Форум » Архив форума » ...Тем временем в другом хорошем театре... ЧАСТЬ 14 » Ответить

...Тем временем в другом хорошем театре... ЧАСТЬ 14

Ирината: ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2 ЧАСТЬ 3 ЧАСТЬ 4 ЧАСТЬ 5 ЧАСТЬ 6 ЧАСТЬ 7 ЧАСТЬ 8 ЧАСТЬ 9 ЧАСТЬ 10 ЧАСТЬ 11 ЧАСТЬ 12 ЧАСТЬ 13

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Ирината: Вольный ветер мечты. Мосоперетта. 23.08.2015. Очень довольна, что не поленилась и поехала таки в воскресенье в Оперетту. Помимо причины «а что вечером делать, не телевизор же смотреть», было желание увидеть еще один состав исполнителей кроме того, который был на прогоне. Спектакль за прошедшие месяцы замечательно вырос, окреп, выровнялся – стал играться очень сильно и уверенно. Про голоса и их сочетание я писать ничего не буду, ибо в этом мало что понимаю… Но – «Вольный ветер мечты» доказал, что и Оперетта может являться ДРАМАТИЧЕСКИМ театром, имеющим постановки с уверенной сюжетной линией и прекрасным ее ведением практически всеми актерами. Я уже писала, про данный спектакль – это специально упрощенная и адаптированная для музыкального театра история создания «первой советской музыкальной комедии», а именно фильма «Веселые ребята». Это в основе либретто, в которое, естественно, внесены изменения по сравнении с реальной историей; например, чуть изменены фамилии действующих лиц… но настолько незначительно, что те, кто в теме, определят оригиналы без труда…. а кто не определит, тем это и вообще не нужно. В общем, то ли спектакль и правда вошел в силу, то ли этот состав был невероятно хорош… Смотрела вчера с большим удовольствием… да практически с восторгом. Музыка Дунаевского, что называется, с молоком матери впитана. И музыка-то взаправду – потрясающая. Классика – и не нужно добавлять сюда слово «советская». Классика, и всё тут. (А я, как и при прошлом просмотре, никак не могу отделаться от звучащих внутри куплетов Фомы и Филиппа – вот именно так, как они звучат, скороговоркой: мылифилиппинаминеплыли в Бостоон). Пересказывать – не буду. Потому что – таки жанр такой, оперетта – драматической составляющей в постановке вполне хватает, но все-таки главное в ней та музыка, которая звучит, и те голоса, которые поют. А тут уж я точно объяснить-рассказать не могу… Сходите сами, послушайте-посмотрите, полюбите, порадуйтесь… а можно немного и погрустить. Я вот поплакала, и, кстати, даже вовсе не на трогательно-романтичных сценах. «Пробрало» меня на «Звездном вальсе» (последний номер выступления в санатории ОГПУ); «Заздравная» там уже как бы бонусом идет. Ну, и в финале, в сцене ареста либреттистов – когда «тюх,тюх, тюх, тюх- разгорелся наш утюг», и канкан, и просто кубарем все летит от счастья и восторга… и рядом - яма огромной беды, в которую упали двое, а остальные чудом удержались на краю… И тут же: «почему не работаете? продолжайте!» - после чего вновь вьются флаги, и маршируют счастливые советские люди – все в белоснежном, которым песня строить и жить помогает и которые никогда и нигде не пропадут… Вот… на этом сценическом восторге ободрало мне душу наждаком слез… …и вышла я из театра с мыслью о том, что «хочу еще». Единственное: определенно хочу вчерашний состав, но с заменами на Дмитрия Шумейко и Александра Бабика. Шумейко – это мое личное предпочтение, вчера актер, играющий оператора, был очень хорош. Но Бабик… его Леонид Откосов был настолько Утёсовым… Я просто не поверила, что в условном жанре оперетты такое сродство возможно. И еще…вчера «Не надо смеяться над сердцем паяца» прозвучало, как изящная сентиментальная ариетка, естественно, тронувшая сердца дам… Но вот когда это же пел Бабик – простенький текст удивительным образом вдруг пересекся с историей уничтожения паяцев, артистов, лицедеев… и не только, конечно их теми, кому нравилось уничтожать – в частности, прикидываясь при этом любителями и знатоками искусств… Кстати, в Театре Эрмитаж совсем скоро случится премьера спектакля «Прооперетту». Темы, в общем-то, сходные: создание советской музыкальной комедии (и даже отталкивается действие спектаклей от одной и той же передовицы «Правды»). Вот только разница в постановках не в том вовсе, что «Вольный ветер мечты» - это кастинг и съемки, а «Прооперетту» - только лишь написание сценарной заявки четырьмя соавторами… Тут дело в том, что в спектакле Эрмитажа оперетта встроена в жизнь, тогда, как в театре на Б.Дмитровке жизнь встроена в оперетту. Впрочем, разные театры, разные жанры, разные подходы к одной и той же теме. Главное – «оперетту не убей» (с)!

Ирината: Снимок Бога. Театр Эрмитаж. 25.08.15. Спектакль этот видела много раз. Самый первый – много лет назад, только-только влюбившись в Эрмитаж и его актеров; он игрался тогда под другим названием… но потрясение было такое же, как и сейчас. Понимаю, почему постановка не собирает полный зал: умный и интересующийся хорошим театром зритель за немалые годы показа спектакля его видел – и не раз… а заставить просто-так-публику смотреть произведение, которое не развлекает бездумно, а словно бы железной щеткой снимает с души накипь… это практически невозможно. Впрочем, уже выросло новое поколение тех, кто смотрит «Эрендиру» со вниманием и удовольствием, вот они-то и бисировали финал. Долгое время я считала Вечную Бабку – самим Богом. Нет. Бог в этом спектакле другой. Тот самый, который сотворил весь мир вместе с пустыней за шесть дней – и решил, что это хорошо. Тот самый, которому не обязательно ходить в белой хламиде, удобней в пиджачишке не по размеру… Тот самый, кто может перетасовать карты так, что юная девушка умрет от потери крови…. а может оставить (и заставить) ее жить. Тот самый, что, прикурив, оставит свечу рядом с колеблемой ветром занавеской и перевернет весь маленький мир… Бабка – это судьба. Неизбежная и великая, как музыка. Столь же добрая и злая. Такая же погоняющая криком, заставляющая делать то, чего делать НЕЛЬЗЯ… но время от времени гладящая по головке и рассказывающая сказки. Уйти от своей судьбы невозможно. Неистовая Монахиня со своей кротостью и добротой – судьба чужая… и ей не переспорить горькой и злой правоты Бабки. Ей не увести Эрендиру в чужую (да, намного более благосклонную, но – чужую!) жизнь. …Каждый раз (уж какой раз – несчитано!) сморю этот спектакль буквально не дыша. Восхищаюсь гениальной сценографией Давида Боровского (да! вчера большая сцена Мастерской Фоменко дала возможность замонтировать ВСЮ декорацию, без потерь). И – музыка. Брамс, Шопен, Рахманинов… и удивительные мелодии Владимира Дашкевича, и странные тексты песен… Странные, вроде бы не имеющие отношения к действию… очень красивые – но добавляющие жесткости той щетке, что сдирает душевную накипь. Удивительная точность режиссуры и актерской игры. И лучшая из лучших, моя любимая актриса – Дарья Белоусова в роли Бабки… Я влюблена в актрису, влюблена в эту ее роль… А ведь и правда готова ради ее счастья перетерпеть муки, лишь бы меня погладили рукой по волосам. Часто вспоминаю, как театральный фотограф, которого я же привела на этот спектакль, отписался : действие захватывало, волочило, выворачивало так, что и снимать было сложно, и по окончанию было такое чувство, что душа где-то отдельно от тела… но при этом было так хорошо, что он шел к метро и пел «Карамболину». Все правильно. После каждой «Эрендиры» я тоже словно бы начинаю жизнь заново… Но в этой жизни чисто. И нет никакой накипи. Фото: Сергей Тупталов

Ирината: Кто автор этого безобразия? Театр Эрмитаж. 27.08.15. Спектакли, которые любишь, которые смотрела многократно, но – вот так сложилась судьба, что порядком не видела, повторять страшноватенько: а вдруг за время вынужденной разлуки кто-то из нас двоих изменился? Что до вчерашнего «Безобразия» - если изменения во мне или в постановке произошли, то они были только к лучшему. Мы были счастливы встречей и не могли «наговориться». Спектакль пролетел в мгновение… и даже те фрагменты, которые раньше давались мне нелегко, были только в радость. Сегодня приходится объяснять, кто есть Николай Робертович Эрдман, по произведениям которого поставлен спектакль (как, впрочем, приходится рассказывать вкратце, кто такой «бородатый дядя Шмидт» и что это за открывающие все тайны герои, что сияют двадцатью восьмью орденами). Хотя – все знают и сценарий «Веселых ребят», и репризы в опереточной «Летучей мыши» («и тут собака как закричит НЕчеловеческим голосом: «Стреляй! Стреляй!»… А ты что, хочешь, чтобы собака закричала человеческим голосом?»). Еще – Вахтанговский и Таганка, сценарии мультфильмов, хороший текст конферанса… Это – уже после ареста. А до этого были две гениальные пьесы. И – басни. Тоже гениальные, но… «однажды ГПУ пришло к Эзопу и взяло старика за жопу»… И в кажущееся безразмерным веселие скетчей, шуток, пьесок вдруг ворвется холодный ветер с Енисея, из сибирской ссылки… И маленький человек с грустными глазами попросит оставить его в покое, и дать лишь право на шепот о том, что – трудно жить…ведь и правда: за грохотом великой стройки эти тихие слова и не расслышат… Кстати: спектакль года два не игрался, и за это время «свершило колесо свой полный круг». То, что раньше казалось критикой прошлого, вполне проявилось в сегодняшнем дне. Например, «сделанный раньше срока на нашем советском заводе ланцет», который, конечно же, лучше попавшего под санкции американского… И особенно «Пьеса о новых людях», та жуткая сценическая чушь, в которую был превращен «Отелло». Разница лишь в том, что 80 лет назад неугодные содержание и режиссура подгонялось под «социалистическое строительство», теперь же (еще совсем немного, и…) все будет подгоняться под «антиосквернение классики» и «скрепы». Тем более, что кое-кто уже готов подписать воззвание против нынешних «эрдмановщины и булгаковщины»… И придется тогда нам всем дружненько «отмежовываться от отмежовывания». Но все-таки спектакль в первую очередь хорош юмором – таким, знаете ли… чуть приперченным грустью… но все-таки после его окончания из зала выходишь в настроении приподнятом и радостном. Тем более, что во втором действии участвует собачка Фаня, в которую невозможно не влюбиться и которой очень хочется дарить в финале не букеты, но котлеты. Нет-нет, ВСЕ хороши в этом спектакле. Кстати, за время его существования там произошла замена трех актеров… и роли у всех – значительные. Но вот бывает же так, что новые исполнители оказались едва ли не лучше тех, на кого спектакль был изначально «заточен». Мои астры в финале однозначно любимой Кате Тенета - влюбленной в «Арчибальда, сознательного рабочего» миллионерше и «маленькой малютке» Бьянке в «Старом театре». И еще. Пока спектакли Эрмитажа играются у Фоменко, настоятельно советую их посмотреть. Ибо сцена Мастерской явно благосклонна к Театру Левитина, и всё играется так просто потрясающе (я собираюсь еще на «Лира короля» и повторно на «Карло»). А впрочем… эрмитажные спектакли всегда играются потрясающе. По крайней мере, на мой взгляд и вкус.


Ирината: Лир король. Театр Эрмитаж. 29.08.15. СМЕРТИ НЕТ. Я всегда об этом знала, но получить подтверждение от любимого театра очень приятно. Спасибо Эрмитажу и лично Михаилу Захаровичу Левитину. Дорогой человек, уплывающий навсегда «дальше, чем за море» все равно остается с нами. Ну… мало ли у нас друзей-знакомых, с кем не видишься и не слышишься годами, но вспомнишь вдруг когда-то сказанную фразу, прикосновение, улыбку… улыбнешься сама – и живешь дальше. Так и с теми, кто уже в невозвратной дали: вспомнишь – и живешь… и только легкая боль в сердце от того, что нету рядом… и только сны о том, что ожил и уехал в Австралию… Но все-таки, все-таки… когда дорогой тебе человек рядом – не в ущерб своей собственной, личной жизни – прикоснись, улыбнись, скажи доброе слово, придержав недовольство… и тогда навечно получишь право и здесь, и ТАМ бродить по лунной дороге… или – тенистым лесом, чистыми лугами… Я очень люблю этот спектакль. Люблю за то, что в нем обрывается действие как раз в том момент, когда чистые луга вот-вот зальются кровью, но вместо нее – «где мой шут?». И – все живы. Даже те, кто все-таки успел погибнуть в придуманной Шекспиром мясорубке. Традиционное для Эрмитажа (и то, что мне очень нравится): когда на сцене чуть-чуть громче, резче, медленней или быстрее, чем полагается в среднестатистическом театре, где «поднимается занавес и при вечернем освещении, в комнате с тремя стенами, эти великие таланты, жрецы святого искусства изображают, как люди едят, пьют, любят, ходят, носят свои пиджаки; когда из пошлых картин и фраз стараются выудить мораль - маленькую, удобопонятную, полезную в домашнем обиходе»… Ах, это я опять объясняюсь в любви к Театру Левитина… Потрясающая режиссура и великолепные актерские работы. А еще декорация – мягкая, яркая и теплая, словно детская комнатка, в которой живет (жила?) дивная девочка по имени Корделия (Валентина Ляпина). Смешная, нежная, умненькая. И очень ранимая… Девочка-любовь. Девочка-память. Та единственная, которая своей любовью и правда может достать отца из гроба, и – «где мой шут?» - несчастье не состоится, обернувшись весельем. А шут – это еще одно чудо этого спектакля. Elias Faingersh, Золотой Тромбон Европы. Мощнейшее обаяние и удивительная музыка. (А я расскажу… в общем, когда спектакль еще только готовился, в день сбора труппы была репетиция… Потом, когда из театра разошлись почти все, даже те, кто засиделся в общении… и я собралась «расходиться»… услышала, как на сцене играет Элиас. Я тихонько забилась в уголок и слушала… Это было сильное эмоциональное впечатление. Реально – очень сильное). Если по актерам и ролям – плохих нет. Замечательные все, от Лира (Михаил Филиппов) до смешных овечек, которых гоняют по сцене все, кому не лень, и которые вдруг обернутся Ангелами… а у девочек и правда лица красивые, глаза чистые… ангельские. Вставки мне нравятся – и «толстовские» и «шурокаретные». Да что там – вообще спектакль замечательный. Дай Бог, он хорошо встроится в новое, постоянно-временное помещение театра на Арбате. Будем смотреть! Фото: Евгений Чесноков

Ирината: Последний ацтек. Школа Современной Пьесы. 31.09.15. Он – старик, когда-то вывезенный из Советского Союза сыном, «умным евреем», не в Израиль, а в США. Она – тоже из СССР, родители вынуждены были уехать, когда ей был всего год. Он переходил улицу на красный свет, она не успела затормозить. Ей присудили 80 часов общественных работ: приходится ухаживать за потерпевшим. Очень неплохую игру А.Филозова и Т.Веденеевой портит пьеса Шендеровича: слабый и не слишком-то правдоподобный текст. Впрочем, хороший режиссер может удачно поставить и телефонную книгу, сделав аншлаговый спектакль. Увы, тут и режиссура в лучшем случае неплохая… но для этой «телефонной книги» она должна быть намного лучше. В общем, вполне можно смотреть. Немного похоже на антрепризу, но все-таки уйти в антракте не захотелось; досмотрела до конца. Тем более, что в ШСП я не была лет 10 – когда-то, еще первые постановки театра, были мне интересны… Потом – смотрела спектакли «Квартете И…» на Трубной (уже и не помню, был ли Квартет в составе Театра Райхельгауза, или сие – лишь аренда… Ну, и закрыла интерес к ШСП «Городом» - ходила ради В.Шульги, он играл там небольшую роль. Короче: мило, талантливо, не провально… но в Москве есть много других хороших театров. К тому же ШСП сейчас обитает на Тишинке… не самое удачное для театра место, в первый раз не слишком просто сорентироваться. Впрочем, это и правда лучше антрепризы. А поскольку театральный сезон еще полностью не раскрутился, а хороший человек пригласил посмотреть «за бесплатно»… чего бы не сходить… К тому же Филозов… Веденеева… …В финале, вежливо смыкая хлопками ладони, я подумала: А если бы это было поставлено и сыграно в Сатириконе… или в РАМТ (хотя для Российского Молодежного пьеса «не в формате, но все-таки)… Вот бы мы сжимали кулаки и сводили брови, пытаясь удержать подступающие слезы… и, конечно, не удержали бы. Так бы и вышли из зала – с красными глазами (от слез) и ладонями (от аплодисментов). А здесь…Прямо забавно: самое сильное впечатление – от актерских фотографий в фойе. Просто Хогвартс какой-то с движущимися изображениями на портретах… Это по-настоящему заинтересовало. И кофе в буфете славный – в крохотных 30-граммовых чашечках.

Innamorata: «Прооперетту» Театр Эрмитаж. 7 сентября 2015 Вчера я открыла сезон! И что-то мне подсказывает, что он будет весьма сдержанным в этот раз: и по театральному аппетиту и по собственным возможностям. Радость встречи с чумовой и яркой труппой театра «Эрмитаж» очень сильно подпитала к сожалению, не совсем легший на душу спектакль. А может, я просто отвыкла от зрительского кресла за месяц «невыездной» жизни? Оговорюсь, что это еще и премьера! И ее временная расшатанность и монотонность как нельзя лучше подчеркивает основную тему спектакля – процесс рождение советской оперетты. Как известно, Ильф и Петров писали «12 стульев» отнюдь не мирно и если кому-то одному шутка казалась неудачной, то ее безоговорочно вычеркивали из текста. 4 соавтора мешают мухи с котлетами, в результате которых и получается «Чушь собачья». Кому-то важнее придумать новое слово и увековечить себя в истории, кто-то никак не разберется с «опереттой» личной жизни, кто-то через чур зануден, кто-то неуместно весел. Более-менее дело начинает спориться только после рюмки коньячка… Авторские прения то и дело разбавляются номерами, проплывающими на заднем плане или на авансцене. Это те маленькие кусочки, которые крутятся в сложно устроенных мозгах соавторов, все равно потом вынужденно обретут другую форму… Но мы видим как они зарождаются: пока еще нелепые, громкие, не имеющие никакой единой природы. Просто вспышки, «номера»… (Как ассоциация – пришел «Ннномер» Антона Кузнецова-Шамраева в первом акте «Чайки») И что характерно – номера действительно такие, которые войдут потом в золотой фонд советской Оперетты. Я видела Насколько это дорого и любо создателям спектакля, но это было для меня не больше чем милым, талантливым. Да, конечно, я не жила в то время, но красивую мелодию, верную ноту и попадающую прямо в сердце «стрелу» из детства я всегда почувствую… Михаил Левитин добросердечно попросил зал полюбить то, что любили «они»… А «они» в ответ полюбят то, что любим мы. С безмерным уважением к этому глубочайшему и талантливейшему человеку, хочу пожелать спектаклю восхождения по Золотой лестнице выше и выше! А выдержка из программки, прочитанная уже в автобусе по пути домой лишний раз очень четко и красиво разъяснила важность такого спектакля в нелегкие времена для театра… и из кусочков обязательно сложится Чудо. В конце концов – все будет хорошо, а если не хорошо – то это пока не конец!

Ирината: Вишневый сад. Театр Сфера. 12.09.15. Все спектакли, которые я смотрю в «Сфере» в последнее время, мне очень нравятся. Каждый из них по-своему изящен и очарователен. Понятия «не дотянули» не было ни разу. И даже если мне не интересен исходный материал (как это случилось с «Обращением в слух»), недостатки многократно перекрылись интересной режиссурой, безукоризненной актерской игрой… да и оригинальность сценического и зрительного пространства театра существенно прибавляет плюсов постановке. «Сфера», по сути, постоянный малый зал (собственно, таковой тоже есть в театре, но он вполне соразмерен залу основному). То есть актеры играют в нескольких шагах от тебя, сохраняя при этом «четвертую стену», но… так и хотелось вчера протянуть руку и помочь спуститься с лестницы обессиленному больному Фирсу… Недавно у меня были нарекания к ленкомовскому «Вишневому саду»: текст Чехова был там не просто сокращен, он был перекроен и переписан, причем сделано это было так бездарно, что даже наличие на сцене исполнителей «первого ряда» спектакль не спасло. В «Сфере» был именно ЧЕХОВ. С его прекрасным слогом и безукоризненным сплетением слов. Крохотный сдвиг сцен и добавление пары фраз (тоже явно чеховских, хоть я и не опознала, откуда) позволил сделать в конце 1 действия изящный росчерк… и не отвел смысла в сторону. …Мне всегда очень интересно, как режиссер (в данном случае А. Коршунов – кстати, он смотрел вчера спектакль, сидя практически напротив нас, и исходившая от него энергия сопереживания была дополнительным бонусом) строит отношения между Раневской и Лопахиным. Бывало – он любил ее сдержанной тихой любовью, бывало – она была увлечена им, лишь поддразнивая наличием французского любовника… Вчерашний Лопахин/А.Пацевич (очень красивый, кстати, артист с эффектным голосом) Раневскую/Т.Филатова откровенно уважал – за то самое давнее «терпи, мужичок», за то, что ее семейство (чуждое ему и непонятное) владеет имением, которым он восхищается… Раневской он равнодушен. Гаев/А.Алексеев им откровенно брезгует. Что же основное в ЭТОМ Лопахине? Трудолюбие. Настоятельная потребность не позволять душе лениться, делая то, на чем настаивает Петя Трофимов/Д.Береснев: ТРУДИТЬСЯ. И день и ночь, и день и ночь. Даже не ради обогащения, как такового (он с удовольствием деньгами делится), а просто – чтобы руки не болтались бездельно, чтобы голова работала… Он и с Варей/О.Аксенова не сходится не из-за нелюбви… просто нет у него времени на эту самую любовь, нет минуток, которые он может подарить будущей жене и деткам… Он и без того встает раным рано, и мотается по стране («опять буфеты, отбивные котлеты» - а что делать, коли труды и хлопоты – в счастье?). Что еще сказать? Очень понравились В.Кузнецов/Фирс и В.Стоноженко/Симеонов-Пищик. Аню играла очень милая мне Е.Казарина. В общем, очень хороший спектакль. В очередной раз: а хорошо бы «Сфере» добыть деньги, да и отремонтироваться в современный театр. Расширить туалеты, заменить кресла и доски сцены (чтобы скрипели не они, а исключительно сапоги у Епиходова). Но зрительское пространство не увеличивать. Впрочем… а попадешь ли тогда в этот театр, у которого в сезоне – аж ТРИ номинации на «Звезду театрала»? Ну, и в заключение. Очень внимательно смотрят зрители (сквозь зеркало сцены видишь вторую половину зала). И даже юная блондинка в розовой кофточке, сидевшая позади нас, постоянно хихикая и комментируя происходящее, на втором действии затихла, ибо внимала действию. А когда я шла к метро, меня перегнала ватага юных ребятишек, обсуждавших «честных и нечестных писателей пьес». Так вот один из них произнес: «Не понимаю, зачем моя бабушка смотрит по телевизору откровенное г***о, когда в театрах идут такие хорошие спектакли». Вот именно. Фото: Евгений Люлюкин

Ирината: Джейн Эйр. Мосоперетта. 13.09.15. Я так и не прочитала эту книгу. Попытка смотреть фильм завершилась через полчаса: было скучно убивать им время даже при авиаперелете. Ознакомилась с кратким содержанием, уяснив для себя, что в этом мюзикле (который, по сути, тоже – краткое содержание, перевод книги на язык музыкального театра) укорочено, вытянуто или вообще изменено. Искренним любителям книги Бронте просмотр спектакля могу порекомендовать только при полном отделении зерен от плевел – «Джейн Эйр» книга – в одну сторону, «Джейн Эйр» мюзикл – в кардинально противоположную. И категорически не смешивать! Мало ли – имена похожи и некоторые обстоятельства сходятся… Мало ли, что в искусстве случается. Ну, а я, оторвавшись вечером воскресенья от стирки-уборки-готовки и прочих хозяйственных дел, в очередной раз устроила себе Праздник Оперетты. Во многом на мое желание сделать по совету Бомарше, а именно: «Подняли свои задницы и побежали, побежали, побежали», повлиял состав. При обязательной неизменности для меня Игоря Балалаева, играющего Эдварда Рочестера, за два раза я пересмотрела оба состава, составив для себя потенциально идеальный… на который в следующий раз и пойду. А пойду – однозначно, ибо «зацепило» с первого раза. Даже не история сиротки Джейн («бедной овечки»(с)) и эсквайра, которому отчаянно не везло в любви, берет за душу… Хотя и она в этом кратком изложении хороша – за что во многом спасибо Балалаеву. Удивительный актер! Ведь зрители, приходящие в театр, понимают, что там всё «понарошку»: и предают-умирают-убивают не взаправду, и любовь там придуманная, только на время действия. В случае же с Балалаевым – словно происходит «божественная ошибка» и возникает на сцене НАСТОЯЩЕЕ, чудесное – «прожить вот так хотя бы две недели, и, кажется, не жаль и умереть» (с). Касательно музыки – тут я совершенно не специалист, но для меня почти рекорд: со второго раза могу насвистеть пару мелодий… правда, на романтические соло и дуэты моего «художественного свиста» не хватит, но та же овечка, которая стала овцой или нагие дикари, коих обучат есть бифштексы вилкой и ножом… вот это мне вполне по моему «таланту». Декорации. Очень-очень-очень нравятся декорации. Внизу картиночка со ссылкой, где можно посмотреть остальное…но – что картиночка, надо идти, смотреть и восхищаться лично. Эскизы декораций Вячеслава Окунева. Вот. Как-то так, вкратце. Вчерашний спектакль натолкнул на идею сходить во вторник на «Графа Орлова». А то и – возобновить театральный туризм, посетив в Питере «Безымянную звезду». С Балалаевым, конечно. Ну, а заодно и новые спектакли Юрия Бутусова там пересмотреть… Впрочем, это уже совсем другая история.

Ирината: Синяя птица. Путешествие. Электротеатр Станиславский. 15.09.15. Приглашение посмотреть первую часть (всего их три) «Синей птицы» Бориса Юхананова приняла с удовольствием. Юханановские спектакли, не будучи их большой поклонницей, я, тем не менее, время от времени посматривала: такая немыслимая фантазия в театрах встречается нечасто. С самого начала Электротеатра хотела увидеть то, что режиссер делает сейчас, когда отвечает не только за свои личные работы, но и, будучи руководителем, за весь творческий процесс. К тому же Электротеатр – это глобально перестроенный Театр им.Станиславского, который, в прежние времена, я частенько посещала, зная там не только зрительный зал и фойе, но и закулисье. Хотелось посмотреть, что получилось из театра после его глобальной реконструкции. Получилось, в общем-то, хорошо. Придется, конечно, привыкнуть к экслектике, объединению старины глубокой и авангарда, но места для публики стало намного больше, а поскольку билеты проверяют непосредственно на входе в зал, есть возможность заскочить в предбанник, полистать театральную литературу в киоске, съесть пирожок и посетить туалет (оч.уютный!). Зал теперь сочетает прежний (снаружи, туда не поднималась) балкон и ступенчатый амфитеатр со стульями. Последний не слишком элегантен…. Но, видимо, театру он необходим именно в таком виде. Что до спектакля… Заявлено, что продолжительность 1 части «Синей птицы», которую мы смотрели, 3 часа 30 минут. На самом деле, длится он больше – возможно, из-за того, что антракты не короткие. Во втором антракте всех попросили из зала выйти; возможно, это требовалось для того, чтобы выловить стайку симпатичных… летающих акул, угнездившихся под потолком. Постановка сочетает в себе текст классического произведения Мориса Метерлинка, воспоминания актера Владимира Коренева (Ихтиандр!) и его супруги, Алефтины Константиновой, а также много-много всего иного, придуманного Борисом Юханановым – например, тех же летающих акул; пляску веселых пингвинов; явление Тарковского и Феллини, а также Демона на высоких «копытах»; рождение Душ предметов, проходящее в традициях театра Но; чтение глав из «Евгения Онегина» на китайском языке… ну, и, в общем, много чего другого. В общем, очень понравилось, и немалые часы действия пролетели незаметно, хотя для меня – это все было не совсем равномерно… То просто дух захватывало и хотелось продлить очарованье, то – подобно горьковскому Барону, воскликнуть: «Дальше!». Например, рождение Душ даже утомило… А ведь большая сцена перед этим, когда появляющиеся одна за другой минутки складывались в часы – и в часы, как меру времени, и в механизм, это время показывающий… в общем, это была красивая сцена. Большинство образов, рождавшихся, на наших глазах, было прекрасным. То возникал бесконечный хоровод гигантских ёлочных игрушек (и замечательное: «Замерзли, бедные? Вот туда идите…», после чего игрушки исчезали). То - отец героя, красавец в белой адмиральской шинели, оттанцовывал под песню квартета «Аккорд». То – Дедушка и Бабушка, прекрасные, как греческие Боги, помолодевшие и похорошевшие, но так безразмерно тоскующие в вечном своем сне. А какие замечательные вОроны бродили по сцене!.. Сказка. И вдруг – совсем бытовой рассказ, анекдот, интерактив с залом… Не только метерлинковские Дедушка и Бабушка восставали из небытия, но и актеры, выходившие когда-то на сцену Театра Станиславского… Ну, а если пофилософствовать, то вчера мы увидели историю о том, как «бездны мрачной на краю», у кромки выжигающего жизнь огня, можно остановиться на миг… зацепиться краешком памяти за какую-то мелочь – надбитую тобой миску, пару слов, сказанных в танце, снятую с полки старую книгу, «бородатый» анекдот… и не только сохранить себя в рядах живущих, но и притянуть поближе к нам тех дорогих, кто когда-то покинул нас и «уехал дальше, чем за море»… Пойду ли смотреть оставшиеся две части трилогии? Пойду (особенно если опять пригласят). Желательно – чуть попозже, чтобы уложилось во мне то, что несомненно понравилось и обдумалось то, что вызвало недоумение. Театралам рекомендую спектакль однозначно. Не театралам… ну, в общем, тоже может понравиться. Потому что ярко и красиво.

Lyra: Гастроли Санкт-Петербургского театра «Мастерская» в Москве. Заметила, что отношения с театрами у меня складываются так же, как и с людьми. С одними знакомишься, долго общаешься, притираешься, но все же остаешься в приятельских отношениях, с другими сродняешься, в третьих влюбляешься с первого взгляда! Вот такая любовь и случилась у меня в конце прошлого сезона во время моей поездки в Питер! До сих пор страстно благодарю людей, посоветовавших мне посмотреть «Однажды в Эльсиноре» в «Мастерской». Это было яркое закрытие моего театрального сезона. Из театра я вышла в полнейшей эйфории и вот с этим самым чувством влюбленности в то, ЧТО эти ребята делают, КАК они это делают, ну и, естественно, в добрую половину труппы. Поэтому новость о московских гастролях стала моим личным праздником. Привезла Питерская «Мастерская» в Москву два чудесных спектакля – легендарный «Тихий Дон» и «Дни Турбиных». Оба этих спектакля объединены в дилогию о Гражданской войне – переломном моменте в истории России и таком страшном времени для наших прадедов. Несмотря на общую тему войны, спектакли эти все же больше о человеческих, семейных отношениях и о любви в первую очередь. Тихий Дон. 05.09.2015 Жаль, что не получилось написать что-нибудь о спектакле по свежим следам, на эмоциях. Теперь приходится вспоминать и упорядочивать.. Поэтому напишу коротенько, что совсем не допустимо по отношению к такому спектаклю. Прошу извинить.. Удивительно, но то, что роман читался в школе и выборочно, никак не повредило просмотру. Повествование идет логично, а воспринимается спектакль больше на эмоциональном уровне. Передан ужас войны, ворвавшийся в мирную жизнь хутора, раскол среди семей, сложность выбора.. Очень трогательные Прокофий Мелехов и его турчанка в «Прологе». Совершенно бытовая сцена - ругаются, ворчат, но сколько же любви в их споре о будущем имени ребенка, и с какой любовью турчанка поет колыбельную своему еще не родившемуся сыну. И эта любовь передается Пантелею, и живет в его доме.. Любовь помогает семье Мелеховых переносить несчастья, выпадающие на их долю. В спектакле заняты еще совсем молодые артисты, в которых столько искренности, энергии и таланта – невероятная смесь! Свои собственные эмоции тут не удается контролировать – сердце то наполняется любовью, то щемит от тоски, обрывается.. Но вот ты уже подпеваешь хору разудалых казаков и хочешь пуститься в пляс со всеми. И катаешься на этой эмоциональной карусели на протяжении всех 8 часов, что идет спектакль! Музыкальная составляющая спектакля – это аутентичный казачий хор, речитатив «Ой ты, наш батюшка тихий Дон», лирическая «Верила, верила, верю», прекрасные многоголосицы и, конечно же, «Ой-ся, ты ой-ся», идущая лейтмотивом спектакля. Среди артистов сейчас выделять никого не буду, потому что прекрасны все. И те, кто практически не покидал сцены, и те, кто появлялся в некоторых эпизодах. Скажу только, что актерских открытий для меня было гораздо больше, чем ожидала. :) И еще отмечу несколько моментов, которые особо понравились. Это в первую очередь мирная жизнь хутора – все собираются, поют, танцуют, кушают семечки, парни соревнуются в своем владении шашкой. Когда семьи вышли на жатву – невероятный по красоте момент. После – жатва платками в поле у женщин, а у мужчин на войне шинелями – до мурашек! Шашка – семейная реликвия, переходящая от отца к сыну. Очень трогательные сцены, когда Прокофий пытается успокоить плачущего младенца, давая ему поиграть с рукоятью оружия, как с погремушкой. И когда Пантелей вручает эту же шашку Григорию, который ушел из дома, накуролесил, но все же остался любимым сыном. Ворота в заднике декорации, в которых при жизни встречались влюбленные, а после смерти – любимые. «Тихий Дон» - один из тех спектаклей, которые нужно посмотреть. И пересмотреть, если есть возможность. Я теперь эту возможность буду искать всеми силами! Белая роза свидания, красная роза любви Жёлтая роза разлуки, я умираю с тоски. Да, символично я дарила артистам желтые розы. Действительно, с тоски умираю.. Дни Турбиных. 08.09.2015 Интересно, насколько по-разному воспринимаем одни и те же вещи. С моими друзьями нам выпали разные «Тихие Доны», и восторженные впечатления совпали у всех. На «Дни Турбиных» мы пришли уже все вместе, но «попало» спектаклем сильнее всего в меня. «Дни Турбиных» - это уютная, натопленная квартира с кремовыми шторами и роялем, гостеприимная хозяйка, ломящийся от угощений стол и вино рекой. Тихий светлый уголок в холодном, раздираемом войной городе. Спектакль камерный, неспешный, и благодаря этому удается полностью погрузиться в него. А оттого, что в нем заняты уже знакомые мне артисты, отсутствовал момент привыкания. Герои уже были мне какими-то родными. И война здесь гораздо ближе. От взрывов сотрясаются стены, гаснет свет. Марш кадетов буквально под моими ногами. Война кругом, кругом бегство, измены. Тут либо переступить через себя - свою честь, свою гордость, чтобы выжить, либо погибнуть. Но даже с сорванными погонами, закутавшихся в пальто вместо шинелей, офицеры могут прийти в этот тихий уголок и забыть на время обо всех ужасах и неразберихе, и выпить шампанского, порадоваться за товарищей. И опять же музыка – эта эмоция, которую невозможно выразить словами. И тихое «за Царя, Отечество и веру» выражает больше, чем можно было сказать.. И огромнейшее спасибо Николаю Куглянту за постановку хореографии. Массовые сцены маршей и чеканки – это что-то невероятное – завораживающее зрелище и пугающее одновременно. И не могу не отметить пронзительные сцены появления Пьеро, в белой дымке уводящий молодых кадетов в небытие. Апостол Петр.. Ну, и раз уж начала поименно называть участников спектакля, то отмечу еще раз Николая Куглянта, уже как артиста. Его Николка хоть я постарше книжного, на такой мальчишка! Смелый мальчик, любящий, теплый, даже когда немножечко дерзит. Ужасно хочется увидеть Евгения Шумейко в роли Николки. Жаль, не смогла просто физически оказаться рядом с ЦИМом. (Теперь же опять причина ехать в Петербург!) Но его Пьеро разбередил душу, когда несколько минут дышишь - раз через два, глотаешь слезы и прячешь дрожащие руки. Очаровательный Лаориосик Ильи Борисова – как же интересно было смотреть за развитием его персонажа! Опять же, все-все необычайно хороши! Московскими гастролями «Мастерской» я открыла свой новый театральный сезон, и надеюсь, что будет он таким же ярким и мощным! И, конечно же, с нетерпением жду новых встреч! Не забывайте про московского зрителя, да и мы с радостью приедем в гости! :)

Ирината: Северная одиссея. РАМТ. 18.09.15. Премьера. В те уже кажущиеся давними времена, когда герои «одиссеи» везли спирт чукчам, чтобы там обменять его на золото и алмазы, знаменитый экспозиционер учил меня правильной постановке выставок. Дескать, даже если таковая встала удачно от и до, все равно надо в конце сделать что-то такое, чтобы люди, широко открыв глаза и рты, обалдели – да и оставили в себе это финальное обалдение на вечное воспоминание. Прием, в общем-то, известный: вот и в РАМТовском спектакле до последней минуты ударник отстукивал такт, все больше и больше заворачивая пружину зрительской эйфории – а потом она развернулась восторженной овацией, радостными криками и охапками цветов… Живая музыка на сцене, приправленная хорошим пением и хоровыми танцами – это вариант, автоматически добавляющий баллы любой постановке. В «Северной одиссее» вариант был беспроигрышным стопроцентно: на сцене со своим ансамблем присутствовал Петр Налич, известный мощной исполнительской энергетикой. Когда-то, в прекрасной «Истории мамонта», я впервые услышала песенную историю про человека, с которым «поступили жестоко, обломали крылья и оставили плакать на стиральной машине в ванной». Тогда в восторге многократно переслушивала и это, и другое от Налича… сейчас вот состоялась очередная с ним встреча… И все бы хорошо, но, похоже, РАМТу теперь придется встраиваться в плотные гастроли ансамбля – как приходилось встраиваться в репертуар Уткина… А я в очередной раз говорю о том, что именно в РАМТе самая красивая, сбалансированная, талантливая труппа, где возможны любые взаимозамещения артистов… Еще: в общем-то, чаще всего актеры четко держат определенную линию актерской игры и энергетики: если это – романтический герой, то и в самой наиподлейшей роли на сцене окажется героически-романтический подлец; если актриса – инженю, то и Баба Яга будет немного девушкой, юной и беззащитной. Исключения бывают – и тогда понимаешь, что перед тобой не просто человек с дипломом творческого вуза, но Актер (с самой большой буквы). Это я к тому, что именно в РАМТе актеры чаще всего умеют «оборачиваться» во что-то совершенно противоположное тому, что от них ожидаешь, буквально всё в себе изменяя – и едва ли не на наших глазах. Потому – в «Северной одиссее» удивили и порадовали практически все – и игравшие одну (две, три) немаленькие роли, и те, кто просто в тулупчиках и с ружьями по сцене побегал… Спектакль яркий, звонкий, с динамичным действием, и я его могу активно рекомендовать к просмотру. И сама пересмотрю – если время совпадет с возможностью…. с желанием… В общем, пересмотрю когда-нибудь. Это «когда-нибудь» связано с тем, что я не поняла главное: ЗАЧЕМ этот спектакль был поставлен? Луцык и Саморядов, бывшие, конечно, одними из лучших сценаристов 90-х, творчеством своим с тех годах и остались, в наше время, на 20 лет вперед, руку не протянув. К тому же мы – те, кто жил тогда и кто помнит - скорее всего, гордиться теми временами и тем, что делали тогда сами, и что видели рядом, не будут. Молодежь же… вот после прогона я прочла: «Луцык и Саморядов погрузили события 90 годов и развал Союза в декорации, атмосферу, героев и стилизацию начала прошлого века и Чапаевских времен»… Ой, мамочки! Эти «чапаевские времена» переживали НЕПОСРЕДСТВЕННО мамы-папы, а что дочкам не рассказывают… тоже, наверное, забыть хотят напрочь. И правильно: я, попытавшаяся, по-подсекальниковски, пережить смутные те времена «из дома не выходя» - работала вроде бы тихо на спокойной должности в литературном музее… и ДВАЖДЫ попадала под рэкет. Один раз было по-настоящему страшно… Настолько, что между «тик»/выжить и «так»/погибнуть, я успела только подумать о том, что – дочке 10 лет… есть, кому воспитать… но будет ли меня помнить? Подумала, и – маятник невозможным образом остановился на «тик». Я тогда еще сказала, мол, не удивлюсь, если умру в собственном бунгало на берегу океана… или на урановых рудниках. Живу, однако. Смотрю спектакль про то, как мало – всего-то канистра спирта – стоила тогда жизнь человека… Но – не понимая, зачем поставлено, вижу, что поставлено очень хорошо. Опять же актеры РАМТовские, коим цены нет…Музыка… Ситуации, сейчас кажущиеся придуманными, а тогда – да Боже ж мой – абсолютная норма: вместо чукотского селенья оказаться на американской Аляске, со школьным английским побрататься с аборигенами, вместе распив бутылку виски и канистру спирта… оказаться в Сан-Франциско… влюбиться… разбогатеть… и… А вот что с финалом – непонятно. Я всё-таки склоняюсь к тому, что никого из героев к концу действия в живых не осталось. И пополнили они отряд «живых мертвецов», под командованием Митрофана Сковородникова… И все, что с ними дальше было – было уже где-то там, в другой реальности. Потому что только в другой реальности можно сегодня говорить о том, что американцы – тоже люди и что торговать с ними можно. Ибо партия и правительство нас сегодня учат, что там, за океаном, не люди, а нЕлюди, которым и больного ребенка доверить нельзя, и куриную ножку или персик от них принять – невозможно… *** …А ударник все отстукивал и отстукивал радостный финал, чтобы в зале подумалось: вот оно, как славно-то все завершилось…

Ирината: Игры демиургов. Театральная студия DEEP в Черной комнате РАМТ. 19.09.15. Большие спортивные мячи, обручи и вращающиеся диски, костюмы для каратэ и яркие майки-трусы – все готово для начала игр-состязаний… но только не спортивных, а – игр по созданию вселенных. Создаваемые вселенные, конечно же, должны быть идеальными. Только вот в чем загвоздка: как быть, если для одного идеально – это «чтобы не было войны», а для другого – «чтобы мы победили»? Как быть, если первый же созданный человек, коему на выполнение простейших дел: дерево посадить, дом построить, сына родить – выбивает вместо трех положенных на это дней – потребно целое тысячелетие? Что делать, если сказанное тобой – трактуют, написанное – переписывают, сделанное – бракуют и ломают? И почему-то ради идеала надо уничтожить массу людей и зверей, которые (как кому-то кажутся) не идеальны? И вообще – что есть добро и зло, если самое трогательное, что ты в жизни совершил – приласкал бездомного котенка – было первым звеном цепи, едва не погубившей ту самую вселенную, которой предназначено быть идеальной? *** На сцене – две очаровательные девушки и симпатичный парнишка. Два демиурга и просто человек, которому в конце тоже придет в голову блажь… нет, то – не блажь, а необходимость – и он создаст свою собственную вселенную, наполнив ее тем, «то, чего на белом свете вообче не может быть». Хороший спектакль с единственным недостатком: 1 час 40 минут, что он идет – это много…Час смотришь с восторгом, потом… увы, поглядываешь на часы: это уже было сказано, хоть и иными словами… шарик уже катался по сцене, хоть и в другую сторону… Но это, скорее, недостаток играемого материала, нежели спектакля, потому что артисты, под руководством режиссера, на этой крохотной сцене, без декораций и с минимумом реквизита делают всё, от них возможное – а по временам, даже больше этого. Представляю: режиссер Александр Баркар, артисты Яна Литвишко, Ольга Лебедева и Дмитрия Момот. Театральная студия DEEP из Луганска. Да-да, из Луганска. Люди, которые создают здесь, в Москве, свою маленькую идеальную театральную вселенную. Которую расширяет РАМТ, на сцене которого они играют, и влюбленные в студию зрители (а их уже – десятки). Можно еще немного расширить это пространство, засадив его цветами любви - просто приходите на спектакль, пишите потом о нем хорошие слова… Я бы ратовала и за коробочку, которую можно ставить в фойе после спектаклей (ибо они – бесплатные), но, боюсь, может найтись человек, которому и своего глаза не жалко, лишь бы сосед ослеп… и превратится малое благодеяние в большие неприятности… А потому я просто буду делать то, что могу по возможности буду информировать о предстоящих спектаклях. Приходите! Эти ребята и правда славные. Как зайцы. Которых можно спасти от потопа. (Кстати, «зайцы» - это образ из спектакля).

Lyra: Русский человек на rendez-vous. Мастерская П. Фоменко. 20.09.15 Веселые годы, Счастливые дни - Как вешние воды Промчались они! До сих пор нахожусь в состоянии довольно лирическом, так как прицельным выстрелом прекрасного мне попало прямо в сердце. «Русский человек» был первым спектаклем, который я посмотрела у Фоменок. Тогда им оперативно заменили «Улисса», и я несказанно рада, что произошло именно так. Ведь шестичасовым спектаклем со сложным текстом было бы опасно начинать зрительскую жизнь в новом для себя театре. А тогда нам дали совершенно очаровательный трехчасовой спектакль, который пролетает на одном дыхании. Воскресный «Русский человек» был прекрасен! Во-первых, зрители соскучились и устроили переаншлаг. Во-вторых, артисты тоже явно соскучились и играли на высочайшем градусе. В-третьих, это же Тургенев, которого я очень люблю! Как и повесть, спектакль начинается с пролога – русского романса, который исполняется на русском, итальянском, французском и немецком языках. Вот это мне безумно нравится – артисты Мастерской Фоменко прекрасно владеют языками. И в данном спектакле сохраняют акценты, что подчеркивает темпераменты героев. Кстати, иностранная речь – это находка Фоменок, которая привносит в спектакль немалую долю юмора (одно только «Mom, where are my socks?» чего стоило!). Да и шуточки на других языках в зрителей прекрасно попадают. Вообще, мне очень нравится эстетика «Русского человека», как и большинства спектаклей Фоменок. Идеально сидящие костюмы, пластика движений, игра на фортепиано и гитаре, тонкое чувство юмора. Юмора в спектакле много, но это не отвлекает, а лишь немного сглаживает острые углы трагедии главного героя. Кстати о героях. Мое внимание самым бессовестным образом сместилось с истории отношений Санина с семьей Розелли на его отношения с немецкими офицерами. От этой парочки – подпоручика Фон Рихтера (Михаил Крылов) и майора Фон Дöнгофа (Юрий Буторин) – просто искры летят! А восклицание «рюсски!» при их последней встрече с Фон Дöнгофом звучит даже с обожанием. Признаюсь честно, было у меня намерение приглядеться к маленьким эпизодам Юрия Буторина в «Русском человеке», которые не удалось хорошо рассмотреть при первом просмотре, а это – ловкий жонглер и грациозный человек в белом, прогуливающийся в Висбадене.. А еще я осознала, что произошло маленькое зрительское чудо – Мастерская Фоменко постепенно стал для меня «своим» театром. И это прекрасно! Ведь ощущать себя комфортно в зрительном зале очень важно - только так можно полностью погрузиться в происходящее на сцене.

Ирината: Русское горе. Школа Современной Пьесы. 29.09.15. После долгого перерыва – второй раз за короткое время (спасибо хорошему человеку, приглашающему) посмотрела в ШСП спектакль. Если в первый – простенькую пьеску Шендеровича попытались поставить совершенно всерьез, как большую драму, то в данном случае классическое «Горе от ума» перепёрли на современный лад. В общем, получилось вполне живенько, хоть и схематично – но в зале больше школьников, чем зрителей, а им-то как раз краткое содержание, приправленное песнями и танцами, хорошо пошло. Правда, прочитав на сайте «Авторы: Александр Грибоедов, Вадим Жук, Сергей Никитин», я тут же сассоциировала: «текст -- Н. В. Гоголя, стихи -- М. Шершеляфамова, литмонтаж -- И. Антиохийского»… Ну, да это не страшно, я даже люблю театральные миксы, лишь бы поставлено было хорошо. «Русское горе» поставлено, в общем, нормально. Как и было сказано – вполне живенько. Вот только моего любимого Репетилова совершенно вычистили, да и из явления Скалозуба одну сцену, не смысловую, а сугубо зрелищную, сделали… В общем, за Репетилова было обидно. К тому же, как только началось второе действие – на Чацком еще остались и кружевная манишка, и цилиндр, но отбеленность лица и асимметричность бровей была убрана, я почему-то сразу поняла, что этого грибоедовского героя «рифмуют» с… <спойлер!> …Иосифом Бродским. И была права – хотя, при том усекновении «Горя от ума», что произвели в ШСП, с Бродским пересекся разве что последний монолог – «вон из Москвы». Впрочем, актер, играющий Чацкого, понравился сразу, и его преображение в поэта ХХ века прошло вполне удачно. (Я, правда, подумала, что поэт-вольнодумец с гусиным перышком вполне адекватно был заменен на поэта-вольнодумца с пишущей машинкой… а вот компьютер на сцене не появился – не нашли авторы вместе с режиссеров поэтов-вольнодумцев в нынешних временах). В принципе, и спектакль неплох, и играют актеры хорошо, и музыка-тексты приличные (Знаете, почему переименовано в «Русское горе»? Чтобы иметь возможность перепеть в начале старый текст про «поле, русское поооле»). В первом действии и сценография понравилась, и костюмы. Надо сказать, что я, зная про существование этой сценической технологии, увидела, как она в полном объеме работает, впервые. А именно: черный бархат, о котором впервые «услышала» от Станиславского. Вы знаете – очень эффектно! И то, что костюмы все «половинчатые», дает возможность персонажам… ну, прямо вот так делать: то явятся, то растворятся. И плоскостные декорации хорошо работают. Во втором действии было попроще (соответственно, и понравилось меньше): из этих самых плоскостных декораций составили как бы «прореженную» ширму. Я сначала подумала, что решение интересное: Чацкий по эту ее сторону – здесь, с нами, а прочие – там, в полунебытии… Но потом все смешалось в доме Фамусова: и Софья с Лизой здесь оказались, и Чацкий (еще пока не Бродский) туда, в «зазеркалье» полез… Ну, в общем, как-то всё вот так. Пригласят – идите, неплохо вечер проведете. А я еще вчера в очередной раз подумала о том, сколько же даже не на свете – в Москве! – театров совершенно разных. И нам каждый из них найдется не только своей зритель, но и свой поклонник Наверное, и в ШСП так. Не может же такого быть, чтобы зал заполнялся исключительно пионЭрами? Вот, правда, цветов вчера не было. Хотя Алексей Гнилицкий, Чацкого-Бродского игравший, был их вполне достоин.

Ирината: Подходцев и двое других. РАМТ. 01.10.15. У этого спектакля есть послесловие, которое осталось там, за тяжело сдвинувшимся оливковым занавесом театра… Ведь «ругательная» табличка, появившаяся на спинке кровати женившегося Подходцева, показала не только малое число дней его брака, но и напомнило нам год, когда действие происходит: 1916. А это значит, что пройдет совсем немного времени – год-два, и будет разрушен весь этот смешной и трогательный мир, в котором живут герои. Уничтожатся состояния, о которых «не просили», но к которым уже привыкли. Разлетятся по свету семьи – пусть изначально созданные кое-как, тяп-ляп… но к ним уже точно привыкнут. Жизнь тех, кто остался и без семьи, и без последнего рубля, тоже разрушится – и придется уехать… ну, хотя бы в Прагу, и придется умереть там в марте, не дождавшись близкой весны… Жить как прежде им не удастся: очень сильно не будут жаловать в грядущем новом государстве людей думающих… А они – Подходцев, Громов, Клинцов – именно что думающие (иногда очень напряженно), придумывающие что-то иногда совсем нелепое, глуповатое… но и о том, в чем смысл жизни, задумаются именно в этой компании. *** Главный и единственный недостаток спектакля – он слишком длинный для комедии с трогательным печальным финалом. Первое действие смотрится «влёт», но уже во втором вдруг являются замедления и повторы… а действий-то три… Нет, не скучно, но все-таки – длинновато. Хотя в спектакле есть все, обещающее успех: прекрасный текст Аркадия Аверченко, любимая многими режиссура Сергея Алдонина, трансформирующиеся декорации, яркие элегантные костюмы, «живая» музыка на сцене, танцы, энное количество взрывов (лопнувший попугайчик в клетке – это безумно смешно) и драк (какая ж хорошая свадьба без драки)… Всё на месте, все для успеха постановки… В которой самое главное все же – актеры на главных ролях. Просто великолепные. Даже – безупречные. Петр Красилов, Илья Исаев, Дмитрий Кривощапов. Актеры высочайшего класса, точные до гранулы миллиграмма. Изящный центр сценической композиции, неплохо обрамленный прочим актерским ансамблем (одна Татьяна Матюхова в роли «пасхальной» Маруси чего стоит!). В общем, очень неплохой спектакль об очень важном: о дружбе и взаимной любви. О том, как внезапно сводит жизнь совсем, кажется, различных людей… да и склеивает их души навек. А если потом судьба их разводит, то только с кровью и навечной болью можно оторвать друг от друга. И будут помнить друг друга, навсегда расставшись. Даже когда внезапно налетевший ветер сдует мишуру праздника, и начнет выворачивать зонт, которым ты путаешься прикрыться… От чего? От дождя. И от одиночества. И от грядущей беды. И от так и не решенного вопроса: в чем смысл нашей жизни?

Ирината: Записки сумасшедшего. Театр Сфера. 04.10.15. Говорят: чтобы поставить спектакль «Гамлет», в труппе театре надо иметь Гамлета. Чтобы поставить «Записки сумасшедшего»… нет-нет, тут как раз безумия не нужно… Впрочем, кто в театрах не безумен хотя бы немного… и по ту сторону рампы, и довольно многие в зале… в общем, тоже немного «не того»… Здесь – как в фигурном катании: чтобы номер «Первый раз на льду» получился красивым и эффектным, исполнять его должен большой мастер. Так и с «Записками», тем более, что это моноспектакль… без легкого актерского безумия в нем не обойтись – но в еще большей степени тут нужно большое мастерство. А Сергей Рудзевич именно Мастер. Актер – с большой буквы А. (Скажу, что его Распер – небольшая, далеко не главная роль – в «Честном аферисте» помнится до мелочей, тогда, как сам спектакль, яркий и звонкий, практически стерся из памяти). Так вот. «Записки сумасшедшего». Моноспектакль в Камерном зале Сферы – да-да, там есть и камерный зал, где играют буквально «на ногах» у зрителей… 1 час 20 минут. Рудзевич один на сцене + в интерактиве (чаще всего неожиданном) с публикой. Помимо почти безупречного владения актерским инструментом (тембровка голоса, движение, мимика…), ну, то есть того, что радует нас, зрителей, в театрах, радовало еще вот что… Произведение я знаю хорошо, да и на сцене видела неоднократно – но здесь было много неожиданного. И в тексте, и в игре. Оказывается, если чуть сдвинуть пунктуацию или ударение, фраза приобретает совершенно иной смысл. А если эти «сдвиги» распространить на все произведение… то можно сказать, что читанная и виденная вещь вдруг совсем по-иному «легла»… Не буду пересказывать. Могу и хочу рекомендовать к просмотру. Хотя… вот вроде легко, «в перепляс» сыграно… а вещь-то какая страшная. Тяжелая. И даже шуточный интерактив, постоянная игра с залом, тяжесть эту не снимает. А актеру – спасибо. Спасибо и тем хорошим людям, кто меня в Сферу направил и отправил. Фото: Евгений Люлюкин

Ирината: Афродита. Театр Сфера. 06.10.15. Тихонько-тихонько. Не шевелясь. Почти не дыша. Так надо, потому что мы, в зале сидящие, каким-то чудом попали в жизнь других людей. Странную. Простую. Но интересную. И очень красивую. Главное – не спугнуть то чудо, которое мы не просто видим – при рождении которого мы присутствуем. Любовь. Не придуманная – настоящая. Она такая и должна быть. Когда то тихо, вполголоса, на цыпочках… то – резким и страстным рывком, невероятным изгибом, стоном и криком. Да, любовь. Да, настоящая. Очень-очень-очень красивая. И жизнь. В которой тоже настоящее – перестук каблуков в танце, лопата, кидающая шлак, вчерашние макароны в печи, завалявшаяся в кармане конфета. Электростанция, на строительство которой государственных денег выделено мало, потому – собирают всем миром. Огромное горе: всего через 7 дней электростанция сгорит. И любимая жена уйдет к другому. Кажется, обрывается жизнь… а потом всё хорошее вернется – и снова погибнет, как спиленный тополь, под которым ты спал в детстве… Найдет ли в послевоенном хаосе Назар свою Афродиту? Родятся ли у них дети, о которых он грезит? Восстановят ли электростанцию? Вырастет ли новый тополь?.. И Федор, примчавшийся с Дальнего Востока скорым курьерским. Примчавшийся, даже почуяв ложь Фроси: не больна она, жива-здорова. Только скучает безмерно. И будет только одна ночь любви – до утреннего курьерского. Будет страсть – жгучая, безразмерная, со словами-всхлипами о важном. О детях, которые должны родиться от любимого человека. О стратосфере, которая там – высоко-высоко… она-то и поможет решить вопросы науки и экономики. О любви, без которой нельзя – но только потом… потом… после самого главного – коммунизма. Удивительный спектакль. Смотрела его во второй раз, и сразу хочу – снова. Хочу – странно скрепленных между собой слов Андрея Платонова, которые так естественно, словно свои, только что на ум пришедшие – произносят артисты Сферы. Хочу – танца, фантастическим образом вплетенного в сон Фро. Перепляса-счастья Афродиты (под оркестр из трех баянов!). Хочу – сцен даже не любви, а физического соития. Таких страстных и таких целомудренных… глаз не оторвать и дышать забываешь. Хочу – радостного света электрической лампочки и всё убивающей темноты. Удивительный спектакль в театре, который раз от раза нравится мне все больше. Режиссура – тонкая, легкая, почти незаметная, но когда из самых простых историй вдруг вылепляется очень изящное произведение сценического искусства. Актеры… Славные такие, и многие уже сильно любимые. Музыка. Несмолкаемый свадебный баян. И где-то, словно белый парус под золотым небом, плывущая мелодия рояля и скрипки…

Ирината: Времена года. Балет Москва. 09.10.15. Сначала с сайта Балета Москва: «В основу работы положен музыкальный цикл композитора Владимира Мартынова – «Времена года». Он включает материалы одноименного произведения Антонио Вивальди, Баховской прелюдии, увертюры Мендельсона и канона Арво Пярта. В партитуре Мартынова речь идет не о смене сезонов календарного года, а о смене периодов в истории концертной композиторской музыки. Каждый сезон представлен фигурой определенного композитора. Весна — это XVIII век, Вивальди, с которого начались публичные концерты. Бах – лето, рассвет композиторской мысли, летнее цветение. Осень связана с Мендельсоном, который заново открывает Баха, в то время почти совершенно забытого композитора. С этого началась ностальгия по старой музыке. То, что делает Арво Пярт — это последний из возможных композиторских жестов. И в его творчестве уже заметны признаки зимы — окостенения, омертвения». Я меня, конечно совсем плохо с пониманием музыки, а с музыкальным слухом… в общем, совсем никак, но я, кажется поняла, что сделал Мартынов и музыканты ансамбля Opus Posth. Они актуализировали классику, сделали ее доступной и понятной слуху человека из стремительного 21-го века. При этом – так же, как из ломанного ритма музыки Мартынова то и дело «выскакивают» прекрасные ноты классики, так и у меня после спектакля словно плотно прикрытые двери души то и дело приоткрывались, пропуская то одну, то другую музыкальную строчку… чаще всего Вивальди почему-то. Вчерашний день, когда октябрьская погода¸ казалось, сошла с ума, ударяя в лицо порывами ветра и снега, морозя руки и, кажется, вымораживая, выгрызая само сердце… в общем, я рада, что вечером оказалась в ДК ЗИЛ, на этом недлинном и очень приятном балете (на сегодняшний день он занял вторую ступеньку в ряду моих «балетномосковских любимостей» - после «Эквуса»). Замечательная авангардная хореография, под авангардную музыку (оркестр – на сцене!). И… у меня так бывает, что я мысленно спорю с режиссерами – как правило, хороших спектаклей – доказывая, что они поставили немного (или совсем) не то, о чем заявляют прессе и даже актерам… В данном случае то же было с музыкой Владимира Мартынова. Может быть, исполняемое как самостоятельное произведение, она звучит именно как «смена периодов в истории концертной композиторской музыки». Когда же я качестве яркой и «вкусной» приправы к музыке добавлен танец… Это именно ВРЕМЕНА ГОДА. Весна – с тонкими неуверенными росточками, едва проклюнувшимися из-под земли. С их неуверенностью, их страстным движением навстречу солнцу, навстречу жизни – когда самый тоненький, самый слабый и самый неугомонный росточек почти погибнет… и все же опять потянется вверх. Весна – с запахом теплой земли, и запахом, который самца тянет к самке, а бабочку – к цветку. Весна – с непостоянством и нежностью… с уверенностью в том, что ее обязательно сменит… …лето. Лето, когда полуденный жар томит всё живое, и смеживает сном веки, когда в полусне – то ли солнечные блики сквозь трепещущую листву, то ли – прекрасное лицо лесной феи и ее смех. Что это на щеке – то ли бабочка коснулась крылом, то ли легкий поцелуй, невесомое полукасание красавицы в цветочном венке – и ты то ли в яви, то ли во сне – тоже успеешь коснуться ее, а потом она – не приминая травы, изящной «лунной» походкой уйдет… и исчезнет, растворившись в знойном воздухе. …А вот уже и осень, когда природа еще пытается быть красивой и задорной… но уже дует холодный ветер, сбрасывая листья, обнажая наготу ветвей… которые выгибаются странным, нереальным – осенним! – изгибом, чтобы, увидев свою наготу, удивиться, и расстроиться, и заплакать стекающими по коре каплями дождя… И безуспешно попытаться сохранить последний лист, который затрепещет в луче случайного солнца… и тоже погибнет, потому что придет… …зима. Черная, страшная. Безысходная. Зима-смерть, та самая – вымораживающая все живое и, кажется, выгрызающая само сердце… Зима, не знающая пощады. Зима, когда трещат от морозов голые деревья и только злые волки мечутся, готовые в голодной злобе уничтожить ближнего… ах нет: зима близости вообще не предполагает. Холодно, холодно… Страшно, страшно… Бесконечно холодно и страшно… …пока – вдруг! пока лишь на мгновение! – не блеснет яркий луч весеннего солнца. Пока не прозвучит одинокая «весенняя нота»… И мы дождемся весны, которой пока еще нет, но мы-то знаем, что когда-нибудь первый неуверенный росточек проклюнется из земли – и потянется к солнцу. *** А какая из четырех хореографических и музыкальных частей мне больше всего понравилась? Осень. Хоть в реале я и не люблю это время года…

Ирината: Прооперетту. Театр Эрмитаж на сцене Мастерской Фоменко. 14.10.15. Самую премьеру, показ первого дня я вынужденно пропустила: уезжала тогда из Москвы. Посмотрела вот только вчера. Самая главная радость – листки с репертуаром театра на декабрь и с информацией о том, что «постоянно временно» Эрмитаж будет базироваться и играть по адресу Новый Арбат, 11 (место хорошее, как раз через дорогу от Дома книги на Арбате). «Прооперетту» я видела в «черновом варианте», собранную полностью, но еще не отшлифованную, к тому же при отсутствии Юрия Амиго, второго исполнителя Гимнов. В общем, мне уже и тогда понравилось. Тем более, что играют лучшие из лучших. Например, роли соавторов-либретистов исполняют Борис Романов, Александр Ливанов, Станислав Сухарев и Алексей Шулин… уникально точно подобранный типажно, внешне и эмоционально-энергетически ансамбль актеров. А в роли жены «соавтора № 1» любимейшая Дарья Белоусова – такая красивая… в общем, я вчера даже заплакала тихонько от радости и умиления, когда она на сцене появилась. Вообще, на сцене смешались кони, люди – буквально: на авансцену сбежала четверка коней с фронтона Большого театра… И исполнители тоже смешались: рядом со старыми, любимыми актерами на равных работают студенты курса Левитина. Тема постановки (а это переработанная для сцены книга Михаила Левитина «Чушь собачья») – написание либретто советской оперетты, «приперченное» музыкальными номерами из различных опереточных спектаклей и фильмов (не всегда, кстати, с первого раза узнаваемыми: уж на что душа моя не чужда веселому легкому жанру, а про «Женихов» Дунаевского – это «молоток трах-трах, все на свете прах» - я вспомнила не сразу…). Я определенно еще не раз посмотрю этот спектакль, но… В общем, без обид: я ведь много чаще хвалю, чем критикую, и даже если что-то критики достойно – всегда нахожу для своих отзывов хорошее... Никогда не была страстной поклонницей тех постановок, в которых гонят действий ход живей за эпизодом эпизод – «для развлечения зевак». Тот же Эрмитаж всегда был мне дорог возможностью приостановиться, вглядеться, задуматься – прямо во время действия. После его окончания я только додумывала… Но… Маяковский говорил, что «ритм – основа всякой поэтической вещи». А что есть спектакли Эрмитажа (да и другие хорошие спектакли в прочих театрах), как не Большая Поэзия с ее бегущими, переплетающимися, в восторг приводящими строчками? В «Проопететту», увы, ритм то и дело сбивается. Пауза. Еще пауза – там, где мелодия и ритм спектакля требуют именно скорого бега. Что в постановке лишнее, чего не хватает – не мне судить… но постоянно хотелось, словно Председатель в эрмитажном же «Пире во время ЧЧЧумы», отстучать ритм на коленке, подстегнуть, подогнать… Может быть, это потому, что спектакль сей, как и заявлено названием, про оперетту – жанр скорый и лихой, в коем провис действия – это потенциальный провал, а потому если там что-то где-то «провисло» - тут же на сцене устраивается либо «еврейский кагал» с гэгами, либо все поют и танцуют… В «Прооперетту» тоже много поют и танцуют… Что-то мне это не слишком помогло в восприятии спектакля… Потому что – во-первых, не поняла, почему поют так нетрадиционно для Эрмитажа неслаженно? А во-вторых… ну, не поняла я, с чего вдруг в спектакль встроены те или иные музыкальные номера? Ибо на самом деле они не встроены и даже не вшиты заплатами, а просто прислонены к действию плоскими фанерными фигурками… Про Гимны не говорю – это как раз удивило и понравилось. Совершенно на месте «ты помнишь, как хотели четвертого апреля…», а также вещи большие – «Севастопольский вальс» и особенно про Одессу… Весь Кальман в границах советской оперетты чувствует себя превосходно (финал с «Качелями» хорош невероятно). Но в общем… Уж на что у меня нарекания к «Вольному ветру мечты» в Мосоперетте (тоже недавняя премьера на аналогичную тему: создание советской музкомедии), но там хоть как-то всё склеено, без вот этой условной «прислоненности» номеров и интонаций… *** Ох… чуть ли не в первый раз за свое более чем 10-летнее зрительство в Эрмитаже ругаю спектакль. Да еще какой – тот, что смотрю уже второй, и явно не последний раз… А написала, ибо хочу, чтобы хорошее было лучшим. Самым лучшим. Самым-самым-самым лучшим – то есть таким ЭРМИТАЖНЫМ, как я и другие поклонники этого замечательного театра любим. …и если кто-то из любимых эрмитажных будет это читать… простите! Не со зла. Тем более - вы же и правда любимые… Фото: Роман Астахов

Ирината: Жанна д Арк. Театр им. Пушкина. 15.10.15. Прогон. Танцуют драматические актеры. Это модно, и они во многих театрах сейчас танцуют, вернее, для них выстраивается некая пластическая драматургия, в рамках которой они существуют на сцене. Это уже третья танцевально-пластическая постановка С.Землянского в театре Пушкина. Я видела «Даму с камелиями» - спектакль гламурный, эффектный, очень красивый, и честно говоря, по ряду приемов сходный с новорожденной «Жанной». Впрочем, при эффектности и красоте нынешняя премьера - более жесткий спектакль. В пояснении на сайте говорится, мол, костюмы футуристические… да, собственно, и в самой постановке довольно много футуризма. К сожалению (сожаление не по поводу спектакля, а по жизни), некий футурум, будущее время, присутствует и в посыле постановки: действие может происходить не только во время столетней войны, но и – в любое время, в любом месте. И прав Высоцкий: «Ясновидцев, впрочем, как и очевидцев, во все века сжигали люди на кострах». Спектакль получился очень хороший… и очень «на любителя». И все же он скорее не для последующего разбора сердцем и душой, а для удовлетворения глаз… впрочем, глазам придется потрудиться, чтобы получить удовольствие: изображение не просто идет милой картинкой, а постоянно уходит в зрительную нелинейность. Но все же посещение этого спектакля могу рекомендовать. Ибо единственный его (но существенный) недостаток – это обилие «низовых» сцен, когда действие происходит прямо на досках подмостков… и видят в зале эту красоту отнюдь не многие: в зале Театра Пушкина совсем незначительный подъем… что на пол упало – то для зрителей пропало. Хорошо работают Анастасия Панина (Жанна), Карл (Владимир Моташнёв), Антон Феоктистов (Уоррик)… а вот любимый Александр Матросов (Кошон) на сцене довольно невнятен… и подозреваю, что тут проблема не в актерском исполнении, а в выстроенности роли. Самое в спектакле эффектное – сцена сожжения Жанны – с бесконечно падающим, струящимся алым полотном. Очень хорош «конный» въезд Карла. Ну, и полет Белой Дамы хорош (несмотря на то, что хорошо видны веревочки, за счет которого он происходит)… Да, кстати: это не Богородица, а (как отмечено в программке) – Голоса. То есть преображение белоснежно-лилейного существа в чёрта рогатого, а потом и страшнее – в непроглядную темень – оправдано: иной раз такая черная мерзость в ушах и в душе звучит… хорошо, если потом удается, большими трудами, мысли выбелить… *** Еще. А ведь спектакль по пьесе Б.Шоу «Святая Иоанна» уже ставился в этом театре… вернее, тогда это был Камерный театр. Ставил Таиров, Жанну играла Коонен, а Стенберги костюмы делали. Если и правда в сезоне Юрий Бутусов О’Нила здесь поставит… Превосходные ниточки протянутся между прошлым и будущим. Фото: Геннадий Усоев



полная версия страницы