Форум » Архив форума » ЧАЙКА. ЧАСТЬ 3 » Ответить

ЧАЙКА. ЧАСТЬ 3

Administrator: Материалы на сайте ЧАЙКА. Спектакль Юрия Бутусова Материалы на форуме: ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Administrator: Forbes Афиша на неделю. 6—12 февраля Самые интересные события недели по мнению Forbes Театр. «Чайка» 11, 12 февраля Спектакль про то, как хорошо, что вы мечтали стать актером, но стали, допустим, офисным работником Юрий Бутусов, весьма преуспевающий режиссер, востребованный московскими театрами и только что получивший в управление свой в Петербурге, очевидно, не понаслышке знаком с состоянием «гирька до полу дошла» (чему успех отнюдь не помеха, а даже скорее катализатор). Потому что спектакль именно о нем. Знаменитые слова об актерской участи «неси свой крест и веруй» здесь обретают тошнотворную реальность дешевой крестообразной дряни, опутанной иллюминацией. Здесь раскаленный монолог срывается в истерику, а истерика — в пародию на самое себя. Все невсерьез, но только не для тех, кто уже на крючке. Поэтому герои «входят» в реальность, очерченную черным квадратом, как место преступления — полицейской лентой, и выходят, чтобы смешаться с монтировщиками и рабочими и наблюдать за «коллегами» со стороны. Как-то с самого начала становится совершенно ясно, что это очень личный спектакль. При этом счастливо лишенный обычных пороков подобных «выстраданных высказываний» — вяловатости и исповедальной бесформенности. От него бьет током. Многоопытный режиссер демонстрирует напор фантазии, достойный отчаянного одаренного юнца, которому впервые дали порулить большой сценой, и неизвестно, дадут ли еще. Спектакль идет почти четыре часа, но вряд ли вы это почувствуете: утянет потоком. И отпустит, только когда несчастная поломанная кукла Нина Заречная заведет свой монолог про жизнь в искусстве. Юрий Бутусов много работал для МХТ, а стало быть, часто видел километровые очереди детей, рвущихся в Школу-студию. Он знает, кому прописан его спектакль в первую очередь. Юлия Яковлева

Administrator: Отсюда «Сатирикон» всегда пользовался успехом у зрителей. Но «Чайка» — случай беспрецедентный. Кто-то приходит во второй, кто-то в третий раз, кто-то сбился со счета. Таких фанатов около четверти аудитории. Многие приходят с друзьями и, оторвав взгляд от сцены (спектакль они уже знают наизусть), изучают реакцию спутников. Бывает, что человек, не приняв спектакль, возвращается еще раз, чтобы попытаться понять, что же так вдохновляет его знакомого. Состав зала текучий. В спектакле четыре акта, в театре предстоит провести почти пять часов. Многие не досиживают до конца. Кто-то караулит ушедших, чтобы попасть в зал в антракте. Кто-то сбегает с первого действия, не выдержав экспериментов Бутусова. Убегающих можно понять: здесь нет и попытки воссоздать чеховскую эстетику, даже сильно преображенную современностью. «Чайка» Бутусова никак не может оформиться в цельную эстетическую систему. Одни и те же сцены проигрываются по три-четыре раза. Трактовка эпизода и его исполнители при этом меняются. Сначала кажется, что перед нами просто набор маленьких моноспектаклей со своим стилем и настроением. Сорин — персонаж лирической драмы, без возраста, в белой рубахе, под зонтиком с нахлобученной на него бутылкой минералки; он обнаруживает старость как бы вне самого себя и беспомощно удивляется ей. Шамраев — буффон, балаганный шут в тряпье, с красным лицом, его патетическое горе («Пала сцена! Прежде были дубы, теперь остались одни только пни!») окружающие поднимают на смех, как будто оно из совершенно другой, примитивной пьесы. И т. д. и т. п. Потом частные истории приходят к общему знаменателю. Финальная сцена Треплева и Нины сыграна тихо, но эстетически она заглушает бурный шабаш предыдущих эпизодов. Девушка, без сил болтающаяся на веревочных качелях в финале, вроде и Заречная (сцену с Костей играет другая актриса), но скорее мировая душа из треплевской пьесы, в которой «все жизни, все жизни». Это фигура, в которой сошлись трагические линии героев спектакля. Сам режиссер несколько раз пускается в пляс прямо на подмостках, обнажая истоки спектакля — африканские ритмы, дикарские танцы. Импровизация, принципиальная для негритянской музыки, — та стихия, в которой существует спектакль Бутусова и особенно его собственная партия. Страсть зрителей к «Чайке» сродни той, которой живут меломаны. Если в сети «Вконтакте» набрать в поиске по аудиозаписям «чайка бутусов», сайт стабильно выдает чуть ли не весь саундтрек спектакля. И, скорее всего, для многих в пятый раз пойти на «Чайку» — все равно что станцевать вместе с Бутусовым на пепелище театра Константина Треплева. — А. Х.

Administrator: От зрителя Понять что произошло удалось через неделю после спектакля.Ощущение было что перевернули вытрясли и выбросили душу, как старый ковер. Неизгладимое впечатление. Каждый раз когда рассказываю о спектакле переполняют эмоции. Очень разные эмоции. Такое ощущение что 3 часа спектакля меня тресли за плечи и кричали на ухо: Проснись, очнись... Не могу сказать что это приятно, не могу сказать что что это наполнило меня новыми смыслами. Это скорей шокирующе и уж точно равнодушным остаться нельзя. Наверно это как первый раз прыгнуть в прорубь. Не дай бог повторить но очень хочется пойти еще раз.


Administrator: От зрителя - одной фразой Чайка Бутусова, вы чудовищны! чудовищно прекрасны.

Administrator: От зрителя бутусовская чайка Вчера по приглашению (ибо за свои деньги в театр меня не затащишь) были в "Сатириконе" на бутусовской "Чайке". Классическое произведение я увы не смотрел, так же как и не читал. Да, тёмная я личность, но это упущение я исправлю, уверяю вас. Теперь мне хочется докопаться до истины. Спектакль мне напомнил сюрреалистические картины. Я ничего не понял, надрыв актеров, вопли, дикие пляски и было великое желание перекреститься, закрыть глаза и уши, чтобы не видеть всего этого. Где-то уже под конец первого действия я начал входить во вкус, адаптируясь к происходящему. Доктор Дорн и ещё две дамы висели на канатах, напоминая мне висельников. Сцена с пожаром, потом из зрительного зала вылетает сам Бутусов и рвёт бумажную декорацию, оставляя лишь деревянный остов. А под конец девушка с аккордеоном начинает танцевать под эту музыку по ссылке индийский танец, подражая движениям механической куклы. Это было шикарно. Становилось всё больше и больше пляшущих, именно пляшущих, как сумасшедших. Дергающиеся тела отошли на второй план, на первом плане сам режиссер зашёлся в дикой пляске. В джинсах и черном свитере. Антракт. Перекусили колбасой. Удалось уговорить Ивана остаться на второе действие. Ощутил объемность мышления режиссера, он словно проникал в подсознание своих персонажей, давал видеть их мысли. Страхи выползли на сцену в омерзительной форме смерти с чемоданами, сумасшедшей, руки которой были по локоть в крови и наконец самое отвратительное. Некое жуткое существо с оскаленной сине-зелёной мордой и инвалидной коляске достает топор и отрубает себе ногу! Всё исчезает и появляется вновь, окружая потусторонними существами Тригорина. Мне действительно страшно, я впечатлен. Мне казалось что спектакль мне не понравился и только дома до меня дошло осознание и сожаление что не остались на последние два действия. В общем, я бы пошёл второй раз на спектакль.

Ирината: Чайка. 20.01.13 Показалось или так и есть: спектакль изменился. Я его (так получилось) довольно давно не видела, так что глаза от «замыливания» промылись… Или он изменился вот так сразу – рывком, потому что… Ну, во-первых, Осипов/Дорн снова в строю. Еще немного бережет травмированную ногу – но это замечают только те, кто знает ситуацию и переживает за артиста. При том, что Добронравов/Дорн был чертовски хорош… но это был «чужой» Дорн в спектакле, который кажется впервые смотрящим его разболтанным… а на самом деле – каждая его часть посажена на суперцемент, так, что выломать-заменить практически невозможно. Вот теперь (с дорновской позиции) всё встало на место. До мелочей. И слава Богу! Во-вторых – вчера с травмой руки играл Кузнецов/Шамраев и Медведенко. Иногда – берёгся. Иногда забывал. А иногда и уберечься не было возможности. В-третьих же… Наверное, это основное: спектакль игрался тогда, когда не прошло еще сорока дней с внезапной смерти Ангелины Варгановой (рассказали, что в субботу Бутусов, остановив общие аплодисменты зала, попросил вспомнить актрису минутой молчания). Эта безвременная и, в общем-то, нелепая смерть хорошей актрисы как бы фоном вписалась в действие спектакля… Ведь он о том, что Театр, волшебное место, без которого НЕЛЬЗЯ, как некий Молох, перемалывает, ломает судьбы, может искалечить и даже убить… А теперь и печальная реальность Сатирикона, как подтверждение этого, фоном вплелась в вымышленное действие. Очень изменился Тригорин/Суханов. Не смогу сформулировать, в чем конкретно произошли изменения… но он теперь другой. И однозначно более эмоционально-сильный. Я, хоть и сидела в 1 ряду, зал чувствовала спиной и слышала, как он там, позади, живёт и дышит… И только на монологе Тригорина во 2-м действие всё затихло совершенно и полностью, и только потом был единый выдох и – аплодисменты. Как же четко сыграно и Сухановым и его партнершей (Нина/Стеклова). А какие потрясающие паузы!!! …А как Шамраев вытряхивает из кармана «черный снег» и прочее бесценное барахло, чтобы достать с самого дна бумажку-шпаргалку с текстом пьесы (про хомуты) и попытаться вписаться с ним в общий ансамбль!.. Не удалось – ну, так сценический костюм долой: «ищите себе нового управляющего». И – посмотрев в черноту неизвестности, буквально в балетном прыжке сиганул в зал. «Выгнать бы его» (то есть – выгнать бы этого бездарного актера), - говорит Дорн. Но не выгонят: кто-то должен в театре и Трезора играть, и «просо сторожить»… Кстати, вчера была забавная, уже почти закулисная шутка-импровизация Большова/Сорина, обсуждающего Шамраева: «Видели бы вы его жену!» А Нина, говоря об Аркадиной, все время показывала ее жестом заламывания рук (совершенно не шутя - скорее, восторгаясь). И еще одна шутка-импровизация была у Суханова/Тригорина: после того, как сгорел маленький театрик, он стоит на пепелище рядом с Райкиной/Аркадиной, прижимая ее к себе… и тут же переводит изучающее-похотливый взгляд на Спивак/Машу… а уж как подробно ее длиннющие ноги в разрезе платья осмотрел! И оценил. Да, и еще одно: Трибунцев/Треплев, сжигая театр, обычно выплескивал жидкость из таза на декорацию. Вчера же он вылил ее – на себя. И сделал это с таким видом, словно собрался совершить самосожжение. Ну, а я, оказавшись на «литерном» месте в 1 ряду, на сцену лезть отказалась. Ибо, даже с помощью, не одолеть мне высоты подмостков. Да и как бы я там смотрелась? Для «своих в зале» - смешно. Для чужих – как неуклюжая подсадка. Зато я посидела рядом с Дорном, подержала его за прохладную руку. Вот это – приятно! Как приятно и то, что в одном зале со мной вчера смотрел спектакль Олег Ягодин – потрясающий актер потрясающего Коляда-театра (как раз накануне любовалась им в «Маскараде»).

Innamorata: Чайка. 19 января 2013 А субботний спектакль тоже был богат на изменения! Первый в Новом году, сыгранный в Светлый праздник Крещения. И побывала я как будто бы в церкви: деревянные кресты на сцене, исповеди измученных людей и несоразмерное собственной значимости чувство очищения и Свет внутри себя. Более того, произошел и священный акт окропления «святой» водой наш первый ряд… Ну чем не храм? Обычно я всегда очень недовольна идеей 3х антрактов и хочу, чтобы их было максимум 2, а субботняя «Чайка» была настолько цельно схваченной - ЕДИНОЙ, что все 4 акта слились для меня в один. Я уже плохо помню, выходили ли мы в антрактах из зала. Я помню только действие, сцену и больше ничего. В первую очередь хочу с радостью отметить возвращение в строй Артема Осипова! А еще больше рада этому событию моя спутница Lyra. Теперь все хорошо и больше не мелькает в сознании «А справится ли?» перед каждым Дорновским появлением на сцене. Добронравов справлялся, конечно, но в истории с Осиповым мы никогда себе этот вопрос не задаем, потому что знаем… Среди «нового» и совсем нежадного была импровизация Тригорина на тему «нижнего ДО», ну, вот захотел он продемонстрировать нам, как это могло бы быть и пропел парочку низких нот. Вообще, как совершенно верно заметила Ирината, Тригорин изменился. И был еще прекраснее обычного! На его монологе - который так не хотелось, чтобы наступал, потому что был обречен когда-нибудь закончится - мы сидели в полнейшей фрустрации. И даже сейчас… вроде и хочется написать, не столько напоказ и для публики, сколько даже – для себя, КАК это было сыграно, а не получается… потому что после вчерашнего спектакля мы вышли из театра и не стали нырять в ново-открывшийся вестибюль «Марьиной рощи», а пошли старой, привычной дорогой, никем не обгоняемые и никем не преследуемые, и не могли ничего из себя вытянуть. Ни одного восхваляющего эпитета, а только какое-то звериноподобное одобрительное мычание. НАСТОЛЬКО ЭТО БЫЛО КРУТО!!! Нине на этот раз преподнесли в качестве подарка тяжеленную греческую амфору, которую она водрузила на плечо и с многозначительным заявлением: «Если бы вы знали, как мне ТЯЖЕЛО… уезжать!» заковыляла к выходу. Шамраев, видать, настолько был обескуражен заявлением Аркадиной об отъезде, что в порыве эмоций, не смог с ними справиться и запутался в собственных штанах, которые напрочь отказывались сниматься. Антон не выходил из образа и еще больше переживал и, что называется, окончательно психанув, понесся прочь со сцены, волоча за собой шлейф из «неотпускавших его» штанов. «Чайка» толкает на действия, и слова Нины о скучном, никчемном существовании воспринимаются на свой счет, ровно так же, как и слова о призвании, которое помогает жить. Весь вчерашний спектакль я пропустила через себя, на все смотрела сквозь свою собственную призму и … это было очень тяжело. Друзья и знакомые меня часто спрашивают: «Зачем? Опять? Неужели тебе нравится себя мучать каждый раз?» Не назвала бы это мучением, это своеобразный добровольный шаг навстречу себе, своим страхам и предрассудкам. А если опустить всё это психологическое воздействие, то останется просто гениально поставленный спектакль с командой блестящих актеров во главе с режиссером-волшебником. Разве этого мало? Этим я не хочу никогда убеждать и объяснять свою привязанность к «Чайке», как говорится, «жребий брошен, решено…» В третьем антракте была разорвана афиша «Тополей и ветра», я очень, очень-очень-очень надеюсь, что это ничего не значит… В разряд любимых теперь у меня входит сцена с «чоканьем» Нины и Кости во втором акте. Переломный момент, когда Треплев понимает, что его Заречная больше не его «Заречная». Он нутром чувствует, что она его покинет и сохраняет, как вещественное доказательство былой любви, её звенящий в темноте зала волосок. Тимофей был настолько переживающим Костино горе, что не смог завершить «Эллегию», недоговорив последнюю строчку, хоть мы и открыли по инерции два своих суфлирующих рта. А, может, так и надо, оборвать все и уйти за сцену? Марина Дровосекова была неподрожаема. Прочитав недавние споры о том, муза ли она, я посмотрела на неё просто как на Девушку. Одинокую девушку, которая, возможно – нафантазировала все это в своей голове: что её окружают разные люди, страдающие, любящие, а она, лишенная этого, вынуждена просто либо пускаться в отчаянную пляску, либо молча сидеть и наблюдать за своими выдуманными друзьями. Мы часто фантазируем, мечтаем, прорисовываем в своем воображении контуры желаемых быть увиденными картинок. Мы – зрители, мы – девушки в ярких платьях, которые вольны придумывать и проживать все так, как захочется нам. Как обычно, все те мысли, которые носятся стаями в голове в нужный момент на бумагу не ложатся. И сколько было в моих отзывах повторений одного и того же, одного и того же. Но еще не было у меня ни одной «Чайки», после которой хотелось бы промолчать. А это – самое главное! И еще, одно Главное - СПАСИБО!

Administrator: Еще один материал из Новосибирска К нам прилетает «Чайка» Автор: АННА ОГОРОДНИКОВА Одним из событий в афише фестиваля «Новосибирские сезоны», которое наверняка заинтересует театралов, можно считать «Чайку» в версии театра «Сатирикон». Ее постановка прошла на сцене Новосибирского академического молодежного театра «Глобус». Свою версию бессмертной «Чайки» в первых числах ноября решил показать зрителям российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина. Кстати, его художественным руководителем сейчас является народный артист России и лауреат Государственных премий России Константин Райкин. За создание этого спектакля режиссер Юрий Бутусов получил в этом году «Золотую маску». Сказать что-то новое по поводу культового чеховского текста — задача на первый взгляд невыполнимая, однако Бутусов с ней справился. Как отмечено в официальном релизе, «Бутусов ставит «Чайку», уставшую от интерпретаций, растасканную на цитаты и обросшую штампами. Его спектакль — о том, что пьесу ставить больше нельзя и в то же время невозможно не ставить. Этот опыт в «Сатириконе» похож на какой-то безудержный, безбашенный джем-сейшн, который нет сил прервать, потому что ничего подобного его исполнители до сих пор не испытывали». И это звучит многообещающе, особенно учитывая актерский состав и традиции театра. Ирину Николаевну Аркадину исполнят Полина Райкина и Лика Нифонтова — эволюция героини на разных этапах будет наглядно воплощена усилиями сразу двух актрис. Треплева же и вовсе сыграют четыре актера: Тимофей Трибунцев, Антон Кузнецов, Денис Суханов, Артем Осипов. В роли Сорина выступит Владимир Большов. Наконец, для раскрытия образа Нины Заречной по режиссерской логике понадобилось три актрисы, ими стали Агриппина Стеклова, Марьяна Спивак и Лика Нифонтова. И так далее… Разгадывать режиссерский ребус и следить за хитросплетением ролей гораздо интереснее будет из зрительного зала. «Смысл жизни для людей, населяющих вымышленный мир Чехова, — театр, который больше самой жизни, больше любви и замещает все, принося боль, одиночество, уничтожая и калеча души. Люди, отдающие себя на службу театральному чудовищу, часто бывают несчастны, может быть, даже слишком часто и незаслуженно, но, вероятно, они знают что-то, чего не знает никто. Хотя, возможно, это и не так», — говорит о своем понимании чеховской «Чайки» Юрий Бутусов. Столичная пресса говорит о спектакле взахлеб, то сравнивая его с «бурной рекой, взломавшей лед», то величая «гипервысказыванием, охватывающим все, что может быть сказано о себе и о мире». При этом самым сильным и эффектным ходом этой «Чайки» критики склонны считать присутствие на сцене самого Бутусова, который, по сути, ставит спектакль о самом себе. Итак, автор пишет пьесу о себе, театр тоже больше всего интересуется театром, как и каждый из нас — собой любимым. Пожалуй, театралам и впрямь не стоит пропускать столь любопытное и многообещающее зрелище. Фестиваль, затеянный специально к 75-летию Новосибирской области, организован Новосибирским академическим молодежным театром «Глобус» при поддержке областного правительства и министерства культуры, а также совместно с Национальной театральной премией и фестивалем «Золотая маска». Генеральным партнером проекта фестиваля «Золотая маска» выступил Фонд Михаила Прохорова. Кроме залетной «Чайки», в рамках «Новосибирских сезонов» зрители смогут посмотреть еще два спектакля. Это классическая комедия А. Островского «Таланты и поклонники» в постановке режиссера Миндаугаса Карбаускиса (Московский академический театр им. Вл. Маяковского), а также хореографический спектакль режиссера Анжелики Холиной по мотивам романа Л. Толстого «Анна Каренина» (Государственный академический театр им. Евгения Вахтангова).

Elena: "ЧАЙКА", 19 января Добралась-таки до "Сатирикона". Большой перерыв у меня получился, но ощущение таково, что его и не было. И кто же мог предположить, что новый год начнется с такого несчастья. Выражаю самые искренние соболезнования в связи с этой тяжелейшей утратой. Неистовые крики чаек - это новшество или я не слышала их раньше? Они настолько взбудоражили меня, особенно в эпизоде, когда Марина выносит чучело и ставит его на пустой, чистый стол, а все стоящие вокруг отворачиваются, - как же к месту эти отчаянные крики! Сцена, в которой вся компания после премьеры зовет Костю, - и вот это уже и не люди, а стая беспокойных птиц, кружащая над озером. Стая, в которой нет и не может быть места самому Треплеву. И на этот раз сильнейшая игра в лото. Если раньше "партия" была прерогативой исключительно Тригорина, то сейчас ею удостоены все игроки, одновременно падающие лицом "ниц". И смотрите-ка, справа, окаймленный деревянной рамой, во весь рост снова одинокий Треплев; он - изгой и в этой "игре", и в этом обществе. А рама-то - не что иное, как одна из его собственных, придуманных "новых форм", разбивающихся вдребезги и уничтожающих его самого. Я не читала интервью Трибунцева, но все же отлично понимаю его касательно приоритета трагедии безответной любви. Ведь Треплев, как и Маша, и Нина, - это персонажи, исповедующие подлинную любовь. Нина находит свое спасение в своем призвании; Костя же обезглавлен уже в начале своего пути, как личного, так и творческого. Ключевая, беспощадная, на мой взгляд, сцена сожжения театра, - конечно, уничтожение зародившегося, желанного ребенка, уничтожение мечты! Что может быть чудовищнее для творческого, ищущего человека! Впервые заметила, как в этот момент плачет Маша, - что ж, это совсем не удивительно. Что же касается самого Трибунцева, - то он меня потряс. Экспрессии было вроде бы меньше, но от этого не убавилось его глубины, не пострадала выразительность. Отмечу его проход с финальным рассказом истории Нины - вот после такого признания и поверишь безоговорочно в треплевскую любовь, единственную, что смогла его погубить. Начитавшись ваших мнений, ожидала встретить Добронравова. Видела его в одном известном спектакле, - актер замечательный. Что ж, не судьба. Но в то же время порадовалась выздоровлению Артема; да и доктор на высоте, как всегда. Мудрый, понимающий Дорн - ведь это он указывает Косте на необходимость иметь цель и следовать ей; он имеет смелость объяснить ему, что бесцельный талант ни к чему не приведет. Вот такая наставляющая философия вкупе с упоительным пением и зажигательным танцем - изумительно! И, конечно, объяснение с Шамраевой: чисто по-человечески он не хочет ранить ее, и в то же время в глубине души понимает, что это невозможно. У всех у нас есть любимые исполнители, может быть, те, из-за кого мы готовы смотреть "Чайку" снова и снова. Для меня это Денис и Марьяна. Марьяна. Дорогая, любимая, невероятная Марьяна, как же я рада тебя видеть! Не хочу умалять достоинства других актрис, но для меня Марьяна - Королева! Вне всяких сомнений, мощнейший, интереснейший рост, взлет - как хотите. Я сегодня особенно отчетливо увидела у нее тонкие переходы из фарса в драму, из комедии - в глубочайшие разрывающие переживания. Безусловно, Маша не станет выть белугой по Косте, - она просто последует за ним; я прочитала это в ней еще на первом прогоне. Ну и совершенно обалденно была сыграна Нина в четвертом акте, - уничтоженная, растерзанная, умалишенная, загнанная в угол в противовес детской, чистой, просветленной Заречной-Стекловой все в том же четвером акте. Да что там, разревелась от обоих. Отношения Тригорина и Нины почему-то напомнили историю любви Амедео Модильяни и Жанны Эбютерн. Она - его единственная Муза, он - ее нескончаемая боль. Непризнанный при жизни художник и девочка-женщина, ставшая его тенью, и пережившая его всего на один день. Что сближает эти две любовные драмы? Конечно, творчество, - его муки и его вдохновение, черпаемое в любимых людях. Конечно, жертвенность, присущая самозабвенно любящим женщинам. Бог с ним, с Паратовым, - но как быть со священником? Я о герое Золя в "Проступке аббата Муре", который полностью повторяет тригоринскую историю. А если точнее, самую обыкновенную историю измены, коих великое множество. И автор прямо называет его поступок низким, нисколько не оправдывая "муками веры, совести, отступничества". Почему? Да потому что так, по большому счету, оно и есть. И ничего "прекрасного" я в этом не вижу. Я также не знакома с интервью Суханова, но позволю с ним не согласиться. В том-то все и дело, что не становится Треплев в итоге "писателем"! И самое страшное то, что сам Треплев это ясно осознает. В этом, отчасти, приближение его конца. Что же касается "воспитания" Нины как "актрисы", то это уже смахивает на хладнокровный и методичный расчет с не вполне понятной целью. В одной из финальных сцен "невинный мальчик" ждет свою Джульетту, а получает вместо нее невесть кого? И кто же виноват в этой подмене? Нет, друзья, Нина станет АКТРИСОЙ не благодаря встрече с Тригориным, а вопреки ей. С другой стороны, если отнять у Тригорина это дьявольское, порочное, страстное желание - что же останется от него? То-то и оно. Одиночество. В последнее время я наблюдаю его все чаще. Почему все герои глубоко одиноки? Потому что, вступая в диалог, они не в состоянии поддержать его. Каждый чувствует и страдает исключительно от собственной боли, слышит только себя, невольно делая несчастным ближнего. Абсолютно точно - жизненный круг замкнулся, и философия обреченного круговорота оказалась, конечно, сугубо пессимистической. Я сегодня не кричала "Браво", - не потому, что мне что-то не понравилось. Просто у меня совсем не осталось сил...

Божена: "Нет, филосов, я тебе возражаю"...))) Elena пишет: Нина станет АКТРИСОЙ не благодаря встрече с Тригориным, а вопреки ей. Благодаря этой встрече! Потому что играть можно, только черпая из себя. А что у нее до встречи с Тригориным было? "Проснешься утром и запоешь"... Это прекрасно. Это счастье. И Нина, наверное, из НЕ большинства людей, которые знают, что счастье - это совсем не обязательно "моменты"; что оно бывает долго, каждое утро, каждый день; оно наполняет всю жизнь. Но только счастьем роль, сцену, зрительный зал, Вселенную не наполнишь! В основе каждой истории, произведения искусства лежит конфликт, драматическая ситуация (простите мне усмешку) по тому же Польти... И никуда от этого не деться. А если в жизни счастье-счастье-счастье, на какие воспоминания опираться, как понимать страдающих героев, как докапываться до сокральных причин их страданий? Играешь-то (и пишешь) собой! Elena пишет: если отнять у Тригорина это дьявольское, порочное, страстное желание - что же останется от него? Останется у него, останется. И не только профессионализм, ремесло... Он человек умный, тонкий, знающих,умеющий, ухватывающий суть. И он в свое время, как Икар, летел к Солнцу. Но Солнышко, слава его не сожгли дотла - а прижгли крылышки. И он предпочел - осознанно или "так получилось, так смоглось" - светило поменьше, поближе к земле, к ее удобствам (может, Луну, о которой в связи с его профессионализмом вскользь упоминает Костя!) И Костя его профессионализму завидует! и не зря! этот профессионализм, свободное владение своим делом дорогого стоит! Да. морали у Тригорина "удобные и маленькие". Да, он разбрасывается. Но от этого он не перестает быть человеком искусства, "проводником", творческой личностью! Он не мелкий бес Он, конечно, не Золя, не Тургенев, не Толстой. Но в мире должно быть много искусства! Потому что много людей! Для того, чтобы если и "не на века", то сейчас каждый в чем-то нашел свое утешение. И "утешение от Тригорина" - оно тоже кому-то нужно. Надеюсь, я не впала в моралитэ а-ля "есть два мнения: одно мое, другое не правильное". Если впала все-таки, прошу простить.

Administrator: От зрителя Добро пожаловать в творческую мастерскую или как это видит режиссер. (ищем "новые формы") До этого смотрела в Сатириконе Король Лир и Ричард III, мне просто безумно понравилось и я решила, что у нас с Юрием Бутусовым совпадает виденье мира. Оказалось, что «Чайка» - особый случай. Т.е. я читала весьма полярные отзывы о постановке, была морально готова к чему–то «эдакому». Специально незадолго до похода в театр освежила оригинал Чехова. Могу сказать, что произведение дано слово в слово, но прием с повторами сцен разными артистами и/или с разными интонациями, к концу спектакля всё чаще используемый, немного утомляет. Хорошо, что я заранее узнала подробности нелегкой судьбы Валентины Караваевой (её памяти посвящена постановка), это многое проясняет. Как будто оказываешься на месте режиссера, который выбирает, кому из актеров отдать роль и какое прочтение (шептать или кричать в каждом конкретном случае) предпочтительнее. Да еще эта работа условного режиссера перемешивается с его грезами и кошмарами (например, такой элемент декораций - по бокам главной сцены 2 гримерных столика с зажженными лампами, а над ними – ряд уродливых пластиковых пупсов), резкие спецэффекты, звуки. Про впечатление зрителей: после первого действия дама из соседнего ряда пошла скандалить с руководством театра с намерением отсудить деньги за билет на постановку «в которой показывают бред» (интересно, как она ведет себя в кино на неинтересном фильме?)). В целом – очень мало людей действительно ушли (хотя были и такие), а в конце зал устроил продолжительную овацию стоя. Мои впечатления где-то посередине. В принципе, такое весёлое безумие, и некоторые художественные приемы заставляли смотреть, затаив дыхание. Но, с другой стороны, 3,5 часа показалось затянутым, как и некоторые из повторов одной и той же сцены. Очень зажигателен Юрий Бутусов на сцене, как всегда хорош Денис Суханов и прекрасен в главной роли Тимофей Трибунцев, некое альтер-эго режиссера. Рекомендую, если хотите погрузиться в творческую атмосферу Бутусова еще глубже, но для первого знакомства с ним или Сатирикона лучше выбрать другой его спектакль.

Administrator: От зрителя "Чайка" 21 января 2013 Роскошный был спектакль с расхристанными (в хорошем смысле слова) актёрами и режиссёром, который в антрактах собирал по сцене мелкие бумажки и крошки пенопласта, что-то нашёптывая (должно быть, колдовал). Вроде бы без особой собранности - но всё им удавалось... При том, что все эмоции - напоказ, резкие, яркие, плохо контролируемые. Вернулся Дорн - Артём Осипов, и пожалуй, никогда ещё Дорн так сильно не любил своих непутёвых сотоварищей! И никогда ещё его душа так сильно не болела от невозможности помочь им (привычного чувства честного врача): "Ну что я могу сделать... дитя... моё!" И спектакль вновь обрёл максимальную наполненность и красоту. Неожиданная дополнительная радость (не могу не написать) - актёры Коляда-театра, не занятые в его вечернем спектакле, среди зрителей. Олег Ягодин. Прямо на днях - Борис Годунов и Арбенин, уже сегодня - Лопахин. Суперактёр, из списка любимых - наряду с самыми-самыми. Радостно взяла у него автограф и очень надеюсь, что наша "Чайка" произвела на него должное впечатление.

Administrator: От зрителя 5-часовой мейнстримовский шедевр с гротескными отступлениями и молниеносными пафосными противоходами большой драмы.

Administrator: От зрителя Заходя в зал еще за 15 минут до звонка, ты уже приятно удивлен: на сцене художник над совей картиной- сам Бутусов сидит и наблюдает, как актеры готовят сцену. На краях ее старые зеркала, в которых отражается зал на протяжении всего спектакля, и твой взгляд ,не смотря ни ка что ,все равно порой падает на это зеркало и зрительный зал становиться очень важной декорацией. Спектакль начался, и ты уже не можешь оторвать глаз от сцены. Потрясающая подборка музыки, оригинальные декорации ,хорошая игра актеров и самые простые костюмы: все это погружает тебя на 4 часа в мир Чеховских героев. Бутусов сделал постановку про чудовище по имени Театр, и он сам, как соучастник кричит об этом со сцены. Одни и те же сцены в спектакле повторяются несколько раз с разными акцентами и разными актерами. Мне показалось, что именно это разнопрочтение одного и того же текста делает «Чайку» Бутусова такой близкой и понятной каждому. В этом спектакле ,действительно, хочется раствориться на все 4 часа – это ,я считаю, первый признак хорошей постановки .

Administrator: Отсюда "Чайка", "Сатирикон" - Про что. Не про Чехова будет. Он предлог и так, сбоку припека. 50-летний Юрий Бутусов с подростковым азартом, но со всем своим недюжиным опытом и редким театральным чутьем, со всем размахом поставил спектакль про театр, который умирает каждый вечер, про актеров, которые ради 15 минут славы будут гробить свои жизни, потому что они такие, непохожие на обычных людей и знают что-то, чего не знаем мы. Зачем смотреть. Если смотреть спектакль не про Треплева и Нину, не про таланты и новые формы, а именно про театр, про его драмы и нечанные попадания в вечность - то можно получить колоссальное удовольствие. Потому что эта "Чайка" фантастически придумана, весело разыграна, она такая, которой еще не было. Если вас не смущают 5 часов, которые придется провести в театре (но во время 3-х антрактов можно съесть в буфете вкуснейшие кольца с творогом) и если вам не чужды новые формы, идите в "Сатирикон".

Administrator: Коротко - твиттеры http://twitter.com/komkoff/statuses/300685772133117952 "Чайка" в Сатириконе-браво,браво и тысячу раз браво! 20 мин зал аплодировал стоя,и это еще пожадничали) http://twitter.com/spunkpansom/statuses/300688928170708993 4хчасовая Чайка в сатириконе - это вынос мозга! хочу на классическую постановку! http://twitter.com/shura_meshura/statuses/300701279569715200 Кричала "БРАВО!" и хлопала стоя в Сатириконе. Это лучшее, лучшее, что я видела в своей жизни!!!!

Administrator: От зрителя ...На спектакль я пригласила свою маму, предупредив заранее о том, что постановка далека от классической. Но нам обеим было интересно составить свое мнение о спектакле со столь противоречивыми отзывами. 4 с лишним часа, которые шло представление, пролетели совершенно незаметно. Вышли мы из театра с чувством, что не впустую провели этот вечер. Мы пережили что-то новое, остановились в той суете, которая захватывает ежедневно и посмотрели внутрь себя. Глубина спектакля, великолепная игра актеров, потрясающая, смелая, "вне рамок" работа режиссера - все это не может оставить равнодушным. На этот спектакль надо идти как "чистый лист", без набросков своих ожиданий, и позволить режиссеру и актерам творить по их усмотрению. А после спектакля ощутить, что внутри Вас создано великолепное произведение, причем у каждого оно будет иметь свои оттенки.

Administrator: В какой театр ходят звёзды Алексей Девотченко, актер МХТ им. Чехова : «Бутусовская „Чайка“. Считаю, что это блестящая работа, несмотря на хулиганскую форму. За этой формой стоит колоссальнейшая боль. Только боль может двигать театром». Никита Ефремов, актер театра «Современник»: «Считаю обязательной к просмотру бутусовскую „Чайку“ в Сатириконе. Это абсолютно гениально». Анна Чиповская, актриса Театра-студии Олега Табакова: «В театр редко хожу, наверное, его и так много в моей жизни. Чаще всего бываю на спектаклях, если друзья зовут. Последнее яркое впечатление — бутусовская «Чайка».

Elena: Марин, помнишь, как ты не соглашалась с Леной и даже была готова к шквалу гнилых помидоров в свой адрес, но при этом остаться при своем? Вот что-то типа того от меня . Совершенно верно - играть можно, черпая из себя... и не только. Черпать актер может из своего таланта, одаренности, способностей, - если он таковыми обладает. Совсем не обязательно быть стариком, чтобы его изобразить, иметь детей, чтобы сыграть мать, пережить жесточайшую трагедию, дабы затем перенести ее на сцену или экран. Играть себя - значит добиться внутренней свободы, и это вовсе не означает, что только много переживший, значительный человек на сцене значителен, и что богатство образов прямо пропорционально богатству личности исполнителя. Больше скажу, такое пустое возвеличивание актера - медвежья услуга для него, ибо отрицает сам феномен творения в его искусстве, и прежде всего оригинальности. Что же касается участия личности, ее непосредственного вклада в создание той или иной роли, то до поры до времени актер может просто не знать себя, и его личность формируется в самопознании, опять же через творчество, и уже не может быть изолирована от этого процесса существования в искусстве. Играть себя может и начинающий актер и именитый мастер. Но у новичка за плечами только он сам; за плечами мастера - различные образы созданной им реальности. Вот и все. С другой стороны, чтобы вжиться в роль и прочувствовать ее, конечно, полезно наблюдать со стороны интересующие тебя детали. Быть может, отчасти и в этом блестящий успех нашей бравой троицы в Тополях и легендарной сухановской старухи. Что же касается Нины, то она оказалась очень сильной и целеустремленной, в отличие от того же Треплева. Она всегда понимала творчество как высокое служение людям. Сначала это были наивные мечты о шумной славе, озвученные любимому Тригорину, затем она сполна познала прозу жизни провинциальной актрисы. И я сомневаюсь, что обман и вероломство ее кумира было воспринято ею как толчок к будущей профессии и уж тем более как счастье. Я уже не говорю про смерть ребенка и возможную реакцию на это того же Тригорина. То есть чисто по-женски, в личном плане Нина перенесла не один удар, естественным следствием которых было бы повторение треплевского исхода. Но она выстояла и не утратила ВЕРЫ. Это и дало ей силы. "Я верую, и мне не так больно, и, когда я думаю о своем призвании, то не боюсь жизни". Благодаря блистательной, оригинальной, тонкой подаче своего героя Сухановым, я рассматриваю его именно в контексте определяющей его разрушительной харизмы. В том-то все и дело, что такая конкретная трактовка Денисом оставляет и несомненный профессионализм и писательство на заднем плане. Лично для меня. Простите, но это уже мелочи, и такое прочтение вполне обоснованно. Все его "таланты" меркнут по сравнению с главной стороной созданного образа. Хотя и Нину-то прежде всего привлекает в нем именно писатель, человек искусства. Это приманка. Возможно, Нина и сама интуитивно чувствует, что ничем хорошим эта связь не кончится, - об этом говорит ее реакция на тригоринские поцелуи в Сюжете, - но увы, любовь... Как говорится, слепа и зла. Что же касается треплевской зависти к профессионалу Тригорину, скажу больше: Костя так и не станет "профессионалом". Но ведь и Тригорин презирает и ненавидит себя за то, что так и не стал настоящим Икаром. И за это его стоит пожалеть.

Божена: Elena пишет: Что же касается Нины, то она оказалась очень сильной и целеустремленной, в отличие от того же Треплева. Она всегда понимала творчество как высокое служение людям. ЧШШШШШШШШШ (это я себе, чтобы эмоции не перешкалили)))) Вот не соглашусь, Вик! Не понимала она как раз этого! служения людям! Нина понимала как раз шумную славу, богемную жизнь, "возвышаться над толпой" и "возить на колеснице". И срывание с себя "бутофорско-бриллиантового ошейника" Костей она переживает ой! - как. Как раз к этому кресту, к пониманию "служения людям" ей и надо было прийти через весьма непростые отношения с Тригориным. Веру свою она не сохранила, а обрела. В начале она была скорее суеверной, а не верующей. И я поясню: говоря, что актер черпает из себя, я не имею ввиду только происходящее с ним, все те переживания, которые на него сваливаются. Человек творческий, талантливый все же имеет несколько иную нервную систему, более восприимчивую. И то, что он видит-слышит в жизни про других людей, какие-то события вроде бы сторонние - они все же воспринимаются несколько иначе. И все идут туда, "в копилочку, в кладовую". Другое дело, что воспроизводить их в чистом виде... а не перерабатывать уже своим талантом и фантазией - это даже не дело каждого... Мне кажется, что когда в книгах описываются исключительно события своей жизни или других людей, без "фантазийной обработки", что ли, это все же что-то не так, не то... (вечный мой спор с ближайщей подругой))). И в актерской профессии так же! Просто наблюдение и воспроизведение - имеет место, конечно. Но не всегда и слава Богу! Все же основное принадлежит фантазии. И почему-то фантазийный образ подчас является более реальным. И возвеличиванием актера я не занимаюсь. НО! профессия, работа очень сложная, наизнос, как у летчика-испытателя. И недохваленность, непонятость, неисчерпанность того, что дано Боженькой - ее нету? Есть у большинства даже тех, кто свою нишу в искусстве занял! Но актеров я люблю! Надо их любить. Как детей. Elena пишет: Костя так и не станет "профессионалом". Но ведь и Тригорин презирает и ненавидит себя за то, что так и не стал настоящим Икаром. И за это его стоит пожалеть. Я думаю, Вика, что стал бы Костя профессионалом, если бы не ... Сумел бы все пройти, не остановиться, задуматься - стал бы. Он зрел, вызревал. И через те, гадости, которые от Тригорина получил, тоже. Его поступок (самоубийство) - слабость ли? Вот всегда, когда читала Чехова, смотрела классические постановки, внутри сверлило что-то, что "слабоват Костя"... А в "Чайке" Сатириконовской - как раз Костя и есть тот Икар, который получил смертельный ожог, который надорвался и ушел... И это уже не слабость; это уже боль за мальчика, очень талантливого, который сорвался с трапеции. А Тригорин... он все же очень-очень талантливый писатель. А то, что он о себе говорит... Знаешь же, Вик, наверняка, КАК преподносил себя Сальвадор Дали. Но при этом он считал себя подмастерьем Веласкеса и Вермеера. 1928 год. Им написаны несколько стихов. ... Стихи - не стихи вовсе, не поэзия, по большому счету. Я вот о чем - его суждение о себе, как художнике; спокойное, без пафоса, без прикрас, но и без самобичевания: “Настоящие художники, такие, как Веласкес, всё, что хотят и должны сказать, говорят кистью. Мы же то, чего не умеем сказать живописью, договариваем прозой и стихами”. Безжалостно и точно. Но все же он гений. Все же я всегда вспоминаю, что Чехов именно Тригорина ассоциировал с самим собой. И подозреваю, что Тригорин - то был не Икаром, а Сизифом (у меня несколько иное понимание этого древнегреческого персонажа, чем принято; ни в коем случае не как того, кто осужден на бессмысленный, бесконечный и безрезультатный труд! я считаю Сизифа творцом и борцом), который свой камень на вершину горы все же докатит, выиграет противоборство с Богами и станет с ними вровень, открыв и себе и людям СВОЙ МИР!



полная версия страницы