Форум » Архив форума » ...Тем временем в другом хорошем театре... ЧАСТЬ 13 » Ответить

...Тем временем в другом хорошем театре... ЧАСТЬ 13

Ирината: ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2 ЧАСТЬ 3 ЧАСТЬ 4 ЧАСТЬ 5 ЧАСТЬ 6 ЧАСТЬ 7 ЧАСТЬ 8 ЧАСТЬ 9 ЧАСТЬ 10 ЧАСТЬ 11 ЧАСТЬ 12

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Ирината: Феи. Проект "Французский театр.Впервые на русском". МХТ. 17.03.2012 … [на репетициях] у нас изначально был бассейн, в котором мы рождались, и, хотя это была отличная идея, [вода] означает, что у вас нет никакой точки опоры на сцене. Так что я выскользнул, проехался через всю сцену и заработал открытые порезы в нескольких местах. Не в том самом месте. Но у меня от этой постановки осталось несколько шрамов, которыми я очень горжусь… (с) Бенедикт Камбербэтч Вода на сцене – это очень красиво. И энергетики действию сильно прибавляет… А вот мне вода мешала смотреть. Потому что ее наличие – это не только энергетично, но и травматично: вот так соскользнет нога (случайно) и… Да, те, кто на сцене – молоды-молоды-молоды, и, скорее всего, заживут на них все эти порезы очень быстро. Сегодня – заживут. Когда им, как и их героям – 20-25. Но что будет с ними потом, когда возраст удвоится и каждая старая рана начнет в непогоду «жаловаться»… И еще им холодно. Сильно холодно – и пусть они, опять же по молодости, греются своим внутренним драйвом – но синеватый цвет губ… он-то выдает. Это я всё пишу из дали своих немалых лет. Когда к пониманию почти каждого слова, произносимого со сцены, прибавился жизненный опыт… Но не ушли никуда воспоминания… Да, мои 25 пришлись на другое время – но вдруг выяснилось, что нынешние проблемы молодых, изменившись в частностях, совершенно не изменились в глобальном. Когда-то мне, молодой, приходилось добывать всё по крохам: знания, умения, общение с интересными людьми, еду… И потому, когда на молодёжь хлынул поток материальных, эмоциональных, информационных благ – я им позавидовала: эх, кабы мне бы, да тогда бы… И – ах, какой замечательное поколение придет на смену моему! И… растерялась, ибо ничего не происходит. Идут годы – а те же самые 2% читают поэзию, те же самые 10% посещают театры… Обилие книг не добавило начитанных. Обилие пищи прибавило толстых… но не увеличило числа гурманов. Да, люди стали более свободными в выражении чувств, эмоций, мыслей… Впрочем, и это мало раскрепостило ум большинства – при том, что вытащило на поверхность обширное вседозволенное хамство… Они – находящиеся на сцене представители нашей нынешней молодежи – очень разные. Такие же разные, какими были мы. Умные и глупые. Оптимисты и пессимисты. Сильные и слабые. Эмоционально открытые и намертво запертые в своих раковинах. Уверенные, что если счастье и было – то прошло навсегда… и не менее уверенные в том, что счастье было, есть, будет вечно – и для них самих, и для всех, кто его достоин… Они впадают в отчаяние – так же часто, как это было с нами. Они мечтают о дружбе и любви – а то мы о них не мечтали! Они щедры и одновременно убийственно мелочны – как и мы когда-то… как и мы сейчас. Они тратят свое молодое, высокоактивное время на абсолютные глупости – но и мы проводили его не исключительно в философских беседах. И вот еще что. Вроде бы круг интересов у них совсем другой… но он и не может быть тем же: информация возрастает посекундно… Но – вдруг в полтора часа действия, когда необходимо сказать ОБО ВСЁМ, вклинивается фраза о том, что «торкнуло» и меня. Совсем недавно. Это значит, что мы, невзирая на разность возрастов и поколений, одновременно подумали об одном и том же – важном для нас… Спектакль играется на новой сцене МХТ в рамках проекта «Французский театр. Впервые на русском». Вот видите: пьеса Ронана Шено играется в России в первый раз. И она актуальна, что значит - и здесь, у нас, и на «цивилизованном Западе» проблемы молодежи мало отличаются. Так же, как и поколенческие различия – повторюсь – не глобальны. В наступившей секундной тишине очень захотелось крикнуть: «Живите – пока живется. Радуйтесь – пока радуется. Плачьте своим детским маленьким горестям, которые вам кажутся глобальными… Вы ведь, хорошие мои, и не заметите, как станете старыми, толстыми, нездоровыми»… Не крикнула, конечно. Но – вот забавно! – почти об этом же самом сказала со сцены девочка – в самом последнем монологе спектакля. Хорошего спектакля.

Ирината: Аксенов.Довлатов. Двое. Театр Эрмитаж. Прогон 20.03.2012 «Как же я люблю наших артистов!» - повторяю эту фразу вслед за человеком, в Эрмитаже работающим. Я там не работаю… но люблю тамошних… НАШИХ! – артистов просто всеми фибрами души. Замечательные. Справляются с задачами очень-очень-очень сложными, ибо умеют ВСЁ. Актерская пластика личности накладывается на хороший литературный материал… результат У-ДИ-ВИ-ТЕЛЬ-НЫЙ! Любимый Стас Сухарев. Любимый Сергей Олексяк. (А впрочем, много ли в этом театре НЕ любимых?). Но это актеры и правда «штучные», участие которых в спектаклях однозначно притягивает. И подзаряжает энергетически, наполняет очаровательным послевкусием. Спектакль – превосходный! Единственное – может быть, я бы переставила местами независимые друг о друга части… Естественно, не имею права не то что командовать, но даже и советовать… Но помечтать-то имею право! А передвинула бы я их – ибо так будет логичнее. Начиная с того, что довлатовские «Солдаты на Невском» - это именно что превосходно.. Но дело в том, что к «Победе» Аксенова можно применить другие, более высокие определения, а именно: безупречно и идеально. То есть – зарядившись безупречностью первой части, неизбежно получаешь к финалу пусть очень небольшое, но снижение… Кроме того, мне кажется, было бы очень хорошо зрителям уходить на антракт под переливы гармошки в руках Рябова… а вот на финале – быть осыпанными золотыми кружками медалей (ах, если бы еще написать на каждой из них название спектакля… и дату! обязательно «выгравировать» дату посещения театра!). Ну вот, помечтала… *** Мне кажется, что спектакли-дуэты играть не намного легче… а то и сложнее, чем спектакли-соло. Дело в том, что в моноспектаклях актер опирается только на себя – и если уж «завалил», то и винить тут некого: сам виноват. В постановках же, играющихся «на двоих», ответственность за исполнение не делится пополам, а множится на два. Попробуй нечетко отбей брошенный тебе шарик фразы, жеста, интонации… вся игра насмарку, и не только тебе, но и твоему партнеру придется исправлять кривизну ситуации… да и выправишь ли ее? *** "Солдаты на Невском" - это рассказ об одном дне увольнения солдатиков-первогодков, впервые попавших на главную улицу северной столицы и мечтающих за один день охватить-осмотреть многое: и Эрмитаж, и Медного всадника, и Петропавловку, и даже… Третьяковскую галерею. Ну, и с девушками хотелось бы познакомиться… с красивыми и смелыми столичными девушками, которые вон – по музею ходят, не смущаясь мужскими прелестями скульптур… тогда как солдатики наши… Ах, «Даная»! Если Гаенко замер-остолбенел перед картиной надолго, то смущенный Рябов и смотреть-то на нее прямо не смог – только косился. Сцена эта, перед «Данаей» сыграна в спектакле, как маленький шедевр, как бриллиантик, вставленный в общее чудо постановки, которая вся подобными фрагментами-шедеврами переливается так, что просто… ух! Пересказывать – невозможно, ибо много придется говорить… да и как это.. Вот – как пересказать, например, всю массу немыслимых баек Гаенко? А то, как надеваются войлочные эрмитажные тапочки? А наоборот – как снимаются «сапоги» и «портянки»?.. … но всё-таки фаворит мой – это рассказ Василия Аксенова "Победа". Ибо мало того, что эта часть спектакля и правда совершенна – но сколь хорош текст рассказа! Шахматная игра гроссмейстера… Ведь это не просто многосторонне просчитанное и стократно проверенное передвижение фигур по доске… Это – целый мир в объеме. Мир с его историей, с его запахами, с ежесекундно меняющимися настроениями. И потребность поставить фигуру на определенную клетку – это не ради правильности игры, не ради конкретного выигрыша партии – тут всё совершенство мира, вся его кристальная идеальность и чистота могут быть разрушены одним неверным ходом… В общем, как уже говорила – не перескажешь. Смотреть надо, получая потрясающее наслаждение от этого маленького – всего-то на полтора часа! – спектакля-шедевра. Да-да, смотреть надо – обязательно. Выходя из театра в настроении приподнято-восторженном, думая про то, что – хочется повторить это… и посмотреть другое. Тем более, что Михаил Захарович Левитин вроде бы обещал продолжить практику постановки вот таких вот дивных сценических миниатюр. Замечательно. Серия! Счастье комплектом.

Ирината: Актеру РАМТ Евгению Николаевичу Редько присвоено звание НАРОДНЫЙ АРТИСТ РФ


Ирината: "Оккупация - милое дело. О, Федерико"/ по пьесам Татьяны Орловой. Театр ОКОЛО. 22.03.2012 Этот спектакль – как будто шепотом. Но таким, который значительнее иного крика. Таким, что даже не дышишь, чтобы случайно не пропустить слово. Слово случайное, и при этом самое важное. Еще – с Александром Минкиным соглашаешься абсолютно: ««Шедевр. Анализировать не хочется, чтобы не испортить. Всё равно, что копаться в крыльях бабочки, пытаясь понять: каким это чудом она летает. Загорская делает чудеса; думаю, сейчас этого никто больше не может (на память приходят только Бабанова и молодая Яковлева). И все артисты делают маленькие чудеса. И очень хорошо, что маленькие, а не огромные в три-дэ или в тридцать три дэ. Огорчения: а) спектакль короткий; б) Рожкова поёт только один раз.». Да-да, не анализировать, а чуть прикрыть глаза и снова погрузиться в воспоминания. И вот что забавно: героиня старше меня лет на 10… если не на все 15, а воспоминания-то у нас – ОБЩИЕ. То есть – вот это из моей жизни… и вот это… а вот про это мне рассказывал человек, которому я доверяю. Вот так вот: одна общая судьба на всех. И песни у нас одни и те же. И танцы. И обмен галстуками с пионерами-тельмановцами у нас (у меня!) был. И кукла, купленная во время прогулки. И шапка с тесёмками. И вообще – общее настроение, впечатления, похоже, у нас были настолько близкие… вот только у меня восприятие не обострено, как у героини – шизофренией, потому оно и мало кому интересно. Правда, болезнь ее и не дала героине выбиться-развиться: всего лишь общественные туалеты моет… и записки вынуждена писать: про то, как её зовут, и про телефон мамы. А вообще текст в спектакле – невероятный. Он именно что не для крика. Вернее, для крика внутреннего, который наружу – лишь шепотком, да редкими слезинками… Там еще – музыка из «Амаркорда», и кадры на экране – помните, там был костер, и мотоциклист, нарезающий вокруг него круги… Тихое такое воспоминание о фильмах-шедеврах, которые даже и не пересматриваешь, потому что они когда-то, с разового просмотра, впечатались в душу навсегда и полностью… И вот это: «Тяжелым басом гремит фугас, ударил фонтан огня» - невероятная песня из невозможного советского фильма «Последний дюйм»… Вообще удивительно: в спектакле всё именно так: невероятно и невозможно… по сути ведь – вот этот шепот о маленьком-личном – он для театра провален. Ни яркости нет, ни даже какого-то действия, чтобы зацепить на крючок и потащить за собой… А потом вслед за Минкиным досадуешь, что спектакль-то короткий. Хочется, чтобы в ОКОЛО и дальше вскрывали волшебные баночки и давала вдохнуть воздуха такого-то, уже полузабытого года, уже прошлого века… После «Оккупации», как, в общем-то, после всех спектаклей этого театра, хочется постоянно тихо улыбаться, даже во сне. Потому что – хорошо-то как… И лейтмотивом спектакля – стихи С.Кирсанова (поёт - Градский). Текст – ни про что, вроде бы... И одновременно – про всю жизнь. Жил - был я: Стоит ли об этом? Шторм бил в мол. Молод был и мил. В порт плыл флот. С выигрышным билетом Жил был я: Помнится, что жил. Зной, дождь, гром, Мокрые бульвары. Ночь, свет глаз, Локон у плеча. Шли всю ночь, Листья обрывали Мы: ты, я, Нежно лепеча. Знал соль слез, Нежилые стены. Ночь без сна, - Сердце без тепла. Гас, как газ, Город опустелый. Взгляд без глаз - Окна без стекла. Где ж тот снег? Как скользили лыжи: Где ж тот пляж С золотым песком? Где тот лес, С шепотом: "Поближе". Где тот дождь, - Вместе, босиком: Встань, сбрось сон, Не смотри, не надо. Сон не жизнь, Снилось - и забыл. Сон как мох В древних колоннадах. Жил, был я: Вспомнилось, что жил.

Lotta: "Достоевский-трип" 22 марта, Театр на Юго-Западе Возможно, это на данный момент лучший спектакль ЮЗ, по крайней мере, один из лучших. Он внешне прост и очень компактен. И краток. Его легче сделать совершенным, чем более сложные постановки, в которые нет-нет, да и затешется ненужный герой, ненужный актёр, попсовый мотив или неподготовленная импровизация. Я понимаю, что не все актёры могут играть так, как ЭТИ... и даже ЭТИ не всегда играют ТАК. Но вот неудачных "Д-трипов" мне видеть не довелось: достаточно жёсткая постановка требует жёсткой самодисциплины. Жёсткость и продуманность постановки в этом случае её большой плюс, так как вдохновению она не противоречит. Из нового-интересного. Лакомкин окончательно вписался во все повороты, а его особые танцевальные па идут на пользу спектаклю. Олю Авилову (вместо мамы) видела впервые (играла ли она эту роль раньше?). Тут, конечно, и возраст важен: нынешний состав достаточно моложавый, а нужен ансамбль. Но и вообще - она мне очень понравилась. Особенно порадовало, как прошёл её финальный монолог, а они ведь не всегда хорошо удаются и её более опытным партнёрам, обычно лишь у Леушина и Карины всё идеально. Сценречь Матошина за последний год заметно улучшилась, это и на монологе сказалось. А вот Санников, увы, продолжает иногда спотыкаться... Но Санникову эти мелочи прощаются легко: возможно, за индивидуальность (попробуй, замени его кем-то без ущерба!)... Но ещё у него в каждой роли есть какой-то определяющий звёздный миг. За его финальное "мы не умрём!", произносимое всякий раз по-разному, ничего не жалко. Ещё из нового - состав зрительского зала. Не берусь гадать, что движет учителями, которые приводят на этот спектакль толпу школьников - может, они и правы. Было забавно, когда началась неудержимая смеховая реакция на Толстого-Горького. Но в принципе, хорошо они смотрели, по-моему, во всяком случае, не мешали. Ну и вот - у меня одно из самых сильных театральных впечатлений за сезон. И это от спектакля, который чуть не наизусть уже знаю.

ls: "Москва-Петушки" в Доме Булгакова. 20 марта. Много раз ходила по Садовому кольцу в этом месте и не знала, что прохожу мимо того самого дома и знаменитой квартиры. В этом доме обитатели и посетители особенные. Перед спектаклем послушала фактически лекцию о жизни и творчестве Булгакова. в день спектакля там скидка на экскурсии по билетам, а поскольку кроме меня в тот момент желающих не было, экскурсовод Ирина Яковлевна почти час рассказывала мне о Булгакове, пока не подтянулись для экскурсии другие зрители А после спектакля, когда шла по улице мимо сквера театра Моссовета, один из щитов со описанием спектаклей оторвался от ограды и упал частично на капот припаркованной возле неё машины, частично на тротуар до середины. Там широкий тротуар, и я как раз обходила других зрителей, идущих к метро, этот щит упал за мгновение до того, как они должны были там пройти. Был сильный ветер, но можно отнести и на счёт остаточного влияния посещённого места. И вспомнилось, как когда-то рядом со мной перед подъездом одного из домов в районе, в котором я обычно не бываю, но некоторые время ездила туда, упал скатанный в рулон большой ковер - его так пытались спустить с пятого этажа без лифта двое подвыпивших мужчин, тот, что был внизу, заругался на того, что был на балконе, что не посмотрел, прежде чем бросать. Это всё об атмосфере. Когда-то я читала поэму, и она запомнилась. При том, что чрезмерное увлечение героя выпивкой симпатии не вызывало, и окончание мне не понравилось, расстроило, текст был очень яркий, часто смешной, тема электричек была близка, когда-то я в них часто ездила. Потом видела табличку на владимирском пединституте, что там учился Венедикт Ерофеев, - в здании и в пейзаже, про которые не подумала бы на такое заведение, случайно обратила на неё внимание. Спектакль хорошо передал суть произведения, реалистично изобразил поездку героя в электричке и донёс до зрителей поэтичность и юмор текста. В основном спектакль строится на игре, очень выразительной, Максима Симакова. Но часть текста произносят или молча иллюстрируют монологи главного героя вспомогательные персонажи - милиционеры, официант кафе, попутчики в вагоне, возлюбленная героя. Нежиданно для себя я увидела знакомые лица, кто-то мог запомниться по фотографии. А Дмитрий Воздвиженский - я видела его почти год назад в главной роли в спектакле РАТИ "Изобретение любви" (сейчас, посмотрев уже какое-то количество спектаклей, я тот спектакль продолжаю вспоминать как очень хороший). Что не удивительно, потому что режиссёр Алексей Логачев и актёры - в основном прошлогодние выпускники РАТИ. Вспомогательные герои произносили и собственные монологи, тоже вызвавшие смех и аплодисменты в зале. Был монолог и у героя Воздвиженского. Очень яркие речи произнесли дама-попутчица (Елена Махова - её роли в спектакле "ангел, дама в ресторане, мальчик с гитарой, художница, грамотная женщина без зубов", вот она не выпускница) и ещё один пассажир - я не поняла, как зовут актера, возможно, Александр Матвеев, тот, который с краю слева на фото. Иногда смех в нескольких местах зала наводил на мысль, что зрителям очень понятно многое из описываемого. Кроме того, фоном играли на фортепиано и пели из "Пер Гюнта" и не только. После спектакля зрители громко кричали "Браво" и с воодушевлением хлопали. Вижу второй практически студенческий спектакль, и второй раз мне нравится. click here

ls: Powerful Belousova Stars in Brecht's 'Courage' The Moscow Times от 29 марта В бумажном варианте подпись под фото примерно такая: постановка Левитина громкая, пронзительная и даже эстрадная, но по меньшей мере заставляет зрителя думать. А я видела декабрьский прогон и долго собиралась написать, но так и не написала, отчасти из-за того, что, почитав о Брехте, прониклась его масштабностью. Узнала что он не только автор пьес, а теоретик театра, и один из основоположников "неаристотелевой драматургии", прочитала, в какое время жил и работал, и показалось, что после одного спектакля по этому автору любое мнение будет совсем уж поверхностным. До этого я только вскользь знала о постановках на Таганке, слово "зонг" было звучным, но почти ничего не говорящим.

Ирината: Как будто бы железом, Обмокнутым в сурьму, Тебя вели нарезом По сердцу моему. (с) Сегодня день рождения н.а. РФ Бориса Леонидовича Романова. 70 лет. Он из тех, кого, увидев однажды, уже никогда не забудешь. Неповторимый. И актер потрясающий - вроде бы спокойный на сцене... и вдруг ВЗРЫВАЮЩИЙСЯ, словно вулкан с потоками энергетической лавы. Мужчина красоты неимоверной. И при чем здесь цифра 70, когда он быстр, гибок, изящен и именно красив... обворожительно красив. Этакая царская (РОМАНОВСКАЯ!) порода в нем видна, хоть и рожден он был в самый разгар Великой войны в сельце под Ярославлем. В одной из своих ролей он произносит фразу - словно бы говорит о себе самом: «человек из раньшего времени, теперь таких нет». Да-да, что-то такое... вперемешку царственное и ангельское... в общем, нереальное. И "других таких" нет однозначно. Играет немало. В кино - хотелось бы побольше, конечно; но в киносудьбе были и отличные режиссеры, и хорошие фильмы. В родном театре Эрмитаж он - Барон и Сальери, Князь в "Зойкиной квартире" и Фотограф в "Эрендире", Паниковский и (последнее) - священник в "Кураж"... (А я его помню еще в "Серсо" и "На дне" на Таганке - он и тогда, 20 с лишним лет назад, был не менее прекрасен, чем сейчас). Сегодня он выйдет на сцену и будет на ней присутствовать весь спектакль - в роли резонёра Правдина ("Капнист") - роль важная, красивая, большущая, с огромным стихотворным монологом в начале... А еще актер умеет писать потрясающе красивым калиграфическим почерком. А еще... только тсссс... это почти что мой секрет... если его ладонь прижать к своей щеке, то можно почувствовать, как через кончики его пальцев в тебя вливается тоненькими ручейками энергетика... Да-да, вот такой он, Борис Романов. Уникальный, не похожий ни на кого. Любимый. Дай Бог ему здоровья побольше. И ролей. Я люблю удивляться в театре - а он как раз из тех, кто умеет удивлять и радовать.

Ирината: Необычайные приключения Т.С. и Г.Ф. по Марку Твену. МТЮЗ. 30.03.2012 Вечер пятницы хорошо провести с ребёнком на культурном мероприятии – например, в театре. Что я и сделала. Что сделали еще несколько сотен москвичей и гостей столицы. К сожалению, некоторые, окультуривая детишек, даже и не подумали о том, что история Т.С. и Г.Ф. (то есть Тома Сойера и Гекльберри Финна) – это история подростковая. Ибо она – о первой влюбленности, о первом страхе смерти (и о смерти настоящей), о продуманном самопожертвовании, о выстраивании линий собственной судьбы… Да, это для подростков (и старше; например, для меня), а отнюдь не для детишек младшего возраста, которым к тому же не рассказали, что такое театр и как себя надо в нем вести. Я не могу сказать, что зал был глобально плохой… но всё-таки актерам приходилось играть поверх голов – и энергетикой, и взглядами… в результате мы, что называется, «недобрали»… Я не могу сказать, что спектакль плох – он как раз очень даже хорош… Но – ах, как я позавидовала актерам и зрителям 8-летней давности, которые получали от «Т.С. и Г.Ф.» не только «картинку», но и потрясающую ИСТОРИЮ. Ну, вот хотя бы – историю о том, что Автор, конечно, придумывает своих персонажей и при этом начинает немного жить и их собственной жизнью… Но у талантливых Авторов персонажи часто выходят из повиновения и сами придумывают свои жизни и приключения… И как грустно бывает, когда персонажа – да, он злодей, но при этом – он такой талантливый злодей! и человек талантливый! – приходится вычеркивать из списка живых. Понарошку. Или – где-то, в чем-то он будет трагически вычеркнут и в реальности? Хорошие актеры, отнюдь не прикидывающиеся детишками: да уж какие есть – взрослые дяденьки… и только за счет игры возникают их условные, но при этом очень даже реальные герои. И взрослые в спектакле – весьма неплохи. Фамилии игравших просто перечисляю; для тех, кто «в материале», их достаточно, чтобы понять качество игры: Иванов, Алексеев, Лавыгин, Качура, Созыкин, Тараньжин, Бронников…… Музыка прекрасная; замечательная танцевальная кода (девушка N. вспомнила, что в последний раз была в МТЮЗе на «Жак Оффенбах, или Тру-ля-ля», уже давно не идущем спектакле, где финал был очень схожим – впрочем, финальный всплеск между окончанием основного действия и поклонами характерен для этого театра). Срежессировала постановку Рузана Мовсесян – очень хороший постановщик: когда-то в Сатириконе шла ее «Дурочка», а вот сейчас в РАМТе последней премьерой – ее спектакль по детским рассказам Зощенко. Ну, конечно, не вернуть, увы, того времени, когда в зале сидел заинтересованный не просто во времяпрепровождении, но в Настоящем Искусстве зритель, и когда увитые зеленью качели с влюбленными Томом и Беки (наверняка) взлетали выше ели, не ведая преград… Но спектакль определенно хороший (а сцена мнимой смерти Тома, с надгробной речью Сида – это вообще шедевр). Если выдастся свободный вечерок – сходите, не пожалеете. Но вообще-то хорошие спектакли надо смотреть премьерами… или прогонами. Вот я и думаю: а не посетить ли мне на следующей неделе премьеру… ну, или прогон? В МТЮЗ. А о грядущем спектакле информация с сайта театра: 7,8,14,22 апреля ПРЕМЬЕРА спектакля Камы Гинкаса "Шуты Шекспировы"! Гамлет, Ромео, Макбет, Джульетта, король Лир, Офелия, Ричард III, леди Анна, Просперо и другие шуты в новом спектакле КАМЫ ГИНКАСА ШУТЫ ШЕКСПИРОВЫ Шут, юродивый, паяц, каботин, простак, дурак – «Весь мир театр. В нем женщины, мужчины – все актеры: у них свои есть выходы, уходы, и каждый не одну играет роль.» Мы часто прикидываемся дураками, ещё чаще бываем ими. Веселимся, отчаиваемся и снова веселимся. Хватаемся за обрывки жизненного карнавала, где ты и король, ты и шут, ты и вор, ты и судья, ты девственница и шлюха одновременно. Кто-то роет тебе могилу. А кому-то её роешь ты. Палач – он же жертва. Мы меняем маски, мы снимаем маски, мы жонглируем ими. Мы в мире наизнанку, в шекспировском карнавале, где зрячие – слепы, слепые – видят, безумцы изрекают истину, мудрецы вызывают хохот. В нашем Шекспировском карнавале заняты актеры: Игорь Ясулович и Валерий Баринов, Игорь Балалаев и Ольга Демидова Алексей Дубровский и Сергей Лавыгин Сергей Белов и Татьяна Рыбинец Ричард Бондарев и Наталья Златова и не только они… Сценография Сергея Бархина Костюмы Елены Орловой

Ирината: ШУТЫ ШЕКСПИРОВЫ. Спектакль Камы Гинкаса в пространстве Сергея Бархина. МТЮЗ. 4.04.12. Прогон У этого удивительного спектакля на вчерашний, «прогонный» день был один недостаток: в нем пока видны швы. Не всегда: иной раз полотнище стыкуется к полотнищу очень славно. Но иногда – сборит и морщит… Это не страшно: к тому времени, когда я выберусь на «Шутов» вторично (выберусь всенепременно, и скорее всего, перед окончанием сезона), стараниями артистов и премьерной публики действие отутюжат так, что я самой себе в будущем своем просмотре завидую… Шикарный спектакль будет; тем более, в нем уже сейчас, при прогоне «найдется, чем утюг нагреть» (с). Итак, как известно, весь мир театр, и люди в нем актеры и каждый не одну играет роль… Дальше Шекспир разворачивает эту фразу, поясняя ее… ну, и каждый из нас добавляет в перечисление что-то свое, близкое. Мы мним себя героями, королями, умниками и умницами… ну, на худой конец прибедняемся, представая в своих и, как нам думается, чужих глазах – мучениками. Но многие ли из нас мнят себя дураками, шутами – шекспировыми, или просто «ваньками» без роду и племени?.. Э, нет… на дурацкую роль мы не согласны, но, тем не менее… Вчера поймала себя на мысли: вот сцена обольщения Ричардом леди Анны – над трупом мужа, кстати (похороны и похоть не разнесены во времени) – неужели это всерьёз? Это же парная клоунада, когда рыжий клоун (Ричард), и так, и сяк вертясь вокруг печального белого шута (Анна), набором гэгов, реприз, неожиданных афоризмов и т.п. одерживает замечательную клоунскую победу (впору бы откланяться, сорвав аплодисменты). А любая из бесед Лира с Шутом? Можно перемешать вора и судью (поди разбери, кто есть кто), можно и Лира перемешать в «дураком отвязным» - чьи речи и действия тогда покажутся более умными? «Дуй ветер, дуй!» - это что, Лир выкрикивает совершенно всерьез? Его монологи – это признак трагического безумия? А может, сие есть набор шутовских реприз? А могильщики? Как они своими дурацкими речами обрядили в дурака мудреца Гамлета? А Ромео с Джульеттой? «Губами шевелит, а слов не слышно»… это и для «над вымыслом слезами обольюсь», и одновременно – для молодёжной комедии. Да уж… весь мир – театр. Этакое представление с шутами. Когда, пошутив, можно словом превратить веселого и беззаботного человека – в инвалида… Когда, смеясь, можно проститься со своим прошлым, навсегда вычеркнув из него близкого когда-то человека. Когда ты не можешь остановиться, всё смеешься, смеешься, смеешься – и не замечаешь, что перед бедой уже открыты ворота. Хороший спектакль. Он – для «подумать». Я, кстати, вот еще о чем: не слишком ли Гинкас хорошего мнения о нынешнем зрителе своего театра? Смогут ли те, кто в зале, понять, что романтическая история влюбленных Джульетты и Ромео уже закончилась, и та перебранка молодых людей («иди в монастырь», «я в жизни ничего вам не дарил») – это уже совсем другая история, Гамлета и Офелии… Или не надо этого понимать… Это - как Пушкина можно оборвать в любом месте любой строки и начать новое стихотворение: строчки свяжутся воедино без узелка… так и шекспировские истории – это одна единая сеть, в которой бьются и Анна с Ричардом, и Просперо с Калибаном, и Лир с Бедным Томом… Сеть затягивается – и правда, уже не разобрать, кто в ней есть кто… и есть ли там правые и виноватые… Спектакль очень резок, громок, ярок. Он романтичен – и в то же время откровенно, выпукло, вульгарно груб. Не хочешь внимать высокой поэзии – смейся, надрывая животик, над самыми низкими жанрами. Или музыку слушай – превосходная подборка; и даже «живой» саксофон. Что до актеров – МТЮЗ снова становится для меня СВОИМ театром, в котором начинаешь узнавать всех и радоваться их появлению на сцене… вычленяя все-таки самых-самых любимых. Игорь Балалаев. Ричард. Он же – Макбет. Он же – Калибан. Как не понять леди Анну, когда вот он – маленький, сгорбленный, всеми обиженный и битый, со слезами на глазах, как у бездомной собаки… и вот он через секунду – с расправленными плечами, улыбкой в уголках красивого рта, гибкий, сильный, гордый… Как тут не пожалеть. Как тут не ахнуть восхищенно. Удивительный Игорь Ясулович – Лир. Очаровательная Т. Рыбинец – Джульетта и Офелия… Одна светится изнутри счастьем… вторая – милая девочка в белом платьице и смешных тапочках, что мечется среди равнодушных черных фигур с дохлыми воронами в руках… мечется, и все не может понять – куда в мгновение исчезло даже не счастье ее… а просто – ее жизнь. Хороший Полоний – С.Лавыгин. Он же – в постоянном замечательном парном конферансе с А.Дубровским… Дополнительный «респект и уважуха» И.Шляга в роли «перманентного покойника». Что-то (кто-то) – и «не очень»… но тут посмотрим, что будет дальше. И еще… ох… ну, почему хорошие режиссеры хороших театров не всегда интересуются тем, что делают их коллеги? Если бы интересовались – не сделал бы Рыжаков светомузыкальную нарезку из Пушкина, на 2/3 повторив то, что за несколько лет до него уже «до полной гибели всерьез» поставил Левитин. И – МТЮЗовский Глостер не бросался бы с обрыва, словно бы грубо пародируя аналогичную сатириконовскую сцену спектакля… Хотя… а может, так это и надо. Говорят же, что трагедия может и повториться во второй раз. Только уже в виде фарса. Вот такого – с шутами, с ярким цирковым шоу, сквозь которое в полной черноте – не видя, не замечая - идет слепой Глостер. Фото: Е.Лапина, сайт МТЮЗ

Ирината: Фотографы Эрмитажа. Женя Люлюкин Рассказано и показано с любовью и пониманием Театра. И фотографом, и тем, кто опубликовал в ЖЖ этот пост. Внизу - потрясающая фото/видеоподборка. Это репетиция спектакля "О сущности любви" (по Маковскому). Вот - как-то так оно и репетировалось. Вы посмотрите, какие тревожные и в то же время восторженные лица у Актеров! На той репетиции, где Женя Кулаков в белой рубашке репетирует "тысячелетнего старика", присутствовали не только фотографы, но и я. Тихонько подглядывала с балкона. Уж сколько лет прошло... "глаза закрою - вижу". КУРАЖ в театре Эрмитаж. Фото Е.Люлюкина

Ирината: Пир во время ЧЧЧумы. Театр Эрмитаж. 8.04.12 Вчера, торопясь на спектакль, подумала: а ведь из множества хороших и разных театров, где мне приятно бывать, единственно «Эрмитаж» я могу назвать театром-домом. Домом, в котором я – член единой театральной семьи… пусть не самый любимый, но и мне здесь перепадают ласка и доброе слово… ах, как этого в жизни не хватает. А прихожу сюда нечасто, ну, раз или два в месяц… Это не слишком хорошо, но ведь и не плохо: ибо я знаю, что, устав от дорог и развлечений, я всегда могу придти сюда…и, словно ладони в песенную Волгу, опустить своё сердце в Театральное Чудо. «Пир во время ЧЧЧумы» - в Эрмитаже из любимых. Это – пушкинский текст, и любимые актеры, и музыка… К тому же я присутствовали при «беременности» театра этой постановкой – сидела на репетициях – и помню, как спектакль рождался. Так что «Пир» мне – родной… родной и любимый уже без малого 7 лет. Для меня этот спектакль словно бы имеет чеховский автограф «Надо жить, надо жить». Или – булгаковский, про то, что «смерти нет». Да, «они уходят, одни ушли навсегда»… Но есть же ПАМЯТЬ, в которой и Они, и мы – живы, молоды, дерзки в своей юношеской уверенности – «у старости отымем всё, что отымется у ней». И пускай сегодняшнее-мелкое-сиюминутное вроде бы заслонит от нас то, что было, было да прошло… когда потребуется – будто бумажка с переводной картинки сойдет, и окажется изображение-память перед тобой таким ярким, словно – только что, мгновения не прошло… «Наши мертвые нас не оставят в беде, наши павшие как часовые»… И – будет на твоем плече рука друга, пришедшего из «дальше, чем за море», которой он удержит тебя от падения «в эту бездну, разверстую вдали»… Пушкин и правда отвечает на все вопросы. И еще – пушкинская строка не обрывается никогда, она сплетается с любой иной его строкой… и со строчками других НАСТОЯЩИХ поэтов. И «музыки гуденью» находится место в этом волшебной плетении, где узелки-крепёжи завязаны режиссерской фантазией да актерской игрой… Вчера я, не видев спектакль уже несколько месяцев, была поражена тем, что моему присутствию в зале откровенно рады. Ну, а я была счастлива вновь увидеть в роли Луизы – Катю Тенета. И тому, что Денис Назаренко всё больше «вплетается» в спектакль – теперь он ниточка яркая и определенно не портящая узора. Алла Черных вчера пела Леду – хорошо пела… только кто бы чуток придержал Назаренко и Шулина от реализма в этой сцене… ах, пусть бы было побольше романтизма… а уж четверо мальчиков-воздыхателей где надо – подскажут зрителям недопоказанное… Вчерашнее Чудо – это Оля Левитина в роли Лауры. Особенно в сцене разговора с Карлосом – когда она каждому из пяти сторожей, что кричат протяжно – «яяяясноооо» дает НАДЕЖДУ – но ничего, кроме надежды, НЕ ДАЁТ. Вот вроде бы мелочь… а заискрилась сцена бриллиантово, и даже то, что не прыгнула Лаура на руки к мальчишкам – ах, это же совершенно не важно…. Все ОНИ в этом спектакле – любимые: Шульга, Шулин, Тенета, Кулаков, Легин, Левитина, Черных, Олексяк, Романов, Богданова, Сухарев, Амиго, Храпунков…. все-все-все! Но есть в зале одно место, смотреть на которое для меня всегда – это словно в настоящую сказку попасть… и съесть молодильное яблоко, и в живую воду окунуться… Это – помост, на котором сидит «почтенный председатель» Вальсингам – обожаемая мной Дарья Белоусова. Ах, как я люблю взглядывать в ее сторону… смотреть на реакцию, на то, как отражается свет свечи в ее прозрачных глазах… Каждый раз сердце приостанавливается на крохотной паузе – перед тем, как читается «гимн в честь ЧЧЧумы»… Видеть Актрису в любой из ее ролей – это счастье… И вообще, вчерашний «Пир» весь был – как теплый дождь, состоящий из капелек счастья.

Ирината: The Final Cut (Окончательный монтаж). Хореографический реквием по послевоенной мечте на музыку группы Pink Floyd. Школа-студия (институт) имени Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ имени А. П. Чехова Курс Константина Аркадьевича Райкина 9.04.12. ТЦ на Страстном «А как это называлось – ну, то, что мы смотрели?» - «Не помню, там что-то на иностранном»… (мой диалог с девушкой N. после окончания действия). Будучи в юности поклонницей «Rolling Stones», «Pink Floyd» слушала… время от времени, не впуская их творчество в свою душу… всё больше так… бегло, по верхам. Потому и названия «последнего диска группы», конечно, не помнила, да и музыка практически не оставила в памяти отзвука. Но слушала вчера с погружением во вспоминание. Вспоминала музыку, ибо тексты «Pink Floyd», увы, никогда не были мне доступны…вот, скорее всего, именно с этим и было связано некоторое мое отторжение группы. Может быть, с этим связано и частичное неприятие вчерашнего спектакля: проходившее на сцене ТЦ на Страстном действие (как его можно назвать? хореографический перформанс, что ли…) был сплетен из некоего авангардного сцендвижения и возможного смысла – говорю «возможного», ибо последний прошел мимо меня. Из рецензии: «…на сцене ТЦ «На Страстном» они представят воспоминания и мечты бывшего стрелка-радиста Второй мировой и его разочарованность наступившей мирной жизнью». Нуууу… наверное, как-то так. Ибо были в спектакле и счастливые встречи, прерываемые горькими расставаниями, и одинокие женщины, и гора из бездвижных тел… В принципе, подтянуть всё это под заявленную тему можно… а можно и не подтягивать. Но тогда спектакль совсем уж распадается на отдельные «номера», в которых студенты демонстрируют превосходную физическую подготовку. Пару лет назад Константин Аркадьевич Райкин, представляя в ЦиМ эту же молодежь, тогда едва закончившую 1 курс, говорил о том, что, дескать, хороший актер может очень хорошо изобразить табуретку… а вот актер гениальный сам оборачивается ею. Наверное, к студентам рано предъявлять большие претензии… Но, ежели обратиться к «табуреточной» метафоре КАР, вчера на сцене большинство – ну, просто очень достоверно эти предметы мебели изображали… и, к сожалению, не было практически ни одного, хоть немного, частично совершившего «оборачивание». Я всматривалась, прислушивалась и принюхивалась, пыталась поймать волну пусть не сегодняшней - будущей гениальности: нередко смотрю студенческие спектакли и знаю, что на них можно задохнуться от энергетического потока, идущего от кого-то одного… двоих…троих – пусть этот поток будет по-юношески рваным и несовершенным… но он будет. Вчера… ну, я понимаю, было задание: работать всем ОДИНАКОВО профессионально. Так и работали, выплескивая в зал коллективную энергетику. Общая энергетическая волна, в которой очень неярко отсвечивали золотые рыбки индивидуальностей… Почему-то подумала, что эти ребятишки на сцене – не голодные. Ни физическим голодом, ни страстным желанием ролей. Нет, всё понятно: никто из них не откажется от нелишнего гамбургера или от большой роли в театре… или малой – в хорошо оплачиваемом сериале. Но вряд ли кто из них будет с жадностью подбирать крошки – крошки хлеба или крошки театральной массовки… И еще – они вдохновенно отыгрывают любовь и страсть-вожделение, заметно притормаживая в эмоциях на темах несчастий, потерь, боли… Конечно, пусть учатся и доучиваются. Всё у них будет – у некоторых будет и Сатирикон, в котором они постепенно (или сразу) займут ниши нынешних наших кумиров. Дай им Бог… Дай Бог и нам, зрителям. Пока же – рекомендую постановку к просмотру. Посмотрите на молодежь; возможно, выберете себе будущих любимчиков. Тем более, что спектакль весьма неплох – это я в своем поиске идеала бубню и бурчу… И, тем более, в нем есть по крайней мере одна потрясающая сцена: когда бесконечье разноразмерных крестов в секундной фотовспышке оборачивается коллективным снимком: вот они все – веселые, белозубые, ЖИВЫЕ… Знающие страсть – но не ведающие еще потерь. Фото Анны Сетиной

Ирината: Сон в летнюю ночь. Театр на Юго-Западе. 15.04.12 Спектакль играли в Пасху, а потому зрителями, помимо цветов, для актеров были заготовлены симпатичные пасхальные комплекты. Выглядело сие трогательно и смешно: полуобнаженные фавны и феечки прижимали к груди куличики, крашеные яйца, и прочую российскую пасхальную атрибутику. Ну что ж – театр это, театр… виртуальное пространство, принимаемое многими за реальность. Тем, кто не видел/не читал шекспировской пьесы, расскажу в нескольких словах. По сути, в произведении три основные сюжетные линии, из которых сплетена изящная косица, перевязанная бантом всеобщего братания персонажей в финале. Итак: в предстоящее празднество бракосочетания афинского герцога Тезея и царицы амазонок Ипполиты врывается тревога: почтенный гражданин Афин Эгей всенепременно хочет выдать дочь Гермию за милого отцовскому сердцу Деметрия («иначе смерть, иль в монастырь»). Гермия же обожает Лизандра… а по Деметрию «сохнет» Елена. Влюбленные Гермия и Лизандр бегут из Афин в соседний город через ночной (волшебный!) лес. За ними устремляется Деметрий… за Деметрием – Елена. В том же волшебном лесу проходит ночная репетиция: мастеровые готовят спектакль, желая показать его на свадьбе герцога. Опыта и желания играть на сцене у них немного… но уж очень ставка интересная: понравится герцогу спектакль – каждый получит по 70 монет; не понравится – всех повесят… или голым задом посадят на муравейник. Репетиция в – напоминаю! – ВОЛШЕБНОМ лесу продолжается до тех пор, пока кузнец Основа, отошедший на минутку «в кустики», не возвращается оттуда… «вьючным животным, в просторечьи – ослом». В том же, волшебном, лесу, на гОре своим подданным, ссорится Царь Леса Оберон с женой Титанией…И в эту сказочную ночь два этих гордеца, любящих друг друга до самозабвения, должны помириться (а чем им поможет принесенный эльфом Пэком «цветок любви, цветок волшебных превращений»), а заодно должны помочь решить проблемы других любящих (и нелюбящих) людей, заснувших под сенью ночного леса… В общем, все кончилось хорошо: и влюбленные (все – и люди, и духи) воссоединились, и премьера «драматического балета» прошла «на ура»… …а в случае ЮЗ-постановки всё заканчивается еще таким бешеным всплеском весёлой энергетики, таким драйвом, таким всеобъединяющим восторгом (в которую вписаны и афинская знать, и мастеровые, и лесные духи… и зрители в зале), что высокоградусного кайфа хватает надолго. «Ведь театр – это сила, он на жизнь влияет сильно, потому что представленье поднимает настроенье» - да-да, всё именно так! Вне зависимости от того, насколько сильно и дружно будет спектакль сыгран – вчерашний вот, по моему мнению, был не самым лучшим «настроеньеподнимательным» действом (а вчерашний ЮЗ-«Сон» был не первым в моей зрительской истории)… Ну, да, может, это только мой каприз и блажь (приправленные сильной духотой в зале, которая… ну, в общем – не способствует)… Именно каприз, ибо я слышала, с каким восторгом принимали спектакль зрители-неофиты. Да, как бы не сыгрался «Сон» – его все равно однозначно можно рекомендовать к просмотру. Чуть подробнее о вчерашнем спектакле. Поменялся актерский состав. Касательно мастеровых – из тех, кого увидела когда-то в первый свой просмотр спектакля, и кто откровенно восторгнул – только Олег Анищенко (портной Заморыш, он же девственница Физба) остался на прежнем месте, да еще кузнеца Основу «повысили» до режиссера Френсиса Дудки (это всё Михаил Белякович). Все остальные – новички. Компания получилась неплохая, рассмешили не только зал, но и критически настроенную меня до откровенного… даже не смеха – ржания… Вот только почему-то когда на роли назначали, не подумали, что Санников, Шатохин и Анищенко – очень похожи фактурно (а в гриме – еще больше). Да и играют в едином ключе… в общем, из «актерской массы» на сцене выделяются только Астапенко (откровенно проигрывающий своему предшественнику) и Бакалов (только показалось… или это так и есть?.. – поиграть в полную силу ему не дают). Да и Белякович напрасно получил повышение: в роли Ослом он был дивно хорош, режиссер же из него получился… ну, не слишком талантливый… Поменялись и «мальчики»- влюбленные. При этом если Белов – Деметрий опять же не дотянул до своего предшественника, то Лизандр-Матошин… Ну, вот что делать: люблю я этого актера. И сколько бы он не уходил из глубины роли в поверхностную пену, сколько бы не заменял актерскую игру ужимками и прыжками – мне нравится, и всё тут! Кстати, вчера очень понравилась Жанна Чирва/Елена. Раньше она играла (или мне так казалось) только на забавной своей фактуре, вчера же – именно играла, очень четко, совершенно наравне в Кариной Дымонт/Гермией. «Лесные» сцены очень забавны и милы, и этому не мешает даже их мощнейшая, на грани театрального капустника, расхлябанность. Потому что это – да! – капустник, этакая импровизация… но подготовленная заранее и обкатанная на сцене годами…а где в полную самодеятельность уходит… ну, это ж нечисть лесная, что с нее взять? Оберон/Олег Леушин и Пэк/Дмитрий Гусев – как всегда, великолепны. В обоих влюблена. Радуюсь, что на сцене они не только в «фавновых» сценах, но и с людьми пересекаются. Обожаю истерику Гермии по поводу камня, что «шевелится» в ночном лесу, и Оберона, который пуще Лизандра девушку утешает (невидимы духи леса для людей? ну, может, и не видны – но вполне осязаемы на уровне подсознания). Или – нравится, что Пэк слушал балладу кузнеца Основы непосредственно сопереживая… и как он первым рванул (явно в лесную аптеку) при словах о страшной «бамбуковой дёргалке», которую можно подцепить в любовных игрищах… Еще раз: хороший спектакль! Особенно если не засматривать его до дыр, а радоваться действию вот так, как я – изредка. Буде возникнет жизненная необходимость в поднимании настроения и всеобщем хэппи энде. Фото с сайта Театра на Юго-Западе

Ирината: Вы не по адресу. Независимый Театральный Проект (НТП) на сцене Сатирикона. 16.04.12 НТП – это единственный антрепризный театр, который я с большей или меньшей регулярностью посещаю. Хотя бы потому, что в здешних постановках не гнушаются принимать участие очень хорошие артисты (например, в разных спектаклях здесь играли сатириконовские Стеклова, Аверин, Трибунцнв, Ломкин; и я еще помню своё удовольствие от «Госпиталя Мулен-Руж», в котором участвовали Артемьева, Железняк, Догилева, Ходченкова – да-да! Завидуйте мне!)… Так вот, если всем этим артистам нравится играть в НТПшных спектаклях, то почему мне не должно нравиться их смотреть?.. Конечно, смотреть приходится, принимая во внимание антрепризность (т.е. некоторую облегченность и необязательность действия). НТП не ставит «гамлетов» и «отелл», однако репертуар имеет уникальный, не пересекающийся с репертуаром ни одного московского театра. Основа его – адаптированные для русской сцены пьесы и сценарии западных авторов, в основном комедии положений… ну, или другие, подобные - не особенно обремененные суперглубоким смыслом, но одновременно и не «отстойные» произведения. Поскольку (повторяю!) играют спектакли хорошие актеры в неплохой режиссуре и довольно интересных декорациях (вчерашний задник с башней Эйфеля я бы отнесла к определенным удачам) – среднестатитстический зритель, приходящий в театры немножко окультуриться, а еще больше – отдохнуть, спектаклями НТП обычно бывает доволен. Вчерашняя премьера привлекла меня в основном фамилией постановщика: спектакли Сергея Алдонина я стараюсь отсматривать. К тому же в программке заявлена Елена Морозова – актриса уникальная и мною очень давно любимая. Ну, и раз уж спектакль ставил Алдонин, в нем должны были (и мне это нравится) танцевать… Да, и танцевали – в самом финале, этаким заключительным бонусом перед получением букетов. В общем, я не могу сказать, что от спектакля я в восторге и рекомендую… Театралам – нет, не рекомендую. Желающим просто отдохнуть в месте, называемом «театр» - почему бы и нет? Итак. Марк Камолетти. «Вы не по адресу». Комедия положений. Большая квартира в центре Парижа. Хозяйка – стареющая (вернее, уже постаревшая) актриса. Служанка. Две квартирантки – художница и музыкантша. В один день в газету даются 4 объявления: художнице нужен натурщик, пианистке – ученики, актриса хочет найти хорошего жильца, а служанке нужен просто парень для секса, и желательно с парижской пропиской. Но раз это комедия положений, то, конечно, всё перепутывается самым нелепым образом: музыкантша никак не может понять, почему ее новый ученик так стремится продемонстрировать ей мышцы ног и торса; хозяйка-актриса пытается сдать квартиру пылкому любовнику… ну, и так далее. Всё кончится хорошо: в квартире окажется четверо голых мужчин – и каждая из женщин найдет своё счастье; хозяйка, оборотившаяся кинорежиссером, получит за свой фильм «Оскар»… ну, и все сначала споют, а потом станцуют. Финита ля комедия. «Фишкой» спектакля является то, что все четверо мужчин, пришедших по объявлению, имеют грим и пластику известных французских актеров… У кого-то в спектакле вот это надевание на себя шкурки знаменитости получается лучше, у кого-то… ну, понятно. Так, жандарм Луи, которого тётушка заставляет учиться музыке, изображает Луи де Фюнеса… Остальных героев зовут Жерар, Жан-Поль и Пьер (фамилии додумайте сами). В общем, как-то вот так. Пожалуй, это всё… Ну, разве только – перед началом спектакля, в фоновом «радиоприемнике» звучит голос Высоцкого, поющего по-французски «В сон мне – жёлтые огни». И – во время одной из сцен я захохотала: музыкальным сопровождением ее была музыкальная тема из «Кармен». Это я к тому, что совсем недавно на этой же – сатириконовской – сцене, под «Кармен» играли другую комедию положений, «Смешные деньги». И как великолепно играли! Насколько это было лучше вчерашнего действа! М-да… Вот спрашивают: чем же Театр отличается от антрепризы. Да качеством и отличается… Конечно, я говорю о хороших театрах. Но в плохие-то я не хожу…

Ирината: Rock’n’roll. РАМТ. 19.04.2012 Сначала о недостатке спектакля (чтобы к этому не возвращаться, да и не глобальный он). В общем, есть небольшие длинноты и провисы. Это большие разговорные сцены, очень важные – но актеры в них оч.мало поддержаны режиссурой. Вот и… В остальном же всё откровенно хорошо, с рекомендацией на просмотр… Я сначала думала, что это близко мне, людям моего поколения… но смотрели вчера с бельчонок, которая много моложе – но и она написала мне сегодня про драйв после спектакля. Пьеса Тома Стоппарда (хорошая!) Ставил Адольф Шапиро. Играют лучшие РАМТовцы: Красилов, Исаев, Морозов, Искандер, Семенова….далее по списку. Действие первое – 1968 год, советские танки под эгидой «братской помощи» в Чехословакии… год 1974-й… «Хартия 77». Место действия – Прага, Кембридж. Действие второе – «перестройка», конец 80-х; финал – конец 90-х, концерт «Роллинг Стоунз» в Праге. Место действия – всё те же Прага, Кембридж. Обязательно нужно дать информацию о саундтреке спектакля – завидуйте нам, мы вчера это всё слышали (согласитесь – потрясающе!): Pink Floyd - Astronomy Domine Syd Barrett - Golden Hair Bob Dylan - I'll be your baby tonight Rolling Stones - Play with fire Rolling stones - It's all over now Velvet Underground - Venus in Furs The Doors - Break on through Velvet Underground - I'm waiting for the man Syd Barrett - Terrapin Pink Floyd - Emily Play Rolling stones - It's only rock'n'roll Frank Zappa - I'm the slime Pink Floyd - Welcome to the machine Karel Kryl - Bratricku zavirej vratka The Beach Boys - Barbara Ann Pink Floyd - Wish you were here The Plastic Pepole of the universe - Ranni ptace The Cure - Boys don't cry Vera Lynn - We'll meet again Pink Floyd - Vera Rolling Stones - I can get no satisfaction Что до спектакля – в нем равномерно перемешано общественно-политическое и сугубо личное. Политическое в результате оказывается совершенно преходящим, сиюминутным, и важным, только если – ассоциативно (с сегодняшним). И это при том, что, как только у интеллигентных людей заходит речь о политике, появляются повышенные тона, грубость… и посуда начинает биться. Личное – гораздо интереснее и, в итоге, важнее. Хотя все это: личное, общественное – оно перемешано… Никуда не деться: еще Ленин писал, что невозможно жить в обществе и быть свободным от общества. Но как-то так получается, что уже и не упомнишь, за кого голосовал в таком-то году (хотя в год голосования отстаивал свою позицию до срыва голоса). А вот это - то, что когда-то присутствовала на последнем концерте великого музыканта и даже танцевала на сцене в своей красной куртке – это суперважно. Или – когда тебя спрашивают, что с тобой делали после ареста (ожидая, по всей вероятности, рассказа о раскаленном железе и сорванных ногтях)… а ты говоришь о СТРАШНОМ для себя: они отобрали всю твою коллекцию пластинок. Так незначительно, казалось бы… Но как это пережить, если потеря твоего счастья, твоей мечты – ВИНИЛОВЫХ ПЛАСТИНОК! – равносильно для тебя потере части тела… И когда «они» коллекцию вернули – ты, молодой, честный и смелый, начал давать информацию… попросту говоря, «стучать». От радости. И еще: как важно попросить прощения за своё предательство. Давнее предательство, информация о которого даже не сохранилась. Но ты-то знаешь, что оно – БЫЛО. Ты болеешь этим до конца жизни. Или, как ножом, вскрываешь гнойный нарыв своей былой мерзости. Или – ты начал жить с молодой девушкой, еще «не износив башмаков», в которых шел за гробом жены… Что это – предательство искренней многолетней любви? Или просто – желание заполнить образовавшуюся внутри тебя пустоту ХОТЬ ЧЕМ-НИБУДЬ… Всё равно чем. Тем более, что о студентке Ленке так хорошо всегда говорила покойная Элеонора… Вот еще: как же страстно ты долгие годы хотела быть рядом с ним – если ответила «да» еще до того, как он закончил свою фразу?.. Быть вместе, быть любимой… а политика и всё остальное – пусть постоят в сторонке, подождут. Вот из такого, кажущегося совсем мелким, и складывается жизнь… Но всё это только КАЖЕТСЯ мелким. И твой уход в музыку… в театр… в древнегреческую поэзию… в политику… в любовь – если всё это настоящее, то оно и держит тебя на главной, ведущей к цели, дороге ТВОЕЙ жизни. И не надо никому вставлять палки в колеса, утверждая, что «не тот это вовсе, не то и не та», тыча носом в незначительность интересов. Жизнь короткая. И в ней надо быть честным. С самим собой и с другими. И оставаться «собой и только, до конца». По мелочи – что еще понравилось. То, что в черно-белой сцене застолья было несколько красных пятен: это вино в бокалах и красная прядь в прическе Эсме. Всё время в глаза лезло слово «СВОБОДУ!» написанное на стенке… в общем-то, «гебистом». То, как засмеялся зал УЗНАВАНИЮ: Макс говорил о том, что «они слушают дерьмо, читают дерьмо, смотрят дерьмо, ездят на две недели в Турцию - и все в порядке». Еще раньше дежа-вю случилось у меня: когда на стене возникли кадры с танками на улицах Праги, я, этого по возрасту практически не помнившая, тут же «срифмовала» картинку с танками на московских улицах в 91-м, которые как раз помню очень хорошо. Выход в последней сцене Фердинанда (С.Морозова) вызвал в зале такое же оживление, как и выход Бакунина (С.Морозова!) в «Береге утопии». «Как бы усыновленный» молодой девушкой старый и больной певец, кумир матери – это дорогого стОит! И очень красиво – восторженные лица пражских зрителей на концерте «Роллинг Стоунз», в которые «вписаны» лица РАМТовских артистов… А как об этом концерте за много лет до этого мечтал Фердинанд! Мечтал, как о чем-то несбыточном… Сбылось! А вы говорите – чудес не бывает. «Ну, не бывает… Не бывает. Не бывает! А мы – попробуем». Надо только верить и ждать. Ждать и верить. И никогда не отходить далеко от главной, выбранной тобою дороги.

Ирината: Алые паруса. РАМТ. 28.04.12 Это отнюдь не обязательно, но, в общем-то, очень приятно: на праздники дарить себе (и другим хорошим людям) театральные подарки. Так, прошлый год я проводила «Капнистом», новый встретила «Синим чудовищем»… ну, а последний невыходной день перед праздником Весны, Мира и Труда я завершила замечательными РАМТовскими «Алыми парусами». Видимо, мне не суждено увидеть Р.Искандер в роли Ассоль, а А.Блохина – Эгля… Зато так приятно было сознавать, что спектакль , как и прежде, молод, весел, замечательно приятнен для просмотра… Да, это превосходный спектакль! История, написанная Грином про девочку, которая так истово верила в мечту, что та просто не имела возможности не сбыться, в театре где-то укорочена, а где-то дополнена новыми сюжетными линиями… впрочем, так практически всегда бывает при адаптировании прозы для театра или кино. Ну, и без чего мюзикл не может быть мюзиклом – он до верху наполнен музыкой, пением и танцами. Максим Дунаевский пишет хорошую музыку. Очень хорошую. Помню, как долго после прошлого просмотра я мурлыкала Колыбельную…сегодня к ней прибавились «Три свечи» и песенка-счет мальчишек «пекущих блины» плоскими камешками. И еще – та фраза, которую отчаянно кричит Ассоль влюбленный в нее Меннерс-сын (а я, наперекор всем и всему, очень люблю Дениса Баландина): «Хочешь, можешь звать меня Греем!» Спектакль много жестче книги, и, уж тем более, он совсем не такой розовый и пушистый, как фильм, в коем Ассоль/Вертинская, выросшая в жестком и жестоком мире, умудрилась остаться нежной полупринцессой… полублаженной. Да и Грей/Лановой в фильме не прослоенный ветрами капитан, а какой-то сказочный эльф. В фильме сказка была сказкой с самого начала, ей оставалось только придти к логическому своему завершению. В РАМТовском спектакле романтика тонет в быте: как не отказаться от веры в прекрасную сказку, если повседневность то и дело втаптывает тебя в грязь… так зло втаптывает, что даже у Священника нет сил на эту веру. И всё-таки – это очень правильная история. В нашей жизни романтика моря как-то незаметно оборачивается «солью и креветками к пиву», а юные прекрасные девы выходят замуж за нелюбимых, переставая радоваться ЖИЗНИ и оставляя лишь злобу СУЩЕСТВОВАНИЯ. Но если сказка возможно там, за линией рампы, то, значит, и у любого из нас жизнь вдруг может расцветиться Алыми Парусами. Надо только верить и ждать. Ждать и верить. И ежедневно зажигать маяк мечты, чтобы он, твой Грей, не проплыл случайно мимо. Информация о спектакле, видеоролик, фотографии - на сайте РАМТ. Фото Анны Коваи

Ирината: Капнист туда и обратно. Театр Эрмитаж на сцене ЦИМ. 19.05.12 «Ах, если бы сбылась моя мечта – какая жизнь настала бы тогда…» - я пела это вместе со всеми, кто стоял на сцене и сидел в зале под аккомпанемент самого (!) Семёнова. Да, непосредственно к самому спектаклю этот музыкальный момент отношения не имел… но как же это было здОрово!!! Я уже неоднократно признавалась в любви к Эрмитажу. Признаюсь еще раз, и не ради написания дежурных фраз, но – сердце требует сказать… …что из множества московских театров, в коих есть превосходные спектакли, талантливейшие актеры, верные друзья в зале и за кулисами – любимый Эрмитаж, милый Эрми стоит особняком. Ибо его функция – лучшими своими спектаклями, как жесткой пемзой, сдирать омертвевшие частички моей души. Именно после спектаклей этого театра (даже самых тяжелых и сложных) хочется жить, работать… да и вообще – отталкиваться от земли бренной ногою и немножечко воспарять. Что до «Капниста» - я влюбилась в этот спектакль с первого взгляда, с того, уже давнего, весеннего прогона, когда впервые арестованный по царскому приказу драматург Василий Капнист «был в овчину облачен и в сани водворен», когда полетели мимо бескрайние российские заснеженные версты – «трясли ухабы, тряс мороз, а сам-то как он трясся, трясся, трясся, трясся, когда второй злосчастный акт давали пред царём». Да, я люблю этот спектакль, каждый раз переживая, если представление капнистовой пьесы проходит без моего присутствия в зале. И всё-таки вчерашний спектакль был особенным, ибо сыгран он был на редкость славно. Этак – хорошо, как только возможно… и еще лучше! Действие, словно очищенный бриллиант, блистало гранями – аж сердце замирало от восторга. Что-то было чуть сдвинуто в превосходную новизну: скажем, то, как отчаянно «эхнув» и выхватив из толпы Олю Левитину, бросилась Дарья Белоусова петь «на бис» «Пылиночку» (раз уж царю так понравилось… ну, не век же актрисам в массовке бегать – надо и в первачи выходить). Или – то, как удивился до потрясения Александр Пожаров, признанный спросонья Капнистом/Шулиным за Ивана Крылова (удивился, да смирился – не самая обидная ошибка). Эти микроскопические сдвиги были абсолютно на месте, оживляя и обновляя спектакль. Но всё же хорош был вчерашний «Капнист» (последний в сезоне, увы…) не этой малой театральной «зелёнкой», а общим настроем, драйвом, а также единением – всех актеров и музыкантов друг с другом, а также со зрителями в зале. Да, вчера был превосходный спектакль, я рада за присутствие в зале своё и других почитателей театра (и пусть завидуют нам те, кто провел вчерашний вечер на в ЦИМ, где играют сейчас «Капниста»). Фантастически хороший был вчера спектакль, и прекрасным было его завершение, ибо после финальной песни на сцену вышли Михаил Захарович Левитин и его младшая дочка Маша, чтобы преподнести цветы актрисе Татьяне Шабельниковой. У нее, игравшей вчера одну из «человеков из народа», был юбилей. Звучали слова поздравления, а после – она, а вместе с ней весь зал – спела песни Забавы из «Летучего корабля» (именно она и пела за героиню мультика). И – Андрей Семенов за клавишами… И – царь-батющка/Кулаков, сошедший со своего «пьедестала», дабы по-царски нежно и властно провести именинницу по кругу. Ах, какой же это был мощный выплеск положительных эмоций! Как же было хорошо вчера!

Ирината: Собаки. Театр Станиславского. 20.05.12 Вчерашний театральный вечер сложился у меня именно так из-за того, что спектакль почему-то был объявлен на 8 вечера: все спектакли, начинавшиеся в стандартные 19.00, я отмела (у театральных фанатов ведь могут быть и свои, внетеатральные дела). «Станиславские» «Собаки» - это римейк Юго-Западного спектакля; и там, и здесь он поставлен Валерием Беляковичем по повести К.Сергиенко «До свидания, овраг». Римейки редко получаются лучше оригинала. Конечно, они милы тем, что трогательно любил изначальные варианты, а также для тех, кто как раз таки их не видел – и восторженно принимает копию (пусть даже авторскую) за оригинальную версию. Я видела ЮЗ-спектакль, играемый днем, для детишек… вернее, для подростков – примерно год назад. В Стасике «Собаки» играются во взрослое, вечернее время… а зал, тем не менее, заполнен детишками – и, кстати, не подростками, а малышней, явно бережно оберегаемой родителями от проблем (голода, смерти и т.п.), а потому сценическим бедам бездомных собак не особо сопереживающей. Разыскивала в инет фото или видео, дабы поддержать пост, и, увы, ничего качественного не нашла. Зато нашла крохотную, полутораминутную запись 14-летней давности, где совсем молодой Задохин (ЮЗ) читает фрагмент монолога пса по кличке Гордый. Читает тихо, спокойно… и при этом с таким огромным выплеском энергии… эх, полтора вчерашних часа отдать за эти полторы минуты – не жалко… А вчерашний спектакль, тем не менее, был не плохим. И по временам «забирал» полностью, до слез, ибо постановка даже в этом – сильно облегченном варианте – очень хороша. И актеры в Стасике, оказывается, имеются весьма достойные. Понравились почти все, правда, не целиком, а местами: вот вроде бы всё хорошо… а потом – просто неплохо, обыкновенно. И еще: практически все на сцене были не собаками, а актерами, с большей или меньшей степенью талантливости изображающие четвероногих. Правда, понравился Всеволод Яшкин в роли Борзого. Вот у него выходило совмещать обе ипостаси, становиться челопсом. И собака получалась у него узнаваемая: именно такие способны и недельный запас еды сожрать за один присест – и тяпнуть за руку того, кто протянет еду. И человек был узнаваемый: провинциальная шпана, в большом городе не прижившаяся – такие вечно подряжаются на мелкие работы, делают их плохо, а потом рычат и матерятся в адрес недоплативших жлобов… Впрочем, надо сказать и про Александра Задохина – Чёрного, вожака стаи. Хорош. Ну, да сколько уж лет он в собаках ходит, конечно, у него всё почти безупречно получается… Вообще – смотреть собак на ЮЗ намного логичнее, чем в Стасике. На ЮЗ зрительские кресла поднимаются амфитеатром, и овраг там, внизу, получается естественным образом… и выглядит именно, как овраг. В Стасике же, при высокой сцене, овраг нелогично поднят вверх… кстати, и хорошая декорация отчасти пропадает: если на ЮЗ старые автомобильные шины покрывает простая тряпка, то в Стасике расстарались и нанесли на нее изящный «мусорный» рисунок… Ну, вот именно его и не видно. И еще: в Стасике «собакам» добавили меха на костюмы – ну, чтобы никто не сомневался в том, что те, кто на сцене – они звериного происхождения. А вот на ЮЗ в этом почему-то никто не сомневается… И без меха. Ну, что сказать? Выбирая для просмотра спектакль, я бы порекомендовала ЮЗовский вариант (впрочем, не знаю, хорошо ли он сейчас играется). Но театр Станиславского – он, конечно, «центре», да и с билетами в него совсем несложно… В общем, кому что и как удобно. Но, тем не менее, я настоятельно рекомендую внести название «Собаки» в список возможного просмотра. Хороший спектакль.

Ирината: История лошади. Театр у Никитских ворот. 21.05.12 Мой «звериный» период в театре: посмотрела «Собак» в Станиславского, наметила «Ёжика и медвежонка» в «Мастерской» - в последнюю минуту переиграла, воспользовавшись приглашением на «Историю лошади» к Марку Розовскому. Поход к Никитским воротам был связан в основном с желанием посмотреть на новое помещение театра (ну, наконец-то достроили и, Бог даст, скоро окончательно откроют). Но и посещение спектакля-легенды, этакого «нашего музыкального ответа Бродвею» - кто ж от такого откажется? Что касается нового здания, тут главное – сам факт свершившегося СОБЫТИЯ. Центр Москвы, где каждый метр земли стоит так много, словно он сверху усыпан бриллиантами – и маленький театр, которому и в котором теперь наконец-то будет по-настоящему уютно. Вроде как – «лёд тронулся». Глядишь, и Эрмитажу с ОКОЛО подфартит с перестройкой… Главный недостаток нового здания театра связан с тем, что помещения не строились, а вписывались в старинный особняк. Оттого и зал получился узкий, но очень длинный… а в театрах отдаленность от сцены – не главное удобство… впрочем, подъем рядов хороший. Мы сидели вчера на 1 ряду, но, уверена, и с дальних видно неплохо. Ну, а разные мелочи типа белой жестяной коробки – пульт какой-то, что ли? – рядом с обалденно красивым, чуть ли не хрустальным лифтом – это, надеюсь, всё временно… уберётся-спрячется. Зато какой красивый, безразмерно высокий чёрный потолок в фойе!!! Про спектакль. Римейк – очередной повтор старой постановки Марка Розовского. Мюзикл, в основе которого – произведение Льва Толстого. Рассказ от имени лошади, старого мерина по кличке Мужик 1-й, по прозвищу Холстомер, о своей жизни. Пьеса и музыка – самого Розовского, стихи Юрия Ряшенцева («В небе светит солнышко горячо. Положи мне голову на плечо» - откровенный вневременной хит. Актеры. Тут три фамилии: Максим Заусалин, Денис Юченков, Ольга Лебедева (впрочем, актерских провалов нет, а массовка в основном была чудо как хороша). Максим Заусалин – звезда театра и мюзиклов. Красив, изящен, сладкоголос, энергетичен. Его конь Милый – это и правда милое и очаровательное животное. По принципу: дает же Бог в плюс к красоте еще и чертовское обаяние, а к нему добавляет умение продавать себя по максимальному тарифу. Этакая очаровательная наглость, за которую прощается всё то, что другому не простится никогда… Да, просто потрясающий конечеловек получился! Офицер на бегах у Заусалина – попроще, посхематичнее… Конечно, эта роль и есть схема, но я задумалась: в программке артист заявлен на князя Серпуховского – потянул бы? Не знаю… Но вот у Дениса Юченкова князь – это просто шедевр! Юченков – вообще актер из любимый в этом театре (а какой у него кот Ямамото – просто чудо!). Князь Серпуховской в спектакле – в двух ипостасях: в начале это очаровательный, наглый, себялюбивый красавец-богач, в конце – спившийся и потерявший себя… но не свою наглость, никому не нужный человек. Сыграно (и то, и это) превосходно! Ольга Лебедева – одна из кобылок в «хоре-табуне». Нууу… это как в каждом городе должен быть свой сумасшедший (иначе город погибнет от скуки), так и в табуне должна быть одна слегка ненормальная… если не корова, то лошадь, чтобы табуну не закиснуть в тоскливой правильности. А этот сценический табун живет так: все коники, при своей внешней разности – одинаково правильно фыркают и бьют копытами. Это – хорошо. И только одна лошадушка, делая всё вроде бы так же, как все – делает это совершенно по-другому. И это прекрасно. (Мне вообще мила нестандартность. Потому я поняла и полностью поддержала Серпуховского, купившего Холстомера – откровенную отбраковку, совершенно не такого, как все). Ну, что еще? Про песенные хиты я сказала. Танцевальные номера – превосходны. А уж две сцены показа-продажи лошадей, с солированием каждой лошадки – ах, как славно! В общем, хороший вчера был вечер. Спасибо за приглашение (хочу еще!).



полная версия страницы