Форум » Архив форума » в этом хорошем театре :) то бишь в "Сатириконе". ЧАСТЬ 10 » Ответить

в этом хорошем театре :) то бишь в "Сатириконе". ЧАСТЬ 10

Administrator: в этом хорошем театре :) то бишь в "Сатириконе" ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2 ЧАСТЬ 3 ЧАСТЬ 4 ЧАСТЬ 5 ЧАСТЬ 6 ЧАСТЬ 7 ЧАСТЬ 8 ЧАСТЬ 9

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Administrator: #НЕПУШКИН

Administrator: От зрителя 🎩ВЕЧЕР С ДОСТОЕВСКИМ🎩 🔶 Позавчера был в Сатириконе на моноспектакле Райкина "Вечер с Достоевским". Потрясающе. Все полтора часа неотрывно следил за Райкиным и поддавался изменениям настроения его персонажа. Он там делал всё: читал, сидел развалившись, вставал на стул, на стол, прыгал и пританцовывал, кричал страшно и разражался смехом, постоянно с кем-то разговаривал из зала и показывал пальцем, мне безумно интересно было увидеть на кого же он показывает, но как назло это всегда было далеко от меня. Музыка была живая на сцене из трёх музыкантов и, как часто в Сатириконе, использование световых проекций - это что-то. 🔶 Я чувствую, что я мало читаю классики. И я не читал произведений Достоевского, по которым поставлен спектакль. Но это так круто! И так современно, хотя написано в 19 веке. Зацепила идея про то, что человеку не нужно, чтобы всё было хорошо и стабильно и в удовольствие. Нужны ему страдания! И он их найдёт, даже когда всё будет очень хорошо, разворотит весь порядок и всю радость и создаст себе проблем)) Ну и про отношения с девушкой Лизой. Там вообще. Душевная боль, слёзы из глаз, или это только у меня так. 🔶 Рекомендую сходить: https://www.satirikon.ru/performance/repertoire/konst..

Administrator: Отсюда "Сатирикон" примет участие в "Звездном вечере Театрала" Молодые артисты «Сатирикона» поучаствуют в «Звездном вечере» журнала «Театрал», который состоится 2 апреля в Киноклубе «Эльдар». Напомним, идея «Звездных вечеров» принадлежит Эльдару Рязанову. В 2013 году режиссер позвонил в редакцию и предложил сотрудничество. Вечера, которые проводятся в формате «живого выпуска» журнала, являются благотворительными – средства от продажи билетов направляются ветеранам сцены, нуждающимся в лечении. В этом году гостями мероприятия станут Петр Красилов, Нонна Гришаева, Владимир Иванов и Виктор Сухоруков. По традиции, они ответят на вопросы авторов «Театрала». Артисты «Сатирикона» представят отрывки из премьерных работ – пластического спектакля «#Небалет» и музыкально-поэтического «#Непушкин». Спектакль «#Небалет» поставил Ренат Мамин, хореограф известной постановки Константина Райкина «Ромео и Джульетта». В спектакле звучит музыка Жоржа Бизе, Родиона Щедрина, Вольфганга Амадея Моцарта и Арво Пярта. Авторы спектакля «#Непушкин» – артисты Марина Дровосекова и Сергей Сотников. В его основе – тексты Тимура Кибирова, Андрея Орлова (Орлуши), Дмитрия Воденникова, Федора Сваровского, Али Кудряшевой, Нины Искренко и других современных авторов, а также музыка группы «Взаимно, Илья». Поэзию для постановки отобрали сами сатириконовцы. – Это высказывание лихое и вполне «крутое», если пользоваться адекватным лексиконом, – рассказал о спектакле «#Непушкин» Константин Райкин. – Там очень много непривычного, эпатажного, на грани шокирующего и очень свободного. На меня это производит сильное впечатление. Это срез времени, пульсирующего, настоящего нашего времени. Ведущими «Звездного вечера» станут автор программы «Кумиры» Валентина Пиманова и главный редактор журнала «Театрал» Валерий Яков. Билеты уже в продаже!


Administrator: Из архивов: Mihail Guterman Великолепный рогоносец Сатирикон Режиссер Петр Фоменко 1994 г.

Administrator: "Бесприданница"

Administrator: От зрителя И я верю, верю этим ребятам «Мы лепили пузыри из того, что изнутри.» Я обхватываю руками пылающую голову... Я больна вчерашним спектаклем #непушкин . Я рассеянно скольжу взглядом, не могу сфокусироваться и мне хочется закрыть глаза – на пару мгновений, на жизнь… «Мы лепили пузыри из того, что изнутри.» Эта постановка вылеплена, выстрадана, сшита из цветных лоскутков судеб. Актеры кричат беззвучно – шепотом воют. И я верю, верю этим ребятам, каждому их жесту, вздоху, потому что слишком близко они подобрались к моему сердцу, непозволительно близко, так близко, что я немедленно отпрянула бы, если б могла. Но душа убежать не может, ей не заткнешь уши! И потому я могла только кричать вместе с ними: «Счастье мое где-е-е-е ты-ы-ы?» И я испуганно, потерянно ищу свою Монголию. #мояМонголия А как после кричащего «тело мне дано» , они срываются на шепот, каждое слово произносится неожиданно мягко… почти бархатно, но это та самая мягкость, которая запросто прошибет сталь. Я перестаю ориентироваться в происходящем. Они что же, серьезно? Ряженка? Свидание в Ашане? Да, они серьезно, ряженка танцует лезгинку, раскидывая руки, так по-настоящему, уверенно. Я ничего не понимаю, кажется… Только чувствую – но отказываюсь верить. Они сошли с ума! Или это я… Ведь есть же в театре какие-то пределы… ведь… Пределов в театре нет! Здесь нужно чувствовать! Тонуть в этих стихах, в этой музыке, пластике. Ребята пели так, что всё внутри сжималось и плакало. Пусть мимо нот, пусть! Эти голоса мне приятнее и ближе, потому что по-настоящему, потому что больно, я бессильна перед ними, и меня разрывает изнутри... Сатирикон – браво! Ребята – я преклоняю перед вами колени! «Короче — чего же ты все-таки хочешь? Чего ты взыскуешь? О чем ты хлопочешь, лопочешь, бормочешь и даже пророчишь столь невразумительно, столь горячо?» это было прекрасно.

Administrator: Отсюда ГЛУПОСТИ НАРАСПАШКУ Константин Райкин сыграл в кино В Высшей школе сценических искусств появился спектакль-кино. Премьера «Глупости» по пьесе Виктории Никольской в постановке Константина Райкина неожиданна, и не только по жанру. Во всех ролях худрук «Сатирикона» занял не профессионалов, а студентов-заочников, уже взрослых 30-летних людей, которые, тем не менее, почти три года обучаются актерскому мастерству в Театральной школе. В этой истории – три молодых героя - Рик, Макс и Вера. В их треугольнике герои сражаются за то, чтобы быть вместе. Но не понимают, с кем точно. Между ними много слов и чувств, и, как в жизни - глупостей. История написана автором как киносценарий. И отсюда родился хороший сценический ход – поставить на площадке кино. Сцена сменяет сцену, картинка – картинку: квартира Веры, квартира Рика, улица, дождь, ресторан, машина. Вокруг постановочная группа, реквизит перемещается по площадке, приближая сюжет к развязке. Работают шумовые и звуковые киношные механизмы, актерам иногда приходится делать дубли. Но в некоторых ситуациях вдруг оказывается, что действие происходило не в жизни, а во сне. И кто кого больше любит?.. И кто кого любил на самом деле?.. Эта идея киносъемки, перемешанной с реальностью и сновидениями, и так впечатляет, а в финале историю буквально выпускают через открытое пространство в жизнь – открывается задник сцены, разъезжается стена театра и открывает парк Марьиной Рощи. Удивленно оборачиваются случайные вечерние московские прохожие, и Рик с Верой уже идут к зрителю через сквер, к сцене, к зрительному залу. Эффект приближения переживаний. Распахнутость. Многостворчатость действительности. Ближайшие показы состоятся 7 и 9 марта на сцене Учебного театра Высшей школы сценических искусств.

Administrator: «Когда Кармен была подростком…» «Сатирикон» покажет друзьям «Театрала» фрагменты премьерных спектаклей 2 апреля в Киноклубе «Эльдар» состоится «Звездный вечер» нашего журнала. Ведущими ежегодной встречи с лауреатами премии «Звезда Театрала» станут автор телепрограммы «Кумиры» Валентина Пиманова и главный редактор журнала Валерий Яков, а героями – актеры Петр Красилов, Виктор Сухоруков, Нонна Гришаева и режиссер Владимир Иванов. Молодые артисты «Сатирикона» покажут фрагменты из спектаклей – «#Небалет» и «#Непушкин», которые вышли недавно, но уже успели завоевать любовь зрителей. В преддверии вечера «Театрал» задал несколько вопросов режиссеру пластической постановки «#Небалет» Ренату Мамину. – Ренат, в театрах появляется все больше спектаклей, поставленных на стыке драмы и хореографии. Это новая тенденция? – Такой подход к созданию спектаклей широко распространен во всем мире, хотя для российского зрителя он пока еще непривычен. Тем не менее такие спектакли ставят и у нас, например, в Вахтанговском театре, Театре имени Пушкина. Да, это тенденция, и она определенно будет развиваться дальше, приведет к появлению новых форм. – Для драматического артиста это, безусловно, работа «на сопротивление материалу»… – Да. И здесь я согласен с Константином Аркадьевичем Райкиным, который отметил, что этот спектакль не смогли бы исполнить артисты балета. Конечно, с хореографической стороной они бы справились, а вот с драматургией… Современная балетная школа делает основной упор на технике исполнения, но гораздо меньше внимания уделяет тому, чтобы артист научился в полной мере осмысливать происходящее на сцене и играть свою роль. – Кстати, насчет роли. Образ Кармен в вашем спектакле получил довольно неожиданную трактовку… – Да, это не та роковая красавица, к которой мы привыкли. В первой части постановки (она так и называется «Кармен. Начало») мы рассказываем историю, которая могла предшествовать событиям, описанным в новелле Мериме. Что сделало Кармен такой женщиной – озлобленной на весь мир, вынужденной постоянно самоутверждаться? Несчастная любовь, неудачный опыт отношений, предательство друзей? Мы предположили, какие события могли произойти с Кармен, когда она была подростком, ведь, как известно, большая часть комплексов появляется в детстве. Одним из ключевых для понимания идеи спектакля оказывается образ матери, именно благодаря ему зрители смогут узнать, почему Кармен стала такой, какой стала. – Сюжетная линия «Кармен» продолжается и во второй части постановки? – Нет, вторая часть «Mozart&Pärt» – это философские размышления на тему любви. Хотя музыка композиторов, чьи имена вынесены в название, очень разноплановая, мы решили объединить их здесь, потому что и тот и другой являются врачевателями человеческих душ. У Арво Пярта много духовной музыки, а творчество Моцарта исцеляет благодаря позитивному, светлому началу, которое ощущаешь во всех произведениях композитора. И Моцарт, и Пярт – оба дарители света и радости, это их объединяет. В целом «#Небалет» – это спектакль «молча о любви», так мы написали в аннотации. О любви и о поиске своей второй половины, о трудностях и радостях, которые встречаются на пути к счастью. О том, как человек идет к свету, чему-то запредельно высокому и чистому, случающемуся далеко не со всеми.

Kati: В «Сатириконе» начались репетиции нового спектакля. «Дон Жуан» Мольера. Режиссер постановки – Егор Перегудов, сценография и костюмы - Владимир Арефьев, художник по свету – Дамир Исмагилов. В ролях – «Сатирикон» во всех поколениях: Тимофей Трибунцев, Константин Райкин, Агриппина Стеклова, Дарья Урсуляк, Антон Кузнецов, Владимир Большов, Григорий Сиятвинда, Елизавета Мартинес Карденас, Илья Рогов, Альбина Юсупова, Сергей Бубнов, Алексей Якубов, Сергей Зарубин, Ярослав Медведев, Кирилл Бухтияров, Алексей Фалько и др. Премьера назначена на 23 июля 2018 года. Отсюда. Здесь есть фотографии.

Administrator: Отсюда Снимается кино Пока «Сатирикон» ведет кочевую жизнь во время затяжной ре-конструкции, Константин Райкин поставил спектакль со студента-ми-заочниками актерского факультета Высшей школы сценических искусств. Пьеса Виктории Никольской «Глупости», которая вышла в сборнике «Лучшие пьесы 2015 года» по материалам конкурса «Действующие ли-ца», счастливо совмещает в себе качества новой драмы и «хорошо сде-ланной пьесы». За тридцать лет своей работы в «Сатириконе» Констан-тин Райкин впервые ставит в камерном пространстве - на сцене Учебно-го театра. Но в переносном и даже прямом смысле - раздвинув стены те-атра, чтобы задником сцены стала сама морозная улица со случайными прохожими - размыкает частную историю отношений в любовном тре-угольнике, подключив ее к ритму и дыханию огромного города. Где в каждой квартире, больничной палате, ресторанном зале люди пытаются разобраться в себе, найти свою половину (а если «половина» оказывает-ся «третью»?), выкрикнуть другому невозможные, убийственные слова или прошептать единственно возможные. Где каждый поворот может быть последним, каждая случайная встреча - главной. А самыми важны-ми моментами становятся «глупости» (любимое словечко одного из ге-роев буквально рассыпано по пьесе) - маленькие моменты истины, когда человек забывает о своих страхах, эгоизме или сомнениях и становится самим собой. Главная счастливая находка здесь - актеры. Не юные, как это обычно бывает в театральных вузах на очных факультетах, но находя-щиеся на пороге зрелости, где только и можно до конца понять своих героев, с их достижениями и потерями. Герою Максима Пекного отпу-щено сыграть трагедию человека, душевно согнувшегося под тяжестью своей вины и запретившего себе быть счастливым. Герою Анатолия Бур-носова дарованы роскошные монологи его друга, которому щедро отме-рено ума, остроумия, доброты, юмора, любви к миру... и одиночества. И почти клоунские репризы, вроде поздравительного марша, сыгранного в одиночку за целый джаз-банд. А Ольге Голдыс доверено сыграть ни много ни мало - аромат женщины, настоящей, единственной, как судь-ба. Этот спектакль сложно сочинен и легко смотрится. Подзаголовок «малобюджетное кино» переносит нас в кинопавильон. Статисты «ли-стают» задники, отрывая их, как страницы календаря: комната Веры (столик-диван-ковер-торшер-эстампы), холостяцкая берлога Рика (тах-та-ноутбук-стремянка от вечного ремонта), бархатный зал ресторана (где два закадычных, до отвращения родных друга выясняют отношения и невольно уступают друг другу одну любимую женщину... и вылизывают одну на двоих тарелку со спаржей), машина скорой помощи, больничная палата, опять тахта в берлоге, опять палата, ночь-улица-фонарь-аптека... Другие статисты пишут на наших глазах звуковую партитуру: звенят бо-калами в ресторане, дуют в лицо вентиляторами ветра, пересыпают галь-ку, копируя шум дождя... Особо важные сцены повторяются дважды - точно невидимый режиссер переснимает дубль. Или люди снова и снова «прокручивают пленку» памяти в своем сознании. Кино (искусство) подсматривает свои сюжеты в жизни, жизнь строится по законам кино (искусства). И можно только надеяться, что режиссер (или Режиссер) окажется талантливым, и даже если не придумает счастливый финал для своего фильма (ибо нет ничего пошлее такого финала), наполнит его смыслом, остротой, болью, нежностью, атмосферой - всеми этими глупостями, ради которых стоит пересматривать кино и проживать жизнь. Ольга Фукс ************************ «Глупости» по пьесе Виктории Никольской это ещё одна жемчужина в коллекции Школы Константина Райкина. Художественного руководителя интересуют наиважнейшие темы, так необходимые современному человеку, загнанному в тюрьму «рационального невежества». Постоянное искривление понятий планомерно отнимает у человека его иммунитет к пошлости и бездуховности, «вырезает» его не только и даже не столько из социума, а более того - из возможного мира, каким его задумал сам Творец. На самом деле, «нужность», желание быть полезным другому оказывается даже важнее, чем любовь, которая зачастую в этом мире не «срастается». У любовных треугольников не бывает простых геометрических решений, полностью удовлетворяющих все стороны. Только усилия духа, позволяющие встать над плоскостью земных, а вернее приземлённых потребностей, могут открыть неочевидные, парадоксальные, и в тоже время единственно верные с точки зрения замысла Бога, решения. Так бывает, что умные, образованные люди часто закрыты к простому, сердечному желанию счастья ближнему. Искренние мотивы и поступки друзей кажутся им никчёмными и неразумными - попросту Глупостями. Безграничный, но целостно единый мир зиждется на обязательном условии взаимосвязи каждого со всем. Замкнутый на себе обречён, каковы бы ни были причины этой замкнутости. Беда часто замыкает человека - «обжегшись на молоке дуют на воду»... помочь такому крайне трудно. «Включить» такого в жизнь порой требует усилий, сопоставимых с самой жизнью - такая жертва становится в один ряд с христианской. И, порой, находятся те, кто, движимые естественным велением души, буквально не могут действовать иначе. «Открытый» финал пьесы потрясающе эмоционально выражен средствами сценографии, доступными далеко не всякому театру. Думается, найденный приём войдёт в учебники театральных вузов как пример точнейшего понимания режиссёром и сценографом психологического катарсиса пьесы, её смыслов и мощнейшего их выражения. Театральное действо оказывается буквально «прошитым» насквозь реальным миром, герои вдруг становятся даже не артистами, а более чем реальными Людьми более чем реального Настоящего мира. Андрей Усолов

Administrator: Сайт театра Сатирикон ВНИМАНИЕ! ИЗМЕНЕНИЯ В АПРЕЛЬСКОЙ АФИШЕ Уважаемые зрители! Обратите внимание, в апрельской афише "Сатирикона" произошли изменения. Спектакли, которые были ранее заявлены на сцене ДК МАИ, отменены или перенесены на сцену "Планеты КВН". Спектакль #НЕПУШКИН 10 апреля состоится на Новой сцене Театра имени Евгения Вахтангова. Более подробную информацию о билетах можно получить по телефону: +7 (495) 689-78-44

Administrator: Отсюда «Дон Жуан» в макетах и образах Художник Владимир Арефьев представил макет декорации и эскизы костюмов к будущему сатириконовскому «Дон Жуану». Аплодисменты художнику! Режиссер постановки: Егор Перегудов В ролях: Тимофей Трибунцев, Константин Райкин, Агриппина Стеклова, Дарья Урсуляк, Антон Кузнецов, Владимир Большов, Григорий Сиятвинда, Елизавета Мартинес Карденас, Илья Рогов, Альбина Юсупова, Сергей Бубнов, Алексей Якубов, Сергей Зарубин, Ярослав Медведев, Кирилл Бухтияров, Алексей Фалько и др. Премьера назначена на 23 июля 2018 года

Administrator: С сайта театра Сатирикон «САТИРИКОН»: ОЧЕРКИ НЕДАВНЕЙ ИСТОРИИ (Начало очерков о Театре "Сатирикон" см. в журнале "Вопросы театра", №3-4, 2015) В июле 2015 г. здание Театра «Сатирикон» было закрыто на реконструкцию: через несколько лет на месте старого помещения должен появиться новый, полностью переоборудованный театральный комплекс с тремя сценами, обширной зрительской частью, музеем Аркадия Райкина и т. д. С октября 2015 г. сатириконовские спектакли большой сцены стали играть в здании «Планеты КВН», спектакли малой сцены - в Учебном театре Высшей школы сценических искусств. «Планета КВН» и Школа Райкина находятся в двух шагах от театра. Расстояние невелико; предварительная подготовка к переезду на «временную квартиру» была проведена очень тщательно; спектакли малой формы и вовсе перемещались на площадку, уже ставшую для театра родной после выпуска «Однорукого из Спокана» (2014). Поэтому переезд, хоть и обещал хлопоты, не сулил тревог в отношении главного - художественной жизни театра, за несколько десятилетий приучившего зрителей к энергии, напору и неуспокоенности. В действительности же сезон 2015/2016 обозначил важный рубеж, за которым, одновременно с заманчивой перспективой нового театрального пространства, у «Сатирикона» возникли и новые испытания. Главным из них стало уменьшение числа премьер: в сезоне 2013/2014 в Театре было три премьеры (из них одна на Малой сцене); в сезоне 2014/2015 - три премьеры (из них одна на сцене Школы, то есть на новой «Малой» сцене); в сезоне 2015/2016 - две (обе на большой сцене); в сезоне 2016/2017 - одна (на большой сцене). Объясняется эта статистика в первую очередь экономическими причинами, о чем неоднократно рассказывал в интервью К.А. Райкин. Масштабная реконструкция театра - инвестиционный проект, осуществляющийся без привлечения государственных средств. Но аренда «Планеты КВН», требующая немалых трат, оплачивается из бюджета театра, что неизбежно приводит к уменьшению расходов на новые постановки. Такова реальность современной жизни «Сатирикона». Сокращение числа больших премьер - явление болезненное для Театра, сделавшего «энергетическое воздействие» своим творческим кредо. И все же несправедливо считать временное замедление ритма выпуска спектаклей «тенденцией», а уж тем более «тенденцией негативной». В недавней истории «Сатирикона» бывали годы с единственной премьерой в сезон, и тогда ни у кого не вызывало сомнений: жизнь театра по-прежнему бурлит. В 1994 г., на следующий сезон после мощного «Великолепного рогоносца» Петра Фоменко, был выпущен только один спектакль: «Шоу-Сатирикон», поставленный в форме концерта. Этот спектакль, несмотря на видимую легкомысленность замысла, стал программным для Театра. Как известно, «шоу» и «концерт» входят в традиции «Сатирикона» и появляются в афише не обязательно в годы юбилеев. В 1996 г., после сезона со знаменитым «Превращением» Валерия Фокина и «Ромео и Джульеттой» Константина Райкина, снова была только одна премьера: «Трехгрошовая опера» Владимира Машкова, имевшая долгий и стабильный успех. В сезоны одной премьеры афиша «Сатирикона» была по-прежнему насыщенной и разнообразной, а тысячный зрительный зал заполнен до отказа почти на каждом спектакле. Райкин ориентируется на определенное число наименований в репертуаре. Для него идеальное число регулярно идущих спектаклей - семь, по числу дней в неделе; идеальный срок жизни спектакля - четыре или пять лет. Сейчас в афише Театра девять спектаклей большой формы, три - малой формы. В репертуаре были и есть «старые и крепкие» спектакли, живущие по 12 лет и долее: такими до недавнего времени были «Контрабас», «Ричард III», сегодня - «Король Лир». Важно также и то, что на сцене Школы в 2015/2017 было выпущено 12 полноценных спектаклей с участием студентов мастерской Константина Райкина. Три из них с этого сезона пополнили репертуар «Сатирикона» («#Небалет» Рената Мамина, «#Не Пушкин» Сергея Сотникова и Марины Дровосековой и «Бесприданница» Елены Бутенко-Райкиной); 14 выпускников курса вошли в состав труппы. Иными словами, творческая жизнь театра активна, как и 20 лет назад. Что поменялось? Очевидно, середина 1990-х отличается от сегодняшних дней атмосферой и направленностью дискуссий вокруг «Сатирикона» (как и вокруг других театров-лидеров современной московской художественной среды). Идейная атмосфера вокруг театра - важный фактор, определяющий настроение зрителей и «ширину прищура» (по словам Райкина) во взгляде критиков на недавние премьеры. Капризы и колебания театральной атмосферы последних десятилетий хотелось бы осмыслить. Спектакль «Все оттенки голубого» (постановка К. А. Райкина) в конце 2015 - начале 2016 г. на старте его репертуарной жизни сразу же попал в центр общественных дискуссий в Москве и Петербурге. В октябре 2016 г. К.А. Райкин произнес памятную речь на Съезде Союза театральных деятелей в Президент-Отеле, вызвавшую настоящий шквал в прессе. Кто-то воспринял спектакль и выступление Райкина с трибуны как явления одного порядка, одной идейной линии. У других сложилось поспешное впечатление, что Райкин и театр стремятся взять внимание публики событиями нехудожественными. И многие наблюдатели - включая тех, кто до той поры не были преданными зрителями «Сатирикона», - стали ожидать от Райкина продолжения острой социальной линии в репертуарной политике. Поэтому следующий большой спектакль «Сатирикона» - «Человек из ресторана» Егора Перегудова, серьезный и глубокий (премьера в октябре 2015), стоивший огромного труда и с успехом идущий сегодня, не соответствовал их ожиданиям, как и технически совершенный «Лекарь поневоле» (премьера в мае 2016) с участием вчерашних студентов Школы. Недаром эти два спектакля заслужили заметно меньшее внимание прессы, чем «Все оттенки голубого». Журналисты, в большинстве своем, не погнались за событиями, в которых на первый план вышла художественная, а не социально-политическая сторона. Это, мне думается, важно: разговоры о социальном звучании «Всех оттенков голубого» почти совершенно отодвинули на второй план тот факт, что К.А. Райкин показал в этой работе высочайший профессиональный уровень владения разнообразными средствами современной режиссуры. Его артисты умеют моментально менять стилистику и жанры: от «читки» - к драматической игре, от диалогов - к индивидуальным высказываниям, от фарса в эпизоде с экстрасенсом - к бытовой драме в семейных сценах; от фантазийной комедии в снах мальчика - к жесткому «реалити» в интервью перед микрофоном. Полистилистика, взятая за основу актерского существования, была поддержана сценографическими решениями. С помощью быстрых перестановок с участием самих артистов на сцене моментально сооружали упрощенное (но при этом довольно внушительное) убранство барочного театра с падугами и кулисами; потом так же быстро внимание зрителей переключали на простую конструкцию из современных бытовых предметов. Устойчивый мотив иронии, готовность к моментальной трансформации в любой момент действия (кроме самой последней, трагической его части) были воплощены в бутафории: по сцене ездили белые лебеди, «воплотившиеся» из «Лебединого озера» Чайковского, чья музыкальная тема стала одним из лейтмотивов спектакля. Обратиться к полистилистике внушили Райкину свойства литературного материала (он любит, как режиссер, следовать за автором, а не противоречить ему постановочными средствами). Из разных по природе элементов составилось целостное действие, берущее зрителя в эмоциональный захват, усиливающийся к финалу. В этом действии есть все главные признаки современного трагического спектакля: предельная откровенность высказываний героев; глубокий психологизм игры в сочетании с небытовой, парадоксальной формой; физически- конкретное оформление актерских образов (боль, одиночество и т. п.); сцены, сыгранные гиперреалистично. То, что критики в голос говорили об остроте темы «Всех оттенков голубого», стало следствием художественного решения Райкина. Он избрал для «Всех оттенков голубого» принцип простоты и ясности постановочных решений, чтобы не затушевывать сюжет, ситуации, характеры, дать актерам простор для игры и путем «прямого воздействия» привести зрителей в состояние активной мысли и эмоциональной включенности. Легко заметить, что даже в массовых эпизодах на сцене остается достаточно «воздуха», хотя в спектакле играет 14 артистов; это впечатление поддерживает минималистское цветовое решение (черно-белосерая основа со множеством оттенков). Для быстрых перемен мизансцен, позволяющих не замедлять темп повествования, Райкин использует прием, найденный им еще в «Доходном месте» (2003). Актеры «гоняют» по сцене, сидя на катающихся стульях и отталкиваясь от пола ногами - неожиданный способ проявления главной сути его творческого материала: артиста, физически активно работающего на сцене. С точки зрения творческого (а не социально-политического) процесса, спектакли «Все оттенки голубого» и «Человек из ресторана», разные по стилистике, очевидно связаны между собою - в первую очередь как свидетельства непрерывной работы артистов «Сатирикона» над ясностью художественного высказывания. В «Человеке из ресторана» Райкин создал впечатляющий образ «маленького человека»; столь масштабные по звучанию актерские работы - такие, как его Скороходов - совсем нечасты в современном театре. Райкин продемонстрировал и явное лидерство в профессии, и чувство ансамбля, и готовность «уступить сцену» другому солисту для монолога, и глубину психологизма, и совершенную технику, и многое, многое другое. Для Скороходова он избрал «говорящую» пластику движений: скользящий широкий шаг, как на катке, когда человек хорошо умеет кататься, но чрезмерно осторожен и не хочет никого уронить, потому что каток тесно заполнен; его желание - не вырваться вперед, а лучше остаться сзади, только бы никому не навредить. Собранность в плечах, пристальный взгляд (райкинский «круглый глаз»), большие, сильные руки, свободно движущиеся и готовые подхватить то, что падает и вот-вот разобьется. Райкинский Скороходов - едва ли не первый в современном русском театре духовно конкретный образ человека, философски все понимающего и объясняющего, но по зову сердца живущего не среди звезд, не рядом с солнцем, а в темном углу. Он работает не в церкви, не в правительстве и не в университете; его мысли не академичны, а жизненны и связаны с моральным решением: он делает из своего служения в ресторане радостную и спасительную философию. Здесь уместно вспомнить одного из любимейших «Сатириконом» авторов, совершенно непохожего на Шмелева. Философия радостного приятия подчиненного положения в жизни внушительно прозвучала в комедии аристократа Карло Гоцци «Дзеим, царь Джиннов» из уст рабыни Дзирмы. В то время (середина XVIII века) сословная система рушилась мучительно для общества, и в качестве поэтической отповеди житейскому вольнодумству Гоцци создал рассуждение о том, что подчинение сословным правилам выдает в человеке свободное приятие судьбы, что само по себе справедливо, достойно и мудро и для аристократа, и для слуги. Так в Скороходове неожиданно сказался старомодный гоцциевский аристократизм. Недаром в последней сцене спектакля в самом ярком свете прислуживающий официант во фраке с бабочкой больше похож на аристократа и хозяина, чем те, кто сидит за столами и ждет от него исполнения заказа. Есть в Скороходове и современная трагедия невыраженности чувств. Зритель, помнящий о совершенстве райкинской техники пластической выразительности, с восторгом отметит, как тонко он строит образ человека, не привыкшего к свободному выражению любви ближнему. Он всегда собран в своем служении, и даже при разговоре с сыном и дочерью он, кажется, сейчас бросится поднести им что-то на подносе: это - очень ценные детали образа. Его взгляд излучает абсолютное добро и страдание, но от неуверенности он то и дело вставляет вопросительное «А?» почти в каждую фразу, сверяется с пространством и собеседником, желая не навредить. Спектакль «Человек из ресторана» о том, что «маленькие люди» сегодня совершают судьбоносные поступки, потому что не забывают о «больших» ориентирах: совести и верности. В нем реабилитируется «маленький масштаб» исторических свершений, звучит напоминание о том, что поступь истории сегодня надо искать не только в делах «героев, полководцев и царей». То, что остросоциальный аспект является для Райкина не главным, а подчиненным в исследовании природы театра и человека, подтвердилось за последние два года неоднократно. Менее чем через месяц после резонансного выступления на Съезде СТД К.А. Райкин прочитал часовую лекцию на конференции «Театр и театроведение в России в начале XXI в.» (ноябрь 2016). В лекции он раскрыл свое видение театральной критики - ее роли, предназначения, недостатков и достижений в современном театральном процессе. Его аудиторию составили, главным образом, студенты театральных специальностей. Еще через полгода (июль 2017) он выступил с развернутым обращением к аудитории Всемирного театрального конгресса в Сеговии, организованного Международным институтом театра ЮНЕСКО; свое обращение он назвал «Театр как спасение». Обе эти лекции представляют собою интереснейшие документы современной театральной эпохи. Ни один из них, к сожалению, не стал предметом общественного обсуждения, что вновь говорит о качестве идейной атмосферы, сложившейся вокруг театра. В наши дни не очень спешат отметить событие, в котором на первый план выходит философская и художественная, а не социально-политическая сторона. (Продолжение очерков читайте в следующих номерах "Вопросов театра")

Administrator: С сайта театра Сатирикон ВНИМАНИЕ! ИЗМЕНЕНИЯ В АПРЕЛЬСКОЙ И МАЙСКОЙ АФИШЕ Уважаемые зрители! По техническим причинам в апреле и мае 2018 года все спектакли «Российского государственного театра «Сатирикон» имени Аркадия Райкина», запланированные для показа на сцене Дворца культуры и техники Московского авиационного института (ДКиТ МАИ) - отменены! Если Вы уже приобрели билеты на спектакли театра «Сатирикон» на площадке ДКиТ МАИ, предлагаем Вам произвести возврат билетов в соответствии с правилами, указанными в текстовой части билета или электронного билета. За дополнительной информацией обращайтесь: Департамент продаж 8 (495) 602-65-77 8 (495) 602-65-83 sale@satirikon.ru

Administrator: С сайта театра Сатирикон Внимание! Изменения в афише! Уважаемые зрители! В связи с тяжелой травмой ноги нашего артиста Артёма Осипова 31 марта в спектакле «Чайка» его заменит артист Театра имени Евгения Вахтангова Виктор Добронравов. Также по этой причине в афише нашего театра произошли следующие изменения: - 8 и 24 апреля вместо спектакля «Король Лир» состоится спектакль «Человек из ресторана». - 20 и 30 апреля вместо спектакля «Лондон Шоу» состоится спектакль «Ваня и Соня и Маша и Гвоздь». Билеты действительны. За дополнительной информацией обращайтесь: Отдел продаж 8 (495) 602-65-77 8 (495) 602-65-83 sale@satirikon.ru

Administrator: Отсюда Пушкин и #НеПушкин Надо себя сжечь и превратиться в речь… Моноспектакль Константина Райкина «Своим голосом» Руководя театром, ставя спектакли, занимаясь с учениками, репетируя свои роли (главные, знаковые), Константин Райкин всегда вел параллельную артистическую жизнь – читал стихи. Добавлял их в каждое сольное выступление, когда для большей части советской публики, не знакомой с его театральными работами, он еще был в первую очередь «сыном Райкина», Труффальдино, фантастически пластичным и уморительно показывающим зверей с человеческими слабостями или абитуриентов с животной органикой, – самый беспроигрышный вариант блистательного лицедейства. Артист дарил зрителям то, что они ждали, но после первой победы резко менял тональность и интонацию и окончательно брал публику в плен поэзией: извлекал чистый дистиллят гармонии из того, что может быть дать человеку слово. «Во что бы то ни стало читай стихи, перед любой публикой», - напутствовал сына Аркадий Райкин, побывав на одном из таких концертов. Работая со студентами, Константин Райкин давно объединяет свои поэтические выступления с первыми шагами на большой сцене своих учеников: и со своим первым курсом из Школы-студии МХАТ в «Азбуке артиста», и с нынешними студентами - и трудно переоценить значение такого партнёрства и такого камертона для начинающих артистов. Однажды стало очевидно, что и Москве, несмотря на ее театральное изобилие, такие спектакли нужны, как воздух, - и поэтический моноспектакль Константина Райкина вошел в репертуар. В первом варианте спектакля «Своим голосом» публику еще ждал легкий и приятный «аперитив», оставшийся от эстрадных концертов, - отточенный «экспромт» про поступление в театральный вуз (эпидемия хохота в зале гарантирована), лирические воспоминания об отце. Нынешний вариант, который продолжает все время меняться, посвящен только поэзии. И поэтам. Микрофон, луч софита, открытый космос пустой сцены - без партнеров, предлагаемых обстоятельств, без режиссерских концепций, музыки, сценографии. Почти без эксцентрики, которой Райкин владеет, как, пожалуй, никто в нашем театре (но и она вдруг может оказаться лишней), - но с романтической приподнятостью и ликующим восторгом перед предельной, как нота в мелодии, точностью слова. Или – Слова, начала всех начал. Без фабулы, но с внутренним сюжетом про рай детства и ад века-волкодава, чья страшная тень падает на память о старых исчезнувших двориках и дорогих тебе событиях («… но как припомню долгий путь оттуда…»). Про бесценность простых вещей, про внятность сложнейших гармоний, про свободу и бессмертие в искусстве. Про дьявольские искушения сознания, про радость бытия, отвоеванную у его же, бытия, горя. Про бесстрашие любви, когда человек, наконец, становится равным себе. В этом спектакле есть и «все оттенки» черного - дьявольски журчит голосок Мефистофеля в пушкинском «Отрывке из Фауста», сталью звенит отточенный сарказм в самойловском «Струфиане», с точностью до формулировок предсказавшем возвращение к безнадежной и мутной идеологии особого пути Руси при кознях Запада. Но чернота нужна, чтобы оттенять свет. Артист признается, что иногда читает эти стихи просто самому себе – «они делают меня лучше, структурируют, как воду в крещенской Иордани». Самойлов и Мандельштам, Рубцов и Заболоцкий, Лопе де Вега и Пушкин. «...если бы мне пришлось вновь пережить свою жизнь, я установил бы для себя правило читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки по крайней мере раз в неделю; быть может, путем такого постоянного упражнения мне удалось бы сохранить активность тех частей моего мозга, которые теперь атрофировались. Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и, может быть, вредно отражается на умственных способностях, а еще вероятнее - на нравственных качествах, так как ослабляет эмоциональную сторону нашей природы …» - писал Чарльз Дарвин. В коротких интермедиях Райкин обращается к публике напрямую - говорит о судьбах поэтах почти конспективно, но передавая ощущение личного ожога от их историй – с таким знанием уже нельзя жить по-другому, нельзя сфальшивить. Нельзя отмахнуться от сознания, что их трагедии не изжиты, не искуплены покаянием. «Я читаю много светлых стихов, - говорит Константин Райкин. - И люди, может быть, по старой памяти ждут от меня чего-то радостного. А мне хочется уводить их в какие-то глубины. Все мы сейчас ощущаем нависание чего-то непоправимого над нашим обществом. А я так просто чувствую вообще нечто апокалиптическое в существовании человека на земле. И если я читаю светлые стихи, я должен качнуть эти качели в другую сторону. Обязательно нужно знать про судьбу поэта, чтобы понимать его стихи. Но также надо понимать, что его стихи – его личный противовес обстоятельствам его жизни. Какие солнечные стихи у Мандельштама – а ведь свою «Скрипачку» он писал в воронежской ссылке». Эта доверительная интонация разговора по душам тоже роднит его с отцом, который на каком-то этапе своего пути отказался от маски, от лицедейства, от скрытой седины – седой шут-мудрец выходил к публике с чужими незамысловатыми словами, но со своей болью и любовью. Теперь мы слышим ее в выступлениях Константина Райкина – сквозь лучшие строчки, написанные по-русски, - в его личном сопротивлении «утрате счастья». За всех, кто когда-то жил «НеПушкин» в постановке Марины Дровосековой и Сергея Сотникова вырос из дипломного экзамена по сценической речи первых выпускников-актеров Театральной школы Константина Райкина и стал репертуарным спектаклем «Сатирикона». Они высыпают на сцену ватагой. Им явно еще хорошо всем вместе. Начесы, парики, ломаные силуэты платьев, зауженные брюки, пацанские очки, прикольные футболки со смайликами, хулиганский пролог «Очень даже, блин, как Пушкин, но не Пушкин, в общем, блин» – колючий молодой эпатаж. Электробалалайка, компьютер, звукоусилитель, винтажный радиоприемник – их нынешний «надежды маленький оркестрик» (доморощенная группа этого курса «Взаимно, Илья»). Их «НеПушкин» – перекличка, пересмешка, перепляс, перепев, перестук, пересказ, переосмысление великой русской поэзии, которая, конечно же, никуда не делась, не умерла, не забылась, не закончилась, а продолжает жить. Федор Сваровский с его апокалиптическими картинами жизни после жизни, после глобальной катастрофы, вне Земли, в отсутствие кислорода – но не без любви и не без молитвы. Андрей Родионов с его городскими балладами. И лихой Орлуша, певец свободы, хранящий верность стихотворным размерам. Линор Горалик с короткими скетчами точно подслушанных с полуслова разговоров, где варится что-то темное, живучее, жгучее, глупое, светлое – женское. Нина Искренко с радостным абсурдом расцветающей любви, в которой помещается весь мир. Чувственная лава в стихах Александры Рыжаковой. И по-медицински точный анализ любовной зависимости в «Собаке Павлова» Александра Анашевича. Ефим Бершин с его словесными трансформациями и реинкарнацией райского сада и Андрей Дельфинов с адом детского рабства в детском саду и телесного освобождения от него (такой опыт есть, пожалуй, у каждого первого в зале). Ставшие уже классиками Тимур Кибиров, Вера Павлова и Дмитрий Александрович Пригов – и самый молодой из авторов «НеПушкина» Максим Жегалин, собственный поэт этой команды (а еще автор замечательных атмосферных зарисовок о детстве, которые пока можно прочитать только на его страничке в фейсбуке): он и стихи – печальную балладу «Черновик» Дмитрия Воденникова о прощании с молодостью – читает, как поэт, как собрат, как равный. Эти и многие другие поэты, звучащие в спектакле, не собирают сегодня стадионы и даже большие концертные залы, их поэзия проиграла селевому потоку информации, но сохранилась - в сборниках с маленькими тиражами, интернет-сообществах, небольших конкурсах для посвященных. Спектакль с его отчаянным драйвом возвращает ей отдачу большого зала. Неровное дыхание ломаных строк – часто без размера и без рифм, поток сознания – часто без заглавных букв и знаков препинания, как будто без начала и конца, новорожденные слова, новая чувственность и новые темы (будь то лунные войны, чувства одушевленного робота или онкология у любимого человека): «НеПушкин» точно фиксирует рождение еще неизведанной поэзии – или реинкарнацию вечной. А когда Илья Рогов в финале читает «Эпилог» Кибирова, он точно окончательно достраивает мостик, перекинутый к спектаклю их Мастера, к самойловскому образу утраченного рая детства. Ольга Фукс

Administrator: Выступление молодых сатириконовцев на "Звездном вечере" в клубе "Эльдар".

Administrator: Отсюда В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ДРАМЕ ПРЕМЬЕРА С АКТЕРАМИ «САТИРИКОНА» В ГЛАВНЫХ РОЛЯХ Новую версию спектакля «Старший сын» по пьесе драматурга Александра Вампилова в челябинском драматическом театре покажут в четверг, 5 апреля. Эта постановка – результат сотрудничества южноуральцев с московским театром «Сатирикон», сообщили корреспонденту ГТРК «Южный Урал» в пресс-службе областного минкульта. В главных ролях заняты «воспитанники» Константина Райкина. «Вампилов – гениальный автор, а эта пьеса одна из лучших. Пьеса о разрушении семьи, системы координат. На сегодняшний день это очень актуальная тема, семья становится самой уязвимой частью общества. Тема взаимоотношений отцов и детей на расстоянии обретает новый объем. При этом, наш спектакль вовсе не будет архаичным, консервативным и решенным в традиционной манере. Напротив, в эту лирическую историю мы вдохнули энергию сегодняшних ритмов и современные новаторские театральные ходы», – рассказал режиссер спектакля Яков Ломкин. На сцене челябинского театра драмы пьеса Александра Вампилова с огромным успехом шла в 70-х годах. Две главные роли в новом спектакле, студента Владимира Бусыгина и его приятеля Семена Севостьянова, сыграют молодые актеры «Сатирикона» Никита Смольянинов и Игорь Гудеев. В театре отмечают, что на творческий союз с челябинской драмой своих актеров лично благословил Константин Райкин. В дальнейшем планируется, москвичи будут выступать наряду с челябинскими актерами Михаилом Зузневым и Александром Бауэром.

Administrator: Отсюда «Только он мог превратить человека на сцене в насекомое» — ректор ГИТИС об уходе Вячеслава Колейчука Григорий Заславский в интервью Пятому каналу вспоминает одну из самых, пожалуй, уникальных работ художника — постановку «Превращение» Валерия Фокина в театре «Сатирикон». Фокин ставил «превращение» Кафки с Константином Райкиным в главной роли. И одна из самых больших сложностей для режиссёра в этой постановке, по словам ректора ГИТИСа — как показать превращение человека в насекомое не только с помощью пластики, даже столь невероятно пластичного артиста, как Райкин, а таким образом, чтобы зритель не только поверил, но и увидел это превращение воочию. «Для этого он воспользовался почти пространственными фокусами, когда вроде бы статичные интерьеры пражской квартиры вдруг неожиданно проваливались в какую-то пропасть и только что бывший с нами в одной плоскости актёр, превращался в крошечное создание на дне какого-то резервуара. Это наверное было то, о чем Кафка мог только мечтать, и то, что для спектакля Фокина мог сделать только такой художник как Вячеслав Колейчук», — говорит Григорий Заславский. Колейчук получил архитектурное образование. И он очень многое из своих знаний и необычных для театральной сцены навыков привнес в постановки. По словам Заславского, он очень свободно работал с самыми простыми предметами, умея наделять их почти космическими свойствами, он очень тонко, как-то по-своему чувствовал пространство. «Это был уникальный художник. И это очень грустно», — поделился ректор ГИТИСа. Пятый канал сообщал о том, что Вячеславу Колейчуку было 76 лет. В 1960-е был участником группы художников «Движение». Колейчук был художником-кинетистом. Это направление в современном искусстве основывается на идеях движения. Один из первых проектов художника — парящий атом над площадью Курчатовского института. А придуманные им предметы для фильма «Кин-дза-дза» знакомы каждому зрителю.

Administrator: Из архивов. "Такие свободные бабочки"



полная версия страницы