринял облика ее..." "Ричард III" - это спектакль, где актеры "Сатирикона" работают очень достойно. Прекрасна Наталья Вдовина в роли Маргариты. Крайне хорош Денис Суханов - лорд Бэкингем. Смешная и жалкая герцогиня Йоркская - характерный образ Максима Аверина. Это мать Ричарда, и, судя по ее алкогольным пристрастиям, Ричард не просто так явился в мир горбатым недоноском.



полная версия страницы