Форум » Архив форума » КОРОЛЬ ЛИР. Часть 2. » Ответить

КОРОЛЬ ЛИР. Часть 2.

Administrator: КОРОЛЬ ЛИР. Часть 1. http://suhanov.borda.ru/?1-1-40-00000012-000-220-0-1194819092 ************************************************************ Еще одна темка закрылась из-за переизбытка информации. Ну что ж, как говорил у писателя Можаева его герой Федор Кузькин: "Жизнь мне ставит точку, а я ей запятую! Запятую!" А посему - тут же ставлю "запятую" интернетным "засадам" и открываю том 2 воспоминаний и впечатлений о НОВОМ Лире. И сподвигло меня на это письмо в привате от нашей француженки Фриды - пусть не беспокоится: с форумом все в порядке. Вот фрагмент ее письма: Ирината, здравствуйте! ...Как любопытно вы написали об изменениях в спектакле. А не могли бы вы еще подробнее рассказать? Тем более, что вы пообещали рассказать о Глостере Дениса Суханова. Я не могу себе представить, что значит для "Короля Лира" "Цирковой марш", но, доверяю вам, наверняка это было что-то необыкновенное. Остаюсь с легкой завистью к вам, ваша Фрида Отвечаю: Фрида, обязательно напишу и расскажу! Из-за занятости - немного попозже. Ваша Ирината

Ответов - 95, стр: 1 2 3 4 5 All

Administrator: Отсюда: http://www.kommersant.ru/region/spb/page.htm?Id_doc=835423 В московском отеле "Шератон-палас" прошла пресс-конференция оргкомитета "Золотой маски", на которой были оглашены номинанты на главную театральную премию России по итогам сезона 2006/2007. В драматическую часть афиши вошло 15 постановок, причем только 5 из них относятся к спектаклям большой формы, остальные рассчитаны на малую сцену. В афише большой формы московских спектаклей только два: "Король Лир", поставленный Юрием Бутусовым в "Сатириконе", и "Много шума из ничего" молодого Константина Богомолова (Театр на Малой Бронной).

Administrator: Отсюда. Золотая Маска-2008. Номинанты ДРАМА - СПЕКТАКЛЬ БОЛЬШОЙ ФОРМЫ «КОРОЛЬ ЛИР» Театр «Сатирикон», Москва "Король Лир" в других номинациях "Золотой маски": ДРАМА - РАБОТА РЕЖИССЕРА: Юрий БУТУСОВ ДРАМА - МУЖСКАЯ РОЛЬ: Константин РАЙКИН (Лир - «Король Лир») ДРАМА - РАБОТА ХУДОЖНИКА: Александр Шишкин

Фрида: Ирината, дорогая! Вот уж новость, так новость вы сообщили! Я поздравляю замечательный "Сатирикон" с номинациями на премию. Надеюсь и даже уверена в победе. Потому что такой великолепный спектакль, как "Король Лир" не могут ни признать лучшим! Фрида


белка: ДА,номинированы мы на "Золотую маску"....А спектакль- то продолжает меняться и совершенствоваться...

Ирината: Театр на неделе: В ожидании маскарада ...В «Сатириконе» идет «Король Лир» – одни из пяти претендентов на звание «Лучший спектакль большой формы». Трагедию Шекспира бывший питерец Юрий Бутусов поставил как фарс, а Лира Константин Райкин играет не старым, не глупым и слишком хорошо понимающим, что такое искушение властью. Зачем же он искушает ею своих дочерей, – спросите вы. Да потому что в трагедии царствует рок. Как оплакивает Лир своих погибших девочек в финале – забыть нельзя...

Ирината: Отсюда. Сатирикон. Король Лир. Божественно. Эмоции.... эмоции, чувства, ощущения..... Нереальность, абсурд, метафоры, знаки..... Райкин божественен. Постановка чудесна. Музыка......... точна. Концовка............... Держит в напряжении. И хочется просто смотреть. Стиснув зубы, нахмурившись до боли, чувствовать бешеное биение сердца.

Ирината: Ничего особенного: мЭстная прЭсса района Марьина Роща о премьере Лира. Годичная давность и - "лишь бы написать". Но пусть будет "до кучи"... http://www.zbulvar.ru/mar/newspaper/streaks/articles/detail.php?STID=4836

Ирината: Вот иной раз так чешешь в затылке... Действительно ли под верхним слоем истины есть еще один... и еще... и еще десяток... Или это всё - бред?... [url=http://forums.ng.ru/archive/part/www.ng.ru,culture,2006-10-09,10_satirikon/1#fm]Зрители обсуждают премьеру...[/url] ...В этом смысле ясно, почему "Король Лир" у Райкина вырос из "Ревизора". Райкин допёр, что Хлестаков - падший ангел, явившийся на Землю дя инспекции - и его приняли людишки за Бога. Зачем ставить о падшем ангеле - лице второстепенном у Бога, если есть и назрела "великая инспекция" самого Бога в лице "Короля Лира" Браво, Константин Райкин! Действительно, от души, гениально! Аллюзии ясны до примитива: Король Лир - это Бог. Три дочери - это три великие религии - иудаизм (жёлтый цвет), христианство (красный), ислам (белый). Рассказать о своей любви к нему - это ясно - отчитаться перед Богом. Усадить мёртвых дочерей играть, а они валятся - хочет воскресить былой пафос религий, а запала нет. Как раньше не додумались до таких аллюзий? В этом смысле пьеса не о политике, а о бОльшем - о человечестве и его пути во вселенной или хотя бы на грешной Земле. Что евреи нам готовят, если Райкин выдал такое? Будем демонтироваться?

Ирината: Литературная газета: большой аналитический текст о двух "Королях Лирах" - Додина (МДТ) и Бутусова (Сатирикон). Любовь Лебедина "Короли и шуты безумного мира " Два «Лира» сезона В 2006 году два именитых питерских режиссёра – Лев Додин и Юрий Бутусов – сошли с ума на «Короле Лире». Не буквально, конечно же, а фигурально, но, как выясняется, поставить сегодня эту пьесу без «сумасшедшинки», без безумных трудностей никак нельзя. Худрук Малого драматического театра – Театра Европы мучился с великой трагедией полтора года, доведя своих артистов почти до изнеможения, а Бутусов, приглашённый в столичный «Сатирикон», долго дорабатывал и не выпустил спектакль в назначенный срок. Конечно, зрителей мало интересуют слёзы художников, им важен результат. Но иногда эти «невидимые миру слёзы» слишком явно проступают во время действия, и постановка начинает зримо «буксовать», захлёбываться во внутренних переживаниях. В эти минуты публике хочется одного – избавиться от излишних страданий и давящей безысходности. В первую очередь сказанное касается прочтения Додина, который вообще любит загружать зрителей неразрешимыми проблемами. А тут ещё Шекспир, которого он никогда прежде не ставил, – посему есть где широко разгуляться его драматизму, «жестокому таланту», налицо богатые возможности, дабы сказать всё, что он думает по поводу власти на современном этапе, когда фарисей погоняет фарисеем, а искренность считается чуть ли не преступлением. И всё же спектакль не может постоянно угнетать – в нём должны быть просветы, зоны так называемого отдыха. Они, несомненно, имеются у Додина, возникают в тех моментах, где царствует Шут короля. Но его импровизации, проходящие «по ведомству» чёрного юмора, располагают опять-таки не столько к оптимизму, сколько к ёрничанью, ехидству, каверзам. Надо сказать, что эти «материи» в чём-то сближают оба спектакля, при всей разности стиля игры и самого режиссёрского видения пьесы. Один человек, весьма далёкий от театра, но неравнодушный к творчеству Константина Райкина, спросил меня: а что, в «Сатириконе» уже из «Короля Лира» сделали комедию? Видимо, в его представлении название этого театра ассоциируется исключительно с лёгким жанром, где нет места трагическому. Поклонники «Сатирикона» давно знают: здесь приветствуются все жанры, за исключением хрестоматийного «скучного». Места не должно быть только унынию. Поучать можно, но без назидания, без пафоса. Пришедшие на спектакль должны каждую минуту ощущать, что они находятся в театре, на представлении, где горечь, грусть и слёзы перемешиваются с радостью от игры, брутальным лицедейством. Самое удивительное, что и шекспировская трагедия смотрится в «Сатириконе» и впрямь легко. Ритм стремительный, местами озорной, с хорошим юношеским «драйвом», не говоря уже о том, что Бутусов преднамеренно делает спектакль эклектичным, бойко нагружая его элементами поп-арта. К примеру, слуга выносит на сцену бутафорского коня, сделанного из металлических прутьев, и спрашивает: «Где поставить лошадь?» Слово «поставить» в данном случае воспринимается буквально, и это звучит смешно. Но начинать рассказ о спектакле с остроумной выдумки режиссёра, наверное, не солидно: не станем, таким образом, подыгрывать тем из многочисленных сегодняшних постановщиков, кто, желая прослыть авангардистами, «ставят телегу впереди лошади», выворачивая смысл классической пьесы наизнанку и заставляя нас прилагать неимоверные усилия, теряться в догадках, что же, собственно, хотелось сказать. Здесь не тот случай: и классический текст сохранён, и главная идея не искажена. Покуда на земле существуют государства и их вожди, власть будет неизменно проверять людей на прочность и моральную стойкость. Согласитесь, мало в мировой драматургии пьес, где политика так тесно переплеталась бы с семейными узами, зовом крови и любовью, подобно тому, как это происходит в «Короле Лире». И на место шекспировского экс-короля можно смело подставлять любого из современных экс-президентов – всё будет выглядеть правдой, или почти правдой, поскольку мотивы предательства, совершённые по отношению к человеку, когда-то стоявшему на вершине государственной пирамиды, вечны. А в такой стране, как Россия, где идеи монархизма не только до сих пор живы, но чуть ли не выражают её национальную идею, история Лира читается почти буквально. К тому же короля предают его старшие дочери, следовательно, они идут против Бога, нарушая одну из главных христианских заповедей: «Чти отца своего». А это уже прямой путь к духовному вырождению – ещё одному актуальнейшему для нас понятию. В отличие от Льва Додина, представляющего Гонерилью и Регану в виде заводных восковых кукол, Юрий Бутусов идёт другим, более выигрышным путём. Страх перед завтрашним днем, боязнь потерять только что полученные земли заставляют их переступить через себя, зажать своё сердце в кулак и начать войну с отцом, который, вернув себе бразды правления, может превратить их в изгнанниц, по примеру младшей дочери Корделии. Крепкий узел политико- семейственной интриги закручивается с самого начала спектакля. Лир в исполнении Райкина совсем не похож на дряхлого старика – он, скорее, чудаковатый, со своими, как теперь принято выражаться, «тараканами» в голове. Но и не лишённый известной сметливости. Быстро понимая, что почивать на лаврах экс-короля не дадут и что реформы его в первую очередь ударят по нему самому, он выбирает тактику нападения. Но поезд ушёл, и чем больше он тужится, суетится, тем яснее видит раскрывающуюся перед ним бездну. Райкин играет не вконец опустошённого человека, каким он предстаёт у Петра Семака в Петербурге, но смертника-канатоходца, идущего по натянутой проволоке в никуда. Именно шаткое равновесие Лира сообщает всему происходящему на сцене ощущение тревоги, липкого страха. Все действующие лица спектакля – от эпизодического слуги до верного Кента, прекрасно сыгранного Тимофеем Трибунцевым, – живут в атмосфере непредсказуемости, надвигающейся бури как возмездия за совершённые грехи. Три открытых пианино на сцене олицетворяют трёх муз Лира, трёх его дочерей, что должны были реализовать его мечту о рае на земле. Но клавиши молчат, и в финале спектакля три мёртвых грации застывают в нелепых позах у инструментов, так и не сыграв гармонической мелодии. Отвергнутый всеми, Лир вынужден собирать камни, разбросанные им в предыдущей, успешной жизни, и именно от этого трогается рассудком. Он наконец понимает, насколько он был прежде слеп, глух и честолюбив, держа себя за венец природы. Интересно, что сумасшествие это можно трактовать по-разному: то ли Лир и сейчас притворяется, то ли действительно повредился в уме. В конце концов, это не так уж важно – важно то, что в конце жизни он прозрел. Только вот зачем он задушил своего шута и почему эту роль играет актриса Елена Березкова, так и остаётся загадкой. Тем более что в спектакле Бутусова Шут вовсе не является той ключевой фигурой, как у Льва Додина. В питерской постановке Шут Алексея Девотченко не просто клоун по должности, бросающий своего господина, когда осознаёт, что тот никогда не всплывёт наверх, он ещё и тапёр, озвучивающий своей игрой на пианино человеческую комедию, где знак власти определяет всё. Он как бы полная противоположность своему хозяину, жестоко просчитавшемуся с разделом государства между двумя дочерьми и незаслуженно обидевшему младшую дочь за её искренность. А вот когда жизнь этого Лира изрядно потрепала, превратила в изгоя, то он невольно задумался, что же есть человек на самом деле: Бог? Царь? или Червь? Додин на сей раз отказывается от привычного для него метода психологического перевоплощения и строит действие как своего рода интеллектуальную притчу. К этому его подталкивает и дробность эпизодов, моментальный перенос событий из одного места в другое. (Тут впервые понимаешь, что Шекспир был первым киносценаристом, который чередовал сцены, словно «кадры», не заботясь о том, что их будет связывать.) Во втором акте своего спектакля Додин находит для этого гениальное решение. После того как графу Глостеру (Сергей Курышев) выкалывают глаза и для него наступает вечная темнота, режиссёр «связывает» короткие эпизоды затемнениями, отчего каждая новая сцена воспринимается как отдельный флэшбек, «кинонаплыв» из прошлого. Только однажды эта современная синтетическая притча взрывается и начинает вибрировать всеми нервными окончаниями. Когда обездоленный Лир сполна осознаёт «голую» сущность человека на «голой» земле. Теперь одежда ему ни к чему – прочь притворство, прочь условности! – у человека есть одна одежда, его тело. Король раздевается догола, и его примеру следуют Кент, Шут, Глостер… Зрелище, мало сказать, впечатляющее. Но шок в данном случае возникает не от множества обнажённых мужских тел, а от той обнажающей правды, когда человеку, доведённому до крайней степени отчаяния, становится безразлично, как он выглядит и что о нём подумают. Сравнивать два непохожих прочтения одной пьесы – дело неблагодарное, хотя и очень интересное. Ведь, по сути, мы имеем дело с двумя зеркалами, которые при помощи великого театрального текста ставят перед природой и обществом два режиссёра, и видят то, что хотят увидеть в силу своего мировоззрения и творческого опыта. Меньше всего хочется противопоставлять один спектакль другому, ну а то, что в каждом из них есть свои плюсы и минусы, – естественно и понятно. Главное же, что в этих зеркалах зрители видят себя, понимая, сколь губительно бывает для человека отсутствие храма в его душе.

Ирината: Украина готовится к встрече с Сатириконом... БЕЗУМНЫЙ ЛИР, БЕЗУМНЫЙ РАЙКИН В первый день февраля на сцене столичного МЦКИ "Олимпийский" — замечательный сын своего отца окунет нас в мир непревзойденного Шекспира в постановке Юрия Бутусова. В 19.00 в этот вечер предстанет в одноименном спектакле настоящий Король Лир — Константин Райкин во всем своем великолепии. Он, как всегда, находит самый короткий и верный путь к сердцу зрителя — через невероятный юмор и пробивающее все шекспировские брони человеческое обаяние. Безумие его Лира — не пафосный наигрыш с заламыванием рук, взвыванием в такт и вырыванием волос на голове, а очень убедительное, надо даже сказать, бытовое сумасшествие, которое стоит ни много, ни мало — от 120 до 1500 гривен, как указано в столичных афишах. "Короля Лира" традиция давно разрешает играть в отрыве от конкретной почвы. Напоминать о сюжете — его знает каждый. И в том, что даже самый дотошный зритель никогда не определит, где и когда происходит действие спектакля Юрия Бутусова, ничего удивительного нет. Он поставлен вне географии или истории. Сцена "Сатирикона" обнажена постоянным соавтором Бутусова художником Александром Шишкиным до кирпичного задника и больше всего похожа на склад декораций. От спектакля в памяти даже у самого взыскательного зрителя остаются прежде всего две райкинские сцены. Одна — во втором акте, когда заглавный герой буквально вырастает на авансцене из вороха газет и силой своего дарования сжимает в кулаке зрительское внимание, произнося наконец-то действительно безумный и одержимый монолог. Вторая — финал, в котором Лир суетливо мечется между телами дочерей, пытаясь каждое из них прямо усадить на табуреты перед тремя роялями.

Ирината: Отсюда. Сама с трудом понимаю. Если бы мы отбросили всю эту мишуру, осталось бы только тело. Если бы мы отбросили, всю эту мишуру нам никогда не собрать. Если бы мы отбросили всю эту мишуру, то осталось бы нам что-нибудь? Навеяно "Королем Лир" Сатирикона

Ирината: Отсюда. Искусство для народа? Одесса - город с по-настоящему большими культурными традициями! Сюда не стыдно приехать с концертами звездам даже самой большой величины. Вот они и приезжают. Звезды. Разные по своему статусу, но в любом случае интересные. Я бы, например, с огромным удовольствием сходил на "Сатирикон". Когда-то давно, когда я был еще совсем юным, мне довелось побывать на постановке "Трехгрошевой любви" с Константином Райкиным. Этот актер произвел на меня сильнейшее впечатление. Сейчас он привозит в Одессу со своим театром "Король Лир". Билеты от 160 грн. Я не спорю, актеру такой величины необходимо зарабатывать и зарабывать хорошо. Вот только интересна ли будет Константину Аркадьевичу та аудитория, перед которой придется выступать? Ведь как часто бывает в наше время, уровень доходов и уровень культурных притязаний (назовем это так) двигаются в разных направлениях...

Ирината: Отсюда. Король Лир" в Сатириконе. Начну с того, что все-таки это необыкновенный театр. Необыкновенные актеры, необыкновенная энергетика. И необыкновенная публика. Воля ваша, такой публики (или такого владения ею) я нигде не видела. За несколько минут до окончания долгого и непростого спектакля в зале воцаряется полная тишина. Битком набитый тысячный зал замирает, как один человек. А после спектакля никто не торопится уходить- благодарят стоя. "Лир" в Сатириконе не настолько однозначно потрясающ и гениален, как "Ричард", детище того же режиссера и почти того же актерского состава. К сожалению, захватывающая магия экспрессивного символизма, держащая зрителей "Ричарда III" от первой до последней минуты, в "Короле Лире" во своей своей полноте проявляется только во втором действии. Первое действие тяжеловато, академично и не дает того чувства достоверности и причастности, как второе. Несколько устаревший перевод не помещается в рамки сатириконовского темперамента, мало музыки и слишком много игры с декорациями. Жаль, что с самого начала мало прослеживается основная идея спектакля, так ярко и трагично высвеченная в финале- о том, как жестоко дети расплачиваются за грехи отцов, о том, как грехи детей падают на головы родителей, слишком поздно осознающих свою вину. Безумный Лир, словно ребенок, пытающийся воскресить разбитые игрушки, поднимает и роняет безжизненные тела дочерей... В первом действии отцы-разрушители- Лир и Глостер слишком энергичны, сильны и молоды, чтобы вызывать сочувствие и понимание. Они играют в своих детей с такой страстью и напором, что провоцируют скорее отторжение... Огромное силовое поле, исходящее от Райкина и нервный темперамент и хищная грация Суханова заставляют воспринимать их героев не как мучеников, а как соперников собственных детей, причем соперников более сильных, играющих по им самим установленным правилам. Драма первого действия несколько умозрительна и теоретична. Второе действие, начинающееся с любовного треугольника Эдмонд- Регана- Гонерилья, просто великолепно. Гремучая смесь страсти, нежности и предательства... Не вероломные дочери Лира, не униженный сын Глостера, а изголодавшиеся по любви женщины и мужчина- вечная тема. Да и ослабевшие отцы- слепой Глостер, безумный Лир- становятся куда человечнее. Проход Глостера и Эдгара- одновременно тени своего отца и его опоры- поднимает пантомиму на трагическую высоту. Монологи нагого изгнанника-безумца куда более разумны и трогательны, чем речи сумасбродного монарха. Действо начинает напоминать греческую трагедию- высокое отчаяние, прекрасный ужас, торжество хаоса над непрочностью человеческих судеб. Резкий, порой пугающий резонанс духу трагедии создает смело используемые Бутусовым фарс, клоунада. От этих ходов, как от большого перепада температур, бросает в дрожь. Все это становится возможным благодаря великолепным актерам. Боже, Боже, какие актеры! Им веришь. И боишься за них- как им не страшно смотреть в такие пропасти? Браво...

Ирината: Отсюда. "Король Лир" в Сатириконе Поговорка "Всё познаётся в сравнении" и "Театр театру рознь" вполне осознаётся в Сатириконе. Особая энергетика там что ли? Я нигде не слышала такой нервической тишины в зале, когда кажется ее можно потрогать и вдохнуть, как наркотик. Давно я не слышала, чтобы в антракте за спиной спорили о том, что никто не имеет морального права редактировать Баха, причём как о чём-то задевшем за живое. И когда весь зал стоит вместо того, чттобы бежать скорее в гардероб и устраивает овации - это что-то. Ладно, обо всём по порядку. Первое действие меня не впечатлило. То есть заставило недоумённо пожать плечами. Долго думала -что же не так. Выразить словами это было сложно. Итак, что не так? Постоянное таскание досок, которое не всегда, на мой взгляд вообще и требовалось? Энергичный и злобный Лир в исполнении Константина Райкина, не вызывающий абсолютно никакого сочувствия - а скорее раздражение. По всему выходит, дочурки просто от него устали. Да и слишком много внимания было уделено подсчёту личной гвардии Лира. В результате создалось впечатление, что именно в этом вся загвоздка. Знаменитое "Не верю!" просилось и при взгляде на Глостера. Уж слишком порывист и страстен Денис Суханов- не по-стариковски. даже о своей связи с красавицей, подарившей ему незаконного сына, он расскаывает с таким темпераментом, словно это было только вчера. Максим Аверин, играющий Эдмонда, не уступает ему по энергетике и силе обаяния и вовсе не выглядит его сыном. Скорее братом. Меня добил "Советский цирк". Этот штрих настолько гротесктен, что я долго задумчиво обозревала опустевшую сцену, по которой методично двигались работники сцены, готовя ее ко второму акту. Второй акт я поджидала с опаской. А зря. Он оказался великолепен. На однм дыхании. Все углы и резкие краски сгладились, фарс обратился наконец в трагедию, необычайно лиричную и проникновенную. Сменились акценты. Растерянный и страдающий Глостер, безумный Лир, сначала читающий полукомический монолог, а потом так долго не узнающий Корделию и в детской беспомощности отрицающий очевидное... Зазвучавшие мизансцены и ожившая пантомима. Им веришь беспрекословно. Агрессия сменилась смирением и отчаянием. Осознанной виной. Тема отцов и детей плавно перетекла в любовный треугольник и высветилась с неожиданной стороны. Надо же! Сколько раз я читала эту пьесу, но никогда мне не приходила в голову простая мысль - пусть дочери виновны перед Лиром, но и он виновен перед ними. Они его плоть и кровь - он сделал их такими и толкнул на преступление. Интриги Эдмонда чудовищны... Но разве не его отец виновен в этом? Всё запуталось в тесный узел. который разрешается смертью. И Гонерилья убивает себя не из страха перед гневом мужа, а потому, что она убила родную сестру. А они же сёстры- они похожи, они даже любят одного и того же мужчину. И пусть они в багряном и золотом, а Корделия в белом. Они тоже несчастны и страдают. Поэтому так растерян и смятён король, пытающийся оживить своих дочерей, будто сломанные музыкальные куколки, которые безжизненнно падают навзничь с режущим по сердцу фортепьянным плачем. А он всё пытается и пытается - но тщетны его попытки. Его дочери мертвы. Все. И ничего нельзя исправить и изменить. Музыка... музыка делает своё дело. Больше всего меня потряс диалог Лира с мёртвой уже Корделией. Ему кажется, что она жива, но стоит ему дотронуться до нёё - и она легко и бесшумно, как пёрышко, опускается на землю. И снова поднимается, вызвав взрыв отцовской радости: Она жива! Но нет. Нет. Нет. И я забыла, что я в театре. Да, браво!

Ирината: Отсюда (фрагмент). Театр на неделе: От помойки до гекзаметра ...Режиссер Юрий Бутусов вообще славится своими шекспировскими постановками, в которых канонические трагедии превращаются в фарс. Вспомнить хотя бы его «Короля Лира», в котором вовсе не старый Лир (Константин Райкин), раздевшись до трусов, решает проверить дочек на вшивость: предлагает им «порулить» вместо него королевством. Что из этого выходит? Три женских трупа, которых обезумевший папаша усердно пытается усадить за пианино. А ведь сам же заварил всю кашу!..

Ирината: Отсюда. Сюрреализм в Шекспире ;) Совсем недавно была в "Сатириконе" на премьере спектакля режиссера Ю. Бутусова по трагедии Шекспира "Король Лир"... Главную роль (Лира:)) сыграл художественный руководитель театра Константин Райкин)) Он, в прочем, как всегда, был великолепен ;) Шекспировская тема для режиссера актуальная в последнее время. В МХТ в минувшем сезоне Бутусов поставил «Гамлета», который, к моему счастью, мне удалось наблюдать). Судя по его спектаклям Ю. Бутусов не принадлежит к режиссерам, фанатеющим собственным замыслом, не задумываясь отправляет в небытие то, что еще 5 минут назад могло показаться дорогим нам. Жанр его постановок его создатели и критики пока не стремятся определить, но я бы определила его как своего рода сюрреализм) А что такое сюрреализм?) Сюрреализм (surréalisme — сверхреализм) — направление в искусстве, философии и культуре, сформировавшееся к началу 1920 гг во Франции. Отличается подчёркнуто концептуальным подходом к искусству, использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Ничего не понятно, правда?)) Так вот: основное понятие сюрреализма — совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством колладжа ( творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных самых разнообразных изображений, наклеенных на бумагу или холст). Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения... Так вот вернемся к Лиру:) Бутусову удалось создать не только великолепно поставленный спектакль, но и продумать все мелкие детали - инвентарь, декорации, костюмы, грим)), свет и звук. Хочется отметить абсолютно сумашедший финал спектакля, только ради него стоит посмотреть данное произведение... Сходите, всем советую - интересно и масштабно!!! Пи.Эс. Все определения были нагло украдены из информационных источников рунета)

Ирината: Киев с Одессой, приняв от нас на несколько дней великолепного "Лира" для "порадоваться", томит неизвестностью. Нет ни официальных сообщений, ни радостных (или наоборот) ЖЖшных воплей зрителей... Но - вот сегодня нашла старенькое, еще от прошлого сезона - Шейкспир "Король Лир" в "Сатириконе", или Что наша жизнь? Дурдом! Довелось мне попасть в "Сатирикон" Константина Райкина, на спектакль по Шейкспиру "Король Лир", хотя по Шейкспиру - не совсем точно сказано, объясняю... Сам театр достаточно интересен - он небольшой, все хорошо видно на дальних местах, охлаждение(в отличие от предыдущего театра, то есть от Наминского) работает хорошо, интересно оформлен потолок - в виде висящих вертикально тонких пластин, и так весь потолок... В спектакле участвовали сам Райкин(Лир), Осипов - видел его в кино, а остальных я не знаю, но актеры очень хорошие - сразу заметно... Само действо хорошо многим известно - король заварил кашу с наследством, раздав свое королевство и себе не оставив ничего. Потом оказался совсем голый ибо раздал все дочерям, а они прогнали его... Вобщем понятно... но как это было сделано! Все время была современная музыка, движения актеров а ля брэйк денс, еще только современные костюмы, разброшенные газеты, постоянно из неоткуда всплывающие образы Герцога Бургундского если не ошибаюсь, то вроли попугая, то в роли дворника со своим сыном, эмоции актеров, похожие на смеющихся в психушке людей... Мама джа! Это было нечто! Люди своими эмоциями точно напоминали психов, вечно мечущихся, желающих непонятно чего, непоняно зачем... Пережить такое сложно, если хотите - милости просим! Одно я вынес из спектакля: вся наша жизнь - большая психбольница, и все, что в ней происходит - радости, печали - это наши глюки! Поэтому не надо боятся, давайте жить! Все равно встретимся у Главного Психиатора!:)

Ирината: И еще - из "ненового". Отсюда. ...во вторник посмотрела в Сатириконе спектакль "Король лир" с Константином Райкиным в главной роли. Чувства после спектакля весьма противоречивые. Нашла отзывы на спектакль в разных печатных изданиях, собственно, критики столь же противоречива, как и мои чувства. Но абсолютное большинство сходится в одном - последняя сцена спектакля оставляет мощнейшее впечатление. Эта сцена меня до сих пор не отпускает, стоит перед глазами, заставляет сердце сжиматься в маленький комочек. Кто то где то написал что нечто подобное уже было, и мол все вторично и заимствовано, может быть...Но ТАК меня не цепляло давно...Если у Шекспира трагедия, есть трагедия и все умерли, то в трактовке режиссера Юрия Бутусова и моем восприятии последняя сцена спектакля выглядит, как бесконечная попытка вернуть невозвратимое былое. Король лир пытается усадить за рояли своих уже мертвых дочерей (три рояля, три дочери), каждая из них долю секунды сидит ровно, а потом оседает, падает, задевает клавиши рояля и к звучащей тоскливой музыке добавляются безысходные, хаотичные звуки удара тел о клавиши. Лир поднимает одну дочь, усаживает, мечется к другой, усаживает ее, мечется к третьей, но первые два тела уже осели, откинулись в неестественных позах на клавиши рояля...они мертвы...а он как будто оконачельно обезумев и не понимая этого продолжает метаться между ними...

Ирината: http://www.kommersant.ua/doc-y.html?docId=847896&issueId=47090 Поиски безумия Константин Райкин играет короля Лира рассказывает Роман Должанский Три года назад киевляне уже имели счастливую возможность видеть, с каким бешеным темпераментом и виртуозностью эксцентрика Константин Райкин умеет играть шекспировские роли. Тогда это был злодей Ричард III, изобретательно аранжированный для художественного руководителя и ведущего актера московского театра "Сатирикон" режиссером Юрием Бутусовым. Теперь этот же тандем сочинил трагического, хотя, как и в прошлой постановке, пересыпанного всевозможными гэгами и клоунскими репризами "Короля Лира". Эту пьесу театральная традиция давно разрешает играть в отрыве от конкретной почвы. И в том, что даже самый дотошный зритель едва ли определит, где и когда происходит действие спектакля Юрия Бутусова, ничего удивительного нет. Он поставлен вне географии или истории, потому что поставлен он на обломках театра – не "Сатирикона", разумеется, дай бог всем театрам так прочно и осмысленно стоять на ногах, как получается у этого,– а на обломках, можно сказать, мирового театра. Сцена, полностью обнаженная постоянным соавтором режиссера, художником Александром Шишкиным, больше всего похожа на склад декораций. Массивные красные двери ведут в никуда; из-за кулис виднеются не относящиеся к делу картины – из других каких-то спектаклей; разбросанные повсюду фанерные листы и доски готовы стать материалом еще для каких-то постановок, а неровная серая масса, которая покрывает пол, напоминает об отвалах пустой породы. Юрий Бутусов не боится добавлять к этой субстанции все новые и новые килограммы. Судя по этому спектаклю, он не принадлежит к режиссерам, чахнущим над златом собственных находок, с легкостью отказывается от любых эффектных приемов и решений в пользу новых. Лишь бы это стало для зрителя очередным внешним раздражителем, будь то какой-нибудь странный объект оформления или неожиданная интонация – вроде кукареканья Глостера (Денис Суханов), скрывающегося в пианино; появление белых мертвецких масок на лицах актеров – или сильный смысловой акцент: Лир у Бутусова душит шута, которого против обыкновения играет здесь не актер, а актриса. Раз мир лежит в обломках, спроса с театра никакого: что осталось, то и видно. А от чего именно остались те или иные обломки, зрителю предлагается додумать самому. Впрочем, как и в "Ричарде III", главной приманкой спектакля остается центральный исполнитель. Честно говоря, как-то особенно рекомендовать Константина Райкина в роли Лира даже неловко. Великий актер играет великую роль мирового репертуара – какими дополнительными лакомствами надо в этой ситуации соблазнять публику? Какие опасения развеивать? Что рановато ему по возрасту? Но представления о Лире как о дряхлом старце, примериваться к роли которого позволено только тем актерам, которым самое время задуматься о душе, давно отошли в прошлое. То, что Лиру не обязательно быть величественным романтическим трагиком, тоже всем известно. Ну, а тем несчастным, кого уже совсем отучили выходить из дома, если зрелище не обещает хоть толики сенсационности, скажем, что в одной из сцен артист бегает по сцене в одних трусах. Хотя главные достоинства этой работы, безусловно, заключены в содержании, а не в забавных приспособлениях. Отпустивший бороду (впрочем, недлинную) Константин Райкин играет Лира не королем, но озабоченным, упертым, сосредоточенным на какой-то важной для одного него мысли человеком. В игре его поначалу многое кажется случайным, пока вдруг не осознаешь, что райкинский Лир очень хочет сойти с ума – он не боится безумия и не притворяется ненормальным, но истово жаждет помутнения рассудка. Может быть, именно оттого, что все вокруг него в развалинах, а собрать – вне его сил. Так или иначе, но те, кому посчастливится посмотреть этот спектакль, наверняка долго не забудут две райкинские сцены. Одна – во втором акте, когда главный герой буквально вырастает на авансцене из вороха газет и силой своего дарования сжимает в кулаке зрительское внимание, произнося наконец-то действительно безумный и одержимый монолог. Вторая – финал, в котором Лир мечется между телами дочерей, пытаясь каждое из них усадить на табуреты перед тремя роялями. Мертвые дочери оседают и падают, а Лир неустанно поправляет и поправляет их поочередно, пока сцена окончательно не погружается во мрак. Мечта героя осуществилась, он стал безумным. Но за это лишен избавления смертью – не обессмертен, но обречен на муку одиночества.

Ирината: А вот здесь: http://ntn.tv/ru/news/ukraine/2008/02/01/10/36.html , среди других видеоновостей, есть новость о приезде в Киев Сатирикона: Райкин даёт интервью корреспондентам; фрагменты спектакля (первая версия). Если кого-то не интересуют ВСЕ новости с Украины, можно посмотреть сатириконовский фрагмент здесь: http://ntn.tv/ru/news/kiev/2008/02/01/11/11.html Или просто прочитать текст: Райкин показал Киеву «Короля Лира» В Киев приехал один из ведущих московских театров «Сатирикон» во главе с художественным руководителем Константином Райкиным. Россияне привезли премьеру - спектакль «Король Лир», пьесу Шекспира в постановке Юрия Бутусова. Художественный руководитель «Сатирикона» признается, на этот раз приглашал Бутусова для постановки гоголевского «Ревизора». Там он должен был играть роль Городничего. Но со временем Райкин и Бутусов решили вместо этой пьесы сделать трагедию Шекспира. Король Лир в исполнении Райкина - образ трагический, сумасшедшего руководителя страны, который впал в детство. Он не может спасти ни своих дочек, ни королевство. Драма отцы и дети с политической окраской. Райкин рассказывает, на роль одной из трех дочек Короля хотел пригласить собственную дочь Полину - актрису театра имени Станиславского. Но потом отказался от этого. Потому что волнуется, когда на сцене рядом с ним играет родной человек. Художественный руководитель «Сатирикона» отмечает, его переполняют особые чувства, когда играет в Киеве. Московская театральная публика не идет ни в какое сравнение с киевской. Константин Райкин, народный артист России: «Здесь более эмоциональны, реакции на порядок выше. Вот мы сейчас в Одессе были, там эмоциональный зритель, но в Киеве еще более яркий. Просто, я думаю, Киев - все-таки столица и здесь еще более утонченный театральный зритель». Константин Райкин говорит, его театр еще вернется к гоголевскому «Ревизору». Пообещал, что «Сатирикон» обязательно привезет этот спектакль на родину классика украинской литературы.



полная версия страницы