Форум » Архив форума » Константин Аркадьевич Райкин, ЧАСТЬ 8 » Ответить

Константин Аркадьевич Райкин, ЧАСТЬ 8

Administrator: ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2 ЧАСТЬ 3 ЧАСТЬ 4 ЧАСТЬ 5 ЧАСТЬ 6 ЧАСТЬ 7

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Administrator:

Administrator:

Casi:


Administrator:

Administrator: Отсюда Константин Райкин: Я добрый диктатор 7 апреля в Ереване пройдет моноспектакль-концерт Константина Райкина "Своим голосом". "Это спектакль моей жизни. Я его играю лет 40, но он постоянно видоизменяется. Когда-то он был сплошь из актерских прибамбасов и шуток, сейчас в спектакле много стихов", - рассказал Райкин на пресс-конференции 7 апреля. "Театр - это великое искусство настоящего времени. Зритель аплодирует за тот пирожок, что ты испек при нем. И если пирожок вкусный - зритель будет тебе благодарен. Никто не имеет такого шквального успеха, как артисты. Но их также быстро и забывают. Шквальность успеха - это плата за кратковременность", - заметил Райкин. По его признанию, он давно сделал свой выбор в пользу театра. "В театре я играл и Ричарда III, и Сирано де Бержерака. Кино не может мне предложить ничего равнозначного. Однажды Спилберг предложил мне роль с гонораром в $17 млн. Я отказался, потому что у меня, как в известном анекдоте, были елки", - сказал он. Константин Райкин с 1988 года является художественным руководителем театра "Сатирикон". Кроме того, он худрук Высшей школы сценических искусств. "Я добрый диктатор. На одной любви ничего не строится. Но и страх не должен превалировать. В театре "Сатирикон" нормальная текучка кадров. Дело в том, что я люблю артистов, наэлектризованных ощущением, что их подсиживают", - заметил он. Райкин признался, что по-прежнему чувствует себя молодым. "И умру я от молодости", - с улыбкой добавил Константин Райкин.

Administrator: Отсюда Константин Райкин: «Умных и тонких душой людей всегда гораздо меньше, чем глупых и толстокожих» Никто не может иметь такого шквального успеха, как актер театра, однако наряду с этим театральный актер также быстро и забывается, - признается российский актер, режиссер и педагог, народный артист России Константин Райкин, приехавший в Армению со спектаклем «Своим голосом». Свои взаимоотношения с кино российский актер ограничивает посещением кинотеатров в качестве зрителя и отмечает, что сниматься в кино не намерен. «Я люблю ходить в кино. Но свой выбор я уже сделал. Театр – место моей любви», - признался на встрече с журналистами Райкин и, перечисляя свои роли в театре, добавляет: «А что мне может предложить кино?». По мнению актера с театром не может сравниться ничто. «Никто не может иметь такого шквального успеха, как актер театра, разве что спортсмен, когда забьет гол»,- признается актер, добавляя, что наряду с этим театральных актеров также быстро и забывают. Но перспектива быть забытым Райкина не пугает, делать какие-либо записи лишь для того, чтобы не быть забытым он не намерен. «Зритель благодарен актеру, а пирожок, который он испек тут же, на месте», - поясняет свою позицию он. Не разочаровывают Райкина и его зрители, с расхожим мнением о деградации общества он не согласен. «Мне сложно замечать такие трагические изменения в зрителях. В конечном итоге, зрители театра – это лишь 10% населения городов, причем всех. 90% населения никогда не ходят в театры. К тому же, как говорится, чтобы не разочаровываться, не надо очаровываться. Умных и тонких душой людей всегда гораздо меньше, чем глупых и толстокожих», - заметил Райкин. На сделанный в пользу театра выбор Константина Райкина не повлияли и многие выгодные с финансовой точки зрения предложения сняться в кино: «Несколько лет назад Спилберг приглашал меня сниматься, предлагал за это 17 миллионов, но я отказался». Пошутив, что не смог согласиться, поскольку у него «были елки», Райкин, тем не менее, признается: «Это конечно шутка, но должен признаться, что мне приятно, что я отказался». В настоящее время Константин Райкин является одновременно актером, режиссером и педагогом. Последние 27 лет он – художественный руководителем театра «Сатирикон». «Я там играю и ставлю спектакли, приглашаю режиссеров», - отметил он. Также он является и художественным руководителем Высшей школы сценических искусств – Театральной школы Константина Райкина. «Я - актер, режиссер и педагог», - отмечает Райкин, добавляя: «Я профессор. О-хо-хо!». При этом, он признается, что как в театре, так и в театральной школе выступает в роли – доброго диктатора. «Я – добрый диктатор. Без страха, на одной любви ничего не строится», - заявляет Райкин, добавляя, что естественно страх не должен преобладать. Говоря о своем визите в Армению, Райкин отмечает, что приехал в Армению со моноспектаклем «Своим голосом». «Это спектакль моей жизни. Я его играю уже сорок лет, но он всегда меняется. Меняюсь я, меняется и он», - заявил он, добавив, что в спектакле есть все – и грустные, и веселые моменты, и стихи. «Я делаю, что хочу», - заявил он, добавляя, что для того, чтобы понять спектакль нужно, естественно, знать русский. «Я обсудил всех русскоязычных людей планеты. Разве что в Антарктиде не был. Сейчас жду, пока русскоязычные дети подрастут, чтобы обслужить и их», - заявляет актер. Райкин признался, что и ранее, «много лет назад» бывал и работал на телевидении в Армении, однако воспоминания актера о тех годах оказались не самыми приятными. «Тут особо даже не о чем рассказывать. Я работал по приглашению телеканала и был потрясен непрофессионализмом. Я был молод и полон сил, но они меня замучили. Я 28 раз повторил то, что они мне говорили сделать, а потом выяснилось, что у них не получается это отснять. Потом еще выяснилось, что для меня не приобрели обратного билета… Словом – кошмар!». И, тем не менее, не очень приятные воспоминания не повлияли на отношение к стране. «Одну жену назад я был женат на Гуле Салаховой, у нее армянские и азербайджанские корни. Так, что в Ереване и в Баку я себя чувствую в некоторой степени дома», - заявил Райкин. Все зависимости от наличия хороших или плохих воспоминаний Райкин категорически не согласен с мнением, что о прошлом нужно забыть и жить настоящим и будущим. «Никто из интересующих меня людей так не думает. Это мнение, извините, дурака, которое даже не стоит комментировать. Без прошлого нет будущего. Забывать прошлое губительно», - заявил он. Сам Райкин всегда с особой теплотой вспоминает своего отца Аркадия Райкина и уверен, что он остался бы доволен, если бы видел, что сейчас делает театр Сатирикон. «Он всегда был отдельным актером. То, что годилось ему, не годилось мне, не годилось никому. Аркадий Райкин – это отдельный жанр, который с его уходом завершился», - отмечает Константин Райкин. Сам он признается, что не похож на отца: «Он был болен, при чем болен с ранних лет. Он страдал пороком сердца, поэтому был бережным к себе, он экономил себя для сцены. Мне же это не нужно, я здоров, и вообще я больше в маму. Она – гениальная женщина, просто она посвятила себя папе, поэтому не так проявилась. Он бы не достиг и половины того, чего достиг, если бы она не была рядом»…

Casi:

Administrator: Отсюда Константин Райкин: «У нас некрофильское государство. Это заметил еще Пушкин» ВЫДАЮЩИЙСЯ АРТИСТ ПРОЧЕЛ КАЗАНСКОЙ ПУБЛИКЕ СВОИ ЛЮБИМЫЕ СТИХИ И ЗАВЕРИЛ, ЧТО ЖИЗНЬ НЕ ОГРАНИЧИВАЕТСЯ КУРСОМ ДОЛЛАРА Константин Райкин выступил накануне в «Пирамиде». Знаменитый актер и художественный руководитель столичного театра «Сатирикон» представил казанской публике двухчасовую программу, в которой преобладала поэзия Самойлова, Заболоцкого, Мандельштама и, конечно, Пушкина. Корреспондент «БИЗНЕС Online» с интересом услышал, что думает о пресловутых взаимоотношениях художника и власти один из самых уважаемых людей современного российского театра. «ЩУКА» ВМЕСТО УНИВЕРСИТЕТА Накануне в Казани гостил один из лучших отечественных драматических актеров современности. Хотя Константин Райкин уже давно не просто блестящий артист, а, пожалуй, один из самых уважаемых людей в отечественном театральном мире. Худрук «Сатирикона» выступил в столице Татарстана с программой «Самое любимое», которая на три четверти состояла из чтения стихов. Конечно, это не был в чистом виде моноспектакль сродни легендарному райкинскому «Контрабасу», благодаря которому многие узнали о том, что Патрик Зюскинд написал не только «Парфюмера», скорее, концерт, но то, как герой связывал поэзию Давида Самойлова и Николая Заболоцкого, как общался с публикой на литературоведческие и философские темы, создавало ощущение единого повествования. Райкин — известный ревнитель театральных ценностей, вот и перед вчерашним мероприятием голос артиста в довольно суровых тонах предлагал зрителям выключить мобильные телефоны и не пользоваться фото- и видеоаппаратурой даже во время поклонов, кажется, эта запись звучит и перед представлениями в «Сатириконе». А еще Райкин известен тем, что в качестве режиссера старается делать спектакли без антракта — считает, что если физиологические потребности зрителя побеждают интерес к происходящему на сцене, то тем хуже для авторов этого спектакля. Вот и в Казани публику ждали два часа общения с артистом без перерыва. Надо сказать, аудитория, среди которой, к сожалению, было немного молодежи, оказалась по-хорошему «вышколенной». Не переусердствовала с лишними аплодисментами в ненужных местах, чего очень не любит Райкин, да и вызовов мобильников не прозвучало ни одного. Разве что в баре «Пирамиды», который, как известно, расположен прямо в зрительном зале, иногда вдруг начинали перебирать посуду или копошиться в ведерке со льдом. Но это мелочи жизни. Все такой же молодой и подвижный в свои без малого 65 лет, одетый во фрак Райкин начал с привычных сюжетов для творческого вечера, рассказав в красках о том, как делал свой главный жизненный выбор — стал артистом, предпочтя Щукинское училище биофаку Ленинградского университета. Но это было только начало. Серьезный разговор с публикой начался, когда артист обратился к поэзии. «ОНИ ЛЮБИТЬ УМЕЮТ ТОЛЬКО МЕРТВЫХ» Рассказывать о том, как Райкин читал стихи, довольно бессмысленно — выдающийся актер, конечно, делал это великолепно. А вот его размышления о судьбах поэтов в контексте судьбы страны были очень любопытны. Начав с довольно большого блока произведений фронтовика Самойлова, артист обратился к творчеству Заболоцкого, чья судьба была исковеркана сталинскими лагерями, а первое официальное признание, по замечанию Райкина, пришло в некрологе, где он был назван «большим советским поэтом». После чего худрук «Сатирикона» напомнил, что почти у всех выдающихся российских поэтов «кровавые, изуродованные судьбы». И чем выше поэт, необычнее, мощнее, тем у него сложнее отношения с властью: «Это было и в XIX веке, а в XX эта закономерность только усугубилась. Посмотрите, какие страшные судьбы у лучших наших поэтов, у гордости русского языка, у гордости национального духа, у гордости нашей культуры, даже культуры всего человечества: растрелянный Гумилев, повесившаяся Цветаева, повесившийся Есенин, застрелившийся Маяковский, изгнанный из страны Бродский, уничтоженный в сталинском лагере Мандельштам, преданный всенародному позору Пастернак. Я вам называю лучших из лучших». По Райкину, проблема в том, что в стране «нет покаяния, нет к этому определенного отношения»: «У нас вообще нет внятного отношения к прошлому, и это очень тревожно. Потому что такой тревожной тучей висит этот грех над всеми нами, что тяжело дышится и нет уверенности, что так не будет продолжаться. А так не должно продолжаться, потому что это страшная несправедливость и варварство — так обращаться с нашим главным достоянием. Ведь потом их именами называем площади, улицы, станции метро, а до этого убиваем. Страна так устроена, к сожалению. Должно быть какое-то покаяние, облегчение, снятие с души греха, а этого нет». И далее, в продолжение печальных размышлений: «У нас некрофильское государство. Больше любят мертвых, чем живых (прерывая аплодисменты)... А что тут аплодировать? Помолчим просто. Это еще заметил Александр Сергеевич Пушкин, который сказал: «Они любить умеют только мертвых». Это он сказал в «Борисе Годунове». Очень горькое наблюдение, которое актуально и по сей день». «ЕСТЬ ВЕЩИ, ПРЕКРАСНО НЕ ЗАВИСЯЩИЕ ОТ КУРСА ДОЛЛАРА» Показалось, что вершины эмоционального накала вечер достиг, когда Райкин читал Осипа Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я наравне с другими хочу тебе служить...». «Никто так не пишет о любви, как Мандельштам. Анна Андреевна Ахматова говорила, что он пишет лучшие любовные стихи XX века. И это было сказано ближе к началу века, то есть она до конца века отказывала всем оставшимся поэтам в возможности хоть как-то к нему приблизиться в этом вопросе. И действительно...» — уверен артист. Конечно же, Райкин не мог не вспомнить о трагической судьбе поэта: «Гениальный поэт, высочайшей порядочности человек. «Олицетворение оптимизма», как про него писали близко знавшие люди. Был солнечный человек, совсем не политический человек. Писал по-другому, не так, как другие, от этого «враг народа», «отрезанный ломоть». Замученный обысками, допросами, ссылками и, в конце концов, уничтоженный». Что же до «нашего всего», то Александр Сергеевич Пушкин, считает Райкин, «никогда не бывает легкомысленным — это очень поверхностное представление о его творчестве»: «Любое его кажущееся легкомыслие преисполнено глубочайшей мудростью. Мне, вообще, кажется, что он занят одним и это главная тема его творчества — он ищет радость в безрадостной жизни, он ищет счастья в несчастной жизни, каковой была его жизнь. Он проживал очень тяжелую жизнь, очень скупую на радости. И Пушкин как гений умел в этих маленьких крупицах находить божественные знаки и уметь их своей фантазией раздуть до размеров какого-то необыкновенного счастья. И поэтому в этом его величайшая мудрость». В конце вечера Райкин напутствовал верную публику: «Самые тяжелые времена изобилуют поводами для счастья. Кто-то очень умный сказал, что... счастье — это не станция назначения, а способ путешествовать. Мне кажется, это важно понимать. У нас выбор ведь небольшой. У нас времена либо тяжелые, либо очень тяжелые, либо... не дай бог. Но про это не будем говорить. Еще время такое циничное и такое материальное. И так политики разнуздались. Создается впечатление, что политика — это и есть жизнь. Политика и экономика. Это заблуждение. Есть вещи, прекрасно не зависящие от курса доллара, от политической ситуации... Есть глаза любящих нас людей, понимающих нас людей. Есть лица людей, которых мы любим. Есть смена времен года. Зима, весна, лето и осень — это ведь не только холодно, грязно, жарко и сыро, а еще и очень красиво. И это очень важно понимать». Когда публика расходилась, одна интеллигентная дама подошла к бару и настойчиво попросила бармена «в следующий раз не греметь так кастрюлями». И была абсолютно права.

Casi: Фотограф Алексей Витвицкий

Administrator: 7 мая 2015 г., в 19.00, в Доме-музее М.Н. Ермоловой – отделе Театрального музея им. А.А. Бахрушина – состоится встреча с народным артистом России, режиссёром Константином Райкиным «САМОЕ ЛЮБИМОЕ» /Поэзия и что-нибудь ещё.../. Константин Райкин - художественный руководитель Российского государственного театра «Сатирикон» имени Аркадия Райкина, лауреат Государственных премий РФ, четырежды лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска», лауреат театральных премий Фонда им. К. Станиславского, «Хрустальная Турандот», «Чайка», «Кумир», профессор Школы-студии МХАТ Константин Райкин родился в семье великого артиста Аркадия Райкина. Окончил Высшее театральное училище имени Б.В. Щукина при театре Евг. Вахтангова, курс Ю.В. Катина-Ярцева. Театральной деятельностью занимается более 40 лет. Ждём Вас 7 мая в Доме-музее М.Н. Ермоловой.

Casi:

Casi:

Casi: click here — Вы можете дать свою версию, о чем рассказ Кафки «Превращение»? Вы играли в спектакле по этому произведению… — Я не очень любил Кафку. Я его «проходил» в институте. У меня же высшее образование как-никак. (Быков: о Госпади! Мы догадываемся!) Вот бывает МОЕ и бывает НЕ МОЕ. Кафка – не мое. Он даже какой-то противноватый для меня автор был. Но когда я стал его играть, то понял: бывает ситуация, что тебя не надо, а ты есть. И что «Превращение» про это. — Но вы-то не бываете в такой ситуации! — Я всю жизнь в такой ситуации! *** — В жизни папа был тихий, скромный человек, который больше слушал, чем говорил. От него часто ждали продолжения того, что было на сцене и обижались, что в жизни он так не блестел. *** — Я знал, что буду читать и даже сам попрошу почитать, просто не ожидал, что именно сейчас. Ну ничего, сейчас соберусь… *** — Говорят, Шендеровчи ваш ученик? Что вы о нем думаете? — Я думаю о нем очень хорошо. *** — Беретесь ли вы за сериалы? — Кто-то не в курсе дел совсем. Я сделал выбор, я занимаюсь театром. И у меня нет времени. И если посмотреть, какие роли я сыграл в театре, станет ясно, что кино никогда не смогло бы мне такого предложить… *** — Дима, страшно говорить, но я не боюсь смерти... — Может, вы как и я, знаете, что ее нет? — Да, возможно, мы говорим об одном и том же… — Конечно об одном! — Да, почему-то не боюсь… Правда иногда кажется, что как только я это скажу, выскочит какая-нибудь сволочь с пистолетом! — Вот она, драматургия! Сволочь с пистолетом, твой выход! — Да! Столько репетировали, а она, сука, опаздывает… *** — Играли ли вы женские роли? Табакова помню, вас нет… — Я играл в «Служанках» у Виктюка. У меня даже есть приз «За лучшую женскую роль». — Тут пришла смс: «У Виктюка – не считается». (Вечер "Литература про меня" с Константином Райкиным и Дмитрием Быковым, 26 апреля)

Casi: Константин Райкин. В спектакле "Современника" "Мы не увидимся с тобой" (1980) Фотограф Валерий Христофоров

Administrator: Дмитрий Быков. Лекции, стихи, книги, статьи — Списком моего чтения занималась мама – высокообразованный человек. Она и папиным образованием занималась, ну и моим заодно. Иногда сама читала мне вслух. Для этого меня надо было сначала поймать и усадить, а это было нелегко. Но когда сделать это удавалось, и она уже прочитывала несколько страниц, я замирал. Например, она читала «Чертопханов и Недопюскин» Тургенева, и доходила до того момента, когда, помните? – его бросила цыганка. На маму это производило такое впечатление, что она останавливалась и начинала плакать. А мне же интересно уже! И я говорил: ну бросила? Так что там дальше? А мама зависала надолго. Тут врывался разъяренный папа и говорил: «что ты за эгоист такой? Не видишь, мама плачет?!» Константин Райкин ничего не делает вполсилы, кажется, не умеет. И на вопросы в «Литературе про меня» он отвечал не только честно, но и артистично. Было понятно, что ему самому интересно поискать ответы, сформулировать их, и что если он был бы один на один с Быковым, то разговор был точно таким же – по накалу, энергозатратам и искренности. И может, если бы Райкин был один на один с собой – тоже. Вот он просто такой. — Буду стоя, сидеть на сцене не привык. *** — Когда в детстве я читал «Бэмби» - меня это пронзало насквозь. Помните, Бэмби став взрослым, мстил своему старшему брату? И там есть сцена, где этот брат просит о пощаде и говорит: «Бэм», и недоговаривает... И вот это Бэм! Тут я уходил в туалет и рыдал. А потом почти стал биологом... Еще был Ко́нан Дойл. «Собаку Баскрвилей я читал в течение четырех лет. Так было страшно! Я читал, становясь на четвереньки под одеялом и боялся. Что ты делаешь? Я боюсь. По Станиславскому – это безграмотно. Потому что нельзя играть состояние. Но я был в состоянии – я боялся. Еще был Эдгар По и его «Убийство на улице Морг». Тогда я понял, что самое страшное – это неизвестность. Когда не знаешь, кто убийца, но понимаешь, что он какой-то странный… Константин Райкин

Administrator: Из инет-архивов, 2012 год Райкин: заявить о нелюбви к критикам - как признаться в нелюбви к арабам В июле в Израиле с моноспектаклем "Самое любимое" выступит художественный руководитель театра "Сатирикон" Константин Райкин. В концерте, который будет посвящен 100-летию со дня рождения Аркадия Райкина, прозвучат стихи Пушкина, Мандельштама, Заболоцкого, Самойлова, Рубцова. Накануне израильских гастролей Константин Райкин дал интервью, в котором, в частности, сравнил любовь к критикам с любовью к арабам. "Почему это я не люблю критиков? - отвечает режиссер на вопрос о том, почему он не любит критиков. - Это все равно, что сказать: "Я не люблю арабов". Это национализм в профессиональном смысле. Критика - это профессия в искусстве необходимая. Просто среди критиков есть много людей малоодаренных, поверхностных, которым дано право быть напечатанными. А театр, он же ничего после себя не оставляет. Остаются только статьи. Когда плохо пишут о писателе, это не так страшно, потому что после него остается его книга. А после театра ничего не остается. Был спектакль – и нету. А какой-нибудь тупой критик написал, что это было плохо, когда это было хорошо. Просто этот критик ничего не просек, не почувствовал. А статья осталась".

Casi:

Casi:

Administrator: Отсюда Константин Райкин рассказал хабаровчанам о своей юности и прочел стихи Константин Райкин рассказал хабаровчанам о своей юности и прочел стихи Константин Райкин — режиссер, народный артист России, художественный руководитель Российского государственного театра «Сатирикон», сын Аркадия Райкина в рамках юбилея театра посетил Хабаровск. На концерте он рассказал о своей юности, поделился наблюдениями о жизни и читал стихи. Например, когда он поступал в театральном училище, он рискнул, решив показать реалистичные сцены из жизни животных прямо посреди лирического момента. — Я их довел до такого лирического, полетного места, прямо усыпил их бдительность и опять без предупреждения посередине фразы резко сел на четвереньки. Рискованное наблюдение назвал "Жизнь дворняжки во дворе". Подробная картина ее жизни, предельно реалистическая. Я все показывал. Ну как живет дворняжка? Безнравственной жизнью, аморально, можно сказать, а когда я поднял ногу на крайнее кресло, а там сидел самый маститый педагог. Я ведь не знал, я думал их маститость убывает к периферии, — рассказал артист. Кроме того, Константин Райкин рассказывал интересные наблюдения о жизни, говорил об отношении к прошлому и рассказывал важные факты из жизни великих поэтов. Артист сейчас, как и в начале творческой деятельности, по совету отца, обязательно читает стихи. Чтение стихов — очень важная часть выступления, считает Константин Райкин. Это дает другое наполнение, возможность осмысления и объема, возможность понять, что жизнь не только веселая и смешная, но и трагичная, горькая, высокая. Со сцены Райкин читал много стихов, среди них произведения Давида Самойлова, Николая Заболоцкого, Николая Рубцова, Осипа Мандельштама, и конечно, Александра Сергеевича Пушкина. — Очень талантливый человек, он нас без конца чему-то учил. Это учитель, потому что через поэзию он доносил очень глубокие вещи. Я его услышала впервые в Петербурге, и нельзя было не прийти еще раз. Я испытала огромнейшее удовольствие, слушая его выступление, — оценила Наталья, зрительница. В Хабаровск режиссер приехал в рамках празднования 75-летнего юбилея театра "Сатирикон". Этот театр был основан еще отцом, и сейчас продолжает работу под руководством сына, Константин Райкин является его художественным руководителем. Народный артист России, лауреат множества премий, сыграл во множестве спектаклей, широкую известность ему принесли главные роли в фильмах "Ошибка Пуаро", "Труфальдино из Бергамо", "Свой среди чужих". Сейчас он преподает в Школе-студии МХАТ и руководит собственной театральной школой.

Administrator: Фото: © Леонид Бурмистров С сайта музея Бахрушина «Самое любимое»: о творческом вечере Константина Райкина 7 мая 2015 г. в Доме-музее М. Н. Ермоловой прошёл творческий вечер Константина Райкина «Самое любимое». В Белой гостиной актёр рассуждал о том, как поэзия делает человека правильнее, зачем нужно искусство, и декламировал стихи любимых поэтов. – Только в первом ряду сегодня увидят меня целиком. Остальные будут видеть мой бюст, – говорит Райкин и приветствует гостей. В камерном зале нет ни одного свободного места, и за высокими стульями видно ровно половину Райкина. Люди с вниманием вытягиваются, чтобы не упустить слово или жест артиста. – Любимых стихов у меня много и, кажется, что я их никогда не учил, хотя это ложное ощущение. Я их выучил и они теперь всегда со мной. Почему именно эти стихи? А вот не знаю. Так легло на душу, – говорит Райкин, – Сегодня домашняя обстановка и это замечательно. Актёр привык не видеть лиц. А здесь никуда не деться, здесь все друг друга видят. Так что знайте, я вас вижу! Последняя реплика звучит как знак внимания зрителям. Люди в зале добродушно смеются, получая удовольствие от характерных интонаций, весёлого напора и харизмы любимого артиста. Но черёд стихов ещё не настал. Сначала — разговор. – Почему поэзия? Почему вообще я этим увлекаюсь? – задаёт Райкин риторический вопрос и тут же отвечает на него. – Это для меня спасение. Я люблю читать стихи вслух вне зависимости от того, есть ли кто-то в пространстве вокруг меня или нет. Поэзия обязана быть звучащей. Такие вещи как рифма и ритм требуют звучания, тогда они обретают полный смысл и расцветают. И продолжает: - Когда в праздник Крещения над водой творят молитвы, произносят высокие святые слова, она структурируется. Это факт. Когда читаешь вслух замечательные стихи, с тобой тоже что-то происходит. Я интуитивно, по-животному, ощущаю, что читать стихи вслух – это хорошо. Это полезно. Не важно, слышат ли. Вот они звучат, и воздух становится чище, и ты очищаешься, структурируешься. Правильнее становишься. Ты менее способен быть подлецом, когда произносишь замечательно сложенные и освящённые божественной мыслью слова. Зрители внимают, ощущая на себе эффект камерного зала. Константин Аркадьевич с лёгкостью «охватывает» Белую гостиную и, кажется, успевает поговорить с каждым. – Без искусства невозможно жить, — продолжает он. – Можно есть, деньги получать. Но даже сильные мира сего… Знаете, что они делают в часы досуга? Фильмы про себя снимают. Они артистами все хотят быть. Зачем нужно искусство? Человек так устроен: он привыкает к моральному уродству и к моральной красоте. Он привыкает к подвигам и подлостям. Мы так устроены и это защита. Мы защищаемся, мы толстеем кожей. Мы привыкаем к такому количеству мерзости и ужаса, что этого не замечаем. И только, когда мы увидим это на экране, на сцене или на живописном полотне или прочтём в книге, начинаем опять ощущать. Искусство нужно для того, чтобы сделать жизнь ощутимее. Время наше материальное, циничное. Цинизм вообще про то, что всё имеет цену, что всё покупается и продаётся. К счастью, есть вещи, абсолютно не зависящие от курса рубля. И для того, чтобы почувствовать и понять это, надо читать Пушкина. Он этому учит, – и Райкин переходит к чтению стихов. Начинает он с Давида Самойлова. Далее — Заболоцкий, Рубцов, Мандельштам, Пастернак… А «под занавес» – любимый Пушкин. Прежде чем читать стихи, Константин Аркадьевич говорит несколько слов о поэте – впечатления, мысли. Для каждого стихотворения он задаёт свой ритм, интонации, которые усиливают настроение. Кто-то из зрителей тихонько проговаривает стихи вслед за ним, кивает в такт. Слова становятся музыкой и действом: Райкин занимает собой всё пространство сцены. Его интонации порой так неоднозначны, в них так переплетаются комизм и драматизм, что даже опытные театральные зрители боятся засмеяться в неположенном месте. Стихи органично звучат из его уст и перестают казаться чем-то рифмованным, неестественным. Это обычная человеческая речь, просто очень мелодичная и ладная. Райкин чувствует и смакует музыку звуков, заложенную поэтами. Заканчивая читать, он отходит в сторону от микрофона, проводит рукой по губам, словно смывая вкус прежнего стиха. Между декламацией Константин Аркадьевич рассказывает истории: про дружбу в детстве с дядей Зямой – Зиновием Гердтом, про то, как принимают эти же стихи в других городах, как наше государство любит мёртвых и гораздо меньше – живых. И часто апеллирует к простоте. К простоте слова, к простоте в искусстве. А под конец вечера – к настойчивому оптимизму Пушкина, который находит радости в жизни вопреки всему. – Если мы говорим о поэзии, то мы сегодня должны прийти к Пушкину, только бы мне сил хватило, – говорит Райкин, и чтобы взять нужный настрой громко выкрикивает в зал. И добавляет уже спокойно, – Вам повезло, я сегодня вялый. Впрочем, сил и напора ему не занимать. - Иногда бывает так тяжело! – говорит он, – Оптимизм с каждым днём тяжелее и тяжелее даётся. Но есть вещи, которые не подвержены девальвации. Если не быть оптимистом, то зачем же в Дом Ермоловой ходить? Я по-другому себя не представляю. Присоединяться к общему хору умственного тупика, обыкновенного цинизма? А цинизм всё-таки – философия слабых людей. Это слабость, я совершенно в этом убеждён. Ни во что не верить гораздо легче. А пытаться видеть что-то хорошее – сложнее. Всё, мои дорогие, хватит с вас меня, – завершает он вечер. «Мало!» – с любовью протестует зал… Александра Широкова



полная версия страницы