Форум » Архив форума » ЧАЙКА. ЧАСТЬ 4 » Ответить

ЧАЙКА. ЧАСТЬ 4

Administrator: Материалы на сайте ЧАЙКА. Спектакль Юрия Бутусова Материалы на форуме: ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2 ЧАСТЬ 3

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Administrator: Отсюда ...В его экспрессивной режиссуре много эксцентрики и кричащих визуальных решений. Однако театральный текст Бутусова продиктован, по его словам, напряженным диалогом с автором. «Три сестры» — новое обращение режиссера к Чехову: однажды драматург дал ему повод пересмотреть собственную театральную технику, когда Бутусов ставил «Чайку» в «Сатириконе»...

Administrator: От зрителя Чёт или нечет? 28/06 11/07 25/07 "ЧАЙКА" и Ю.Н. Душа не просто жаждит, а требует! Хоть ещё один разочек совершить полёт

Administrator: От зрителя Попробую все-таки описать свои впечатления от просмотра "Чайки". Пока они еще не оформились в нечто стойкое, но что-то есть, и это необходимо записать. Крайне сумбурно и отрывисто, ибо на большее я сегодня не способна. "Чайка" - второй спектакль Бутусова, на котором я оказалась. Прошлый случился пару месяцев назад в Питере, это были "Три сестры". И вот второй раз я выхожу из театра абсолютно иной. Второй раз я нахожусь в состоянии шока и не могу отойти от увиденного, а если точнее, прочувствованного. Это измененное состояние сознания будет со мной еще очень долго. Я задыхаюсь от волнами накатывающего отчаяния и вместе с тем наслаждаюсь этим. Бутусов, что же ты делаешь со мной? Бутусов - искуснейший психолог, который копается в тебе, выводя все самое сокровенное и тайное на поверхность. Он зарывается в подсознание зрителя и заставляет его испытывать невероятные вещи. Это мучения, но в них - жизнь. Бутусов заставляет меня встретиться с самой собой. В такой театр надо приходить максимально открытым. Без искренности диалога просто не получится - либо ты открываешься перед Бутусовым на все сто процентов, либо уходишь с пустотой внутри, огорченный потерянным временем. Бутусов - это спектакли, идущие по четыре с лишним часа. Но и этого времени кажется мало. Это спектакли, на которых не терпят фальша. Все - настоящее. И ты должен быть настоящим. Бутусов и Чехов - это боль. Безудержная боль, тоска и отчаяние, разрывающее на части. На мой взгляд, сегодняшний спектакль условно был посвящен двум темам - творчеству и любви. Любовь - это боль. Творчество - это боль. Это то, что приносит нам больше всего мучений. Но можно ли отказаться от этого? Нужно ли? А еще этот спектакль о беспросветном одиночестве, лежащем в самой природе человека. Ведь Человек - та самая подстреленная чайка. Все мы пытаемся взлететь, но не можем. Бутусов - это крик. Невозможность достучаться друг до друга. Ведь каждый - на своей волне. Ведь нет людей, есть только человек. Один в своем роде. И среди этого отчаяния - танцы. Танцы как выражение максимальной искренности человека перед самим собой. Интересно то, что сам Бутусов принимает непосредственное участие в своем спектакле. Он выходит на сцену, танцует вместе с актерами, срывает декорации... его голова перебинтована, он рисует на месте сердца черную дыру, а затем и вовсе выстреливает себе в висок, и его окровавленное тело уносят. Но несмотря на кажущуюся безысходность, я увидела в этом всем призыв. Он прячется в образе все той же белой чайки - символе свободы. Живи же! Танцуй! Люби! Твори! Несмотря ни на что! Пока можешь! Пока способен! Все мы - чайки, которые безуспешно пытаются взлететь в небо, но если вовсе не пытаться, то зачем тогда жить? Бутусов, что же ты делаешь со мной?


Administrator: От зрителя Реву от удовольствия, как резаный тюлень! Как тут не сотворить себе кумира, когда я второй вечер подряд коротаю в компании таких великих гениев?!.. Не успела я отойти от "Красного табака", как занесло в очередной раз насладиться лучшим творением Юрия Бутусова. "Чайка". Смотрела его трижды и всё равно жадность до просмотров оного ни хрена не пропадает... Это гениально. Это моя личная реанимация. Спасибо.

Administrator: Из комментов к основной записи ...Возможно, что сейчас у многих потребность в имитации общения, но может быть это было всегда. Тут смотрела "Чайку" в постановке Бутусова и так меня поразило то, что там нет диалога вообще, только параллельные и одновременные монологи! Вернулась домой, перечитала... И, правда, все говорят, никто не слушает... И уж точно не слышит...

Administrator: От зрителя Чайка. Очень понравилось как одну и ту же сцену играли несколько раз. Вполне соответствует состоянию переживания, когда событие уже произошло, а ты все думаешь, как могло бы быть по-другому. А когда сцена заходит в тупик, автор начинает ее разрушать - схоже с состоянием, когда все хочется бросить и выйти из игры. В общем, меня зацепило именно то, что играли не сюжет, а внутреннее состояние.

Administrator: 28.06.15. Сатирикон. ВК-группа Юрия Бутусова

Administrator:

Ирината: Чайка. Сатирикон. 28.06.15. Не подчиняя свой театральный график всенепременному, раз-за-разовому пересматриванию бутусовской «Чайки», все-таки соскучилась по спектаклю: более полугода его не видела. Тем более, что, на сегодняшний день, он однозначно входит в совсем небольшое число лучшего, что показывается на театре. Смотрен он десятки раз, наверняка будет смотреться еще. К сожалению, в первые месяцы нового сатириконовского сезона он в репертуаре не заявлен… да и дальше – неизвестно. Спектакль удивительный. Спектакль потрясающий. Но… сразу после его премьеры мы, его смотревшие, пытались выстроить общий дворец осмысления «Чайки» - каждый нёс для этого собственные смыслы… что-то подходило для единого строительства, что-то отвергалось остальными. Сейчас – практически все обходятся собственными маленькими домиками, набитыми личными смыслами, и вылезают оттуда после каждого спектакля энергетически сытенькими, довольненькими и счастливо отдуваются: «Уффф, уххх, оххх, хорошо!». А о «Чайке» очень и очень хочется вновь поговорить – ведь мы так и не решили, кто из двух писателей более талантлив: юный Треплев или маститый Тригорин. И Нина – что она делает теперь на сцене со своими руками и насколько это естественно. И вообще – правильно ли она сделала, что обманула судьбу в виде одной горошины и пошла таки в актрисы… И – способен ли Тригорин любить, или он совсем уже привык жить в стеклянном стакане писательской профессии, откуда окружающее видно, но – кожей не ощущается? И – всегда ли истинный Человек Творчества, даже пестрой толпой окруженный, на вопрос: «Вы тут одна (один)?» отвечает положительно… *** …Нынешняя версия спектакля идет в несколько усеченном по энергетике варианте: в спектакле нет Маши. Вернее, физически она есть – ее вынужденно играет сейчас Дарья Урсуляк, но… Есть впечатление, что образовавшуюся прореху вынужденно закрывают другие персонажи/другие артисты… В общем, это даже и неплохо. Если раньше, в повторах последнего действия, после сцены, играемой Кузнецовым и Спивак, следующие исполнители выходили на подмостки, казавшиеся обжигающе разогретыми, то сейчас Суханов и Стеклова начали играть практически с комнатной температуры…и выдали такой разогрев, что, казалось, воздух воспламенился. Впрочем, нареканий к нынешней Маше быть не должно: как говорится, выручила, залатала образовавшуюся прореху… Такое уже бывало: тогда Дорна вместо Артёма Осипова играл Виктор Добронравов… Играл совсем по-иному, часто уходил «куда-то вбок», но в то же время не выходил за пространство данного спектакля… Сейчас, как я уже написала, в спектакле Маша присутствует только физически, а не эмоционально. Красивая девушка, обученная в рамках хорошей театральной школы… что-то мне кажется, что «до полной гибели, всерьез» она пока играть не готова… В остальном спектакль набрал новых красок и эмоций, играется страстно, на разрыв… «Чу́дище о́бло, озо́рно, огро́мно, стозе́вно и ла́яй», коим в данном случае является Театр, таковым быть не перестает… Это чудовище мы любим. И Театр любим, и поставленную Юрием Бутусовым «Чайку»… А посему, раз до конца сезона еще два спектакля, пусть будет «всё сначала, ну и ну, всё сначала». Будем смотреть. Поговорить бы, поспорить еще с кем было – «о славе, о любви, о женщинах, возвышенно и чисто»… Об этом неповторимом спектакле.

Administrator: От зрителя давно я ТАК не боялась растерять все слова и не довезти их до этого поста, как сегодня... это моя первая Чайка в жизни и первый спектакль Юрия Бутусова... для мира театрального фамилия знакомая и понятная, для внетеатрального - проще говоря, это один из самых смелых режиссеров нынешнего времени, пожалуй, но смел он не до бессмысленности, да, это местами театр еще какого абсурда, но он не бессмысленный, там нет действия ради действия, там есть общая мысль и идея... про этот спектакль нельзя говорить моими любимыми категориями - понравилось/не понравилось, он больше и сложнее этого... одно точно скажу - я рада, что мне представилась возможность его увидеть... и вполне вероятно, что я еще раз его посмотрю, чтобы рассмотреть нерассмотренное и повторить понравившееся... сегодня было очень много для меня аналогий с кино в контексте моей любви к артхаусу... я обожаю смотреть такое нестандартное кино, но для меня есть важный определяющий момент - в любом неохватном бреде должна быть основополагающая идея, на которую нанизываются, казалось бы, совершенно безумные и мало чем связанные эпизоды, и вот тогда кино становится по-настоящему гениальным... так, например, происходит с Вечным сиянием чистого разума, с Моими черничными ночами... тут все первое действие (а надо сказать, что их 4 и в общей сложности в театре вы проводите чуть меньше 5 часов) я боялась, что не понимаю, что так мало знаю, что чувствую себя дилетантом, зашедшим в научный институт... хорошо хоть пьесу читала... пожаловалась на это natlyra... и Наташа дала мне конец ниточки... не исключаю, что в 3-4 действии до меня бы что-то такое дошло, но все же смотреть с изначальным пониманием много легче... Юрий Бутусов посвятил этот спектакль актрисе, которая... настолько потерялась в роли Нины Заречной, что до конца жизни играла ее без конца... сама с собой... спектакль этот не про Чехова, хотя Чехов там целиком и полностью, никуда не делся, ни про Чайку, которая также вся сохранена, а про театр, про актеров, про то, сколько порой приходиться отдавать, чтобы мы видели действительно гениальную игру... вспоминаются истории сразу про актрис, которые много раз за карьеру играли "Трамвай "Желание" и тот факт, сколько из них сошли с ума или покончили жизнь самоубийством... и еще множество всего, что сопутствует теневой, невидимой стороне театра, когда жизнь на сцене переплетается и в конце концов перепутывается с реальной жизнью, когда уже непонятно, где жизнь, а где роль... и вот в течение 4 часов мы видим, как главная героиня постепенно сходит с ума... и если сначала действие развивается линейно, хоть и немного безумно, то под конец сцены зацикливаются сами на себя, наслаиваясь, примеряя то тот, то этот наряд... пьеса пишется и переписывается прямо в голове героини, актеры сменяют друг друга в одних и тех же ролях, каждая роль каждый раз играется с разным оттенком... трагедия не в смерти Треплева, трагедия в том, что всего этого на самом деле нет, а для главной героини есть только это... и поэтому у меня такой выбор картинки - эти канаты, которые вроде и качели, но в первую очередь, ассоциативно для меня удавки, которые и душат в конце главную героиню... Юрий Бутусов уверенно нанизывает "весь этот бред" на тонкую нить тяжелой судьбы и в итоге получается многогранный, переливающийся яркими красками необъятный мир я не буду сегодня писать об игре актеров, правда цветы мои все же достались чудесной Агриппине Стекловой, не буду просто потому, что это актерский подвиг - играть так и такое, поэтому сегодня они для меня все Герои!!! самым большим удивлением для меня было - участие режиссера в спектакле, причем полноправное участие, когда он становится в один ряд с актерами, хотя и местами явно дирижирует процессом... масса великолепной музыки, во многих сценах именно музыка помогала мне справиться с пониманием того, что я вижу - примеряла меня с ним, либо просто объясняла тем самым понятным для меня языком в мире... неожиданность использования вообще всего - от декораций до костюмов и реквизита... первая сцена, поразившая меня в самое сердце - это появление любви в пьесе... в том же первом действии - "повешенные", "сгорание" декорации... монолог Треплева во втором действии под дудук и сразу следом монолог Тригорина... конечно же, совершенно сумасшедшее все 4 действие... это так редко случающееся у меня чувство, будто нутро вытаскаивают из тебя и наворачивают на локоть... медленно-медленно... и ты можешь только смотреть и все... при этом нет ни слез, ни ужаса, в тебя просто не вмещается вот это все, но ты выходишь, обогащенный всем тем, что увидел... не могу сказать, что мне нравилось абсолютно все... так местами мне было ужасно громко, а еще я не люблю истерику на сцене, когда мне приходиться вслушиваться, чтобы понять, что там за этими криками мне пытаются донести до сцены... как сказала одна прекрасная девушка мне про одного замечательного актера: страшно, когда такой человек кричит на тебя, но еще страшнее, когда он шепчет... и в Чайке ведь тоже... после всех истеричных вариантов концовки самой болезненной становится та, где герои Треплева и Заречной говорят спокойно, будто просто пьют чай с вареньем на общей кухне, будто ничего не прозошло до этого и не произойдет вослед... правильно сказала Наташа еще перед спектаклем - на Бутусова надо идти с открытым разумом и сердцем... добавлю, что с абсолютно открытым, на всю катушку... просто принимать в себя абсолютно все, а потом осмысливать увиденное, иначе с ним не получится... и да, на мой взгляд, это стоит увидеть, но не надо ждать развлечения от этого спектакля... от спектакля, куда заложена двойная трагедия, вообще лучше ничего не ждать, но открыться этой вещи абсолютно точно стоит...

Innamorata: «Чайка». Сатирикон. 28 июня Я стала замечать, что в последнее время если и встречается в сети положительный отзыв на «Чайку», то он либо ооочень длинный, либо короткий как выстрел. Одни - витиеватые и одиозные описания нелинейности и сумасбродства, другие из серии «Бутусов жжот». И то и другое имеет место быть, некоторых «Чайка» подпитывает для мыслей, других лишает слов. Да и вообще, как спокойно писать про этот спектакль? Был, мол, видел… И как можно промолчать? Меня вот окатило великое счастье вновь видеть любимый и долгожданный спектакль, быть там! (Причем «быть ТАМ» - без преувеличений быть ТАМ. А еще говорят, снаряд два раза в одно и тоже место не попадает. Как и Дорн Евгений Сергеич одну и ту же девушку из первого ряда выцепить не может) Там, кстати, холодно… Вечерний туман скользит по поверхности колдовского озеро, дотрагиваясь невесомыми лапами до ног. Сзади ветер подвывает и путает в волосах бумажный снег. Холодно, холодно, холодно! И даже когда театр горит – огонь он не греет! Ледяным дыханьем дышит театральное чудовище… А потом доктор Дорн говорит: «Будем возвращаться», как будто из гипноза выводит щелчком пальцев, и возвращаемся… И вот уже не так холодно, не так страшно. Погода в Москве была дождливая, кто-то уже шутил про филиал бутусовского Санкт-Петербурга, посему и Нина возвращалась в усадьбу к отцу в зеленом дождевике с глазами на спине. Как чувствовала, что теперь она в усадьбе Сориных станет самым обсуждаемым лицом. Так как все (кроме первого) действия я смотрела спектакль под непривычным углом, с левой стороны партера, то корейская песенка Нины показалась ресторанной. Она поёт, в глубине себя отыскивая артистические приемчики, способные развлечь скучающих за банкетным столом гостей. Они беседуют друг с другом, бездумно «раздевают» кочан капусты, в общем, не особо стараются о чем-то там «дуууумать», а она обреченная петь - поет. И улыбается, и усталости не показывается, потому что … настоящая актриса. Еще одним талантом Нина обладает – техника активного слушания называется. Не слушает, о чем ей исповедуется Тригорин, но вопросы задает активно, она словно зациклена на своем «творчество-слава-творчество-слава»… А он уже сыт по горло. Я в связи с этим вспоминала Мерил Стрип. Не знаю, правда ли это, - развлекательным пабликам известного ресурса верить нельзя. Но голливудская актриса заметила, что не отказалась бы от жизни обыкновенного смертного, влачащего скучное, безликое существование. «Мне кажется, я могла бы работать в офисе — мне нравится рутина, говорить всем по утрам «привет», пить кофе за столом». И Тригорин, мне кажется, такого же взгляда. Так и балансируют они с Заречной. Он вниз хочет - в народ, а ей бы вверх - на колеснице покататься… Даша Урсуляк в роли Маши играет подростковую любовь, практически джульеттинскую, нервную и внезапную, какую-то не до конца обоснованную. Я не нашла в ее поведении искреннего восхищения Костей… А в Марьяне Спивак чувство было гораздо крепче. Она подходит под описание из стихотворения Давида Самойлова: «смешенье скромности и риска. Беспечность молодости близко, но зрелости слышнее весть», что несет за собой не только вездесущее слово «опыт», но и поступки все словно множит на горечь и отчаянье - потому у нее любовь не мимолетна, она – осознана и глубока. Однако, наблюдать за Дашей Урсуляк в сценах вместе с Ликой Нифонтовой – большое необычное удовольствие. Вся театральная условность улетучивается и мы смотрим настоящую семейную историю. И Антон Кузнецов раздваивается для мамы и дочери. Для обеих он становится нелюбимым мужем, только под разными фамилиями. По сути своей персонажи одинаковы (Медведенко и Шамраев): нелюбимы своими женщинами, суетливы, агрессивны (когда Медведенко оборочивается Трезором)… Хулиган Антон Кузнецов явил миру свой упрек в непонимании значения хозяйства будучи облаченным в красный фартук! И все. А что, вполне себе «хозяйственный» аксессуар Очень здорово, как появившаяся когда-то импровизация появляется в первом действии все чаще. Совместный зов Кости теперь становится более синхронным и очень заряжающим. Многие сцены являются вот такими проводниками энергии, а некоторые наоборот вытягивают из тебя что-то, бьют по живому… Когда Костя наматывает на палец волосок Нины, когда Тригорин молча отказывает в двух минутах. Не скажу, что чувствую на себе тот эффект, о котором так много говорят – очищения и светлого чувства в финале. Для себя я влияние «Чайки» всегда могу предсказать: если на душе хорошо и безветренно – то спектакль немного «подуспокоит» радости, если плоховато и что-то гнетет – то вытянет вместе со слезами насущную проблему и направит в нужную сторону: нести свой крест и веровать. А если говорить о стороне «образовательной», все ж таки не в киношку ходим, то конечной целью является все-таки Чехов, а Бутусов – проводник. Тем, кто возмущенно заявляет, что «Чехов вертится в могиле», хочется сказать, что ни одного исковерканного действия, слова, мысли – нет. Все так. Все так – как доктор написал.

Administrator: От зрителя «как все нервны! и сколько любви...» у Ю.Бу. меж рёбер – большой светящийся шар, заряженный бесконечной любовью и такой же не ведающей предела болью. из сосуда в сосуд, сквозь вены, по жилам, по нервам блуждает в течение 4-х действий этот свет. на пути к тому, что зовётся душой. нет более чувственного, кроваво-яростного, обнажённого, беззащитного, честного размышления о...нет, не то...переживания творчества (всякого рода), природы, смысла и горя его. сердце разрывается, сердце срастается. невозможно не л. #юрийбутусов ❤"

Administrator: За кулисами "Чайки".

Administrator: Внимание! 11 июля 2015 г. спектакль "Чайка" будет заменен на "Константин Райкин. Своим голосом". Начало в 18 часов.

Administrator: Отсюда Это информация о спектакле, который должен был состояться сегодня... «Чайка» Юрия Бутусова Энергетическая бомба. Самоуничтожение театра. Пот со слезами и улыбкой. Пять часов сумасшедшей эйфории чистого надсюжетного акционизма, где пьеса Чехова становится для актеров и режиссера (Юрий Бутусов сам периодически врывается на сцену, чтобы разломать декорации, например) трамплином в невозможное. Когда вы усядетесь в удобное бежевое сатириконовское кресло, имейте в виду, что гуляющие по сцене артисты здесь находятся уже второй час. За минуту до того, как были открыты двери в зрительный зал, закончился прогон первого акта.

Administrator: От зрителя Ходила на премьеру "Чайки" в Сатирикон... Действительно весь спектакль не могла оторвать глаз от девушки с аккордеоном... Такой магнетизм!... В ней соединилось несоединимое - сила и слабость, порочность и святость, грусть и веселье, твёрдость и мягкость, страсть и безразличие. Давно не встречала такой интересной личности, которой не хотелось бы ничего добавить, потому что в ней есть ВСЁ. Она - завершённый шедевр нашего Создателя. Я совершенно не театрал, но после того, как посмотрела на работу Марины Дровосековой, загорелась желанием сходить на все её спектакли. Именно такой (по моему личному убеждению) должна быть настоящая женщина!

Administrator: Фото: Дмитрий Кириченко

Administrator: Отсюда Сатирикон «Чайка» 4-часовое театральное чудо щедрой (до избытка) зрелищности, когда не знаешь, что произойдет через секунду, хотя на канонический текст Чехова никто не покушался. Самопародии, невероятные танцы, воплощенные афоризмы и не совпадающие с хрестоматийными представлениями герои. Все как один чувствами наружу, колючками внутрь и все кошмарно несчастные.

Administrator: ПО ССЫЛКЕ Вопросы театра. № 3-4, 2011 г. Стр. 6 - 20 Елена Горфункель. Куда ж нам плыть? Портрет Юрия Бутусова на фоне "Чайки" Administrator: Имеющему свободное время, дабы "вытащить" текст и разместить его на форуме (или переслать мне) - авансом большая благодарность, которая может быть овеществлена - шоколадкой, входными в хороший театр и т.п. ps. Текст в нормальном виде есть! Большое спасибо тем, кто нашел время и возможность помочь форуму! Завтра материал будет на форуме... Ну, а картинки к тексту придется все-таки смотреть по ссылке.

Administrator: Administrator: Статья в удобном для чтения формате. Большая благодарность тем, кто дал возможность опубликовать ее на форуме. ЧАСТЬ 1 Елена ГОРФУНКЕЛЬ КУДА Ж НАМ ПЛЫТЬ? ПОРТРЕТ ЮРИЯ БУТУСОВА НА ФОНЕ «ЧАЙКИ» Премьера «Чайки» в «Сатириконе» весной 2011 года вдруг скрутила в прочный узел пятнадцать лет режиссерской работы Юрия Бутусова. Что там было? Спектакли нескрываемой цирковой природы, как будто в девяностые годы аукнулись двадцатые годы того же ХХ века. Каждый раз наблюдались вариации на темы арены и клоунады, гэгов и опрощения высокой классики до балагана и гиньоля. В «Короле Лире» не однажды звучал марш И. Дунаевского из «Цирка». Не надо быть экспертом, чтобы заметить устойчивый крен в сторону цирка, труднее понять, что за этим стоит – сам ли цирк. Ведь в цирке есть своя режиссура, и режиссеры драмтеатра иногда сотрудничают с ним (взять хотя бы замечательный «Кракатук» Андрея Могучего). Эксцентрическое цирковое зрелище, раз от разу повторявшееся в постановках Бутусова, никаким цирком не было. Прямым наследником театрально-цирковых форм его тоже назвать нельзя. От цирка он взял разве что радость игры, переходящую у него в театре то в безумие, то в глубокую депрессию. Среди сверстников, мастеров театра рубежа ХХ–ХХI веков, он – беглец. Учился уму-разуму в петербургской академии, а потом сбежал от ее премудростей. Бежал от традиции и авторитетов. До «Чайки» нельзя было оценить степень его раздражения на прошлое. Видно было, что автора дерзко-веселых спектаклей (в основном, по мировым шедеврам) беспокоили и вечные проблемы, и вечность театральной правды. С вечными проблемами ему помогали разбираться сами классики, драматурги, к которым он не терял доверия, не паразитировал на интеллектуальной собственности предшественников ради красного словца (это особая сторона его режиссуры). А вот театральная правда… То, что с первых самостоятельных шагов Бутусов выбрал, так сказать, самый плебейский тип театра и в нем с его, художника, помощью, по-своему отразились драмы и трагедии, трагикомедии, пасторали и мелодрамы мирового репертуара, говорило как раз о недоверии к вечной театральной правде, к серьезным формам, к театру высоких слов, переживаний, словом, к тому, что основоположники определили как жизнь человеческого духа. Формы, в которых конец ХХ века эту жизнь передавал, беглеца не устраивали. В то же время этот самый дух, как его трактовал Бутусов в своих спектаклях, слишком эфемерная материя, слишком нематериальная, чтобы грубыми руками театра его можно было «схватить и приручить». Как синюю птицу метерлинковской сказки. Режиссер время от времени дает понять, что помнит о человеке и его духе – и только. В разъяснения и дискуссии пускаться не любит. Из такого глобального недоверия развился театр иронических реприз, театр глумливого веселья, театр мнимого цирка. Так, в спектакле «В ожидании Годо» С. Беккета (ЛГИТМиК, 1996; возобновлен в 1997 г. в Театре Ленсовета), с которого началась известность Бутусова-режиссера, более всего поражала непринужденность. В спектакле по оприходованной философией пьесе все текло по закону фарса, и режиссер на этом настаивал и подбадривал четверых совсем молодых актеров. Казалось, что они вместе – постановщик и исполнители – сочинили этот этюд в аудитории театральной академии, – столько свежести и неподдельной простоты было в нем. Впервые тогда появилась арена, вернее, круг, – ведущее пространство Бутусова. Круг, арена – фигура емкая. Забудем об искусстве дрессировки, акробатики,¬ фокусов – и вот перед нами проекция земного шара, тень его на земле, плоский срез его и все, что можно вообразить, говоря о земле. Округлость арены воплощение бесконечности, и совершенно правильная, успокаивающая геометрия. К тому же арена – это орхестра. В «В ожидании Годо» эта бесконечность была еще и смешной, Владимир и Эстрагон бежали по собственным следам, испытывая наивное клоунское разочарование в «странствиях»¬ за истиной. Спектакль по абсурдистской пьесе Беккета родился готовой моделью будущих сценических построений Бутусова. И доныне круг–арена – орхестра явно изображаются или зашифрованы в его спектаклях. Динамичная круговая мизансцена встречалась в «Ричарде III» и «Короле Лире» («Сатирикон», 2004, 2006). В «Лире» красная или черная цирковые подстилки определяли перемену от одного настроения к другому. Арена к финалу оказывалась под ногами персонажей «Смерти Тарелкина» (Театр Ленсовета, 2001). В брехтовском спектакле «Человек=человек» («Что тот солдат, что этот». Александринский театр, 2008) дорога Гели Гэя, провокации и падение (или возвышение – это еще надо до конца понять, что именно имел в виду режиссер!) изображались кругами, которые бедняга чертил по александринской сцене, впридачу еще кувырками. Однажды остановившись, он в большом монологе внезапно преображался в человека, близкого по духу Гамлету, – и какое же тут разоблачение? В «Гамлете» (МХТ, 2005) проводами – параллелями, широтами глобуса – перерезана Дания, кусок земного круга, сегмент всемирной территории. Арена и шатер – элементы цирка, в то же время это элементы архитектуры собора. Шатер над беспризорниками, бомжами, изгоями сродни куполу средневековых романских храмов, который собирал под свою защиту начинающих христиан. Арена же сродни площади, где во все времена и эпохи собиралась толпа. Элементы цирка в соединении с трагедиями, хрониками, драмами образуют замкнутое в себе театральное пространство. В нем помещаются и пустота Беккета, и театральная избыточность Шекспира. Круга как такового нет в «Чайке» («Сатирикон», 2011), и это сигнал, я бы сказала, более тревожный, чем радостный. Если ранее мир был замкнут в кольцо, и это гарантировало пусть трагикомедийную, но устойчивость мира (мира как общежития и мира как сценического построения), то теперь кольцо разорвано. Когда сам Бутусов в «Чайке» рвет (в подтексте сжигает) декорации к постановке Кости Треплева, то так и видится бикфордов шнур, который он заложил в основание собственного театрального здания. Между прочим, «Чайке» не случайно режиссер придал вид экспромта – вот мы сейчас будем играть, вы все видите, как готовится спектакль, только бы вам не было скучно, а я режиссер не скрываю, что и как делается. Так он попытался напомнить о спектакле, с которого у него начинался полет по круговой траектории.



полная версия страницы