Форум » Архив форума » ...Тем временем в другом хорошем театре... ЧАСТЬ 13 » Ответить

...Тем временем в другом хорошем театре... ЧАСТЬ 13

Ирината: ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2 ЧАСТЬ 3 ЧАСТЬ 4 ЧАСТЬ 5 ЧАСТЬ 6 ЧАСТЬ 7 ЧАСТЬ 8 ЧАСТЬ 9 ЧАСТЬ 10 ЧАСТЬ 11 ЧАСТЬ 12

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Ирината: Тайные записки тайного советника. Театр Эрмитаж. 22.05.12 Смотрела этот спектакль неоднократно и столько же раз о нем писала – потому что люблю. Люблю эрмитажного Чехова – вот такого, чуть замедленного; вроде бы очень внятного – и в то же время будто скрытого легкой пеленой полуслов, полувзглядов, полувздохов… Люблю артистов – в этом спектакле все без исключения хороши неимоверно, планка игры высока всегда – а как иначе, если ее высоту задает сам Михаил Филиппов: актерам такого ранга на низком уровне играть невозможно. Люблю декорацию и костюмы, музыку люблю… Все правильно. Потому что «Тайные записки» и есть – спектакль о любви. Вернее, он о том, что непринятие искренней любви, уход от нее – пожалуй, даже страшнее, чем уход из жизни. Возраст, обстоятельства, придуманные для себя и других кодексы чести – и вот уже опущены глаза, в которых светилось такое огромное чувство…и не высказано самое главное… и вместо ответа на вопрос - только «идем, Катя, завтракать… будем плакать». Вот так и проходит жизнь – бесконечным набатом звучит-повторяется в ней «НАДО» и «ОБЯЗАН», и бежит человек по кругу жизни, волоча эти слова, словно тяжелые гири… и не считает себя вправе приостановиться хоть на миг ради нежного «МЕЧТАЮ»… А правильно ли это: весь свой век делать то, что нужно (а может, и совсем не нужно) другим, не сделав для себя самого-самого важного? Хороший и очень печальный спектакль. Но сквозь печаль серую пелену грусти вдруг блеснет на мгновение яркий луч – надежды? секундного счастья? сбывшейся мечты? И произнесет герой тот коротенький финальный монолог, которого я так всегда жду. Ради которого во многом и прихожу на этот спектакль.

Ирината: Дон Кихот. РАМТ. 27.05.12 Именно в РАМТ и должны быть такие спектакли. В зале - школьники, дети… Большинство из них, к сожалению, никогда не прочтет толстенный роман Сервантеса – а тут, словно краткое содержание книги: чтение рыцарских романов, обещание губернаторства на острове для Санчо Панса, медный тазик от цирюльника, овечье стадо, принятое за войско злых волшебников, ветряные мельницы, ослик Санчо… Коротко. Внятно. Без излишних режиссерских изысков и каких-то нестандартных сценических решений. Как написано, так и поставлено. Как поставлено, так и сыграно. Единственно: очень важные фразы не выделены, они «замываются» в потоках общего текста… Ну, мы-то, те, кто читал – знаем, что они есть, поэтому и ждем их, и слышим. А вот школьники, дети, скорее всего их пропустят. Правда, и дидактики в спектакле почти нет: только минимальное действие при минимальном содержании. За «содержание», правда, отвечает великий сказочник Евгений Шварц… но, мне кажется, «Дон Кихот» не лучшее из того, что было подготовлено им для сцены. Ну, да ничего: всё-таки Шварц, а не кто-то еще попроще. Кихот (Денис Шведов) и Панса (Владислав Погиба) на роли весьма подходящи. Мишаков и Янин тоже весьма неплохи. Остальные… вот остальные мало запоминаются: из роли в роль перетекая, они не фиксируют себя на определенных характерах, перенося жесты и интонации от Педро к Хуану… от Лисандры к Мариторес… Ну, видимо, таков был режиссерский замысел… Кстати, помимо простого разведения актеров по сцене, режиссер всё-таки мощно набил придумками одну сцену – а именно сцену появления героев в замке у Герцога (где размещние и действия придворных чем-то напомнили описание «Гамлета» в постановке Крэга – это еще ранний-ранний МХТ). Ну, в общем, что сказать? Вчерашний вечер в театре был для меня чем-то вроде беглого пролистывания страниц давно знакомой книги. Согласитесь – это неплохое времяпрепровождение. К тому же в декорации спектакля был прекрасный легкий занавес, который время от времени начинал как бы клубиться – словно черно-серые тучи на ветру… Очень красиво! Красив и финал, в котором все персонажи стоят полукругом возле мальчишки-пастушонка, замершего над страницей раскрытого фолианта. Но лучше всего – самое начало спектакли: восторженно читающий книгу Дон Кихот – а вокруг… из миража, из ничего – вдруг возникают книжные герои. Оживают, двигаются… и вновь исчезают… И после этого, словно шелест страниц, упадают, повторяются слова о том, что год-то… с ума сойти!.. год нынче 1605… даже не верится! Вот просто потрясающая, просто превосходная сцена – жаль только, что длится она всего 5 минут. И потом, до конца спектакля, ничего подобного ей по изяществу и глубине больше не будет… Фото: Евгений Люлюкин А бонусом к спектаклю было присутствие в зале в качестве зрителей замечательных РАМТовских актеров Дениса Баландина и Евгения Редько.

Ирината: Фанфан-Тюльпан (опереттОмюзикл). Мосоперетта. 1.06.12 Дотянула до последнего в сезоне спектакля (прогоны и премьера были в апреле). Пошла, заведомо зная, что состав «не мой» - но «своего» ждать уже не было смысла, потому что… …в общем, 1 действие я посмотрела с хорошего места в 6 ряду. А вот на 2-е перебралась наверх. Те, кто меня знают, знают и то, что я и «в овраг» сесть не побрезгую, и в оркестре размещусь, и на краешек сцены присяду – лишь бы быть поближе к действию. На этот раз села подальше.. нет – повыше, потому что… …а вот тут – к первому «потому что». Спектакль поставлен на музыку Андрея Семенова, и я знаю, что первыми постановками своих произведений он дирижирует сам. Потому и пошла на один из премьерных спектаклей (пусть и «с чужим» составом). Потому и наверх полезла: попробуйте из партера обозревать действие и одновременно заглядывать в оркестровую яму, где неистовствует потрясающий «рыжий праздник». (Правда, «кудри рыжие до плеч» были по летней традиции «в нуль» срезаны, и потрясающее обаяние взмаха головы немного ушло… но и то, что осталось – этого хватало, чтобы оттягивать в иные моменты внимание от происходящего на сцене). А что касается происходившего там – «не мой» состав оказался вполне приличным, а в чем-то и замечательным – возможно, «мои» сыграли бы не лучше. Нарекания (В ОСНОВНОМ) к декорации и костюмам… Сцена в Мосоперетте не самая маленькая, но она буквально загромождена двумя конструкциями (прочла, что их сравнивают с гильотинами… нет, они скорее напоминают механизмы для выкачивания нефти – неизящные такие). Они занимают большое пространство, при этом передвигаются с трудом и неточностями, а функциональные их возможности не отрабатываются и на треть…Плюс – еще движущиеся «вышки»…И – картонные солдатики-лошадки… И – барабаны… В общем, кордебалет хронически танцует бочком-бочком, а актеры бегают вверх-вниз, сбивая дыхание. Действию это ничего не добавляет, а мешает сильно – и зрителям, и актерам. Что до костюмов… Иногда – ничего себе так (как костюмы короля Людовика, маршала Бранденбургского, капитана Де Ля Улета или атамана разбойников)… …иногда совсем плохо (у Аделины, принцессы Анриетты и Маркизы де Помпадур). Костюм цыганки Аделины – словно блёклая тряпочка (в цыганском варианте) и нечто псевдобогатое при посещении ею дворца и в финальной сцене. Костюмы же Принцессы и Маркизы (типа подъюбочных корсетов) ужасно мешают актрисам двигаться… да и не красивы они. Сейчас еще немного поругаю. Вроде бы сцендвижение ставил сам Валерий Архипов. Вроде бы играют (в том составе, что я видела) молодёжь-студенты… но что ж они все такие тяжелые? Почему, даже будучи по действию влюбленными – они над сценой не взлетают, а тяжело по ней топают? Декорации мешают? Или – собственные ноги?.. Поругала. А теперь – реркомендую. Во-первых, замечательная история, хорошо известная по фильму с Жераром Филиппом – почему бы не оживить ее в памяти? Во-вторых – Семенов пишет очень хорошую музыку. У меня совсем плохо и со слухом, и с музыкальной памятью – но несколько мелодий внутри меня звучит вот уже второй день (а зал, который в финале подпевает артистам «ля, ля-ля-ля-ля-ля-ля» - из песенки про принцессу и подпаска, ищущих возле леса «живительную тень» – это вообще очень замечательно). В третьих, оркестр, руководимый всё тем же Семеновым, играет превосходно. В четвертых – актеры… Вот тут я чуть подробнее. Хороши две дурочки – дочка мельника и дочка короля (играют студентки Новосёлова и Пестова). Сержант Фьерабра в исполнении Дмитрия Шумейко – очаровательно-безмозглый балбес… и при этом – отчаянный храбрец. Превосходен Жак Латен в исполнении Владислава Кирюхина – его песня про парня, «допустим, по имени Жак» - совершенно вставной номер, который мог бы удлинить и так некороткое действие – воспринимается «на ура», и аплодисменты тут – совершенно искренни. Александр Голубев (давняя моя опереточная любовь) в роли атамана разбойников и, по совместительству – партизана, очень мил и уморительно смешон – хотя бы в той сцене, когда заявляет, что его тушка в окно не пролезет: сабля мешает… Забавен прусский маршал (Александр Маркелов) – и за счет построения роли, и за счет исполнения ее актером. Александр Бабик (Де Ля Улет) – оооочень хорош! Безупречно сыгранный гламурный офицер, искренне влюбленный в войну вообще и в каждого солдата в частности (вот так – по-мужски влюбленный… глаз не может отвести от каждого новобранца!). Превосходный голос, замечательно двигается… но, Бог мой – как же он похож на Петра Борисенко, тоже заявленного на эту роль!..(Зачем Оперетте два «Борисенко», пусть там и разбираются… Я получила на спектакле удовольствие от Бабика – очень жалея при этом, что самого Борисенко на сцене не застала…) Но самой яркой и удивительной ЗВЕЗДОЙ на сцене был Юрий Веденеев в роли короля Франции Людовика XV. Оооооо…. Как это было здОрово! Как же безупречно сделана роль: голос, интонации…А сценические импровизации, на которые зал реагировал совершенно восхищенно!... Как-то во вконтактно-опереточных группах наткнулась на обсуждение: кто из молодых актеров смог бы заменить Васильева, Веденеева, Жердер, Амарфий… назывались там разные фамилии… А по моему мнению – да практически никто не может их заменить! Потому что среди молодежи есть хорошие и даже замечательные актеры… Но вот таких – ПОТРЯСАЮЩИХ! – среди них, увы, не наблюдается… И, тем не менее, опереттОмюзикл «Фанфан-Тюльпан» получился весьма неплохим. Рекомендую – уже, правда, в новом сезоне.


Ирината: Гвидон (опера). Школа драматического искусства. 05.06.12 На «Гвидона» собиралась со дня премьеры, т.е. уже несколько лет. Всё «не срасталось» по самым разным причинам, и во многом – из-за боязни сложности Театра Анатолия Васильева в целом и этого спектакля в частности. Дело в том, что и Хармс, по произведениям которого поставлен спектакль, и этот Театр – они совершенно НЕПРАВИЛЬНОГО СКЛОНЕНИЯ. Постоянно идет сбой, отклонение от нормально-общепринятого, ошибка… Да, это гениальная, БОЖЕСТВЕННАЯ ОШИБКА – но все-таки нечто, что как бы просит об исправлении. Первое впечатление (опять же – и от театра, и от творчества ОБЭРИУтов) – до усталости ума и членов – много. Очень много непонятного и вроде бы даже случайного. Потом это «случайное» начинает выстраиваться в некую элегантную схему (а чтоб жизнь медом не казалось – случайное и совершенно ненужное в каком-то проценте остается). Зато отшелушенное от плевел зерно – оно чистое, крупное… но опять же не веришь глазам своим: надо снова шелушить, чтобы появился еще одно, новое, невиданное зерно-смысл, а под ним – еще… и еще… В итоге появляется ядро – чистый изумруд… да и шелуха оказывается не отбросами, а скорлупками золотыми… И Школа драматического искусства, и ОБЭРИУты – они именно многосмысловые. Малотренированного ума не хватает, чтобы сразу объять необъятное… Зато какое послевкусие, какой массив воспоминаний остается «на потом» и переосмысливается! Как долго это всё в тебе сохраняется! *** «Гвидон» - это опера, написанная композитором Александром Маноцковым по нескольким произведениям Даниила Хармса. Идет меньше часа. Сделано практически без декораций, играется в довольно простых костюмах – но всё это сделано с потрясающей фантазией! Да, всего-то 55 минут – но какой обвал информации, впечатлений, энергетики! В программке – полный текст того, что играется на сцене. (А сцена-то какая! Это зал «Глобус» театра, повтор шекспировской сцены с ярусными рядами и чем-то типа круглой арены в середине… Да еще сцена эта – движется, опускается, доводя зрителей до легкого головокружения от нереальности происходящего). Спектакль очень светлый – БОЖЕСТВЕННО светлый. Тем более, что в нем идет постоянное обращение к Богу, только не к скучно-придуманному дядьке с бородой, но именно к светлому, радостному, и в то же время строгому ОБЭРИУТскому Богу, тому самому, что «проснулся, отпер глаз, взял песчинку, бросил в нас». Ну, а мы вокруг этой самой божественной песчинки выстраиваем свое бытие – в котором и прозрачно-хрустальная радость гуляющей Белой Овцы, и печаль от среди бела дня накатившей лени, и безмерное отчаяние от того, что ночные птицы разбили купол храма… …но главное – это надежда на то, что волшебная ночь наступает. И на радость, приходящую в дом, когда меньше всего ждешь ее. Фантастический спектакль по произведению фантастического автора, идущий в фантастическом театре. Да, «Гвидон» не прост… но уже сейчас он начинает жечь душу, догонять – и ведь не убежишь от него…

Ирината: Пять вечеров. Мастерская Петра Фоменко. 7.06.12 Я люблю само понятие «театр» настолько, что стараюсь не ругать увиденное из зрительного зала. Всегда ведь есть в спектакле что-то, что достойно похвалы и на что надо направить внимание тех, кто захочет воспользоваться рекомендацией. При этом – я отношу это к лично-вкусовому – очень редко я выхожу из зала в состоянии абсолютного восторга, с ощущением «хочу еще раз, и немедленно». А вот после вчерашнего спектакля такое как раз и было. Мастерская Фоменко (начиная со здания) вообще вырабатывает в моем организме «гормон счастья». Помещение, подогнанное именно под этот театр (но, как выяснилось, и другим там уютно); милые незадёрганные девочки и мальчики в фойе, зале, гардеробе; очередная фантазийная программка (чего у Фоменко только не было: и имитация старинного альбома «Семейного счастья», и игровое пространство «Алисы», и газета «Улисса»…) - вчера это был большой лист двухслойного гофрокартона (он не поместился в сумку – как я его везла домой, радуя людей в метро!..); наконец, просмотр постановки совместно с семейством Марка Захарова (сидели за моей спиной). В общем, сказать, что спектакль очень хороший – это ничего не сказать. Он превосходный. Даже почти идеальный – по крайней мере, я не нашла в нем изъянов. Удивительно – совершенно не приняв душой «Маленькие трагедии» Рыжакова в Сатириконе из-за их нарочитой выморочности, кричащей объемности, в которой совершенно утонул тонкий и глубокий смысл – «Пять вечеров» я приняла всей душой. В спектакле, что бывает в постановках далеко не всегда, замечательное сочетание узнаваемой до мелочей реальности и искусной театральной фантазии. Сценографию придумал сам Рыжаков – неожиданно, скромно и с умом придумано и сделано. Две вращающиеся платформы (квадратная внешняя и встроенная в нее круглая), на которых – стена с дверным (?) проемом. Поворот – и перед нами фронтальная стена квартиры. Еще поворот – узкий (только протиснуться) проход… Еще поворот – двое беседуют, не видя друг друга, через стенку… Видеоинсталляция в спектакле тоже прекрасная – лёгкая, ненавязчивая… и опять же с большой фантазией сделанная (когда прямо на наших глазах начинают прорисовываться светом контуры комнаты Тамары – ох, как это замечательно! а одинаковые радиоприемники в комнатах Тамары и Зои – это вообще превосходно). Актеры хороши все и все удивительно на месте, совершенно на своих ролях. Правда, режиссер, ставя у Фоменко, взял только троих актеров из труппы (Агуреева, Колубков, Цуканов); в «Пяти вечерах» играет МТЮЗовский Гордин, Яна Гладких из МХТ, Евгения Дмитриева из Малого… Ну, значит – так надо было. Говорю же – актерский подбор безукоризненный. Что до пьесы Александра Володина – текст ее совершенно не постарел и не потускнел за 60 лет со дня написанная. Тем более, что собственно примет времени там не так уж и много. Грузовик, увозящий Ильина на войну – на какую войну? Развитие химической промышленности, как примета времени – всё правильно, химическая промышленность и сейчас не «в загоне»… Если только одежда на героях тогдашняя – и забавно смотрится диалог Тамары и Зои, двух претенденток на руку и сердце одного и того же мужчины: они практически одинаково одеты и оттого даже внешне похожи. Только одна – просто истосковавшаяся хоть по какой-то мужской, человеческой ласке… а другая любит и любима. Я подумала о том, что и в жизни, и на сцене очень много историй, в которых Бог и Судьба позволяют соединиться двум половинкам человеков, созданных друг для друга. Соединиться – в единственно возможное, без зазоров и сколов – целое. Но… гордыня и правда смертный грех – а оттого единственно неправильно сказанное или неправильно понятое слово иногда разводит этих людей навсегда, оставляя незаживающую, кровоточащую рану. На счастье – снова сошлись вместе Тамара и Ильин. И будет воскресенье. И они вместе поедут в Павловск – там очень красиво… А потом они вместе уедут к нему в северный поселок, где он – вовсе не главный инженер химкомбината, а всего лишь водитель (ну, хорошо – заведующий гаражом). Уедут и – будут счастливы. Наверное. А в питерской квартире на Восстания останутся Слава и Катя – и дай Бог им не потеряться в круговерти жизни. Ведь они тоже – единственные, друг для друга созданные. В начале спектакля герои говорят так, словно камешки с горы катятся или льдинки звенят – люди так не должны говорить. А это просто души их закаменели… заледенели… Это уже потом, к концу сценической истории, и Тамара, и Ильин оживут и оттают. И будет Чудо – такое же нежданно-прекрасное, как огромная снежинка, что упадет на руки Тимофееву. Упадет – и не растает. И если немного подождать, при этом очень сильно надеясь и веря, чудес-снежинок будет в жизни много… Трейлер спектакля с сайта Мастерской Фоменко

Ирината: Savannah Bay, МХТ, 10.06.12 Спектакль в рамках проекта "Французский театр. Впервые на русском". Шла в театр, мало представляя, на что конкретно иду: когда заказывала приглашение, было только ни с чем не ассоциируемое название, да еще желание увидеть то, чего еще никто не видел. Оказалось - я молодец, что, бросив всё - пошла именно на это. Потому что в одной из двух ролей была Ольга Яковлева - муза Эфроса, актриса фантастическая, которую я после таганской трагедии Анатолия Васильевича совсем потеряла из вида - но вспоминала... вспоминала... В партнершах Яковлевой - Наташа Швец, актриса весьма достойная. Пьеса Маргерит Дюрас, которая и вправду на русском - впервые, очень странная. Две женщины - молодая и старая - на берегу моря. Воспоминания. Одна, пожилая, вспоминает - о первой любви, о рождении ребенка, о страсти, о гибели... Вторая, молодая, помогает этим воспоминаниям. А воспоминания - они прерывисты и непостоянны... Они - как море. То накатятся бурливой волной, выкатят на берег обкатанный янтарь, где внутри каждой солнечной капли - застывшая крупица счастья или горя... То - откатится волна, и сохнет песок, на котором ничего не произрастает... Спектакль - как картина художника-пуантилиста, где интереснейшее изображение складывается из разноцветных точек - но подойди с другого ракурса, и все снова распадется в легкие пестрые мазки. А потом опять сложится в полотно. Но показалось мне, что женщина на сцене - лишь одна. И странным образом то старая актриса оборачивается собой - юной и безрассудной... То молодая, 16-летняя девушка мудро заглядывает в тсвое будущее, в то, что еще должно случиться... Очень захотелось, чтобы спектакль, сохранив свой нерв, свою тонкую, изящную, почти нереальную красоту, был чуть подшлифован технически - и вошел в репертуар театра, где был впервые сыгран на русском. Ибо это замечательный спектакль.

Ирината: Любовь. Письма. Театр им. Пушкина.13.06.12 В этом театре – после долгого-долгого перерыва. Первые впечатления – наиприятнейшие: милые администраторы, еще более милые женщины на рассадке в зале. В фойе – мемориальная доска, посвященная Таирову и Коонен (может, кто не знает: знаменитый Камерный театр находился именно в этом помещении), трогательный профиль Церетели на фотографии… Хорошая фотовыставка к юбилею одной из актрис. Спектакль поставлен Юлией Меньшовой, как бенефис для родителей – Владимира Меньшова и Веры Алентовой. Что само по себе не может не тронуть: мне нравятся семьи, где поколения неразрывно скреплены друг с другом, где каждый старается сделать для ближнего приятное: постановка сделана не просто для родителей, но и к юбилею мамы! Сама по себе пьеса – хорошая и тоже очень трогательная. Это роман в письмах. Мелисса и Энди начали писать друг другу еще в детстве – да так и писали всю жизнь. До ее смерти. И даже после нее… Письма были очень разные. Переписка то прерывалась, но возобновлялась с новой силой… Они выросли совсем разными: Энди стал юристом, политиком… Мелисса не слишком удачно пробовала себя в живописи – и, увы, расслаблялась алкоголем. Это спектакль о том, что люди могут быть неразрывно связаны друг с другом, даже не общаясь: достаточно знать, что он/она – твоя вторая половинка – где-то ходит по свету, смеется, грустит… и, пусть не часто, но тебя вспоминает. И еще это спектакль о том, как часто мы делаем не то, что должны… нет, что по-настоящему ХОТИМ делать. Так и проходит день за днем, год за годом в тоске НЕ жизни, а всего лишь того, что является ее тусклой тенью. Да… вроде бы и не стыдно за бесцельно прожитые годы – но настоящего-то счастья мог быть океан, а его оказалось – неполная пригорошня… Это хороший спектакль. Вернее, он мог бы быть хорошим спектаклем. Если бы отчаянно не напоминал мне антрепризу… И даже не в декорации дело – она-то как раз довольно богатая (но могущая быть урезанной до двух стульев и условной выгородки). Мучалась я от того, что действие не низвергалось водопадом – где переплетаются струи в шелесте и грохоте, где висит сверху облако радужных капель, где ужас (до слёз) мешается с восторгом… Нет, это был водопад… знаете, такой… пластмассовенький, где моторчик гонит одну и ту же воду по кругу. Красивенько так. Глазу приятно… Просто так – струйка за струйкой… Но – ни радуги, ни восторга. Так и этот спектакль. Просто – хороший текст, прочитанный двумя неплохими известными актерами…

Ирината: Ивонна, принцесса Бургундская. Театр Эрмитаж. 14.06.12. Не знаю, с чем это связано – возможно, с заменой исполнителя одной из главных ролей – принца Филиппа, но постановка как-то странно ушла из разряда фантасмагорий, оборотившись хорошим «бытовым» спектаклем – наполовину сказкой, наполовину историей «про нас про всех». В результате зрители смотрят «Ивонну» охотней, чем раньше – и даже мне она, в этой новой ипостаси, весьма «глянулась». Правда, чуть странно смотрятся теперь «фантасмагоричные вставки»: «косая» пробежка Ивонны и Филиппа, странная кукла… да и песенки, которые раньше были вроде бы ни про что, но в то же время – про всё, теперь смотрятся просто как милые вставные номера. Нет, спектакль не стал ХУЖЕ, он просто стал ДРУГИМ. Но и пьеса – замечательная, и актеры в ней играют «на все сто». Хотела выделить всегда восхищающего меня Валентина/Сухарева… Ага! А Маргарита/Белоусова? А Игнаций/Храпунков? А Камергер/Заболотный? Наконец, сама Ивонна – милая и трогательная Олечка Левитина? Да и Филипп/Назаренко играет очень хорошо. Кстати, от изменения стиля игры не изменился общий смысл спектакля. Для меня он – в невозможности существования особенного человека в стане (стаде) людей банальных. Будь ты хоть раб, хоть король – ежели ты в своих стремлениях, мыслях, привычках, поведении не выходишь за пределы среднестатистических значений – ты будешь жить долго и относительно счастливо. Стоит же выделиться… Всё. Катастрофа. Не зарежут, так просто в игнор поставят. Вот Ивонна – она именно ОСОБЕННАЯ. Каждый раз думаю: ведь никому не мешает, тихо-тихо живет, сама по себе, не примешиваясь к общей каше жизни… а вот – ВСЕХ вокруг раздражает. Самим фактом существования выводит из себя настолько, что до бешенства доводят даже обычные бытовые мелочи: в окна она, видишь ли, выглядывает… Все вокруг испугались до истерики: появился в замке этот тихий Ангел, и сразу из всех шкафов начали выпадать скелеты, сразу память начала выдавать на поверхность давно, вроде бы, забытое… самое потаённое… Чистота Ивонны была как бы лакмусовой бумажкой, показывавшей, что за адское варево варится в глубине душ всех этих – милых на первый взгляд (на поверхности) людей. Ну, и чем закончилось? Тем, чем и должно было закончиться: уничтожили девушку. Да еще так, что никто, вроде, и не виноват, кроме нее самой… Совравши – не соврали. Убивши – в стороне оказались… Вот так. А сыграли вчера хорошо. И все-таки Валентин, с его текстовыми вставочками из «Гамлета» - любимец мой в этом спектакле. С самого дня премьеры. Фото: Евгений Люлюкин

Ирината: Анна Каренина. Театр им. Вахтангова Этот спектакль можно описать одним словом: «Танцуют». Под (в основном) страннопрекрасную музыку Шнитке танцуют роман Льва Толстого, вернее, его избранные главы. Драматические актеры в драматическом театре танцуют… балет. Я совершенно ничего не понимаю в балетном искусстве. Потому что на балеты не хожу – ну, не зацепляет струнки моего сердца театр, в котором отношения выясняются почти исключительно с помощью ног. Нет опыта смотрения, нет опыта и описания. Я даже не поняла, хорошо это было или плохо. Роман я знаю, так что сцену сватовства Левина к Кити от сцены скачек с падением лошади по кличке Фру-Фру отличу даже без либретто (да, в программке драматического театра – снова изящная программка, кстати – прописано балетное либретто). Музыка… ну, я уже определила ее, как «страннопрекрасная». Костюмы… да, наверное, ничего – смутило только, что все дамы, вне зависимости от цвета платьев, в черных колготках –это техническое решение, по-иному нельзя… но с эстетической точки зрения – смотрится странно. Двигаются все дружно – но я это говорю с точки зрения движения драматических артистов… но как на это определить, учитывая «либреттную» программку?.. В общем, спектакль красивый, имхо, смотрится хоть без супервосторга, но и без откровенного отторжения. Разве что с непониманием: а зачем всё это? Сделали нам зачем-то красиво, как всегда делают красиво в Большом театре – где порхают эльфы, цвельфы, сифилиды… пардон, сильфиды. Но мне, как любителю искусства драматического, это было не слишком по сердцу… Боюсь, что знатоки и любители искусства балетного останутся еще более недовольными: они-то уж точно увидят в спектакле технические огрехи… Впрочем, дважды в спектакле было то, что, по моему скромному мнению, снимало почти все недоумения от постановки. Ибо среди молодежи, все свои силы тратившей на… как это?.. ну, пусть – батманы – был один актер, которому, увы, в силу возраста трудно садиться на шпагат и крутить фуэте. Зато опыта и таланта у него – хоть отбавляй. Говорю я о Евгении Князеве, играющем Каренина. Если честно, то из огромной палитры возможностей артиста в этом спектакле оставили ему не так уж и много… НО! – как он использовал все свои краски! Как эффектно и красиво играл! Даже в мелочах. Например, в движении рук. Разве забудешь, как, пожав торжественно руки целому сонму желающих поприветствовать, он в финале брезгливым легким движением стряхивает все бывшие рукопожатия со своей ладони? Или – как идет он по ипподрому, уверенно укладывая руку на перила – и тот, кто не успевает свою руку убрать из-под тяжелого шлепка ладони – тот не прав. А сцена увещевания Анны – когда не произносится ни слова, и только в воздухе, словно белая моль, стремительно мелькают кисти рук. …Хорошая актерская работа. Очень украшающая, и, главное, драматизирующая спектакль. И еще. Сцена в опере, где женский голос потрясающей красоты поет из «Евгения Онегина». Называю фамилию исполнительницы, и запоминаю ее сама: Мария Пахарь, солистка Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Потрясающая сцена – в основном за счет заднего плана, того самого, где на вахтанговской сцене – условные оперные подмостки. Нет, и все-таки это было интересно. Даже рекомендовать могу, пожалуй. Только все же не балетоманам. Кстати, в Вахтанговском идет еще один чисто танцевальный спектакль – «Берег женщин». Небольшие хореографические номера, в которых как раз драматизм-то заложен – в большей или меньшей степени. И, честно скажу, тот спектакль понравился мне много больше, нежели «Каренина». Фото: Евгений Люлюкин

Ирината: Монте-Кристо. Мосоперетта. 20.06.12 Я очень даже понимаю тех, кто из всех возможных видов хобби выбирает хроническое посещение театров, и при этом главное предпочтение отдает мюзиклам. Даже для меня, кого Бог обидел слухом, голосом и возможностью понимать спектакли изнутри, из самой глубины, даже мне – эмоциональному попрыгунчику с облегченным восприятием театральных постановок – мюзиклы дают очень много. Мюзикл (если он по-настоящему хорош) это несколько последующих дней эмоций и внутреннего драйва. Это – ощущение сказки, которая стала былью, не потеряв при этом своей сказочности. Это – промурлыкивание лучших из прослушанных мелодий: просто как произнесение некой мантры для поддержания духа в равновесии и полного восстановления внутренней установки «и стоило жить, и работать стоило». «Монте-Кристо» играют последним блоком, так что кто не успел – тот почти уже опоздал. В принципе, я перегнала к себе ВКОНТАКТ видеозапись постановки… но – ах, это всего лишь печальная тень тени, смутное отражение, в котором мы, видевшие и полюбившие, с радостью будет узнавать настоящее, сегодняшнее… но вот тем, кто захочет просто с нуля посмотреть-насладиться.. нет, не советую! (Зато советую УСПЕТЬ – играть будут до 1 июля включительно). Видела «Монте-Кристо» неоднократно, начиная с одного из премьерных спектаклей, в котором потряс Балалаев/Дантес и балет, рассердила ненастроенность аппаратуры и насмешили тексты (Господи, ведь это Юлий Ким! А поют… ох…опять цитирую «любимое» - «папа, мама, у меня на сердце рана»). Аппаратура теперь более-менее настроена, про «папу-маму», естественно, поют… А вот с Балалаевым в этот раз «не свезло». Я смотрела составы, перепутав дату – в результате пришла на Дыбского… Он красивый, видный, и голос хороший… Но что-то я сильно расстроилась тем, что вместо Артиста с большой буквы мне показали просто красивого, сильного и видного поющего дяденьку. Знаю, что у Дыбского много поклонников – и он достоин зрительской любви, но… если брать «по логике», то физической силы и внешней красоты вряд ли хватит, чтобы, не сойдя с ума, выдержать годы одиночного заточения, а потом разработать и осуществить многоходовых хитроумный план мести. У Дантеса в исполнении Бабалаева, помимо внешнего изящества, определенно есть внутренний стержень, врожденное благородство и развитое мышление – всё то, что дает возможность человеку оставаться самим собой даже в самых экстремальных условиях. Ну, и голос… не хуже, чем у Дыбского. Зато определенно подфартило с Ланской/Мерседес, Новиковым/Фернаном, Маракулиным/Вильфором, Рулла/Эрминой. Ну, и особенно (для меня) - с Гайде/Карине Асирян: видела ее в премьерном блоке и просто влюбилась в неистовый гнев этой девочки. Ну, а в общем – не относясь к неистовым фанатам «Монте-Кристо», я не пойду в театр плакать и забрасывать цветами артистов в самый последнийвечер мюзикла. Но то, что я как бы простилась с ним – легко грустя, восхищаясь… да еще – с отличного места… В общем, это хорошо. …А те, кто еще не видел – могут успеть посмотреть спектакль. До его окончательного ухода всё-таки еще больше недели.

Ирината: Времена не выбирают (Любовь в стиле джаз). Театр мюзикла. 23.06.12 Они - американская певица Дженнифер и русский музыкант Матвей - виделись всего дважды: в снежной предновогодней Москве 1935 года и в Берлине 1945-го, когда в победной эйфории казалось, что возможно всё... даже любить. Матвей погиб тогда же, в 45-м - и не от фашистской пули: он был обвинен в шпионаже и расстрелян. Дженнифер умерла через 13 лет, когда узнала, что у нее больше не осталось надежды на встречу с любимым. ...Спустя много-много лет Мэтт, постаревший сын Матвея и Дженнифер, в нью-йоркской радиостудии читает дневник матери. История о любви. Вернее, даже о целых трех - но одна из них закончилась безразмерно грустно, две же другие только начинаются. Мюзикл с блестящими и яркими костюмами и потрясающей музыкой, к которой единственной нет и не может быть нареканий: это американская и советская классика ХХ века. Как все мюзиклы, этот - первое детище театра, появившегося в Москве, в зале знаменитой Горбушки - дает совершенно ОСОБЕННОЕ настроение (и во время действия и послевкусием). Красиво, звонко, драйвово, весело... и чуть печально при этом. Порадовало участие в спектакле Марата Абдрахимова (в танцевальных номерах и небольшой роли скрипача Соломона) - мы с девушкой N. заметили его еще в середине 90-х... он всегда был чертовски хорошо!). Потрясающие голоса (это понятно даже мне, человеку с совершенно оттоптанными медведем ушами): Дмитрий Ермак в роли Василия и Ксения Ларина/Бекки поют так, что хочется от восторга просто упасть букетами цветов к их ногам. Однозначно могла бы рекомендовать спектакль к просмотру, если бы он не был последним.... или всё-таки он - крайний? Впрочем, к спектаклю есть и нарекания. Главное из них - нарушение принципов и законов построения мюзикла (и это странно в театре, который позиционируется именно как Театр МЮЗИКЛА). Ну, нельзя так долго и при этом так плохо с точки зрения драматического театра (а в начале постановки было уклонение именно в драму) ГОВОРИТЬ. 20 минут… Более чем средняя актерская игра (до зевоты… и очень расстроил очень уважаемый Чиндяйкин) со вставкой всего одного песенно-танцевального номера. Прекрасного номера - но совершенно не на место вставленного... к тому же окончательно развалившего бла-бла сцену. Это было скучно. Так скучно, что едва не ушла в антракте. Но осталась - и совершенно не пожалела об этом! Было нарекание и к построению танцев. Но тут дело скорее в том, что, при вроде бы большой сцене и не сильной загроможденности декорацией - танцорам чуть тесно... простора и размаха не хватает. Чуть-чуть совсем не хватает, но всё-таки... Да! Вот еще (для меня - самое главное)! В действии, четко "застолбленном" 1934 годом, прозвучала "Песня о Москве" Тихона Хренникова, написанная в 1941 году. Песня, конечно, очень к месту - про друга, которого никогда не забудешь, если с ним подружился в Москве... да и большая часть зрителей просто не обратила на эту неувязку внимания... Но тем не менее... единожды солгав в мелочах - кто поверит тебе в главном?.. ...и это несмотря на то, что блок советских песен, в который вошла и эта - совершенно прекрасен, потрясающе энергетичен. Как энергетичны все без исключения музыкальные моменты спектакля.

Ирината: Алиса в Зазеркалье. Мастерская Фоменко. 24.06.12. В антракте в фойе пожала лапу очаровательному Белому Кролику. Лапопожатие получилось, пожалуй, чересчур крепким (я не слишком виновата – это от неожиданности) – так, что на мгновение глаза «косого» стали такими же круглыми, как и его очки. Маленький презент (лично мне) – Роза Шмуклер в роли Алисы. Мне оч.нравится и Вера Строкова - и в этом спектакле, и вообще (а во 2-й части «Войны и мира» она, мне кажется, переигрывает в роли Наташи саму Агурееву). Тем не менее, Роза – это вообще стопроцентное попадание в роль: очаровательная девочка 7 лет 6 месяцев от роду – в меру бойкая, в меру стеснительная, в меру умная, в меру по-детски наивная. Спектакль, при том, что театральные его смыслы все лежат на поверхности (в принципе, всё нормально: Кэрролл туда сам уже заложил очень много), красив до невероятности, И декорациями-костюмами, и сногсшибательными эффектами (волшебная река, по которой за светящимися лилиями плывет Алиса и сумасшедшее искривление пространства в финале – это вообще совершенно неповторимо!), и актерской игрой (во многом почти что несерьезной – но как они превосходно все делают на сцене!), и музыкой (маленький живой оркестр!)… В общем, это волшебная сказка, в которой все мы снимся Черному Королю… и не дай Бог он проснется: кончится сон, и мы все исчезнем (а не хочется!). Мне немного жалко современных детей. Я вижу, что большинство из них даже не представляют, как двигаются по доске шахматные фигуры… И кэрролловская Алиса для них (и совсем малых, и даже больших) – впервые, как для многих впервые – Театр вообще. И тем не менее, дети смотрят это довольно сложное и не короткое (три часа!) представление со вниманием и пониманием, и шума-беготни в зале практически нет. В каких-то детских зрительских сбоях практически «на все сто» были виноваты родители. Так, явно психически нездоровая девочка, бывшая на спектакле с родителями и братом, смотреть не мешала совершенно, В отличие от сидевшего позади и наискосок мальчонки, которого бабушка практически непрерывно во время действия поила и кормила, а также выводила в туалет. Или – сидевший впереди, через проход, подросток – съехав в кресле, он смотрел, задрав ноги выше головы… его мама не только не делала ему замечания – она не обращала внимания ни на сына, ни на соседей по залу, ни на сценическое действие, постоянно играясь со своим айфоном… Но всё-таки дети – молодцы! Как радостно они выскакивают из зала… продолжая при этом обсуждать постановку и даже… играть в нее. Еще одним презентом лично для меня (наряду с наличием в спектакле Розы Шмуклер) была возможность посмотреть спектакль с любимого места – ряда за проходом. Посему не только эффекты смотрелись и виделись как раз так, как и было задумано (при том, что ряд – отнюдь не дальний), но я получала еще и бонусы: половина героев продефилировала во время действия прямо передо мной: и Белый Король посидел на соседнем кресле, и малышка Алиса – буквально на моих коленях, и белую овечку я погладила, и битва Льва с Единорогом происходила едва ли не на моих ногах… Поверьте: это было просто ЗДОРОВО!!!! «Алиса в Зазеркалье» была первым моим спектаклем «у Фоменок» - два сезона назад. Я была тогда уверена, что однократного просмотра постановки мне будет достаточно. Ха! Сегодня смотрела ее в третий раз. И что же вы думаете – я на этом остановлюсь? Уверена, что – нет.

Ирината: Событие. МХТ. 22.06.12 Где стол был яств, там гроб стоит; Где пиршеств раздавались лики, Надгробные там воют клики, И бледна смерть на всех глядит. (с) Спектакль начинается с видеопроекции: карнавальное шествие, марши, игры и развлечения, спорт… Над всем этим нет-нет, да и возникают полотна со свастикой – но ведь люди как люди, и праздники бывают в любой стране любого континента. И рядом на проецирующейся фотографии – очаровательное детское личико. Спектакль и заканчивается видеопроекцией: изможденные дети, умирающие на улицах, мимо которых равнодушно проходят обыватели. И то же детское лицо – но покрытое пятнами тлена. Внутри глобальных радостей и страданий – счастья и беды точечные: семейные, личные. Празднуется день рождения мамы/тещи – писательницы. Пришло известие, что из тюрьмы вышел человек, отбывший срок за попытку убийства своей невесты (чужой жены). Выстрелив когда-то не метко, он обещал завершить дело после того, как выйдет на свободу… «Событие» Богомолова в МХТ «срифмовалось» у меня с РАМТовским «Приглашением на казнь»: и здесь, и там – Набоков. И здесь, и там – даже визуально – обычные, нормальные люди среди грубо раскрашенных кукол-марионеток. Люди обычные решают в этом спектакле свои реальные проблемы: раздобыть денег на отъезд; купить именинный торт; накрыть на стол и убрать с него; накричать друг на друга… Забавно, но даже теща Трощейкина, совершенно фантастическая дама-писательница (Боже…. какие «сказочки» она пишет… все эти мертвые лебеди со слезами на длинных ресницах… что-то невероятное), которую потрясающе играет…Александр Семчев – относится не к кукольным монстрам, а к обычным реальным людям – ибо… ну, и что: вот она – такая… но кукольного в ней нет – есть только во многом изломанное, скрюченное, но – человеческое. Зато человеческого почти что нет в сыщике Альфреде Барбошине – этакая на первый взгляд забавная… а на второй – страшная кукла, ведомая безумным кукловодом: за какую веревочку тот дёрнет – никому не ведомо… Как не ведомо и то, что эта крашенная марионетка вытворит: подарит ли свое фото в гриме Короля Лира? влезет ли в окно? положит себе на бутерброд третий кусок ветчины?.. Если бы я снимала этот спектакль на видео, то при монтаже я сделала бы наложение двух изображений. В одном (основном) люди-люди и люди-марионетки занимались бы своими делами: ели, пили, ссорились, переживали, интриговали, радовались… В другом – жил бы своей жизнью нарисованный на картине кудрявый еврейский мальчик – сын ювелира. Яна Осипова играет это изображение на картине именно что не существующим в жизни персонажем – на картину художника Трощейкина, главы семьи, обращают не больше внимания, чем на стоящий тут же шкаф. Но при этом «картина» ртутно, по-детски непрерывно подвижна – движение ощущается даже тогда, когда дверь в мастерскую закрыта… Сын ювелира так же реален и одновременно иррационален, как и умерший за несколько лет до этого сын художника… и кто из двух этих эфемерных малышей разбил зеркало в прихожей… неведомо. А вообще – странная пьеса. В ней типично набоковское плетение словесных кружев, и в то же время – непрерывное присутствие какой-то чеховской бессобытийности, бессмысленных разговоров ни о чем… но при этом слова-слова-слова вдруг складываются – и возникает чувство тревоги там, где всё хорошо и спокойно. Или наоборот: в самый беспокойный момент действия вдруг словно пролетает тихий ангел. Для персонажей пьесы все закончится хорошо: такая же внезапная, как весть о возвращении убийцы, придет вторая – о том, что он навсегда покинул город. Всё славно. Или – нет? А как быть со всеми словами и поступками, которые были сказаны и совершены за эти сутки? Как быть с пришедшим пониманием об отсутствии любви? Как жить, если на нищем ломбарде по соседству будет намалевана желтым «звезда Давида» - как знак начавшегося тлена – в котором сгниют и память о сыне, и ты сам – вместе со страной, которая тебя приютила.

Ирината: Подавлять и возбуждать. Et cetera.26.06.12 Я, знаете ли, очень не люблю, когда мне врут. А еще больше я не люблю, когда обижают то, что я искренне, всей душой люблю. Вот сегодня мне соврали… да еще дорогую мне тему, называемую «Театр», обидели. В наползающее театральное межсезонье ходила я к Калягину. Вот оно и враньё: когда ЭТО называют Театром – говорят неправду. Это что угодно, только НЕ… Детей обманывают, подсовывая им вместо конфеты пустой фантик. Здесь тоже вроде всё красиво: программки, буфет, фотографии в фойе. В зале – ярусами стоящие кресла (и КАКИЕ кресла!), красный занавес и хрустальная люстра (КАКАЯ люстра!). И все же это – качественная подделка. Фальшивка, другого слова не подобрать, ибо то, что на сцене происходило, к профессиональному театру отношения не имело никакого. Или – имело? И это и есть ГОЛЫЙ театр - такой, какой он есть, без напластований. То есть если с театра соскрести достойную режиссуру, хорошую актерскую игру, талантливый текст и наше зрительское обожание – вот и останется то, что есть подмостки на самом деле, без напластований и фокусов: нечто довольно неприятное, где плохо знающие текст и не чувствующие друг друга мужчины и женщины произвольно мотыляются по сцене, произнося слова-слова-слова. Я, в принципе, добрый зритель. И критик тоже добрый. Хотя изредка приходилось мне уходить из театра в антракте (не нравилось действие). Но чтобы больше всего на свете хотелось уйти во время действия, да еще грохоча ботинками и тихо, но внятно ругаясь – этакое впервые. Самой ужасной (Господи… что я пишу! Но это – так) была игра мэтра – Калягина… Как же это удивительно: мой обожаемый, почти что боготворимый Кумир при ближайшем рассмотрении оказался совершенно «нулевым» актером, который и сам с трудом плавает по глади постановки, и других топит неточными фразами и фальшивыми интонациями. «Может быть, надо расстрелять режиссера, и тогда все было бы иначе, было бы лучше», - сказала я по окончанию (ибо досидела-таки до финала). Угу. Как же. Лучше не было бы: в режиссерах этого творения тоже числится… Калягин. Мне бы очень хотелось прочитать пьесу Максима Курочкина. Ибо в ней, как во всяком нестандартном, на грани полного абсурда, но однозначно талантливом тексте наверняка бездна смыслов. Есть они там, определенно есть. И сколько бы их не пытались замесить грязью банальностей – смыслы эти, словно светлячки светят. Да, там очень много замечательных смысловых «фишек», но, производя спектакль на свет, кажется, именно договорились, что он – ГОЛЫЙ (без режиссуры, актерской игры и этих самых… ну… смыслов). Да. Печально это всё… и я уж молчу, что из зала видно, как маются актеры перед выходом в неглубоких кулисах… Молчу и про то, что смех в зале вызывает зачем-то сказанное слово «пидорас»… И про то, что молодая героиня в введенном в спектакль коротеньком танцевальном номере поднимает ноги не в такт. И не так высоко, как нужно. Эх, дорогие мои… я очень-очень редко не только не рекомендую, но и настоятельно отговариваю от просмотра. От похода на эту постановку – предостерегаю. И в театр этот я больше ни ногой, ибо кресла и люстру посмотрела, и это всё. Хотя… СТОП! Было! Было НАСТОЯЩЕЕ, то, что разбудило публику и вызвало аплодисменты (долгие!). Это «драматический монолог», который, в надежде получить зачет, читает «негодяй-студент». Читает… из чеховской «Чайки». Нет-нет, не про «львов, орлов», и не от имени Треплева или Тригорина говорит. Читает он – стебаясь, ломаясь, ёрничая, кривляясь… монолог Аркадиной («…эти глаза – мои, эти шелковистые волосы – мои…»). И как читает!!! Препод, зачет ему не поставивший таки – ничего не понимает в театральном искусстве. Да и сам – педагог плохой, и актер плохой… А вот АНАТОЛИЙ ЗАВЬЯЛОВ, студента играющий… как этот талантливый умница попал в эту дурную компанию? Хотя – может, он там затем, чтобы лично я не потеряла веру в театр. И рассказала вам о том, что есть такой актер замечательный с фамилией Завьялов.

Ирината: Налетела грусть, боль незваная, вот она, любовь окаянная. МХТ. 27.06.12. В рамках режиссерской лаборатории «Здесь и сейчас». Драматург Павел Пряжко, написавший о простых вещах, простых словах и поступках простых людей. Режиссер Дмитрий Волкострелов, которого, по его словам, эти самые вещи, слова и поступки (те, что пишутся с прописной буквы) и интересуют. Оч.радует, что МХТ позволяет себе вот такие коммерческие мероприятия: спектакли на один (максимум два) раза. Как я понимаю, это авансная реализация заявок режиссеров, «пилотный вариант» того, что может (или не может) впоследствии стать полноценной постановкой. Это арена для того, чтобы пьесы молодых драматургов ушли с плоскости бумаги, обрели сценический объем. Это хороший тренаж для артистов – как хорошо востребованных в театрах и кино, так и тех, кто чахнет от повседневного невнимания. Наконец, это пир духа для влюбленных в театр зрителей, который, как пушкинский Дон Гуан, увидев под вдовьим покрывалом лишь пятку, в мгновенье дорисовывают остальное. Что до спектакля – тут эскизный набросок мгновенно обретает в зрительских глазах плоть и кровь, превращаясь хотя бы в мыслях в полноценную постановку. Эти спектакли бесплатны (что тоже приятно) и, если театр в следующем сезоне продолжит показ подобных работ, продолжу на них свое зрительство и я. Причем с удовольствием. Немного о спектакле. В нем нет четкого сюжета, нет начала и конца, нет морали… Есть просто обычная жизнь, перенесенная на одну из небольших МХТовских сцен. Люди разговаривают о чем-то своем, обыденном: синячки на запястьях малыша, вкусный суп, возможность дешево подключить газ к дачному домику, предстоящий развод, ремонт машины... Примерно то же самое, что и у нас всех (в вариантах). Подумала, что если бы режиссура была чуть более жесткой, а актеры – немного более внятными, из ничего вышло бы «чего», а именно фрагмент чужой жизни. Почти по Джеку Лондону: заглянуть в освещенное окно, увидеть там «картинку» (например, люди сидят за столом) – тут же забыть про нее или допридумывать дальнейшую (и предыдущую) историю. Постановке чуть не хватило уверенности, убедительности… совсем немного. Но это не слишком страшно. Что до актеров… вот тут я поругаю себя за совершенную невнимательность. Лучше всех – актриса, игравшая маленькую роль директора детского сада. Всё очень чётко: и зычность (в сочетании с мягкостью) голоса, и непременное «ой, да зачем это!..» при виде коробки конфет… которая, тем не менее, тут же была убрана в сумку. И ее собственное ненавязчивое винное подношение девушке-чиновнице (кстати, бутылка тут же окажется на столе у врача)… Посмотрела-порадовалась на хорошую актерскую игру в смутном узнавании… Потом уже заглянула в программку: да это же Александра Ислентьева! Это же – актриса любимого Эрмитажа! Вот так!.. Что ни говори, а НАША, эрмитажная актриса на целую голову обошла практически всех МХТовских! Чертовски приятно.

Ирината: Мольер (Кабала святош). Театр им.Станиславского. 29.06.12 Случайностей не бывает. Ибо книга, сдёрнутая утром с полки для чтения в метро, оказалась биографией Виктора Авилова – для которого изначально спектакль и ставился. К моменту начала вчерашнего зрелища я как раз и закончила читать про мольеровскую тему в творчестве артиста. И - человек, с которым я смотрела вчера «Кабалу святош», носит в себе тот самый, изначальный спектакль – как герои Брэдбери носили в себе книги… Последующие посиделки за кофе дали мне возможность представить в объеме, как это было. И понять, зачем это было. Ну, а в середине был спектакль в Станиславского. Честно говоря, я ожидала чего-то близкого к шедевру (несмотря на то, что римейки редко бывают лучше оригинала). Увидев, что в роли Жана-Батиста выступит САМ Валерий Белякович, в своих ожиданиях утвердилась… …и получила не шедевр, а довольно милую постановку, которую посмотрела с удовольствием, но на которую вряд ли пойду во второй раз. Тем не менее, спектакль для просмотра рекомендую. Во-первых, это сама по себе потрясающая история, связанная с великим драматургом. Во-вторых, написана пьеса Михаилом Булгаковым. В-третьих, актеры играют пусть без взлетов, но и без провалов, т.е. это уровень «значительно выросшего среднего актера». (Если бы мое мнение могло что-то значить, я бы попросила ставить сына и отца Горшковых в разные дни. Они слишком похожи не только внешне, не только ужимками и прыжками, но и по энергетике. Роли – Муаррон и Бутон - слишком разные, чтобы играться настолько одинаково. До раздражения). В-четвертых, очень хороший звуковой ряд. Про свет этого сказать не могу – все же в Стасике светят не лучшим образом, часто оставляя актера в темноте в самые ответственные минуты… и высвечивая, когда ему надо оставаться в полумраке. В-пятых, на сцене танцуют так много, словно этот спектакль поставил не Белякович и Алдонин. Танцуют красиво (респект, Ситников!). Единственное «но» - в лучших спектаклях Юго-Запада танцы и сцендвижение усиливают и дополняют действие… К сожалению, здесь они лишь заполняют пустоты. В общем, порекомендовала, попутно и отругала… Это, наверное, потому, что постановка не стала обещанным откровением – она просто одна из ряда последних московских премьер. И дай Бог ей собирать какое-то время полный зал. Впрочем, было два прекрасных момента, когда восторженно рванулась вверх душа. Это – совместный выход Людовика и Мольера. Они вышли так, словно один из них – это зеркальное отражение другого. Так и есть – на сцене присутствовали два Короля: один – Франции, другой – Театра. И еще: когда, откинувшись, упала рука мертвого Мольера, представление продолжалось… Только мгновенно выключились все звуки и свет. Тишина. Темнота. Дальнейшее – молчанье.

Ирината: Сильва. Мосоперетта. 03.07.12 В Мосоперетте, кстати, нет Главного режиссера. Есть Главный дирижер – и его имя пишется на программке заглавными буквами. И есть режиссер-постановщик – отмечаемый в ряду прочих, кто принимал участие в создании спектакля (правда, в первых рядах). Отсюда, я думаю, следует, что режиссура в оперетте, конечно, существует (надо же объяснить артистам, кто из какой кулисы выходит), но она не носит функцию необязательную. Здесь важнее – подбор голосов; именно голосов, а не типажей – приходилось слушать любовные дуэты, исполняемые внуком и бабушкой (говорю о соотнесении возрастов актеров). Оперетту отношу к числу любимых своих жанров (возможно, это связано с тем, что самые первые, стародавние мои театральные впечатления именно с ней и связаны). Однако, ставя во главу угла для восприятия ЛЮБЫХ спектаклей - умение актеров не только петь или танцевать, но и ИГРАТЬ – особенно ценю актеров «музкомедии», обладающих драматическим талантом. Вот здесь в первые ряды я всегда ставлю Александра Каминского – из-за его почти гениальной политалантливости. Он поёт (неплохо), танцует (превосходно), играет (очень близко к идеалу актера драмы). Еще и хорош собой… ну, это мой женский взгляд и мои личные предпочтения. Впрочем, не только мои: сидевший рядом дядечка, когда мы с ним дружно отаплодировали после первого соло актера, сообщил мне его фамилию с такими восторгом и гордостью, будто Каминский – его любимый племянник. Впрочем, с составом мне вчера вообще повезло: мало, что Александр Каминский играл Бони – так еще «свезло» на целый «букет» драматических талантов: Ферри – Юрий Веденеев, Мишка – Дмитрий Шумейко, Ронс – Владислав Кирюхин… а для дополнения красотой и талантом опереточного плана (завидуйте!): Сильва – Жанна Жердер, Цецилия – Светлана Варгузова, Эдвин – Артём Маковский. В общем, даже при наличии лишь минимальной режиссуры, справились и однозначно удовлетворили меня (а я зритель вроде и добрый… но строгий: прощаю сбои, но не извиняю халтуры). «Сильва» когда-то была именно одним из самых первых спектаклей, которые я посмотрела со вниманием и стремлением к запоминанию. Зная пристрастие Мосоперетты к четкому фиксированию когда-то найденного – старого, но хорошего, ожидала от себя радостного узнавания («все тот же слон! все тот же вкус!»). Отчасти и дождалась: как присутствовал некогда (лет 40 назад) диалог: «Ты лжешь!» - «Я лжу? Я никогда не лжал и лжать не буду!», так он и сейчас никуда не делся. Отчасти, правда, декорация утратила разные там рояли, основная сценография упростилась до некоего псевдо-хайтека (но – яркенько так), да и танцы (примерно половина их) идут не просто классическими балетными номерами, а этак…. с неким переподвывертом (что тоже глаз не режет). Основная история сохранена: это история взаимоотношений представителей богемы (к которым, как известно, относятся в обществе иначе, чем к купцам) и людей из высшего общества (которое с теми, кто ниже по положению, не смешивается… сколько не взбалтывай). Все это – на фоне любви двух… нет, даже трех пар: молодых балбесов Бони и Стасси, ведущей актрисы варьете Сильвы и офицера «из благородных» Эдвина; ну, и еще там есть старая нержавеющая любовь Ферри и Цецилии (бывшей когда-то кафешантанной звездой, но бросившей все, да и рванувшей вверх, к «положению», по трупам мужей). В «Сильве» есть всё: и страсти, и страдание (совсем чуточку), и веселые перепутаницы, и свобода духа и действий… Однозначно – хорошо! В конце все (вроде бы) свободны и счастливы, все, объединившись, дружно поют про созданных лишь для развлеченья красоток кабаре… …ну, а я, в привычке своей дописывать брошенную на половине театральную строчку, с печалью констатировала: а ведь мудрый Ферри, отговаривая Сильву и Эдвина от воссоединения, был прав… Ну, вот поженятся они – и что дальше? Сильва оставит сцену – и будет страдать от нереализованности таланта и от того, что родственники и друзья Эдвина ее отторгнут – не ровня она им… Эдвин, одного да другим теряющий близких – станет раздраженным (он и сейчас, когда «любовь» его еще в пике, сильно озлился, узнав, что Сильва – отнюдь не баронесса). Мама Цецилия, вернувшись к прежним привязанностям, поймет окончательно, что ее прежние поклонники сильно постарели вместе с их чувствами (вообще – и к ней конкретно). Папа Леопольд (благороден – аж до наличия ярко-голубой крови в жилах), бегающий за кулисами за красотками кабаре, протрезвится… и устыдится. Нет, не будет тут счастья никому – даже очаровательно-лёгкому Боги: Стасси (Василиса Николаева) – капризная и злая, измучает она парнишку… Но это так….моя личная пострежиссура, придумки того, чего нет и не будет никогда. А вот то, что есть – это замечательно красивое и яркое музыкальное зрелище. Которое настоятельно рекомендую для поднятия тонуса (а уж если с составом позезет!...). PS. Отношу нынче Юрия Веденеева к своим любимым актерам. Забавно: ведь я видела (и хорошо помню) его совсем молодым… Но тогда я предпочитала Герарда Васильева (за потрясающую благородную красоту) и Виталия Мишле (за легкость). Теперь же наличие на сцене Веденеева равно для меня наличию Знака соответствия требованиям самых высоких стандартов. Посему, когда вчера раскрылся занавес, и с первой секунды на сцене – Каминский (!!!) и Веденеев (!!!) – ах, как это было здОрово! PPS. А еще пьяный сон Эдвина – с танцорами во фраках (верх) и балетных пачках (низ) – так смешно! PPPS. И очень понравилось, что дуэт “Помнишь ли ты, как улыбалось нам счастье» «перекрестно» исполняли две пары: Эдвин и Сильва + Цецилия и Ферри.

Ирината: Русский человек на rendez-vous. Мастерская Петра Фоменко. 13.07.2012 После спектакля (очень понравившегося, кстати) я стала искать о нем информацию в инет. Не текстовую – Бог с ней, с критикой, а исходный материал – это «Вешние воды» Тургенева - я худо-бедно знала. Искала «картинки». Нашла несколько видео с премьеры и… не ставлю их в пост для подтверждения своих слов о постановке. Ибо нынешняя версия спектакля и то, что зрители увидели премьерой, очень сильно разнится по силе воздействия и уровню профессионализма. Когда-то очаровательно юные «птенцы гнезда Фоменко» мило изображали «из Тургенева нам что-нибудь». Теперь же спектакль, не изменившись по содержанию, окреп и возмужал, оборотившись из почти ученических экзерсисов – полнокровной и мощной постановкой с удивительно нежной атмосферностью и превосходной энергетикой. Не так давно спектакль был перенесен на основную, большую сцену Мастерской Фоменко – и он неизменно собирает полный зал восторженно внимающих зрителей, едино выдыхающих в удивлении, восторге или смехе. Спектакль стопроцентно профессионален – и безусловно хороши в нем ВСЕ исполнители вне зависимости от того, что делают они на сцене: играют ли большую роль или смешно свистят «птицей-зябликом». В спектакле забавно переплетается «век нынешний и век минувший» - и тургеневская нежная романтика ткет единый узор с рационализмом нынешнего времени… который иногда только кажется рационализмом… и прячет где-то глубоко-глубоко внутри и страсть, и нежность… Конечно, сегодняшние рыцари не идут стреляться из-за поругания чести девушки (чужой невесты, кстати), да и обиженные девушки легко прощают (и вообще не замечают), когда их задевают неловким словом. Но ведь и сегодня мечтается о рыцаре на белом коне, который вручит розы, бросит в грязь соболя… и нежно-нежно тронет губами твою щеку. …А бывало ли с Вами такое: случайный разговор со случайным человеком, мельком увиденная афиша, мотылек, мимолетно коснувшийся щеки… такая мелочь – а вспомнится через годы, и ты готов бросить все прожитое и нажитое, только чтобы вернуть этот миг… Итальянка с романтичным именем Джемма, дочка хозяйки маленькой кондитерской, случайно встреченная во Франкфурте героем «Вешних вод», не была красавицей или особенной умницей. Они повстречались, полюбили друг друга и… расстались. Встреча, как бабочка, оставившая в душе, как на пальцах, легкий налет пыльцы. Но… 30 лет спустя человек бросился через океан вслед за давней любовью… Любовью-пыльцой? Нет, не бабочка то была, а пламя свечи. Которое опалило навсегда. Которое осветило всю жизнь. В начале спектакля все они, еще только краешком вошедшие в свои роли, поют у фортепиано, повторяя один и тот же текст на русском, немецком, итальянском, французском языках. Я не запомнила ни строки… но смысл – вот он: «Когда мы были молодые и чушь прекрасную несли, фонтаны били голубые и розы красные росли»… Да. Когда мы были молодые – прекрасные юноши и девушки встречались просто на улице или на пороге кондитерской. Но мы были молоды – и глупы. И уходили с предназначенной нам дороги судьбы по боковым просекам… А потом, через много лет, становится так обидно, когда понимаешь, что прожил ты вместо своей жизни – чужую. И так хочется вернуться, и так хочется ворваться – хоть на мгновение – туда, где ты был молод, глуп, счастлив… В общем, превосходный спектакль – в который, кстати, тоже хочется вернуться и ворваться. Вернусь обязательно – и к удивительно точной режиссуре постановки, и к талантливой актерской игре, и к интересным декорациям-трансформерам… А как поют в спектакле!.. А какая программка его сопровождает! Ну, и Мастерская Фоменко… Потрясающий театр. Кстати, мы были на спектакле в день 80-летия Мастера. Дай Бог ему здоровья и многократных творческих побед – на долгие-долгие годы! Фото: Екатерина Цветкова

Татьяна: Это было со мной 20 июля...

Ирината: Аркадия. Театр на Малой Бронной. 18.08.12 К вчерашнему спектаклю у меня два нарекания. Во-первых, тексты Стоппарда – в частности, тот, по которому поставлен спектакль, столь точны, умны и афористичны, что в них важно не только каждое слово, но и каждая запятая. А на Бронной неважная акустика… так вот – в донесении этих самых стоппардовских слов вместе с его запятыми усердствуют, увы, не все актеры. Кое-кто (к сожалению, этим грешат и совсем юные и маститые артисты) текст доносит не полностью… Мне-то что – я знаю, о чем говорится… но за драматурга обидно. Еще: не все актеры вышли в финале на поклон. Вот как кое-то из их героев уехал в начале 2 действия в Вест-Индию… так и не вернулся к финалу. А я всегда считала, что поклоны – это часть спектакля. Что-то типа взаимной благодарности: мы, зрителя, аплодируем и дарим цветы и подарки (вчера помимо цветов были подарены – исходя из сценического действия и текста – игрушечные черепашки и огромные яблоки), а актеры, склоняя головы перед «своим зверем», публикой, благодарят нас за внимание и понимание. Вот… Ну, вчера у двух актеров последний выход не сложился. Это от меня критика, а дальше все уйдет только в восторги и благодарности – театру, актерам, режиссеру… Много лет я на Малую Бронную не ходила – в плюс к неважной акустике там и многое другое было печально и не театрально… Налаживаться стало несколько лет назад, с приходом граврежем Сергея Голомазова (кстати, он ставил когда-то антрепризу «Что подсмотрел дворецкий» - одну из больших ролей в ней играл Денис Суханов). В общем, сейчас театр стал определенно интересным, я рада, что, по стечению обстоятельств, пару лет назад кое-что там смогла посмотреть; сейчас собираюсь «догонять» - досматривать постановки последнего времени. На «Аркадию» пошла во второй раз. Повторяю, что текст Стоппарда – великолепен! Там столько авторских бриллиантов рассыпано – подхватывай на лету и восторгайся! Рекомендую прочесть. И посмотреть (после или до прочтения). Лучше после – ибо текст временами сложноват – хотя бы из-за того, что на сцене, в одной и той же декорации, существуют люди, отделенные друг от друга двумя столетиями. Сначала в пределах огромного загородного дома в графстве Дербишир будут жить люди байроновского времени (и сам лорд Байрон, которого, впрочем, мы не увидим, но услышим о нем неоднократно). Потом на тех же креслах за теми же столами рассядутся потомки лордов Каверли и люди, пришедшие в имение извне – исследователи байроновского периода в истории Англии. Вот тут и надо быть внимательными к тексту: ясно и к месту сказанное когда-то, в 19 веке, слово через 200 лет повлечет за собой такую массу трактовок… Скажем, шуточный рисунок юной девицы спустя много лет будет трактоваться, как единственное достоверное изображение конкретного человека. А к внезапному бегству из имения того же Байрона (хозяйка не без основания приревновала его к другой гостье) через года приделают совсем другие «ноги»: дрался на дуэли… убил… вынужден был скрываться. И случайности. Вот, скажем, если бы поэт был совсем уж никудышным стрелком, и не убил ни одного зайца – байроноведение могло бы пойти совсем другой дорогой. Впрочем, как я уже сказала, лорд Байрон на сцене не появляется. Тут царят другие герои. И те, что относятся к временам давно минувшим – они совершенно очаровательные! Во-первых, мне ОЧЕНЬ повезло: в роли юной Томасины Каверли в этот вечер блистала первая исполнительница роли – Антонина Шеина. С ней я когда-то и видела премьеру, и вот вчера… прямо по моему заказу на ЧУДО… Она – потрясающая. Совершенно НАСТОЯЩАЯ – не играющая по-актерски свою героиню, а живущая внутри ее. Такая маленькая, нежная и трогательная… и при этом сильная, умница… нет, не умница – она Гений, которому Судьба отпустила какие-то крохотные 17 лет жизни. И – Данил Лавренов, играющий Септимуса Ходжа, учителя Томасины, друга Байрона. Ах, какой он превосходный, какой точный в каждой фразе и в каждом движении… а какое у них потрясающее взаимодействие с партнершей!!! Так о чем спектакль? О Байроне, гениальной девочке, о любви – вдруг вспыхнувшей… Господи, какое слово –«вспыхнувшей»… ведь юная Томасина сгорела заживо в огне пожара, а он, Септимус, превратился в отшельника, ибо ЕЁ не вернуть, но, может, есть возможность доделать ту гениальную работу, что начала она… Спектакль о поисках истины. И о том, что истины-то – нет. Есть только разные трактовки слов, событий, фактов… О том, что разные времена иногда сближаются и даже пересекаются… и, если постараться, можно дотянуться и кончиками пальцев чуть сдвинуть в сторону ТО время… или хотя бы проникнуть в глубь явлений, что-то понять – и не повторить СЕЙЧАС ошибку… «Аркадия» - спектакль, в плюс к его изящной интеллектуальности, еще и очень красивый. Замечательные декорации (Порай-Кошиц!). А какие костюмы…И те изящные наряды, что носились в стародавние времена, и даже наши современные одежды. В общем, хороший спектакль. Настоятельно рекомендую и его, и многое другое, появившееся сейчас в репертуаре Малой Бронной. ]



полная версия страницы