Форум » Архив форума » Константин Аркадьевич Райкин, ЧАСТЬ 7 » Ответить

Константин Аркадьевич Райкин, ЧАСТЬ 7

Administrator: ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2 ЧАСТЬ 3 ЧАСТЬ 4 ЧАСТЬ 5 ЧАСТЬ 6

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Administrator: Спектакль-встреча Константина Райкина «Самое любимое». Большой Зал Филармонии (Санкт-Петербург) 14 июня, начало в 20.00

Administrator: Отсюда ... Первой страницей II межрегионального театрального фестиваля "Сахалинская рампа" для сахалинцев стала встреча с народным артистом России, создателем театра "Сатирикон" имени Аркадия Райкина Константином Райкиным. А также — с Давидом Самойловым, Николаем Заболоцким, Николаем Рубцовым, Осипом Мандельштамом, Лопе Де Вега, Александром Пушкиным.Моноспектакль "Самое любимое" вобрал жизнь артиста К.Райкина с его увлечениями спортом, животными, моцартовски легким штурмом театрального училища с конкурсом в триста с гаком человек на место и др. Перешагнув мостик от безбашенного нежного возраста ("дурье состояние 16 лет"), когда гены все равно вывели на актерскую стезю, от дверей Щукинки до собственных театра (на сайте которого раздел "Райкин" стоит отдельной строкой наряду с новостями, афишей, контактами) и Высшей школы театральных искусств, великий сын верен завету великого отца, сказавшего однажды: "Обязательно читай стихи, какая бы ни была публика. Они дают совершенно другое содержание всему, что ты делаешь. Ты даешь этим людям понять и про их собственную жизнь, и про твою жизнь, про жизнь вокруг, что она не только смешная и веселая, но и горькая, и трагическая, и многожанровая... а иначе это будет плоско, фанерно — если люди только смеются". Человек во фраке в потоке света на черной сцене Чехов-центра крепко держал незримыми нитями переполненный зал -- наедине с огненной лавой высокой поэзии и горестными судьбами поэтов ("у нас государство некрофильское, больше любит мертвых, чем живых"); с нежными откликами памяти о Зиновии Гердте — дяде Зяме и своей сахалинской ученице, актрисе Елене Майоровой ("грандиозная девочка!"), которой он посвятил стихи: "Ее зачислили. Был ярок/ Тот летний день. И ни один/ Не знал еще, какой подарок/ Европе сделал Сахалин!"; с усталым, мудрым пониманием ("самые трудные времена (а у нас с вами выбор небольшой — трудные времена и очень трудные) изобилуют минутами счастья. Счастье — это не станция назначения, а способ путешествия")......Пусть к злобе и мести взывают пророки,Пускай кулаки воздвигают над веком,Народу надежду внушат скоморохиИ смехом его напитают, как млеком. (Д. Самойлов. "Скоморохи")Два часа поэтического вдохновения К.Райкин завершил комплиментом влюбленной до краев публике: "Вы так легко поспеваете за моей весьма непростой программой — это признак молодой души. Есть возраст внешний и внутренний, которые часто не совпадают. Я — человек молодой. Как сказал однажды Л.Утесов: "Старик, имей в виду — молодость приходит с годами". Таких молодых и просто молодых по паспорту был полон зал Чехов-центра. И да, они будут перечитывать стихи, не дожидаясь наступления 2015 года, официально посвященного литературе.

Casi: Константин Аркадьевич Райкин Фотография Альгимантаса Александравичюса


selena: Константин Райкин - Соланж. Сатирикон. Служанки. Режиссер Роман Виктюк. 1988г.

Casi: Учебный Театр ВШСИ Им Райкина Константин Аркадьевич Райкин

Administrator:

Administrator: От зрителя По Культуре интервью Константина Райкина в Белой студии. Вспомнилось сразу, как я оцепенела в московском Сатириконе на "Контрабасе" Зюскинда - моноспектакле с ним в главной роли. Вот просто цак-цак-цак - такие зажимы захлестнулись вокруг рук, ног, головы. Я, кажется, боялась даже громко вздохнуть, так ловила каждое слово, так боялась пропустить мгновения, эмоцию, движение, жест, ту магию, которая создается в волшебном котле сцены. И шевельнулась, и вернулась в реальность только после того, как аплодисменты смолкли, а они продолжались долго. А он сейчас в интервью говорит: "Я очень, очень неуверенный в себе человек. Я даже плачу иногда от разочарования в себе, от того, что все время думаю, что меня разоблачат, какой же я неважнецкий. Вот Олег Палыч - другое дело. Он может подписывать какие-то важные документы за кулисами, прямо в гриме, прямо перед выходом на сцену, потом шагнет на сцену и играет, и прекрасно это делает. Я однажды поинтересовался, как это получается. Он ответил - надо просто понять однажды, что ты интересен! Я не знаю, ну как это может быть? Я интересен? Не знаю..я вообще живу под лозунгом "Тебя не надо, а ты есть".... Райкин - очень, очень талантливый актер. Очень.

Administrator: Вечерняя Москва Константин Райкин: мастер-класс на день рождения Екатерина Шитикова Константин Аркадьевич находится в прекрасной форме. Вот и на мастер-классе в Летней кино академии Никиты Михалкова, который Райкин провел накануне торжества, он был весел, шутлив и не переставая говорил о творчестве и студентах Высшей школы сценических искусств, которая носит его имя. А еще — о Шекспире, пользе немого кино, о том, как важно актерам смотреть мультфильмы, и даже цитировал изречения из библейской «Нагорной проповеди». — Я провожу мастер-класс в Киноакадемии Никиты Михалкова впервые, — рассказал Константин Аркадьевич. — Но мне впервые и предложили это сделать. Позвали бы раньше, я бы раньше его провел. Я высоко ценю Никиту Сергеевича как профессионала и в режиссерском деле, и в актерском. Для меня он особенный человек, и я знаю, какая он драгоценность для артистов, которые с ним работают. Я сам преподаю, поэтому если я могу чем-то быть полезным делу, то с удовольствием принимаю в нем участие. Но признаюсь, что это не бескорыстно. Взамен я предложил Никите Сергеевичу провести встречу уже с моими студентами. Он согласился. Я считаю, что это хороший обмен, бартер. В конце своего мастер-класса Райкин призвал будущих звезд кино и театра никогда не боятся неудач. — Провал надо испытать обязательно, — резюмировал Константин Аркадьевич. — Это как любому мужчине раз в жизни надо получить отказ женщины и удар по лицу.

Administrator: От зрителя К. Райкин Райкина я люблю. Люблю и Аркадия Райкина, но по-другому. Хотя надо признаться попав в Сатирикон как-то не на один из спектаклей (названия, увы, не помню) решила, что не понимаю его творчества. Возможно я была тогда и права, т.к. творчество его наполнено новаторством не всегда мной воспринимаемого. Но когда я услышала его голос, увидела его образ в спектаклях и жизни (перед камерой, конечно) постепенно, но глубоко проникалась к нему. Константин Аркадьевич - талант, но беря во внимание его юношеские годы он об этом ещё не знал наверняка, наверняка ему говорил об этом, но как можно верить таким серьёзным вещам не будучи наверняка уверенным на своём примере? Тем более, что всегда находятся желающие подпортить мимолётную эйфорию недобрыми словами "тебе не быть тем-то, тут нет таланта, напрасно время тратишь". (Из интервью с К.Райкиным в белой студии телеканала Культура: - (ведущая)Говорят, что критиковать нужно то, что любишь, так это очень важная работа и многое от этих слов зависит - (Райкин К.)Знаете анекдот про глухого льва? -Нет. (но уже смеётся) -Едет труппа музыкантов по Саванне в грузовике, скрипач уснул и не заметил как выпал из машины. Очнулся а к нему лев подкрадывается, ну он расчехлил скрипку и начал играть - лев остановился, слушает. Тут бежит ещё один лев, но добежав тоже заслушался и не стал есть скрипача. И так шло время вокруг скрипача собралоь несколько львов и тут подбегает ещё один и съедает скрипача. Его другие спрашивают:"зачем ты съел его?Хорошо же играл!" А лев им отвечает: "А мне всё равно, я глухой") И в том же самом интервью, где он рассказывал про критиков и себя и анекдот про львов он рассказал о том как в его руки попала книга Достоевского "Записки из подполья". На тот момент я её не читала, но живой взволнованный рассказ о впечатлении от книги произвёл на меня неизгладимое впечатление, за которым последовал поиск и покупка её в бумажном варианте. А после прочтения мне страшно захотелось попасть на спектакль Райкина, где он в роли Подпольного вынимает из себя всю душу. Он плачет, его трясёт, он зол и растерян и будучи зрителем ты одновременно причастен ко всему происходящему на сцене (все эмоции понимаются в тебе, чувства переворачиваются, он говорит о себе, но находит отклик в глазах людей в зале). Это колоссальный фонтан эмоций поднимает тебя в конце спектакля, не потому что сначала ты сидишь и аплодируя благодаришь, а потом волна начинает подниматься по залу и из вежливости ты тоже встаёшь, а потому что тебе доверили самое сокровенное, с тобой поделились искренностью - тут уже сложно оставаться равнодушным. Человек интеллигентный, со схожими взглядами на жизнь и по возможности откровенный, с сильным характером и зоркими глазами. Таков для меня Константин Аркадьевич Райкин. Человек победивший и побеждающий каждый день самого себя и время, которое справедливо хранит светлую память о его отце, но как о совершенно другом, самостоятельном и несвязанном с ним человеком.

Administrator: Российская газета Таланту нужен пендель Режиссер и актер Константин Райкин дал мастер-класс Константин Райкин, худрук московского театра "Сатирикон", не из тех режиссеров и актеров-снобов, которые заставляют ждать себя часами и, сказав пару слов, уверяют, что куда-то спешат. Явившись минута в минуту на свой мастер-класс, организованный в рамках Летней киноакадемии Никиты Михалкова, актер застал студентов врасплох: как в известном детском стишке, "Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал". Но стоило Райкину подняться на сцену, - зал тут же набился туго. Почему артисты кино не всегда могут играть в театре? Я убежден, что дом артиста - это театр. Кино, при всем моем обожании этого вида искусства, все-таки второе по значимости дело для драматического актера. Театр - это кузница мастерства. Кино и телевидение - это кузница популярности, успеха и денег. В кино артист делает то, чему он уже обучен в театральной среде. Тут как раз отдельно скажу о Никите Михалкове. Он не просто редкий, он уникальный режиссер. Не зря у него первое практически полное образование - театральное (Михалков поступил в Театральное училище имени Щукина, но, будучи студентом четвёртого курса, принял участие в киносъёмках, за что был исключён - прим. ред.). Роли для кино со своими артистами он репетирует, как для спектакля. Когда я снимался в его фильме "Свой среди чужих, чужой среди своих", то всю свою роль с ним срепетировал на ковре Ленфильма. Мы вообще весь фильм могли сыграть, как спектакль. Михалков и сейчас так работает. Это небывалый случай работы с актером в кино, но к этому лучше не привыкать, потому что это божественное черт знает что! Конечно, кино тоже требует очень большого профессионализма. Но в театре в артисте все начала и концы. А в кино есть монтаж, там можно сделать переозвучание… Ну невозможно же себе представить, что во время зарубежных гастролей актера, играющего на сцене, озвучивал бы другой артист, владеющий местным языком. В кино это происходит всегда. Есть в этом какое-то попрание достоинства актерской профессии. Почему кто-то, пусть даже очень хороший, но другой, должен вставлять в твой священный ротик свой гадкий голосок? Тогда пусть и за ножки, и за ручки кто-то другой отвечает. А как озвучивать после съемок самого себя? Я же всем своим существом играю роль, а не отдельно телом, а потом языком… Конечно, я сейчас говорю очень агрессивные и обидные вещи. Есть и гениальные работы в кино. Но с точки зрения актерского дела, кино - это искусство обмана. Это замечательный, но полустанок. Он может решить твою судьбу и обеспечить тебя на всю жизнь, но это другой вид искусства. Поэтому киноартисты зачастую не могут работать в театре. И наоборот, из театра в кино - огромнейшая река. Где прячутся эмоции? Театральная актерская профессия очень связана с понятиями "характер" и "воля". Это в буквальном смысле слова мужественная, спартанская профессия. Как для девочек, так и для мальчиков. Эмоции - твой материал, здесь надо уметь ими владеть. Не люблю артистов, которые три спектакля заваливают, а четвертый играют гениально. Люблю, когда все четыре хорошо. Как ухватить момент, когда тебя Бог поцелует в макушку? Профессиональный артист умеет дать пендель эмоции, если она не приходит. Эмоция очень ревнива. Если ты ей покажешь, что ты можешь обойтись без ее прямого участия, она тут же придет. Она как женщина с противным характером, которая все время уходит, но моментально возвращается, если видит, что ты справляешься без нее. Человек - цельное существо. Если точно изобразить, что надо, - эмоция к содержанию изнутри подтянется. В театре с эмоцией надо обращаться немного жестко. Что интереснее человеческих мыслей? Если хорошо идет спектакль, то интересно подсматривать за зрителями. Когда в зале еще горит свет, то зритель пока помнит себя. Причем это в основном мужчин касается: они умеют владеть собой, женщины как-то непосредственнее. Если сильный спектакль, то люди забывают себя, у них растопыриваются лица и круглеют глаза. Это божественный процесс. Но когда свет зажигается, все снова вспоминают себя: начинают казаться умными, что-то формулировать, обсуждать. Оскар Уайльд про зрителей очень точно говорил: "Чувства людей гораздо интереснее их мыслей". Самый верный признак для артиста - это как зал реагирует: дышит или не дышит. Бывает тишина пустого зала - это нуль. А бывает меньше нуля, тише тихого: когда туго набитый зал в абсолютном внимании - в эту всасывающую тишину, вакуум, артистов может даже засосать. Любая жизнь в зале - кашель, шуршание, чихание - это свидетельство невнимания, когда не очень интересно. Зачем бороться с зеркалами? Сейчас я ставлю пьесу Мартина МакДонаха (речь о пьесе "Однорукий из Спокана", премьера которой состоится уже этой осенью, в октябре - прим. ред.). Сегодня я считаю его лучшим из тех, кто пишет пьесы. Под несколькими сценами МакДонаха подпишется Федор Достоевский, потому что Мартину удается показывать модель мира, чернухой это не назовешь: там столько боли, юмора, мрачности… Он жесткий автор, и язык у него жесткий. А как в реальном мире без нецензурщины? Запрет мата - это война с зеркалами: "Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива". Народ разговаривает на матерном языке. Это, безусловно, плохо. Но так есть. Искусство - это отражение жизни, а не плакат по образцовому поведению. Нужно бороться с тем, как жизнь устроена, а не с тем, как она отражается. Как документальное кино теперь снимать? Как про жизнь народа, интеллигенции, солдата снимать? Тогда "Ричарда III" Шекспира тоже нельзя ставить: все начнут убивать друг друга. Запрет мата, запрет некоторых музыкальных инструментов - эту "книжку" я уже когда-то читал. Еще срамные места можно прикрывать: надеть трусы на Аполлона, лифчик на Венеру... Чем полезен неуспех? Я считаю, что каждый мужчина в жизни обязательно должен получить по морде и услышать "нет" от женщины. Мужчину, не испытавшего это, я вижу сразу: у него необъемное представление о жизни, он видит ее не в 3D. Горечь поражения в жизни нужно испытать обязательно. И артисту провал тоже нужно испытать, чтобы бояться этого. Некоторые критики спрашивали меня, не хотел бы я иметь провал, который бы вошел потом в историю театра? Да упаси, Господи! Я неуспеха боюсь больше смерти. Когда ты высказываешься о том, что тебя сейчас очень волнует, а кто-то встает в зале и уходит, - это ужасно. Когда ты высказываешься, а тебя не слышат, потому что не интересно - для меня это самое страшное, что может быть в жизни. Лучше умереть. Можно ли дойти до горизонта? Профессия актера, как и вообще работа в искусстве - это непознаваемая дорога без конца: ты двигаешься к горизонту, а он от тебя ровно на столько же уходит. Интересно работать с теми, кто хочет уметь, а не с теми, кто думает, что умеет. Строго говоря, никто "не умеет". Тот, кто думает, что умеет - конченый человек. В нашем деле все определяет очарованность. Если уходит трепет и возникает привычка - пиши пропало! Это становится лишь средством зарабатывания денег. Конечно, это ремесло, но зарабатывание денег не может быть главным. Надо трепетать и очаровываться.

Administrator:

Casi: Константин Аркадьевич Райкин

Administrator: Газета "Культура" Константин Райкин: школа удивления Анна ЧУЖКОВА , Тамара ЦЕРЕТЕЛИ — Все мы пляшем от Станиславского. Сам я щукинец по «национальности». Попал в «Современник», вместе с Табаковым стоял у истоков «Табакерки». Преподавал в Школе-студии МХАТ. В общем, много всего во мне намешано. Убежден, театр — это дом актера, кузница мастерства. Кино — все-таки второе по значимости дело для драматического артиста. Оно не дает возможности пробовать новое, ты делаешь, что уже умеешь. Даже у гениального режиссера. Но о Никите Сергеевиче нужно сказать отдельно. Михалков репетирует кино, как спектакль. Это случай уникальный, небывалый, и не надо на него ориентироваться — такое божественное черт знает что. Значимость нашей профессии в театре и кино несравнима. На сцене актер — полноправный хозяин. На нем огромная ответственность. Спектакль — партитура его эмоций, кардиограмма. Вы можете себе представить, чтобы во время зарубежных гастролей на сцене артиста озвучивал кто-то другой? В кино такое происходит даже с гениальными людьми. Какая-то ерунда, унижение и попрание достоинства. Почему чужой человек должен вставлять в твой священный рот свой гадкий голосок? Может, и моими ножками тогда будет кто-то другой танцевать?.. Царство артиста — театр. Поэтому буду говорить о театральном образовании. Самый важный курс — первый. Это фундамент, на котором потом можно возвести любое здание, даже самое современное, рискованное и хулиганское. Но основа должна быть державной, крепкой. Сейчас стали преподавать по-другому. Раньше было скучно. То, что я проходил на втором курсе, сегодня учат на первом. И происходит заражение театром. Мы долго сидели на этюдах, вставляли воображаемую нитку в иголку. Хорошее упражнение на внимание, сосредоточенность, но не полгода же! «Я в предлагаемых обстоятельствах». Очень тягостно, когда при этом тебе семнадцать лет и толком не знаешь, кто такой «я». По-моему, гораздо более плодоносная тема «Я в фантастических обстоятельствах». Например, моясь в ванной, обнаружил: у меня вырос хвост. Такая игра. Будто во сне. Потому что если реагировать буквально, то это клиника — обморок, «скорая помощь», пена у рта... Вообще актерская профессия очень волевая, мужественная. Эмоции — твой материал, надо ими владеть. Не люблю артистов, которые играют прекрасно, но только на четвертый раз. Лучше сыграй все четыре хорошо, чем один гениально. Ума не приложу, как достать билет на тот самый выдающийся спектакль, когда актера Бог поцелует в макушку? Надо уметь дать пинка эмоции, сесть на нее верхом. «Подождите, еще не пришло» — это непрофессионально. Эмоция ревнивая. Если покажешь, что сможешь обойтись без нее — только техникой, она тут же придет. Как женщина с противным характером. Самое сложное и интересное — передать оценку факта, когда случился сюжетный поворот. Поиск действия: как герою быть дальше. На этих виражах отличишь хорошего артиста от плохого. Великая драматургия так и строится. Взять «Ромео и Джульетту» — одну из лучших пьес всех времен и народов. Там очень четкий сюжет, мускулистый, но вспомните, как начинается трагедия. Выходит хор: Две равно уважаемых семьи В Вероне, где встречают нас событья, Ведут междоусобные бои И не хотят унять кровопролитья. Ну это ладно — обстоятельства начала, экспозиция. Но послушайте дальше: Друг друга любят дети главарей, Но им судьба подстраивает козни, И гибель их у гробовых дверей Кладет конец непримиримой розни. Все, сволочь, рассказал! Будто узнать счет матча до начала игры или конец анекдота. Но нам интересно, как это произойдет. Более того, брата Лоренцо, который думает объегорить родителей и устраивает авантюру, в конце спрашивает Эскал, князь веронский, как все случилось. И он десять минут рассказывает... Зачем? Мы ведь уже все знаем. Но это одно из самых напряженных мест в спектакле. Зрители ждут оценку: как отреагируют другие персонажи. Их правда потрясает так, что семьи даже помирились. По крайней мере, не хватает сил для продолжения вражды. Вот в постдраматическом театре такого нет: текст деревянный, безэмоциональный, все развернуто в зал. Но ведь оценка — самое трудное, вкусное. Получается уход от борьбы, капитуляция. Другое дело, если мы скрываем свою реакцию, стесняемся. Но она проявляется в другом месте. Тоже очень интересно. Я бы свою школу назвал «Школой удивления». Редкое свойство артиста удивляться на сцене, а это и есть оценка. Когда спектакль хорошо идет, подсматриваю за зрителями. Лица растопыриваются, глаза округляются. Так здорово! Себя забывают. Женщины более непосредственные, а вот мужчины, когда свет включается в зале, становятся такими бывалыми, владеющими собой. Сразу принимают умный вид, что-то обсуждают, формулируют. Но, как сказал Оскар Уайльд, чувства людей гораздо интереснее их мыслей. Самый верный признак для артиста — дыхание зала. Бывает тишина — нуль. А бывает меньше нуля: туго набитый зал, находящийся в абсолютном внимании. Всасывающая энергию тишина. Как вакуум. В него можно со сцены улететь. В этот момент кончаются все эпидемии: никто не чихает, не кашляет, прекращается коклюш. Вообще любые звуки в зале — свидетельство невнимания, когда не очень интересно. Ужасно, если не слушают. Говоришь человеку о том, что тебя волнует больше всего на свете, а он встает и уходит в туалет. Конечно, бывает разная физиология. Вижу даже, как он потом вернулся. Но, черт! Значит, этот эпизод зритель посчитал возможным пропустить. Провала боюсь пуще смерти.

Administrator: Собеседник Константин Райкин: Неуспеха боюсь больше смерти Студенты – Райкину: Константин Аркадьевич, а поделитесь еще и автографом! Константин Райкин не нуждается в представлении. Он популярен не только в народе, но и среди своего брата артиста. Когда Никита Михалков пригласил его прочесть лекцию в своей Летней киноакадемии, попасть на это мероприятие оказалось непросто. Но мы смогли. И кое-что интересное «подслушали». О гномах в театре Райкина – У меня в театре «Сатирикон» очень трудно работать. Коллектив у нас добросовестный, работающий и мало денег получающий. Когда мы выпускаем премьерный спектакль, погружение в работу полное. Мы месяц репетируем премьеру и этот же месяц не играем репертуарные спектакли, так как с 10 утра до 10 вечера все трудятся. Чтобы как-то себя порадовать, взрослые дядьки и тетки играют... в гномов. В шапку кладем скрученные записочки с именами артистов, и каждый тянет, кому кто достанется. Вытягиваешь записочку с фамилией – и становишься его гномом. Но никто, кроме тебя, не знает, чей ты гном. И вот ты уже, как гном, даришь своему артисту какие-то сладости, штучки смешные. И я был гномом. Тут главное – не запалиться. Чтобы, когда ты подкладываешь подарочек, никто не видел. В день премьеры спектакля все открываются – это, скажу я вам, такой праздник! Абсолютное детство. Об успехе и поражении Я считаю, что артист как можно раньше должен встретиться со зрителем и получить успех. А провал? Его тоже надо испытать. Хотя бы для того, чтобы это было в эмоциональной памяти, чтобы знать, а как это вообще. Знаете, я всегда вижу мужчину, который никогда не получал по морде. О-о-о-о-о, это очень заметно по тому, что у него не объемные представления о жизни. Мужчина обязательно должен получить по морде хоть раз! Иногда мне критики задают «оригинальный вопрос». «А вы не хотели бы испытать такой провал, который бы вошел в историю театра?» – спрашивают они. Да упаси Господи! Неуспеха я боюсь больше смерти. Иногда зрителю высказываешься, а ему твои высказывания не нужны. Ты ему о том, что тебя волнует больше всего на свете, а он в это время встает и идет в туалет. Нет, он может вернуться, но для меня значимо только то, что даже на некоторое время он посчитал возможным встать и уйти. Я же в этот момент о чем-то очень важном высказываюсь. Меня задевает, когда твои высказывания не слышат. Для меня это самое ужасное, что может быть в жизни. Игумнова Зоя

Administrator: Отсюда Константин Райкин: «Я постоянно плачу» Актер, руководитель театра «Сатирикон», профессор во время гастрольного тура по стране признался, почему не снимается в кино и как хитростью заманил дочь в театр. С раннего детства ощущал к себе повышенное внимание и ужасно стеснялся своей фамилии, даже придумывал себе другие. Я был свидетелем всенародного обожания отца. Людей интересовала его личная жизнь, и этот интерес смущал, конфузил. Мне не нравилось владеть тем, что мне не принадлежит, а именно его славой. Тем не менее с удовольствием ходил с родителями на спектакли. Для ребенка это был другой мир, не похожий на реальную жизнь. И в моей маленькой детской голове были мысли, чтобы тоже стать артистом, но я гнал их от себя. Боялся, что у меня нет способностей, боялся каких-то сравнений с папой. Ушел с головой в спорт. Занимался легкой атлетикой, был спринтером. Тренировался шесть лет каждый день, целенаправленно и серьезно, хотел стать чемпионом. Уже в девятом классе был кандидатом в мастера спорта. И все шло обнадеживающе. А когда понял, что не стану быстрее всех, решил бросить. Так сказать, наказать спорт своим отсутствием. Но он мне дал закалку на всю жизнь, не физическую, а моральную. Еще увлекался зверями, млекопитающими. Много читал про них и планировал поступать на биологический факультет. Мне даже нравилась эта логика, что все в нашей семье артисты, а я получаюсь такой белой вороной. Но когда родители уехали в длительную командировку на гастроли в Чехословакию, я неожиданно поступил в Щукинское. Вставал на четвереньки и рычал Нужно было выучить басню или стихотворение. Меня, конечно, никто не учил, как правильно читать стихи. Долго думал, как удивить приемную комиссию, и решил изображать животных. Говорил: «Тигр». Затем вставал на четвереньки, страстно припадал к коленям, заглядывая в глаза членам приемной комиссии. Они стали поджимать ноги, смеяться, смотрели как на явление природы и не прерывали. А я давай еще пуще изображать животных, птиц, показывать пантомимы... Потом резко остановился и сказал: «Все». Был удивлен, когда моей фамилии не оказалось в списке переведенных во второй тур. Выяснилось, что меня провели на третий, минуя второй. Общеобразовательные экзамены сдал легко, и меня зачислили. Как только это произошло, понял, что хочу учиться именно здесь. Когда приехали родители, они застали меня студентом. Папа сказал: «Раз так случилось, значит, так тому и быть». После роли в «Труффальдино из Бергамо» я стал узнаваемым и популярным, собирал залы. В очень молодом возрасте получил право – такие в Советском Союзе были порядки – на сольный концерт. Доверия публики добивался шутками-прибаутками, и вот когда они были готовы, резко ломал жанр концерта и читал стихи. Постепенно стал добавлять в концерты стихотворные блоки – читал и Мандельштама, и Пушкина. Как-то на одно из моих выступлений пришли родители. После концерта папа сказал мне: «Всегда читай стихи. Делай это независимо от того, кто твоя публика. Это поможет им глубже понять тебя и смотреть на жизнь многослойнее». Тогда я и понял, что это мое. Когда на сцене сплетаются несколько видов искусства – актерское мастерство, музыка, что-то еще, то удержать интерес публики в разы проще. А когда стоишь на сцене один – свет, микрофон и все! – получается, что нужно суметь такой посыл дать зрителю, чтоб он на протяжении всего выступления не мог оторваться. Бывает, конечно, что я болен, устал, раздражен. Но в этом и заключается актерское мастерство: зрители никогда не смогут заметить изменений во мне. А еще я очень сентиментальный. Слезы текут постоянно так, что это даже уже неприлично. Зато зрители чувствуют мою энергетику. Я завишу от успеха, от обстоятельств, моя профессия очень рискованная. Или вы думаете, что у меня все в порядке? Я могу упасть и разбиться насмерть, да что угодно может произойти каждую минуту. Меня могут взять и снять с театра или его закрыть. Что мне после этого? Я после такого и умереть могу. Или же просто неудачно сыграю спектакль или плохо сыграю какую-то роль, никто от этого не застрахован. И начнет на моих костях плясать пресса, что тоже очень больно и обидно. Тем более у меня не такой запас жизненных сил. И вообще я самоед. Сам от себя могу не уцелеть. А если мне еще в этом кто-то поможет, тогда – приятного аппетита, от меня ничего не останется. Сцена нужна была для того, чтобы победить неуверенность. Я очень неуверенный в себе человек. Мои родители любили друг друга, но в этой пьесе, которая называлась совместной семейной жизнью, были разные главы. И как раз один из трудных периодов пришелся на время маминой беременности. Говорят, что плод чувствует все настроения родителей. Мне знакома формула «Тебя не надо, а ты есть». Вот я с такой формулой жил долгое время. И актерская профессия потребовалась для того, чтобы самоутвердиться, чтобы побороть эту неуверенность в себе. Поэтому театр – это единственное место на земле для меня, место, где я нужен. И без меня на сегодняшний день он тоже обойтись не может. Знакомство с Пугачевой Киноартист и артист сцены – это две разные весовые категории. По тому, как работает актер на экране, конечно, что-то можно сказать, но сцена все расставляет на свои места. Кино – это технический вид искусства, замечательный, но надо помнить, что это искусство обмана. В кино можно переозвучить, перемонтировать, а значит, на актере лежит гораздо меньше ответственности. В фильме другие ритмы: актер не сыграл – ну и черт с ним. Театр – это воздействие напрямую, через воздух. Экран – он всего лишь экран. Я, например, всю жизнь считал, что хорошо понимаю, кто такая Алла Пугачева, и как-то раз пришел на концерт, где она выступала с Раймондом Паулсом. Алла Борисовна меня «размазала по стенке» своим талантом – телепередачи не давали ни малейшего представления о степени ее дарования. Вот так и моего отца, Аркадия Райкина, большинство знало по «Голубым огонькам» и другим телепрограммам. Это неплохо, но нужно было находиться в зрительном зале, чтобы почувствовать этот ураган таланта. Мне становилось иногда и страшно, и жалко самого себя – жалко, что я так выступать никогда не смогу. Я снялся в нескольких картинах и имел после этого определенный успех, но тогда я мог позволить себе сниматься: я был лишь артистом. Теперь же, когда на мне и театр, и преподавание, и режиссура, я уже не могу отвлекаться. Да и особой любви к кино не испытываю. Мои студенты в Школе-студии МХАТ кажутся самыми интересными из всех ребят, с которыми я занимался раньше. Они очень талантливы и открыты. Есть хорошие актеры. Это все только в угоду моде говорят, что нет теперь хороших актеров. Все теперь есть! Гордость берет, когда ты смотришь работы Жени Миронова, Володи Машкова или Сережи Маковецкого. А какие девочки! Сестры Кутеповы, Мадлен Джабраилова, Инга Оболдина, Галина Тюнина – божественного уже даже не только дара, а мастерства. Уверяю вас, есть сумасшедше одаренные люди, просто редкостного гениального дара. А уж как они этим распорядятся – вопрос их характера, их собственного уровня притязаний. Кто-то думает: ну как так можно? И живут вместе, и работают. Но в случае с театром другого пути нет. Если бы моя половина занималась чем-то другим, это было бы чревато непониманием. И дочерью в этом смысле очень горжусь: она сама решила поступать в театральный и, с успехом окончив, не пришла служить ко мне в «Сатирикон» – не хотела, чтобы ей тыкали: мол, пришла к папе под крыло. Так и я когда-то отказался быть с отцом на одной сцене, меня же вечно преследовало клеймо «сын Райкина». Вот и Полина так. Сейчас, правда, моему директору удалось уговорить ее перебраться в наш театр. Но она долго играла в пяти-шести театрах, числясь в одном из них, а нас старательно обходила стороной. Если бы не моя хитрость (я изредка давил на дочерние чувства: сыграй одну роль, пожалуйста, очень нужно), она бы не пришла. Теперь Полина служит в «Сатириконе» и еще преподает. Талантливо, между прочим! К приходу дочки в театр я никакого отношения не имел, она сама отучилась в институте, где у нее были прекрасные учителя. А я уже потом смотрел на сложившуюся актрису и радовался – отлично получается. Если я чему-то Полину и научил в этой жизни, так это быть справедливой, порядочной, верной. Причем как научил? Пальцем не грозил, нотации не читал. Она просто, глядя на родителей, подспудно понимала, что хорошо делать, а от чего стоит отказаться. Сейчас дочка живет отдельно от нас, со своим молодым человеком. Он тоже актер, кстати. Никаких итогов Театр – это не только любовь всей моей жизни, это и есть вся моя жизнь. Это такой большой, вечно голодный птенец, которому сколько ни дай – мало. Я и жизнь меряю успехами театра. Вот, говорят, на следующий год юбилей у меня, 65 лет. Итоги подводить собираешься? Прощальные туры устраивать? Я вообще плохо ощущаю пафос момента и потому удивляюсь: какие прощальные туры, какие итоги? Сделал, несомненно, много, но я еще в движении, на дистанции и смотрю только вперед, ведь не сделано еще больше, чем сделано! Нужно ставить огромные цели, тогда будет результат. И что такое 65 лет? Как-то Леонид Утесов мне сказал: «Молодость приходит с годами». Так и есть, когда мальчишество покидает тебя, из тебя уходит что-то важное. А я считаю себя молодым в душе.

Administrator: «Когда собачка покакает?» Мастер-класс Константина Райкина Актер хорошо знает, как тяжело искать таланты среди студентов В течение июля Никита Михалков проводит Летнюю киноакадемию, в которой ежедневно проходят мастер-классы известных деятелей театра и кино. «Лента.ру» побывала на мастер-классе Константина Райкина и теперь знает, как течет время в спектакле и почему хороший спектакль идет два часа, а не восемь дней. Константин Райкин сокрушался, что каждый студент думает, что может играть в пьесах Островского, хотя никто его не читал, призвал избегать профессионального малодушия и рассказал, что учебные работы вызывают у мастеров смешанные чувства: «Ощущение, что твоя собака съела перстень и ты ходишь за ней, ждешь, когда она покакает, выискиваешь что-то в дерьме. А бывает, что собака и не съела ничего. А ты все ходишь». Строгому лектору аплодировали десять минут. Самое важное на мастер-классе Константина Райкина — в видеорепортаже «Ленты.ру». СМОТРЕТЬ ПО ССЫЛКЕ

Administrator: Константин Райкин. Фрагмент программы Екатерины Рындык «Без антракта», 2000г

Administrator: От зрителя ... в апреле 2014 приезжал Константин Райкин. Помню, в свое время я пересмотрел почти все спектакли в «Сатириконе», в которых он играл — «Контрабас», «Король Лир», «Синьор Торедо», «Косметика врага» — и вот выдающийся мастер в Троицке. Постаревший (или помудревший), уставший (он в этот же день прилетел из Салехарда) до спектакля, на сцене он выдал такой водопад эмоций, чувств, мыслей — что и спустя месяцы я продолжаю возвращаться к этому дню и как-то особенно трепетно храню его в своих воспоминаниях.

Александра: Телеспектакль "Ночь ошибок" 1974 год. Доратея, мать Тони - А.Дмитриева, Тони - К.Райкин.

Administrator:



полная версия страницы