Форум » Архив форума » Константин Аркадьевич Райкин, ЧАСТЬ 7 » Ответить

Константин Аркадьевич Райкин, ЧАСТЬ 7

Administrator: ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2 ЧАСТЬ 3 ЧАСТЬ 4 ЧАСТЬ 5 ЧАСТЬ 6

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Administrator: О чем промолчал Константин Райкин... Молчание гениально актера тоже гениально. О чем промолчал Константин Райкин на канале Итон.ТВ? И почему молчание иногда говорит о человеке больше, чем слова?..

Casi:

Administrator:


Administrator: Отсюда Константин Райкин «Я ГОРЕСТНЫЙ ОПТИМИСТ» «…Отвержены церковью, признаны богом, по русским дорогам идут скоморохи. Что могут они? Потешать, скоморохи. Что могут они? Рассмешить, скоморохи. А могут ли что-то решить скоморохи? Какие вопросы, в какие эпохи?..» Давид Самойлов Это был творческий вечер, удивительной красоты и пронзительности ожерелье из воспоминаний, эмоций, смеха и боли, откровений и, конечно же, стихов, которые по сей день звучат у меня в сознании и которые мной теперь уже всегда будут восприниматься именно в райкинском исполнении – его голосом, его сердцем… «А если это так, то что есть красота, и почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?..»; «Я вернулся в мой город, знакомый до слез, до прожилок, до детских припухлых желез. Ты вернулся сюда, так глотай же скорей рыбий жир ленинградских речных фонарей…»; «О, сельские виды! О, дивное счастье родиться в лугах, словно ангел, под куполом синих небес! Боюсь я, боюсь я, как вольная сильная птица, разбить свои крылья и больше не видеть чудес!»; «Идут скоморохи по тусклым дорогам – по главному шляху, по малой дороге, отвержены церковью, признаны богом, по русским дорогам идут скоморохи. Что могут они? Потешать, скоморохи. Что могут они? Рассмешить, скоморохи. А могут ли что-то решить скоморохи? Какие вопросы, в какие эпохи?..» А позже, расшифровывая диктофонную запись этого интервью, я то и дело ловила себя на мысли, что впервые в жизни мечтаю о том, чтобы звуковой файл как можно дольше не заканчивался... Наслаждаясь каждым словом, оборотом, эмоцией, мыслью, расставленным акцентом, наконец, голосом Мастера. Понимая, как все бренно и суетно рядом с Гениальным... Юлия Васильева -- Константин Аркадьевич, на недавнем заседании Совета по культуре и искусству при Президенте России Владимир Путин сосредоточил внимание на необходимости развития российских театров и особенно заострил внимание на проблемах провинциальных театров. Насколько актуальной поставленная проблема представляется вам? Значение этого мероприятия довольно небольшое. Подобные декоративные мероприятия являются лишь попыткой закрыть пробел, суть которого заключается в отсутствии культурной политики в государстве. У нас полностью отсутствует политика применительно к культурной сфере. В России культура считается чем-то третьесортным, а подобные совещания, на этот раз в Пскове, - как слону дробина. Хотя провел и инициировал это мероприятие такой влиятельный и могущественный человек, как президент, - все равно эти встречи не заменят того, что на самом деле необходимо сделать. А необходимо иметь комплексную культурную политику, которая в корне изменит отношение нашего высшего руководства к проблемам культуры, а именно образования, науки и искусства. Это самые взрывоопасные области! Наивно и глупо заблуждаться, что экономика и какая-нибудь тяжелая промышленность важнее культуры. Все главные опасности для нашей страны возникают по этим ведомствам. … Вот, например, 2014-й в России объявлен Годом культуры. Скажите мне, что за год культуры?! Мне кажется, годом культуры называть какой бы то ни было год – это попытка скрыть отсутствие какой-либо культурной политики. По такому принципу можно объявить год честности, год порядочности. Мне представляется это абсурдным! Что значит год культуры для меня – человека, который работает в этой области?! Культура — это понятие вневременное. Это духовное состояние нации, ее душа, если хотите. Это то, что кропотливо создается и преумножается десятилетиями, а потом бережется веками! … Сколько бы мы ни говорили о культуре, если на нее выделяется 0,7 бюджета страны, все самые высокие слова пусты… -- Почему сейчас на сцене, на экране нет Райкиных? -Райкиных не было и до моего отца. Искусство тем и отличается от любого иного рода деятельности, что приходит один Великий – и больше такого не будет. А то, что нет Величин, неправда. Они есть. Я могу сходу назвать десять российских артистов мирового уровня, к числу которых отношу и себя, без ложной скромности, если на то пошло... Назову великих, выдающихся артистов! Более того – они будут всегда! Несмотря ни на какие сенсационные заявления о том, что сейчас у нас стало хуже. Другое дело, что при советской власти забота о культуре со стороны власти подчас выходила боком, но тогда хоть понимали опасность и значимость этого вопроса, и то, что, например, такой микроб, как театр, - это очень опасный микроб! Поэтому ему уделяли очень большое внимание. Да, это боком выходило, потому что мы по десять раз сдавали спектакли всяким чиновникам и функционерам, но те хотя бы понимали значимость культуры и искусства… А сейчас все по другому… - Не могу понять, вы все же настроены оптимистично или пессимистично? - Я горестный оптимист. Но ключевое слово здесь все же – «оптимист». Времена, они никогда не были хорошими. Всегда было непросто. У нас такая странная держава. В почете разгильдяи, дураки, они не просто благополучно проживают в России, но еще и ключевые позиции занимают: заставь дурака богу молиться – он лоб расшибет… Любая даже самая замечательная идея превращается в прямую противоположность, потому что мы сразу начинаем о ней рапортовать, заниматься показухой… Рабства много в нашей стране… Язычества… Безмозглых дураков… Желания тут же молиться на того, кто на повестке дня, на модную идею… - Остается ли сегодня театр тем самым микробом, о котором вы сказали выше, которого справедливо опасалась советская власть, или все же он утратил свое влияние на умы, которым ранее обладал? - Сегодня очень много ресурсов, которые влияют на умы, и театр стал лишь одним из вариантов. Раньше способов проведения досуга, условно говоря, было гораздо меньше. Сейчас большое соперничество… Но театр был и останется базовым видом искусства. Это все ложные тревоги, это как несколько десятков лет говорили, что кино уйдет в небытие, потому что появилось телевидение, телевидение уступит позиции видео, видео, в свою очередь, перестанет существовать, так как появился Интернет. Да, к базовым видам культуры будут меньше обращаться, и это нормально, но при этом никуда не денутся литература, театр. Это как возвращение к шелку и к другим исконным тканям и продуктам после нейлонов, капронов и прочей синтетики. Маятник качнется, и все снова встанет на свои места, ибо все всегда возвращается на круги своя. - Театр вечен? Театр, вообще, это камерный вид искусства, по сравнению с телевидением. И всегда, по статистике, в театры ходило около восьми процентов населения города. То есть 92 процента населения города в театр не ходит никогда, ни при каких условиях. Идут годы, но принципиально эта картина не меняется. Да, когда-то театр имел большую социальную значимость, но это в нашей тоталитарной стране, в те времена, когда вариантов влияния на умы было в принципе немного. Но театр будет влиять на умы и формировать общественное мнение всегда! ВСЕГДА! Это вид искусства, который другие виды никогда не заменят! То же кино никогда не заменит живое общение с человеческой энергией, энергией Мастера, которое имеет место быть в театре! Экран есть экран! Даже спектакль, записанный на пленку, это совсем другое дело! Ощутить театр можно, только придя в театр! Ты можешь сколько угодно читать про поцелуи, но пока сам не ощутишь поцелуя, не поймешь, что это такое. - Юмор на экране, на театральной сцене. Почему современные комедии не смешные? -Да перестаньте, это неправда! - Тогда скажите, над каким современным комедийным фильмом вы в последний раз смеялись! Да перестаньте! Все не так плохо! Вы берете за всю 70-летнюю историю «совка» несколько лучших комедий! При этом всегда было очень много барахла, лживого, фальшивого, бездарного! И всегда хорошего было мало! И теперь мало хорошего (улыбается. – Авт.), но ведь есть оно! Есть отличные отечественные фильмы, скажем, «Географ глобус пропил» или «Оттепель»! А вы знаете, что вообще умных… мало, а глупых много?! (улыбается. – Авт.). Важно просто слишком не очаровываться, тогда и разочарований не будет! -- Расскажите о вашей актерской школе? Что побудило вас заняться обучением молодых актеров? Да, я открыл собственную актерскую школу, высшее учебное заведение. Это Высшая школа сценических искусств, театральная школа Константина Райкина. Построили институт, замечательным образом его оснастили, оборудовали, набран курс, первый год проводится обучение. Для меня это большая надежда! Отбирали ребят очень тщательно, провели не три тура, как обычно, а пять, чтобы меньше было ошибок… Я думал, что на последнем этапе многие выберут другие театральные вузы, ведь не секрет, абитуриенты подают заявления сразу в несколько учебных заведений. Могли выбрать не нас, ведь мы были самым молодым вузом, без истории, честно говоря, я этого опасался. Но оказалось, что все те, кого выбрал я, пошли учиться к нам. Видимо, я недооценивал силу своей фамилии. Кроме того, учеба у нас – это прямая дорога в театр «Сатирикон»… Набрал даже больше: хотел 15, а получилось 30 человек, но ничего, потихонечку я с ними разберусь – уже начал (улыбается. – Авт.). Ребята очень хорошие! Как часто бывает, две трети – со всей России-матушки, даже не из городов, а из сел! А человек десять – из Москвы. Самый большой приток кадров всегда дает провинция, регионы, а не столица! Как-нибудь, надеюсь, мы привезем их в ваш город и покажем, на что они способны на сцене! - Константин Аркадьевич, представляется ли вам достаточной память о вашем великом отце, которую мы в современной России пытаемся сохранить?.. Я вам так скажу… Профессия театрального артиста (а он был именно театральным актером, кино почти не коснулось его, а то, что на пленочках осталось – это очень маленькая часть), а точнее, его участь – она трагична, ибо память о нем уходит вместе с его уходом… Но я в этом не вижу беды. Я об отце помнить буду, театр его - мы помним, мы проводим вечера в его честь… Понимаете, никого так не любят, как артиста, который выходит на сцену! Любимые артисты, выходящие на сцену, имеют шквальный успех, который может сравниться только с успехом спортсмена в тот момент, когда он забивает гол. Никого так не обожают – ни писателей, ни скульпторов, ни режиссеров! Так сильно любят и боготворят только Актера, который на твоих глазах творит чудо… Но этот шквал безумного успеха – это возмещение за его кратковременность. Так распоряжаются судьба и Господь Бог. Так быстро, как театрального актера, никого не забывают … Знаете, была такая легендарная Цецилия Львовна Мансурова, знаменитая первая вахтанговская Турандот, которая гениально играла, которую обожал и сам Вахтангов, и зрители, а потом… за ее гробом шло всего несколько десятков человек… А при жизни ее обожала вся Москва… А когда умер мой папа, который был любимцем всей страны, в зале нашего театра, где стоял гроб, не было аншлага… Да, так произошло и потому что путано говорили о времени, месте панихиды, но это не главная причина. Главная причина как раз в том, о чем я сказал ранее, - в особой участи театрального артиста… Артист умирает и от него остаются легенды, впечатления, которые со временем рассасываются… И с тем, что молодые не помнят его, - с этим ничего не поделаешь… Да, остались какие-то записи, осталась память, остались фильмы «Люди и манекены», «Мы с вами где-то встречались»… Но разве все это возможно сравнить с тем, что ты испытывал, когда бывал на его спектакле?! Это был ураган! Это был такой восторг, что люди не знали, как выразить свои чувства! Они сначала смеялись, потом плакали! Вот что было! Мы, конечно, показываем своим студентам сейчас эти записи, они же должны знать, что стоит за именем Аркадия Райкина, который носит наш театр «Сатирикон», но что они видят – да, замечательного артиста, да, гениальную игру… Но все равно это не то! Как ты им передашь то, что творилось с тобой в зрительном зале, когда Он был на сцене! Никакая пленочка этого не передаст. В любом случае это гербарий…

Casi: Константин Райкин и Марина Неелова в спектакле Театра Современник "Двадцать минут с ангелом"

Casi: Фото Валерия Басаргина

Casi: "От первого лица". Константин Райкин

Administrator: Вампилов А - Двадцать минут с ангелом (радиоспектакль) иное название -Успех Вампилов А. - ДВАДЦАТЬ МИНУТ С АНГЕЛОМ (радиоспектакль) По мотивам одноименной пьесы. 1996 Режиссер: Александр Далин В ролях: Евгений Миронов Олег Табаков Владимир Машков Авангард Леонтьев Галина Волчек Марина Неелова Константин Райкин Двое командированых начали свою "трудовую" деятельность в небольшом городке с того, что крепко запили. Очнувшись, решили раздобыть денег, но поиск средств успехом не увенчался. Неожиданно появился незнакомец и предложил им сто рублей. "Герои" и их соседи по гостинице не поверили в искренность и бескорыстие поступка... Слушать ПО ССЫЛКЕ.

Casi: Константин Райкин в гостях программы "Поколение"

Casi: Телеканал "Культура" Константин Райкин. Один на один со зрителем. ВИДЕО. По этой же ссылке см. еще 4 серии программы.

Administrator: Вечерняя Москва Константин Райкин: Как приучить Бога целовать тебя все время 31 августа Высшая школа сценических искусств второй раз в своей маленькой пока истории собралась, чтобы вручить студенческие билеты своим новым учащимся. В этом году ими стали менеджеры. Создавая свою Школу, Константин Райкин принял решение, что в отличие от большинства высших театральных учебных заведений, у него актеров не будут набирать ежегодно. Ведь совсем не количество выпускников создает славу и репутацию школе. Именно поэтому набранный в прошлом году актерский курс пока остается здесь единственным, а компанию им с сегодняшнего дня составляют одиннадцать студентов-менеджеров, чьей второй, более узкой, специализацией будет менеджмент сценических искусств. Их руководитель – один из главных специалистов по театральному менеджменту в нашей стране, Геннадий Дадамян. - У нас плохих учителей нет, - говорит художественный руководитель Школы Константин Райкин. – Во-первых, они не только преподают, но и сами учатся у студентов, что отличает хороших преподавателей. А во-вторых, они все профессионалы в своих столь разных областях театра, и без каждого из них современный театр просто немыслим. Сам Константин Аркадьевич, помимо художественного руководства Школой, ведет еще тот самый – единственный пока – актерский курс. В следующем году Школа пополнится курсом смешанным, актерско-режиссерским, который возглавит режиссер Кама Гинкас. Ожидаются в будущем и интереснейшие международные кинопроекты, ведь уже сейчас ВШСИ заключила контракт о совместной работе с римской киноакадемией – одной из старейших и знаменитейших в Европе. Пока же Школа, с любовью задуманная не столько как учебное, сколько как по-настоящему воспитательное, воспитывающее заведение, готовится встретить свой второй год жизни. И уже завтра здесь начнутся занятия, которые час за часом, день за днем будут превращать неопытных студентов, возможно, пока лишь интуитивно тянущихся к театру, в настоящих профессионалов своего дела и просто высокообразованных людей. Одним словом, подготовят не к службе в театре, но к служению ему. - Хорошие педагоги – это лишь одна сторона нашей школы, другая – это те смельчаки и сумасшедшие ребята, которые будут стараться посвятить себя театру. Этому странному и придурочному, с житейской точки зрения, занятию. Оно мучает, терзает, сжигает, сжирает, и в то же время, это лучшее, что есть на белом свете. В театре служить очень трудно. Это служение, это образ жизни. Это дело, которое требует огромной духовной силы, мужества и самоограничения, готовности отказаться от большого круга удовольствий и радостей, готовности пойти на жертвы. Особая дисциплина, ответственность. Здесь надо, чтобы вдохновение приходило по расписанию, чтобы бог целовал в темечко не перед, не после, а именно во время спектакля. Это ведь целая наука - приучить бога целовать тебя все время. Так что я вам желаю мужества, дорогие мои, - закончил свою речь, обращенную к студентам, Константин Райкин.

Casi: константин Райкин в роли Гамлета. 1998 г.

Александра:

Administrator: Константин Райкин на открытии памятника К.С.Станиславскому и В.И.Немировичу-Данченко в Камергерском переулке.

Локоны:

Innamorata: Разговор с отцом и Отцом. К 75-летию театра "Сатирикон" Театральная Афиша Разговор с отцом и Отцом К 75 летию театра «Сатирикон» Текст: Ольга Фукс За свои 75 лет этот театр дважды менял название, один раз – город обитания. Объездил всю страну и полмира, став одной из самых «твердых валют» советской культуры. Прошел через сложную жанровую эволюцию, сохранив главный стержень, который по-стрелеровски можно было бы назвать «театр для людей». Во много раз улучшил актерскую «демографию», а теперь и вовсе обзавелся собственной театральной школой, а за последние 72 года ни разу не менял фамилию напротив должности худрука. Под своим первым именем – Ленинградский театр эстрады и миниатюр – он впервые дал представление 6 сентября 1939 года на Большой Конюшенной, где когда-то в бывшем Демутовом трактире Пушкин написал «Полтаву», а Грибоедов читал друзьям «Горе от ума». На сцене сменяли друг друга певица Зоя Рождественская, эквилибристы Славские, акробатическое трио Кастелио (в нем участвовал двоюродный брат Майи Плисецкой), Николай Смирнов-Сокольский с фельетонами, артистки недавно закрытого мюзик-холла Надежда Копелянская и Зинаида Рикоми, один из корифеев дореволюционной эстрады Константин Гибшман. Многие тексты принадлежали перу Людмилы Давидович, литератора и актрисы «Балаганчика». Едва ли не самым молодым, хотя уже довольно известным артистом был конферансье Аркадий Райкин с несколькими номерами («Минька» – диалог с куклой капризного ребенка, «Мишка», «Узник» – комический «сурдоперевод» пушкинского стихотворения, который спустя много лет повторит Константин Райкин). Ленинградский театр эстрады и миниатюр, как и его московский собрат, появившийся чуть раньше, который, впрочем, вскоре закрылся, стали маленькими щелками приоткрытых форточек: партия чуть дала слабину после страшных 1937-го и 1938-го. Вскоре после рождения театра Аркадий Райкин уехал в Москву на судьбоносный I Всесоюзный конкурс артистов эстрады. Аркадий Райкин стал на нем фаворитом. Не помешал даже жесткий эксперимент, который поставил над ним член жюри Смирнов-Сокольский: перед исполнением номера «Чаплин» он спрятал главный реквизит – тросточку. В считаные минуты отчаявшийся конкурсант нашел «тросточку» – довольно неэлегантную палку, вернулся на сцену и исполнил номер. Жюри судило строго: первую премию не присудили никому. Обладателем второй стал 28-летний Аркадий Райкин. «Как ты думаешь, – спросил тогда член жюри Дунаевский у члена жюри Утесова, – этот парень долго будет иметь успех?» И тот ответил: «Всегда». Жонглеры, певцы, эквилибристы и прочие собратья по эстраде постепенно исчезли из репертуара вместе с частью названия – Ленинградский театр миниатюр (так он называется с 1948 года) начал путь к театру драматическому задолго до того, как стал «Сатириконом» и поменял репертуар. Просто миниатюры и трансформации (легендарной игрой с масками Райкин занимался дольше, чем главный Арлекин ХХ века Марчелло Моретти) были его островком свободы посреди «омхаченного» советского театра. (За гордой чайкой МХАТа несколько лет тянулся нелепый и отчаянный гусенок – Аркадий Райкин и его партнер Герман Новиков сочинили шутливый театр в театре МХЭТ, Малый художественный эстрадный театр, с целой россыпью шаржей и прототипов.) «Я довольно быстро понял: надо что-то предпринимать, чтобы не умертвить себя в себе. Я ушел в такой жанр, который позволял сохранять относительную независимость». За эту свободу была заплачена довольно высокая цена – и репертуар не мировой, и режиссеры не всегда первой величины (Равенских, Акимов или Симонов были скорее исключением). Слова были разрешенными (залитованными), оплачены борьбой со всевозможными комиссиями и даже инфарктами своего худрука, но «порядок слов» – знаменитые райкинские междометия, интонации, акценты, победительное мастерство и его «отточие», мудрая, чуть виноватая улыбка все понимающего человека – был неподвластен цензуре. Театр Райкина с его миниатюрами на злобу дня стал частью мировой, а отнюдь не только советской культуры отчасти благодаря своему фирменному приему – играть на языке приглашающей страны: английском, немецком, румынском, польском, словацком, венгерском (гастроли обязательно предварялись работой с переводчиком, который вводил в текст неологизмы своего языка). Личный рекорд Аркадия Райкина – монопрограмма на немецком, когда до выступления в Западном Берлине оставалось 64 часа (чиновники от культуры меняли формат этой встречи до последнего). Даже выучились играть по-японски: намечались гастроли в Страну восходящего солнца, где о Ленинградском театре миниатюр была написана целая книга, но гастроли отменили. Как отменяли до последнего столь желанные гастроли в США, а разрешили только в конце жизни Аркадия Райкина. В залах на 2 тысячи мест каждый раз царило что-то невообразимое: плакали зрители и артисты на сцене. Все понимали, что эти единственные гастроли – последние. Но дело не только в языках. Этот маленький коллектив вобрал в себя родовые черты самых разных эпох от античности (актер-протагонист и хор – правда, «хор» состоял из вполне самобытных артистов: Ольга Малоземова, Виктория Горшенина, Тамара Кушелевская, Владимир Ляцовицкий, Максим Максимов, Руфь Иоффе, Герман Новиков, Роман Карцев, Виктор Ильченко и другие) до вербатима (бывало, миниатюры рождались из писем зрителей, а те в свою очередь старались придать им литературную форму). По меткому наблюдению искусствоведа Дмитрия Трубочкина, труппа Театра миниатюр в точности повторяла структуру итальянской передвижной труппы XVII–XVIII веков, например такая же была у Гольдони. «Летучая мышь» Никиты Балиева, фильмы Чаплина, пантомимы Жана-Луи Барро – у театра было множество эстетических родственников по всему миру. От этого родства родилось и последнее название театра, продолжившего цепочку: роман Петрония Арбитра, фильм Федерико Феллини, сатирический журнал Радакова и Аверченко. Аркадий Райкин шел от маски к «душевному гриму», затем к исповедальности, спектаклям-размышлениям от собственного лица. Но время на дворе стремительно менялось, а в недрах «Сатирикона» (так с 1987-го года стал называться Государственный театр миниатюр) подрастали «дети» – молодые актеры и их лидер Константин Райкин, перешедший в «Сатирикон», будучи прославленным молодым премьером «Современника» и успешным гастролером. Детям пришлось стремительно взрослеть, когда в декабре 1987 года, всего лишь через полгода после переезда в Москву, не стало Аркадия Райкина. Свое эстетическое родство с создателем «Сатирикона» Константин Райкин постоянно подчеркивает. Так, «Кьоджинские перепалки» рифмовались с «Рыбаками» того же Гольдони, где играл молодой Аркадий Райкин. «Квартет» обнажал театральный прием мгновенной смены масок. «Шантеклер» был любимой пьесой Райкина-старшего и первой из увиденных (по его признанию, будь у него роли Хлестакова и Шантеклера, он остался бы в драматическом театре). «Азбука артиста», а за ним и «Самое любимое» стали посвящением Аркадию Райкину, а в нем – одно из выполненных завещаний отца: всегда читать стихи, какая бы публика ни пришла сегодня в зал. И когда труппа «Сатирикона» (Денис Суханов, Максим Аверин, Григорий Сиятвинда, Агриппина Стеклова, Марина Иванова, Лика Нифонтова, Наталья Вдовина и многие другие) отмечала 70-летие, из-под колосников к актерам обращался веселый голос, известный всей стране. Простодушный постановочный ход обнажал этот нескончаемый разговор с отцом (Отцом). Память о театре отца вплетена в «сюжет» «Сатирикона» Константина Райкина. И вместе с тем он восполнил то, чего по разным причинам не было в Ленинградском театре миниатюр. Вместе с ним пришла классика с ее космосом и вечными вопросами. Пришли те, кто определяет уровень режиссуры нашего времени – Петр Фоменко, Роберт Стуруа, Роман Виктюк, Владимир Машков, Валерий Фокин, Юрий Бутусов, и каждый создал здесь принципиально важные для своего творчества спектакли, а в этой компании расцвел и режиссерский дар самого Константина Райкина. Пришел спрос на интеллектуальную и эстетическую сложность театра, которой так идут яркая форма и предельная актерская самоотдача. Пришла наконец и новая актерская тема протагониста. Однажды в институте, прочитав в одном из учебных пособий, что актер обязан явить лучшие стороны своей натуры, Константин Райкин поклялся никогда не участвовать в этой фальши, если что-то в театре будет зависеть от него. Условие оказалось выполненным, а «упоение... бездны мрачной на краю» станет едва ли не главной темой его актерской судьбы, вехами которой стали выдающиеся роли: Брюно, Грегор Замза, синьор Тодеро, Гамлет, Ричард, Лир, Контрабасист, Парадоксалист. И путь через бездну – через предельную правду о себе самом – единственно возможной для него дорогой к свету, тому, что светился в улыбке его отца, срывающего с лица маску.

Innamorata: Константин Райкин: «Театральные зрители – это лучшая часть человечества…» Гастрольное лето-2014 подарило любителям театра и эстрады немало интересных встреч. Но, пожалуй, наиболее запоминающимся стал творческий вечер Константина Райкина, прошедший на сцене Дворца культуры. Константин Райкин - представитель легендарной артистической династии, народный артист России, художественный руководитель одного из самых известных московских театров «Сатирикон», а еще профессор и член Президентского совета по культуре. И это далеко не полный список регалий популярного артиста. В Геленджике Константин Аркадьевич оказался впервые. Сюда он привез свою лучшую программу «Самое любимое…» и нашел время, чтобы немного поговорить о творчестве и о своем легендарном отце – народном артисте СССР Аркадии Райкине. - Константин Аркадьевич, очень рады Вас видеть в нашем городе. Каковы Ваши первые впечатления о Геленджике? - В Геленджике я действительно впервые, и он мне, честно скажу, понравился. А я, знаете, привык доверять своему первому впечатлению. Здесь красиво, впрочем, как и везде на Кавказе и на Черном море, но здесь красиво особенно. И вот, хотя я на Кавказе тысячу раз был, но почему-то судьба уводила меня от Геленджика, не знаю почему, хотя вот папа здесь в годы войны был, и в архивах нашего райкинского музея есть фотографии отца в момент его выступления перед воинскими частями в Геленджике. Действительно, артистическую династию Райкиных с Геленджиком связывают давние отношения. Во время Великой Отечественной войны в 1943 г. А.И. Райкин приезжал в город в составе фронтовой бригады. Кстати, за день до приезда артистов дом, где они должны были квартировать, был уничтожен прямым попаданием авиабомбы. Фронтовую бригаду спасло лишь то, что она на несколько часов задержалась в дороге. Впрочем, для войны это было обычным явлением. А потом были концерты в госпиталях, воинских частях, на военном аэродроме и практически на самой передовой – на легендарной батарее капитана Зубкова. И таких выступлений в биографии великого артиста было немало. В Геленджике всегда помнили об этих фронтовых концертах Аркадия Райкина, и когда в 1975 году открывался мемориальный комплекс «Батарея Зубкова» Аркадия Исааковича ждали здесь как самого почетного гостя. И он собирался приехать, но в последний момент болезнь помешала артисту прибыть на торжества. Но в адрес геленджичан была послана трогательная телеграмма, в которой Аркадий Райкин говорил о чувствах нежной дружбы, которая связала его в годы войны с Геленджиком. - Константин Аркадьевич, а вообще Ваш отец часто вспоминал о войне? - Вы знаете, он вообще нечасто говорил об этом, чаще вспоминала мама моя. Она была таким как бы летописцем у нас в семье, была писательницей, помимо того что была замечательной актрисой, была еще одаренным человеком в целом ряде областей. Вот как раз она написала о фронтовых папиных выступлениях. И это было написано очень талантливо и интересно. И получилось так, что память об этих всех событиях у меня сложилась именно из маминых рассказов. Папа об этом вспоминал редко, хотя на фронте он вел очень активную жизнь, они со своей фронтовой артистической бригадой проездили буквально всю войну. Были практически на всех фронтах, и у него даже есть несколько боевых орденов. Он просто как человек, прошедший очень серьезные испытания на прочность во время войны, не любил об этом говорить. Он вообще не любил что-то рассказывать вне сцены, то есть в жизни был не словоохотливый. Больше любил слушать, чем рассказывать. Поэтому от него о войне я как раз слышал очень мало. - Мы уже говорили, что в годы войны Аркадий Исаакович едва не погиб во время тех выступлений, по счастливой случайности его фронтовая бригада не попала под бомбежку. А как Вы считаете, насколько в жизни человека все предопределено? Иначе говоря, Вы верите в судьбу? - Понимаете, я судьбой называю другое. Мы все под богом ходим, и я человек верующий и понимаю, что есть какие-то вещи, нам не подвластные и недоступные. Но я люблю судьбу связывать с характером человека, когда говорят: «характер – это судьба». Вот у папы был очень сильный характер, и я считаю, что мне это передалось по наследству, уже не буду тут строить скромное лицо: я считаю, что у меня сильный характер. Так вот, характер – это судьба. И папа в связи с этим прожил удивительно круглую жизнь, невероятно круглую. Он завершил все свои дела, он даже последний спектакль в своей жизни сыграл на свой день рождения, и это был спектакль № 300! Это был трехсотый спектакль последнего названия «Мир дому твоему», который он играл. То есть до такой степени круглую жизнь он прожил и очень счастливую. Но это счастье было выковано им и большим титаническим трудом. А ведь он при этом всю жизнь был больным человеком. Поэтому я верю в судьбу как в нечто все же в большой степени рукотворное. Бог за нами наблюдает, но за нами – двигающимися. И в зависимости от того, как мы себя ведем в процессе этого движения, он либо наказание придумывает нам, либо поощрение. Вот так, мне кажется, целесообразнее думать, во всяком случае человеку деятельному. Я, например, знаю, что так и папа думал. - Вы уже упомянули спектакль «Мир дому твоему», где Вы играли вместе со своим отцом. А на сцене насколько удобным он был партнером, ведь неслучайно родился этот термин – «театр Райкина» как синоним выражению «театр одного актера»? - На сцене с ним было очень хорошо, он же был драматический артист по образованию. Он очень любил общение и был очень живой и гибкий партнер. Как ты ему скажешь, так и он тебе ответит. Он всегда очень хорошо слышал своих партнеров, чувствовал их, то есть он был очень тонкий артист. И вообще он был совершенно гениален в истинном смысле этого слова. Мы с ним вместе немного поработали, всего шесть лет, но это была для меня очень хорошая школа и жизни, и профессии. Константин Райкин, конечно, многое взял у своего отца, многому у него научился. Но все же на театральной сцене он пошел своей дорогой. И после ухода из жизни Аркадия Райкина Константин Райкин сделал практически невозможное: он создал еще один театр Райкина, но теперь уже репертуарный драматический, театр «Сатирикон», где неизменные аншлаги и на шекспировском «Короле Лире», и на спектаклях по пьесам Островского и Карло Гальдони, где на сцене блистает уже сам Константин Райкин. Что же касается кино, то, к сожалению, сейчас мэтр почти не снимается, хотя поистине всесоюзную славу ему принесли именно кинороли. Артист, что называется, проснулся знаменитым после блестящей экранизации комедии Карло Гальдони «Слуга двух господ», которая на экраны вышла под названием «Труффальдино из Бергамо». Была еще небольшая, но очень запоминающаяся роль в фильме Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих», где молодой К.Райкин сам выполнял все трюки и едва не погиб во время одного из них. Были яркие образы в фильмах «Остров погибших кораблей» и в экранизации шварцевской «Тени» Михаила Казакова, где актер сыграл сразу две роли – ученого и его Тень. Последнее же появление в кино Константина Аркадьевича пришлось на начало 2000-х: режиссер С.Урсуляк пригласил его на роль знаменитого сыщика Эркюля Пуаро в экранизацию одного из романов Агаты Кристи. После этого К.Райкин с кинематографом «завязал». Отказал даже Стивену Спилбергу, когда последний не так давно приглашал его в один из своих проектов. - Константин Аркадьевич, театр Вы любите больше, чем кино… - А я не то чтобы люблю – не люблю, я просто ничем кроме театра не занимаюсь. Не занимаюсь другим вообще. То есть я занимаюсь преподавательской деятельностью, но это я делаю опять же для театра, чтобы просто свежая кровь сюда приливалась. - Театральный зритель сильно изменился за последние 20 – 30 лет? - Нет, значительно он не изменился. Я бы не сказал, что он стал более раскрепощенным. Стал больше знать и видеть, больше ощущать по сравнению с недавним нашим прошлым. Хотя надо признать, что и тогда свои радости тоже были. Ну а зрители у нас всегда хорошие. И в какой-то своей основе, в главных вещах они не изменились. Театральные зрители - это вообще странные люди, их немного. Но это очень хорошие люди, это лучшая часть человечества. Добавлю, что в театр, согласно статистике, ходят от восьми до десяти процентов населения, то есть девяносто с лишним процентов жителей любого города мира не ходят в театр вообще никогда. А вот если взять консерваторию, то это и двух процентов не будет. И все эти безумные возгласы, крики всем этим гениальным исполнителям, Денису Мацуеву например, а до него был Рихтер, но у них – одно, всего одно выступление в консерватории за два месяца. А сделай три выступления подряд - вот на третьем будет уже полупустой зал. Поэтому надо отдавать себе в этом отчет, театр – это удел людей немногих, к сожалению. И, чтобы не разочаровываться, надо понимать, что людей толстокожих больше, чем тонкокожих. Людей глупых больше, чем умных. С дурным вкусом больше, чем с тонким вкусом. Что поделать - так устроена жизнь. Можно, конечно, и нужно это улучшать, смещать баланс в сторону сердечности и тонкости души. Это очень трудно, но это нужно делать. Я вот имею дело со зрителем, который, конечно, меняется. Раньше были только театр и кино. А сейчас и клубы, и боулинги, и казино, и вообще работает целая вечерняя индустрия. И то, что при всем при этом сегодня есть люди, которые, несмотря ни на что, выбирают театр, вот это радует. Это получается еще один особый отбор. И еще знаете почему кажется, что не очень сильно изменился зритель - потому что мы сами меняемся в этой реке времени, плывем просто по ней и многого не замечаем. И тут и я плыву и мыслю вместе с ними. И так должно быть, потому что иначе мы перестали бы друг друга понимать. Я боюсь, что вдруг настанет такой момент, когда я перестану их интересовать, перестану держать, понимать их нерв, и в результате мы просто перестанем понимать друг друга. Для театрального человека это будет очень печально, большая утрата. Это, по сути, будет потеря профессии. А для меня это просто подобно смерти. - Константин Аркадьевич, и все же для чего нужен театр, ради чего актер вообще каждый вечер выходит на сцену? - Вы знаете, мне кажется, на этот вопрос вообще не надо отвечать. Ну есть такая внутренняя потребность. Вы знаете, это все равно, если пытаться формулировать – за что ты меня любишь? Как сформулирую - так разлюблю. Понимаете, это все для чего нужно - чтобы искусство, театр сделали жизнь ощутимее и в этическом, и в эстетическим смысле. Люди в большинстве своем не замечают совершенно, что часто делают какие-то большие и малые гадости, привыкают к этому и не замечают. Люди не понимают, что они делают и какие-то добрые дела, и даже порой не замечают, что рядом героизм проявляется. Они не замечают очень многого, они не замечают красоты. Вот возьмем Геленджик: мы, приезжие, думаем, как счастливы люди, которые живут вот в этой красоте. А ведь многие местные эту красоту как раз и не замечают, потому что привыкли к ней, она им кажется обыденным явлением. Я тут, конечно, вульгаризирую, я знаю: и местные восхищаются тем, что здесь постоянно появляется что-то новое. Так что, я думаю, что ко всему человек привыкает, и это с одной стороны хорошо, а с другой плохо. И вот тут как раз искусство должно дать возможность опять остро ощутить то, к чему мы привыкли. Дать возможность ощутить какую-то радость. А она есть, эта радость, но мы ее опять же не замечаем. Или мы просто не понимаем, что это радость. А это просто радость жизни, возможность видеть восход, закат, посидеть у моря. Вот это и есть радость и большое счастье. Про это и театр, и литература, и живопись должны говорить. - Мы уже говорили о Ваших великолепных театральных работах, сегодня со сцены Вы потрясающе читали стихи. А какие работы у Вас лично самые любимые? - У меня нет любимых ролей, спектаклей. Я их не различаю. Это как у Пастернака: «и пораженье от победы ты сам не должен отличать». Ну, конечно, не то чтобы совсем не должен. Но просто у меня нет каких-то любимчиков. Я всегда полностью вкладываюсь во все, что делаю. Что становится нелюбимым, то я выкидываю. Если что-то не получается, я от этого избавляюсь. Я не имею дело с нелюбимым. Если спектакль держится в репертуаре, если роли я играю какие-то, спектакли, которые я ставил, идут до сих пор, значит, я их люблю. Перестаю любить – освобождаюсь. Так что здесь все очень просто. - Константин Аркадьевич, в завершение нашей встречи – Ваши пожелания геленджичанам… - Ну, что сказать, дорогие геленджичане… Я просто надеюсь, что я сюда еще приеду. И тогда давайте встретимся, и я попробую вас порадовать. А вы - меня, вот так и порадуем друг друга. Я надеюсь, что это не в последний раз. А.Гуськов. Геленджикская газета "Прибой"

Administrator: Отсюда Райкин назвал запрет мата в произведениях культуры "борьбой с зеркалами" Актер, режиссер, художественный руководитель московского театра "Сатирикон" Константин Райкин высказался по поводу закона о запрете мата в произведениях культуры. Он выразил мнение, что "позорный совковый закон о запрете мата", принятый недавно в России, - это "борьба с зеркалами". "Неча на зеркало пенять, коли рожа крива. Искусство отражает жизнь, а это многим неприятно. Но рассказывать о нашей жизни без мата нельзя", - заявил режиссер, выступая на "круглом столе" по итогам обсуждения проекта "Основ государственной культурной политики" в Общественной палате. Райкин посетовал на то, что из-за закона о запрете мата не может поставить ни одну из присланных ему пьес. "У меня лежат пьесы, которые мне бы хотелось поставить. Но не могу - там есть запрещенные законом слова", - пояснил режиссер. Он считает, что в России неправильно относятся к культуре. "Руководство нашей страны не привыкло относиться к культуре как к приоритетному стратегическому направлению в государственной политике, и нам придется каждый раз упираться в такое сознание нашего руководства", - сказал он. Закон о запрете нецензурной лексики в кино, в театральных постановках, в литературе вступил в силу 1 июля 2014 года и был неоднозначно встречен общественностью. В частности, многие деятели кино начали борьбу за смягчение закона в части выдачи прокатных удостоверений: в законе прописан пункт, согласно которому фильм с нецензурной лексикой не может получить прокатное удостоверение, а фильм без прокатного удостоверения не может участвовать в кинофестивалях на территории России.

Александра: Рабочая поездка президента РФ в Крымский федеральный округ. Дом-музей А.П. Чехова. Встреча с деятелями культуры. На снимке: президент России Владимир Путин (в центре), актер, режиссер Константин Райкин (второй справа) и министр культуры РФ Владимир Мединский (справа).

Administrator: Отсюда Пермский Театр "У Моста" «Театр и фильмы Мартина МакДонаха» - литературная премьера на Страстном бульваре. На презентацию издания пришел и руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин, в очередной раз признавшийся в любви к легендарному автору.



полная версия страницы