Форум » Архив форума » КОРОЛЬ ЛИР. Часть 2. » Ответить

КОРОЛЬ ЛИР. Часть 2.

Administrator: КОРОЛЬ ЛИР. Часть 1. http://suhanov.borda.ru/?1-1-40-00000012-000-220-0-1194819092 ************************************************************ Еще одна темка закрылась из-за переизбытка информации. Ну что ж, как говорил у писателя Можаева его герой Федор Кузькин: "Жизнь мне ставит точку, а я ей запятую! Запятую!" А посему - тут же ставлю "запятую" интернетным "засадам" и открываю том 2 воспоминаний и впечатлений о НОВОМ Лире. И сподвигло меня на это письмо в привате от нашей француженки Фриды - пусть не беспокоится: с форумом все в порядке. Вот фрагмент ее письма: Ирината, здравствуйте! ...Как любопытно вы написали об изменениях в спектакле. А не могли бы вы еще подробнее рассказать? Тем более, что вы пообещали рассказать о Глостере Дениса Суханова. Я не могу себе представить, что значит для "Короля Лира" "Цирковой марш", но, доверяю вам, наверняка это было что-то необыкновенное. Остаюсь с легкой завистью к вам, ваша Фрида Отвечаю: Фрида, обязательно напишу и расскажу! Из-за занятости - немного попозже. Ваша Ирината

Ответов - 95, стр: 1 2 3 4 5 All

Ирината: Отсюда. Этот безумный, безумный, безумный, безумный Лир // Новая версия шекспировской трагедии в постановке Юрия Бутусова Московский театр "Сатирикон" показал в Киеве одну из своих последних премьер – шекспировского "Короля Лира" в постановке Юрия Бутусова. По мнению СЕРГЕЯ Ъ-ВАСИЛЬЕВА, и режиссер, и исполнитель заглавной роли Константин Райкин сумели взглянуть на одну из самых великих пьес мирового репертуара без школярского почтения, обнаружив в игранном-переигранном тексте новые, свежие смыслы. Юрий Бутусов еще со времен молодости, когда он со своими однокашниками, будущими всенародными "ментами" Константином Хабенским, Михаилом Пореченковым и Михаилом Трухиным устраивал в санкт-петербургском театре Ленсовета трагические клоунады по мотивам абсурдистских пьес Беккета и Пинтера, слывет режиссером с неистощимой фантазией и чрезвычайно свежим восприятием. Он действительно обладает редким театральным талантом вчитываться в любую, даже имеющую длиннющий шлейф трактовок пьесу словно с чистого листа, точно не ведая ни о сочиненных к ней литературоведческих комментариях, ни об авторитетных предшественниках, чьи сценические версии признаны едва ли не каноническими. Бутусов легко нарушает каноны и переходит границы, что, в частности, доказал несколько лет назад, поставив в "Сатириконе" с Константином Райкиным "Ричарда III", где, возможно, самый отвратительный шекспировский злодей оказался достоин не только гнева и презрения, но и сострадания, а его подлость, среди прочего, объяснялась и даже отчасти оправдывалась эгоизмом, бесчестностью и душевной глухотой окружавших. Такому довольно мизантропическому и безжалостному взгляду на человека режиссер остался верен и в постановке "Короля Лира". Собственно, мир, в котором существуют герои его спектакля, с самого начала выглядит руиной. Художник Александр Шишкин, обнажив сцену до арьерзанавеса, превратил ее в склад строительных материалов и явно отслуживших свой век театральных декораций: возле левой кулисы валяются потускневшие картины, рядом громоздится огромная красная дверь, ведущая в никуда, в центре – деревянные козлы, заваленные досками, листами картона и фанеры. Именно на этом "царственном подиуме" займется в начале спектакля Лир (Константин Райкин) дележом своего королевства между дочерьми, разрывая на части ветхую карту, которой он только что укрывался, как одеялом. Этому ключевому для развития интриги и понимания сути трагедии главного героя поступку режиссер и артист находят поразительно простое и сильное объяснение – Лир безумен с первой минуты действия. Чем бы ни была вызвана его сумасбродная выходка – монаршим капризом, старческой прихотью, желанием как-то встряхнуться и развеять скуку,– она свидетельствует лишь о неадекватности короля. Крепенький, коренастый, брутальный мужичок с короткой, седой бородой, в надвинутой на глаза вязаной шапочке, в сером поношенном свитерке и ветхих брючках со штрипками, хоть и хорохорится, возомнив себя тонким знатоком психологии домочадцев и подданных и незаменимым правителем, на самом деле просто глуп. Его страна лежит в обломках, дочери и свита подчиняются ему только из льстивой привычки, а Лир озорничает, требуя новых признаний в любви и верности и подтверждений своей мнимой доблести и мудрости. Герою, конечно, предстоит расплатиться, испытать величайшие муки за свою самонадеянность и душевную слепоту. Собственно, спектакль Юрия Бутусова построен как долгий путь Лира к прозрению. Построен, кстати, на довольно изящном парадоксе. Тут применен приблизительно такой метод, каким пользовались, к примеру, М. Найт Шьямалан в "Шестом чувстве" или Алехандро Аменабар в "Других" – мудрея, персонаж Константина Райкина начинает воспринимать реальность не такой, какой она ему казалось, а такой, какова она на самом деле. Отрекшись от престола, Лир словно бы ненароком вынул какой-то последний шуруп, на котором держалась вся хлипкая, трухлявая, износившаяся конструкция его государства. Теперь герою суждено узнать, что весь окружавший его мир, оказывается, давно слетел с катушек, рехнулся, обезумел. Это открытие для Лира ужасно, но и очистительно. Освобождаясь от гнета королевской надменности и всеведения, он постепенно превращается в ребенка. Примечательно, что главная эмоция, которую испытывает прозревающий Лир Константина Райкина,– изумление. Оно связано не только с пониманием, каким "бедным, голым, ничтожным животным" является человек, но и пронзительным осознанием чувства личной вины. За преступления детей, по версии Юрия Бутусова, отвечают отцы, а собственные ошибки и грехи нельзя переложить на чужие плечи. В редкой по выразительности финальной сцене превратившийся в тщедушного, слабого старика Лир пытается усадить своих дочерей, погибших в охватившей мир эпидемии безумия, на вертящиеся табуреты у трех расстроенных фортепиано. Все тщетно: тела обмякают, падают, цепляя клавиши, и эти случайные, атональные аккорды словно символизируют навеки воцарившийся в мире хаос. Точно так лет десять назад гулко и страшно били капли в барабан мертвого подростка Гамлета в спектакле литовца Эймунтаса Някрошюса. И так же рыдал над телом сына заваривший кровавую кашу безумный старик, обреченный, как и нынешний Лир, вечно оплакивать мир, утративший разум и человечность.

прелесть с луны: ссылку выложили на форуме , посвящённому Максиму Аверину http://community.livejournal.com/ru_teatr/591922.html Премия "ЖЖивой театр" - первая премия, вручаемая по результатам голосования в ЖЖ. Выбирайте лучшие спектакли, любимых актеров и талантливых режиссеров и голосуйте за них в 11 номинациях! Спонсоры - ЗАО "БОБИШ-ПромСервис" и ОАО "Октан-групп" там есть "Король Лир" и один из номинантов на лучшую мужскую роль Константин Райкин! ГОЛОСУЕМ!!!!!%) Administrator/Ирината: Ой... вот обязательно что-нибудь упустишь, если без помощников... Ведь знала же о голосовании... а сюда ссылку дать забыла... Спасибо Вам, прелесть с луны! Голосуем, друзья!

прелесть с луны: совет: оперативно снабжаем ссылкой свои контакты в асе!


Ирината: Пропустила почему-то осеннюю зрительскую рецензию здесь. Даю фрагментами и с печалью констатирую, что фотографии со страниц ЖЖ "ушли"... Опять Шекспир, опять в Сатириконе и как всегда - б е с п о д о б н о! Лир Райкина-Бутусова получился несчастным, трогательным и по-человечески понятным. Незабываемы - Эдмонд Максима Аверина, Глостер Дениса Суханова, Собирательный Кент Тимофея Трибунцева и Гонерилья Марины Дровосековой. Сначала вообще показалось, что перепутала спектакли и пришла на "Ричарда - III", а не на на премьеру "Короля Лир". Настолько едина в обеих спектаклях свойственная всем шекспировским хроникам тема. И в обоих случаях чувствуется рука Юрия Бутусова Константин Райкин играл гениально, впрочем это не новость. То с какой тщательностью он проработал образ Ричарда, с такой же проработал Лира - от посадки головы до кончиков пальцев. ..........>>> Денис Суханов похоже не только проработал, он ещё и жил ролью, полностью ей отдаваясь... Партнерами Райкина стали известные актеры "Сатирикона" - Наталья Вдовина, Агриппина Стеклова, Денис Суханов, Максим Аверин (сила!), Тимофей Трибунцев :) и молодежь - недавние выпускники райкинсого курса. Из них выделялись Артем Осипов и Марина Дровосекова. Почти все "старики" были задействованы и в "Ричарде III". Только роли жертв поменялись ... Так роль злодея Глостера (он же Ричард III) в исполнении Райкина сменилась ролью Глостера - обманутого и ослепленного отца, в исполнении Дениса Суханова. Фишек всяких много - нужно смотреть... Зрелищный и звуковой ряд дополнялся интенсивными сценодвижениями (если так говорят). Какая-то особая актерская пластика. Опять много бегали, прыгали и был даже нижний брейк-данс в исполнении оклеветанного сына - Эдгара (Артёма Осипова). :)) Сильнейшие сцены - Эдмонд с выбеленным мертвым лицом на алом фоне, страшно очень. Лир, ещё только изображающий сумашедствие, как ребенок, снимает перед сестрами штаны. Или нет, - скорее, когда Лир - уже безумный - пытается рассадить(восскресить) умерших дочерей, а те всё падают и падают...со своих пианино...жуть. И когда руку себе протыкает, дух захватывает. ВОПРОС - как Денису Суханову удалось с перевязанными глазами пересечь всю сцену, держа над головой мечи, да ещё и не столнуться при этом с пианино?

Ирината: Сегодня здешние админы совершенно случайно нашли в инете вот это расчудесное чудо, испорченное, увы, предохранительными надписями... Постараемся добыть для сайтов Суханова и Трибунцева фото хорошего качества.

Ирината: М-да, дамы и господа... Вот - рецензия-то крайне отрицательная, однако я ее сюда пощу. Не потому, что СОГЛАСНА с каждым словом, а потому что это попытка РАЗОБРАТЬСЯ и ОБЪЯСНИТЬ. Пусть не совсем удачная, но - попытка. В отличие от практически всех современных "критических" статей, которые пишут нынешние "надежды российского театроведения", где говорят исключительно о себе (типа - "мне не понравилось, это бяка, и вы тоже не ходите смотреть"), а вовсе не о театральном действе. Здесь хотя бы объясняется, почему, по мнению автора, это - нехорошо... Ссылка - вот: http://www.bulvar.com.ua/arch/2008/6/47b337d7840ed/ Юлия Петецкая Дом престарелого. Еженедельниу светской хроники "Бульвар Гордона". «ИЗ НИЧЕГО НЕ ВЫЙДЕТ НИЧЕГО» «Провала я боюсь больше смерти!» — обронил как-то в интервью Константин Аркадьевич. Я тогда подумала, что такое вот неуважительное отношение артиста к самой главной загадке бытия не в последнюю очередь вызвано его многочисленными монструозными ролями. За последние лет 10 из сыгранных Райкиным «образцов мерзости и гнусности» можно соорудить весьма качественную преисподнюю: тираны и деспоты, насильники и кровопийцы, отъявленные негодяи и разнообразные мерзавцы, подлецы и душегубы всех мастей. Откуда ж взяться страху смерти! Все равно что профессиональному патологоанатому трупов бояться... Другое дело — провал. В отличие от смерти вещь крайне неприятная во всех отношениях. Прежде всего потому, что если ты действительно провалился, то знаешь об этом лучше других. И даже если никто ничего не понял, сцена утопает в розах, а положительные рецензии лезут как грибы после дождя в вечерних и утренних газетах, осадок все равно остается. Навсегда. Такой мох в душе, который неприятно трогать. Хотя, на мой взгляд, это очень опасная тенденция — трогать только то, что приятно. Иногда для поднятия жизненного тонуса вкладывать персты в язвы гораздо полезнее, чем заклеивать их пластырем. Времена, когда зрители кидали в артистов гнилыми помидорами или провожали непонравившийся спектакль гробовым молчанием, канули в Лету, и, в принципе, ничего плохого в этом нет. Кроме того, что в обстановке повышенной терпимости театр постепенно деградировал в очаг культурного лицемерия. Каждый играет роль, предписанную негласным этикетом. Актеры — то, что им выделил режиссер, публика — роль пластыря, критика никакой роли вообще не играет... Никто никому ничем не мешает, никто никому ничего не должен. «Ну как спектакль?». — «Ну ничего...». «Из ничего не выйдет ничего», — назидательно пригрозил король Лир своей самой любимой дочери, когда она не захотела признаваться ему в любви. Тогда Корделия сказала правду, которая в итоге убила и ее, и двух ее лживых сестер, и еще массу народа. Я все больше склоняюсь к мысли, что бессмертная трагедия Шекспира не столько о тлетворном влиянии власти и деградации власть предержащих, сколько о неуместности правды и недальновидности правдолюбцев. Слукавь Корделия, осыпь комплиментами папашу, и жили бы все припеваючи в своих королевствах. Не стал бы являться Гамлету обуреваемый жаждой справедливости папа-призрак, и катался бы его сын тихо-мирно к друзьям в Виттенберг, рожал бы с Офелией детей... Лживость и лицемерность — одно из наиболее органичных человеческих состояний, основа благополучия и благосостояния. По-моему, вся история человечества это только подтверждает. Когда Константин Аркадьевич, сыгравший одну из своих самых неудачных ролей, вышел на поклон под неизменные овации и крики «браво!», я подумала об этом еще раз. Ну а что нужно было делать? Не хлопать, не кричать? Люди ведь три часа перед нами распинались, бегали, визжали, отверженный сын графа Глостера Эдгар ведро какого-то киселя на себя вывернул, прямо на лицо, Константин Аркадьевич два раза штаны снимал... Не по-людски как-то «браво» не кричать. «Б... этот «Гамлет» когда-нибудь закончится?» Помню, пару лет назад на международном музыкальном фестивале в Национальной Опере давали Шостаковича, и публика, из лучших, естественно, побуждений, в паузах между частями каждого произведения подбадривала оркестр аплодисментами. Рядом со мной сидел негр, пардон, темнокожий, который в эти мгновения закрывал лицо руками, что-то неистово бормоча. Тогда от позора я чуть сквозь землю не провалилась. Потому что даже в Африке, даже в центральной ее части, знают, что на симфонических концертах никто никогда не хлопает между частями музыкального произведения. Только в конце. Мне вообще кажется, что в этой привычке по любому поводу аплодировать и кричать «браво» есть что-то болезненное, а по тому, как люди ведут себя в зрительных залах, можно судить о психическом здоровье нации. Когда я стану старой, то обязательно напишу книжку «Мемуары зрительницы». Кстати, удивляюсь, почему этого до сих пор никто не сделал. По моему глубокому убеждению, зрительный зал — это модель общества, его ментальный слепок и оттиск. Хочешь действительно что-то понять о стране, прокатись в метро и сходи в театр, где самое интересное зачастую происходит не на сцене. Правда, иногда потолкавшись полчаса в фойе, наслушаешься и насмотришься такого, что перестаешь верить в человеческую эволюцию. «Я щас в театре... Где, где?!! В гнезде, б..! Да х...ня полная! Скачут, орут не в тему... К тому же у них тут это все еще как бы стихами... Ваще ни х... не понятно. Шо значит «уйди»?! Знаешь, сколько я дал за билеты?! Самое интересное, прикинь — реально полный зал!». «А мы на Райкине! Ой, прикольно так! На Райкине — говорю! Ниче он не умер, здрасьте!! Это Абдулов умер!». «Я вам перезвоню, потому что я тут, извините, случайно в театре оказался и сейчас не могу разговаривать. Театр «Современник», пьеса... Пьеса, не помню, как называется. Ну какого-то известного драматурга...». «Б... этот «Гамлет» когда-нибудь закончится?!». Гоголь однажды заметил, что комическое просто разбросано у нас под ногами, только почему-то мало кто его замечает. Я думаю, если бы Николай Васильевич жил в наше концентрированное время, он бы просто не смог ходить. «Этот «Гамлет» театра «Современник», на самом деле, был не таким уж длинным. Обычный трехчасовой спектакль, вполне динамичный. Режиссер Юрий Бутусов ставит живо, потому что всегда думает о зрителе. Ужасно все-таки интересно, что он о нем думает? Наверное, что зритель пьесу не читал... А если и читал, то не помнит... Что он придет уставший после работы и ему нужно будет провести с отключенным мобильным и не очень полным желудком какое-то время... В общем, судя по всему, Бутусов любит зрителя, и, по моим наблюдениям, режиссеров, которые зрителя не любят или просто о нем не думают, становится все меньше. Вероятно, мне не повезло сильнее других, потому что за день до спектакля я посмотрела старый козинцевский фильм «Король Лир» с потрясающим Юри Ярветом в главной роли, с гениальным Шутом Олега Даля, с молодой Галиной Волчек-Реганой, с Банионисом, Будрайтисом, Адомайтисом, с какой-то почти акварельной Корделией Валентины Шендриковой. Типичное советское кино. С такими лицами и крупными планами, что все время хочется держать стоп-кадр. Ни одной важной шекспировской цитаты не вымарано, Адомайтис говорит с сильным акцентом... Я не понимаю, куда смотрел худсовет, Министерство культуры, органы госбезопасности? «В лихие времена слепой всегда идет за сумасшедшим», — бормочет ослепленный граф Глостер, и средневековый ужас лезет на тебя прямо с экрана. «Вопите, войте, люди, вы из камня...» — пищит в безжизненное пространство слабеющий Лир, потерявший Корделию... И только Даль, напоминающий космического пришельца и сотканный будто из воздуха, утерев слезы и сопли, посреди всеобщего мора и разрушения играет на дудочке. Такой стебелечек надежды... «Кент будет груб, пока король безумен» Когда на сцене в роли шута появилась резвая девушка в ажурных черных колготках и бодро затараторила текст так, словно боялась его забыть, очень захотелось бросить в нее гнилым помидором. В память об Олеге Ивановиче Дале. Люди, вы что, из камня? Вы что, звери, господа? Ну ничегошеньки несчастному британскому корольку не оставили. Верного слугу Кента сделали каким-то хилым недоноском, который не то что господина — себя защитить не может, любимого шута — мюзик-холльной девицей. Корделия истерично визжит, словно администратор курортной гостиницы, пожилой герцог Глостер по возрасту не отличается от своих двух сыновей, что чисто визуально весьма напрягает, поскольку это трио больше всего смахивает на уставших геев, нежели на папу с детьми. Зато супруг Реганы годится ей в сынки и похож, скорее, на пажа... Пожалуй, единственное, что я вынесла с предельной ясностью из очередной экстравагантной театральной забавы: в «Сатириконе» начались серьезные кадровые проблемы. Вернее, начались они давно. Сейчас нарушение экологического равновесия в райкинской труппе и ее возрастная неполноценность просто бьет по глазам, а сам театр похож на дом престарелого, в котором один Константин Аркадьевич покрывает все главные роли современной и антикварной драматургии. Ей-богу, этого мало. Когда в театре начинается засилье стариков и старух, в него не хочется ходить. Театр без стариков даже не хочется представлять. К слову, именно старость — один из главных лейтмотивов шекспировского «Лира». Старость — как итог жизни и как начало (раздав все дочерям, Лир пытался начать все заново), как мудрость и как безумие, как дряхлость и несгибаемость, как непосредственность, доверчивость и хитрость. Как один из самых опасных и интересных периодов человеческого существования. «Где силы брал он, чтобы жить так долго?» — спрашивает в финале Кент. Вот тут бы покопаться... Где брал силы герой Константина Аркадьевича Райкина, совершенно непонятно. Да и громадная жизнь за плечами короля практически не угадывается. Роль сделана одним жирным вязким мазком — нелепый вздорный старикашка-какашка. А ведь старикашка-то весь состоит из страдания. Одна сплошная рана. После предательства дочерей у него болит все внутри и снаружи, и нацепить на его больную голову шутовской колпак ну никак не получается, поскольку это не заложено самим Шекспиром. И все-таки нужно отдать должное — Константин Аркадьевич честно старался нам потрафить. Даже пытался перекричать бурю. Лез вон из кожи. Выл, как зверь, плакал, как дитя. Стоял в серых некрасивых трусах. Постаревший Мекки-нож, многодетный Гамлет, уцененный Ричард III... Жалкое и жестокое зрелище. Классический стопроцентный провал гениального артиста, писать о котором тяжело, неприятно и, наверное, жестоко. Но «Кент будет груб, пока король безумен»...

Фрида: Здравствуйте! Я совершенно не согласна с автором этой статьи! Потому что я тоже очень люблю старый фильм с Олегом Далем и Юри Ярвет "Король Лир". Однако это не помешало мне смотреть спектакль, а не сравнивать театр и кино. К тому же я увидела в "Короле Лире" хорошие работы актеров, а критик их не увидела. Хотя я только зритель, но отнюдь не профессионал. Впрочем, я благодарна администраторам за размещение на сайте разных материалов. Они дают возможность вспомнить великолепный спектакль, и свои ощущения от него. С уважением, Фрида

Ирината: click here Disunited Kingdom The legendary Konstantin Raikin and the troupe of his Satirikon Theater present a new staging of Shakespeare's tragic masterpiece, "King Lear."

Ирината: Отсюда. Два Лира Так исторически сложилось, что за этот месяц я посмотрела две разные постановки одной пьесы, шекспировского "Короля Лира": Малого Драматического театра в Питере и горячо любимого мною московского Сатирикона. Попытаюсь сравнить ощущения МДТ. Очень, ОЧЕНЬ современный спектакль. Нельзя сказать, чтобы появление абсолютно голого, не прикрывающегося Эдгара и присоединившихся к нему во втором действии Лира, шута и Кента сильно травмировали мою ранимую детскую психику, но некоторое удивление я испытала. То же касается и мата со сцены... В принципе, я спокойно отношусь к этому явлению, но только тогда, когда это уместно (например, в шамировском "Боге"). Не понравились мне также кастрация текста и игра Елизаветы Боярской (Гонерилья). А теперь о хорошем: стильные лаконичные декорации и костюмы, актеры, исполняющие роли шута, Лира и Глостера, несколько неплохих сценических находок (самостоятельно играющее пианино, выключение света при ослеплении Глостера и т.п). В целом спектакль скорее понравился, чем не понравился, потраченного времени не жаль, но и в число любимых он не вошел. Сатирикон. Знаете, есть не так много постановок, посмотрев которые, весь зал апплодирует стоя... А это именно тот случай. Этот спектакль тоже осовременен (кстати, интересно: в природе вообще остались классические постановки Шекспира?), но как-то мягче... Но, собственно, дело даже не в этом. А в том, что от него мурашки бегут по коже. В том, что, когда смотришь в бинокль на безумные глаза Райкина-Лира, становится реально страшно. В том, что филигранным актерским мастерством любуешься, затаив дыхание. Может быть, отчасти впечатление усиливает сногсшибательная зрелищность, присущая, наверное, всем работам режиссера Юрия Бутусова, но сути это не меняет: спектакль потрясающий, смело ставлю в один ряд с ленкомовскими "Королевскими играми", "Чумой на оба ваши дома" театра Маяковского и "Макбеттом" того же Сатирикона. Браво! ЗЫ. А еще Максим Аверин (Банко в "Макбетте", Эдмонд в "Короле Лире") безумно похож на Валерия Яременко! Ну правда)))

Ирината: Еще немного про гастроли в Киеве. Автор рецензии, похоже, спектакля не видел: узнаю фразы и целые текстовые блоки, написанные другими авторами. Больше всего мне понравилось про художника Шишкина, который бережно создает атмосферу хрестоматийной трагедии. Райкин стремится к безумию 1 февраля на сцене Международного центра культуры и искусств (Октябрьский дворец) пройдут гастроли Московского театра «Сатирикон». Коллектив представит спектакль «Король Лир» по одноименной трагедии Уильяма Шекспира. Авторы постановки сделали собственную оригинальную редакцию классической пьесы, использовав сразу несколько переводов с английского. Роль короля Лира исполняет великолепный Константин Райкин. Его персонаж впечатляет неожиданным для этого глубоко трагического героя обаянием и юмором, которые просвечивают сквозь все философские подоплеки шекспировского текста. Лир по-настоящему трогателен, он заставляет зрителей то смеяться, то плакать. Его гнев и безумие отнюдь не пафосные, а совершенно естественные проявления впечатлительной натуры. Сумасшествие героя очень убедительно, причем райкинский Лир хочет сойти с ума — он не боится безумия, а истово его жаждет. Может быть, именно оттого, что все вокруг в развалинах, а восстановить утраченный мир невозможно. В сатириконовской версии сюжет приобретает взрывной характер. Сначала события развиваются спокойно и почти буднично. Но стоит зрителю поверить в это кажущееся затишье и расслабиться, страсти накаляются до такой степени, что публика невольно становится активным участником действия. Когда ослепленный граф Глостер (Денис Суханов) пытается покончить с собой от горя, зал едва удерживается, чтобы не подставить ему руки и не дать упасть с воображаемого обрыва. Незаконнорожденный сын Глостера Эдмонд (Максим Аверин) в версии «Сатирикона» из злого и затравленного юноши превращается в мстительного и жестокого монстра, а верный слуга короля граф Кент (Тимофей Трибунцев) терпеливо сносит побои, которыми вознаграждается его честность. Впечатляют белые мертвецкие маски на лицах актеров, а также неожиданный режиссерский смысловой акцент: Лир у Бутусова душит шута, которого против обыкновения играет не актер, а актриса. Художник Александр Шишкин бережно создает атмосферу хрестоматийной трагедии. В то же время сложно сказать, в какое именно время и в какой стране проходит действие, — создатели подчеркивают вневременную актуальность любви и предательства, корысти и верности, которыми в избытке насыщена гениальная шекспировская трагедия.

xaramis: А кто-нибудь ходил на последнего Лира? Я просто первый раз была...

Ирината: "Последний Лир" - это в пятницу? Насколько я поняла, была Sberik. Только она свой пост о спектакле потёрла... ИМХО, дорабатывает его... Ждём - тем более, что пост был оч.хороший. xaramis, а Вы Sberik ЛС напишите.

xaramis: Да, это в пятницу было... А чего мы на Вы перешли? Administrator/Ирината: А я вообще со всеми, кого лично не знаю, на Вы... Папа-мама так научили... и так мне легче. Ну... познакомимся же мы, правда?

Ирината: Отсюда. Все таки Король Лир неописуемо красив. для меня это самый красивый спектакль из всех виденных. Можно отключить текст, но музыку и картинку оставить...

Ирината: Отсюда. А вообще вчера ходили в театр. Должно было быть 7 человек, но кто-то заболел, кто-то застрял в пробке на на Чистых... В общем в зал вошли только вчетвером. Первое, что меня поразило - это просто неимоверное количесвто народу! Зал был заполнен до такой степени, что кто то даже сидел на стульях в проходах! Сколько хожу в "Сатирикон" - такого там еще ни разу не видел) Смотрели "Короля Лира", в главной роли - Райкин. Вообще, год назад я уже смотрел этот спектакль. Поэтому сейчас мое внимание было приковано скорее в деталям, нежели к целостному восприятию действия. Райкин как и следовало ожидать сыграл хорошо, особенно мне понравились его монологи - с таким чувством и энергетикой он их читал! котрый раз замечаю что сам не знаю почему, но выделяю из общего фона артистов Марину Дровосекову - исполнительницу роли старшей дочери Лира - Гонерильи. Это 3-ий спектакль с ее участием, который я смотрю и в каждом я почему-то обязательно выделял ее роли. Сам не знаю почему) Надо так же отметить, что вчера этот спектакль снимали телефизионщики для канала "Культура". Интересно было находить отличия от просмотренного ранее спектакля) Там чуть изменили муз. сопровождение, тут добавили световых эффектов, поменяли образы в некоторых сценах...) В целом изменения мелкие и их не много) Единственно что немного подпортило впечатление - это какая то странная публика: ну скажите мне, ЗАЧЕМ так часто хлопать? Да, понимаю иногда хочется выразить восхищение игрой актеров, но не надо же обязательно хлопать! причем сразу весь зал! Пару раз даже по моим ощущениям актерам приходилось чуть-чуть подождать пока утихнут аплодисменты, чтобы продолжить свои речи. Все это ИМХО разрушает дух действия, отвлекает от спектакля. Все-таки это трагедия, а не комедия или мюзикл... По окончании спектакля зал приветсвовал артистов стоя. И по лицам людей было видно что им действительно очень понравилось! Впрочем как и мне) Молодцы! что тут говорить. Но объективности ради замечу, что при повторном просмотре спектакль показался мне мрачноватым: темные тона, атмосфера предательства и интриг, конец в стиле "все умерли"... Это не в коем случае не критика спектакля - просто мне по душе скорее что нить легкое, радостное и позитивное) На этом я прощаюсь с "Сатириконом" пожалуй до середины апреля или даже до мая(если в отпуск решу укатить). Следующие походы планирую в другие театры: надо расширять географию))) Хотя... если удасться достать билеты на "Королеву Красоты", что идет в малом зале, то сделаю исключение - говорят спектакль супер!

Sberik: ....А спектакль меняется... ...и Лир все больше цепляет за душу... Все принимаешь так близко к сердцу... И гонимого Лиром верного Кента... "Пробей мне сердце!Кент льстецом не будет! Кент будет груб пока король безумен!...Давай, убей врача и мерзкий свой недуг считай здоровьем!..." И обиженного на весь мир за свое "темное рождение" Эдмонда, превращающегося в мстящее всем существо... "Природе повинуюсь я как Богу!...За что ж я тварь?...Храните Боги незаконных впредь!..." Граф Глостер. Это отдельно. Ослепление графа Глостера... "И ничего ты уже не увидишь...я растопчу твои глаза ногами!!" - слова Корнуэла и в ушах до сих пор этот "Цирковой марш"... Его попытка броситься с обрыва - страшно. Весь этот монолог - слезы. И... "...Неужели мне и умереть по-человечески нельзя??..." Эдгар и Глостер подсаживаются к безумному Лиру... "Какой пароль? - Душистый майоран!"... И вся вот эта сцена...Эмоции, чувства..и в бешеном ритме колотится сердце. И плачешь вместе со стариком Глостером. Его сердце все-таки "...не снесло все это и разорвалось!!"... "А дурочку повесили мою..." И мечущийся Лир между дочерьми...Жизнь кончилась. КАКОЙ был 15го "Лир"! Словами не передать...

Ирината: Отсюда. The King Lear... again) Так вот, про Лира, на которого меня сводла зайка Лиза (ещё раз большое-прибольшое спасибо!)). В этот раз мне понравилось ещё больше - так много новых ньюансв открывается! К тому же мы попали на съёмки для канала "Культура" и актёры, хоть и дёргались, выкладывались по полной. Вообще, это такой спектакль, где многое воспринимаются по-разному - кто-то смеётся, кто-то плачет. Очень много самых разных эмоций в самых невероятных соч етаниях. И ничто ни на грамм не переигранно. И вообще, там потрясающе играют на противоположностях - взять хотя бы казнь Глостера под "Совецкий Цирк". Если бы была грустная мелодия, это бы трогало, но не так. А так просто ощущение хаоса - хочется бежать, но это просто приковывает взор... Это всё вызывает просто потрясающий накал чувств и эмоций, и уже просто не можешь оторвать взгляд от сцены. . Ещё у нас с зайкой Лизой была шоковая терапия, когда Осипов поставил Дениса очень далеко от подушек. блин, я тааак испугалась, что он упадёт прямо на сцену!!! Ну, обошлось... В общем, просто потрясающий спектакль (хочу ещё))) P.S. А у меня теперь новый тэг - "Сатирикон"!

Ирината: Отсюда. "Король Лир" в Сатириконе Театр это Вам не кино. Совсем другой уровень, совсем другой масштаб артистов, игры и эмоций. Очень жаль что получается попадать так редко. Рад что увидел Райкина живьем на сцене. Человечище. "Видеть Райкина живьём - это сильно сказано...

Ирината: Из "Театральной афиши". Короля Лира в этом спектакле играет Константин Райкин. Причина уже достаточная, чтобы на спектакль пойти: ведь актеров такого масштаба и профессионализма сегодня – по пальцам пересчитать. Этот Лир живет в мире, словно созданном на обломках разных миров и цивилизаций. Этот Лир носит черную вязаную шапочку, которую называет короной, и костюм без особых примет эпохи. Средневековый властитель? А может, сильный мира сегодняшнего? Здесь это не важно. Старый как мир сюжет – будь то про короля, разделившего свое королевство и оставшегося не у дел, или про простого отца, оставившего детям наследство при жизни и вместо благодарности получившего ненависть и агрессию, – в итоге это сюжет про трагический распад семьи. В этой игре важно лишь то, что Лир – Человек. В игре – потому что спектакли Юрия Бутусова – всегда «сеансы театральной игры». Он умеет сдуть с классической истории пыль веков и рассказать ее увлекательно. Известный выдумщик, он не дает зрителю заскучать, насыщая свои постановки шутками, почти цирковой клоунадой и эффектными придумками, нередко очень театральными, но подчас и, увы, холостыми. Грубая фактура, яркие краски, резкие жесты, простые чувства... Этот спектакль жёсток и современен. Но все же – кто он, этот Лир? И в чем причина его поступка, запустившего череду трагических событий? Может быть, вам удастся разгадать? Режиссер Ю. Бутусов. Художник А. Шишкин. Балетмейстер Н. Реутов. Мария Колганова

Ирината: Страничка спектакля "Король Лир" на сайте фестиваля "Золотая маска". Обратите внимание: фотографии на страничке - Кена Рейнольдса, их вы увидите впервые.



полная версия страницы