Форум » Архив форума » РИЧАРД III. ЧАСТЬ 3 » Ответить

РИЧАРД III. ЧАСТЬ 3

Ирината: Ричард III. Материалы на сайте Материалы на форуме ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2

Ответов - 302, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Administrator: От зрителя. Такой вот поток сознания... и вообще - из песни слова не выкинешь... Посмотрел спектакль театра "Сатирикон" Ричард III. В главной роли - Райкин. Бомба. Восторг. Триумф актерской игры, лицедейства и куража, тончайшиx и органичныx наxодок режиссера Бутусова. КОгда человек так играет на сцене, завидуешь и восxищаешься. Эпитетов много, но ведь чувствовать и понимать творение тоже надо уметь. Меня с детства приучали к серьезной литературе и фильмам, правда, я так и не научился чинить сортиры и менять пол. Я так много не умею, что компенсирование шутками отсутствие какиx-то псевдоталантов, которые могут давать собеседнику только эмоции и какие-то одноразовые впечатления, что, наверно, оказавшись перед Господом лицом к лицо, он скажет:"Ну проxоди уже, бездельник!" Я прекрасно понимаю, что талант нужно взращивать и Райкин тридцати лет не был столь тонок и огромен в любой роли как сейчас. Опыт сложно наверстать, а талант не просто сделать гибким инструментом. Этот спектакль вселяет мне на надежду, что человечество умеет жить радостно и интересно, иначе зачем был придуман театр, кинематограф, книги, игровые приставки и алкоголь,в конце концов. Сквозящее повторение моиx увлечений ни в коем разе не пугет меня - я готов всю жизнь развиваться в этиx направленияx, потому что глубины понимания и извлечения из повседневности уникальностей и непонятностей можно изучать всю жизнь. Они так рядом, но надо быть таким проворным глистом, чтобы добраться до ниx, что дуx периодически заxватывает, как это произошло у меня со спектаклем Бутусова. Дряные дни постепенно првращаются просто в рефлекторную кашку-малашку,над которой можно посмеяться и вылить ее на xер в ведро сомнений и предрассудков. Живите от души! Смейтесь и обожайте друг друга. Я настаиваю, господа, я настаиваю. Была бы возможность получше изучить спектакль - изучил бы, но в комнате темно, надо еще постирать белье, покурить, расстелить диван и в очередной никудышный раз свыкнуться с жарой. ЖАРА! ИДИ НА!

Administrator: РГ По методу Станиславского (перевод публикации во вкладке Russia Now в The Washington Post) Студия на верхнем этаже знаменитого МХАТа стала местом, где проходят репетиции группы студентов из Уэйнского государственного университета, расположенного в штате Мичиган. Даже жара и духота не стали помехой для их занятий. Их родной город Детройт славится своими автомобильными заводами, "мотаунским звучанием" и высоким уровнем преступности, но, похоже, у этих ребят в жизни другие интересы: они выбрали летнюю учебную программу "Месяц в Москве", представляющую собой серию занятий по театральному мастерству, уроки балета, упражнения по физической и психологической подготовке и посещение театров. .......... Эрман Джонс, который сам является профессиональным театральным актером, рассказал о том, какое впечатление на него произвела постановка пьесы "Ричард III" в Сатириконе: "Я был изумлен и заворожен точностью игры и уровнем мастерства актеров". Грег Бейли отозвался об этой постановке как об "одном из самых потрясающих спектаклей, которые когда-либо доводилось видеть".

Administrator: Приятнейшие пересечения... Из интервью Валерия Беляковича, главного режиссера театра на Юго-Западе. - Кто из современных режиссеров вам близок? - Да все, кто работает! Молодцы, ребята! Наша профессия - волки-одиночки. Мы все одной крови, но особой близости здесь ждать нечего. Каждый прокладывает свой путь в одиночку. И это нормально. Бутусов – вот кто последний меня удивил Ричардом Третьим и Макбеттом в «Сатириконе».


Administrator: Петербургский театральный журнал Кристина МатвиенкоТРУДНОСТИ ПЕРЕЕЗДА В. Шекспир. «Ричард III». Театр «Сатирикон» им. А. Райкина. Режиссер Юрий Бутусов, художник Александр Шишкин Сага «петербуржцы в Москве» продолжается. Опровергнуть версию о «культурном занудстве» питерских режиссеров удалось только Юрию Бутусову, а стать «звездами» на московской сцене — только Хабенскому в паре с Пореченковым, бывшим когда-то, как известно, с Бутусовым одной компанией. При этом на фоне запредельного качества многих спектаклей так называемой «новой волны» придирчивая московская критика нынче обрушилась на спектакль Бутусова в «Сатириконе». Это, строго говоря, удивляет. После потока быстрых, банально смонтированных и моторных московских спектаклей на «культурность» Ю. Бутусова — А. Шишкина взираешь с благоговением. Распахивается широченный серый «мятый» занавес, и посреди шишкинского «бедного» великолепия из картонной двери без косяков и стен (один из любимых мотивов в бутусовско-шишкинском творчестве) возникает хромой горбун — с этого начинается «Ричард». Невольно вспомнилась череда тусклого хай-тека, столь любимого молодыми московскими режиссерами, — никакой подобной халтуры, равно как и безвкусицы, здесь не было и быть не могло. Шишкин явил блестящее чувство формы и целесообразности: в сером бумажном пространстве с «детскими» фигурками доисторических животных и «криво» нарисованным троном и столом нет места ненужным красивостям, как нет в нем и натужной метафоричности. Здесь все — для хорошо тренированных актеров, которые легко осваивают заданные координаты по горизонтали и по вертикали. Вот Ричард (Константин Райкин) быстро ковыляет к высокому, не по росту, стулу, ловко скособочившись, запрыгивает на него и на время становится «королем», еще не став им по ходу спектакля. Театральная «графика» Шишкина, который увлеченно играет с тенями на мятом белом заднике, то увеличивая их до гротескных размеров, то уменьшая, как нельзя кстати в новом фарсе Юрия Бутусова. «Балаган», которым попрекают Бутусова, в данном случае не самое удачное определение. В программке написано «трагифарс», но сам режиссер осторожно замечает, что в данном случае фарс — это только стилистический прием, которым он воспользовался для вскрытия смысла пьесы. Бутусову вообще свойственно манипулировать фарсовыми приемами — но до того ему это легко прощалось, благо материал, над которым «измывался» режиссер, был по природе своей абсурдистским. В «Ричарде» сделана ставка на открытую театральность. Максим Аверин играет сразу три роли, в том числе и старую королеву, — и делает это со свойственным ему мягким травестированием, не утрируя «женское», но и не скрывая «мужское». Между короткими динамичными сценами выходят «рабочие сцены» и готовят площадку к следующему эпизоду — скажем, расстилают рулон жести, на котором двое убийц прикончат Кларенса, и делают это бодро, как на субботнике. У королевы Елизаветы (Агриппина Стеклова) — бутафорские, ниже пояса, рыжие волосы — в своем антрацитовом платье с высоким воротником и лохматыми патлами она выглядит настоящей фурией. Это — приметы стиля, которые являются смыслообразующими. Режиссер выбирает жанр фарса, чтобы выразить идею шекспировской трагедии, — что может быть проще. Ведь и пьеса — про странную прихоть судьбы, избравшей своим любимцем урода и подонка и заставившей окружающих поверить в его непогрешимость с детской наивностью. Вряд ли можно считать этот спектакль высказыванием на антитоталитарную тему — время не то. И все-таки Бутусов, которого, похоже, занимает только искусство ради искусства, невольно высказался на злобу дня. Кроме того, режиссер использует жанровую природу смежных искусств — скажем, гангстерского кино. Вот сцена совещания в Тауэре: Ричард, Бэкингем, Хестингс, не подозревающий, что он уже приговорен, и приближенные. Стол, бокалы с вином, сухорукий Ричард—Райкин возвышается на стуле, бандитского вида джентльмены, собравшиеся для убийства, и наивный Хестингс, которому Ричард, не стесняясь, затыкает рот. Классика диктаторского поведения. Через несколько минут Хестингса, трясущегося от ужаса, посадят на стул и намертво забинтуют газетами и скотчем. А еще через минуту «газетную» голову бросят Ричарду под ноги. Типичное заказное убийство — вот как выглядят кровавые сцены в «Ричарде». И это холодно-эффектное нарастание количества трупов столь же оправданно, как в фильмах Тарантино. Бутусов остраняет трагедию с помощью хорошо опробованных массмедийных клише. Как известно, они всегда работают. За музыкальные «отбивки» Бутусову от критики попало отдельно: что музыки много и что она — эстрадная, не сказал разве что ленивый. В самом деле, музыка не несет отдельной смысловой нагрузки, разве что вздрючивает зрителя и актера на сцене, но, безусловно, является структурообразующим элементом. Спектакль построен как череда аттракционов — что, в принципе, свойственно Бутусову, — и музыка здесь иронически или, напротив, драматически предваряет «выходы» персонажей на сцену. Она функциональна, как и шишкинское оформление, как и пластические этюды от Н. Реутова. Может быть, не так обязательна. Спектакль Бутусова — пример синтетического зрелища. Разделять его на «уровни» так же нелогично, как упрекать в несоответствии первоисточнику. В нем каждый элемент — практически по Мейерхольду — работает на целое. И актер тоже. Но, по большому счету, этот слаженный механизм, в котором любой выход артиста на сцену предваряется или сопровождается каким-нибудь трюком, а одна сцена отбивается от другой с помощью заводных мотивчиков в духе европейского easy listening, — сделан в расчете на конкретный театр (как иначе?) и на конкретного зрителя, который не может удержаться, чтобы не похлопать каждому появлению Константина Райкина на сцене. Вот здесь лежит корень компромисса, без которого, очевидно, нельзя было обойтись. Райкин играет главную роль, и Бутусов нашел остроумный ход, дав ему, по сути, роль персонажа от театра, снабдив лацци и разомкнув таким образом пространство спектакля. Райкин—Ричард комментирует публике происходящее на сцене, в том числе и собственные злодеяния. Ричард-актер недоумевает, до чего легко Ричарду-персонажу, уроду и злодею, достается все — женщины (леди Анна), власть, признание. Ричарду позволено нарушать ход событий не только как будущему королю, но и как действующему шуту. Он появляется на сцене с затакта, когда убийцы еще отмывают пол после убийства Кларенса (Максим Аверин), которого они до смерти залили красным вином. Ричард уже приковылял, а кровь убийцами еще не смыта — правда, это его совсем не заботит, когда дело сделано. В череде аттракционов иронические кульбиты неожиданно перемежаются пафосной мелодекламацией. Вот безумствующая Маргарита (Наталия Вдовина) вся в белом, в луче света, под барабаны и под падающим с колосников «снегом» предрекает всем гибель — и этот монолог слишком высокопарен, чтобы ему верить. Впрочем, собравшиеся — во главе с лохматой Елизаветой — реагируют на это как на номер художественной самодеятельности, и пафос снимается. А с другой стороны — маленький герцог Йорк (Тимофей Трибунцев), спасаясь бегством на одноколесном «велосипеде» от разгневанной матушки, королевы Елизаветы, успевает курнуть из трубки бабушки, герцогини Йоркской, и глотнуть из ее бокала. Интермедия с шаловливым ребенком вовсе заставляет забыть об ужасах и море крови. Куда больше страха внушают деловитые джентльмены в черных шляпах и белоснежных рубашках, зарезавшие и придушившие не одного «хестингса». Их самоуверенность незыблема — вот на чем основана власть герцога Глостера. Многое в спектакле Бутусова обрекает его на то, чтобы быть коммерческим — это не хорошо и не плохо, но это, видимо, условие работы с «Сатириконом». Такой театр — идеальная модель коммерческого, рассчитанного на публику с запросами «выше средних». И это тоже важная тема для разговора в связи с «Ричардом» и московским опытом представителя питерской «новый волны». Бутусов сделал спектакль, уравновесивший «мечты» талантливого актера и представления менеджера об успешном проекте. Не стоит забывать, что К. Райкин — худрук и менеджер — играет на двух полях сразу. «Ричард», несомненно, по-настоящему энергичное и порой провокативное представление. Режиссер не пренебрег традициями дель арте, позаимствовал у кино «черный» жанр и ловко посадил зрителя на крючок шекспировской истории. Он — вместе с командой отличных актеров — заставил зрителя смотреть не только на «звезду» и хлопать, как в балете, каждому его появлению на сцене. Он заставил этого немного вялого зрителя поработать вместе со спектаклем. Хотя бы потому, что шекспировский текст (перевод Георгия Бена и Александра Дружинина был подвергнут сценической редакции театра) Константин Райкин произносит так, что невольно чувствуется «слом дискурса» — иногда и сквозь фарс доносится трагический гул. Трагедия — не из лексикона этого спектакля. Не потому, что выбранный жанр ее не предусматривает, — как выясняется, наоборот. Трагедию не предусматривают эти стены, эти висящие над головами актеров микрофоны, это нескрываемое здоровье и вкус к иронии, свойственные артистам, и — даже — это благополучие, которым пышет публика. Бывает, что среда оказывается сильнее собственного художественного чутья. Бутусов говорит, что ему не интересно делать спектакли о человеческом благополучии, — и ему веришь, потому что концептуально это реализовано. Но и концепции разбиваются о быт. Ричард III. Рисунок Энтони Шера, английского актера, игравшего Ричарда III в Королевском Шекспировском театре в 1984 г. К. Райкин (Ричард). Фото из архива театра

Administrator: ЗДЕСЬ не только о "Ричарде", но и о "Лире", "Макбетте", "Годо", "В.Супер"... Довольно много мелких ошибок и неточностей (в т.ч. в хронологии спектаклей), но, в общем, довольно интересно. ... Нелепый инфантильный горбун Ричард в исполнении Райкина совсем не походит на убийцу, который утопил множество людей в крови. Он нелеп, как клоун в своём цирковом номере. Все декорации выполнены Александром Шишкиным в изначально увеличенных размерах, нечеловеческих, на один трон надо несколько здоровенных мужчин. Ричард Бутусова примеряется к такому трону как цирковой трюкач к своему бутафорскому снаряду. Это не злодей, а так, мелкий «злодеюшка», который идёт совершать «зло» с детской считалочкой и улыбкой нашалившего ребёнка на устах. И мир этот не кажется настоящим, даже когда летят головы и совершаются подлые убийства. Нам демонстрируется игра. Чей-то нелепый гамбит. Персонажи похожи на шахматные фигуры не внешним видом, а своей отчуждённостью и сугубо физическим бессилием в этом огромном пространстве декораций, где они сами ничтожно малы. Более того, нам совершенно не жалко убиенных на сцене людей. Да и убивают здесь как то нелепо и комично! Кого-то «топят» в легчайшей по фактуре прозрачной белой ткани…кого-то «забивают» подушкой…кто-то, толи «захлёбывается», толи его «отравляют», вливая ему в рот из красивых фужеров красное вино. Мы не можем жалеть таких жертв, чем более нелепа смерть персонажа, тем меньше мы задумываемся над тем, что «ещё одна жизнь легла под колесо власти»...

Administrator: Долго думала, куда разместить этот перепост - "таскала" его из темы в тему. Пусть будет здесь, ибо "Ричарда" беседующие упоминают часто. С форума "Театральной афиши". Из обсуждения спектакля Юрия Бутусова "Мера за меру" в театре им.Вахтангова. ...Мне кажется, Бутусов любит ставит свои спектакле чуть в стороне от первоисточника, или под углом к нему (углом я называю степень режиссёрского радикализма по отношению к драматургическому материалу). Именно поэтому Бутусов любит ставить переработки классических произведений, а не сами первоисточники («Макбетт» Ионеско, а не Шекспира; «Воскресение. Супер» братьев Пресняковых, а не «Воскресение» Льва Толстого), потому как впереработке некоторое смещение от классических образов уже есть. Предполагаю, что именно поэтому спектакли Бутусова оказываются настолько совсем в стороне от пьесы, что просто не получаются, и спектакль даже не выпускается на зрителя («Отелло» в МХТ, «Ревизор» в Сатириконе), а если выпускается, то зритель (и не только зритель, худрук театра в их числе) бывает просто не готов воспринять бутусовский радикализм... ...Лучшими и самыми цельными произведениями Бутусова, на мой взгляд, остаются сатириконовские «Макбетт» и «Ричард III». В «Макбетте» хирургом до него поработал Ионеско, а в «Ричарде III» - художник-сценограф Шишкин, радикализм «Ричардда» определялся, прежде всего, сценографией, на базе которой Бутусов строил свой спектакль уже без всяких вивисекций и перекраиваний... ...Он – ищущий режиссёр, режиссёр любящий поиск, и в этой динамике поиске его выносит иногда на обочины и за обочины театрального искусства...

Administrator: От зрителя Шекспир и не подозревал! «Ричард lll» Если извлечь из истории только факты, то, что останется? Ничего! Ну, разве что – море непонятно откуда взявшейся крови и горы трупов. Мрачная картина, и только! Факты сами по себе могут составить нам хорошо структурированное представление об истории, но никак не реальное. Да, мы будем знать, что тот-то и тот-то захватили земли и трон в таком-то, таком-то году, и в результате жестокой борьбы, стали править с … по … и опять – даты, даты… Но мы никогда не узнаем, ни их лиц, ни характеров, ни чувств, что пережили они, герои прошедшего. История говорит, он был жесток, он был коварен, честолюбив, но она всегда умалчивает: почему? История – это один многотомный факт, и только. Нет, она, конечно, рисует нам портреты тех или иных правителей, но эти портреты – всего лишь мелькнувшее мгновение, а как менялись эти лица и под напором каких страстей они покрывались морщинами, виски – сединой, а глаза тускнели, мы никогда не узнаем и не увидим, а впрочем… Шекспир писал свои трагедии на основе исторических фактов, пытаясь осмыслить их, провести связь между душами главных действующих лиц истории, теми, или иными событиями. Блестящий остроумный язык – душа дымится под напором страстей! Но мы сейчас не будем обсуждать уже и так тысячелетие обсуждаемое достоинство классика, мы посмотрим на сцену, где разыгралось его творение, и поговорим о нём. Театр "Сатирикон" имени Аркадия Райкина Жанр: трагедия Режиссёр: Юрий Бутусов В ролях: Константин Райкин, Денис Суханов, Максим Аверин, Агриппина Стеклова, Марьяна Спивак, Марина Иванова, Тимофей Трибунцев, Яков Ломкин, Андрей Оганян, Артём Осипов, Константин Третьяков, Александр Гунькин, Сергей Кузькин, Игорь Гудеев, Сергей Сотников Продолжительность спектакля: 02:29. Вот, пожалуй, и все факты, которые мы должны знать, а дальше – эмоции, чувства, переживания! Всё то, чего нам так не хватает в любой книге по истории. Сыграть Ричарда, этого злого и уродливого тирана так, что в конце его, подлого убийцу, не пощадившего ни братьев, ни детей, хочется пожалеть, надо суметь. Аркадию Райкину блестяще удалась эта роль: он играет Ричарда, как несчастного калеку, полуребёнка, полусумасшедшего, несчастного, которого никогда не любили в детстве. Все его отношения с семьёй и близкими постепенно становятся понятными, и мы уже не спешим осуждать, всё внимательнее и внимательнее вглядываясь в этот образ. Страшные сцены убийства, те самые, от которых – море крови, после изъятия из истории фактов, в спектакле выполнены в гротеске: никакого насилия: всё кажется игрой, забавой. Например, убийство юных племянников Ричарда – просто драка подушками, это жестокий гротеск, если учесть тот факт, что их ведь, кажется, задушили? А брата Ричарда просто обрызгивают, бьют водой, и она стекает, как кровь, медленно унося его жизнь. Вообще, все эти сцены, хотя и носят сатирический характер, на самом деле, исполнены куда большего ужаса, чем если бы они были обыкновенными сценами убийств. Подобный гротеск способен вызвать улыбку и вместе с тем – неприятный озноб, это уже не смех сквозь слёзы: тут вообще ни того, ни другого. Примерка Ричардом короны, поиск подходящего трона происходят без слов, в «пластическом гротеске» уродливого мима, и мы с ужасом понимаем все те чувства, которые роятся в душе властителя, так долго жаждавшего трона: он не нашёл ни счастья, ни признания, ни любви, он не на своём месте. Всё оказалось обманчивым. И что в финале? Кровавая, жадная, жестокая бойня оказалась бессмысленной. Главный тиран – у гробовый доски. За ним толпятся призраки, зовущие к себе. Они поднимают руки, как школьники, когда Ричард начинает их перечислять, мол, «мы здесь, ты не ошибся, Ричард». Ничего не изменилось, только череда убийств, сделала его совсем одиноким. Думаю, Шекспир и не подозревал такого яркого прочтения своей пьесы! Каждая сцена проникнута таким чувством, таким переживанием! Не знаю, но мне кажется, если «читать историю» со сцены, это будет куда более интересным и, может быть, - даже более правдоподобным? Так или иначе, отношение к ней изменится, она оживёт, заговорит, может, попробует оправдаться.

Administrator: От зрителя Коня! Полцарства за коня!". Ходила сегодня (вчера 13) в "Сатирикон". Никогда не сомневалась - К. Райкин - гений. :) Шла туда с цветами для Аверина. Но увидев в живую Райкина стала думать:"А может Констанину Аркадьевичу их подарить?". Было бы 2 букета или хотя бы из одного можно было сделать 2, то так бы сделала. :) Но посмотрев, как "бедного" Аверина поливают какой-то розовой жидкой "гадостью" из бутылок и таскают за ноги по по сцене, решила придерживаться начальной цели. О спектакле в 2-х словах не расскажешь, поэтому все впечатления завтра. Спектакль шел 3 часа. Первый перерыв был через 2, а у меня фигня с ногами (венами, диагноз не установлен). Как же я мучилась. :)) А бедные цветы чуть не "откинулись" за 3 часа.

Lotta: "Ричард Третий" 13 октября В зале - столпотворение, что естественно: на сцене - два главных магнита зрительского притяжения (Райкин и Аверин), плюс метро провели. Да и ПОСТОЯННЫХ множество: спектакль из любимых и первый в сезоне. Должна признать, что единственным "стабильно гениальным" в Сатириконе остаётся Трибунцев. Ему даже работа на стороне, по-моему, идёт на пользу. Остальные изменились - кто как. У Ричарда вскоре после начала на глазах появились слёзы обиды, был он вчера ещё чувствительнее к своим несчастьям, чем обычно. Остальные играли мягче и, возможно, глуше. Вот только Бэкингем поубавил изысканности и теперь очень энергичен и жизнелюбив. C ним произошло то же, что и с другими героями Суханова: почти ушло мальчишество, добавилась значительность. Это нормальный процесс, за которым очень интересно наблюдать. Спектакль очень хороший и живой, красивейший по-разному, если смотреть его с разных мест. Но и видишь тогда тоже разное. Вчера впервые довелось увидеть, как трепетали ручки удушаемых принцев. Пожалуй, полнее и подробнее эту сцену смотреть мне бы не хотелось.

Administrator: С форума М.Аверина Когда уже остается мало-мало сил держать хвост пистолетом, при первой возможности нужно брать билет на поезд до Москвы и вечер провести в Сатириконе. Между суматошным вторником и немножко чокнутым четвергом, благодаря добрым обстоятельствам, случилась вчерашняя морозная и содержательная среда. Удивительная поездка, в которой каждый из людей, встреченных мною, очень четко проявился. Вот такая удача. [img src=/gif/smk/sm38.gif] То же случилось и со спектаклем Ричард III. Не спектакль, а энергетический аккумулятор какой-то. Было любопытно вернуться к любимейшей из постановок после большого перерыва и сверить свои эмоции со ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА. Надо же, ничего не изменилось и многое поменялось. Неожиданный эффект. Если первый просмотр сшиб с ног, второй вызвал страх, что когда-нибудь спектакль все же уйдет со сцены (надеюсь, очень нескоро), третий – бесконечную благодарность, что всё это такое живое и настоящее, вчерашний – обнаружил много деталей. По ощущениям это все похоже на эффект «волшебных картинок». Знаете, такие яркие изображения, в которые нужно всмотреться, чтобы увидеть объем и глубину. Капельку изменить угол зрения и ААААааах – ты там, внутри, радостно и внимательно все разглядываешь. Какое счастье быть зрячим, слышащим, чувствующим, желающим понять и понимающим. Это и есть жизнь. В театре всё эфемерно, но интересно, что именно там, на сильных спектаклях, можно проверить свое отношение к миру на прочность. В декорациях справа – дверь, а слева – скорее окно, в которое легко входят и выходят союзники, враги и исполнители недоброй воли Ричарда. Несчастливое окно. И это неспроста. Там, чуть выше рамы – квадрат форточки, а в углу – закорючка, похожая на птицу... Когда птица бьет клювом в окно – жди беды… Впечатлена. Смотрю спектакль и рассматриваю декорации, персонажей второго плана. Еще один секрет магии Сатирикона раскрыт. Все, каждый из актеров, в роли до последней минуты и каждая деталь декорации – работает. Ничего лишнего и много говорящего. Замечательно смотреть спектакль не в первый раз. Потому что уже появились любимые моменты, которые предвкушаешь и ждешь, как старых друзей. Вот Кларенс и Ричард кружатся в вихре противоположных эмоций. Первый - искренен, второй - жаждет смерти и лицемерит. Монолог приговоренного Кларенса душит и вызывает чувство отчаяния потому, что уже знаешь : у этого – надежды нет. В спектакле два сна. Сон Кларенса и сон Ричарда (гениальная сцена в финале). Максим рассказывает сон своего персонажа так, что и не нужно никакой визуализации. Тонешь вместе с Кларенсом в его же сне. Это здорово пугает и именно поэтому – БЛЕСТЯЩЕ. [img src=/gif/smk/sm47.gif] Три роли, разные по наполненности, вырисовываются идеальными портретами трех разных личностей. Это восхищает, потому что практически на каждом спектакле слышу, как зрители тихонько переспрашивают друг друга: Это что, тоже Аверин?! [img src=/gif/smk/sm15.gif] Вот Маргарита извергает страшные проклятия, а Герцогиня Йоркская, исток семьи, её оберег, хочет, но в своем безмолвии не в силах остановить её. Маргарита (Марина Иванова) – моё бесконечное восхищение. Сложная роль, сверкающая совершенством. Ричард…Одиозные личности меня всегда интриговали. И поэтому бесконечно дорог образ деспота, созданного К.А.Райкиным. Воплощение зависти, мстительности, лицемерия, коварства. Всё всерьез и катастрофа, происходящая на сцене, от этого чрезвычайно ощутима. Обожаю дуэт Ломкина-Трибунцева. Всегда очень жду, когда, в сцене притворного ричардова отказа от трона, один из пришедших уговаривать так и не решается выйти из тени дверного проема. [img src=/gif/smk/sm36.gif] Смерть наивного Хестингса всегда вызывает сожаление и … облегчение, что и он, и Бэкингем не подчинились Ричарду до конца... .....

Administrator: Читать отзыв полностью - ЗДЕСЬ. ...Ну и конечно, Бекингем. Денис Суханов, как всегда, на высоте. Мужская стать, манера держаться и держать сигарету, походка, жесты… счастье для театрального гурмана! Тут его роль не то чтобы очень глубока – скорее, крупными штрихами, но образ схвачен очень точно и даже в общих, «массовых» сценах поймала себя на том, что смотрю на реакцию его герцога, когда у него не предусмотрено ответных реплик. Поднимет ли бровь, состроит ли недовольную гримасу, поведет ли плечами… А как он торжествовал, когда обвел таки городских вокруг пальца и короновал Ричарда! Как красиво, статно, он уходил со сцены, как меееедленно и с какой самодовольной улыбкой закрывал дверь...

Administrator: ...Пока не определилась, каким мне видится Денис Суханов, однако вкрадчивый, изящный и пластичный Бекингем, так старавшийся угодить Ричарду, и так безжалостно уничтоженный, появляясь на сцене, заставлял направлять взгляд в свою сторону... Полный текст зрительской рецензии - здесь.

Administrator: От зрителя ..."Ричард Третий" в "Сатириконе" - прекрасная сценография, Константин Райкин играет на грани гениальности (хоть и не в кураже), Вильям наш Шекспир живее всех живых, сон Ричарда - редкий бриллиант, идет раз, кажется, в месяц, стало быть, следующий раз в середине ноября, умоляю, не пропустите...

Administrator: От зрителя ...Время просачивается как песчинки, падает мимо нас, вокруг нас, но неумолимо переходит за ту сторону черты,которая есть что уже было . Ричард, стоящий с мечом в руке, под музыку, которая необычайно точно дает представление о том как эта субстанция время не быстро, но неостановимо протикивает и уводит за собой в историю всё и всех - это прекрасный печальный образ спектакля, один из образов...

Administrator: От зрителя Сегодня смотрела "Ричард III" (трагифарс) с Константином Райкиным... И кто придумал, что на детях природа отдыхает? Не, конечно, бывает по-разному, но не в этом случае... Константин Райкин - Артист с Большой Буквы!! Актер и его персонаж (по Шекспиру) по заслугам - жрецы Мельпомены... Если отвлечься от главного героя, Агриппина Стеклова (королева Елизавета), Денис Суханов (герцог Бэкингем) и Максим Аверин (3 роли: король Эдвард VI, брат короля и мать короля) отлично и убедительно играют. Интересна игра света на сцене... от мистическо-синего до кроваво-красного и.... игра теней, которые как-бы самостоятельно играли свои роли. Органично создает атмосферу спектакля великолепно подобраная оранжировка и, казалось бы... вот сейчас музыка остановится и все... вкус сыгранной сцены потеряется... Стоп! Т-и-ш-и-н-ааааа.... Зал замер, сцена пустА и... бесконечный скрежет открывающейся двери из которой на корачках выползает скрюченная фигура короля Ричарда... медленно поднимается на ноги и медленно ковыляет на пару с тенью по сцене. Непередаваемое выражение лица... И все это длится несколько минут... А зал ... зал боится даже вздохом нарушить эту НЕзатянувшуюся паузу, истинно театральную паузу...

Administrator: От зрителя Сегодняшний Ричард III меня убил..) Так, играючи. И даже не окончательным культурным шоком. А в принципе - в общем и целом. Захотел - и убил. А чтоб наверняка - еще оглушил и слегка придушил. И когда вышла из театра - захотелось плакать. ох как захотелось плакать. Потому что такой спектакль, потому что осень, потому что вечер, потому что дождь. Потому что. В конце концов, потому что звезды так сошлись. (простите небеса - так просто и удобно переводить на вас стрелки.) Гениальный Райкин. одним словом. Константин Аркадьевич, благодарю. Невозможный, талантливый, прекрасный (причем подозреваю, что не только сегодня, а вообще во всем что делает) Аверин. Максим, слышите? Вы прекрасны. спасибо. Бутусов.. Очень-очень интересно увидеть и другие постановки. Хотя я и эти уже готова пересмотреть) А Трибунцев? А Суханов? да все. все. Ричард III - это и не спектакль вовсе. это было.. это... ну вообщем, главное, что это было..) "it's magic". ОМГ, Сатирикон. 3 (три!) спектакля за один месяц. Это любовь?) И я еще приеду) Во-первых, на Достоевского. мм в ноябре(?) Сейчас всежки нужен перерыв раз. И денег нет два. Слова "денег нет" звучат пошло в любом случае, а "денег нет на Достоевского" - звучит пошло на грани фола. но вот так оно и есть. А во-вторых.. ну там будет видно что "во-вторых". но явно будет.

Administrator:

Lotta: "Ричард Третий" 9 ноября Один из самых сильных спектаклей, которые я видела. Подруга у себя во Флориде естественно смотрела запись, получив совершенно неправильное представление о "Ричарде". Запись очень скверная. Собственно, в ней упор делается лишь на крупные планы Райкина, да и то не сказать чтоб удачные. Сценография пропадает совсем. К тому же почему-то все кричат. Короче, она в театр даже идти не хотела, но - как всегда у нас в таких случаях - не устояла перед искушением. Сразу же после первого монолога Ричарда она изумлённо и громко сказала: "Он не орёт!" На что я ей: "Ты сама-то хоть не ори!" Справедливости ради стоит сказать, что Райкин в этой роли мне нравится не всегда (тут я однозначно предпочитаю Лира") - и именно потому, что часто "берёт горлом" и чересчур играет с залом (правда, это чистое ИМХО). Но вчера всё было настолько великолепно, что восхищённое состояние не покидает нас до сих пор. Очень глубокая и тонкая игра, в сценах с участием Ричарда трудно было смотреть на кого-то другого... Но поскольку вчера все прекрасно работали в ансамбле, то обошлось и без перекоса зрительского внимания в одну сторону. Трибунцев... Ну тут уже и непонятно, что писать, всё уже давно сказано. Его игра практически совершенна - и по технике, и по воздействию... и по импровизации. Эти моменты очень украшают спектакль, и что самое главное - точно соблюдено чувство меры. При том, что Яша Ломкин от совершенства все-таки далёк, для Трибунцева он идеальный партнёр. Он однозначно любимчики зала. Говоря об Аверине, хочется вспомнить незабвенное: "Я явился к вам из этого... как его... из ада". Уж и не знаю, получил ли он от Сатаны разрешение на отлучку или, как и Банко, обошёлся без него, но - с возвращением! В последних спектаклях Аверин играет, как в давние, доглухарёвские времена. И особенно хороши его сцены с Агриппиной - но это, как всегда. К Бэкингему у меня отношение сложное. С одной стороны, в этой роли много внешнего, даже декоративного, она несопоставима с работами Суханова в других бутусовских спектаклях. Но с другой... эта декоративность - настолько важный элемент эстетически прекрасного спектакля, что придаёт ему какие-то дополнительные оттенки, несёт большую смысловую нагрузку. Ведь красота символизирует для Ричарда враждебность к нему всего мира. А тут Бэкингем, союзник - и именно он эстетически противостоит герою. Ну и личное: сцена смерти Бэкингема - чёткие и тревожащие душу ассоциации с любимейшим, гибель Дункана. По сути - ослабленная самоцитата из "Макбетта" - но такая важная, такая нужная - и прекрасная!

Administrator: От зрителя 9 ноября, Москва, театр "Сатирикон", "Ричард III". Неожиданно не впечатлило, "Король Лир" в том же театре и с тем же неизменным Райкиным в заглавной роли куда сильнее (хотя есть прямо противоположные отзывы). В этом спектакле они за крикам и сценическими эффектами частично потеряли главное, выплеснули ребенка. Драма развития персонажа не так сильно показана, надрыв ушел впустую. Кстати, хорошая новость - это метро, появившееся у этого театра. Теперь не нужно 20 минут идти от Рижской, поэтому полный зал стал супер-полным (маркетинг-инфраструктура!). Билетерши назвали это "переаншлаг". Но факт фактом - ездить туда стало в разы проще и приятнее. А театр того стоит. От зрителя И продолжая тему театральных постановок и дабы не наговаривать на "Сатирикон", все в нем же пару лет назад смотрела "Ричарда Ш". оооо! Вот это класс! Сильнейшая работа Райкина, шекспировский сюжет, необычные декорации, музыкальное сопровождение в тему, нетривиальные режиссерские ходы. До сих пор под впечатлением!

Мирра: "Ричард" - это, мне кажется, чуть ли не самый идеальный на сегодня спектакль Сатирикона. И, может быть, самый идеальный спектакль Юрия Николаевича - из тех, что сейчас идут на московской сцене. И, воможно, самый идеальный спектакль из всех, какие я видела. Все в нем фантастически, просто нечеловечески здорово сделано. Режиссура, подбор актеров... Визуальный ряд: изумительные мизансцены, сценография - безумно осмысленная (оксюморон, кажется, вышел), образная и красивая. Музыка - сложно представить, что в ту или иную секунду будет что-то иначе, все именно так, как должно быть. Актеры - великолепны, каждый на своем месте, в своем, мастерски выстроенном, точно очерченном образе. Бутусов очень здорово распорядился шикарным ресурсом, попавшим ему в руки - сатириконовской труппой, и каждого показал с самой яркой стороны. Энергетически спектакль выстроен очень точно, легко - виртуозно, пожалуй. Луч энергии, поток, ниточка, узелок... Все это складывается в изумительной красоты партитуру. Безупречный спектакль. Я каждый раз искренне поражаюсь этой безупречностью: как, как можно было все это придумать? Все, до деталей, выстроить настолько изобретательно и совершенно! И еще очень важное: спектакль безупречен внешне, НО - не только внешне. Он еще и очень глубок. "Ричард" гораздо суше и скупее на эмоции, чем другие спектакли Бутусова, да и чем другие спектакли Сатирикона тоже. Но недостаток чувств с лихвой компенсируется избытком смысла. Спектакль очень интеллектуальный, глубоко философский. В нем (и в пьесе, конечно) очень много пищи для размышлений, ассоциаций, выводов. И этот баланс внешней безупречности и глубины - это, мне кажется, удивительный момент. И очень, к сожалению, редкий. Мне почему-то всегда очень сложно представить, что люди, которые делали "Ричарда", все придумали из головы Просто не верится. Они как будто поняли, уловили КАК ЭТО ДОЛЖНО БЫТЬ. Какой-то высший замысел. И обвели его, этот замысел, по контуру - выстроили идеальный спектакль. Как знать, а может так и есть



полная версия страницы