Форум » Архив форума » Константин Аркадьевич Райкин, ЧАСТЬ 6 » Ответить

Константин Аркадьевич Райкин, ЧАСТЬ 6

Administrator: ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2 ЧАСТЬ 3 ЧАСТЬ 4 ЧАСТЬ 5

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Administrator: От зрителя Немного о театре Нет ничего невозможного. Для человека с интеллектом. (с)Вчера ходила на моноспектакль Константина Райкина "Самое лучшее". Два часа один на один со зрителем. Меня всегда больше привлекают именно моноспектакли, потому что, как мне кажется, в них талант актера проявляется особенно ярко - нужно постоянно держать контакт со зрителем, который остро чувствует любую фальшь, каждое несоответствие или непопадание. В этом смысле саратовская публика очень благодарная, но достаточно сложная (однажды на "Собачьем сердце" Золотухина зрители "голосовали ногами"). Первая часть спектакля меня не особенно заинтересовала - Райкин рассказывал о детстве, об отце, о своем поступлении в Шукинское цчилище - все это я в его исполнении слышала уже не один раз, так что сохраняла только вежливую заинтересованность. Но когда он начал читать стихи... Это что-то непередаваемое, Константну Аркадьевичу удалось создать в зале особую, неповторимую атмосферу, и, хотя стихи были очень разными, он плавно вел зрителей за собой, погружая их в мир поэзии, такой многообразный, но такой завораживающий и зовущий. И все было к месту - и смех, и тихие, деликатные аплодисменты, и хрустальная тишина, пока звучало стихотворение Мандельштама "Я вернулся в мой город,знакомый до слез..." Я давно не слышала подобной тишины и такие минуты, пожалуй, и есть самое ценное, что можно получить во время спектакля. Как же мне хочется, чтобы в Саратов с гастролями приехал "Сатирикон"....

Administrator: МК в Саратове Поэтический рай от Райкина Светлана Анникова Спектакль-встреча с Константином Райкиным под обнадеживающе-оптимистическим названием «Самое любимое» прошел в минувший понедельник при полном аншлаге. В зале Саратовского театра оперы и балета, что называется, яблоку негде было упасть. Замечательный артист честно и талантливо солировал на сцене два часа. Два часа без музыкального сопровождения, без подтанцовок в период расцвета «Комеди клаб» и иже с ними мало кто способен осилить. Константин Аркадьевич смог. Трогательнейший монолог об отце чередовался живописно рассказанными и показанными байками о себе любимом (собственную скромность артист элегантно высмеял), ну а венцом вечера, конечно, стали стихи: Самойлов, Заболоцкий, Рубцов, Мандельштам, Пушкин. Он их не просто читал — скорее, проживал, погружался в стихию поэтической строки, вальсировал, дирижировал… С комком в горле прочитанная «Некрасивая девочка», объявленная самым любимым стихотворением из Заболоцкого лично для себя, была, видимо, выстрадана на собственном опыте. О том, что быть сыном всеобщего кумира и красавца-мужчины архисложно, Райкин даже разыграл мини-спектакль на пару минут. Перед спектаклем было строжайше запрещено пользоваться видео и фотоаппаратами. Этому запрету зал внял. А телефоны, конечно, пару раз звонили. Райкин на сей счет мягко пожурил саратовцев, но в финале вечера расщедрился до комплимента Саратову, как кузнице театральных кадров. «Моя жена и та закончила ваше театральное училище, — признался артист, — так что Саратов, можно сказать, не покидает меня, он каждый день у меня дома». А вообще Райкин как человек-феерия, человек-оркестр и в сольном варианте стоит десятка густонаселенных антреприз.

Administrator: КП в Иркутске Худрук «Сатирикона» Константин Райкин в Иркутске: "Если на репетицию артист пришел подшофе – увольняю сразу!" Столичный театр сегодня приехал в наш город с гастролями на целую неделю Райкин не скрывает, что в своем театре всегда делает ставку на молодых артистов. Фото: Юлия ПЫХАЛОВА Ирина ЖЕГЛОВА Пятичасовая задержка рейса и Константин Райкин, наконец, снова в Иркутске! Почему «снова». Да потому что в последние годы наш город стал для народного артиста родным. На пресс-конференции, которая сегодня днем прошла в стенах драмтеатра, столичный гость больше часа рассказывал журналистам о любимом «Сатириконе», о его законах и традициях. - В Иркутске я побывал впервые в 18 лет, - задорно махнув вельветовой кепкой, вспомнил Райкин. – Мы с однокурсниками выступали даже на острове Ольхон – в Хужире. Нам жутко хотелось увидеть Байкал. Мы ехали-ехали, а его все не было. Потом у Константина Аркадьевича были еще визиты в Приангарье, однако только в 2006 году наша область попала в список самых дорогих артисту мест. - Как бы это не звучало скорбно, но с вашим регионом меня связывает горе и беда, - с болью в голосе продолжил худрук. – 9 июля в авиакатастрофе 2006-го года погиб один из моих лучших учеников Ефим Ращупкин. Он был очень талантливым человеком. И когда мы год спустя после трагедии всем курсом, на котором учился Фима, приехали сюда почтить его память, я очень подружился с его родителями и понял, в кого у них такой одаренный мальчик был… Райкин говорил буквально взахлеб – даже на лице не было печати усталости от долгого перелета. Потом признался, что о любимом деле может беседовать часами: - Редко, какой театр может похвастаться таким качественным репертуаром. Мы играем произведения от классики, проверенной веками, до современной - 20 века. И главное у нас есть технические возможности – гигантская сцена. Таких нигде нет, ведь «Сатирикон» когда-то был кинотеатром. Иркутск увидет четыре творения этого театра. В двух из них в главной роли – Райкин, остальные «партии» исполняют, по словам самого же маэстро, лучшие артисты его труппы: - В постановке «Тополя и ветер» играет «золотая» компания: Макс Аверин, Денис Суханов, Антон Кузнецов. Работать с этими ребятами одно удовольствие. Это пьеса о стариках, которые живут в хосписе. Сюжет их жизни подошел к концу, однако они изо всех сил хотят его продлить. Но ничего из этого не выйдет, ведь один эпилептик, другой шизофреник, а третий одноногий. Райкин не скрывает, что в своем театре всегда делает ставку на молодых артистов. Часть труппы у него стремительно меняется: он часто берет «новеньких» со своего курса школы-студии МХАТ и выводит на большую сцену: - Да, артисты «Сатирикона» всегда пребывают, я бы сказал, напряженности, нервном состоянии. Но это осознанная текучка кадров. У нас нельзя отказаться от роли или не приехать на спектакль. С такими людьми мы прощаемся. Если на репетицию артист любого ранга пришел и от него хоть чуть-чуть пахнет алкоголем, то я выгоняю сразу! Ведь театр это служение и жертвование собой в какой-то степени. Оценить творчество «сатириконцев» иркутяне смогут уже завтра, 26 июня. Откроются гастроли спектаклем «Контрабас». Правда, не него уже билетов не достать. Как впрочем, и на остальные постановки. Ведь стоимость билетов по столичным меркам была совсем небольшая: от 100 рублей. Такая цена и в общем организация приезда театра Райкина стала возможна благодаря губернаторской программе «Единое культурное пространство России». - Нам приятно, что мы приехали к вам в юбилейный для Иркутска год, - серьезно сказал Райкин, а потом оптимистично с улыбкой добавил: - Приедем и на 400-летие. Вместо себя отправлю свою дочь, ведь она у меня тоже артистка!


Administrator: Восточно-Сибирская Правда Константин Райкин Персоной июня мы выбрали художественного руководителя театра Сатирикон Автор: Вера ФИЛИППОВА В Иркутске под эгидой культурной Олимпиады «Сочи-2014» с 26 июня по 2 июля впервые проходят гастроли Государственного театра Сатирикон имени его создателя Аркадия Райкина, которому в этом году исполнилось бы 100 лет. Афиша состоит из четырёх названий: «Контрабас» П. Зюскинда в постановке Елены Невежиной, героическая комедия «Тополя и ветер» Ж. Сиблейраса в постановке Константина Райкина, класс-концерт «Азбука артиста» в его же режиссуре и сцены из московской жизни «Не всё коту масленица» А.Н. Островского в постановке Аллы Покровской и Сергея Шенталинского. После закрытия гастролей этот последний спектакль увидят на сцене ДК «Современник» и ангарчане. № 1 из 1Семь вечеров на земле Приангарья с участием народного артиста России Константина Райкина, художественного руководителя одного из ведущих столичных театров, не раз гастролировавшего в США и странах Европы, – событие для наших земляков. И событие, бесспорно, не рядовое. Допускаю, что любят Константина Райкина не все. Любовь не навяжешь, а у людей разные вкусы и требования к себе подобным. Иные, например, самоутверждаются таким вот образом, демонстративно отказывая в признании общепризнанным в искусстве персонам. Да на здоровье, Райкина от этого не убудет. На спектакли его театра, который он возглавил без малого четверть века назад, билетов в кассе не было уже за месяц до начала гастролей. А ближе к их открытию ажиотаж среди жаждущих попасть в зал охлопковского драмтеатра достиг такого накала, что раскалились не только телефоны, но и сами администраторы. Кумирами не рождаются. Те, кто сподобились ими стать, остаются кумирами, убеждена, ровно до тех пор, пока хватает им ума и мудрой скромности не числить себя в таковых. Они, безусловно, знают себе цену, но не склонны завышать и преувеличивать её. У них «вещуньина с похвал» не вскружится голова. Почему-то Райкина по сей день предпочитают называть между собой тепло, по-домашнему родственно – Костя. Он остаётся открытым и доступным для общения, хотя увенчан, кажется, всеми мыслимыми званиями, призами и наградами. Список их перечислять не стану, но и вручение ему, профессору, «Хрустальной Турандот», четырёх (!) национальных театральных премий «Золотая маска», награждение двумя Государственными премиями Российской Федерации и орденами «За заслуги перед Отечеством» IV и III степеней – разве не предостаточно для понимания, какой вершины он достиг на театральном олимпе! И тут вступают в диалог поэты: Это высшее в мире геройство Быть собой и остаться собой – так Владимир Корнилов словно бы ответил Науму Коржавину: Ведь тот, кто служит не себе, а людям, Тот должен быть всегда самим собой. Актёру в силу специфики профессии лицедея это долженствование даётся многократно труднее. Особенно если самим фактом рождения уже обусловлено звание: сын Райкина! Для кого-то оно могло всю жизнь быть «золотым парашютом». Для Кости, наоборот, с детства стало своего рода навязчивым комплексом. Он жаждал утвердить себя самостоятельно, отдельно от славы великого Артиста, который собственным примером учил быть равнодушным к ней. Любой комплекс – это несвобода. Как освободиться? Рецепт универсален: трудолюбие и самодисциплина в поддержку природного таланта. Непрерывная работа духа и души, а ещё тела и ума. Только это позволило выйти из тени отца. Если строго через запятую, то вот как он шёл к цели. Физматшкола при ЛГУ для одарённых детей, параллельно секция спортивной гимнастики, где, в скобках, упражняясь на брусьях, первый раз сломал нос. Биологический уклон класса увлёк в зоопарк, где Костя убирал за животными. Неожиданно для родителей поступил в Щукинское театральное училище и, блистательно окончив курс Ю. Катина-Ярцева, по приглашению Г. Волчек десять лет формировался в плавильном котле «Современника». А затем, чему минуло уже три десятилетия, связал свою судьбу с Государственным театром миниатюр. И это тоже, как ни парадоксально, был шаг к обретению себя в качестве независимой творческой личности. Даром что владычествовал тогда в стенах театра, который позже, с переездом из Питера в Москву, стал именоваться Сатириконом, – владычествовал несравненный и непревзойдённый Аркадий Исаакович Райкин. Но и Райкин-младший давно мог бы собрать коллекцию пышных эпитетов, изустных и письменных, о недосягаемом мастерстве своего перевоплощения на сцене и в кинематографе. О своей феноменальной пластике и заразительности, о непредсказуемости и стремительности реакции своих персонажей, о неповторимости и особой выразительности их мимики, жестов, походки и речи. Несколько лет назад газета «Молодёжь Эстонии» констатировала: «Он стал первым актёром России, по крайней мере в театре». Это когда увидели в исполнении Райкина отталкивающего показной немощью синьора-хозяина Тодеро, заглавного героя комедии К. Гольдони, с его беззубым ртом под стать волчьей пасти, с его внезапными ужимками и прыжками, наводящими ужас на домочадцев. Этот спектакль, поставленный Робертом Стуруа, и в записи производит сильное, глубокое впечатление. Настоящим театралам и киноманам дальность расстояния теперь не такая уж преграда – можно с диска насладиться любимым спектаклем или фильмом. Потери неизбежны, нельзя и сопоставлять энергетику, скажем, живого представления с его экранным отражением, но иначе все достойные внимания премьеры останутся неведомы жителям глубинки. Вот ловишь себя на не исчезающей с лица улыбке, следя за проделками подвижного, как ртуть, лукаво-лучезарного Труффальдино из Бергамо, гольдониевского слуги двух господ, в музыкальной комедии В. Воробьёва. Вот сопереживаешь всей душой одураченному доверчиво-простодушному татарину Каюму из ленты Н. Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих», которого, единожды увидев, уже не забыть. А такого чудовища, каким сыгран на сцене Сатирикона Ричард III в постановке Юрия Бутусова, немыслимо, кажется, вообразить и самому «насмотренному» зрителю. Воображения просто не хватит! У Райкина этот шекспировский злодей не только внешне, физическим уродством страшен. Ещё ужаснее его изуродованная ненавистью, безлюбием и стремлением к абсолютной власти душа. Образ, воплощённый актёром, поистине конгениален автору-драматургу, как сказал бы известный литературный персонаж. Актёр, режиссёр, строитель театра, воспитатель-педагог… Явление в нашем культурном пространстве. Художники, подобные Константину Аркадьевичу Райкину, делают всё, к чему причастны, подлинно высоким искусством, отвечающим эстетической и духовной жажде современников. В этом иркутяне убедились на первом же гастрольном представлении – моноспектакле «Контрабас». Переполненный зал стоя несколько минут сердечно благодарил его героя овациями.

Катюша: Газета Областная Констант Райкин: Я не мечтатель, я – делатель Вчера в Иркутске стартовали гастроли государственного театра «Сатирикон» имени Аркадия Райкина, которые вошли в программу культурной олимпиады «Сочи-2014». Прославленный театр много лет не приезжал в Иркутск с гастролями. Не удивительно, что на спектакле «Контрабас» в академическом драматическом театре им. Н.П. Охлопкова в минувшее воскресенье был аншлаг, а билеты на все спектакли «Сатирикона» раскупили за два дня. Перед открытием гастролей на вопросы журналистов ответил художественный руководитель театра, народный артист РФ Константин Райкин. В начале пресс-конференции от имени губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева, под патронатом которого состоялся приезд в Иркутск «Сатирикона», театр приветствовала заместитель председателя правительства Приангарья Валентина Вобликова: – В этом году Иркутску исполняется 350 лет, и мы расцениваем эти гастроли как подарок горожанам. Кроме того, 2011 год – это год 100-летия со дня рождения Аркадия Исааковича Райкина, и мы рады, что вы приехали на иркутскую землю, предоставив нам возможность увидеть ваш замечательный театр. Константин Райкин в свою очередь поблагодарил устроителей гастролей за возможность привезти спектакли в столицу Восточной Сибири: – Нам очень приятно, и мы по-хорошему взволнованы предстоящими гастролями. Для нас вообще выезд из Москвы – событие, потому что мы большие и довольно неповоротливые. Мы не смогли привезти в Иркутск ряд спектаклей из-за того, что наши габаритные декорации не смогут разместиться на сцене драмтеатра, а музыкальный закрыт на ремонт. Но гастроли тем не менее обещают быть интересными. В репертуаре у нас только классика – от проверенной веками до современной: Шекспир, Мольер, Ростан, Чехов, Пушкин. За приглашение в ваш город я хотел бы поблагодарить Дмитрия Федоровича Мезенцева, с которым мы приятельствуем задолго до того как он стал губернатором Иркутской области. Он всегда нам очень помогал как человек, любящий театр. – В вашем театре такая большая сцена? – Здание «Сатирикона» – это бывший широкоформатный кинотеатр, поэтому у нас гигантская сцена. Не такая, как у вашего замечательного продуманного театра. Наш театр – детище советской эпохи: после того как население близлежащих районов невзлюбило нас за то, что лишилось кинотеатра, решено было построить рядом новый. Это оказалось гораздо дороже, чем если бы рядом с кинотеатром построили театр. Но, как всегда, идиотизм победил. В результате мы имеем недотеатр, и нам вписаться с декорациями в другое помещение – целое дело. – Какие постановки вы привезли? – Мы привезли четыре спектакля. Первый – «Контрабас» идет уже 10 лет. Мы показывали его во всем мире и бывали во многих странах с повторными гастролями. Это постановка говорит о качестве нашего театра, который, как мне кажется, отличается высокой культурой. «Тополя и ветер» – спектакль, где играют молодые, но уже прославленные артисты. У нас театр молодой, потому что я делаю ставку на молодых артистов. Мне вообще кажется, что молодость труппы – это очень важное качество театра, чтобы он оставался живым. С возрастом, как правило, уходит энтузиазм и большое количество артистов приобретает некое равнодушие, которое я лично не терплю. А поскольку я преподаю в школе-студии МХАТ, я оттуда периодически беру артистов. – А старых артистов увольняете? – Поскольку театр не резиновый, я с какими-то артистами веду очень неприятные беседы о том, что им нужно уйти и дальше перспектив у них нет. С помощью такой «хирургической операции» я периодически освобождаю труппу от балласта. На их место приходят молодые, которые очень недолго пребывают в счастливом состоянии, потому что за ними приходят следующие. Таким образом, труппа всегда находится в наэлектризованном состоянии, чуть нервном, но это лучше, нежели когда актеры попадают в театр «успокоиться навеки», понимая, что их оттуда уже никто не выковырнет. У меня такая намеренная текучка кадров, но эта река намывает золотой песок, и возникает некоторое количество людей, которые определяют лицо театра, без которых театр не может. …Спектакль «Тополя и ветер» поставлен по пьесе Сиблейроса, которая получила премию Лоуренса Оливье как лучшая пьеса года в Европе. Это история про трех дряхлых стариков, ветеранов Первой мировой войны, про то, как люди, у которых сюжет жизни уже, по сути, закончился, всеми силами пытаются его продлить. Один герой – одноногий, другой – шизофреник, третий – эпилептик, живут они в загородном доме престарелых, разговаривают о жизни, о женщинах и даже задумывают планы побега. Это дряхлые старики, которых играют три молодых, но опытных артиста: Макс Аверин, Денис Суханов и Антон Кузнецов. Спектакль идет у нас с большим успехом, на него практически невозможно попасть. – Жанр другого спектакля, «Азбука артиста», обозначен как класс-концерт, что это значит? – В нем мы наглядно показываем, как обучаются актерской профессии. В этом спектакле вместе со мной играют артисты, которые когда-то были моим первым набором в школе-студии МХАТ (сейчас я работаю уже с третьим). Этот спектакль мы тоже провезли по всей Европе и США. Постановка «Не все коту масленица» выросла из дипломного спектакля моего второго набора. Идея заключалась в том, чтобы я смог сыграть в нем вместе с моими студентами. Эта замечательная пьеса, я обожаю Островского и ставлю его, и мечтал когда-нибудь сыграть. Но дело в том, что я никогда не играю в том, что сам ставлю, потому что это лишает меня возможности быть полноценным артистом и наблюдать за тем, что происходит со стороны. Поэтому спектакль поставили Алла Покровская и Сергей Шинталинский – два замечательных педагога школы-студии МХАТ. Я там в роли жуткого монстра, играть которого огромное удовольствие. Островский вообще делает подарки артистам – так замечательно пишет роли, что играть их – наслаждение. – Когда вы впервые были в Иркутске? – Когда мне было 18 лет, с концертной бригадой своего курса Щукинского училища. Кроме Иркутска мы ездили на Ольхон, выступали в Хужире. Я помню, как мы хотели увидеть Байкал и долго ехали на машине, а его все не было и не было. Среди нас был парень, который родился и вырос в какой-то пустынной местности, и он особенно ждал, когда покажется вода. Помню, машина ехала среди каких-то барханов, вдоль дороги стояли суслики, и вдруг мы выехали на пригорок и бесконечный Байкал сразу оказался близко... И тому парню на нервной почве даже стало плохо. Потом мы приезжали с «Современником» и с «Сатириконом». Но навсегда с этим краем меня связала беда. У меня на втором моем наборе учился замечательный мальчик из Байкальска Фима Расщупкин – уникально одаренный. Он за первый год так себя проявил, что уже работал у нас в театре. А потом он еще и учился прекрасно и был светлейший, прекрасный, добрый, открытый человек. И вот 9 июля случилась авиакатастрофа, в которой он погиб. Это был очень сложный курс, и у меня с ними были сложные отношения, и у них внутри. Там было много москвичей, а я, честно говоря, люблю, когда ко мне на курс попадают люди из так называемой провинции. – Чем вам не угодили москвичи? – Не потому что я москвичей не люблю, но люди, движимые немыслимыми, атомными энергиями завоевать высоты, обычно рождаются в глубинке. Так вот, на этом курсе все было сложно, но это горе так их сплотило, что они стали приезжать сюда каждый год. Для нас это теперь родные места и родные люди, потому что мы познакомились с Фимиными родителями и учителями, уже после его гибели, и поняли в кого он такой прекрасный человек. Теперь эти артисты, работая в разных театрах, постоянно встречаются, что для Москвы – невероятно, там люди очень разрознены. Теперь Фима Расщупкин для нас – эмоциональный, сердечный пароль до конца жизни. Поэтому для меня эти гастроли еще и возможность заехать в Байкальск. Кстати, даже те, кто в этих гастролях не участвует, сюда приедут, сами, за свои деньги. Вот что важно для нас помимо профессионального интереса. Кроме того, я знаю, что Иркутск – театральный город, и рассчитываю, что мы найдем понимание у зрителя. – В вашем театре присутствует жанр театральной сатиры? – Нет, театр называется «Сатирикон», что это такое, толком никто не знает, и это меня устаивает. Мне кажется, что сейчас театру заниматься сатирой не нужно, только философской. Я вообще не хочу идти напрямую по стопам Аркадия Райкина – это пагубный путь. Ведь даже папа в конце жизни понимал, что нужно как-то перестроиться, поэтому «Театр миниатюр», где доминировал жанр блицевой сатиры, был переименовал в «Сатирикон». Мы пытаемся быть верными более общим традициям, которые в этом театре рождены и которые я с детства наблюдал. Прежде всего, это был очень позитивный театр, который работал с огромной любовью к зрительному залу. По нынешним временам это довольно оригинально, ведь сейчас существуют желание эпатировать, ненависть, агрессивность и равнодушие к зрителю. А я считаю, что без одухотворенной любви в нашей стране выходить на большую сцену не стоит. – Вы – актер, режиссер, художественный руководитель, педагог. Какая из ипостасей вам ближе всего? – Все органично. Меня с давних времен интересовало актерство, но я всегда знал, что я не только артист, и понимал, что буду заниматься режиссурой. Я всегда мог повести за собой группу людей и стал художественным руководителем театра, пребывая в этом качестве с 1988 года. Кроме того, я стал заниматься педагогической работой и руководить курсом, я готовлю, прежде всего, для себя молодые кадры, и это тоже крайне важно. И все эти занятия непостижимы, нельзя ими овладеть до конца – это бесконечность. Во всех занятиях есть то, что я не умею делать, и я продолжаю быть учеником, что считаю правильным. – Вы сказали, что ставите только классику, но ведь это понятие очень широкое, что именно? – Конечно, классика – понятие широкое, и наш с вами любимый Александр Вампилов, с которым мне посчастливилось быть лично знакомым, тоже уже классика. Кстати, сейчас своим студентам я задал на самостоятельную работу Вампилова и Мартина Макдоноха – лучшего, на мой взгляд, современного драматурга. Я поставил две его пьесы – «Королева красоты» и «Сиротливый запад». И это тоже классика. Вопрос в том, как ее ставить. У меня вообще есть ощущение, что можно не пользоваться авангардной драматургией, потому что Достоевский, Островский, Чехов и Толстой уже все поведали про нашу жизнь. И ничего не меняется, кроме одежд, жаргонов и ритмов. Например, когда читаешь «Доходное место», есть ощущение, что кто-то пошутил, назвавшись Островским, потому что это сегодня острейшая современнейшая пьеса. У нас сейчас идет «Чайка», которую поставил режиссер Юрий Бутусов. Я в жизни так не боялся перед премьерой, ведь Чехов – самый затрактованный и некассовый драматург в нашей стране. Получился уникальный спектакль, как будто я никогда не читал эту пьесу. Казалось бы, нужно ставить короткие спектакли, чтобы зритель не успел соскучиться, а этот заканчивается без пятнадцати двенадцать, и публика в финале стоя орет от восторга и аплодирует. Там все играют всех, в общем, черт-те что и с боку бантик, но так талантливо! Вопрос – как сделать, чтобы зрители поняли, что это про них. Классика – всегда высокий литературный материал, этим мы и руководствуемся в репертуарной политике. – Как вы относитесь к тому, что ваши артисты играют в кино? – Есть царство артиста – театр, который показывает все. Кино – искусство обмана, потому что, объясняясь в любви своей героине, ты порой водишь глазами по плечу второго режиссера, а она вообще в Архангельске. Кино – это большое искушение, своим студентам два первых года я запрещаю даже в эпизоде сниматься. После второго курса нет такого строгого ограничения, и они попадают в руки этих богатых и лживых людей, которые говорят им, что они гении, дают деньги, а я с них в это же время три шкуры снимаю. Конечно, трудно устоять, но это дорога в ад к полному разрушению, потому что как артисты они, снимаясь в кино, не растут. Киноактеры – это, строго говоря, не артисты. Но все мои артисты все равно снимаются, но так, что я этого не замечаю. Например, Максим Аверин – прекрасный послушный артист, который репетирует с раннего утра с полной отдачей, а потом я узнаю, что всю ночь у него была киносъемка. Он снимается в свободное от работы время и играет с полной отдачей. Я не могу ничего запрещать своим артистам, но есть правило – нельзя отказываться от новых ролей, нельзя не прийти на спектакль, подвести труппу. Я сразу увольняю, как и в том случае, если чувствую от кого-нибудь запах алкоголя. – Есть что-то, что вы мечтаете поставить или сделать? – Все, о чем я мечтаю, я претворяю в реальность по мере возможностей, ведь я не мечтатель, я – делатель. Автор: Елена Орлова Фотограф: Лариса Федорова

вишенка: Там все играют всех, в общем, черт-те что и с боку бантик, но так талантливо! Нет слов, одни эмоции. Фотография вообще замечательная!! Спасибо за фото. Столько жизни, творческих задумок, юмора, позитива! Что-то будто снова задумал грандиозное.))) "Маленькие трагедии" наверное.

Administrator: из инет-архивов (Известия 2005) Актер Константин Райкин: "Я очень неуверенный в себе человек" "Если у тебя не будет очень сложных интимных отношений с самим собой, ты и другим не будешь интересен. Вот в чем фокус. Мне, в общем, понятны люди, у которых легкие отношения с этой профессией, но у меня с ней отношения сложные. Мне все время нужно что-то выяснять с ее помощью, что-то себе доказывать. Я очень неуверенный в себе человек. И моя профессия мне нужна для того, чтобы поверить в себя. И театр мой мне нужен для этого. Это место, в котором мне комфортнее всего. Именно этот театр. Такой, каким я его придумал. За стенами его - уже хуже. Выйду и сразу прочту на заборе: "Райкин - мразь" Замечательному актеру, а также режиссеру, а также педагогу Школы-студии МХАТ и худруку театра "Сатирикон" Константину Райкину исполнилось 55 лет. Накануне юбилея он дал интервью обозревателю "Известий" Марине Давыдовой. известия: Вы помните, когда и как в первый раз попали в театр? Константин Райкин: Ох, нет, не помню. Наверное, в папин театр я впервые попал. Вы знаете, я ведь даже не помню свой первый выход на сцену. известия: ??? Райкин: Просто в этот момент находишься под таким сильным впечатлением, жизнь протекает так жарко, что твое сознание не успевает зафиксировать событие. Я так долго мечтал об этом! Думал: вот выйду на сцену - и, Господи, какое это будет счастье! А потом как-то поймал себя на мысли: да я год уже играю, что же я забыл этот момент отметить! Потому что, когда ты выходишь на сцену, у тебя столько задач! Ты столько держишь в голове житейских и профессиональных вопросов... Это только в нехорошем кино артист в состоянии при этом оценить и запомнить пафос момента. Как это было хорошо, понимаешь только ретроспективно. известия: Но годы свои студенческие вы все же помните? Вы вот поступали в Щукинское училище. Специально приехали из Ленинграда. А почему в Ленинграде не поступали? Райкин: Тогда сичталось, что лучшие театральные вузы в Москве. И лучшим из них была "Щука". Ее и Катя, сестра моя, закончила. Он слыл наиболее свободным театральным вузом. А Школа-студия МХАТ, скажем, напротив, считалась традиционным, келейным, старообрядческим учебным заведением. В ней были живы традиции мхатовского психологизма не лучших для МХАТа времен. В общем, я никаких других вузов театральных даже и не рассматривал. известия: У вас были хорошие педагоги? Райкин: Да. Я учился у Катина-Ярцева. И очень благодарен ему, хотя на старших курсах он уже многих раздражал. Но я в какой-то момент понял, что хорошие педагоги - это не всегда самые обожаемые. Бывают такие популистские учителя, которые пользуются всеобщей любовью. Это не значит, что они обязательно приносят много пользы. А есть зануды, мучители, почти разрушители, от которых, наоборот, ничего, кроме пользы. известия: Вы сами теперь ведете курс - и ведете, кстати, в Школе-студии МХТ. Вас студенты любят? Вы популист? Райкин: Ну, обаять-то я знаю как. Но, обаяв, беру их за горло. Мне некогда миндальничать. Мне нужно, чтобы они умели делать такой театр, который я понимаю и в который я верю. Я творю их по своему образу и подобию. известия: Какое-то антипедагогическое утверждение. Райкин: Я вам так скажу. Сохранить творческую индивидуальность студента - это вещь правильная, но не самая главная. Вся эта замечательная индивидуальность хороша на малой сцене. А на большой... Да зрители уйдут от такого замечательного. Для того чтобы он со своей индивидуальностью мог работать на большой сцене, его индивидуальность обязательно надо обтесать. Если не деформировать, то существенно реформировать. Он должен знать, что такое ритм, что такое громко разговаривать, что такое играть сцену, а не собственную роль. Он должен уметь не тишить, не быть рабом своего нутра. Такие нежности допускает малая сцена и совершенно не терпит большая. известия: Вы очень напираете на словосочетание "большая сцена", но малая сцена появилась в истории театра относительно недавно. История театра - это вообще-то история большой сцены. И нужно было при этом Сальвини или Варламову как-то обтесывать свою индивидуальность? Райкин: Но то был другой театр. Он не был режиссерским. Это другая история. А малая сцена хоть и недавно возникла, но стала очень значимой. Огромное количество талантливых режиссеров занимается сейчас таким шкатулочным театром. Театр стал исповедовать немыслимые прежде верования: нам публика, мол, не важна, мы для себя работаем, а не для нее, мы разговариваем с Богом. известия: Нам важен процесс, а не результат. Райкин: Вот-вот. То есть детей рожать или оргазм испытывать не надо, но туда-сюда делать очень приятно. Это какое-то извращение. У любого процесса существует все-таки сверхзадача. Я верю в театр , который работает для публики. Для меня она - главный критерий. Знаю, что не абсолютный. Есть успешные спектакли, которые мне не нравятся? Есть. Бывает так, что мне лично спектакль нравится, а успеха нет? Бывает. Но все же обычно то, что нравится мне, нравится большинству театральной публики, и меня это совпадение очень вдохновляет. Я всегда рассчитываю на понимание себе подобных и понимаю, что мне подобных в театральной публике много. известия: Думаю, вы все же обольщаетесь. Вы очень продвинутый зритель. Таких немного. Райкин: Да что вы! Я очень простецкий зритель. Я почти всегда очаровываюсь в театре. В крайнем случае, сам придумываю себе что-нибудь, чтобы очароваться. Я очень не люблю, когда мне не нравится. Я, конечно, понимаю природу этого подленького чувства, когда ты видишь на сцене какое-то говно и думаешь: о, а я не так уж плох, другие-то еще хуже. Но при этом во мне до такой степени преобладает стыд за профессию, что он это чувство подавляет. Как будто ты сам там играешь. А бывает мучительное счастье, когда смотришь и думаешь: боже мой, а ведь я так не могу. У меня в свое время с "Современником" были такие ощущения. Я в 17 лет - уже был на первом курсе - посмотрел там "Обыкновенную историю", в которой совершенно замечательно играл Табаков... Фантастически играл... И обалдел. Я с родителями пришел и даже помню, что не смог пойти за кулисы. Прорыдал всю ночь. Я думал о том, что я никогда не смогу так играть. Я недавно эту историю рассказал на какой-то телепередаче. И Табаков мне на это сказал: а я, когда посмотрел спектакль "И пойду, и пойду", где играли Костя с Ленкой Кореневой, тоже подумал, что никогда уже не смогу так сыграть. Ну, я не растерялся. Я тут же репризно ответил, что мы вообще-то отрепетировали обмен комплиментами и на прогоне Табаков делал это лучше. "Если у меня в театре зрителю что-то не нравится, он просто звереет" известия: Вы понимаете, зритель - он очень разный. И в разных странах разный. Во Франции я видела спектакли, которые идут пять часов. И это просто рецитация. Стоят артисты во фронтальной мизансцене и читают текст. Русские зрители через 30 минут уже упали бы от скуки "головой в салат". А французы - огромный папский дворец в Авиньоне - смотрят. Это зрительский театр или какой? Или Франк Касторф. Для нас этот театр не зрительский. Он авангардный, элитарный. А в Берлине зрители ходят за милую душу. Райкин: Ну да. Театр - плохо конвертируемое дело. Оно очень связано с местом производства. Не то что в другую страну, в другой город приезжаешь - уже все иное. Даже у разных районов одного города разная аура. Вот у Олега Павловича - Художественный театр. Ему ведь проще, чем нам. Там гуляльная зона. Там можно посмотреть что-то не очень хорошее и совсем не испортить себе настроение. Потому что красиво, Кремль рядом, рестораны всякие. Ну, посмотрели барахло. Ничего - погуляем. А ко мне люди, проклиная все на свете, добираются по заторам на Сущевке, и если им что-то не нравится - да они просто звереть начинают. Здесь грубее публика. Тут чуть что не так - прогоришь на фиг. известия: Вы, кажется, боитесь неуспеха пуще огня. Райкин: Больше смерти я его боюсь. известия: Вам не кажется, что это первородный грех актерской профессии - ее постоянная заточенность на успех? Райкин: Я знаю, что вот этот молодой артист "с индивидуальностью" - если он испытает, что такое неуспех, если он увидит, как на его монологе люди встают и уходят, это будет для него гораздо более страшная травма, чем если я ему скажу: ну-ка погромче, пожалуйста, побыстрее и покрупнее. Мне твоя атмосферная, трамвайная органика неинтересна. Мне интересно, когда ты находишься в определенном градусе. Ниже этого градуса мне вообще неинтересно смотреть. известия: Спектакль "Гамлет" Гордона Крэга, поставленный в МХТ с Василием Качаловым, - это, по вашей классификации, был неуспешный спектакль. Между тем о нем написаны исследования. Целые монографии. Это этапный спектакль в истории театра. Вам не хотелось бы сделать что-то, что не будет иметь сиюминутный успех, но о чем напишут потом книжки? Райкин: Нет. Нет. Не сравнимо это. Неуспех - это такое несчастье. Никакими театроведческими исследованиям его потом не окупить. Ничего слаще успеха нету в мире для актера. То есть не только слаще, конечно. Это очень глубокое и серьезное понятие. Это свидетельство того, что тебя поняли, восприняли, оценили, полюбили. Это ощущение твоей власти над людьми. Власти без насилия. Это как любовь. Как божественный поцелуй какой-то. А неуспех - это ощущение, что ты не нужен, что ты совершенно бессмысленно тратишь свою жизнь, что ты говоришь, а тебя не слышат. Потом, видите ли, успех это ведь не обязательно топанье ногами и крики. У Вахтангова был спектакль - "Дибук", кажется, - после которого зрители не хлопали. Это было такое потрясение, что аплодисменты не рождались. И наоборот: у меня как-то раз за границей был такой дикий успех, что он показался мне неадекватным тональности, в которой мы работали. На очень тихом спектакле возник вдруг такой фестиваль в конце. И я подумал: а поняли они нас или нет? Что мы такого сделали, чтобы так веселиться? Есть разные свидетельства понимания, но понимание должно быть. "Выхожу из театра и сразу читаю на заборе: "Райкин - мразь" известия: Вы по-прежнему увлечены своей профессией? Райкин: Да. известия: Это не праздный вопрос. И ответ на него не очевиден. Михаил Козаков как-то раз в ответ на мою реплику воскликнул: "Как вы меня назвали? Актером? Да я ненавижу эту бабскую зависимую профессию. Никакой я не актер". Райкин: Вы мне будете рассказывать. Я сам знаю много великолепных артистов, которые не любят играть. И я прекрасно понимаю ограниченность их отношений с этой профессией. Это не зависит от таланта. Талант может быть огромным. Просто им кажется: успех, ну и хорошо, ну и успокойся. Но если надо иметь успех у самого себя, это совсем другое дело. А мне - надо. У меня отношения с этой профессией - безграничные. Бесконечные. Мне говорят: ну черт побери, ты уже сыграл Гамлета, Сирано, Ричарда, "Маски" получил, что тебе еще нужно?.. известия: Ну да. О душе пора думать. Райкин: Да не могу я думать о душе вне этой профессии. известия: А она не мешает ли о душе думать? Она ведь такая экстравертная. Райкин: Ничего она не экстравертная. Разве что в буквальном проявлении. На самом деле она ужасно исповедническая. Она связана с необходимым, неизбежным одиночеством. Если у тебя не будет очень сложных интимных отношений с самим собой, ты и другим не будешь интересен. Вот в чем фокус. Мне, в общем, понятны люди, у которых легкие отношения с этой профессией, но у меня с ней отношения сложные. Мне все время нужно что-то выяснять с ее помощью, что-то себе доказывать. Я очень неуверенный в себе человек. И моя профессия мне нужна для того, чтобы поверить в себя. И театр мой мне нужен для этого. Это место, в котором мне комфортнее всего. Именно этот театр. Такой, каким я его придумал. За стенами его - уже хуже. Выйду и сразу прочту на заборе: "Райкин - мразь". Потому что мы тут все время что-то строим и кому-то конечно же мешаем. Вне своего театра я боюсь за каждое свое слово. Я ненавижу публичные выступления. Я стесняюсь. Я не умею импровизировать. Здесь я могу импровизировать. Могу говорить не думая. Мне здесь хорошо. известия: В общем, если я правильно вас поняла, вы изживаете здесь свои комплексы. Марина Давыдова

Administrator: из инет-архивов (Известия 2002) Константин Райкин, актер и режиссер: "Сатирикон" привык выскакивать из колеи" Известный питерский режиссер Юрий Бутусов поставил в "Сатириконе" "Макбетта" (с двумя "т") классика театра абсурда Эжена Ионеско. "Сатирикон" пользуется репутацией театра, ориентированного на успех, а Ионеско - автор не кассовый, да и экспериментатор. Бутусов еще ни разу не выпускал в Москве спектаклей, становящихся хитами. Здесь есть своя интрига, о ней с руководителем "Сатирикона " Константином РАЙКИНЫМ и поговорил обозреватель "Известий" Алексей ФИЛИППОВ - Как возникла идея спектакля? - Мне очень нравится театр, который исповедует Бутусов: "мускулистый", напряженный, демократичный. Он замечательно работает с абсурдистскими текстами - но делает из них спектакли для нормального зрителя. Вопрос был лишь в том, чтобы сговориться по времени и выбрать материал. Бутусов предложил "Макбетта", я прочел пьесу, и она меня заинтриговала. - Со стороны кажется, что это - экстравагантный шаг "Сатирикона", обычно создающего масштабные спектакли-шоу. - Мы привыкли выскакивать из колеи, на которую нам указывают театральные комментаторы. Как только на нас навешивают очередной ярлык, мы изменяемся. - Театральные критики любят говорить о том, что в основе театра должна лежать идея. "Сатирикон" - целиком ваше создание. Близки ли вам слова об "идее театра"? - Я делаю театр по ощущению, а не по формулировкам. Как можно сформулировать любовь? Когда ты что-то создаешь в искусстве, то руководствуешься чувством, а не словами. Я очень точно ощущаю, что люблю в театре, знаю, куда хочу двигаться. И я убежден в том, что зритель "Сатирикона" это чувствует. - Когда - теперь уже много лет назад - вы приняли "Сатирикон", это был долг перед отцом или... - Это была потребность пройти определенный путь. Когда речь идет о творчестве, долг - дело десятое, прилагающееся к чему-то главному. Я хотел создать театр, которого еще не было на свете. - Вы ощущаете себя преемником отца как артист? - Да, я чувствую родство нашей актерской природы. Во мне то же ощущение формы, сценического ритма, я также интуитивен в работе. Нас объединяет и одинаковое оптимистическое, светлое начало. - А мне ваш отец казался большим пессимистом, человеком грустным. - Грустным - да, пожалуй, но не пессимистом. В нем жила шедшая от большой осведомленности печаль, он не был весел. Но всегда оставался большим романтиком. - Каких еще премьер ждать от "Сатирикона", в каких новых спектаклях вы сыграете сами? - Наша следующая премьера - "Доходное место" Островского. Я делаю спектакль как режиссер, но играть в нем не буду. А вот в "Собачьем сердце" Булгакова (его у нас поставит Володя Машков) я стану Шариковым. А что вы думаете об этом?

Administrator: из инет-архивов (Известия 2005) Константин Райкин: "Я буду первым, кто решил приватизироваться" Константин Райкин заявил в Петербурге, где сейчас выступает с гастролями его театр, о намерении приватизировать "Сатирикон" и сделать его частным репертуарным театром. Если это произойдет, в новейшей российской истории появится первая театральная труппа, добровольно отказавшаяся от бюджетного пайка и ушедшая из-под государственного крыла. Решение Райкина можно считать также и первой ответной реакцией на предстоящую реформу учреждений культуры. О том, почему он решил это сделать, художественный руководитель "Сатирикона" Константин Райкин рассказал корреспонденту "Известий" Ирине Начаровой. "Власти делают вид, что с нами договорились" Константин Райкин: Я за это уже несколько лет борюсь, но у меня пока ничего не получилось. Не понимаю, честно говоря, почему какой-нибудь военный, нефтеперерабатывающий завод, вообще объекты промышленности приватизировать можно, а театр нельзя. Считаю, что такой путь должен быть. Не думаю, что все сразу в это ринутся. Большинство предпочтет нормально развиваться под крылом государства. Но мне, с моей исторически сложившейся и существующей структурой театра, такой вариант представляется самым оптимальным, а на сегодняшний день - вообще единственно возможным способом существования. То, что предлагает грядущая реформа, - вещи крайне непродуманные. Они могут иметь худшие последствия, нежели история с монетизацией. Это будет удар более глубинного и долго действующего свойства - по отношению вообще ко всей культуре. Мне кажется, это сделано людьми, которым просто не важно - что происходит с культурой. Они, наверное, опалены желанием как-то понравиться президенту с его призывом к удвоению ВВП. И они, как им кажется, придумали способ. Я очень серьезно это изучал. Не потому, что я такой любитель изучать всякие правительственные постановления, а просто потому, что это касается конкретно моего театра, моего детища. И вообще, у меня интересы, я бы сказал, узкоэгоистические. Мне не все равно, как будут развиваться и мои коллеги. И я не знаю ни одного специалиста театра, который бы сказал, что это будет хорошо. Ни одного. известия: Но власти все же идут на диалог с театральными деятелями? Райкин: От нас отпихиваются, отмахиваются, делают вид, что с нами договорились. Я абсолютно не верю людям, которые нас пытаются успокоить. Эти формы неприемлемы вообще для театра. Да, нам обещают, что их пересмотрят. Но пересмотрят косметически, а там нужны принципиальные изменения. Значит, все равно все будет разрушительным и губительным. Никто из социальной сферы не говорит об этом хорошо - ни Пиотровский, ни Антонова, ни доктор Рошаль. И не потому, что мы такие консерваторы. Да, я, наоборот, бросаюсь в неизведанное. То, что я хочу приватизироваться, - нехоженый для учреждений культуры путь. Я буду первым. Это жутко рискованно. "У меня есть люди, любят наш театр. Люди богатые, которые могут дать деньги на приватизацию" известия: А как театр будет выживать? Райкин: Лучше, чем имея дело с государством. Я хотя бы не буду иметь дело с людьми равнодушными. Буду понимать, что у меня есть либо враги, либо друзья. А среди чиновников от культуры встречаются люди талантливые, сердечные, заинтересованные, но больше равнодушных. Мне надоело зависеть от людей, которым на все наплевать. Им не безразлична только личная карьера. Конечно, я рискую очень сильно, потому что государство у нас вообще обращает мало внимания на частную собственность. Если оно под своим крылом объекты культуры не защищает, то тут ты оказываешься зависимым от самого себя. У меня есть люди, которые меня любят, которые любят наш театр. Люди богатые, которые могут дать деньги на приватизацию. известия: Но ведь объекты культуры не подлежат приватизации? Райкин: Это с одной стороны. А с другой, существует масса оговорок, лазеек. Наши законы столь несовершенны, что это сделать можно. На самом деле при доброй воле сверху я уже несколько раз почти добивался, почти доходил до окончательного решения. Более того, и президент меня поддерживает. Просто, когда сменилось правительство, мне пришлось заново делать подготовительную работу. известия: В какой стадии вы сейчас находитесь? Райкин: В стадии ожидания встречи с людьми из высших эшелонов власти, которые мне помогут это сделать. Я и раньше с ними встречался - все равно это зависит от конкретных решений конкретных людей. Чиновники делают то, что им прикажут. Я консультировался с большим количеством юристов, это не какое-нибудь блатное дело. Но просто первое, новое и потому пугает многих. Я же предлагаю вполне возможную форму перехода к приватизации, только нужно немного гибкости и живости мышления. Все равно это будет не антрепризный, а частный репертуарный театр с постоянной труппой. Собственно, ничего художественно иного я не собираюсь делать. известия: А билеты не станут слишком дорогими? Райкин: При драматическом репертуаре мне же невыгодно продавать билеты по нереальной цене. У меня не антрепризный театр, где "звезда с звездою говорит". Буду завлекать зрителя, как и раньше, качеством. То есть билеты не могут быть принципиально дороже, чем сейчас. известия: Значит, зритель ничего и не почувствует в связи с приватизацией театра? Райкин: Он почувствует что-то, если мы закроемся. А вот если мы останемся в бюджете, мы не сможем выжить. Бюджет дает нам 20-30 процентов того, что надо. Но они даже не знают про это. За нами закреплена какая-то цифра, они так по-буквоедски и хотят соблюдать ее, а остальное теперь будут забирать. "Мой спектакль стоит не меньше 150 тысяч долларов, а таких цифр в бюджете нет вообще" известия: Вам противна такая схема? Райкин: Не противна - она гибельна, я просто не смогу существовать. Не смогу платить артистам нормальную зарплату. Не смогу выпустить ни одного спектакля, потому что мой спектакль на большой сцене стоит никак не меньше 150 тысяч долларов, а таких цифр нет в бюджете вообще. Они дают, допустим, 250 тысяч рублей и говорят: это тебе на год вообще на все. А что я буду делать? Я не смогу играть спектакль на коврике, на пустой, пыльной, грязной сцене. От меня уйдут артисты, которых годами собирал. Впереди - полная темень, если не смогу уйти от государства. Государство, надо сказать, недостойно самого себя относится к культуре. известия: Вы стали прорабатывать вариант приватизации еще до угрозы реформ? Райкин: Как раз когда началась угроза. Я знал давно, что это готовится. Это делалось, между прочим, втайне от театральной общественности. Нас, каким-то образом узнавших об этом, просили никому ничего не говорить. Именно потому, что кто-то понимает, что это несет разрушительные последствия. известия: Если все получится и вы станете первым в России "разгосударствленным" театром, вашему примеру последуют другие? Райкин: Надеюсь, что, если стану первым, кто-то еще за мной пойдет. Это совершенно не универсальный путь, большинство просто боится этого как огня. Если я стал негосударственным, это же не значит, что перестал быть членом государства. Если собственность стала моей, это же не значит, что я вне закона, и теперь меня бей кто хочет. Конечно, я бы тоже хотел остаться при государстве, но умном, которое относится к культуре нормально. Тогда бы и никакого разговора о приватизации не было. Если бы мне оставили ту самостоятельность, о которой все трубили и с которой наш театр так преуспел. Но сейчас получается абсолютное раскулачивание, лучшие как раз и пострадают. известия: Вам дадут деньги на то, чтобы выкупить здание театра. Какова цена вопроса? Райкин: Она известна, но я бы не стал об этом говорить. И она не столь велика, все можно хоть завтра сделать. Но о сроках пока говорить не приходится - это зависит от многих обстоятельств. известия: Поддержка президента может ускорить процесс приватизации театра? Райкин: Если бы представилась ситуация, я бы просто попросил у него другой формулировки, сопровождающей мои документы. Той, которой он сопроводил их, прежнему правительству вполне хватало. А новому нужны более внятные свидетельства поддержки. Может быть, более категоричная формулировка типа "Прошу решить положительно".

Administrator: Сибирский энергетик «Дружба – это очень серьёзно» Константин Райкин и его «Сатирикон» Автор: Татьяна ПОСТНИКОВА. Гастроли московского театра «Сатирикон» в Иркутске начались с большой пресс-конференции, на которой художественный руководитель театра Константин Райкин признался, что у него совершенно особое отношение к столице Приангарья. А затем в течение полутора часов он рассказывал истории из жизни знаменитой московской труппы, вспоминал молодость, показывал гримасы и даже объяснял нюансы своей «кадровой политики» в театре. Четыре «маленьких» спектакля Всего в рамках гастролей «Сатирикона» в Иркутске и Ангарске, которые проходят при поддержке компании «ЕвроСибЭнерго», должно состояться семь спектаклей. С 26 июня по 2 июля актёры известного московского театра будут работать на сцене Иркутского драматического театра имени Охлопкова. 4 июля единственный спектакль будет поставлен в ДК «Современник» в Ангарске. – Для нас это редкий случай таких гастролей с несколькими названиями, – признался худрук «Сатирикона». – Обычно на гастроли выезжает какой-то один спектакль, который идёт пару дней. И для нас выезд из Москвы – это всегда событие, поэтому мы как-то тоже по-хорошему взволнованы предстоящими гастролями. При этом, как следом объяснил Константин Райкин, первоначально планы на предстоящие гастроли у труппы были более грандиозными. «Но в итоге эти планы немного обломались об реальность, потому что одно из ваших важных театральных помещений (Иркутский музыкальный театр имени Загурского. – «Сибирский энергетик»), насколько я понимаю, находится на ремонте», – констатировал он. В результате труппа смогла привезти в столицу Приангарья всего, как сказал сам Райкин, «четыре маленьких спектакля». Но тут же поправился, что «маленькие» они отнюдь не в художественном смысле, а исключительно в плане необходимого сценического пространства. – Дело в том, что наша московская сцена нестереотипная, она гигантская, 34 метра, – объяснил он. – И для нас целая проблема вписать свои спектакли в новое помещение. Мы большие и довольно неповоротливые. У нас и рты у артистов очень широкие, хотя обычно ротики у артистов маленькие, потому что зал узкий. Следом за этим Райкин рассказал историю, объясняющую, как у них появилась такая нестереотипная сцена, «детище оголтелой советской власти», как он сам её называет. По его словам, все, кто бывал на его спектаклях в Москве, наверняка знают, что «Сатирикон» располагается в здании бывшего кинотеатра, который был перестроен в театр. – Но поскольку население близлежащих районов было против, чтобы у них отбирали кинотеатр и делали театр, – рассказывает он, – и по этому поводу было много волнений, то решили построить рядом кинотеатр. То есть понимаете, как это часто бывало при советской власти: кинотеатр переделали в театр, а рядом построили кинотеатр. В результате это оказалось примерно в 2,5 раза дороже, чем если бы рядом с кинотеатром, который продолжал бы быть кинотеатром, выстроили театр. Но как-то в голову это не пришло. Контрабас – это я Репертуар, который труппе театра «Сатирикон» удаётся ставить на своей сцене, назвать стереотипным тоже нельзя. Хотя в основном это классика, как современная, так и проверенная временем. Сегодня там идут пьесы Шекспира, Мольера, Ростана, Чехова, Пушкина, Островского, а также современных зарубежных драматургов. «Я могу сказать, что у нас небольшой репертуар, но очень разнообразный. И редко какой театр сегодня может похвастаться таким качественным репертуаром», – без ложной скромности признался Райкин. В Иркутск из этого репертуара приехали постановки по пьесам современных драматургов. Открыл гастроли моноспектакль по одноимённому произведению Патрика Зюскинда «Контрабас», главную и единственную роль в котором играет сам Константин Райкин. По его словам, несмотря на постоянно обновляющийся репертуар, «Контрабас» – это единственный спектакль, который идёт на сцене «Сатирикона» уже 10 лет. – Он уже объездил весь мир, – рассказал Райкин, – и даже в таких ответственных странах, как США, государства Европы, мы уже бывали с ним по два-три раза. Он имеет много призов. Это спектакль, где я играю один. Мне неловко так говорить, но «Контрабас» – это почти я. И это сложный спектакль для зрительского восприятия. Но, тем не менее, он показывает определённый уровень качества, который говорит о нашем театре в целом. Не меньшим успехом в репертуаре «Сатирикона» сегодня пользуются и другие постановки, которые были представлены иркутской публике. К примеру, спектакль «Тополя и ветер» по пьесе Жеральда Сиблейраса, в котором три молодых актёра – Максим Аверин, Денис Суханов и Антон Кузнецов – играют трёх дряхлых стариков – ветеранов первой мировой войны. По словам Константина Райкина, это пьеса про то, как люди, у которых сюжет жизни закончился, всеми силами пытаются его продлить. «Горькая и очень оптимистичная в глубине своей пьеса», – резюмировал он. Также в Иркутск приехал класс-концерт «Азбука артиста», во время которого можно увидеть, как идёт процесс обучения актёра. Как объяснил Райкин, который также преподаёт в школе-студии МХАТ, в этом спектакле вместе с ним участвуют ведущие артисты театра, которые когда-то были его первым набором. Многие из них уже около 10 лет играют ведущие роли на сцене «Сатирикона». «Все – молодые, разносторонние и очень одарённые. И в этом спектакле мы показываем кусочки обучения актёрскому мастерству, потому что зрители обычно очень туманно представляют этот процесс», – рассказал он. Под занавес артисты «Сатирикона» сыграют в постановке по пьесе Островского «Не всё коту масленица», которая в своё время была дипломным спектаклем второго набора группы Константина Райкина в школе-студии МХАТ, однако до сих пор остаётся в репертуаре театра. Натянутая струна – Я просто не могу про это не сказать, – где-то в процессе пресс-конференции вдруг заявил Райкин и объяснил, что для него эти иркутские гастроли значат немного больше, чем любые другие. – Потому что помимо профессионального интереса, уважения к городу, к зрителям для меня в этом есть какая-то особенная человеческая струна. И признался, что впервые оказался в Иркутске с концертной бригадой своего курса Щукинского училища, «страшно сказать когда» – когда ему было 18 лет. «И мы тогда ездили дальше – на Байкал, на Ольхон, мы там выступали и жили в Хужире. Я помню, как всё это было, как я хотел увидеть Байкал», – признался он. Здесь Константин Райкин рассказал ещё одну историю, которая случилась тогда с труппой по дороге. По его словам, они очень долго ехали на машине по «каким-то степям, по которым бежали суслики, а Байкала всё не было и не было». – А среди нас был парень, который вообще никогда не видел больших водных пространств, – вспоминал он. – Не то что моря или океана, а даже большого озера не видел. Видимо, он был откуда-то из пустынного района. Он больше всех хотел увидеть Байкал. А мы всё ехали на машине и вдруг как-то неожиданно выехали, и озеро сразу оказалось очень близко. Я до сих пор помню прекрасную физиологическую реакцию того парня: на нервной почве его стошнило, вывернуло, потому что, видимо, он не ожидал, что всё это так выглядит. Затем, по словам худрука «Сатирикона», судьба в течение многих лет уводила его из этого края. Потом он снова приезжал сюда вместе с другими театрами. «Но это тоже было давно. А потом нас с этим краем – уже навсегда – связали горе и беда», – признался он. И рассказал, что во время его второго набора в школе-студии МХАТ к нему пришёл учиться актёр Ефим Расщупкин, который приехал в Москву из Байкальска. – Это был замечательный, уникальный, невероятно одарённый парнишка, который только за первый год обучения так себя проявил, что уже работал у меня в театре, – объяснил Райкин. – Плюс он прекрасно учился. И тут ещё важны человеческие качества, потому что он был светлейшим, прекрасным, добрым, открытым человеком. Но 9 июля случилась катастрофа с самолётом, в которой он погиб (9 июля 2006 года при посадке в Иркутском аэропорту сошёл с полосы и сгорел самолёт А-310. – «Сибирский энергетик»). По словам Райкина, тот курс, на котором учился Ефим Расщупкин, у него был довольно сложным, внутри возникли непростые взаимоотношения. «Там было много москвичей. А я люблю, когда ко мне на курс попадают люди из так называемой провинции. Я очень люблю и ценю эти провинциальные силы. Таких природных людей. Это не значит, что я не люблю москвичей. Просто люди приезжают, движимые какими-то безумными, атомными энергиями завоевать искусство, какие-то высоты, и обычно эти энергии рождаются в глубинке, где-то далеко за пределами Садового кольца», – объяснил он причины. В итоге оказалось, что эта трагедия изменила тот разрозненный сложный курс. Они съездили в Байкальск, чтобы познакомиться с родителями Ефима и чтобы стало понятно, откуда он такой. «А там была какая-то удивительная среда. Там были товарищи, учителя, друзья. И мы стали очень дружить. А дружба – это очень серьёзно. Понимаете?» – попытался объяснить Райкин. По его словам, теперь те его бывшие студенты приезжают сюда каждый год. – И теперь для нас это родные места, а Фима Расщупкин – это для всех эмоциональный, сердечный пароль до конца жизни, – признался худрук «Сатирикона». – И для меня эти гастроли – это в том числе возможность ещё раз приехать сюда, заехать в Байкальск. И мы все там соберёмся, даже те, кто в этих гастролях не участвует, они всё равно приедут сами и присоединятся к нам. В театре Константина Райкина принято очень внимательно относиться к зрителю. «Не только вы наблюдаете за нами, но и мы наблюдаем за вами», – сказал мэтр Автор фото: Андрея ФЁДОРОВА

Administrator: БАБР.РУ Константин Райкин: «Трагедия навсегда связала меня с Иркутском» «Сатирикон» является одним из самых успешных российских театров — его спектакли всегда идут с традиционным аншлагом, а билеты раскупаются задолго до премьеры. Иркутск в этом плане не стал исключением: гастроли театра проходят на этой неделе, с 26 июня по 2 июля, а билетов не было еще в мае. Без «Контрабаса» никак Гастроли «Сатирикона» в Иркутске проходят в рамках губернаторского проекта «Единое культурное пространство России». Они также включены в программу праздничных мероприятий, посвященных 350-летию города. Наряду с известными московскими актерами в город прибыл и народный артист России Константин Райкин — художественный руководитель театра и исполнитель главных ролей в большинстве спектаклей «Сатирикона». Перед началом гастролей он дал пресс-конференцию. — Такие продолжительные гастроли для нас — это редкий случай, — сказал на пресс-конференции Константин Райкин, — обычно мы гастролируем не более 2—3 дней. Эти гастроли стали возможными при большой поддержке губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева, с которым мы дружим уже на протяжении многих лет. В Иркутск «Сатирикон» привез четыре «маленьких» спектакля, как назвал их сам Райкин. Это постановки, в которых задействована не вся труппа, а только небольшая часть или даже один артист, как в самом популярном спектакле театра «Контрабас» по пьесе Патрика Зюскинда. Он специально поставлен для одного актера — Константина Райкина. За эту роль артист получил национальную театральную премию «Золотая маска». — У нас часто меняется репертуар, «Контрабас» — единственный спектакль, который идет в театре уже 10 лет. Он шел на сценических площадках всего мира, а в некоторых странах, например в США, по просьбе зрителей мы показывали его повторно, — сказал Константин Райкин. Намеренная текучка кадров В гастрольную программу «Сатирикон» включил и героическую комедию «Тополя и ветер» с участием известных артистов театра и кино Максима Аверина (сериал «Глухарь») и Дениса Суханова (фильм «Господа Головлевы»). Фабула спектакля трагикомична: три стареющих ветерана Первой мировой — шизофреник, эпилептик и одноногий, — живя в доме престарелых, всеми силами пытаются продлить остроту ощущений. Причем всех трех стариков в спектакле играют молодые артисты. Константин Райкин пояснил, что в своем театре делает ставку на молодых и постоянно обновляет труппу, приглашая работать студентов из Школы-студии МХАТ. При этом многих артистов более старшего возраста худрук мягко просит сменить место работы. По его словам, с возрастом у многих артистов уходит энтузиазм, появляется равнодушие, что негативно сказывается на качестве спектаклей. — Я создаю намеренную текучку кадров, и эта река людей намывает некий «золотой песочек», возникает группа актеров, без которых театр уже не может, они становятся лицом театра, — объяснил Константин Райкин. По его словам, основу репертуара театра составляют спектакли, поставленные по классике — от произведений современных драматургов до пьес, проверенных веками. Однако классика в исполнении «Сатирикона» — это не скучные спектакли, сравнимые с экспонатами исторических музеев, а новое прочтение классических произведений, причем главное их качество — невероятная современность. — Все зависит от того, как поставить спектакль. Например, все мы знаем, что Антон Павлович Чехов — это самый затрактованный и самый некассовый драматург в нашей стране, а его самая некассовая пьеса — это, конечно, «Чайка». Но у нас был поставлен уникальный, фантастический спектакль! Как будто режиссер постановки никогда не читал эту пьесу! И как спектакль попадает в наше время! Причем он совершенно не вписывается ни в какие театральные стереотипы. К примеру, чтобы зритель не заскучал, принято ставить стремительные, короткие спектакли, а «Чайка» идет почти пять часов! И при этом на нее невозможно попасть, постоянный аншлаг! Талантов больше в провинции Как рассказал Константин Райкин, в Иркутске он не впервые. Этот город для него почти родной. Первый раз артист посетил Иркутск 18 лет назад, когда с концертной бригадой впервые побывал на Байкале, на острове Ольхон. Там московские гости дали серию концертов для жителей Хужира. Артист был знаком и с Александром Вампиловом, пьесы которого с успехом идут на сцене театра. Кроме того, с Байкальским регионом Константина Райкина связывают трагические события. — Горе и беда связали меня с Иркутском и Байкалом, — сказал Райкин. — Один из моих студентов и артист нашего театра Фима Рощупкин, светлейший человек и уникальный, талантливый актер, погиб 9 июля 2006 года в автокатастрофе в Иркутске. Родом он из Байкальска, там живут его родители. Он был ярким подтверждением того, что талантливых людей всегда больше в провинции. Обычно люди, движимые какой-то атомной энергией покорить столицу, приезжают в Москву именно из глубинки. После той трагедии артисты театра постоянно приезжают на родину погибшего друга со спектаклями. Например, не так давно «Сатирикон» был на гастролях в Слюдянке и Байкальске со спектаклем, который артисты посвятили погибшему байкальчанину. «Ефим Рощупкин стал для нас неким эмоциональным и сердечным паролем», — отметил Константин Райкин. Впрочем, Иркутск для руководителя «Сатирикона» — это прежде всего город театральный, где самая искренняя отзывчивая публика. — Я люблю провинциальную публику, она самая открытая, самая простодушная. Столичные зрители не такие. Москвичам, чтобы подняться в восторге и начать аплодировать, надо, чтобы с артиста семь потов сошло, потому что многие московские зрители, конечно, снобы. Они долго сомневаются — не обманывают ли их артисты, не будут ли они выглядеть по-дурацки, если сразу проявят восторг. Завершая пресс-конференцию, Константин Райкин сделал иркутским журналистам комплимент: — Сегодня была очень хорошая аудитория — ни одного глупого вопроса, все толковые, по существу. Алена Байбородина

Administrator: Отсюда В Киеве пройдут вечера памяти Аркадия Райкина 15 и 16 июля в Киеве состоятся необычные концерты, посвященные 100-летнему юбилею знаменитого сатирика Аркадия Исааковича Райкина. Вечера в Национальном театре им. И. Франко проведет его сын, актер театра и кино, художественный руководитель Московского театра «Сатирикон» Константин Райкин, пишет «День». На этой встрече будут звучать стихи Александра Пушкина и Николая Заболоцкого, Осипа Мандельштама и Николая Рубцова. А также Константин Аркадьевич расскажет о своем отце - великом Райкине (каким он был в быту и на сцене, и как сыну удалось выйти из тени знаменитого актера, самому став мастером). Константину выпала сложная судьба - доказать публике и критикам, что он тоже Райкин, но «другой». В театральном училище студента Райкина-младшего называли «несчастным сыном гениальных родителей». Ему неоднократно упрекали бездарностью, пытались «сломать» постоянным сравнением со знаменитым отцом. А некоторые критики писали, что на нем «природа отдохнула». Константин Райкин страшно переживал и работал над собой 24 часа в сутки. И вот сегодня Константин Аркадьевич - по-настоящему знаменитый, популярный актер и режиссер с мировым именем, а еще человек с сильным характером, который ставит себе цель и достигает ее.

Administrator: Презентация новой книги Д.Быкова Дмитрий Быков И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ выпуск 3 сборник интервью издательство: "ПРОЗАиК", 2011 твёрдый переплёт, 304 стр. В книге есть интервью с К.А.Райкиным!

Administrator: С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ, КОНСТАНТИН АРКАДЬЕВИЧ!!!

Administrator: ЗДЕСЬ Вечер с Достоевским в Сатириконе Селедка Под Шубой Вечер с Достоевским в САТИРИКОНЕ. Очарование Оливкового зала, занавес-стена, и предвкушение, ожидание встречи с удивительнейшим актером современности Константином Райкиным. Мой вечер с Достоевским… это всегда не просто. Вопреки всему, можно ли быть откровенным с самим собой- и не побояться правды, именно той правды, которой мы добиваемся постоянно ото всех и ото всюду…, а хватит ли сил заглянуть в свою Личную правду? Закрываемся, рядимся в разные лохмотья, в зависимости от времени и моды, чтобы скрыть себя. Но вот через гений Достоевского гений актер,легко срывает с нас одежду вместе с кожей и нам холодно от простого дуновения ветерка нашей мысли- неужели Я такой в своей сути. И приходится признаться нехотя, шарахаясь в разные ниши,подворотни-оправданий, чтоб спрятаться, но от себя-Куда? Как хочется деятельности- поступка и при том спокойствия, и как усидеть на этих двух стульях? Снег падает вниз и человек, даже если он просто стоит он поднимается вверх(прекрасный спецэффект),в своих мечтах, но снег прошел и на стене мелкая , мелкая решеточка, которой он отгородился от мира, боясь движения… И течет пот по пути слезы- не смотрите на меня в это время, я сам себе омерзителен,раздавлен и в 100й раз узнал себе цену… Нет, нет ощущения, что это театр, актер- это твои мироощущения в его интерпретации, вне времени, вне пола, а значит в вечности. И гений актер поклонился гению Достоевскому, а мы им- за возможность соприкосновения с самим собой, как это редко случается, может это и ни к чему, а может через осмысление идет очищение, чтоб опять что-то поналипло на свободное место, но это уже другое и это в породе человека. Надо нам это или не надо каждый решит сам. Кто-то имеет счастье уметь хлопнуть дверью и забыть за ней все, а кто-то не умеет- ему тоже надо как-то быть. Сначала это откровение ломает и такая тоска наваливается, но проходит время…и заглядывают к тебе неуверенно мысли, ну да ты такой, но ты видимо, не один, нас много и жизнь не прекратилась- нормально это или ненормально никто не разберет, такая непредсказуемая интрига жизни,пережив высочайшую трагедию в два часа, очищаем место для удивительного позитива в восприятии этого непонятного внутреннего своего мира. Вершина настоящего искусства- через трагедию вызвать всепонимающую и примиряющую улыбку… В Оливковом зале в этот вечер были три действующих лица- два гения -Достоевский-Константин Райкин и ...голый зритель…

Божена: С днем рождения АРТИСТА, РЕЖИССЕРА, ХУДРУКА И ПЕДАГОГА!!! ТВОРЧЕСТВА! ТВОРЧЕСТВА! ТВОРЧЕСТВА!

Administrator: КоммерсантЪ Сегодня исполняется 61 год художественному руководителю театра "Сатирикон" Константину Райкину Его поздравляет художественный руководитель театра "Современник" Галина Волчек: — Я очень рада, что могу поздравить Костю, которого люблю и вспоминаю как человека, проработавшего в "Современнике" много лет. Я уважаю его как профессионала, как артиста, как человека творческого. Нечасто я встречала такого фаната своей профессии, как Костя Райкин. Только он умеет так заражать своей профессией зрителей и людей, которые соприкасаются с его творчеством. Желаю тебе, Костя, оставаться до конца своих дней ненормально влюбленным в свое дело.

Casi: click here Константин Райкин: "Пусть на театр будет мода!" Леокадия Коршунова Сегодня друзья, коллеги, родственники… Да вся страна (и не только) спешат поздравить его с Днем рождения, ведь ему исполняется 61 год. Его любимые композиторы – Верди и Шуберт, писатели – Достоевский и Пушкин. Он любит пельмени с картошкой и считает, что по жизни везет тем, кто этого заслуживает… В детстве в семье Райкиных проповедовалось "незамечание" славы: "Помню, когда я был еще ребенком, папа мне рассказывал про одного замечательного артиста. Я спросил: "А кто знаменитее - он или ты?" Папа враз прервал рассказ, а до того был очень увлечен. И резко сказал: "Никогда больше таких вопросов не задавай". Я понял тогда, что подобные вопросы - пошлость". Ему передалось по наследству способность быть всегда кем-то восхищенным, способность оценить чужой талант, заразиться энергетикой и самосовершенствоваться. Всю жизнь он живет с ощущением некой двойственности по отношению к своей фамилии: "Ситуация тяжелая для душевной внутренней экологии: ребенок, занимающийся профессией успешных, если не сказать большего, родителей. Я всегда буду сыном Райкина. И умру, что бы я ни сделал в профессиональной жизни, сыном Райкина. Для большинства населения страны я - сын. Радует это? Нет… Вообще, в искусстве сравнивать нельзя. "Живущий несравним", - помните, у Мандельштама. Но есть мещанское желание сравнивать". Его театр – "Сатирикон" - называют "интеллектуальным", и несмотря на то что он и сам так считает, называние это несколько режет слух: "Я люблю театр для всех: для тех, кто понимает, и для тех, кто не понимает, тоже. Спектакль, идущий живо и мощно, способен пробить всех. Сам факт прихода в театр говорит об определенном интеллектуальном уровне. Жлобы в театр не ходят. Пусть на театр будет мода. Все равно, раз пришел, значит, не безнадежен. Если пришел еще раз - значит, зацепило. Пусть будет мода на чтение хороших книг, на хорошие спектакли и на вежливость. Мода пройдет, а привычка или потребность, хотя бы у некоторых, останется". Мысли вслух. Судьба детей знаменитых родителей – это всегда бремя, доля. И только время покажет, как ребенок распорядился своим "наследством". Константин Аркадьевич прав – современники обоих артистов обречены сравнивать. Объективно оценить успехи и одного и другого смогут оценить только зрители, спустя несколько поколений. А как считаете вы?

Administrator: Отсюда Спасибо, кэп! Памяти Сергея Курехина 9 июля 2011 года исполняется 15 лет со дня смерти Сергея Курехина – выдающегося музыканта, признанного новатора и неподражаемого мистификатора. Он был одной из ярчайших фигур советского андеграунда 1980-х. В официальной прессе его называли "хулиганом-гением"; друзья и коллеги величали Капитаном. .......... Константин Райкин: Курехина я узнал после скандально известного эфира "Ленин-гриб". Потом с тех пор я стал его ловить на экране, что-то про него пытаться узнать. Он был человеком обаятельным. Я с удивлением узнал, что он композитор. И с грустью подумал о том, что так много про него не знал. Я потом пару раз его увидел в Доме Искусств в Петербурге. Он для меня один из людей, с которыми у меня связано ощущение новой эпохи в нашей жизни, перелом в сознании. Он не просто эпатировал, он делал это талантливо. Если даже вспомнить тот эфир с Шолоховым: ведь как здорово, что можно посмеяться над тем, что нам кажется незыблемым. Вот это поразительно, в этом и есть ощущение воздуха свободы. Тогда это воспринималось так. И этот воздух свободы был связан с Курехиным.

lenа: Administrator пишет: после скандально известного эфира "Ленин-гриб Я тоже помню про гриб. Это было настолько не по-советски, люди проржали буквально весь эир, говорили какую-то чушь про то, что Ленин - гриб. Помню мама моя тогда подумала, что больше Шолохова и Курехина мы на экране не увидим. но слава Богу, это было не так. Гениальныи был человек.



полная версия страницы