Форум » Архив форума » Константин Аркадьевич Райкин, ЧАСТЬ 7 » Ответить

Константин Аркадьевич Райкин, ЧАСТЬ 7

Administrator: ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2 ЧАСТЬ 3 ЧАСТЬ 4 ЧАСТЬ 5 ЧАСТЬ 6

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Administrator:

Innamorata: Константин Райкин о творчестве ирландского драматурга Мартина Мак Донаха.

Administrator: Отсюда Деятели театра о Юрии Любимове: «Его уход — это невосполнимая потеря» *** Константин Райкин (худрук театра «Сатирикон»): Любимов был огромным явлением не только в отечественном театре, но и в мировом театре, вообще в мировой театральной культуре. Театр на Таганке, созданный им, это был не только театральный авангард и центр театральных поисков, но это был центр свободомыслия, инакомыслия, социального и политического противостояния существовавшему тогда режиму. Поэтому в зале театра среди зрителей можно было встретить и Солженицына, и Сахарова, и всю передовую, свободомыслящую часть нашей интеллигенции. ***


Administrator:

Administrator: Отсюда Константин Райкин: за режиссерами нужно ухаживать, как за красивой женщиной Художественный руководитель «Сатирикона» Константин Райкин в интервью телеканалу «МИР 24» рассказал о новых постановках в преддверии юбилея театра. Москва, 13 октября. «Сатирикону» - 75 лет. Театр, который в 80-е переехал из Петербурга в Москву и даже дважды поменял название. Ленинградский театр эстрады и миниатюр превратился в Государственный театр миниатюр, а потом просто стал «Сатириконом». И все 75 лет им руководил Райкин: сначала Аркадий, позже Константин. Новый сезон в театре открыли спектаклем «Укрощение» по пьесе Уильяма Шекспира. К тому же новое прочтение получил один из самых модных современных авторов - ирландец Мартин Макдонах. О спектаклях с Константином Райкиным поговорила корреспондент «МИР 24» Надежда Боричева. - Мы встречаемся с Вами накануне юбилея театра «Сатирикон». Этот театр развивался из маленького, мало кому известного ленинградского театра миниатюры, до большого драматического театра «Сатирикон», который известен всей России. Скажите, на каком этапе театр находится сейчас? Я не должен, наверное, об этом судить. Кто-то другой должен сказать. Мы развиваемся, взрослеем, куда-то движемся. Нам интересно. Вот, что могу сказать. У театра появился институт, высшее учебное заведение. Потому что на каком-то этапе взросления театр, если он правильно развивается, начинает хотеть воспитывать кадры для себя сам. И это произошло. Рядом с театром появился театральный институт, где мы готовим для себя смену. Я и до этого очень активно занимался преподавательской работой. Вот это все вместе - институт, театр с его репертуаром, в основном, связанном с классикой - существует, развивается, все время готовится что-то новое. - Открывается сезон двумя премьерами - классикой и современной драмой. Это Макдонах и Шекспир. Шекспир уже седьмой за время моего худручества. Это много. Здесь почти все лучшие пьесы Шекспира шли и ставились большими мастерами. И вот сейчас выходит «Укрощение» по пьесе «Укрощение строптивой», который ставит Яков Ломкин - артист и режиссер нашего театра. Он уже на Малой сцене у нас поставил «Обернись во гневе» - английскую пьесу Осборна. У Якова Ломкина, как мне кажется, очень интересная практика постановок вне нашего театра, с которой я знаком. И мы дали ему возможность на Основной сцене выпустить спектакль с нашими ведущими артистами. А Макдонах - на нашей учебной сцене рядом, спектакль малой формы, который ставлю я. Это тоже современный классик, хотя ему всего 44 года, если я не ошибаюсь. Я думаю, что это из ныне пишущих драматургов лучший в мире. Мы ставим уже третью его пьесу. Он, с моей точки зрения, для малых театральных пространств, не для большой сцены. Драматург именно в смысле жесткости правды, такой шокирующей правды о человеке. Мы ставим его замечательную пьесу «Однорукий из Спокана», написанную в 2010 году. Там играют наши ведущие артисты: Денис Суханов, Григорий Сиятвинда, две молодых артистки на одну роль - Дарья Урсуляк и Полина Райкина. - Звездопад и актерский, и режиссерский. Как Вы находите этих людей и заманиваете в свой театр? Заманиваю по-разному. Есть такие режиссеры знаменитые, театральные боссы. Валерий Владимирович Фокин, Роберт Робертович Стуруа, Юрий Николаевич Бутусов. Во-первых, у нас уже есть положительный опыт прошлых лет. Они знают, что если кинут семя на нашу почву, то это семя взойдет, потому что здесь почва очень добрая, плодоносная, здесь очень рабочий театр, мало разговоров и много дела. Здесь когда-то Петр Наумович Фоменко поставил один из лучших своих спектаклей «Великолепный рогоносец». У нас, конечно, большой опыт приглашения и ухаживания за режиссерами. Здесь впервые поставил своих знаменитых «Служанок» Роман Виктюк. И тоже у нас есть целая история про то, как мы его завоевывали. Как мы завоевывали Роберта Робертовича Стуруа. - Как? Расскажите! Это похоже на ухаживание за знаменитой, красивой женщиной, у которой много поклонников, а ты должен казаться лучше, чтобы она тебя заметила. Как доказать, что ты лучший? Как девушку: провожаешь на вокзал в Ленинград или в Санкт-Петербург, на перроне, как-то очень бережно, а утром, когда она приезжает, ты ее встречаешь уже в городе назначения, в Санкт-Петербурге. К ее удивлению. Это производит впечатление на девушку и на режиссера, который такая же девушка, которую тоже многие желают, а тебе надо сделать что-то, чтобы оказаться лучше. Вот я в свое время так летал в Буэнос-Айрес. - За кем? За Робертом Робертовичем. Просто на полчаса прилетал, ходил в здание, где он ставил спектакли, и спрашивал: точно ли такого-то числа он начнет у нас? Просто спрашивал и улетал обратно. Это стоило дорого, и конечно, это производило впечатление. Он говорил: да, конечно-конечно, я такого-то числа начну. Уже после такого ответа режиссеру сложно обмануть. А когда он спрашивал «а что ты тут делаешь?», я отвечал «Да просто приехал спросить». И я понимал, что оставлял его в легком шоке. Но этот шок был некой гарантией того, что сроки будут соблюдены. Константин Райкин родился 8 июля 1950 года в Ленинграде в семье артиста Аркадия Райкина. В 1971 году окончил Высшее театральное училище имени Щукина. В том же году Константин Райкин был приглашен Галиной Волчек в театр «Современник», на сцене которого играл десять лет. Широкую известность ему принесли роли в фильмах «Много шума из ничего» и «Свой среди чужих, чужой среди своих». В 1976 году Райкин снялся в музыкальной ленте «Труффальдино из Бергамо». В 1981 году перешел в Ленинградский театр миниатюр под руководством Аркадия Райкина. В 1982 году театр переехал в Москву и стал Государственным театром миниатюр, а с 1987-го - театром «Сатирикон». В 1988 году Константин Райкин был назначен художественным руководителем театра. Как режиссер поставил более 20 спектаклей. С 2001 года руководил курсом в Школе-студии МХАТ. В 2013 году открылась «Высшая школа сценических искусств» Константина Райкина.

Administrator: Отсюда "Главный актерский грех — любовь к страданию" Андрей Архангельский поговорил с Константином Райкиным о его отце, русской чувственности и о театре «Сатирикон» На этой неделе исполняется 75 лет театру "Сатирикон" им. Аркадия Райкина, бывшему Ленинградскому театру миниатюр. "Огонек" поговорил с идеологом и художественным руководителем театра Константином Райкиным — Многие восприняли ваше недавнее выступление (октябрь 2014 года.— "О") в Общественной палате по поводу мата как речь в защиту мата. — Да?.. Я ведь не потому, что мат так люблю, надеюсь, вы понимаете?.. Почему я считаю, что это глупый закон? (Закон о запрете нецензурной брани в произведениях искусства и СМИ, принят в мае 2014 года.— "О".) Мат — это язык народа, причем всех слоев. Ничего хорошего в этом нет, но оно так. А главная функция искусства — это отражение жизни. Значит, нам запрещают отражать жизнь такой, какая она есть. Мы уже это проходили при советской власти. Когда искусство пытаются превратить в плакат по образцовому поведению. А художнику не надо ничего запрещать. В искусстве не может быть никаких государственных запретов. Кроме запрета на разглашение государственной тайны и на призывы к национальной розни. В случае с нецензурной бранью во всем цивилизованном мире существует ряд ограничений, возрастных, например. Есть предупреждения, что такая речь в произведениях звучит. Но если вообще запретить — это совковый метод. Как в таком случае правдиво и жестко отразить современную жизнь нашей армии, например, жизнь нашей молодежи? Да даже жизнь тех, кто этот закон сочинил? А документальные фильмы как снимать про жизнь народа? Запикивать слова? Это будет сплошной "час пик" или два "часа пик". Надо с такими явлениями, как поголовный мат, бороться в жизни, а не в искусстве. А иначе это получается борьба с зеркалами. Знаете пословицу: неча на зеркало пенять, коли рожа крива?.. Вот у меня сейчас пьесы современные, отечественные лежат — ни одна не проходит, ни одна! Можно, конечно, заменить слова, но хуже станет, потому что это будет неправда. Лучшие пьесы, которые сейчас пишутся, они все жесткие. — 75 лет — далеко не каждый театр может похвастаться таким юбилеем. Я пытался отыскать в истории Ленинградского государственного театра миниатюр какую-то "статичность", точку опоры и не смог. Это какой-то... передвижной театр. Все время в разъездах. — Бродячий, да. Он ведь никогда не имел в Ленинграде своего помещения... Были две комнаты. Одна комната для бухгалтерии, другая — для репетиций, для реквизита. 22 июня 1941 года театр был на гастролях в Днепропетровске. И в тот же день город стали бомбить. А Брежнев был там секретарем горкома, он дал вагон, и театр быстро вывезли. А следующий за ним эшелон уже разбомбили... Потом папа (руководитель Ленинградского театра миниатюр Аркадий Райкин.— "О") встретился и познакомился уже основательно с Брежневым на Малой земле, под Новороссийском. Брежнев очень хорошо относился к папе. Он ему дал квартиру в Москве, и некоторое время Райкин был одним из немногих людей, которые имели в СССР две квартиры — в Ленинграде и в Москве. Но при этом помещения у театра никогда не было. И когда я перешел в этот театр, большая часть народу в театре уже были москвичами, я стал папе капать на мозги: сходи к Брежневу... А Брежнев при какой-то личной беседе уже приглашал его переезжать в Москву. Тогда он пошел и сказал, что хочет переехать с театром — 22 человека. И все переехали в Москву. Так мы поселились здесь (в Марьиной Роще.— "О"), стали кинотеатр перестраивать в театр. И вот сейчас он будет только достроен. — Личное знакомство с Брежневым ваш отец использовал для того, чтобы отстоять сатиру, создать относительный островок свободы. Редкий случай, когда знакомство с высшей властью используется не ради корысти, а для возможности критиковать в конечном итоге саму же власть. Впрочем, есть версия, что такие "витрины свободы" советской власти как раз и были нужны — для оправдания перед Западом... — Ну, мне тоже трудно это до конца понять. Райкина и Сталин очень любил... Видимо, власть выбирает некий пароотвод у чайничка, чтобы потом говорить: вот, смотрите, у нас тоже есть критика. Другое дело, чтобы стать таким пароотводиком, надо было за это дорого заплатить. Надо понимать, что папа был дитя своего времени, он верил в идеалы социализма, коммунизма. Так же, как и все, открывал для себя какие-то перестроечные истины, про Ленина... — Он был потрясен этим? Он ведь многое знал. — Он знал больше, чем другие, но не намного. Я тоже был закручен на все советские гайки, причем туго и искренне, своими же родителями. Папа считал, что есть болезни роста у системы, есть недостатки серьезные, которые надо называть. Но диссидентства в нем не было. Более того, я считаю, что он себя очень ограничивал как артист, особенно в последние годы, когда стал таким "театром при Госплане". Он играл скетчи о каких-то экономических вещах, в которых мало что понимал. Ему часто писали экономисты, Бунич (Павел Бунич, советский и российский экономист.— "О") его консультировал. Я говорил ему: папа, для чего тебе про эти шпунты и гайки говорить? — "Потому что от меня ждут этого". Он все больше и больше занимался такой сатирой. Я этого объелся в свое время, и, перейдя в театр... — ...сделали его драматическим. Это реакция на то, что вы переели сатиры? — Да. Вот папа обожал антикварную мебель, в Ленинграде постоянно собирал какие-то обломки... Это были потрясающие вещи. Но я на всю жизнь их возненавидел, потому что у нас дома нельзя было ни на ручку присесть, ни опереться... Чуть что: "Это Александр!", "Это Николай!", "Это сервиз, откуда пил Пушкин!". И у меня с тех пор идиосинкразия к этому... Люблю плетеную деревенскую мебель. Вот так и с сатирой. — Почему все-таки ему удавалось что-то протащить критическое — на сцену, на телевидение? Ваш отец разгадал тайный код советских начальников? Умел с ними разговаривать? — Он иногда называл Минкульт Министерством перелетных птиц... Руководить искусством — все равно что, стоя на земле, руководить движением птиц. "Туда, пожалуйста, летите! Побыстрее! Кучней, кучней! Клином, клином!.." Да они и так летят. Творческие люди не могут не работать. Это люди особой добросовестности. Их не надо заставлять летать... Мы думали, что это мы артисты. А артисты — это на самом деле они, чиновники. Им нужно все время было доказывать свою необходимость, значимость. "Я показываю им новый спектакль,— рассказывал отец,— они мне пишут 186 замечаний. Я их благодарю и говорю, что это очень точно... Мы поработаем и все учтем... Потом они приходят повторно. Я не меняю в тексте НИЧЕГО, просто ни слова. Они смотрят спектакль опять и говорят: "Ну, совсем другое дело". Им нужно оправдывать свое существование, подтверждать свою нужность. — Отец говорил с вами на эти темы в детстве, в юности? — Нет, уже позже, когда стал актером. Когда я перешел к нему в театр, он уже был очень значимым человеком, и целый ряд вопросов решался сам собой. Но был уровень вопросов политических, как кому-то казалось, которые каждый раз приходилось решать заново. Я его застал уже стареющим. Я перешел к нему, потому что понял в какой-то момент, что только на отцовской территории, пользуясь некоторыми степенями свободы, я могу какие-то осуществить свои планы, которые у меня к тому времени уже брезжили. И так еще совпало, что заболела мама, перестала быть папиной правой рукой, а папа нуждался в таком человеке. Хотя будет неправдой сказать, что я перешел только ради него. Нет. Просто мой творческий интерес совпал с этой надобностью. И я стал для него тем человеком, на которого он опирался. И более того, он увидел во мне возможность этому театру продолжиться... Я увидел, что он это увидел... Ведь он благословил, когда мы поменяли название на "Сатирикон", потому что вот эта "назывательная сатира" тогда ушла на радио, телевидение, в журналы. Он стал понимать, что его театру уже надо заниматься не "назывательной сатирой", а более исследовательской, философской. А для этого жанр миниатюры не годился. Надо было заниматься другими формами. Константин Райкин в спектакле "Контрабас" (режиссер Елена Невежина) — Все-таки очень сложно сейчас найти что-то общее между творчеством Аркадия Райкина и театром "Сатирикон". Прямой связи нет никакой. — Нет и не должно быть. Есть глубинные традиции. Например, главная — абсолютная любовь к зрительному залу. Но это вообще идет от традиции русского театра. Подтверждение я нахожу, например, у Михаила Чехова. Который говорил: "Я выхожу на сцену, только невероятно любя зрительный зал". Ну вот, мне кажется, что Аркадий Исаакович был очень позитивный артист. Понимаете? Он рождал надежду. Какой-то свет. При том что и тогда были в ходу другие установки, даже среди маститых режиссеров. --Не любить зрителя?.. — Ненавидеть, презирать, не интересоваться, игнорировать. — Это, честно говоря, установка всего современного театра. — Ну, во-первых, это ложь. Я не верю в это. Просто знаю людей, которые это декларируют, иногда очень талантливых. "Я разговариваю с богом, а зрители просто допускаются к этому разговору..." На самом деле все хотят "с богом разговаривать". Просто думаю, что бог в зрителях, он в них как бы прорастает, если спектакль хорош. Ты через зрителей с ним пытаешься говорить. Без зрителя нельзя. Вот эта традиция всегда была у папы. Я не могу этим пренебречь, потому что это во мне, я думаю, на генном уровне. И меня так учили. — Ваш театр занимает странное положение... Герметичное. Автономное. Вы и не с академическим театром, но и не с современным... Какая-то совершенно особая ниша. — Но этого, кажется, любой человек искусства добивается. Чтобы быть отдельно. — И все-таки, ваше отношение к современному театру, к современной драме... — ...Другими словами, к постдраматическому театру. В каких-то дозах это интересно. Но в больших очень быстро надоедает. Все очень элитарно. У нас это скоро пройдет. — Зато там ощущение правды, правдивости. — Каждый спектакль устанавливает собственную меру правды. Есть вещи более демократичные или менее. В постдраматическом театре вот эта выпрямленность на зал, такая вывернутость, речь стертая, телеграфная. Плоские мизансцены и плоские интонации. Постдраматический театр не признает сюжетов. Он вообще не любит простоты. Он обожает непонятное как таковое. И в этом есть какая-то такая инфантильность, когда этим занимаются взрослые мужики, режиссеры... И в этом есть какая-то странная рыхлость, знаете: артисты, сделайте мне этюды, а я потом из этого сварганю спектакль. Тогда это уже не постановщик, а перестановщик какой-то... Мне не нравится такая система работы. Отсутствие общения. Отсутствие оценок на сцене. Оценка — это удивление артиста, персонажа. Это вообще самое интересное и самое трудное в театре, вообще в актерской игре, то, на чем проверяется ее качество... На поворотах. Я бы назвал мою театральную школу "школой удивления". На удивлении строится вся мировая драматургия. Я имею в виду, когда персонаж удивляется на сцене. Удивляться вообще — это самое трудное и самое качественное в актерском деле. Это то, что постдраматический театр почти совершенно исключает. Там без оценок. Там умер, ожил, родился, убил. Оценок нет. — Это сознательный ход — чтобы зритель сам оценивал, потому что жизнь сложна и нужно приучать человека каждый раз самому принимать решение. Там не подсказывают ответа. — Оценка, удивление на сцене — это никакой не ответ, это самая живая часть актерского существования. Что значит "приучать зрителя принимать решение"? В таком случае зрителю остается только самому прочесть пьесу и самому ее представлять на сцене. На самом деле постдраматический театр обходит актерское восприятие, потому что это самое трудное. Вы знаете, как устроена одна из лучших пьес всех времен, "Ромео и Джульетта"? — У вас сплошной Шекспир, кстати, в театре. — Да. Потому что на нем можно строить вообще весь репертуар... Зрители часто идут на то, что уже знают. Ну ладно, предположим, зритель ничего не знает. Ромео и Джульетта, какие-то два имени. Видимо, мужское и женское. Вот зритель приходит в театр. Кто первым вообще появляется в этой пьесе? По Шекспиру? Хор. Который, сволочь такая, все рассказывает сразу. "Друг друга любят дети главарей, но им судьба подстраивает козни, и гибель их у гробовых дверей кладет конец непримиримой розни"... Все рассказал вообще. Сразу. Зачем дальше это смотреть?! А вот именно затем — чтобы следить за оценками. Просто Шекспир очень хорошо знал законы театра. А постдраматический театр такие вещи исключает. Там ни историй, ни оценок. Он шинкует все истории, меняет местами их части, нарезает и разбрасывает. И актеров лишает возможности живого восприятия, возможности прожить историю от начала до конца. Таким образом, он во многом вредит артисту, этот театр. — Жизнь не состоит из таких сюжетов, как у Шекспира. Жизнь состоит из монотонности и скуки. Она, собственно, так и нашинкована, как вы говорите,— кусками. Это как раз признак честности. — Да не нужна мне честность на сцене, которая ведет к монотонности и скуке! — Я хотел еще поговорить о вашей школе (Высшая школа сценических искусств Константина Райкина, создана в 2012 году.— "О"). К вам приходят не просто учиться, но и переучиваться. Почему это вековая проблема в России — "провинциальный театр", "провинциальные актеры"?.. На Западе, в Европе такого разрыва между столицей и регионами нет. Все лучшее у нас — в Москве и Петербурге. — Ну, не совсем. Я много езжу по стране. Как раз слово "провинция" для меня сладкое. Есть театральные пояса в стране. Есть очень сильные, бывшие когда-то центрами театральной жизни страны. Волжские города. Большие купеческие театры, Самара, Нижний Новгород, Астрахань, Волгоград. Очень хорошие артисты, публика. Потом есть Урал. Екатеринбург. Искушенные зрители. Высокий уровень театральной культуры. Екатеринбург, Челябинск, задымленный город с потрясающими театральными традициями, с прекрасными зрителями. Магнитогорск, Пермь. Новосибирск, Тюмень, Красноярск. — Вы говорили, что отучаете актеров от штампов. А что является самым ужасным штампом для актера? — Сентиментальность. Любовь к страданию. Любовь к подманиванию самочувствия. "Вот, сейчас слезы поднакоплю..." Это вообще неправильная школа. — Ну, ведь это метод Станиславского. Ложно понятый. — Да. На самом деле это антишкола. Играть самочувствие. — Откуда это взялось? — Это общая сентиментальность, это очень развито, например, в украинских театрах. Это идет от... чувственности славянской натуры. Не люблю сентиментальности. — Актеры потому сентиментальны, что это очень востребовано. — Это востребовано очень определенной частью публики. Это было на самом деле всегда, но сейчас еще и провоцируется сериалами. Но вообще это просто разговор о наличии или об отсутствии вкуса. В жизни мы скрываем наши эмоции. Но все равно не можем их скрыть. Они каким-то образом вылезают в неожиданных местах. Позже, неожиданно — вот это интересно, понимаете? Только в плохих спектаклях, так сказать, когда начинается любовь, возникает "красивая" музыка. Я люблю потрясение не "мокрого характера". Слезоточивость — это вообще не потрясение. Настоящее потрясение, высокая трагедия, например, выше слез. Как говорил Мейерхольд: у трагической актрисы должен быть сухой голос. — Мне почему-то кажется, что вы лично избрали своей главной целью исследование природы зла. Как в "Ричарде III", например. — У нас вся жизнь состоит в общем-то... четко из добра и зла. Я играл с покойным Романом Козаком в "Косметике врага" (2008 год, режиссер Роман Козак.— "О"), играл существо еще более мерзкое, чем, скажем, Ричард III. Мне казалось, что Ричард — это уже край. Нет, оказывается, есть и за краем еще. Но у меня никогда не было такой задачи — играть только злодеев. Просто такие роли — они в планах любого человека, занимающегося искусством. — Зло интереснее, да? — Ну, оно импозантно. Артистично. Ему же приходится притворяться. Зло часто актерствует. Когда оно раздето, оно ужасно плохо выглядит, поэтому ему нужно все время быть хорошо одетым, понимаете? — Проблема в том, что у нас целая галерея образов зла в искусстве. Зло разнообразно и привлекательно. Вот образ хорошего человека разработан гораздо меньше... А это все-таки тоже желательно. — А по-моему, делить людей на положительных и отрицательных — вообще очень совковая тема. Я когда-то посмотрел канадский фильм "Чествование" (1980) по пьесе Бернарда Слейда. Посмотрел и подумал: господи, какой замечательный человек, но абсолютно не подходящий под советские рамки. Слишком живой, советское представление о положительности совершенно не предполагает таких проявлений. Женолюб брутальный, бабник. Прелестный, добрый, мужественный. Прекрасный человек. А слабости делают его близким мне и понятным. Как героя Чарли Чаплина. Но это же совсем не советский тип. Советский — кондовый, без недостатков, ходульный, платящий членские взносы, хороший товарищ, прекрасный семьянин... В жизни я не встречал такого отродясь. И поэтому, конечно, мы в свое время объелись этим положительным героем. — Вы говорили, что мы с трудом проходим испытание свободой. Если сейчас прыжок в свободу не удался, в будущем он возможен, на ваш взгляд? — Вот мне свобода нужна, я совершенно не хочу обратно, и, думаю, я это испытание смогу пройти и пройду. И прохожу, потому что у меня множество "нельзя" внутри. Но я не уверен, что свобода в том виде, в котором она сейчас существует, животворна. Я сейчас много вижу разного. Надо прежде всего заниматься культурой... Человеком надо заниматься, его интеллектом, мозгами и душой... Поднять культуру нисколько не менее важно, чем поднять экономику. Более того, экономику без культуры не поднимешь. — С этого нужно начинать, по-вашему? — С этого надо начинать всегда. И это никогда нельзя закончить. Нужно понимать, что это бесконечный процесс. Почему вредны все эти декорации?... Ну вот что такое "год культуры"? Или там — "год русского языка"? У нас с чем плохо, того и год. Почему год?.. Этим надо заниматься бесконечно. Постоянно. Беседовал Андрей Архангельский Сын сатиры Визитная карточка Константин Райкин родился в 1950 году в Ленинграде. Сын Аркадия Райкина. В 1967 году окончил физико-математическую школу, в 1971 году — театральное училище им. Щукина (курс Ю.В. Катина-Ярцева). В том же году был приглашен в театр "Современник", на сцене которого играл 10 лет. Сыграл 38 ролей, из них 15 главных. Широкую известность принесли роли в фильмах "Свой среди чужих, чужой среди своих" (1974) и "Труффальдино из Бергамо" (1976), а также фильм "Тень, или Может быть, все обойдется" (1990) по пьесе Евгения Шварца. В 1981 году перешел в Ленинградский театр миниатюр под руководством А.И. Райкина. В 1982 году театр переехал в Москву и стал Государственным театром миниатюр, а с 1987 года — театром "Сатирикон". Сыграл вместе с отцом спектакли "Его Величество Театр" и "Мир дому твоему". В 1985 году состоялась премьера авторской программы Константина Райкина "Давай, артист!". В том же году ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. С 1988 года является художественным руководителем театра. С 2001 года Константин Райкин является руководителем курса в школе-студии МХАТ. В 2012 году создана Высшая школа сценических искусств Константина Райкина, которая в 2013 году произвела первый набор.

Casi:

Administrator: Отсюда Театральному институту имени Б. В. Щукина 23 октября — сто лет. ........... Константин Райкин, выпуск 1971 года, руководитель театра «Сатирикон», народный артист РФ: - Ценность школы прежде всего в педагогах. Там и раньше была очень сильная компания педагогов, я учился у Юрия Васильевича Катина-Ярцева, он был замечательный худрук курса. И сейчас там есть замечательные педагоги: Владимир Владимирович Иванов, Владимир Петрович Поглазов, мой сокурсник, и другие. Судя по результатам, это очень хорошая школа, там воспитывают профессионалов — это самое главное. А что бы я пожелал им на сегодняшний день, так это быть менее келейными. Они стали очень закрытым институтом. Мне кажется, что они недостаточно хорошо знают современный театр. Притом что школа должна быть консервативной, я им желаю быть более открытыми к современным театральным процессам. ...........

Administrator:

Innamorata: Юбилей Николая Караченцова

Administrator: Отсюда Династия Райкиных: "Тишь да гладь - это не про нас" Театр «Сатирикон» отметил 75-летие. Круглую дату отпраздновали 24 октября – в день рождения Аркадия Райкина. Артист и юморист основал не только замечательный театр, но и прекрасную актерскую династию. О семейных традициях нам рассказал сын Аркадия Исааковича, нынешний руководитель «Сатирикона» Константин Райкин. О деньгах говорить не принято «У нас была очень счастливая семья, родители были влюблены друг в друга. Правда, мы редко виделись. Мама с папой совсем не были паиньками в том смысле, что жили мы шумно, этакий итальянский вариант. И любовь еще нужно было рассмотреть. С точки зрения соседей, которые находились за стенкой, это была странная любовь. Тишь да гладь – это не про нас. У меня с женой такие же отношения. Наша семья – Поля (сейчас служит в «Сатириконе»), Лена и я – это очень шумные люди. И соседи это знают. Вот спроси у них: «Как они там?», и они вам все скажут… Люди удивляются: как они живут вместе? Ведь это же сплошной ор! Даже когда Лена с Полей вдвоем встречаются. Они и друг без друга не могут, и вместе не могут. Искры летят. Но при этом в нашей семье были законы порядочности. О папиных известности, славе не принято было говорить – это неприятно папе. О деньгах, о том, кто и сколько получает, не принято было говорить. Не только о своих деньгах, но и о чужих – не принято. Это считалось недостойной темой. Подарки в нашей семье дарила в основном мама. Такая сладкая фраза из детства: «Сыночек, смотри, что я тебе купила». Но я тогда мечтал о педальной машине. И недомечтал. Таких машин не было в свободной продаже, их можно было получить только на заказ. И каждый раз, когда мы ехали куда-то в другой город, мне обещали, что, может быть, там будет фабрика, где мне сделают педальную машину. Но…» Дико стеснялся своей фамилии «Я был мальчиком, что называется, из обеспеченной семьи, и всегда этого очень стеснялся, потому что при советской власти нормально было быть бедным и плохо одетым. Когда мне привозили что-то из-за границы, выводили во двор гулять, проклинал все заграничное. Нянька моя была татарочкой. Я дико стеснялся своей фамилии. Не кокетничаю, это действительно так. В школе, конечно, знали, но там у меня была своя биография, меня там ценили, нормально относились, вот как ко мне. А когда кто-то лишний узнавал, я сразу превращался в сына Аркадия Райкина… Это было ужасно! И вот нянька меня тащила в какой-то очередной театр, а там очередь… И она во весь голос: «Пустите, сын Райкина идет». О боже мой, пропади все пропадом. Более ужасных впечатлений из детства я не помню. Это был самый ужас! Однажды, когда мы еще жили в коммуналке, папа встал ночью и пошел в ванную. А в это время дверь в коридоре тихонечко открылась, вошли двое грабителей, но, увидев папу, сказали «Ой, Райкин!» и ушли. У них, видимо, было какое-то внутреннее уважение к человеку, которое не позволило им продолжить свое дело. Папа часто помогал людям. Как-то он получил письмо из города Уральска от одного маленького мальчика. Ребенок писал, что живет с братом и родителями, но мама не может с ними играть, потому что она задыхается, у нее что-то с сердцем. Папа вызвал всю эту семью в Москву, показал женщину кардиологу Абраму Львовичу Сыркину, который сделал ей операцию и вылечил ее. Пока шла реабилитация, эта семья жила у нас в квартире». Дома - отдыхание от праздника «Вообще актерская семья – не традиционная. Какие-то праздники – нет, ведь наша профессия – создание праздника, а дома – отдыхание от праздника. Вот бизнесмены или экономисты – они все хотят быть артистами, им не хватает праздника в обычной жизни. Я понимаю это стремление: им творчества в жизни не хватает. Жизнь среди цифр и бумажек, даже если это банкноты большого достоинства, – это очень скучная жизнь. Актеру не надо этого делать, у него профессия – дарить праздник, самая прекрасная профессия в мире! Это невероятное ощущение – владение зрительным залом. Это добровольное рабство зрительское… Власть через искусство. Только театральный артист может это испытать. Киношный, увы, этого не знает. Сыновья любовь в сторону родителей слабее, чем родительская любовь в сторону детей. У меня сестра – фантастическая дочка. Я больше такой дочки нигде не видел. Она жертвенница абсолютная. Я так не мог. Моя любовь была все-таки более эгоистичная. Я думаю, что мой поход к папе в театр диктовался моими личными творческими интересами, а стало быть, разумным, но все-таки эгоизмом. Вместе с тем мы, конечно, очень любили друг друга. И родители нас, и мы их. Помню, как папа на меня смотрел. Я эти взгляды вспоминаю, потому что мне их не хватает. Сам на себя я так не посмотрю. Это даже не с умилением, с влюбленностью... Он приходил ко мне на спектакли как к актеру, будучи художественным руководителем своего театра, потом заходил в гримерку, мог сесть в кресло и зарыдать: «Господи, какой спектакль!» А у меня к себе в этот момент масса претензий. Администратор перепугался, я говорю: «Ничего, ничего, папа плачет из-за меня. Ему понравилось, как я играю». Я не знаю никого другого, кто бы так на меня реагировал. Он и на мою сестру так реагировал. Вдруг начинал рыдать. Она, бывало, замечательно играла в театре Вахтангова. Для нас папа – просто папа. И нам очень его не хватает…» Воспоминания Максима Райкина Стать артистом Аркадий хотел с детства. Его брат Максим Райкин в книге «Про то, про это» писал: «Брат очень любил, когда нас, детей, дома оставляли одних. Он моментально вытаскивал из шкафов вещи, переодевался то в женскую, то в мужскую одежду, и начинался настоящий театр. Во времена таких представлений брат нередко хватал сестру за косы, выволакивал на балкон, бил крышкой от кастрюли по голове и, когда она визжала, громко на весь двор орал: «Джаз!» Папа Аркадия не одобрял пристрастие сына к театру. Константин Райкин в фильме о папе рассказывал: «Мой дед, которого я, сожалению, не застал, очень жестоко его наказывал за то, что тот убегал в театр. И когда понял, что это серьезное увлечение, то просто его бил и говорил: «Зачем еврею еще быть клоуном?» Либо врач, либо адвокат - вот две традиционно еврейских профессии, которые папе уготовили». Но Аркадий Райкин стал не просто известнейшим и любимейшим артистом страны, но и человеком, про которого слагали легенды. Но не все были рады его безумной популярности и специально запускали дикие небылицы. Максим Райкин вспоминал: «Самый нелепый из нелепейших слухов, который обошел почти весь Союз, это был слух о том, что, когда умерла наша мама, Аркадий якобы разрезал ей живот, положил туда бриллианты и отправил гроб в Израиль». Когда все думали, что Райкин купается в роскоши, он с семьей жил в питерской коммуналке с 38 соседями». Аркадий Исаакович и его жена Руфь Марковна, Рома, как ее звали дома, не вели с детьми воспитательных бесед. Сама их жизнь служила примером. Мало кто знает, что Аркадий Исаакович был серьезно болен с раннего детства. Брат Максим говорил: «В детстве у него был ревматизм, в тринадцать и в двадцать шесть лет эта болезнь крепко приковывала его к постели. Мне рассказывала мама, что отец полгода носил его на руках с шестого этажа дома, где мы жили, чтобы Аркадий во дворе подышал свежим воздухом. Врачи предсказывали, что он не встанет с постели и пролежит в кровати всю жизнь. Но благодаря огромной силе воли, невероятной энергии и желанию поправиться Райкин наперекор предсказаниям врачей сумел выйти два раза из критического состояния, встать на ноги и стал заниматься своим любимым делом. Работа для него была лучшим и самым эффективным лекарством». Аркадий Исаакович передал сыну невероятное трудолюбие. Сотрудники «Сатирикона» говорят, что их руководитель проводит в театре по 12 часов в сутки. Три брака Екатерины Райкиной Клан Райкиных удивителен еще и тем, что он объединил целых четыре знаменитые актерские династии. Случилось это, потому что дочь Аркадия Райкина - Екатерина три раза выходила замуж за красавцев актеров. Когда ей было 19 лет, первым ее мужем стал Михаил Державин. Они учились на одном курсе Щукинского училища. Екатерина говорила, что Миша был обаятельным красавцем, в которого невозможно было не влюбиться. Но студенческий брак просуществовал недолго. Сердце Екатерины разбил другой обворожительный мужчина Юрий Яковлев. После окончания училища Катю взяли в театр имени Вахтангова, где служил и Яковлев, а Мишу - в театр имени Ленинского комсомола. Страстный роман сослуживцев разбил и семью Яковлева. Он развелся. В июне 1961 года у бывшей жены Яковлева родилась дочь Алена (сейчас известная актриса и мама молодой актрисы Марии Козаковой), а в октябре у новой жены родился сын Андрей. Но и этой семье не суждено было стать крепкой. Екатерина рассказывала, что любовь прошла и сохранять брак даже ради маленького ребенка не имело смысла, он бы почувствовал фальшь. Юрий и Катерина расстались и больше не общались. Андрей заново познакомился с отцом, когда ему было уже 18 лет, и он учился в Щукинском училище. Третий раз Екатерина вышла замуж опять за актера Вахтанговского театра Владимира Коваля. Это был самый длинный брак актрисы, но и он закончился расставанием. Хотя в этот раз супруги остались друзьями и созванивались почти каждый день.

Administrator: Константин Райкин на открытии памятника Е.Б.Вахтангову.

Administrator: Отсюда Константин Райкин о Янковском: "По уровню киноработ Олег Иванович - один из лучших в мире" Сегодня на пресс-конференции по поводу открытия третьего фестиваля им. Янковского художественный руководитель театра Сатирикон Константин Райкин отметил, что в Саратове будет показан дипломный спектакль второго курса его театральной школы-студии: "Азбука актера - это учебные зарисовки. Это процесс заражения нормального человека лицедейством и актерством. Мы привезли в Саратов своих студентов, надеемся, завтра у нас все получится". Райкин заявил, что видел все театральные работы Янковского в Ленкоме. "По уровню киноработ Олег Иванович - один из лучших в мире, я уверен. У меня огромная часть жизни посвящена общению с Янковским. Он был абсолютно верен и предан своей профессии, при этом жизнерадостным и ироничным. Он был, что называется, селфмейдмен, развивался благодаря своим внутренним силам", - сказал худрук. "Меня спрашивают часто, чему такому мы учим в мастерской. Все пляшут от системы Станиславского, но нюансы настолько различны, что я отличу воспитанников разных мастеров. Лично я люблю лицедеев, тех, кто способен выступать бесстрашно на огромной площади, тех, кто не боится быть некрасивым. Моя мечта - чтобы ученики так владели профессией, что могли бы играть в любом театре. Надо не стесняться признаваться, что ты чего-то не знаешь. В этом весь кайф. К сожалению, сейчас на сцене и в кино много тех, кто очень вяло владеет даже азами мастерства", - сказал Константин Райкин, отвечая на вопросы журналистов.

Александра: Константин Райкин привез в Саратов «театральный монастырь» 12 ноября в рамках фестиваля имени Олега Янковского Театральная школа Константина Райкина покажет на сцене театра драмы класс-концерт «Азбука актера» с его участием. На пресс-конференции Райкин отметил, что он имеет отношение к Саратову, поскольку часто сталкивается с людьми из Саратова и дружил с Олегом Янковским: «Это дипломный спектакль второго курса школы-студии актерского мастерства. Он собой являет класс-концерт по материалам экзаменов первого курса. Это зарисовки, этюды, фантазии всяческие, актерство в изначальном виде. Он будет отличаться от того, каким он идет на нашей учебной сцене. В учебном варианте я не участвую, здесь мы решили пойти по такому пути, чтобы я их работы еще со сцены комментировал. Завтра мы попробуем его в этом составе студентов и виде первый раз». Спектакль станет первым выездным для студентов Райкина. «Не простое для них испытание, в школе у нас они играют на зал в сто мест, но будем стараться», - пояснила педагог и артистка театра «Сатирикон» Елена Бутенко-Райкина. Константин Райкин пообещал, что после спектакля студентов ждет «разбор полетов». Так же он отметил, что его студенты загружены учебой ежедневного с раннего утра до позднего вечера, и имеют «тараканью» личную жизнь, в коротких перерывах в учебном расписании. В этом году конкурс в школу-студию был несколько сотен человек на место и проходил в пять этапов вместо обычных трех. «Это театральный монастырь, театральное Суворовское училище, но театром всерьез можно заниматься только так. У нас есть свой агент в кино, мы заинтересованы, чтобы они потом снимались, - говорит Райкин. - Конечно, правильно для артиста играть в театре, театр «напитывает». Театр не дает славы и денег, но это кузница мастерства, только здесь можно чему-то научиться». Больше фото по ссылке.

Александра: Ссылка Константин Райкин в Саратове: "Не жалею, что отказал Спилбергу" Худрук театра "Сатирикон" Константин Райкин приехал на Третий фестиваль имени Олега Янковского не просто в качестве артиста. 12 ноября на сцене драмтеатра студенты его Высшей школы сценических искусств покажут класс-концерт "Азбука актера", а сам Райкин выступит в роли ведущего вечера. На пресс-конференции перед спектаклем он рассказал о том, как однажды отказал в поступлении Сергею Маковецкому, почему театр глубже кино, и какой гонорар предлагал ему за съемки в своем фильме Стивен Спилберг. О талантах и бездарностях На вступительных экзаменах у нас конкурс огромный, иногда до нескольких сот человек на одно место. Но, поверьте, не только профессионалы, но и простые зрители уже через несколько минут смогли бы отличить талант от бездарности. Вот стоят в ряду 10 абитуриентов, а ты почему-то смотришь только на одного. Почему? Да потому, что именно в нем есть та Божья искра, то, что заставляет тебя наблюдать за ним. Ошибаться случается, конечно. Страшно сказать, но я был одним из тех, кто в своей время не принял в ГИТИС Сережу Маковецкого. Он мне это припомнил на совместных съемках. Я долго переживал, думал, как же я мог просмотреть такой талант. А потом он сказал: "Не переживай, я в тот год никуда не поступил. Читал просто отвратительно". Но вот то, что на прослушиваниях разгадать нереально, так это характер. Человек может быть суперталантливым, но, например, безвольным, и ничего ты с этим не сделаешь. Отчислять приходится, иногда меняется до половины курса. Все время повторяем себе, что работать надо только с самородками и не плодить посредственных артистов, но ребятам отказывать жалко до слез. О "театральном монастыре" У нас занятия начинаются в 9.30, заканчиваются в 22.10. И так каждый день, без всяких выходных и праздников. Это такой театральный монастырь, тюрьма по сути. При таком графике ни о каких съемках в кино речи быть не может, на первых двух курсах мы это даже запрещаем студентам. Правда, порой бывают такие предложения, от которых я не имею права уговаривать отказываться. Например, помню поступила к нам Аня Чиповская и ей сразу же заинтересовался Валерий Тодоровский. Пришел он ко мне и рассказал, что готовится снимать "Стиляг", и Аня потрясающе подходит на главную женскую роль. Я вызвал ее к себе и предложил выбор — или съемки, или учеба. Совмещать невозможно, мы могли бы подождать ее прихода на курс. Она выбрала учебу, в "Стилягах" сыграла Оксана Акиньшина, а Тодоровский Чиповскую все-таки снял, но уже в "Оттепели". Так что слава никуда от нее не ушла, она ее просто отложила ее. У меня история покруче была. Я лет с 11 благодаря папе был знаком с великолепным Марселем Марсо. Когда мне было лет 17, он прислал мне приглашение стать студентов в его школе и отправится в Париж на 2 года. Марк Захаров, к которому я уже поступил на курс в "Щуку", сказал, что, если я поеду в Париж, то должен буду снова потом поступать, потому что у Марсо театр не драматический, а театр представлений, а это совсем другое направление. В итоге отказался я от Парижа и учился у Захарова. О том, почему нельзя держаться за Москву Я был бы рад сказать, что после учебы ориентирую студентов на работу в театрах Саратова. Это неправда. Мы ориентируем не на провинцию или столицу, а больше на качество того или иного театра. Можно ведь просидеть в Москве и не работать, растерять все, что умел. У нас девочка одна приехала из Казани, отучилась, но возвращение назад для нее означало поражение. В результате она уже много лет работает в Москве официанткой, а другие наши ребята стали хорошими актерами в Омске, Новосибирске и т. д. Что касается саратовских, я постоянно с ними сталкиваюсь. Жена у меня окончила саратовское театральное училище, а наш ведущий актер Артем Осипов вообще родом из Саратова. Лет 10 назад поступил к нам без экзаменов, сразу было понятно, что он замечательный. Теперь на нем держится весь репертуар "Сатирикона", уже сам преподает. Об умении "нарисовать кружку" Я не настаиваю на том, что учу актеров правильно. В конце концов у всех в основе Станиславский, просто нюансы разные. Иногда отчисляю человека, он мобилизуется, идет к другому мастеру, где просто требования мягче, и вырастает в очень неплохого актера. Я не против такого развития событий. Обидно другое — сейчас очень много тех, кто очень вяло владеет азами мастерства. Знаете, это как в живописи, где надо сначала элементарно кружку научиться рисовать, и не допускать до того времени влияния авангарда, экспрессионизма и прочих течений. Вот у актеров "рисовать кружку" почему-то не все могут. О елках и гонораре от Стивена Спилберга В кино сейчас не снимаюсь, времени не хватает, да и выбор свой в пользу театра я уже сделал. В кино все происходит очень быстро, учиться, совершенствоваться некогда. Актера большим профессионалом делает именно театр. Те, кто это понимает, не уходит из театра даже тогда, когда отбоя нет от предложений в кино. Примеры — тот же Янковский, Саша Абдулов. Ведь у них была бешеная популярность в кино, казалось бы, почему не оставить театр. Но они этого не сделали, потому что профессионально росли и развивались именно в театральной среде. Я сейчас имею такой репертуар даже просто по Шекспиру, что мне могут позавидовать многие. Разве кино мне может дать что-то равновеликое? Кино смотрю, люблю это дело, но по-моему, оно совершенно прекрасно справляется без меня. Можете считать меня сумасшедшим, но я ведь от предложения Спилберга однажды отказался. Лет 15 назад ко мне обратилась его компания, речь шла о гонораре порядка 17 млн долларов. Я ответил что-то из серии "извините, у меня елки". Ни о чем не жалею, сейчас поступил бы точно так же. Екатерина Ференец

Administrator: Отсюда Студенты Константина Райкина показали в Саратове «Азбуку актера» Вчера, 12 ноября, в саратовском театре драмы состоялся первый спектакль Третьего Всероссийского фестиваля Олега Янковского «Азбука актера» театральной школы Константина Райкина. Напомним, что изначально фестиваль должен был открывать спектакль «Крейцерова соната», но из-за нелетной погоды его перенесли на 17 января будущего года. «Азбука актера» началась с выступления самого Константина Райкина, который рассказал о том, как не хотел становиться актером, а желал стать «белой вороной в семье». Актер поделился со зрителями, что занимался спортом и наукой, поступал в университет на биологический факультет, но ради интереса попробовал поступить и в Щукинское училище, репетировал перед зеркалом и «имел у самого себя колоссальный успех». Также он рассказал, как проходил сам отборочный тур, на котором читал подготовленный монолог, затем, прервав себя на полуслове, встал на четвереньки и стал ползать перед комиссией, изображая тигра. После своего монолога Райкин отметил, что все этюды, которые покажут студенты, они подготовили сами по материалам первого года обучения. Затем актер сел у края сцены и стал объявлять названия номеров, иногда их комментируя. Среди выступлений студентов были такие сцены, как езда на мопеде, а также сцены с точилкой и карандашами, лягушкой и жабой. Юные актеры показали этюды по картинам знаменитых художников. Также студенты изображали телеведущих, певцов, героев мультфильмов и разыгрывали немое кино. В завершении вечера Константин Райкин отметил свое «особое отношение» к Саратову. «Здесь, в этом городе, кузница актерских кадров. Саратов - это особый город в этом отношении. Все мои самые обожаемые старшие товарищи отсюда родом, вплоть до моей семьи. (смеется - прим. ред.) Это особый город для меня, отмеченный каким-то божественным театральным и актерским знаком. Для нас большая честь здесь присутствовать», - заявил актер.

Administrator: Отсюда Константин Райкин взял удар на себя Класс-концертом «Азбука театра» начнется основная программа III Всероссийского театрального фестиваля имени Олега Янковского 11 ноября был отменен первый спектакль фестивальной программы – «Крейцерова соната» МХТ имени Чехова: из-за нелетной погоды не смог добраться до Саратова исполнитель главной роли Михаил Пореченков. Его партнеры по этому спектаклю – Ксения Лаврова-Глинка, Наташа Швец, Владимир Калисанов и другие благоразумно прибыли к нам заранее и даже дали пресс-конференцию, до последнего надеясь, что погода смилостивится и Пореченков долетит до Волги. Этого не случилось. Пока что первое незапланированное испытание для фестиваля оказалось нелегким. 11 ноября же пресс-конференцию дал другой участник фестиваля, любимый всеми артист и выдающийся педагог Константин Райкин. Вместе со своей супругой Еленой Бутенко-Райкиной, ученицей народной артистки СССР Валентины Ермаковой, Константин Аркадьевич привез для показа на фестивальной сцене класс-концерт «Азбука театра», в котором выступит вместе со своими учениками – студентами Театральной школы Константина Райкина. Этот спектакль и откроет фестиваль имени Янковского. Название «Азбука театра», как рассказал Райкин, следует понимать буквально: студенты расскажут, как они овладевают будущей профессией и из чего состоит их двенадцатичасовой учебный день. Заметим, у студентов не бывает выходных. Константин Аркадьевич очень эмоционально вспомнил о своих встречах с Олегом Янковским, с которым был дружен долгие годы. Он рассказал, что видел все роли Олега Ивановича в театре Ленком, наблюдал, как растет, достигая высочайшего мирового уровня, его талант, и всегда поражался, насколько беззаветно был верен Янковский этим подмосткам. По мнению Райкина, Олег Янковский – артист от Бога. Таким можно было только родиться. Тем не менее, он денно и нощно занимался профессией, жил ею, дышал ею. Вспоминая кинороли Янковского, столичный гость особо отметил один из последних фильмов с участием артиста – психологическую драму с элементами триллера Валерия Тодоровского «Любовник». И, к удивлению многих, небольшую роль Олега Ивановича в полузабытом советском фильме «Мы, нижеподписавшиеся»: настолько ярко он сумел показать характер своего персонажа, что запомнился надолго. Константин Райкин рассказал о своей школе и учениках, которыми гордится, среди них Никита Ефремов, Анна Чиповская, саратовец Артем Осипов, ведущий актер театра «Сатирикон». Интересно, что нынешние студенты Райкина впервые выехали на гастроли. После Саратова их класс-концерт увидят в Милане.

Administrator:

Administrator: Отсюда Разговор с Константином Райкиным 11 ноября 2014 года в первый день Третьего всероссийского театрального фестиваля имени О.И. Янковского, проходящий в Саратовском театре драмы имени Слонова состоялась пресс-конференция с художественным руководителем театра «Сатирикон» Константином Райкиным и ведущей актрисой театра Еленой Бутенко-Райкиной. Такие встречи и полученные от них впечатления смело можно называть «подарком судьбы». Вначале К. Райкин рассказал о том спектакле, который предстояло увидеть саратовским зрителям 12 ноября: «Класс-концерт Азбука актёра. Театральная школа Константина Райкина». Такой спектакль – это традиция школы. Он всегда идёт на учебной сцене. Студенты-второкурсники показывают свой накопленный опыт вхождения в профессию, увлечения театром, начало лицедейства. Но для большой сцены в спектакль введён ещё один персонаж – сам Константин Райкин, который также со сцены должен комментировать то, что на ней происходит. Фестиваль имени О. И. Янковского идущий на сцене театра, где Олег Иванович несколько лет играл – всегда повод вспомнить творчество любимого актёра. И Константин Райкин рассказал: «Мы никогда не работали вместе, но много общались. Актёрский театральный круг на самом деле очень узкий. Я много ходил в Ленком. Я видел все его работы, а из театральных ролей - роль Петра в спектакле «Шут Балакирев» считаю фантастической удачей. Янковский был невероятным патриотом этого театра. Он понимал, что театр даёт возможность актёру расти и развиваться. Очень сильный творческий характер, он развивался внутренними своими силами. Self made man.Мало кто так может. Я был большой профессиональный поклонник его киноработ. На мой взгляд, он не уступает мировым величинам». Здесь Константин Аркадьевич отметил фильм «Любовник» (это так вообще шедевр кинематографа последних лет). Конечно постановки М. Захарова «Обыкновенное чудо», «Убить дракона», вспомнил роль в фильме «Мы нижеподписавшиеся», а про «Полёты во сне и наяву» сказал, что после этого фильма другим актерам уже надо играть с учетом этой роли Янковского. Затем Райкин обрезал одну молоденькую журналистку, неудачно сформулировавшую свой вопрос: «Я не буду рассказывать о забавных случаях на съёмках. Извините. Тем более перед спектаклем. Это первый выезд наших студентов. Это для них испытание. 2-ой курс. Они пока играли только на 100 мест, а завтра будет огромный театральный зал». Вот уж точно никто не призван развлекать или веселить участников пресс-конференции. Да и зачем? Но энергичность и взволнованность, с которой говорил Райкин, тем не менее, оставляли место и для юмора. Истории же возникали по ходу разговора. На вопросы отвечала и Елена Бутенко-Райкина - декан актёрского факультета Высшей Школы Сценических Искуссвт, ведущая актриса «Сатирикона» Елена была ученицей великой Валентины Ермаковой и замечательного режиссера Александра Дзекуна. Елена: «Мощные глыбы. Прекрасный режиссер, великая актриса. Я сама двенадцать лет преподаю. Всё у нас в профессии зависит о того, у кого учился. Я из Харькова сюда попала. Что дали? Понимание, что актёр, если не хочет быть ремесленником, должен развиваться как личность. Форма. Дзекун много работал с формой. Потом я училась в школе-студии МХТ, там научилась другим вещам. Но форма в Сатириконе очень важна, к ней особое отношение. Чему учим мы? А это пусть Райкин рассказывает» И Константин Аркадьевич продолжил, но это был разговор, где и Елена, и третий участник конференции Шенталинский Сергей Витальевич активно дополняли Райкин: «По почерку можно определить, чей это ученик, почти безошибочно могу угадать, чей это курс — Женовача или Брусникина Хотя все мы идём от системы Станиславского, инстинктивно что-то даётся от себя самого. У нас: мощное профессиональное лицедейство. Я люблю энергичных, тех, кто не боится быть некрасивым на сцене. Это очень важно - актёрское бесстрашие. Но в то же время важно, чтобы выпускник школы мог работать и у другого режиссёра. Тот, кто думает, что умеет всё – дурак. Профессия - это всё время движение в незнаемое, но азы актёрского дела надо знать хорошо. К сожалению, много недоучек и в режиссерах и в актерах. Школа же должна быть традиционной, консервативной, плохо, когда слишком рано проникает авангардное течение, это может сильно навредить. На что ориентированы студенты? Я совру, если скажу, что призываю их уезжать в Саратов (этакая четвёртая сестра: три призывают в Москву, а я в Саратов). Но в принципе надо уметь работать в профессиональном коллективе. И мы считаем, что только на практике актёр и набирается опыта и мастерства. И в провинции наши выпускники работают, в Новосибирске, в Рязани, и это лучше и правильнее, чем быть официантом в Москве, в Москве не надо просто так ошиваться». Мы их ориентируем на профессию а не на столичную жизнь. Первые два курса запрещаем что-либо совмещать. Да и когда? В 9.30 начало занятий, в 22.10 –окончание, включая воскресения. Два 45 минутных перерыва на обед. Два раза в год они должны показать самостоятельные работы, которые должны подготовить в свободное время (здесь общий смех в аудитории). А еще у них есть личная жизнь, которая вообще непонятно когда происходит. Вот сейчас в эту минуту предполагаю, что они быстро нагоняют потерянное. У нас: «театр-монастырь», «театр-суворовское училище». Хотя конечно, когда возникают ситуации, и делается предложение, которое может оказаться судьбоносным, мы не будем категорически сопротивляться, но человек должен сам сделать выбор. Как пример: Аня Чиповская, она ещё только на первом курсе, а её Валерий Тодоровский позвал в «Стиляги», на роль, которую в результате сыграла Оксана Акиньшина. Аня выбрала школу. Зато после четырёх лет заслуженная награда: у того же Тодоровского сыграла и очень хорошо в сериале «Оттепель». У нас есть и свой агент в мире кино, ведь в начале ребята ничего не умеют. Кино их, по сути, использует, а искушений много. Почти все студенты не из Москвы, малоимущие, иногда даже не из крупных городов. Они проходят 3,5 месяца испытаний. Несколько сотен человек на место. Когда учатся – все очень трепетные, в духе школы. Это потом появляются оборотни: становятся считалами, сволочами, предателями. Но это – жизнь. Кем мы гордимся? Вот имена: Никита Ефремов. Один Байрон, Глафира Тарханова, Артем Осипов, Сергей Газаров, Алексей Бордунов» Был задан вопрос, приходилось ли самому Констинтину Райкину выбирать. Народный артист ответил: « У меня были ситуации куда как круче. С 11 лет знал благодаря папе Марселя Марсо – известного в то время мима. Я им заболел. В 17 лет я поступил в Щукиноское училище. Марсо приехал в Москву, и к нему выстроилась очередь мимов. Я встал в очередь, показал что-то, и его это заинтересовало. Он позвонил отцу, что предлагает уехать на два года в Париж в его студию. Это в то время то! Но Борис Евгеньевич Захава сказал: «Тогда Константин будет ещё раз к нам поступать, он же там совсем другому научится». И я остался. Была история со Спилбергом, предложение участвовать в его проекте и гонорар внушительный. Но я сказал что не могу, «У меня ёлки». (В аудитории снова общий смех). Райкин продолжил: « У каждого свой путь. Я свой выбор сделал. Я очень люблю вот эти свои повседневные обязанности. На вопрос, как же можно определить «своего студента» при конкурсе 350-400 человек на место, на что обращаете внимание. Энергоемкость. Обаяние. Личные качества. Райкин: «Актерское дарование – это особая энергия. Вот их стоит десять человек. Ещё никто ничего не сказал, но мы уже начинаем смотреть почему-то на него, или на неё. Так в последний момент взяли Артёма Осипова из Саратова. А сейчас репертуар держится на нём. Бывают ошибки, и чаще всего ошибаешься в характере. Для актёра очень важна воля. Если нет воли – не сможет работать в театре. Сергей Витальевич продолжил: «Плохо, когда идут только выплески. Нужно уметь повторять одно и то же не один десяток раз. Но и развиваться. Поэтому есть и отсев. Ну и что? Нам не годиться, а другим пригодиться. А иной раз такие ситуации наоборот сильно подхлёстывают людей, стимулируют их, учат. Олег Павлович Табаков очень жесткий. Много выгоняет. Нам всем говорит: «Работать надо только с талантливыми людьми». Хотя сам добрый, и ему такие ситуации тяжело даются. Однажды говорил, говорил с одной девушкой, потом решился: «Мы тебя отчисля-а-а-ем… Ну вот что ты наделала?» А потом заплакал. Конечно, бывают ошибки. Как выбрать? Бывает. Можем покаяться. Например я когда-то не принял Сергея Маковецкого. «Успокойся. Меня в тот год никто не принял. Я думал, что умею читать. А читал ужасно» И снова Райкин: «Педагогика – невероятные эмоции. Твои дети, а у них получается! Если ты хочешь чтобы тебя учитывали в мире – с утра до ночи занимайся своей профессией. Особенно актерской. Так как слишком много всего уже достигнуто в мировом масштабе. Сейчас такая конкуренция, а иначе твои достижения будут интересны только твоим родственникам. Чему еще учим? Служению, возможности стать лучше. Возможности приблизиться к Богу. Ведь актёр – это миссия. Я должен быть чист внутренне, когда я выхожу на сцену. Хотя бы временно, ведь рядом – мои товарищи, а в зале – зрители! Аркадий Исаакович Райкин не обладал педагогическими способностями, его подходы, его краски мало кому подходили, но он сам был ярким примером верности своей профессии. Вот чему хочется научить. Это - жертвенный путь. Страшно, когда так много непрофессиональных людей» И Райкин закончил почти что афоризмом: «Толпы непуганых прохиндеев ходят по улицам». *** Поскольку время быстротечно, и то, что должно было свершиться, уже свершилось. К сожалению, я не смогла попасть на сам спектакль 12-го ноября, поэтому процитирую журналистку Елену Маркелову: «Каждая «буква» этой восхитительной «азбуки» прозвучала звонко и незабываемо. Ребята показали настоящие мини-спектакли, в которых спрятана фирменная райкинская техника обучения актерскому мастерству. «Азбука актера» — команда высшего товарищества — служение искусству», — об этой цепочке, рождающей магию театра, наверняка будут говорить все без исключения участники фестиваля». Мои же сильные впечатления от встречи с Константином Райкиным и его коллегами невольно сформировали ту призму, через которую стали восприниматься все остальные события этой недели, в том числе и профессиональные. И это не удивительно.

Administrator: Леди и джентльмены! Сразу два наших Мастера готовы встретится с Вами лично! В рамках 34 международного фестиваля ВГИК 20 ноября в 19:00 в актовом зале пройдет мастер-класс актера, режиссера, художественного руководителя театра «Сатирикон», мастера курса на, котором создавался спекталь Трамвай «Желание», Константина Райкина Вход на мероприятие свободный. Подробнее о том, как попасть на встречу, если вы не из ВГИКа - на сайте www.vgikfestival.com www.facebook.com/profile.php?id=358688137632019



полная версия страницы