Форум » Архив форума » ЧАЙКА. ЧАСТЬ 3 » Ответить

ЧАЙКА. ЧАСТЬ 3

Administrator: Материалы на сайте ЧАЙКА. Спектакль Юрия Бутусова Материалы на форуме: ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Administrator: От зрителя ...Потому как мы вечером намылились в театр. На "Чайку" Бутусова. Спектакль, конечно, потрясающий, во всех смыслах. Я не знаю, перевернулся ли Чехов в гробу или апплодировал стоя, надеюсь на второе. В общем, это полнейший сюр, когда каждая сцена повторяется по три, а то и по четыре раза с разными актёрами, с разным подходом от истерики до лирики, всё это перемежается безумными танцами и музыкой с немыми сценами, а в паузах, когда меняют незамысловатые декорации, на сцену выходит режиссер и исступлённо танцует. При этом постоянно сыпятся перья, цветы, яблоки, льется вода, стреляют ружья. В общем, если вы любите сюрреализм как люблю его я - рекомендую! Но четыре с половиной часа!! Муж мой сбежал после первого действия, скажу для объективности.

Lotta: "Чайка" 11-12 февраля 2012 "Бывают странные сближенья.." Многие ещё помнят сатириконовский спектакль "Смешные деньги" с Сухановым-Генри Перкинсом. Так вот все актёры-мужчины, занятые в "Чайке" в чём-то напоминают его - способом существования на сцене. Спектакль был и сам по себе хорошим, но его смысл и его энергетика определялись не с интригой, а с огромной актёрской самоотдачей. У Перкинса в глазах горел холодный огонь, а все клетки тела были напряжены, как у акробата во время смертельного номера - и так в течение двух часов. Плюс прекрасное партнёрство, без которого такой спектакль был бы невозможен. Я тогда определила это для себя как образец экспрессивной игры, которая вообще свойственна Сатирикону, но Суханов заострил этот метод до предела: выражение интенсивной внутренней жизни через внешнее. Больше я никогда такого не видела - до "Чайки". По поводу "Смешных денег" у кого-то прочитала, что актёры весь спектакль играют,будто в истерике. А недавно по поводу "Чайки", что актёры играют так, будто сдают экзамен на профпригодность и от результата зависит, оставят ли их в театре. Думаю, речь об одном и том же, хотя авторы ухватили лишь внешнее. Особенность спектакля (и собственно, этого творческого метода) в том, что чисто театральные ситуации отыгрываются совершенно серьёзно, по-настоящему, натурально - вплоть до физиологии. Это одно из драгоценных качеств "Чайки". Обычно усиленный театральный пафос вызывает отторжение из-за жизненного неправдоподобия. А тут - экспрессия, эффектность, резкость - и при этом всё очень серьёзно, без дураков: падения, удары, слёзы, поцелуи... Когда сидишь вблизи, видно, насколько всё реалистично. Хотя, конечно, спектакль по сути романтический. Актёрам и режиссёру не интересно показывать, как "люди едят, пьют, носят свои пиджаки"... Их герои находятся в экстремальных состояниях - внутренне, и это выражается внешне со всей силой и без компромиссов. Понятно, что столь широкий диапазон театральных проявлений кого-то не устраивает, но это естественно и не страшно. В воскресенье снова взорвалась лампа во 2-м действии, на этот раз, удачно: просто упала на стол, не разбившись, и Нина смогла её забрать до того, как Тригорин всё перевернул. Вообще, парные "Чайки" обычно очень разные. В субботу всё получалось практически идеально, спектакль был просто блестящим. В воскресенье он был не хуже, но другой. Создаётся впечатление, что при такой игре и таком накале какие-то риски чуть ли не запланированы, по крайней мере, зрители воспринимали многочисленные падения актёров как должное. Хочется верить в то, что им всё это сходит с рук так же легко, как нам видится из зала.

Irisha_s: Если бы легко, мы бы так не сопереживали всякий раз. У Кузнецова такая шишка на лбу в воскресенье красовалась:( Они такие удивительные, прекрасные, честные! На финальной сцене Нини и Треплева опять слезы набежали. И так жалела, что опаздывала и была без цветов.


Ирината: Чайка. 12.02.2012 …меня уже не хватает на «блок» из двух спектаклей кряду; думаю, скоро будет достаточно максимум одной «Чайки» в месяц. Это нормально. Пишущий зритель первых спектаклей посмотрел «Чайку» раз-другой-третий, нашел для постановки хорошие слова… Теперь о «Чайке» пишем мы – здесь, да еще в нескольких словах «твиттеристы». От них и получаешь информацию: кто-то в ужасе убежал после первых же 59 минут, кто-то, несмотря на головную боль от переизбытка эмоций, долго аплодировал стоя и хочет посмотреть еще раз… Впрочем, «в ужасе убегают» только зрители, совершенно не подготовленные ни к Сатирикону, ни к Бутусову, ни к «Чайке». «Убегают» немногие и, к расстройству нас, безбилетных безместников – редко с вип-мест первых рядов. Но и смотрят странно – почему-то ничему не удивляясь, словно «сюжет для небольшого рассказа», повторяемый раз за разом – это нормально, так и полагается, так и автор написал. Нервно рыдающие зрители по-прежнему встречаются – но опять же: рядом со мной все были спокойны и сухоглазы. В действии происходят небольшие изменения. Например, во время воплей-призывов: «Костя! КОСТЯЯЯЯЯ!!!!!» - сам он проходит по авансцене, прямо перед взорами кричащих, которые его по-театральному «не замечают». Или: в третий раз отвечая на вопрос – «чёт или нечет» - Тригорин сидит не на стуле – он бессильно опустился прямо на пол… Но все это незначительно. Темпоритм и основные мизансцены остались без изменений. По-прежнему в моих фаворитах Шамраев/Кузнецов; чаще и напряженней я смотрю теперь на Сорина/Большова. Заплакала (непроизвольно) дважды: в какой-то миг монолога Тригорина и на финале. Вроде бы всё это предсказуемо… вот только плачется-то мне обычно в самых неожиданных местах постановки. В этот раз я отреагировала именно что «ожиданно»…

Administrator: Фото ИТАР-ТАСС

Lotta: "Чайка" (Заречная) После снятия "Макбетта" я часто думала о том, что из всех актёров-участников больше всего пострадала Стеклова, так как подобной многоплановой роли в её репертуаре нет и вряд ли будет. "Чайка" утешила нас во многих смыслах, в том числе, и в этом: Агриппина получила роль, равнозначную (по крайней мере) Ведьме-Леди Макбетт. Даже самых выдающихся актёров, которые могут играть ВСЁ, лучше использовать в том качестве, где они более всего сильны, на том уровне, который другим не под силу, иначе - обидно. Так, мне всегда было обидно видеть Стеклову в ролях "простых" женщин - в кино, в театре же она в таком амплуа вообще малоубедительна, тут не скрыть ни темперамент, ни масштаб личности. Стеклова - одна из немногих актрис "парадоксального" метода, среди женщин таких очень мало, бытовые или одноплановые роли не для неё. Конечно, в репертуаре остаются два бутусовско-шекспировских спектакля, но и Регана, и Елизавета - женщины достаточно цельные, парадокса в них явно не хватает. То, что именно роль Нины Заречной, позволит актрисе полностью проявить свои возможности, было настоящим сюрпризом. Стеклова обладает очень ценным актёрским качеством - способностью перевоплощаться внутри одной роли. Многоликая Леди Макбетт как раз и поражала тем, что в конечном счёте это был единый образ - жены и возлюбленной эрцгерцога Дункана и его генерала Макбетта... (Вот стала сейчас вспоминать спектакль - хоть плачь! Как же так - ведь все актёры живы-здоровы, в прекрасной форме...) Но - хватит об этом: ведь есть "Чайка", есть Заречная. Про то, что героиня намного моложе актрисы, забываешь быстро. У Нины юное чистое лицо, жадное любопытство к жизни. Она лишь начинает познавать себя, свою женскую власть. Костя - её первая, полудетская любовь. Той силе и самоотдаче, с какой она произносит монолог, не удивляешься: и сила, и творческое горенье ощущаются в ней с самого начала - пока ещё в наивных проявлениях. Сцена опьяняет её, она чувствует себя прекрасной - это тоже юношеское. Важный момент: когда Костя прекращает спектакль после выходок Аркадиной, Нина не сразу приходит в себя. Все эти зрительские реплики и реакции её не сбивают, она готова продолжать и даже не понимает, что происходит с Костей. В некоторых спектаклях это непонимание выражено сильнее, в других - Нина злится и не прощает Косте срыва, того, что он прервал её игру. В сцене, когда кричит "чудовище", а Заречная ест яблоко, она очень напоминает Дурочку из "Андрея Рублёва" (ассоциации с Тарковским у меня вообще возникают часто во время спектакля). В сцене "посвящения в актрисы" Стеклова очень красива - как и положено Героине: роскошные волосы, глубокий взгляд, выразительное лицо, уверенность движений. Она уже внутренне принадлежит другому миру. Ещё один привет из прошлого - прекраснейший финал 3-го действия под музыку "It's not too late" - Нина походкой Леди Макбетт, в расстёгнутых башмаках подходит к стулу и садится рядом с Тригориным. И её взгляд, в котором понимание неизбежного - оттуда же. Две разных Нины 4-го действия - ещё одна удача спектакля. Сперва - крайность, возможное развитие сюжета, потом - настоящее. Финал - великолепный! Вообще все сцены Стекловой и Трибунцева, Стекловой и Суханова образцы партнёрства - по взаимопониманию, точности и классу игры. У Агриппины Стекловой сегодня - День рожденья!

Локоны: От зрителя: Безумно люблю театр "Сатирикон", еще не видела там ни одного спектакля для галочки,каждый - произведение искусства. Я в неизгладимом восторге от спектакля Юрия Бутусова - "Чайка", всем знакомая чеховская " Чайка" открывается совершенно по-новому: в нем и невероятная свобода, драйв, бесстрашные эмоции... Спектакль идет 4 часа и каждая минута неповторима. Спектакль - откровение, мечта Бутусова, ведь он и сам частенько появляется на сцене, рядом с совершенно неожиданной Заречной, тремя Треплевыми, непредсказуемым Тригориным,очень молодой Аркадиной...И заворащивающе-танцующей девушкой чайкой. Это редкий спектакль, где забываешь, что чеховскую «Чайку» знаешь наизусть, и удивляешься новым, прежде не замеченным деталям. Который смотришь затаив дыхание. И описывать его хочется подробно, смакуя сцену за сценой. Завораживает сцена за столом, чем-то напоминает Тайную вечерю. Различные вариации одной и той же сцены, уносит сознание в совершенное небытие. Лишь потом понимаешь, что Спектакль о настоящем театре, о его смысле и предназначении, признание в любви и ненависти к театру — жестокому чудовищу, которое нужно кормить своими чувствами, мыслями, режиссер посвятил спектакль Валентине Караваевой — актрисе несчастливой судьбы, которой принес славу фильм «Машенька», но после тяжелой автомобильной аварии она не могла больше сниматься и доживала век в нищете и забвении, играя перед любительской камерой Нину Заречную. Я очень советую сходить на этот спектакль и прикоснуться к прекрасному аж на 4 часа.

Elena: 11 февраля. "ЧАЙКА" за "ЧАЙКОЙ" Четвертый "сеанс". Уже во второй раз, прилетев из командировки, лечу на свидание к Суханову, которого всегда жду с превеликим нетерпением. И пусть хоть весь зал в первом же антракте отправится на все четыре стороны, - я буду ждать того восхитительного момента, когда Тригорин сделает несколько шагов вперед и начнет свое волнующее, отчаянное балансирование на самом краю... Эти несколько минут для меня - настоящие мгновения счастья. Если вы спросите, какой образ ассоциируется в моем сознании с понятием "театр", я отвечу: ДЕНИС СУХАНОВ. Именно он стал тем проводником на ранее абсолютно чуждой мне территории, который сделал мое освоение свободным и захватывающим. И еще один удивительный герой, чье имя для меня также является синонимом понятия "театр". Это ЮРИЙ БУТУСОВ. Его интервью о "Чайке и о себе" стало для меня и логически понятным и в то же время настоящим откровением. Собственно, его работы достаточно ясно говорят о нем, что он за режиссер; произвела впечатление его трактовка отношения последнего к актеру, с которым работает. "...Хорошему артисту нужно, чтобы его взяли..." Я смотрю на полуголого, облитого водой Трибунцева, - да по-другому и быть не может! И эта истина относится к каждому бутусовскому, нет, не исполнителю, но соавтору, - рождается именно живой организм. Об абсолютной внутренней свободе я уже говорила, - у Бутусова она присутствует в чистейшем виде. Однако, меня также удивили его слова о неизменности "Чайки" с его стороны, на что мы все можем ответить обратное. Конечно, эта неприкосновенность в плане изменений относится, прежде всего, к самой концепции; что же касается нашей любимой актерской игры, то наши обожаемые герои не то чтобы заскучать, а дух перевести не дают! Трибунцев произвел впечатление сродни аверинскому Эдмонду в октябре: я рот открыла на него глядючи. Вершина спектакля? Да это подлинный столп, центр, на котором фокусируется все действие. Начальный рассказ о матери - совершенно неожиданный взрыв, страсть - где все это было раньше? И насколько спокойно, хладнокровно и обреченно он затягивает на себе канаты-удавки, подводя итог своей жизни. О, утопление в субботу оказалось намного более яростным и жестоким: взаимные обвинения и обиды сделали свое дело. А Полиночка-красотулечка поразила, наоборот, необычной, едва заметной приглушенностью - совсем новой краской. Не ожидала от нее. Я всегда с восхищением смотрю на ее самое первое появление на сцене: как она держит спину, с каким достоинством несет себя. Останавливается в самом центре и с интересом оглядывается: что еще придумал ее сын? Почему-то именно в субботу отчетливее всего в отношениях матери и Кости фигурировали сильнейший гротеск и бесконечная, неутолимая печаль одновременно. Да, текст всегда один и тот же, - но какими средствами его можно выразить и преподнести! "Ты извлечешь из себя, если у тебя есть, из чего извлечь", - как выразился в свое время В. Тихонов. В очередной раз тащусь от Спивак. Вообще, Спивак, по-моему, - это какое-то фирменное лицо бутусовской "Чайки". Внешность, бедра, свистит, скулит, плачет, улыбается - в ударе как всегда. Изменение в первом объяснении с Медведенко, похоже, закрепилось: срывая с себя майку, Маша ложится перед ним, а не уходит как раньше, потому что знает, что только так можно остановить его обезумевшее, безответное чувство. Да здравствует всепоглощающая чувственность, ибо все мы живые люди, черт возьми! Да, на самом деле горькая сцена. На этот раз Кузнецов "забыл" свой виноград, зато я разглядела вантус, который раньше не замечала. Расту. Вообще, Шамраев, как мне показалось, был чрезвычайно возбужден и взвинчен, я уже не говорю про гиперактивного Трезора, который в субботу оказался совершенно восхитительным. После декабрьских "Денег", не могу не сказать о Нифонтовой. Заметьте, она зацепила меня именно полярностью этих двух ролей. Замечательнейшее перевоплощение из грубой, развязной торгашки в остро чувствующую, изнывающую от тоски и одиночества женщину. Очень точно ранее заметила Innamorata: всегда одна, сама по себе. Отличился и милейший доктор. Сначала неистово "расчищал" себе поле для творческой деятельности, ревниво "устраняя" конкурентов, и, затем, собственно, зажег по полной программе. Но окончательно Артём сразил меня, находясь в зрительском кресле рядом со мной во время представления пьесы. Это была истая гончая в самый пик охоты, - настолько все его существо находилось с партнерами на сцене, несмотря на временно возникшую "дистанцию". Несравненная, солнечная, сияющая Агриппина! Какое счастье, что она есть у нас. Без малейшей тени сомнения - многогранная, глубочайшая, разноплановая. Lotta, мне не довелось увидеть "Макбетта", но совершенно очевидно, что именно бутусовская Нина на сегодняшний день дала возможность этой прекрасной актрисе выплеснуть все свои краски, обнажить все грани. Не открою Америки, если скажу, что на близком расстоянии восприятие иное и ты можешь уловить малейшие перепады настроения в игре. Нина, играющая с Трезором, Нина, недоумевающе глядящая на измученную Шамраеву и непосредственно, по-детски предлагающая ей свои цветы, Нина, съедающая ЯБЛОКО, - все это напомнило мне собирательного персонажа из мультфильма. Но вот с яблоком покончено, заражение пороком-театром произошло, и перед нами предстает обольстительная богиня - конечно, эпизод ритуального превращения, которое, несомненно, напомнило булгаковский сюжет: Маргарита, воспользовавшись чудодейственным средством, становится ведьмой. О взаимодействии с партнерами и говорить не приходится: это даже уже не уровень профессионализма, а неразрывные составляющие единого целого. Расстроилась, конечно, прочитав о малоприятном телефонном инциденте с Тригориным в январе, но куда же деваться от подобных издержек: жизнь есть жизнь. Что же касается Тригорина субботнего, признаюсь, и он оказался несколько неожиданным, точнее, другим. Так же, как и относительно "тиха" была Райкина-Аркадина, у него появилась необыкновенная плавность и умиротворенность. Утонченный и ненавязчивый наш Суханов! Никакой ноябрьской агрессии и натиска, никакого желания подчинить себе всё и вся. Кроме того, не было ни обожаемого мною шепота, ни ожидаемого нами "спасибо". Но все эти "пробелы" нисколько не умолили его; напротив, такая трактовка оказалась не менее выигрышной и убедительной. На этот раз в разговоре с Ниной, Тригорин долго-долго молча смотрел на нее, чисто по-мужски оценивая свои перспективы, - самая что ни на есть правда жизни. Ну и в итоге - натуральнейший бальзам - легкий, мягкий, неимоверно нежный. Повторюсь в который раз: настоящее творчество, помимо всего прочего, не знает ни пошлейшей рутины, ни рамок, ни границ! Так, теперь о "рыданиях". Ирината, у меня они случаются пока в один-единственный момент - момент диалога-кульминации Стекловой и Трибунцева. Данная сцена с ее железной кроватью, на которой эти двое рвут мне сердце, категорически убийственна для моей нервной системы. Но с каким желанием я всякий раз жду именно ее в конце четвертого действия! Я чувствую, что вместе со слезами она очищает меня, и мне становится легко и свободно. Ну и напоследок я тоже отмечу свой очередной заполнившийся "паз". "...Театр, который больше жизни, больше любви..." - главная бутусовская мысль, которая, честно говоря, в свете чеховской "Чайки" была не совсем понятна для меня. Но в вышеупомянутом интервью наш замечательный мастер расставил точки над "i". Разумеется, куда же мы без любви?! Жизнеутверждающей, созидающей, всепрощающей. Ну а об ее отсутствии - это уже совсем другая история.

Administrator: От зрителя поняла, за что можно любить бутусову "чайку": за свободу в профессии.

Administrator: От зрителя Чайка в стиле рок-н-ролл Таки побывали мы в театре "Сатирикон" на спектакле "Чайка". Сразу признаюсь, произведение А.П.Чехова я не читала (стыд и позор). Но то, что происходило на сцене имело в нему, по моим представлениям, весьма опосредованное отношение. Что было хорошо: то, что спектакль начался с интерактива. Один из актеров пообщался со зрителями, потом проследовало забавное объявление-просьба (насчет выключить мобильные телефоны, но Сатирикон-стайл). То, что декорации рисовали прямо перед спектаклем на глазах у зрителей. Несколько сцен было обыграно настолько удачным образом, что было ОЧЕНЬ понятно, как было в книге. Что было не очень хорошо: песни и хреографические номера, перемежавшие монологи героев - в большей части случаев было совершенно не понятно, к чему они. 4 часа спектакль шел не потому, что Чайка длинная, а потому что таких вставок было очень много. Иногда казалось, что мы наблюдаем собрание терапевтической группы по телесно-ориентированной психологии: через движение люди приходят к лучшему пониманию себя, раскрепощению и т.п. В такие моменты казалось, что зритель лишний. Резюме: современные театральные интерпретации классики - это дело на любителя. В Сатиирикон на классику я вряд ли когда-нибудь пойду, ибо такое понимание мне не близко. Но, пожалуй, посмотреть, чтобы это понять, стоило.

Lotta: "Чайка" 25-26 февраля 2012 Как правило, один из парных спектаклей оказывается более экспериментальным. В каком-то смысле таковым был субботний. Возможно, тому способствовала "маленькая техническая неувязка", происшедшая в начале: Маша и Медведенко во время борьбы разбили бутылки, стоявшие (как вдруг выяснилось) прямо у них под ногами. В итоге они были вынуждены собирать осколки и наводить порядок и одновременно выяснять отношения. Вообще, по части ликвидации последствий без ущерба для спектакля актёры "Чайки" стали настоящими мастерами, но всё-таки чуть-чуть сбился ритм, а играть дальше стали с большим нажимом. Но и помимо этого было новое. Практически все актёры несколько изменили внешний рисунок ролей, добавили новые фишки. Так, спор из-за лошадей превратился в азартную перепалку между Сориным и Шамраевым, а Аркадина, наступая на управляющего, помимо змеиного шипения, изобразила руками чайку. В воскресенье движение это не повторилось, а вот шипение, похоже, закрепилось в спектакле, что очень кстати, так как у Райкиной оно теперь получается замечательно. В Тригорине вдруг моментами стал проступать Вертинский: то декадентской манерностью (что, на мой взгляд, не вполне подходит разночинцу-писателю), то гротеском. Это интересно, но относится больше ко внешнему. А для воскресного спектакля оказалась характерной бОльшая яркость проявлений чувств. В 1-м действии Тригорин был смешлив и насмешлив (впрочем, все хороши), а дальше его серьёзно захватила страсть. Пожалуй, игру актёра можно назвать более экспрессивной, чем обычно: и в любовных сценах, и во время объяснения с Аркадиной, и во время бега-полёта, когда сильнее проявилась ребячливость. Впрочем, мне показалось, что настрой на экспрессию был у всех актёров.

Administrator: Отсюда "ЖЖивой театр" - 2012: победители Завершено голосование зрительской премии "ЖЖивой театр" 2012 года. Голосование продлилось 1,5 месяца, оно проходило в крупнейших ЖЖ-сообществах, посвященных театру, в нем приняли участие около 200 человек. Итак, победители премии "ЖЖивой театр" 2012 года: Лучший спектакль: "Чайка", театр "Сатирикон" Лучший актер: Тимофей Трибунцев, "Чайка", театр "Сатирикон" Лучшая актриса: Агриппина Стеклова, "Чайка", театр "Сатирикон" Лучший актерский ансамбль: "Будденброки", РАМТ Лучший режиссер - мэтры: Адольф Шапиро, "Rock'n'roll", РАМТ Лучший режиссер - новая волна: Миндаугас Карбаускис, "Будденброки", РАМТ Лучшее оформление спектакля: "Будденброки", РАМТ Лучшая пьеса: "Медведь" Дмитрия Быкова, театр "Школа современной пьесы" Гастрольный спектакль года: "Эоннагата", режиссер Робер Лепаж, театр "Сэдлерс Уэллс" (Лондон) совместно с "Ex Maсhina" (Квебек) и Сильви Гиллем Фестиваль года: "Московская обочина" Поздравляем всех победителей!

Лея: Такая вот афиша в газете "АиФ"

Лея:

Administrator: отсюда Если какой-то человек не понял великолепного спектакля и ушел после первого действия - значит, это просто не его волна. До него Господь Бог дозванивается по другим линиям и другими звоночками. Даже если это человек умный, талантливый и уважаемый. Его непонимание больно, обидно - но от этого "Чайка" не перестанет быть гениальной и по режиссуре и по исполнению; по гармонии, в которой творят режиссер и актеры в течении пяти часов на сцене "Сатирикона". И не перестанет "Чайка" быть очень нужной. Давайте быть снисходительнее и добрее. Очень талантливые и Богом поцелованные люди в этом тоже нуждаются, и даже больше чем все остальные. Просто каждому свое! Хотя в этом случае тем, кто работал,и дальше, уже сегодня снова, будет работать, надо простить. ОНИ ИМЕЮТ ПРАВО ПРОСТИТЬ!!! Пожалуйста, найдите в себе силы на забвение! А для меня бутусовская "Чайка" так сродни картинам Сальвадора Дали...))) И так болезнена и прекрасна одновременно...

Yulia: "Чайка" Бутусова - это круче,чем все! Круче, чем секс, наркотики, спорт,струнный оргазм и тусовки!4 часа! Как минута!Рыдала даже в антракте!

Ирината: Чайка. 04.03.2012 В принципе, я понимаю, почему с «Чайки» уходят… Дело в том, что подавляющее большинство приходящих на спектакли (даже совсем-совсем не театралов) примерно представляют себе, что такое Театр. Но отнюдь не многие (не только неофиты, но даже те, кто ходит в театр постоянно) не всегда могут понять и принять то, что на сатириконовской сцене им как раз «вот тебе и театр» и показывают. Причем показывают не красивой ровненькой картинкой с участием фантазийно одетых людей. Нет. Здесь не то, что красивые одежды… в бутусовской «Чайке» появляются люди Театра – с оголенными нервами, как провода под напряжением, с, кажется, начисто содранной кожей. И вот это – невероятное, иногда страшное, кровоточащее, требующее соединения душ и нервов для того, чтобы – понять-понять-понять… Это – далеко не каждому по силам, по сердцу и по душе. Впрочем, я вот (о, фанатский ужас!) пропустила аж три «Чайки» кряду, каждый раз получая от видевших информацию о том, что спектакль был веселый, сыграли живенько… Подтверждаю: ВЧЕРА спектакль был веселый. И сыграли его живенько. Ну… мне бы (если совсем-совсем честно) хотелось возвращения к ПОСТОЯННОЙ глубочайшей, как колодец (в котором и в солнечный день отражаются звезды), философичности спектакля… Но нужно и одноразового зрителя пожалеть: они пришли (как и было сказано) на комедию, нельзя же их расстраивать… Да и я, если уж совсем честно, «мало-мало» порадовалась вчера дополнительным «песням и танцам» героев… кто ж откажется посмотреть на импровизацию, что играется профессионально, и при этом весело и изящно? (Только скажите, с чего это безумный вопль-вызов на сцену автора, то бишь Кости, сопровождался подтанцовками – начисто сбившими оригинальную прелесть последней в 1-м действии сцены? Да еще столь долго длившимися)… Впрочем, чего это я – вот так, подфыркивая - про любимый спектакль… Говорила неоднократно – и повторяю сейчас: за всю мою театрально-зрительскую историю, включающую сотни названий в десятках театров – ничего подобного сатириконовской «Чайке» я не видела. Ничего подобного и – ничего лучшего. Хотя вряд ли кого-то заинтересуют моё примитивное слёзовыделение на спектакле… Извините, всё же поведаю. Но – вчера вот я заплакала дважды. На фантастической «Элегии». И еще – когда перед парадом героев и исполнителей - в последнем действии – на «макбеттовской» кровати сидит режиссер, уверенный, что произошла катастрофа: ни-че-го не получилось. Сидит – с опрокинутым лицом, и с таким безразмерным, таким бездонным отчаянием в глазах… Театр это, театр. И здесь можно «навалять» гору «трупов», которые тут же поднимутся на поклоны… А можно всерьёз и надолго (навсегда) застрелиться из пальца, и лежать мертвым среди всеобщего веселья и вакханалии, пока кто-нибудь, смущаясь, не скажет: Господа, прошу... разъезд... У нас несчастье. Или – Константин Гаврилович застрелился…

Administrator: http://twitter.com/#!/borisbkim - От зрителя В Сатириконовской Чайке одну роль играют разные актеры и наборот. 1 действие зарифмовано с Гамлетом, 2 с Пиром во время чумы. Весело.Грустно

Lotta: "Чайка" 3-4 марта 2012 Про полнейшую свободу режиссёрского и актёрского существования в "Чайке" только ленивый не писал, и только слепой её не заметил. Но нет предела совершенству и неистребимо стремление к идеалу. Для меня давно очевидно, что каждый из спектаклей-чаек - это не просто произведение искусства, но ещё и эксперимент, а значит, этап на пути, который нам пока не совсем ясен. Понятно, что ЮБ думает о зрителях, но пожалуй, намного меньше, чем это кажется на первый взгляд. Могу ошибаться, но думаю, что главный его интерес здесь - актёры. Эти несколько человек, участников спектакля - лучшие, отборные - по энергетике, технике и, главное - по потенциалу. Все постоянные зрители помнят, как быстро в молодом Осипове проявился зрелый актёр, как почти сразу же раскрылась и засверкала Марьяна Спивак. Как после нескольких спектаклей Антон Кузнецов практически догнал по классу игры своих более опытных партнёров. А совсем недавно сровнялась с ними и самая молодая - Полина Райкина. Актёрское исполнение достигло своей высшей точки. И вот происходит интересное: усиливается роль импровизации. Понятно, что это новый этап на пути к свободе, к полному раскрепощению актёров, для которых преодоление обычных технических трудностей осталось позади. В спектакле, как и в жизни, невозможно всего предусмотреть. Всегда будут взрываться лампы, засыпая пол осколками, влюблённые в борьбе или порыве страсти будут падать на пол рядом с бутылками. Тройственная драка во время пения - тоже не исключена. Если в жизни экстремальные ситуации встречаются на каждом шагу, то на сцене тем более им самое место. Максимальная органичность в абсолютно игровом пространстве - вот чего добивается режиссёр. Понятно, что это происходит методом проб и ошибок, но ведь главная задача - не отобрать и закрепить лучшие фишки и интонации (тут, пожалуй, совершенство уже БЫЛО достигнуто), а добиться такого существования актёров на сцене, что им всё будет под силу - и тогда раскроется уже немыслимая глубина... На нескольких последних спектаклях усиленный драматизм эмоциональных сцен смягчается сменяющими их легкомысленными, азартными сценами, в которых импровизация восходит чуть ли не к капустнику. Не берусь судить, хорошо ли это для конкретного дня и конкретного зрителя, иногда делается страшно, что актёры заиграются, сорвутся... Но лично мне видны настоящие прорывы, свидетельствующие о том, что раскрываются новые грани мастерства и таланта. Глубокий, завораживающий взгляд Лики Нифонтовой на качелях - какая-то древнегреческая трагедия рядом с нами. Выражение лица и взгляд Райкиной, которые мне даже описать трудно: когда Аркадина перестаёт "играть", в ней остаётся пустота, бесконечный, животный эгоизм, погружённость в него. Парфён Рогожин, вырастающий из учителя Медведенко. Трагический убитый солдат под маской клоуна-Шамраева. Большов-Сорин... Вспоминаю его глаза - слёзы наворачиваются. Трибунцев... тут прорыв в иное измерение произошёл довольно быстро, как только отработался внешний рисунок. Что неудивительно: Трибунцев на редкость органичный и искренний актёр. Пока что мне непонятна грубость игры Спивак в некоторых сценах... но с любопытством жду, когда и из этого произрастёт новое и интересное. У Суханова - всё 1-е действие, когда он выступает в непривычной для себя роли - смотреть и слушать, что делают и говорят другие. Опыт такой у него, конечно, был, но куда менее удачный, так как Денис по самоощущению - Герой, в качестве актёра второго плана он менее убедителен. Но в "Чайке" Тригорин выходит, предвкушая новое развлечение, зрелище, а потом реагирует на него выразительно и органично. И этот образ намного интереснее более раннего - пресыщенного или полупьяного Тригорина, которому всё уже надоело. Ну а затем идут великолепные сцены со Стекловой. Их партнёрство и так было прекрасным, но теперь оно как бы утончилось. Любовь Нины и Тригорина окончательно приобрела трагический, обречённый смысл. И дело, конечно, не в несчастном характере Тригорина, в его неумении любить - умеет он это! А в роковых обстоятельствах: в логике жизни, силе искусства, которое не терпит соперниц и соперников. Сцена "на стульях" в конце 3-го действия невыразимо прекрасна! Раньше, когда Суханов появлялся в образе Треплева в 4 действии, я невольно зажималась: шапочка, инфантильность, рыдания - для Тригорина-Треплева вроде бы логично, но чувствовался некоторый наигрыш, это мешало. Теперь - полное перевоплощение (при сохранении нужного зазора). Утрированная тригоринская детскость стала абсолютно естественной. Мальчик ждёт, ужасается. Плачет - потому что на такой ужас может быть только эта реакция. Цепляется за Нину - потому что любит, ему страшно... Вспоминает маму - потому что мальчик, ему привычно думать о ней. Стреляется - потому что больше не может жить с этим ни одной минуты. И чёрная шапочка теперь ему совершенно подходит. Могу, конечно, ошибаться, но думаю, что дурашливость Тригорина в сценах, где Суханов может это себе позволить, и привела к такому результату.

Yulia: Если у вас все еще нет билета на "Чайку" Юрия Николаевича Бутусова в театре Сатирикон, если билеты в кассе проданы на год вперед. Украдите билет!!!!!



полная версия страницы