Форум » Архив форума » КОРОЛЬ ЛИР. Часть 2. » Ответить

КОРОЛЬ ЛИР. Часть 2.

Administrator: КОРОЛЬ ЛИР. Часть 1. http://suhanov.borda.ru/?1-1-40-00000012-000-220-0-1194819092 ************************************************************ Еще одна темка закрылась из-за переизбытка информации. Ну что ж, как говорил у писателя Можаева его герой Федор Кузькин: "Жизнь мне ставит точку, а я ей запятую! Запятую!" А посему - тут же ставлю "запятую" интернетным "засадам" и открываю том 2 воспоминаний и впечатлений о НОВОМ Лире. И сподвигло меня на это письмо в привате от нашей француженки Фриды - пусть не беспокоится: с форумом все в порядке. Вот фрагмент ее письма: Ирината, здравствуйте! ...Как любопытно вы написали об изменениях в спектакле. А не могли бы вы еще подробнее рассказать? Тем более, что вы пообещали рассказать о Глостере Дениса Суханова. Я не могу себе представить, что значит для "Короля Лира" "Цирковой марш", но, доверяю вам, наверняка это было что-то необыкновенное. Остаюсь с легкой завистью к вам, ваша Фрида Отвечаю: Фрида, обязательно напишу и расскажу! Из-за занятости - немного попозже. Ваша Ирината

Ответов - 95, стр: 1 2 3 4 5 All

Ирината: Отсюда. ...ходили сегодня в Сатирикон на "Короля Лир". Короля играл Райкин, он был бесподобен. Также играли Агриппина Стеклова, Денис Суханов и многие другие, с душой играли, смотрели на одном дыхании. Очень жалко было,что всё так быстро закончилось. Очень советую посомтреть, кто не видел:)) И еще. Отсюда. Король Лир. Сатирикон Посмотрела вчера. Что могу сказать - великолепно! Райкин - нет слов..да и остальные ребята на уровне..Даже поплакала..А сама история - вечная..Хочешь - на семью перекладывай, хочешь - на бизнес-компанию, хочешь - на государство.. А как зал реагировал!! Какая тишина была! И какие аплодисменты..Очень-очень рада за себя, всех, кто видел, и всех, кто играл...

Ирината: Отсюда. "Король Лир" в Сатириконе Спектакль оказался мощный. Я просто заново открыла для себя Константина Райкина. Он был глубок, пронзителен, трагичен в наилучшем смысле этого слова, показал себя с совершенно неожиданной для меня стороны. Как всегда роскошные концептуальные декорации и очень сильные режиссерские находки Бутусова, за творчеством которого я давно уже с интересом наблюдаю.

Ирината: Из статьи Этери Кекелидзе (Эстония) "Московские сцены" «Король Лир» Константина Райкина За Лира Райкин получил «Золотую Маску» как лучший исполнитель мужской роли. И получил абсолютно заслуженно – он поднялся до вершины трагедии. Такого Лира, честно говоря, видеть еще не приходилось. Крепкий, спортивный, исполненный мужественности – какой он старик? Его еще на сто лет вперед хватит. Этот Лир вообразил себя равным Богу – вот и раздал королевство дочерям, чтобы просто посмотреть, что из этого получится. В петербургском спектакле по той же шекспировской трагедии, поставленной Львом Додиным в Малом драматическом, зятья и дочери вынудили Лира отдать им власть и страну – и он предпочел безумие знанию будущего. Лир Константина Райкина молит о безумии, когда видит, чем обернулось его самомнение... «Лир» режиссера Юрия Бутусова поставлен вне времени, вне географии и вне истории – это какие-то обломки мира: огромные двери, огромный умывальник, какой-то дощатый помост и только три пианино на заднем плане – видно, дочерей здесь учили музыке... Это и есть королевство Лира – немудрено возомнить о себе все что угодно. И именно у этих музыкальных инструментов разыграется потрясающий по силе финал – когда Лир будет вновь и вновь сажать своих мертвых дочерей – Корделию (наталья Вдовина) в белом платье, Гонерилью (Марина Дровосекина) в желтом, Регану (Агриппина Стеклова) в желтом - на крутящиеся стулья, а они будут с них сползать и падать, задевая случайные клавиши, пока свет окончательно не потухнет... В этом «Лире» все неприкрыто и все напоказ, тут не ошибешься: распад семьи, распад страны, распад личности – все связано друг с другом, все определено, по-другому не бывает и быть не может...


Ирината: Сегодняшний театральный вечер, увенчавший окончание театрального сезона Сатирикон 2007/2008, начался с забавного происшествия, получившего название "крадущийся тигр, затаившийся дракон" - надеюсь, фото на форуме появятся... ...кстати, почти зеркальным отражением этой, начальной сцены, вечер и завершился. ***************************************** "Наши" сегодня, при полной аншлаге и даже переаншлаге, были рассредоточены по всему залу, где и омывали слезами печальную историю про короля Лира и трех его дочерей. Спектакль был... ХОРОШИЙ! Вот, наверное, именно таким спектаклем - ровным, энергетичным и мощным, словно Океан - и должен завершаться сезон. Сегодня все сыграли просто "на отлично" и все достойны звания гениальных актеров. Потряс сыгранный совершенно по-новому (или я давно уже не смотрела Лира) Эдмунд/Аверин - в предсмертной сцене - будто с огромными красно-черными крыльями за спиной... и смерть его... в общем, как всегда бывает в спектаклях Бутусова, смерть, словно исцеляющий источник, смывает с героев все их грехи, отправляя прямиком к Богу... Кент/Трибунцев... Ах, как искренне, как верно, как замечательно! Я как-то писала уже - актер, который притягивает к себе взгляд, даже если просто молча стоит у неосвещенного задника... Потрясающе! Суханов/Глостер играет так... извините, я не знаю, как об этом писать, потому что слезы наворачиваются на глаза и сейчас... Спасибо, Денис... без экзальтации и излишнего восторга - просто спасибо за то, что у Вас есть талант и силы играть для нас ТАК... Женские роли (извините, я опущу Корделию/Спивак, ибо не о ней здесь речь) - на грани невозможного. И финал, когда будто сломанные куклы падают... падают... падают женские фигуры в черных сиротских платьях... Господи... ******************************** Последний спектакль. Прощалась - и плакала. От горя... и от счастья... От того, что они тут - были!

Polina-love-theatre: Лир… Лир… Лир… Чудесный Лир… Нет, всё-таки «Король Лир» - мой любимый спектакль! Я расскажу о последнем спектакле в сезоне. Все – молодцы! Но в этот раз мне в большей степени раскрылись Максим Аверин и Марина Дровосекова. Максим отыграл очень хорошо. Его бешеная активность, энтузиазм были направлены в нужное русло, и получился такой герой. Сегодня он не казался мне чересчур, и сегодня было отлично. Я всё больше узнаю Марину. Её чувства открыты зрителю, её движения уместны. Не с первого раза, но всё-таки я увидела её в настоящем, творческом свете. Константин Райкин – нет слов… Владимир Большов – великолепен. Ему любая роль по плечу! Опять же отдельно выделю Дениса Суханова. Его Глостер заставляет плакать. Сначала Глостер не плох и не хорош – просто герой. Но постепенно Глостер нам открывается: и тут мы видим благородного, преданного королю, сострадательного человека. Ладно, герой есть, но главное, что мы чувствуем каждое его действие, каждую мысль. И вот это уже заслуга Дениса Валерьевича. Мы видим перемену героя, мы примеряем на себя все ситуации и, оказывается, что мы бы поступили так же – так мы верим герою, сочувствуем. Ещё одна кардинальная перемена в Глостере – его ослепляют. И эта сцена настолько мощная, что я проливаю слезы. Как же плохо этому ЧЕЛОВЕКУ!!! И мы это чувствуем и сердце разрывается… А чего стоят страдания Глостера-Дениса после ослепления?! – Это невероятно! Я взгляд боялась оторвать! И ведь знаю наизусть, что будет, всё равно жалко невыносимо! Денис Валерьевич – неповторим, талантлив, фееричен! Каждый раз с восторгом и удовольствием наблюдаю за его игрой! Не могу ещё раз не отметить чудесную музыку в спектаклях «Сатирикона», особенно в «Короле Лире»! Она очень хорошо подчёркивает все острые моменты спектакля! А любимая моя сцена в «Лире» - последняя. Самая оригинальная и трогательная! Удачным был для меня конец сезона в любимом театре. Спасибо за всё Иринате! Будем ждать нового сезона! Administrator/Ирината: Всем нам "спасибо". ИМХО, мы со своей, зрительской стороны, оч.неплохо этот театральный сезон провели-завершили!

Ирината: Дивный подарок нам всем к окончанию театрального сезона от фотографа Игоря Брусенкова и его жены: фотографии предпремьерного показа Короля Лира http://brus-photo.blogspot.com/2008/06/1.html

Sberik: Polina-love-theatre пишет: А любимая моя сцена в «Лире» - последняя. Самая оригинальная и трогательная! Сцена изумительная...потрясающе красиво...каждый раз комок в горле.

Ирината: ЭТА СТАТЬЯ на форуме была. А вот фотография публикуется впервые.

Ирината: Еще одно фото Виктора Сенцова из Лира. Фотографировали эту сцену разные фотографы - и не один раз. Все фото - чуть-чуть разные...Но каждый раз наглядеться на это ЧУДО я не могу. И в театре, и хотя бы вот так - на фотографии...

Ирината: Заезжая Мельпомена становится дороже (Статья про гастроли российских театров на Украине) Это надо было видеть Среди множества гастрольных проектов минувшего сезона два спектакля заслуживают особого внимания. Первый из них – поставленный в 2007 г. «Король Лир» московского театра «Сатирикон». Для Константина Райкина роль Лира стала еще одной (после Гамлета и Ричарда) ступенькой в шекспировской карьере. Спектакль стал одним из московских театральных хитов, роль Райкина была отмечена «Золотой маской», а режиссер Юрий Бутусов подтвердил свою репутацию надежды русской сцены. В Украину постановку привезли на пике популярности, так что все составляющие добросовестного театрального менеджмента налицо. Вторым примером честного отношения к зрителям можно считать киевские гастроли московского театра «Мастерская Петра Фоменко»...

Ирината: Отсюда. Король Лир, Сатирикон им.А.Райкина Вчера попала почти случайно, потому что как-то не стал пока Сатирикон "моим" театром. Неудобно расположен, своеобразен по стилю, мне бы что-то попривычнее :) А тут вот попала - да еще Шекспир, да к тому же одна из самых мощных его трагедий. Немного удивило - зал был почти полон, и очень много молодежи (вообще-то, понятное дело - каждый второй входящий был, как и мы, по бесплатному приглашению:). Думаю, динамичная, авангардная постановка рассчитана именно на молодых зрителей - артисты все сами молоды и энергичны, а К.Райкин смотрится среди них и органично - и контрастно. Это его спектакль, его театр, смотреть на игру постаревшего Труффальдино мне было очень интересно, К.Р. был в своей стихии. Его Лир - неприятный и вздорный, впадающий в детство старик. Его вина в том, что он сотворил с дочерьми - обрек и их, и себя на несчастье. Иногда его жалко, но.. Шута играет молоденькая хорошенькая девчушка, то цепляющаяся за него, то истерично вопящая на него - типичная любимая внучка-подросток. То есть, мне это мешало увидеть трагедию человека, брошенного семьей. Я против. Шут - мужская роль, точка. Из остальных артистов мне как-то было трудно выделить кого-то. В спектакле есть ансамбль, ребята прекрасно сыгнаны. Пожалуй, граф Глостер (Суханов) запомнился отражением и противоположностью бедняги Лира. Режиссер спектакля - Ю.Бутусов. Я трудно воспринимаю авангардистские "режиссерские находки" :)не хватает мне продвинутости. Поэтому, наверно, снова показалось, что в Сатириконе слишком много физкультуры - беганья, прыганья, низкого брейк-данса, слишком много льется на артистов всяких жидкостей, много летающего мусора. Да, не доросла я, признаю :) хотелось хихикать, когда для драматизма врубался на полную мощь знакомый с детства марш "Советский цирк". Но финал у спектакля сильный. Растерянный и потерявшийся, суетливый старик мечется между тремя мёртвыми девушками - то ли пытаясь оживить дочерей отцовской властью, то ли заигрался куклами в человеческий рост.. я искренне апплодировала :)

Ирината: От зрителей. Король Лир в Сатириконе Знаешь, мне понравилось......очень. Конечно Райкин - Лир... безусловно, комментарии излишни.... На мой взгляд слишком много персонажей-мужчин...... я даже в них немного запуталась(( но что поделать, Шекспир - тут понимать надо! Но ещё хочется сказать про саму постановку - вроде бы декорации примитивны (в смысле нет дворцов, куполов и проч), костюмы -современные, но при этом ты с головой погружаешься в действо, в средневековую Англию..... и понимаешь, что именно все так и должно быть. Особенно впечатлила последняя сцена.......очень красиво, глубоко.... Смотреть обязательно!!!

Administrator: Отсюда Сатирикон. Знаете, есть не так много постановок, посмотрев которые, весь зал апплодирует стоя... А это именно тот случай. Этот спектакль тоже осовременен (кстати, интересно: в природе вообще остались классические постановки Шекспира?), но как-то мягче... Но, собственно, дело даже не в этом. А в том, что от него мурашки бегут по коже. В том, что, когда смотришь в бинокль на безумные глаза Райкина-Лира, становится реально страшно. В том, что филигранным актерским мастерством любуешься, затаив дыхание. Может быть, отчасти впечатление усиливает сногсшибательная зрелищность, присущая, наверное, всем работам режиссера Юрия Бутусова, но сути это не меняет: спектакль потрясающий, смело ставлю в один ряд с ленкомовскими "Королевскими играми", "Чумой на оба ваши дома" театра Маяковского и "Макбеттом" того же Сатирикона. Браво! ЗЫ. А еще Максим Аверин (Банко в "Макбетте", Эдмонд в "Короле Лире") безумно похож на Валерия Яременко! Ну правда)))

Administrator: От зрителей. Мой Лир (отрывок) «Король Лир» - одна из самых мрачных пьес Шекспира. Все словно происходит во мраке – мраке безумия, предательства, страдания. Но именно страдание приносит свет, правда, это просветление приходит рука об руку со смертью. Бесконечно меняются картины, шаг за шагом рушится идеальная картина мира. Сатириконовский «Король лир» - цепь сменяющих друг друга событий, в которых герои обретают истину. Все действие происходит на развалинах. Это не только развалины страны и семьи – это рухнувший мир. В черном пространстве сцены, в самой глубине, проступают очертания запертых дверей, выглядывающей из-за них картины, с которой с грустью смотрит ангел; справа стоит табличка «Глостер», словно межа, указывающая, что здесь когда-то было графство. А посреди сцены – огромный помост, сотворенный из простых досок. Как некое напоминание о былой гармонии – три пианино, над которыми три белых кружевных накрахмаленных абажура, напоминающие девические наряды. На суфлерской будке восседает Эдмон – внебрачный сын Глостера. Он-то и посвящает зрителей в таинство. Маским Аверин, играющий Эдмона, наделяет своего персонажа по истине животной пластикой. Пока он один – это уверенный в себе хищник, сильный и коварный, но вот появляется его отец, и актер мгновенно «скручивается» и униженно лижет сапоги хозяина. Глостер - в исполнении Дениса Суханова – самоуверенный, надменный властитель. Его мало заботят чувства сына, он специально унижает его. Пнув его сапогом, Глостер ставит ногу ему на спину, еще сильнее прибивая сына к земле, попутно смачно рассказывая о том, как хороша была его мать. И Эдмон практически распластан на земле во прахе. Из темноты возникает картина: на покрытых бумагой досках возлежит Лир – Константин Райкин. На нем простой черный костюм, напоминающий спортивный. Вокруг столпились дочери с мужьями, приверженцы, претенденты на руку Корделии. Все ждут королевского слова. Лир говорит расслабленно, будто устал, но он уверен – его слушают. Райкин-Лир ползает по кровати, внезапно замолкает и, наслаждаясь повисшей тишиной, томит в ожидании всех собравшихся. Он по-детски капризно требует признания от дочерей, радуется, когда те говорят о своей любви, расстраивается из-за ответа Корделии и снова и снова просит «подумай». Гонерилья, Марина Дровосекова, и Регана, Агриппина Стеклова, настороженно переглядываются: взгляд одной резок, стремителен, другой – растерян. Они сидят по обе стороны от отца. Гонерилья – в алом платье, Регана – в желтом. Наряды – предсказание судьбы и отражение сути. Одной предстоит захлебнуться в крови, другой – сойти с ума. Рядом мужья: меланхоличный Корнуэл и уверенный в себе … Корделия в белом платье сидит чуть поодаль, ее дележ не интересует. Она, словно натянутая струна, чутко прислушивается к словам сестер, улавливая фальшь и также чиста, как звук струны. Друг против друга сидят ее женихи, ловят каждое слово короля. По оглашении приговора герцог Бургундский тут же вскакивает, возмущенный тем, что ему предложили взять дочь без приданого, французский же король, его играет Артем Осипов, остается спокойным и принимает Корделию, как дар. Действие стремительно развивается, все больше накаляясь. Герои говорят громко, резко, порой кричат, пытаясь заглушить друг друга. В МХТ мы видим совершенно иную картину. Декорации сведены к минимуму: 2 ширмы с несколькими дверьми, откуда выходят персонажи; и потолок японского дома – квадратные пластины с прозрачными квадратами. Первым появляется Лир (Анатолий Белый) – на инвалидной коляске, в рубище, он выезжает на сцену, остановившись между ширмами, рассматривая какую-то бумагу и что-то бормоча под нос. Рядом с ним присаживается шут в костюме медсестры. Лир бессмысленным взглядом окидывает сцену, зрительный зал и словно вспоминает все произошедшее с ним. Медленно открываются двери памяти, и появляются все основные участники событий. Гонерилья – Игорь Верник – в роскошном парчовом кимоно, тяжело ниспадающем на пол и головном уборе, под которым скрыты волосы; Регана - … - в не менее богатом наряде. Их мужья: Корнуэл плотный высокий мужчина с печально-философским выражением лица и … мужчина, с жесткими чертами лица, весь будто готовый к прыжку, настолько он подтянут и устремлен вперед. Величественный Глостер в черным с золотом кимоно и алом плаще, его сыновья: Эдгар – в богатом наряде и Эдмон – в одежде обычного воина. Несколько секунд стоят они неподвижно, прежде чем занять свои места. Дочери рассаживаются вокруг отца: Гонерилья ближе всех, Регана занимает позицию в по левую руку о отца, но не садится; хрупкая Корделия, в белом, воздушном кимоно, чуть поодаль. Среди персонажей нет ни Кента, ни женихов младшей дочери. Их будто вымарали за ненадобностью. Лир в сцене раздела вовсе не хилый, выживший из ума старик. В интерпретации Белого – он сильный, могущественный король, вовсе не расположенный ерничать и плакать. Его голос спокоен, властен. Он раздает приказания. Он все еще король. Его придворные, включая дочерей, внимают ему. В их позах нет подобострастия, говоря о любви, они не пытаются говорить нежнее и мягче. Скорее констатируют факт, но стараются убедить отца жестами, улыбкой, едва скользящей по губам. Гонерилья даже увлекается своей игрой, так вдохновенно она лжет. Во время всей сцены звучит музыка Генделя, нежная и мелодичная, словно льющаяся с небес. И резко обрывается, сменяясь роком – уже нет той гармонии, на которую столь уповал Лир. Практически синхронно проносятся две сцены: заговор Гонерильи и Реганы и предательство Эдмона. Гонерилья возмущена и едва сдерживает гнев, но подчиняясь восточной сдержанности лишь иногда интонацией выдает себя. И в Регане нет слезливости и кротости. Лишь полное подчинение сестре. Но в ней чувствуется сила, ей совершенно не свойственны кротость и мягкость. Голос отдает ой же сталью, что у сестры. Разве что иногда звучит более расслабленно. В «Сатириконе» Регана, словно боится того, что предстоит сделать. Она жалостливо, почти плача говорит с сестрой. От Гонерильи она заражается силой и уверенностью в правоте. Агриппина Стеклова в роли Реганы предстает перед зрителем эдакой слабой, беззащитной, экзальтированной особой, которую непременно надо направлять и защищать. Такова ее героиня в начале спектакля. Женщины относятся к отцу, как к капризному ребенку, утешая, поддакивая, пока им это надо, но мгновенно меняются, получив власть. Эдмон напоминает змею, осторожно обвивает он кольцами отца, то вдруг, подобно кобре встает во весь рост, в упор глядя на жертву, будто пытаясь загипнотизировать, то старается спрятаться. Глостер – Сергей Колесников – в отличие от своего сатириконовского «коллеги» не проявляет никаких внешних признаков неприязни к побочному сыну. Голос его ровен, властен, движения плавны, неспешны. Суханов в этой сцене резок, порой груб, он почти вырывает письмо у клеветника, Колесников, напротив, лишь протягивает руку и Эдмон, немного поломавшись, отдает документ отцу. Оба отца верят сразу же. Но если сатириконовского Глостера захлестывает волна гнева, выливающегося в крик и остервенение. Он, словно раненый хищник, мечется по сцене, словно желая разнести все, что еще живо на ней и больше всего желая прибить Эдгара, то граф Глостер в МХТ ведет себя иначе – вновь пресловутое самурайское хладнокровие – ему страшно хочется закричать, но он, подавляя стон и крик, лишь на мгновение метнет полный боли взгляд и слегка дрогнувшим голосом отдаст приказ. Эдгар благороден, разумеется, в обоих вариантах. Но если мхтовский, как подобает восточному правителю, принимает обрушившийся удар судьбы смиренно, твердо зная, за что ему посланы испытания, сатириконовский заходится в какой-то бешеной пляске, все больше походя на безумного: срывает одежду, вымазывается грязью (обливает себя клеем, вываливается в обрывках газеты). По-разному ведут себя герои и в сценах со сводным братом. С грохотом распахивая дверь (ту самую, что у задника сцены), врывается на сцену Эдгар-Осипов, нахальный, разнузданный, уверенный в своей безнаказанности, он навеселе, шутит и не особо переживает за чувства брата. Так его воспитали. И уверенной походкой входит мхатовский герой. Все в нем по-восточному строго, единственное, чего недостает – наблюдательности.

Administrator: "Моя курсовая" - таков подзаголовок у данного ЖЖ-сообщения. Фрагменты этой работы на форуме были; теперь появилась возможность прочесть ее целиком. Карнавал смерти Два ведущих столичных театра: МХТ. им Чехова и «Сатирикон» - предложили на суд зрителя шекспировскую историю о несчастном короле. «Лир» в МХТ вышел в 2004 году, а спустя 2 года «Сатирикон» познакомил нас со своей версией. Прежде всего, стоит отметить, что постановки абсолютно разные. Как мне кажется, кроме названия, совпадений в них найти невозможно. Разумеется, имена героев не менялись, и ситуации те же… только обстановка абсолютно непохожа. «Король лир» в «Сатириконе» напоминает стремительно несущийся к развязке карнавал, во время которого персонажи меняют маски. Мрачный карнавал, где безумие настигает не только главного героя, но неумолимо и к другим персонажам. Александр Шишкин превратил сцену в некое подобие склада, где можно найти все: что нужно и что нет. В черном пространстве сцены, в самой глубине, проступают очертания массивных красных дверей, выглядывающей из-за них картины, откуда с грустью смотрит то ли ангел, то ли восточная красавица; справа стоит табличка «Глостер»: отсюда начинается графство. Развалины мира. Как некое напоминание о былой гармонии – три пианино, над которыми три белых кружевных накрахмаленных абажура, похожих на девические наряды. На суфлерской будке восседает Эдмонд – внебрачный сын Глостера. Он-то и посвящает зрителей в суть дела. Маским Аверин, играющий Эдмонда, наделяет своего персонажа поистине животной пластикой. Пока Эдмонд один – это уверенный в себе хищник, сильный и коварный, но вот появляется его отец, и актер мгновенно «скручивается» и униженно лижет сапоги хозяина. Глостер в исполнении Дениса Суханова самоуверенный, надменный властитель. Его мало заботят чувства сына, он специально унижает его. Пнув его сапогом, Глостер ставит ногу ему на спину, еще сильнее прибивая сына к земле, попутно смачно рассказывая о том, как хороша была его мать. В полном мраке слышен грохот. Из темноты возникает картина: на покрытых бумагой досках возлежит Лир – Константин Райкин. На нем некое подобие рыцарского наряда. Поверх черной водолазки надета белая безрукавка, но ногах – коричневые брюки. Голову вместо короны украшает черная шапочка, в каких ходят «лица кавказской национальности». Вокруг постели чинно расселись дочери с мужьями, приверженцы, претенденты на руку Корделии. Все ждут королевского слова. Лир говорит расслабленно, будто устал, но он уверен – его слушают. Райкин-Лир ползает по кровати, внезапно замолкает и, наслаждаясь повисшей тишиной, томит в ожидании всех собравшихся. Словно специально, ластится он с Гонерилье (Марина Дровосекова), а та с видимым отвращением, обняв его, говорит о своей большой любви. Регана (Агриппина Стеклова), едва отец оказывается возле нее, инстинктивно отодвигается, но, переломив себя, елейно-плаксивым голосом повторяет слова сестры. Гонерилья и Регана, настороженно переглядываются: взгляд одной резок, стремителен, другой – растерян. Они сидят по обе стороны от отца. Гонерилья – в алом платье, Регана – в желтом. Рядом мужья: меланхоличный герцог Альбанский – Владимир Большов - и уверенный в себе герцог Корнуэльский – Константин Третьяков. Корделия, ее играет Марьяна Спивак, в белом платье сидит чуть поодаль, ее дележ не интересует. Она чутко прислушивается к словам сестер, улавливая фальшь. Друг против друга сидят ее женихи, ловят каждое слово короля. По оглашении приговора герцог Бургундский (Яков Ломкин) тут же вскакивает, возмущенный тем, что ему предложили взять дочь без приданого, французский же король, его играет Артем Осипов, остается спокойным и принимает Корделию, как дар. «Лир» в МХТ – спокойный, пропитанный восточным колоритом спектакль. Это эксперимент, но с явной ставкой на успех. Неслучайно на главные роли взяты Анатолий Белый, Сергей Колесников, Игорь Верник. Тадаси Судзуки воспроизводит на сцене театр Кабуки, где играют только мужчины. Декорации сведены к минимуму: 2 ширмы с несколькими дверьми, откуда выходят персонажи; и потолок японского дома – квадратные прозрачные пластины. Однако это не просто дом, в котором проживает японский король Лир. Это лечебница для душевнобольных, и все персонажи постепенно оказываются в ней. Лир(Анатолий Белый) появляется из-за ширмы на инвалидной коляске, в рубище. Остановившись между ширмами, рассматривает какую-то бумагу и что-то бормочет под нос. Рядом с ним присаживается шут в костюме медсестры. Лир бессмысленным взглядом окидывает сцену, зрительный зал и словно вспоминает все произошедшее с ним. Медленно открываются двери памяти, и появляются все основные участники событий. Гонерилья – Игорь Верник – в роскошном парчовом кимоно, тяжело ниспадающем на пол и головном уборе, под которым скрыты волосы; Регана – Дмитрий Куличков - в не менее богатом наряде. Их мужья: герцог Альбанский – Алексей Агапов - плотный высокий мужчина с печально-философским выражением лица и герцог Корнуэльский – Эдуард Чекмазов -мужчина, с жесткими чертами лица, весь будто готовый к прыжку, настолько он подтянут и устремлен вперед. Величественный Глостер в черным с золотом кимоно и алом плаще, его сыновья: Эдгар (Максим Матвеев) и Эдмонд (Сергей Медведев), одетые практически одинаково – в кимоно, похожие на рыцарские доспехи. Несколько секунд стоят они неподвижно, прежде чем занять свои места. Дочери рассаживаются вокруг отца: Гонерилья ближе всех, Регана занимает позицию в по левую руку от отца, но не садится; хрупкая Корделия (Евгений Савинков), в белом, воздушном кимоно, чуть поодаль. Среди персонажей нет ни Кента, ни женихов младшей дочери. Их будто вымарали за ненадобностью. А может, Лир просто их не помнит. Лир в сцене раздела вовсе не хилый, выживший из ума старик. В интерпретации Белого – он сильный, могущественный король, вовсе не расположенный ерничать и плакать. Его голос спокоен, властен. Он раздает приказания. Он все еще король. Его придворные, включая дочерей, внимают ему. В их позах нет подобострастия, говоря о любви, они не пытаются говорить нежнее и мягче. Скорее констатируют факт, но стараются убедить отца жестами, улыбкой, едва скользящей по губам. Гонерилья даже увлекается своей игрой, так вдохновенно она лжет. Во время всей сцены звучит музыка Генделя, нежная и мелодичная, словно льющаяся с небес. И резко обрывается, сменяясь роком – уже нет той гармонии, на которую столь уповал Лир. Практически синхронно проносятся две сцены: заговор Гонерильи и Реганы и предательство Эдмона. Гонерилья возмущена и едва сдерживает гнев, но подчиняясь восточной сдержанности лишь иногда интонацией выдает себя. И в Регане нет слезливости и кротости. Лишь полное подчинение сестре. Но в ней чувствуется сила, ей совершенно не свойственны кротость и мягкость. Голос отдает ой же сталью, что у сестры. Разве что иногда звучит более расслабленно. В «Сатириконе» Регана, словно боится того, что предстоит сделать. Она жалостливо, почти плача говорит с сестрой. От Гонерильи она заражается силой и уверенностью в правоте. Агриппина Стеклова в роли Реганы предстает перед зрителем эдакой слабой, беззащитной, экзальтированной особой, которую непременно надо направлять и защищать. Такова ее героиня в начале спектакля. Гонерилья в исполнении Игоря Верника – не менее властная. Голос ее жесток, даже грубоват. И дело не в том, что играет ее мужчина, просто Судзуки подчеркивает ее мужеподобность. Ее сестра, Регана (Дмитрий Куличков), мягче, немного неувереннее. Однако в сцене заговора нет в ней жалости к отцу, и страха нет тоже. Эдмонд (Сергей Медведев) напоминает змею, осторожно обвивает он кольцами отца, то вдруг, подобно кобре встает во весь рост, в упор глядя на жертву, будто пытаясь загипнотизировать, то старается спрятаться. Он чутко улавливает мгновенные перемены в настроении отца. Глостер – Сергей Колесников – в отличие от своего сатириконовского «коллеги» не проявляет никаких внешних признаков неприязни к побочному сыну. Голос его ровен, властен, движения плавны, неспешны. Суханов в этой сцене резок, порой груб, он почти вырывает письмо у клеветника, Колесников, напротив, лишь протягивает руку, и Эдмонд, немного поломавшись, отдает документ отцу. Оба отца верят сразу же. Но если сатириконовского Глостера захлестывает волна гнева, выливающегося в крик и остервенение. Он, словно раненый хищник, мечется по сцене, словно желая разнести все, что еще живо на ней и больше всего желая уничтожить Эдгара, то граф Глостер в МХТ ведет себя иначе – вновь пресловутое самурайское хладнокровие – ему страшно хочется закричать, но он, подавляя стон и крик, лишь на мгновение метнет полный боли взгляд и слегка дрогнувшим голосом отдаст приказ. Эдгар в своей наивности и доверчивости походит на отца. Он абсолютно вверяется брату, даже не подозревая, что тот может его предать. Эдгара (Максим Матвеев), как подобает восточному правителю, принимает обрушившийся удар судьбы смиренно, твердо зная, за что ему посланы испытания. В «Сатириконе» герой Артема Осипова впадет в отчаяние и заходится в какой-то бешеной пляске, все больше походя на безумного: срывает одежду, вымазывается грязью (обливает себя клеем, вываливается в обрывках газеты). По-разному ведут себя герои и в сценах со сводным братом. С грохотом распахивая дверь (ту самую, что у задника сцены), врывается на сцену Эдгар-Осипов. Он навеселе, подтрунивает над братом. И уверенной походкой входит Матвеев, играющий Эдгара в МХТ. Все в нем по-восточному строго. Как часто случается, отрицательные персонажи более колоритны в обоих спектаклях. За Гонерильей и Реганой интересно наблюдать, ненавидя и сопереживая им одновременно. Неистово, остервенело строят себе ложе из тех же самых досок Эдмонд и Гонерилья. Они так вцепились в края доски, что, кажется, порвут ее на части. Бросая одну доску за другой, создавая неимоверный грохот, они все ближе сходятся, чтобы чуть позже слиться в бешеной пляске страсти. Алый атлас, которым застилают пол и доски, – это и кровь, поглотившая их, и безумие, в которое они погружаются, пытаясь удовлетворить животную страсть. Регана (Агриппина Стеклова) на поверку оказывается не такой уж беззащитной и мягкой. В сцене наказания Кента (Тимофей Трибунцев) она моментально с ласково-елейного голоса: «Зачем же до обеда? Пусть посидит до ужина.» И заканчивает уж совсем резко, почти рыча: «А лучше до утра». А когда в их замке ослепляют Глостера и вовсе ловит кайф от хлещущей крови. После гибели мужа, она, принимая сестру с мужем, кружит по сцене в желтом платье с растрепанными волосами. Взгляд у Стекловой совершенно бессмыслен. Обнимая красный манекен, говоря ему слова любви, она видит и умершего мужа, и Эдмонда. Яркая сцена – поединок сестер из-за Эдмонда. Они бросаются друг на друга, желая вырвать лакомый кусок – Эдмонда - из пасти соперницы. И вдруг Регана с искаженным лицом сгибается пополам. Голос Стекловой становится глуше, все чаще прерывается, она падает на колени и в агонии все же тянет руки к Эдмонду. У Судзуки сцена страсти фактически отсутствует. Лишь намек на нее существует в партитуре спектакля. Верник поворотом головы, почти невесомым прикосновением, слегка дрожащим от страсти голосом, дает понять зрителю чувства своей героини. Кажется, вот-вот и страсть собьет ее с ног, но это противоречило бы эстетике спектакля. Регана вообще разговаривает с Эдмондом на расстоянии, словно боясь приблизится к нему. Нет у Судзуки и сцен убийства, не вырывают глаза Глостеру на глазах у публики. Все это будто осталось за кадром. А персонажи, соприкоснувшиеся с безумием, проносятся в мыслях короля все на тех же инвалидных креслах: кто-то лихо (Эдгар), кто-то с каким-то иступленным криком (Гонерилья), кто-то безмолвно (Корделия). Корделия (Евгений Савинков) в спектакле Судзуки лишь легкое, почти невесомое воспоминание короля. В спектакле она появляется трижды: в самом начале (при разделе имущества), ближе к середине – тихо проедет на кресле, и в конце – уже мертвой ее вывезет на сцену король. Создается впечатление, что Лир настолько не хотел вспоминать о том, как несправедливо поступил с дочерью, что предпочел забыть о ней. Она существует в его сознании как призрак. И в отличие от сатириконовского спектакля не придет на помощь отцу. Корделия в «Сатириконе» отнюдь не такая яркая как ее сестры. Исчезнув после раздела имущества, она тоже появится ближе к концу, чтобы помочь отцу. В обоих спектаклях шут предстает в непривычном обличии. В «Сатириконе» у Бутусова это девушка, озорная, дерзкая, с роскошными вьющимися волосами, в костюме, похожем на наряд танцовщиц кабаре. В МХТ это медсестра. Елена Березнова, исполняющая роль шута в «Сатириконе», сопровождает своего короля повсюду, являясь как бы его глазами и ушами. И лишь, когда Лир прозревает, шут становится ему не нужен, и он душит его. Шут (Олег Тополянский) в МХТ – это не сопровождающий короля преданный помощник, а сиделка у постели сошедшего с ума человека. Он успокаивает Лира, осторожно наводит его на ту или иную мысль и никуда не исчезает после бури. Сцена бури – одна из основных в спектакле. Райкин остается одни посреди сцены. Упав на колени, он, практически обнаженный, и беззащитный пред стихией грозит небу. Сцена затемнена, только луч луны освещает Лира, потерявшегося в этом мире. Лир безумствует вместе с природой, плачет и жалуется, но тут же в гневе воздевает руки к небу. В голосе короля то звучит отчаяние, то прорывается истерика, то пустота. В МХТ свет тоже приглушен, но на заднем плане по-прежнему сидит шут-медсестра. Лир (Белый) резко выкатывает свое инвалидное кресло на авансцену, с трудом приподнимается в нем, несколько секунд стоит и падает на колени. Голос его тих, но постепенно набирает силу, лишь когда он начнет говорить о дочерях, в голосе зазвучат ноты отчаяния и боли. Обессиленный, он рухнет на землю. И снова его сиделка-шут осторожно поднимет его и, усадив в кресло, откатит к ширмам. Лир еще попытается что-то сказать, но тут же забудет, что именно. Как мешок обмякнет он в кресле и забудется сном. И вновь померкнет свет на сцене, и все погрузится в тишину. Именно тишина - отличительная черта мхатовского спектакля. Музыка звучит лишь в самые важные моменты. Семейные сцены в начале, когда делят королевство, овеяны возвышенной музыкой Генделя. Она словно уносит в заоблачные дали, гармонизирует пространство. Ее сменяет агрессивная рок-композиция группы «Лайбах». Потом музыка покидает спектакль, чтобы вновь возникнуть в переломный момент. Под нарастающий темп «Неаполитанского танца» Чайковского, в колеблющемся свете на сцене появляются все персонажи. Выстроившись полукругом, они поочередно выступают вперед. Плавно движутся их руки, рисуя в воздухе четкие линии. Один за другим присоединяются они друг к другу. Движения их синхронны, никто не собьется, не остановится. Но все резче и ритмичнее становятся они. В них, по мере нарастания темпа, чувствуется агрессия. Персонажи перестраиваются, поворачиваясь друг к другу лицом, наступают на «врагов», закрываются руками. Кружатся все стремительнее. Начинает казаться, что сейчас рухнет пресловутое восточное спокойствие, и они накинуться друг на друга. Но музыка затихает, все вновь выстраиваются полукругом и неслышно исчезают со сцены. Иногда на очень короткие мгновения прорывается грохот рок-музыки, словно вихрь, захвативший героев. А в финале, когда несчастный Лир вывозит Корделию, вновь льется с небес божественная музыка Генделя. Вновь нисходит на старика гармония, но не радость жизни несет она, а забвение и смерть. В «Сатириконе» наиболее ярких музыкальных моментов три: Цирковой марш, под который выкалывают глаза Глостеру; монотонная мелодия, под которую Глостер, Эдмонд и Корнуэл метут сцену и финальная. Цирковой марш абсолютно в духе театра. Все участники сцены (Корнуэлл, Регана, Эдмонд) словно готовятся к трюку. Поочередно подходят они к графу, примериваясь, отскакивая, бегая вокруг. Все мельтешит в этой сцене. Каждый старается перещеголять другого. До тех пор, пока Эдмонд не берет дело в свои руки. И тут же все замирает, но лишь на мгновение, чтобы прорваться безумным смехом героя и истерикой Реганы. Сцена «метения» повторяется трижды. Каждый раз к Глостеру присоединяется еще один персонаж. Все метут остервенело и сосредоточено. Глостер, словно вспомнив что-то останавливается, оглядывается и с отвращением плюет, неизменно попадая в Эдмонда. Тот утирается, и все продолжается вновь. Как ни странно, это тоже навевает ассоциации с цирком, где после одного номера необходимо подготовить манеж для другого. Убрать за животными. Четко повторяя движения друг друга, проходят персонажи. Кто-то замешкается на выходе, собьется с ритма, но мгновенно взяв себя в руки, зашагает в унисон. Монотонная мелодия, подобно мучающей мысли, никак не может отвязаться, вновь и вновь возникает она в голове, и опять возвращает героев к прошлому, в котором нет гармонии. Вновь эта мелодия возникнет в финале. Три сестры сидят каждая у пианино. И Лиру мерещится, что они живы. Но даже поняв, что их больше нет, он не желает с этим смирится. Сошедший с ума Лир в белом наряде, двигаясь поначалу словно во сне, пытается вернуть дочерей. И сам жаждет вернуться в то время, когда они были чисты. Он поочередно усаживает дочерей у пианино. Гонерилья в алом платье, Регана в желтом, Корделия в белом. Страсть, измена, непорочность. Вот вроде все хорошо но вдруг мелодию разрывает страшный звук – Гонерилья, безвольно взмахнув руками, падает на клавиши и, совершив немыслимый пируэт, валится на землю. Музыка звучит громче. А Лир бросается к Старшей дочери, но тут же брякнув по клавишам, глухо падает ее сестра Регана. Едва успев поднять ее, Лир видит падающее тело Корделии, бежит туда. Так и будет он носиться от одной к другой, а они, кружась на табуретках и падая на клавиши, валиться на землю. Финал в МХТ тих. У Лира нет отчаянных попыток воскресить дочерей. Одну за другой выхватывают лучи прожектора дочерей, они выходят из темноты, молча приближаются к отцу и замирают. В немом отчаянии переводит Лир взгляд с одной на другую, пытаясь отыскать хоть что-то живое в этих лицах. Постепенно выходят на сцену из дверей Эдмонд, Глостер, Корнуэлл. Короля окружают покойники. Они не пугают его. Молча стоят, опустив головы. Тихо звучит музыка Генделя. Спектакли оторваны от реального времени. Где конкретно происходит действие – тоже неясно. До оно и неважно. Если Бутусов делает упор на карнавальность, то Судзуки с истинно восточным спокойствием изучает ситуацию, отсекая все ненужное, не прибавляя ничего от себя и уж ни в коем случае не желая развлечь зрителя. Шаг за шагом японский режиссер доказывает, что мир – безумен, и потому в нем легко потерять разум. О потому – все мы пациенты клиники. Спектакль Бутусова при всей трагичности повествования грешит этим желанием – развлекать. Отсюда и выбранные средства: и глаза выкалывают под звуки циркового марша, и Эдгар, обливающий себя клеем, чтобы превратиться в Бедного Том; и комичная драка Кента и Освальда, да и сам Освальд, одетый в странный костюм. Будто не желая нагнетать ужасы, режиссер решил отвлечь немного смотрящих, чтобы посмеялись. Да и Райкин порой выбивается из образа несчастного короля: причмокивает, корчит рожи, то ли вправду, то ли нарочно забывает текст. Так или иначе – это яркий пример столкновения двух культур. И у каждого зрителя чаша весов двинется в свою, более близкую ему, сторону.



полная версия страницы