Форум » Архив форума » в этом хорошем театре :) то бишь в "Сатириконе". ЧАСТЬ 3. » Ответить

в этом хорошем театре :) то бишь в "Сатириконе". ЧАСТЬ 3.

Administrator: в этом хорошем театре :) то бишь в "Сатириконе". ЧАСТЬ 1. http://suhanov.fastbb.ru/?1-1-0-00000009-000-0-0-1200986113 в этом хорошем театре :) то бишь в "Сатириконе". ЧАСТЬ 2. http://suhanov.borda.ru/?1-1-0-00000039-000-10001-0 Ну, что ж... Сатирикон обещает "так держать" и дальше, радуя нас своими премьерами... А мы что - хуже??? И мы - продолжаем закрывшуюся от переполения (перевыполнения) тему. Начинаем ЧАСТЬ 3!

Ответов - 81, стр: 1 2 3 4 5 All

Ирината: НОВАЯ ГАЗЕТА Гоцци: игра на новенького «Синее чудовище» в «Сатириконе» Синее чудовище в сказке Гоцци должно быть сказочно мерзким. Вот в спектакле Константина Райкина оно и обернулось телезвездой. Чешуя в обтяжку прет-а-порте люкс, голубой корсет с чичиковской искрой, самодовольная вальяжность, фальшивая бодрость, оскаленная улыбка из-под синей резиновой маски (похожей на гламурный вариант черного чулка на морде) — все при нем. И далее: бичуют действительность. «Напиток забвенья», поднесенный слугам героев, громко шипит: для Арлекина воплями футбольного комментатора, для Смеральдины визгом «Фабрики звезд». Бедные фарфоровые фигурки, субретка и простак, отведав веселящего эфира, мигом забудут службу, долг и друг друга. Злодейка в мехах и черных лаковых шортах — роковая фемина образца 1992 года (я видела как-то очень похожее чудо в найтклабе уездного города Б. в лесостепях). «Товарищ капитан Бригелла» бормочет: «Надо быть сильным! Надо быть гибким!». Министры, коверные комедии дель арте, боятся собственной тени (изъясняются, впрочем, точными словами Гоцци: «Я всегда за того, кто победит. У меня в запасе много всякого почтения…»). Ответственные товарищи пародируют то синхронное плавание, то саммит в сауне, то спарринг дзюдоистов. «Актуальность» — в крупной нарезке, яркой расцветке. Эти сцены напоминают заппинг, бег по каналам, болезнь зрителя: вспыхивают крупными планами, без связи меж собою. А, впрочем: как по каналам ни прыгай — везде идет один мегасюжет. Весь этот «цирк в двух частях» (так обозначен жанр спектакля в афишах) начинается репризой шпрехшталмейстера — Константина Райкина. Через динамики режиссер премьеры сообщает залу: Гоцци — великий итальянский писатель… жил в Венеции… все Нанкины, Самарканды и королевства Тарокко в его сказках условны… а мобильные телефоны следует отключить. «Потому что, — резюмирует Райкин, — наш зритель умен и чуток… Но заходят и дураки. Притом регулярно». Нет, это «Синее чудовище» рассчитано не на дурака. А — на некоего абсолютно нового зрителя. Полутонов он не различает (что молодым актерам «Сатирикона», занятым в премьере, часто даже кстати). Темы и смыслы этому зрителю надо подавать броско, перемежая действие пантомимами под сладостную (но нет, не постыдно-попсовую) итальянскую эстраду. Даже венецианский карнавал, сквозной мотив, намечен плакатно: грубоватые гондолы сувенирного дизайна плывут через сцену с полным грузом масок и мандолин. (Хотя сценограф спектакля Алла Коженкова смогла бы сделать карнавальное действо куда тоньше и нарядней). Но, видимо, тут стояла другая задача. Адаптировать. Балансировать на грани профессионализма и простых рецептов энтертеймента. Именно этот путь театра-канатоходца (без срывов!) стал лучшим цирковым номером «Синего чудовища». Ибо в «игре на новенького» опасна потеря внутренних критериев. «Старый зритель» помнит, скажем, отличный «цирк в театре» в мюзикле «Каштанка» петербургского «Зазеркалья». (Не говоря уж о блестящем взлете мирового «высокого цирка», цирка-театра последних лет). Так что скромный номер жонглера с тремя мячиками в «Синем чудовище» «старого зрителя» мало впечатляет. Скорее наводит на мысль: игра в поддавки со зрителем опасно близка к игре в поддавки с труппой. Елена Дьякова

ymniza: Катюша, судя по оригинальной идее, режиссером будет К.А.Райкин, а поставят спектакль на большой сцене. Но это тока предварительная информация...

Катюша: ymniza , ясно. Спасибо!


Ирината: Как всё сейчас просто: журналист отрывает соответствующий раздел Яндекса... делает ПРОИЗВОЛЬНУЮ НАРЕЗКУ от отзывов театралов и получает гонорар! Ай, браво, автор мелкой нарезки Вания Каракасиян!

Катюша: ВИДЕО Худсовет - Константин Райкин о спектакле "Синее Чудовище". http://www.newstube.ru/#/video/63A9321C-3366-4FB4-99EF-4945AB7FDF23 Administrator/Ирината: Катюша, спасибо огромное за ссылку!

Ирината: КоммерсантЪ Weekend "Синее чудовище" в театре "Сатирикон" Поскольку спектакль был в общих чертах готов еще в конце прошлого сезона и на прогоны допускали избранных друзей театра, молва успела разнести по Москве некоторые подробности предстоящей премьеры. Кроме того, все обсуждали стоимость спектакля. Говорили, что "Сатирикон" переплюнул всех конкурентов и установил рекорд для закрытых театральных помещений, потратив на "Синее чудовище" астрономическую сумму. Впрочем, никто из видевших спектакль не говорил, что новое сатириконовское зрелище не стоило тех денег. "Синее чудовище" не принадлежит к числу самых известных театральных сказок итальянского классика Карло Гоцци — не "Принцесса Турандот" уж во всяком случае. Но простор для фантазии театрального сочинителя фьяб (так называются сказочные пьесы великого драматурга) открывает максимально широкий. Пьеса переполнена волшебными превращениями героев, переплетающимися и расходящимися в разные стороны сюжетными линиями, фантастическими событиями, странными и страстными характерами, напряженными диалогами и т. д. Но "Синее чудовище" не просто театральная фантазия, в пьесе есть и мудрое приятие жизни. Наверняка художественный руководитель театра Константин Райкин, поставивший Гоцци с молодыми актерами, выбрал пьесу и за ее философичность. Любое сколь угодно глубокое содержание должно быть сегодня упаковано во "вкусную" театральную форму — в театре "Сатирикон" это правило затвердили давно и много лет от него не отступают. На сей раз Райкин решил сделать из итальянской сказки цирковое представление. На сцене театра будет установлена цирковая арена со светящимся барьером, к ней ведут лестницы, по которым спускаются и поднимаются актеры. В какой-то момент арена даже заполняется водой. Какая же сказка Гоцци без карнавала и мечты о Венеции. Вот и в "Синем чудовище" на подмостках буквально воспроизводят уголок Венеции — появляются гондолы, мост Риальто, многоязычная толпа. "Все самое красивое в жизни — это Венеция,— объяснял во время работы над спектаклем Константин Райкин.— Такой вот эмоциональный пароль: Венеция становится для героев точно символом чего-то детского, прекрасного, теплого..." По сюжету героиня должна полюбить чудовище. В театре решили, что воплощением чудовищного сочетания внешней эффектности и внутренней пустоты является современное телевидение. Поэтому семиглавая гидра у Райкина — нечто, похожее на сегодняшнюю телевизионную установку. Впрочем, это не значит, что "Сатирикон" поставил сатирическое представление. В дорогостоящем "Синем чудовище" довольно много беззаботного лицедейства и чистого театра, рассчитанного на непосредственные зрительские реакции. Здесь будут и маски итальянской комедии дель арте, и клоунада, и жонглеры, и эквилибристы. Театр соединится с цирком ровно в той пропорции, чтобы зритель не успевал ни опомниться от удивлений, ни привыкнуть к зрелищу. В конце концов смесь все-таки оказывается взрывоопасной — и возгорается. Но это, к счастью, случается только в финале, где обещан настоящий фейерверк.

Ирината: СТЕНГАЗЕТА Перепечатка рецензии Дины Годер из "Времени новостей". Есть фотографии. И - еще несколько пояснительных слов от Дины Годер ОТСЮДА. ...А потом - на Синее чудовище к Райкину - http://www.stengazeta.net/article.html?article=5232 . Сидела-писала прямо в день рожденья среди звонков и поздравлений, так что как-то невнятно получилось. Попробую еще раз. Существо претензий вот в чем. И сама по себе идея, что все зло от телевидения - не слишком высокого полета и оригинальности, но даже это нехитрое соображение остается у Райкина за скобками спектакля и совсем не каждому зрителю оно будет понятно. Все злодеи в спектакле - этого самого телевидения порождение, но те, кто основной посыл не понял, так и не догадается, почему это змей - металлический и что это в нем за человек с клавиатурой, и почему Чудовище - такое нечудовищное и манерно-педерастическое. Единственное, что ясно - что все эти злодеи какие-то не страшные (поскольку по Райкину зло не в них, а за ними) и поэтому беспокоиться особенно не о чем. Получилось, что райкинская основная идея сказку своей тенденциозностью перекривила, а сама - не сработала, в чем бишь зло, кому и что режиссер инкриминирует вообще не прозвучало. Вот. Не знаю, стало ли так понятнее...

Ирината: От зрителей. Вернулась с "Синего чудовища" Снова в театре началась эра утешительства, эзопова языка и эмиграции в потусторонний мир театра. К финалу я совершенно растаяла. Так хорошо, что из глубины сцены достает до середины зала выброс теплого воздуха от горящих факелов - как будто кто-то невидимый гладит по щеке. Райкин выстроил цепочку бесконечных метаморфоз из добра в зло и обратно... ...и отсюда... Для культурных :) Если вы некритично доверяете моему безупречному вкусу думаете, что бы хорошего посмотреть в театре, - сходите в "Сатирикон" на "Синее чудовище". Это их премьера. Мы только что оттуда. Спектакль замечательный, стоячая овация в конце. Ходила с младшим. На входе сказали - пускаем с 12 лет, в зале дети были и поменьше моего. Но лучше, наверное, в самом деле с 12, ибо спектакль в духе венецианского карнавала с соответствующими шутками, которых несколько даже и многовато. Ребенок говорит "я так не ржал с самой кунфу-панды". ...и еще... Мы все не то, чем кажемся порой (с) Сходили на "Синее чудовище". Первое пожелание: не обращайте внимания на чудовищные афиши, висящие по Москве. Спектакль хорош. В нем блестяще соединяется слог старинный и современный, итальянская комедия масок и злая сатира на наше время. А в центре - история любви и верности, вечная, но никогда не надоедающая. Афиши не зря называют спектакль "цирком". Это действительно почти цирковое зрелище, настоящий карнавал, перенесенный на маленькую театральную сцену.

Ирината: Не напрямую о спектакле, но.... ХОРОШО! Был вчера на спектакле "Синее чудовище". Что может произойти с человеком приятнее, чем хороший театр в отличной компании? Вот почему я точно бы не стал критиком, потому что мне кажется, что критиковать мы научились виртуозно, а ценить чужой труд можем на уровне 3-х летнего ребёнка, который из принципа разрушит куличик в песочнице, построенный не им самим.

Ирината: От зрителей. Побывала на двух премьерах. «Синее чудовище» по сказке Карло Гальдоне в «Сатириконе» и «Мама Мия» в «Меге». Про первое могу сказать: идите, но только позже. Где-нибудь после Нового года. Сейчас спектакль, на мой взгляд, настолько сырой, что во время действия временами кажется, что из зала может вполне громко раздастся замечание режиссера. Актеры – молодые, с задором и энергией, с жаждой рассказать, показать и продемонстрировать свое право на сцену. Декорации неоправданно дороги. Ради сооружения на сцене театра циркового манежа были даже убраны несколько первых рядов. Но настоящего цирка не получилось. Только веселый рыночный балаган. А жаль... Из всех актеров одна девочка крутилась на трапеции и лазила по канату. И один мальчик соединял руки за спиной и поднимал над головой вытянутую ножку. Он же немного жонглировал разноцветными маленькими мячиками/шариками. Конечно, я не ждала живых львов, воздушных гимнастов и прочих цирковых чудес, но продемонстрировали хотя бы парочку интересных фокусов и какой-нибудь эффектный эвкилибр... Ведь сцена – арена – для чего-то да построена... Зато ее весьма удачно обыграли, когда внутрь манежа налили воду и устроили маленькую дурашливую водную феерию с участием четырех классических масок комедии дель-арто: Панталоне, Тарталья, Труффальдионо и Бригелла. Вся история крутится вокруг проверки истинности чувств грузинской принцессы к китайскому принцу. А именно: «В некоей стране поселилось заколдованное Синее чудовище. Чтобы освободиться, ему необходима влюбленная пара. Она находится, когда в столицу возвращается сын правителя Таэр с молодой женой, грузинской принцессой Дардане. Чудовище разлучает влюбленных. Дардане отправляет в мужском костюме в город, а Таэр превращается в Синее чудовище, которому под страхом смерти запрещено открывать кому бы то ни было свое имя. Умрет он и в том случае, если его в новом обличии не полюбит Дардане. Чудовище, вернув себе прежний облик, исчезает...». Вот так примерно. И это все в окружении и с участием известных итальянских масок: Панталоне, Тарталья, Труффальдионо и Бригелла. Вот они хороши – живы и заразительны. Четверка хлестко и озорно комментирует почти все сцены спектакль. Особенно замечателен Панталоне. Ему даже, до странности холодный и тишайший зал, подарил овации. Добрые слова заслуживает и само Синее чудовище. Его, согласно развитию действия, играет два актера. Но они создают один образ. Помните, во что превращался тишайший и милейший герой Дж. Кэрри в фильме «Маска»?! В опасного и победоносного фигляра, который имеет власть над людьми. Не знаю, насколько образ Маски служил прообразом для Синего чудовища, но он похож на него даже внешне. Вообще, в этом спектакле есть и другие похожести. Отчасти сюжет напоминает «Двенадцатую ночь» Шекспира. Маскарадные типажи-маски – это ссылка на вахтанговский спектакль «Принцесса Турандот». По размаху и притязаниям – это еще один спектакль театра «Шантеклер».

Ирината: И еще - от зрителей. * Мы все играем кого-то * Только что пришли с "Синего чудовища" Режиссура Райкина производит волшебный эффект, - каждая постановочная сцена, позы актеров, игра с освещением, музыкальные нарезки (опять же, привет bossa nova), удивительные декорации (+ бассейн + огненные столпы + абстрактные игры с громоздкими металлоконструкциями) - все это, безусловно, берущие за душу, запоминающиеся моменты и тщательно выстроеннные композии.. По большому счету именно это и есть взгляд Большого Художника на Сцену. Можно легко довообразить и то, что скрывается в многочисленные деталях. Но все остальное - дико проигрывает. В первую очередь проигрывает сама игра актеров. Не представляю кому подобное нравится (поднимите руки), ну наверное кому-то и нравится... На мой взгляд слишком уж конвульсивно и топорно. И.. "базарно" что ли.. Во вторую очередь проигрывают сами реплики, представляющие из себя невообразимую смесь тараторящихся с пеной у рта стихов и плоских шуток, без которых как сейчас представляют себе многие современные режиссеры к нынешнему зрителю "не подобраться". И в общем, старая сказка, полная трогательности и драматизма дала именно где то в районе речевого воплощения сильный, изрядно портящий впечатление от всего увиденного крен. Что касаемо трюков. Они весьма скромны, и "слухи о вытворяемых чудесах акробатики и клоунады" сильно преувеличены. Финал мне очень понравился, он и не мог не понравится, - спасибо режиссеру-постановщику. Туманная Венеция; Пыл от огненных столпов был отчетливо ощущаем в первых рядах партера. Прощальные взмахи комедиантов тонут в остатках света.

Катюша: ИТОГИ Шик, блеск, красота... Мария Седых "Сатирикон" открыл сезон премьерой "Синего чудовища" Карло Гоцци В спектакле «Синее чудовище» театра «Сатирикон» главные роли исполнили Алена Разживина и Яков Ломкин (Фото: Александр Иванишин) По случаю выхода нового спектакля Константина Райкина те, кто может что-то припомнить, начали наперебой рассуждать о роли великого итальянца в русском театре и о традициях комедии дель арте на отечественной сцене. Интеллектуалы не забыли о Всеволоде Мейерхольде с его "Любовью к трем апельсинам", эстеты вспомнили "Зеленую птичку" Николая Шейко, остальные, конечно же, - всеобщую любимицу "Принцессу Турандот". Хотя, видит бог, для большинства публики она давно уже хрустальная премия, а не бессмертное творение Вахтангова. В рассуждениях об оттенках философии Гоцци замелькало щеголеватое итальянское слово "фьяба", что по-простому есть сказка. Сознаюсь, круг моих ассоциаций во время и после представления оказался куда как простодушней, если можно сказать, народней. Как, впрочем, простодушен и демократичен спектакль "Сатирикона". Мне вспомнился александровский "Цирк" (и иже с ним другие его комедии), по сей день бодрящий. Напомню, что в прокат фильм вышел в 36-м году и к 37-му сделал рекордные сборы. Какие это были годы, напоминать, надеюсь, не нужно. Показалось, есть какая-то закономерность в том, что в сумрачные времена художники укрываются от действительности или превозмогают ее под одним и тем же вечным куполом. Делая ставку на самодостаточность своей профессии. Оттачивая ремесло. Уповая на него как на природную силу. И упиваясь его могуществом. Ну где еще, как не на арене, можно с убедительной наглядностью продемонстрировать торжество мастерства? Скорее всего ни о чем таком метафизическом Константин Райкин не думал, врезая с помощью художника спектакля Аллы Коженковой цирковую арену в первые ряды театрального партера, спуская с колосников трапеции и подвешивая кольца для гимнастических упражнений. Напротив, во всех интервью рассказывал о многозначительном идейном замысле, о том, как сказочное добро победит в спектакле вполне земное зло в лице тлетворного телевидения. По сюжету эта многоголовая гидра пожирает девственниц, превращая в запуганных обывателей жителей многонационального Нанкина. На мой вкус, хоть и выглядит гидра сценически эффектно, сатирические стрелы (в данном случае меч) ее не очень задевают. Вообще злободневные шутки, и удачные и неудачные, не делают здесь погоды. Зритель следит не за интригой, не за тем, спасет ли очаровательная Дардане (Марьяна Спивак) заколдованного возлюбленного Таэра (Яков Ломкин), вернется ли память к Труфальдино (Александр Кащеев) и Смеральдине (Полина Райкина), отчего погибнет секс-бомба царица Гулинди (Екатерина Маликова). Сердце замирает, когда Маликова без страховки виртуозно исполняет номер на канате, и в тот момент ты сопереживаешь актрисе, любуешься, совершенно забыв, что ее героиня - коварная злодейка. Все зрительские эмоции - и восторг, и нежность, и легкая грусть (блестящий номер "синхронного плавания" в бассейне с водой по щиколотку) - отданы в этом спектакле не персонажам, а артистам. За то, как щедро одаривают нас не только молодостью, но и чувством профессионального достоинства. Вот тут-то они телевизионную Гидру и побеждают. P. S. Наверное, даже наверняка - то, что я хочу добавить... непедагогично. Рецензенты "Синего чудовища" стараются никого из исполнителей не выделять, мол, дебютанты, только со школьной скамьи. Однако после премьеры они уже вступили в беспощадную театральную жизнь со всеми ее страстями, не чета нанкинским. Признаюсь, больше других меня пленила актриса Полина Райкина, кажется, унаследовавшая фамильный ген, какое-то неуловимое "чуть-чуть", превращающее цирковой аттракцион в театральное искусство.

Ирината: Зрители смотрят... зрители пишут... А еще 12-го сентября я была в Сатириконе на "Синем чудовище". Впечатления сложные. Очень много классных и красивых моментов, потрясающие виды Венеции, гондолы, яркие костюмы - настоящий праздник, безумно понравилась игра всех актеров, но в целом осталось чувство, что что-то было не так. Может быть, от того, что весь спектакль ждала "моменты замирания сердца", а они так и не наступили до самого финала. В финале, правда, наступил один момент, но этого мне показалось мало... Кроме того, на мой взгляд, очень спорный момент спектакля - условие Чудовища о том, что Дардане должна "полюбить" Дзелу при том, что она любит своего Таэра, как ни один человек не способен любить. Так что я считаю, что не могла она полюбить Дзелу. Могла испытать любовь вместо отвращения, когда тот спасал ее от гибели, но никак не полюбить! Мне кажется, что есть принципиальная разница между "испытать к кому-то любовь" и "полюбить". Это вызвало небольшой диссонанс и большое недоумение. А вообще, мысли в кучку собираются с трудом, так что ничего большего я написать не могу. Думаю, надо будет посмотреть спектакль еще раз где-нибудь ближе к Новому году. Может быть, тогда я в чем-то определюсь. Хотя тот факт, что я хочу посмотреть его еще раз, меня очень радует:) Кстати, в финале огнем дыхнуло так, что мы почувствовали это, сидя на четырнадцатом ряду - стало жарко.

Ирината: Ваш досуг "Синее чудовище" Константина Райкина Весь вечер на арене Константин Райкин поставил фьябу Карло Гоцци «Синее чудовище». Добро, как водится, победило зло. В переводе с театроведческого на русский «фьяба» значит сказка. И хотя великий венецианец Карло Гоцци, писавший свои сказки для карнавалов, предпочитал переносить их коллизии в дальние страны, заставляя страдать от любви то китайских, то грузинских принцесс, за всей этой экзотикой легко угадываются очертания его родного города. Вполне логично, что Райкин решил вернуть пьесу, действие которой разворачивается в китайском городе Нанкин, домой – поближе к Дворцу Дожей и мосту Реальто. Мост искусно сделала художница Алла Коженкова – в начале его половинки служат лесенками во дворце старого императора Фанфура, а потом, развернувшись на 180 градусов, соединяются вместе – и его узнают даже те, кто не бывал в Венеции. Чтобы не заставлять своих юных артистов впустую тягаться с легендарными мастерами комедии дель арте (то есть комедии масок), о которой сегодня можно судить лишь по книгам, да по великому «Арлекину» Джорджо Стрелера (в котором режиссеру удалось возродить исчезнувшую традицию), Райкин поместил действие на арену цирка. Так что Труффальдино, Тарталья и Бригелла здесь не столько итальянские маски, сколько «коверные» на арене. Цирковые премудрости в «Сатириконе» осваивали больше года. И в результате развратная царица Гулинди (Юлия Мельникова) извивается в кольце не хуже настоящей гимнастки. А преуспевший в силовой акробатике солдафон Бригелла (Иван Игнатенко) срывает заслуженные аплодисменты. И все же самое эффектное в спектакле – его начало. По сюжету некто Дзелу (Антон Егоров) превращен колдунами священной горы в чудовище, обитающее на окраине Нанкина. Замыслив вернуть себе прежний облик, Дзелу разлучает влюбленных, грузинскую принцессу Дардане (Алена Разживина) и местного принца Таэра (Алексей Бардуков): дарит девушке облик юноши и отправляет на подвиги в Нанкин. Таэру же «всучает» собственный облик, оставив влюбленным один шанс на спасение: ничего не подозревающая Дардане должна полюбить чудовище – и тогда чары развеются. По остроумному замыслу Райкина чудовище предстает на арене в облике ведущего телешоу – бодрым кривлякой неопределенного пола, возраста, с лицом-маской, интонациями робота и привычкой извиваться в лучах прожекторов... Высказавшись о телевидении как о дьявольской ярмарке тщеславия, превращающей живых людей в чудовищ, режиссер почти не развивает эту тему – обаяние цирка ему милее любых стройных концепций. Спектакль предстает чередой искусных трюков, реприз на актуальные темы (особым успехом пользуется реплика Панталоне: «Понаехали тут, Нанкин не резиновый!») и признаний в любви к Венеции. В первом акте в синем сумраке позади арены скользит гондола с рыжими апельсинами, во втором залитая настоящей водой арена превращается в лагуну – минут пять подряд кто-то из героев водит рукой по воде в такт итальянскому ретро. А сюжет тем временем идет своим чередом: любовь побеждает все чары – под улюлюканье зала принц обретает прежний облик. Словом, если вы любите яркий, наивно-красивый и простодушный театр – этот спектакль для вас. Но если вы ищете чего-то большего – приготовьтесь ностальгировать. Не столько по реальной Венеции, сколько по высокой театральной магии. По «Арлекину» Стрелера. По тем временам, когда театр не тянулся к зрителю, а заставлял зрителя тянуться к себе. «Да о чем вы, - скажут мне, - Где вы такое видели? Стрелера уж нет давно!». Вот то-то и оно.

Ирината: О "Синем чудовище" от Льва Семеркина. От голубого экрана к синему чудовищу. . "СИНЕЕ ЧУДОВИЩЕ", К.Райкин, «САТИРИКОН», Москва, 2008г. Я воспринял спектакль, как попытку Константина Райкина сделать, выражаясь высокопарно, ПРИНОШЕНИЕ своей АЛЬМА МАТЕР – вахтанговской школе (Щукинскому училищу, Вахтанговскому театру, итальянской комедии масок, «Принцессе Турандот»). Намерение безусловно благородное, но не вполне удавшееся. Работа сделана честно, ни сил ни средств не пожалели. Речь идет даже не только о подготовке этого спектакля, а и о многолетней работе по строительству своего театра, подготовке своего актерского курса. «Синее чудовище» не первая попытка такого рода, были очень удачные «Кьоджинские перепалки» (финал на музыку Нино Рота был очень похож на финал «Синего чудовища»), была еще более удачная «Страна любви». Надеюсь, будут и другие попытки разгадать загадку принцессы Турандот. Спектакль смотрится легко, он зрелищный, яркий, динамичный, отрепетированный как цирковой или спортивный номер до состояния «шутя-играя», когда кровь, пот и слезы остались за кулисами, а зрителям видны только улыбки. Причина полуудачи в том, что пьеса Гоцци так и осталась поводом для трюков, вахтанговский второй план является внешним довеском к сказочному сюжету. А ведь давно сказано – «сказка – ложь, да в ней намек», в пьесе воспроизводится архетипичный сюжет «красавицы и чудовища» («аленького цветочка», «обыкновенного чуда»), а театр к нему отнесся как к нагромождению случайностей. «Намек» подтвержден декорацией (видами Венеции), музыкой (вонгкарваевской и Шостаковича), а актеры не заморачиваясь играют только «ложь». Театр-цирк-карнавал. Цирк – главная спектаклеобразующая идея, она проведена последовательно и превратила спектакль в парад аттракционов – цирковых номеров. Почти всем героям и почти всем сценам найдены цирковые аналоги, традиционная четверка масок – цирковые клоуны, отрицательная героиня – садо-мазо-дрессировщица. Есть здесь и акробатика, и жонглирование, и водные номера. Перед началом спектакля и в антракте зрителей настраивают на спектакль, давая фонограмму хищников за кулисами. На сцене настоящая цирковая арена, две цирковые лестницы преобразуются в венецианский мостик, линейка прожекторов в многоголовую гидру. Довершает триаду «театр-цирк-карнавал» карнавальный фейерверк. ТВ-Голливуд-компьютерные игры. В одном из откликов на премьеру прочитал предположение, что образный ряд спектакля отсылает не только к цирку и традиционной комедии масок, но и к современным аудиовизуальным формам – телевидению, спецэффектам в кино и компьютерным играм. То, что в первые годы телевизионной эпохи романтично называли «голубым экраном», стало теперь «синим чудовищем». Электронные «синие чудовища» постепенно заменяют актеров и в кино, поскольку возможности компьютерной «маски» превосходят возможности человеческого лица. Современный аналог сказочных монстров Гоцци - компьютерные игры (гидрой в спектакле управляет игроман с клавиатурой). В «синее чудовище» превращается и зритель. Лицо человека прилипшего к экрану/монитору светится отраженным электрическим светом, превращается в мертвую синюю маску. Театр призван вернуть зрителю человеческий облик, живая триада «театр-цирк-карнавал» против виртуальной «ТВ-голливуд-копьютерные игры. Идея хороша, но в спектакле заслонена трюками и почти не читается.

Ирината: Отсюда. театральное Сейчас напишу про спектакль в Сатириконе под названием "Азбука артиста" это потрясающее действо. Были прекрасны все: и улитки в исполнении двух очаровательных мужчин, и сценка с порше, и скороговорки актеров в начале, и сам Райкин, и музыка! Всё продумано и поставлено просто великолепно. От смеха люди складываются пополам и падают под кресла (мы не были исключением))) Потом ночью у меня еще долго болели щеки (те места на лице, которые улыбаются))) и вообще я хожу под впечатлением уже второй день и никак в себя не могу прийти) прекрасный спектакль, прекрасный, прекрасныыыыый вот такие чистые эмоции получились) Конечно же, спасибо большое моей компании, тк без нее мне было бы весело, но не ТАК)) Азбука артиста - прекрасный спектакль - рекомедую.

Ирината: Журнал "ТЕАТРАЛ" Твердая пятерка К своему юбилею журнал «Театрал» вручит премию звездам сценического искусства В начале ноября журнал «Театрал» Издательского дома «Новые Известия» отметит свое пятилетие. По случаю юбилея журнал учредил премию «Звезда Театрала», которая будет вручаться лучшим представителям российского театрального искусства. Победители определяются нашими читателями. Церемония награждения состоится 7 ноября с.г. в Доме актера. Пять лет мы жили театром, его событиями, спектаклями, его героями – актерами, режиссерами, художниками. Пять лет мы их хвалили, ругали, восхищались, недоумевали, расстраивались и гордились ими. В связи с юбилеем журнал учредил премию «Звезда Театрала», которая достанется лучшим представителям отечественного театрального искусства. Награда найдет победителей с помощью наших читателей. Проголосовать за того, кто, по вашему мнению, внес наибольший вклад в театральную жизнь за последние пять лет, можно на сайте «НИ»: www.newizv.ru Премия «Звезда Театрала» будет вручена в пяти номинациях: «Лучший актер пятилетия», «Лучшая актриса пятилетия», «Лучший режиссер пятилетия», «Лучший спектакль пятилетия», «Лучший театр пятилетия». Номинанты «Лучший актер пятилетия»: Сергей Безруков, Сергей Гармаш, Константин Райкин, Олег Табаков, Евгений Цыганов. «Лучшая актриса пятилетия»: Мария Аронова, Лия Ахеджакова, Мария Миронова, Марина Неелова, Ирина Пегова. «Лучший режиссер пятилетия»: Андрей Жолдак, Кирилл Серебренников, Роберт Стуруа, Валерий Фокин, Петр Фоменко. «Лучший спектакль пятилетия»: «Господа Головлевы» (МХТ им. Чехова), «Похождение» (Театр п/р Олега Табакова), «Три сестры» (Театр «Мастерская Петра Фоменко»), «Затмение» («Ленком»), «Ричард III» («Сатирикон»). «Лучший театр пятилетия»: «Современник», «Ленком», МХТ им. Чехова, Театр «Мастерская Петра Фоменко», «Сатирикон».

Ирината: Ваш досуг. Синее чудовище. Цирк да и только… Продолжаем серию публикаций, в которых сотрудники редакции журнала «Ваш Досуг» делятся своими впечатлениями от посещения самых интересных мероприятий, проходящих в Москве. Сегодня читаем впечатления руководителя Департамента «Ваш Досуг» Анны Харас от посещения премьеры спектакля «Синее чудовище». Не очень люблю ходить на премьеры, обычно прислушиваюсь к мнению проверенных людей. Но, начитавшись хвалебных рецензий практически во всех изданиях, в том числе и в родном Вашем Досуге, решилась на поход в Сатирикон, который очень люблю. Ведь там были и есть замечательные спектакли (Квартет, Трехгрошовая опера, Косметика врага, Синьор Тодеро-хозяин…). Тем более, что муж после «Человека-подушки» (отличный, но кровавый спектакль МХАТа) жестко мне заявил, что если я хочу, чтобы он меня сопровождал, то ходить будет только на комедии. Жизнь и так трудная. Ну что ж, по-своему он прав. 20 сентября у театра практически невозможно было припарковаться. Гости собрались серьезные. На площадке перед театром - Лексусы, БМВ, Ауди и т.д. Один Мерседес необыкновенных размеров с объемом двигателя 6,1 литра вообще перегородил доступ к ступенькам. Публика собралась нетеатральная, но богатая, в бриллиантах и в вечерних платьях (это очень к месту, особенно когда на афише написано «Цирк в 2 частях»), что и немудрено. Билет на первые ряды партера стоил 3500 руб., в середину зала – 2500. Что, согласитесь, не так уж мало. В театр по одному не ходят, да и в буфет зайти хочется. Так что 10 000 руб. за один вечер потратить может не каждый. Сказка Гоцци малоизвестная, в театрах практически не ставилась. Постановка Кости Райкина, который решил совместить цирк и театр. Сам маэстро в действе не занят, он дал возможность сыграть молодым, а зря, хотя бы сыграл старого императора, может быть и вытянул спектакль. Молодежь старается копировать мэтра, его речь, мимику и движения, но получается все как-то натянуто и неискренне. По замыслу Райкина – синее чудовище – телеведущий, о чем почти весь зал догадаться ну никак не может. А страшная семиглавая гидра – подобие телевизионной установки. Видно вся жуть у нас действительно от телевидения. Спектакль получился затянутым (3 часа) и несмешным. Кроме пары сцен. Одна из них – номер по синхронному плаванию в бассейне. Другая – когда на гондоле плывет грузин в кепке с апельсинами, что, согласитесь, в нынешней политической ситуации уже смешно. Уже и до Венеции доплыли… Особый интерес у мужской половины зала вызывает развратная царица Гулинди (Екатерина Маликова), особенно когда она в латексе извивается как настоящая гимнастка. Формы аппетитные. Ничего не скажешь. Финал предсказуем – Добро всегда побеждает Зло. Карнавал и фейерверк в конце чувство радости не вызывают – зритель устал от невнятных пантомим и никчемных диалогов. Так как действие происходит в Венеции, то на сцене есть все ее атрибуты – гондолы, мост Риальто. На мой взгляд, художники попытались сделать Венецию для тех, кто в ней никогда не был. Как мне кажется, «Синему чудовищу» не удастся «отбить» вложенных в спектакль денег. Хотя РАО ЕЭС России (генеральный спонсор) все выдержит. Ну, может, повысит в очередной раз тарифы на электричество. Для нас, простых зрителей. Administrator/Ирината: Не знаю, как вам, а мне, например, ужасно обидно, что "руководитель Департамента «Ваш Досуг»", знает, какой объем двигателя у понтового Мерседеса.... но не знает, что "Костя Райкин" не играет в тех спектаклях, которые ставит... А еще мне обидно, что люди, заведающие, извините, подобной "культур-мультур" совсем разучились радоваться... даже прекрасной туманной Венеции и фейерверкам... Всему тому, чему радуемся мы, простые зрители.

Ирината: ИнтерНовости Театральный сезон в Сатириконе открывает "Синее чудовище" Открытее нового театрального сезона в Москве ознаменовалось великолепной премьерой в театре «Сатирикон». Художественный руководитель театра Константин Аркадьевич Райкин смог поразить воображение публики, поставив в этом сезоне «Синее чудовище» по малоизвестной у нас пьесе Карло Гоцци. Заражающий своим энтузиазмом и жаждой жизни актер, режиссер и художественный руководитель Константин Райкин, забывая о том, что у его театра и так достаточно громкое имя и множество наград, презирая лавры и почет, идет вперед, увлекая за собой творческих людей. Спектакли театра – это по настоящему великие культурные события. «Синее чудовище» не стало исключением. История двух влюбленных, заколдованных страшным синим чудовищем Дзелу, больше всего по духу напоминает известнейшую постановку «Принцессы Турандот». Великолепная актерская игра захватывает публику на все время спектакля и не дает оставаться безразличными к судьбе грузинской принцессы Дардане и китайского наследника престола Таэра. На фоне сегодняшних событий это прекрасное творение, воздающее дань красоте грузинской женщины и мудрости ее избранника, может вызвать лишь восхищение режиссером, который остается выше всех политических распрей и до конца предан великому искусству, имя которому Театр!

Ирината: Комсомольская правда. Вместо театра Райкин построил Венецию «Синее чудовище» открыло сезон в «Сатириконе» Анастасия ПЛЕШАКОВА Фото: Е.Цветкова «Синее чудовище» открыло сезон в «Сатириконе» Когда в драматическом театре ставят цирковое представление, причем силами собственного коллектива, у зрителей возникают сомнения. Во-первых, уместна ли подобная затея? Во-вторых, справятся ли драматические актеры с задачами шапито? Примерно с такими опасениями я шла на премьеру новой постановки Константина Райкина «Синее чудовище» по сказке Карло Гоцци, жанр которого, как указано в программке, - «цирк в двух частях». Но была приятно удивлена. Нынешние артисты -универсалы, заточенные и на ледовое шоу, и на цирк... Увидела я посреди сцены арену с обычным цирковым реквизитом: канатами, кольцами. По ходу пьесы выяснилось, что все это не антураж, а снаряжение, развешанное в театре по делу. Одна только красавица Гулинди, она же злая царица, на этих снарядах такие кунштюки проделывает, что зал, особенно мужская половина, совсем не скучает, как раз в тот момент, когда обнажаются точеные ягодицы красотки. Карло Гоцци писал свои пьесы-сказки для венецианских карнавалов в стилистике комедии дель арте, комедии масок, где неизменно появляются Панталоне, Тарталья, Бригелла, Труффальдино. Они и появляются в спектакле в роли коверных, которые заполняют паузы и разыгрывают буффонадные сценки - антре. А зная, как неравнодушен Константин Райкин к сцендвижению, еще исполняют дивный танцевальный дивертисмент а-ля танец маленьких лебедей. Уже за этот номер на бис актерам можно сказать спасибо и нести цветы. Ну а за то, что театр не пожалел денег на декорации и спецэффекты с бассейном посреди сцены, плавающими гондолами (без них какая же это Венеция?), арочными мостиками и фейерверками, можно долго аплодировать. Кстати, само Чудовище - стопроцентный герой фильма «Маска» в исполнении Джима Керри. Но даже не в этом главное достоинство новой постановки. Ни цирк, ни спецэффекты не отвлекают от красивой истории, трогательной до слез. Сюжет сказки напоминает «Красавицу и чудовище» или наш «Аленький цветочек». Короче, возвышенная драма о любви и верности, полная иллюзий и разоблачений, похожая на цирк, театр, карнавал или вечернюю Венецию в тумане, как сказано в финале спектакля. И это правда.



полная версия страницы