Форум » Архив форума » Константин Аркадьевич Райкин, ЧАСТЬ 6 » Ответить

Константин Аркадьевич Райкин, ЧАСТЬ 6

Administrator: ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2 ЧАСТЬ 3 ЧАСТЬ 4 ЧАСТЬ 5

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Administrator:

Administrator: КоммерсантЪ (по ссылке можно посмотреть фотографии). Виски разбавили русской словесностью В посольстве РФ в Лондоне прошел литературный вечер В Лондоне в резиденции российского посла состоялся прием в необычном формате — литературные чтения совместили с дегустацией виски. Таким образом, приглашенные имели возможность быть опьяненными и поэзией, и изысканным шотландским напитком. Резиденция российского посла — единственный дом в Лондоне под номером 13. Суеверные англичане побаиваются чертовой дюжины и эту цифру в нумерации строений пропускают. Особняк с видом на Гайд-парк расположен на закрытой с двух сторон шлагбаумами улице Кенсингтон-Палас-гарденз, которую еще называют бульваром миллиардеров. Аккурат напротив резиденции располагается особняк индийского металлургического магната Лакшми Миттала, здесь же недвижимость имеет предприниматель Леонард Блаватник. Поблизости расположены посольства еще 12 стран. Советская дипмисия получила прописку в этом районе еще в 1929 году. На стенах висят картины русских художников (оригиналы), имеется теннисный корт, зимний сад, лужайка с раскидистой ивой. Гости прибывали под музыку струнного камерного ансамбля, который расположился на внутреннем балконе второго этажа, на фоне полотна с изображением собора Василия Блаженного. Посол Александр Яковенко с супругой Наной пригласили представителей стран, которые когда-то объединял государственный язык СССР. В гости пришли Фахраддин Гурбанов (посол Азербайджана), Александр Михневич (Беларусь), Кайрат Абусеитов (Казахстан), Владимир Хандогий (Украина), Язмурад Серяев (Туркменистан), Отабек Акбаров (Узбекистан), Бактигул Каламбекова (Киргизия), Эркин Касымов (Таджикистан). Прилежно посещают русские мероприятия в Лондоне капитан сборной России по футболу Андрей Аршавин с супругой Юлией. Идея чтений с бокалом виски — формат, придуманный Томасом Дьюаром, младшим сыном Джона Дьюара, благодаря которому появился виски Dewar's. Томас много путешествовал, делал записи и в эпоху отсутствия телевидения и радио в самом начале XX века устраивал салонные чтения своих книжек о дорожных приключениях. В российском посольстве публика внимала Константину Райкину, который читал стихи Давида Самойлова, Николая Заболоцкого, Николая Рубцова и Александра Сергеевича Пушкина. За питейную часть отвечал автор нескольких книг о виски Эркин Тузмухаметов. Он вручил российскому послу бутылку Dewar's Signature, и господин Яковенко, с удовольствием принимая презент, сказал: "Обещаю никому не давать". "Я слишком хорошо вас вижу, и это мешает. Открою вам секрет, что артист чувствует зал ушами. А у вас такие милые лица, что это меня отвлекает. Не обижайтесь, мое лицо, например, самое дорогое, что у меня есть",— обратился к собравшимся Константин Райкин. Публика затихла. Господин Яковенко распахнул окно, наполнив атмосферу чтений почти уже летним теплым закатом. Видимо, поймав поэтические флюиды, в саду заливался соловей. "Вот птичка запела, но на английском языке, я ее не понимаю ни фига",— опять отвлекся господин Райкин. Каждый новый отрывок актер представлял так: "Сейчас я вам прочту еще одну прелесть". Среди сотни приглашенных в зале были замечены папский нунций Антонио Меннини, прослуживший долгое время в России, архиепископ Сурожский Елисей, представитель компании НОВАТЭК Константин Сорокин, управляющий директор Goldman Sachs Павел Мамай c супругой, руководитель европейского подразделения "ВТБ Капитала" Владимир Соколов, гендиректор "Интуриста" Николай Чернов, глава Дойче-банка в России Игорь Ложевский, владелец компании Geopromining Симан Поваренкин, Алина Дейви из аукционного дома Sotheby's, предприниматель Вадим Дымов, владелец ювелирной марки Gourji Дмитрий Гуржий, организатор "Русской Масленицы в Лондоне" глава компании Enssemble Production Ольга Балаклеец, промоутер Тимон Афинский, радиоведущий Алекс Дубас, редакционный директор журнала "Максим" Илья Безуглый, главред журнала "Меню" Азамат Цебоев. Константин Райкин был экспрессивен и проникновенен. Лишь Андрей Аршавин норовил вздремнуть, но в критический момент включал внутренний будильник. Когда господин Райкин продекламировал финальные строки, к нему обратился господин Яковенко: "Сейчас как раз тот случай, когда уместно сказать "в начале было слово"". После этого гости перетекли в зимний сад, место бармена занял господин Тузмухаметов, и у гостей появилась возможность поговорить за бокалом виски о насущном. Пытались было обсудить дальнейшую судьбу главы Банка Москвы Андрея Бородина, однако посол, как и полагается, высказался дипломатично, в том духе, что "к нам не обращался". Наши соотечественники, живущие в Лондоне, рассказывали, что господин Бородин уже встретился и проконсультировался с Евгением Чичваркиным. Вспоминали и Елену Батурину, которая тщательно скрывалась от фотографов за шторой ложи в Альберт-холле во время празднования 80-летия Михаила Горбачева. Кто-то пошутил, что в Лондоне для некоторых выехавших сограждан впору проводить чтения Уголовного кодекса.

Casi:


Administrator: Отсюда (Кстати, по ссылке - интересные и оч.яркие фотографии Лондона).

Administrator: Вакансия.ру Константин Райкин: «Важно, чтобы пазлы совпадали…» Более сорока лет назад уехав в Москву, народный артист России Константин РАЙКИН любовь к родному городу на Неве сохранил навсегда. Петербургский зритель платит ему тем же – на гастролях театра «Сатирикон» всегда аншлаг. Так было и в марте, когда Константин Аркадьевич вместе с коллегами выступил на сцене Александринского театра. Рабочий график художественного руководителя «Сатирикона» очень насыщенный, но он нашел время для встречи с группой журналистов. В их числе был и корреспондент «Вакансии.ру». – Никогда не жалели о выборе профессии? Ведь известно, что в юности вы хотели быть биологом, увлекались математикой… – Не раз отвечал на этот вопрос, но готов повторить ответ. Совершенно убежден, что Бог за нами наблюдает – и либо дает нам добиться успеха, либо нет. Судьба тебе предназначена, но он может что-то изменить, внести коррективы – и ты тоже можешь что-то исправить, искупить. Он ставит тебя в те или иные ситуации и наблюдает, как ты из них выйдешь, с честью или нет… То, как ты живешь, невероятно тесно связано с тем, каких ты добиваешься результатов на сцене. Профессия – это очень большая часть меня. И результаты моей профессии – это мои человеческие результаты. – Ваше детство и юность прошли в Ленинграде, потом вы уехали в Москву учиться в Театральное училище им. Б. В. Щепкина. Изменилось ли сегодня ваше отношение к Петербургу? – Не буду лукавить, отвечая на этот вопрос. Студенческие годы провел в Москве, куда попал, будучи самоубежденным и патриотичным ленинградцем. Но, даже как-то враждебно относясь к столичной жизни, был в свое время ею перемолот, подчинен и, так сказать, переработан в москвича. Давно им и являюсь, но то и дело приезжаю в свой родной Петербург – замечательный, прекрасный город. Но совсем другой, чем Москва. Это два почти полярных российских города – трудно найти два столь непохожих мегаполиса. Петербург очень люблю, но люблю по-другому: не как свое родное место – для меня это уже давно Москва, а как близкого родственника, с которым редко вижусь... – Константин Аркадьевич, нынешний визит в Северную столицу связан с юбилеем художественного руководителя Александринского театра Валерия Фокина. Какова вообще роль режиссера в профессиональном становлении артиста? – Валерий Владимирович для меня человек очень важный. Может быть, самый важный в профессии. Есть люди, на которых как-то ориентируемся и мнение которых для нас является определяющим. Мы когда-то вместе учились и, начиная со студенчества, Фокин занимал меня в своих театральных работах. С тех пор сделали вместе около 20 спектаклей. Если, конечно, словом «вместе» можно назвать работу артиста и режиссера. Потому что режиссер – это командир, а артист в любом случае подчиненный человек. Вообще, 20 спектаклей – очень много. Думаю, мало кто может назвать такое количество, говоря о подобном творческом альянсе. Мне с Фокиным повезло, и если кто-то сделал меня артистом, то, прежде всего, он. Всегда об этом говорю и всегда с большим удовольствием. С Валерием мы можем быть на любом расстоянии, но постоянно ощущаем друг друга и чувствуем существующий между нами некий творческий союз, взаимосвязь. Знаю, что он за мной наблюдает, пусть и издалека. В свою очередь, всегда с интересом слежу за его творческой жизнью и работами. – Для актера важна психологическая совместимость с режиссером? – Безусловно. Я работал со многими режиссерами, и мне есть с чем сравнивать. Тут, как теперь говорят, важно, чтобы пазлы совпадали. Мне кажется, что для этого нужно быть разными людьми. К примеру, мы с Валерием Фокиным абсолютно не похожи, и в этом есть какая-то причина нашей творческой совместимости в работе. Как режиссер, он очень чувствует форму, на репетициях, которые у него очень короткие и насыщенные, всегда точен. Фокин негромок, к каждому артисту обращается персонально и, как правило, его партнеры даже не знают, о чем он разговаривает. При этом очень много показывает, как это должно быть. Мне с ним комфортнее, чем с любым другим режиссером. Хотя я работал и с Петром Фоменко, и с Робертом Стуруа, и с Юрой Бутусовым, и с Владимиром Машковым. Это все прекрасные талантливые режиссеры разных поколений, но с Валерой Фокиным какая-то особая ситуация. Для меня очень значимо, что по прошествии нескольких десятилетий мы с ним опять решили собраться вместе и сделать спектакль по «Запискам из подполья» Федора Михайловича Достоевского. Премьера прошла в этом театральном сезоне в Москве, а спустя пять месяцев мы вывезли спектакль из столицы, и первым городом для показа стал Петербург. Вдвойне приятно, что для гастролей «Сатирикона» выбрана великая сцена Александринского театра, где замечательное театральное пространство. Быть может, одно из лучших в мире. Когда, повернув с Невского проспекта, увидел на его фасаде между колонн огромную афишу со своей фамилией, то испытал очень значительное чувство. Если бы мне кто-то в молодости сказал, что такое возможно, я бы не поверил… – Вообще, есть разница, где играть? – В большом театральном зале и на сценической площадке на 50–100 мест совсем другие правила игры. Это как пинг-понг и большой теннис. – Вы не скрываете, что на сцене Александринского театра у вас, как артиста, однажды случилась неудача… – Да, был один спектакль, который я до сих пор вспоминаю с горечью. Слава Богу, это было давно – лет десять тому назад. Я играл в «Контрабасе» Зюскинда, и в тот вечер спектакль у меня не получился. Причем так не получился, что после завершения я даже не вышел к группе людей, которые хотели со мной провести определенное банкетное время. Такая вот неудача в удачной биографии этого спектакля. Достаточно сказать, что я оказался единственным артистом, который играет Зюскинда на большой сцене. Ни один актер в мире этого не делает. Ни один! Я влюблен в эту пьесу, а тут - неудача... Но такое тоже бывает у артистов. – Многие ваши коллеги признавались, что Достоевского очень трудно играть. Некоторые даже стараются обойти его в репертуаре, чувствуя нехватку творческих сил… – Достоевский – это мой любимый писатель. Сейчас всю свою жизнь делю на две теперь уже неравных части: до Достоевского и после. Если бы не встреча с «Записками из подполья» 33 года назад в театре «Современник», то моя жизнь в профессии складывалась бы по-другому. Именно там, в репетиционном зале (сейчас говорят «малая сцена»), мы с огромным наслаждением играли это произведение с Еленой Кореневой и Авангардом Леонтьевым. И поставил спектакль, который назывался «И пойду, и пойду!..», Валера Фокин. Это была одна из лучших моих актерских работ, определившая последующую жизнь. Мне сейчас очень интересно играть Достоевского. Это каждый раз бой, я к нему готовлюсь. Спектакль очень непривычен и для зрителя – материал трудный для восприятия: публика ожидает от меня одно, а получает совсем другое. В некотором смысле это такой взрыв мозгов. – Несмотря на яркие роли, вы нечасто снимаетесь в кино. Театр вам ближе? – Ничего не имею против кино, но в театре мне гораздо интереснее. Я не говорю сейчас про деньги и славу – только про творческий процесс. Хорошо, когда ты выходишь на сцену, а тебя встречают аплодисментами – это уже какой-то аванс доверия. Но есть вещи более важные: в плане мастерства, художественных задач. Театр – это чистое искусство актера, где сразу ясно, кто есть кто. В кино дубляж, монтаж, компьютерная графика, прочие технические средства позволяют сделать так, что на экране и бездарный человек может очень неплохо выглядеть. А в театре ты голенький! – Вы всегда высоко отзываетесь и о роли театра в воспитании личности… – Еще Гамлет говорил: «…я слышал, что преступники в театре бывают под воздействием игры так глубоко потрясены…» Всего за два-три часа, если спектакль идет мощно, душа самого закоренелого негодяя перекраивается, мягчает, тоньшает, нежнеет. Потом он выходит и становится самим собой, каким был до того. Но я уверен: для Бога эта работа души, что произошла с человеком, не остается незамеченной. И это та маленькая ниточка, которая если и не поможет вытянуть из ада, но, может быть, позволит не так сильно в аду его припекать… В каждом человеке – самом плохом, толстокожем, со спящей душой – может родиться человеческое. Если очень хорошо играть на сцене, это совершается. Петр НИКОЛАЕВ

Administrator: Читать полностью и смотреть фотографии ПО ССЫЛКЕ:http://msk.mainpeople.com/news/0:/6626 (ссылочку скопируйте в адресную строку) Константина Райкин читает стихи в Лондоне 7-го апреля в резиденции российского посла в Великобритании в Лондоне прошли чтения Dewar’s в исполнении известного артиста Константина Райкина. Лондонские чтения были оформлены в том же духе культурного наследия Томми Дюара, что и московские - некоторым количеством раскрытых на произвольной странице книг и огромным количеством крепкого, как сталь, и жалящего, как огонь, шотландского виски. Отдельное спасибо стоит сказать Александру Яковенко, который предложил свою атмосферную британскую резиденцию для проведения перфоманса и последующего за ним скромного банкета. Струнный квартет, живые цветы и свечи - все это прекрасно развивало тему ни с чем не сравнимой старой-доброй монархической роскоши, по которой, кажется, так тоскует в последнее время российский бомонд. Программа Константина Райкина повторяла московскую - он читал Пушкина, Самойлова, Мандельштама, Заболоцкого, и Рубцова. И как читал! Впрочем, этого слова будет недостаточно, но и термин "перфоманс" не описывает в полной мере того многогранного сценического гения, который заложен в этом артисте. На фоне этого необычайной силы таланта даже шотландский виски казался не крепче воды - Константин Аркадьевич способен вытянуть такую интонацию, которая заставит протрезветь даже мертвого. И то только затем, чтобы снова ввергнуть его в сладостные пучины опьянения, но уже поэтического. Гений!

Administrator: ПО ССЫЛКЕ - о том, как К.А.Райкин читал стихи в Посольстве России (Лондон). + комменты.

Administrator: С благодарностью Svet-Lana за ссылку. Сайт театральной премии "Хрустальная Турандот" РАЙКИН Константин Аркадьевич 1994. Лучшая мужская роль. (Брюно, «Великолепный рогоносец», театр «Сатирикон») 2004. Лучшая мужская роль. (Ричард III, спектакль «Ричард III», театр Сатирикон) Народный артист РФ, режиссер, лауреат Государственных премий, художественный руководитель театра «Сатирикон». В 1971 году окончил театральное училище имени Б.В. Щукина при театре имени Евгения Вахтангова и был приглашен Г. Волчек в театр «Современник», где, проработав 10 лет, сыграл 15 главных ролей. Став художественным руководителем театра «Сатирикон» в 1987 г., К. Райкин создал театр, которому подвластны различные жанры. В «Сатириконе» играли и играют Шекспира и Мольера, Брехта и Кафку, Кроммелинка и других выдающихся авторов в постановке лучших режиссеров П. Фоменко, В. Фокина., Р. Стуруа, Ю. Бутусова. С 2001 года К. Райкин руководит курсом в Школе-студии МХТ. В 2005 году состоялся первый выпуск студентов актерского факультета - курс профессора К.А. Райкина, пополнивших труппу его театра. Дважды лауреат премии «Хрустальная Турандот» за лучшую мужскую роль: Театральный сезон 1993/1994 - Брюно, «Великолепный рогоносец», театр «Сатирикон»; Театральный сезон 2003/2004 - Ричард III, спектакль «Ричард III», театр Сатирикон. Е. Ямпольская «Русский курьер»: «…Если в России сегодня существует великий актер - это Константин Райкин. Собственно, чтобы озвучить сей факт, не следовало дожидаться Ричарда». Г. Заславский «Независимая газета»: «Константин Райкин забавен и занятен почти в каждую минуту своего пребывания на сцене. Его Ричард весел и в подлости, творит зло умело и с увлечением, но в его облике отсутствует мощь, он прежде – актер, больше всего его увлекает игра и его способность переиграть всех прочих участников дворцового «театра» плаща и кинжала, но в нем нет ничего, что когда-то Лосев назвал оборотной стороной титанизма. Его Ричард – умник, интриган, выдающийся актер, но не герой. Райкин изощренно отыгрывает внешнюю несообразность и уродство героя-горбуна». Н. Каминская «Культура»: «Ричард, горбатый, сухорукий и разноногий, нелюбим, нежеланен с рождения -… таким играет Ричарда Константин Райкин. Играет блистательно, демонстрирует фантастическую физическую форму. Перед нами Крошка Цахес шекспировского масштаба. К.Райкин, как никто другой в нашем театре, владеет жанром трагифарса. …В этой новой работе … есть подтверждение абсолютно отточенного мастерства». М. Зайонц «Итоги»: «…Кому же еще, как не Райкину, под силу сыграть эту роль, олицетворение человеческого уродства, кровавого ужаса и жестокого цинизма?»

Administrator: Отсюда Previous Entry | Next Entry КОНСТАНТИН РАЙКИН: САМЫЙ СРЕДНИЙ ЖИВОЙ АКТЕР ВСЕГДА ЛУЧШЕ УМЕРШЕГО ГЕНИЯ Великие люди обладают энергией особого рода. Ее сложно описать словами, но к ней всегда хочется приблизиться, потому что это – неиссякаемый источник, полный божественного дыхания. Рядом с таким источником сами по себе исчезают неловкость и фальшь, и ты просто искренне улыбаешься, не боясь показаться смешным или наивным… О Константине Райкине, художественном руководителе театра «Сатирикон», можно говорить бесконечно долго, но лучше всего сказать о нем словами другого великого человека – Корнея Ивановича Чуковского: «В гостях у меня был гений: Костя Райкин». Публикую, как и обещал, интервью с Константином Райкиным в апрельском номере Menu Magazine. Константин Аркадьевич, вам еще в детстве посчастливилось общаться с великими людьми. Помните свои ощущения, впечатления на этот счет? Конечно, я довольно хорошо осознавал все, что происходило. Прежде всего потому, что родители меня обычно готовили к встрече, рассказывали про каждого нашего гостя. Хотя люди, с которыми мне посчастливилось в то время встречаться, были сами по себе настолько яркими, что на самом деле можно было бы ничего и не знать про них заранее. Достаточно просто их увидеть, и сразу все чувствовалось. Какие встречи вам запомнились как самые яркие? Вот, например, видите ту афишу? Это Марсель Марсо всю ее мне разрисовал. Афиша 1961 года, его первые гастроли в нашей стране. Он на ней написал: «Косте с пожеланием счастливых снов». Или вот еще одна афиша, фильм «Дети райка», в котором великий Жан Луи Барро играл мима Батиста Дебюро, она тоже подписана. Этот гениальный актер также бывал в гостях у нас дома в те же годы. Гастроли таких величайших артистов в Советском Союзе произвели на многих людей сильнейшее впечатление, и лично для меня это был глубочайших шок. Они поразили меня настолько сильно, что я после этого много лет занимался пантомимой. Могу себе представить, как сильно действует одно только прикосновение к таким величинам… А кроме зарубежных звезд, что приезжали на гастроли, у нас дома часто гостили наши великие люди. И мне посчастливилось с детства видеться с ними, общаться и насыщаться ими день ото дня. Это и Корней Иванович Чуковский, и Леонид Осипович Утесов, и Назым Хикмет, и Лев Абрамович Кассиль, и Валентин Петрович Катаев, и Константин Георгиевич Паустовский… Я уж не говорю о папе – его личность, несомненно, гораздо больше кого-либо другого повлияла на мое становление. Вы помните, как воспринимали происходящее вокруг вас в детстве? Гениальные актеры и писатели были привычным окружением или все-таки казались небожителями? У меня никогда не было фамильярного или панибратского отношения к этим людям. Я всегда прекрасно осознавал, с кем говорю. (Улыбается.) Но в то же время не могу сказать, что робел перед ними. Все-таки я был из такой семьи… как бы это сказать… ну, тоже вполне знаменитой. Поэтому у меня не было раболепного, гнетущего ощущения от гениальности наших гостей. Мне было просто безумно интересно и увлекательно с ними общаться. Например, Корнея Ивановича Чуковского я даже спустя какое-то время стал считать своим старшим товарищем. Он, кстати, сделал обо мне запись в своем дневнике. Это самое лестное высказывание в моей жизни, никто никогда обо мне больше так не говорил и не скажет. Я не могу этого повторить, потому что это будет нескромно, но та запись существует. И если кому-то я вдруг не нравлюсь, всегда могу сказать: «Не знаю-не знаю, а вот Корней Иванович по-другому думал». (Заразительно громко смеется.) Я думаю, что людей, которым вы не нравитесь, не так уж и много. Вас обожают миллионы зрителей и, что немаловажно, все, кто работает с вами в театре. Скажите, кстати, ощущаете ли вы себя безусловным лидером? И трудно ли им быть? Лидер – это прежде всего человек, который обречен на одиночество. Не могу сказать, что лично для меня это звучит трагично, потому что я люблю быть один, мне не скучно с самим собой. Но иногда это бывает мучительно. В моменты, когда ты что-то ставишь и вдруг оказываешься один на один с каким-нибудь гениальным автором. И никто тебе не может помочь. В таких ситуациях ты принимаешь решения абсолютно под собственную ответственность. Потому что ни один лидер не понимает другого лидера, рядом стоящего. И советчиком ему никто быть не может. Именно тогда ты вдруг оказываешься в некоем отчаянном одиночестве. И это бывает иногда очень страшно. Потом, лидер – это человек, который должен наступать на целый ряд своих нелидерских качеств. Например, он добрый, а ему время от времени нужно быть жестким. Он должен сейчас рассердиться, а ему не сердится никак, но надо, и ты переступаешь через «не могу» и сердишься… Нужно кого-то наказать, а неохота, кого-то жалко, а должно быть не жалко. А в другом случае, наоборот, хочется уязвить или ущипнуть, а ты, как лидер, не имеешь на это права. Есть целый ряд таких человеческих проявлений, которые лидер не вправе себе позволять. Если же говорить лично обо мне, то я лидер только здесь, в театре. Но ведь по профессии я актер, а актер – человек ведомый и любящий подчиняться. Артист, который становится лидером, вообще очень опасная вещь. Артист обязательно должен быть выпорот, наказан и поставлен в угол независимо от регалий и знаний и скорректирован время от времени, и ему просто обязательно должно быть указано на его ошибки. А ведь вы не раз говорили в своих интервью, что вам свойственно чувство неудовлетворенности самим собой. Что вам нужно, чтобы быть довольным собой, и вообще бывает ли такое? Бывает, конечно, что я доволен собой. Если всегда быть недовольным, это уж совсем… застрелиться можно. Все-таки моя работа такая трудная, что если бы не приносила каких-то счастливых моментов, зачем тогда вообще ею заниматься? Денег она не дает, какого-то комфорта – тоже, славу не обеспечивает, потому что это театр, а в театре ты не прославишься. Прославиться можно только через вот это. (Показывает рукой на плазменную панель телевизора.) Театр – это ведь что? Даже если каждый день на спектакль будут ходить по тысяче человек, что это в сегодняшних масштабах телевидения и кино? Ничто, пшик. Что это по сравнению с десятками миллионов? Это не слава, а что-то такое маленькое, шкатулочная известность среди группы сумасшедших людей, которые до сих пор почему-то ходят в театр. Это я говорю к тому, что если не испытывать от этой работы некое величайшее наслаждение, с которым вообще трудно что-либо сравнить, то зачем тогда? Можно ли как-то описать это ощущение словами? Это ощущение абсолютной, безграничной власти над людьми. Такого тебе никакая другая слава не даст. Обыкновенная слава – когда ты идешь по улице и тебя все узнают. Ну и что? Фигня это все, взрослому человеку такое не интересно. В молодые годы, возможно, приятно: я иду такой, все меня узнают… Зоопарк такой. (Улыбается.) Но разве это можно сравнить с тем, когда ты играешь на сцене, и пусть всего тысяча человек, но они все в тебе, в твоей власти, все сдаются в добровольное полюбовное рабство. Ты их можешь отщелкать по носам, они все тебя просто обожают в этот момент. Вот как хочешь, так с ними и поступишь. И они хотят, чтобы ты делал с ними все, что хочешь. Понимаете? У меня прямо мурашки от того, как вы это говорите… Ну! Кто еще подобное имеет? Может, только спортсмены, футболисты, когда забивают гол. Может быть, да, в тот самый момент они ощущают эту сладость обожания. Но больше никто. Это, конечно, такой шквальный успех, но шквальность есть возмещение за кратковременность. Потому что как только постарел или заболел – все, ты на хрен никому не нужен. Ну, возможно, не так уж все жестко, как вы говорите… Я вам скажу одну вещь, вы ее можете даже записать себе где-нибудь на полях: самый средний актер, но живой, всегда лучше умершего гения. (С торжествующей миной откидывается на стуле, наблюдая восторженную реакцию на эту фразу.) Поэтому в актерской театральной профессии изначально есть трагизм. Потому что театр – это нечто совершенно эфемерное. Вот сыграли мы спектакль. И что это такое было? Ничто, пшик, дымка, нечто тут же исчезающее. (Пытается ухватить в воздухе руками что-то невидимое, так что становится совершенно понятно, о чем речь.) Что остается от спектакля? Вы скажете – впечатления. Но они рассосутся потом, их все забудут. Это же не фиксируется. Это не кино, спектакль нельзя повторить. Это вот самый настоящий миг, секунда – и раз, все растаяло в воздухе. А после спектакля какой-нибудь критик напишет: «Очень плохо». И что? Осталось зафиксированным мнение, что все «очень плохо». А как было на самом деле, уже не узнает никто. Вот почему театральные актеры очень болезненно относятся к критике. Ведь, например, про Булгакова вышло энное количество разгромных статей, но есть его книги, и мне лично абсолютно все равно, что он кому-то не нравился. А здесь у тебя ничего нет, все прошло, исчезло, кончилось… Несомненно, какое-то очарование в этой театральной работе присутствует, но и налицо изначальный трагизм. Ничто неповторимо в ней и очень эфемерно. Как, впрочем, и все в нашей жизни, если задуматься… Да-да, именно поэтому я считаю, что за это дело надо платить актерам не меньше, а больше всех. Как бы это так объяснить, чтобы кто-нибудь вышестоящий, наконец, понял. Ведь то, что можно повторить, однозначно менее ценно, чем то, что повторить нельзя. И я искренне не понимаю, почему великие театральные актеры получают мало денег, а средние или даже совсем никакие киноактеры – сравнительно много? Театральную работу нужно ценить, над актером надо буквально дышать, пылинки с него сдувать, пока он может делать свою работу… Константин Аркадьевич, а если говорить о театре вообще: что с ним сейчас происходит? Ой-ой-ой, это трудный разговор, ну что вы. Это такой вопрос, на который можно целой книгой отвечать. И столько всяких мнений по этому поводу… Я же нахожусь внутри этого процесса. Поэтому мне важнее энергия заблуждения. Для меня сейчас ценен так называемый возвышающий обман. Все это (делает в воздухе большой круг руками, как бы очерчивая контуры) потом будет называться «упадок театрального искусства в России». (Произносит эту фразу громко и с нажимом, как со сцены.) Ну и хрен с ним, пусть так называют. Я хочу обманываться и думать, что мы лучше всех. Мне это нужно не для того, чтобы почивать на лаврах. Нет, мне это нужно просто для того, чтобы работать. Мне для работы необходим какой-то позитивный пейзаж перед собой, иначе невозможно. А про упадок и кризис театра говорили всегда и во все времена. Между тем русский театр, даже, я бы сказал, «постсоветский театр», – это очень сильная империя. Россию легко можно назвать театральной империей, а Москву – театральной Меккой, поверьте мне. Здесь очень мощная театральная традиция, несмотря на то что культурой занимаются мало и плохо и нет никакой культурной политики. Но все равно я имею возможность пойти и посмотреть какие-то спектакли в разных театрах, которые меня приведут в восторг и как профессионала, и просто как зрителя. И я всегда найду, чем восхититься в Москве: будь то мастерство, талант или какая-то неуловимая свежесть. И раз это есть, то можно сказать, что все у нас с театром в порядке. Другой вопрос, что этого мало, но это уже совсем другая тема. Хорошего, как говорится, понемножку? Хорошего всегда меньше, чем плохого. Глупых людей больше, чем умных, малоодаренных больше, чем высокоодаренных… И это нормально. Поэтому нет ничего странного в том, что рейтинг у дешевых и безвкусных телепередач высокий, а в театр ходит так мало народу. Высокое и глубокое понимается труднее. Это не значит, что мы должны ослаблять усилия. Я за то, чтобы воспитывать публику, а не идти на поводу у низких вкусов. А как бы вы оценили ситуацию с сатирой и юмором у нас в стране? Вы знаете, хоть мы и называемся «Сатирикон», но, слава Богу, к сатире прямого отношения не имеем. Вообще, слово «сатирикон» очень интересное – никто не знает, что оно точно обозначает. И мне это очень нравится. Там хоть и есть корень от «сатиры», но я, честно говоря, сатиру сегодня не очень люблю. Смех против кого-то, агрессивный, конфликтный – не по мне. А юмор – это такое свойство, которым я лично пользуюсь даже в самых серьезных спектаклях. Юмор должен быть, просто «должен быть» – и все. Это замечательное качество, которое по-хорошему должно пронизывать все вокруг. Но вы ведь, наверное, замечаете, что сегодня люди смеются над совсем другими вещами, чем раньше? Все меняется конечно же. Кто-то очень точно сказал: «То, что становится смешным, перестает быть опасным, а опасное никогда не бывает смешным». Поэтому сейчас поле для юмора расширяется. Хотя и оно тоже ограничено. Наши демократия и свобода имеют очень определенные и понятные рамки. Но сейчас я вижу такую свободу хамства и агрессии, что все чаще задумываюсь над тем, нужна ли нам эта свобода и что она такое? Чтобы пользоваться свободой, внутри нужно быть очень четко ограниченным человеком. Нужно иметь ряд строжайших ограничений, которых в наших отечественных людях или просто нет, или они очень зыбкие. Ведь культура – это и есть ограничения: этого нельзя, того нельзя. Я уж не говорю про десять заповедей… Человеку, у которого есть внутренние ограничения, можно давать свободу внешнюю. А если с тормозами плохо, то он понимает эту свободу как свободу хамить, грабить, клеветать, бить морду… Хотя я, например, никогда не променяю нынешнее время на прошлое. Я не люблю этих «ностальгий» по временам, когда «мы были молоды» и все как будто бы было по-другому. «Когда деревья были большими…» Нет, мне такая ностальгия не свойственна. Нынешнее время все равно мне нравится больше. Особенно применительно к театру. Я помню, как раньше мы пытались сдать спектакль и как начальство старалось его изуродовать до неузнаваемости… Как это было сложно и муторно, невыносимо – этот тоталитарный режим. Мне ближе сегодняшняя атмосфера, хотя я родом оттуда, из Советского Союза, из этого концлагеря, и всегда это чувствую. В этом смысле я счастливее, скажем, своей дочери, потому что всегда, находясь за рубежом, испытываю радость и счастье от самого факта нахождения за границей нашей родины. Моя дочка абсолютно этого не понимает. Она любит Москву и каждый раз, где бы ни была, в Нью-Йорке или Австралии, где угодно, всегда спрашивает: «А где Москва?» Ей нужно знать, в какую сторону страдать. (Театральным жестом прижимает руки к груди и глазами выбирает направление, в которое отправляет грусть и страдание.) Она хочет в Москву всегда, из любой поездки. А я пребываю в эйфории только от того, что вырвался за рубеж своей любимой страны. А страна любимая, это я говорю без иронии. Но те, кто родом из СССР, поймут меня, как можно любить и радоваться разлуке одновременно. (Улыбается.) Константин Аркадьевич, в сегодняшнем разговоре вы сказали, что в Москве всегда находите, чем восхититься в театре. Поделитесь, пожалуйста, что вам больше всего понравилось из последних московских театральных постановок? Да, в Москве довольно часто попадаются очень неожиданные, интересные вещи. Недавно, например, мне очень понравился спектакль, который сделал Кира Серебренников со своими студентами-третьекурсниками и некоторыми взрослыми актерами. Спектакль называется «Отморозки», по повести Захара Прилепина. Замечательная работа, это более чем дипломный спектакль, и он станет событием. Его повезли на Берлинский фестиваль, потом будут играть здесь. Так что нам всем есть чего ждать. А если говорить о литературе, то что бы вы отметили за последний период? Ох, Боже мой, я, честно говоря, очень мало читаю. Меньше, чем должны читать образованные люди. Отчасти это происходит потому, что я читаю много такого, что не могу не читать по работе, и это занимает у меня очень много времени. Для себя же читаю Пелевина, Маканина, Прилепина, Татьяну Толстую, Улицкую… И еще, я знаю, вы любите стихи и часто читаете их на публике. И она с восторгом это принимает, как, например, ваши выступления на Dewar`s Чтениях. Да, честно говоря, поэзия для меня – это больше, чем литература. Я как-то так устроен, что стихи входят в меня гораздо серьезнее, чем проза. Может быть, потому, что в них есть ритм, и это какая-то музыка… Вообще, стихи своими я делаю очень долго. Все, что читаю, обязательно идет изнутри меня. Чтобы читать стихотворение вслух, людям, мне нужно очень много времени. Необходимо буквально его прожить. Для меня это долгий процесс. Но зато, в конце концов, стихотворение становится по-настоящему моим! Я начинаю его чувствовать, оно становится частью меня. Я как будто рассказываю о себе через эти стихи. Но ведь это же, получается, очень интимный процесс. Несомненно. Я очень откровенен во время чтения и читаю довольно бесстыдно, чем иногда даже кого-то шокирую. Из меня просто хлещет какой-то напор. (Показывает всем телом и интонацией, как это происходит.) Однажды ко мне даже подошла одна женщина и сказала: «Константин Аркадьевич, мне кажется, что вы собой просто забиваете стихи, которые читаете». Это потому, что читаю я только то, что меня пронзает и становится частью меня. Но то, что стало моим, – мое навсегда, я его не отдам. У меня есть стихи, которые я читаю уже лет по сорок. Они настолько мои, что иногда кажется, я их сам написал, хотя на самом деле их мог написать даже Александр Сергеевич. И я считаю, что эта искренность, пропускание через себя – хоть и очень энергозатратное дело, но чуть ли не самое важное в нашей профессии… Текст: Ольга Штепина Фото: Дмитрий Смирнов

Administrator: ПО ССЫЛКЕ - новый текст о Dewar`s Чтениях в Лондоне. И новая подборка фотографий. ...Dewar`s Чтения в Лондоне состоялись по приглашению посла РФ в Великобритании Александра Яковенко. В финале вечер посол устроил прием для артиста, который прошел в саду посольской резиденции. Именно здесь более полувека назад 9 мая 1945 года ужинал Уинстон Черчиль, празднуя вместе с русскими союзниками победу войск антигитлеровской коалиции в Европе...

Administrator: КОНСТАНТИН РАЙКИН ЧИТАЕТ СТИХИ. НИКОЛАЙ РУБЦОВ "ПРО ЗАЙЦА" ПО ССЫЛКЕ. Чтения Dewar's в резиденции посла РФ в Великобритании. 7 апреля 2011 года.

Химик: Немного не в тему, но все же... ссылка под названием "ЧАСТЬ 1" в заголовке темы открывает не то, что надо((( За последний год я буквально влюбилась в этого замечательного в первую очередь театрального актера!!! Очень жаль, что я узнала его только сейчас, но теперь я стараюсь следить за его творческой жизнью! Здорово, что на этом форуме есть тема, посвященная Константину Аркадьевичу и собрано столько информации о нем, которую я буду почитывать в свободное время:)) Поэтому исправьте, пожалуйста, первую ссылку)) Очень хочется прочитать как можно больше!

вишенка: Химик, Юля, здорово, что на этом форуме есть темы посвященные не только ему, но и другим актерам Сатирикона. Мне вот тоже с некоторых пор интересен этот человек. И как актер, и как постановщик. Его постановки "Тополя и ветер" и "Доходное место", как ни странно мне очень полюбились! Бутусов конечно драйв и крышеснос конкретный, есть где пищу мозгам дать (высшая алгебра так скажем), но все же работы Константина Аркадьевича больше, как мне кажется, тепла дают. Химик пишет: открывает не то, что надо((( Вот с этим да.. Есть такое дело....

Administrator: О кинофестивале в Мурманске, который откроется 24 мая, по ссылке. ...Мурманчане в дни фестиваля смогут не только посмотреть кино, но и посетить выставки и концерты: в рамках смотра Константин Райкин покажет моноспектакль, перед жителями города выступит "Вивальди-оркестр", пройдет акция "Петрович в Арктике" с участием художника-карикатуриста Андрея Бильжо... Ссылку поправила. Кстати, большое спасибо за то, что указали на ошибку: форум хронически "съезжает", иной раз приходится оч.серьезно тут всё "чинить и штопать", но за всем не уследишь... Так что - буду рада, если будете показывать, что где здесь не так.

Administrator: КОНСТАНТИН РАЙКИН ЧИТАЕТ ПУШКИНА ПО ССЫЛКЕ Чтения Dewar's в резиденции посла РФ в Великобритании. 7 апреля 2011 года

Химик: вишенка пишет: все же работы Константина Аркадьевича больше, как мне кажется, тепла дают. Их вообще с Бутусовым довольно трудно сравнивать... Они просто разные! Бутусов - да, больше душу разрывает, а Райкин - оставляет в итоге надежду и... тепло, точное слово! Ирината, спасибо, что поправили ссылку! Конечно, люди, которые здесь уже давно и все прочитали, не могут уследить за всем. Но то и есть мы - новички.

вишенка: Химик пишет: Их вообще с Бутусовым довольно трудно сравнивать... Они просто разные! Бутусов - да, больше душу разрывает, а Райкин - оставляет в итоге надежду и... тепло, точное слово! А я их и не сравниваю. Я их сопоставляю. Я сравниваю свои ощущения, свое восприятие в ответ на их работы мной виденные. Бутусов, по моему восприятию, да, разрывает. Но не душу, а первоначально мозг. Воспринимая и анализируя его работы (вследствии работы мозга в этот момент), происходит в итоге фильтрация в душу, а затем и все движения в ней. При восприятии на работы Райкина,происходит обратное - информация в мозг поступает через душу. Хотя... Юля, а ты молодец, навела меня на мысль! А ведь смотря как относиться к словосочетанию "разрывает душу". Ведь слово "разрыв" подразумевает под собой "разрушение". И ведь, действительно, после Бутусовских спектаклей достаточно тяжело себя внутренне чувствуешь (и это еще мягко сказано) - "Холодно,холодно, холодно. Пусто, пусто, пусто. Страшно, страшно, страшно". У меня еще после просмотра "Король Лир" вырисовалось слово "чистилище". Постановки Райкина же - оставляют место надежде и свету, что конечно же греет душу. Взять хотя бы "Чайку" и "Тополя и ветер". В "Чайке" происходит падение, в "Тополя и ветер" - взлет.

Химик: вишенка пишет: Взять хотя бы "Чайку" и "Тополя и ветер". В "Чайке" происходит падение, в "Тополя и ветер" - взлет. Я когда писала о Райкине и Бутусове, тоже почему-то подумала именно об этих двух спектаклях. Они, на мой взгляд, яркие проявления обоих режиссеров-постановщиков, в последнее время, по крайней мере. после Бутусовских спектаклей достаточно тяжело себя внутренне чувствуешь Да, я именно это имела в виду.

Casi: click here Константин Райкин. Спектакль "Синьор Тодеро хозяин"

Химик: Ирината, это Вам! Продолжаю о неверных или неисправных ссылках (может это не надо никому, скажите тогда. Но мне самой хочется почитать ): 1) Вот здесь пост №416 - неисправная ссылка. Интервью: "Константин Райкин. Ночной полёт." 2) Следующее сообщение (пост №1256) ссылка не открывается, но я нашла ее содержание: вот оно 3) Пост № 1288 (на этой же странице): ссылка не открывается. 4) Пост № 1133 (на той же странице): ИНТЕРВЬЮ КОНСТАНТИНА РАЙКИНА перед гастролями в Израиле. О жизни, о театре и кино, о театральной критике, современных переводах классики, дочери Полине... и о "Лире" тоже. 5) Здесь: пост №1329, 1351, 1438, 1491, 1492, 1630 - ссылки не открываются; №1500, 1530 - ссылка не туда. Хватит пока Не знаю, реально ли это - восстановить все ссылки. Но в любом случае буду очень благодарна! Administrator/Ирината: Ой-ой-ой... сколько всего "ушло"... Посмотрю, когда будет время... что смогу - восстановлю. Вобще-то просьба ко всем (в том чисте и к себе самой): находя в инет интересные материалы, копируйте их на форум не только ссылкой, но и ТЕКСТОМ. И - сохраняйте в свой архив фотографию. Я, например, до сих пор жалею, что когда-то не скопировала сюда оч.хороший разбор "Короля Лира" в журнале "Театр" - показался оч.большим... Сайт прежней версии журнала "умер", сам журнал найти, чтобы отсканить, не могу...



полная версия страницы