Форум » Архив форума » ЧАЙКА » Ответить

ЧАЙКА

Administrator:

Ответов - 298, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Lotta: В теме Ассоциации Is написала о том, что режиссёр, участвуя в действии, берёт на себя особую смелость. Я решила ответить уже тут. У меня такое впечатление, что ЮБ разделил с актёрами даже не успех-не успех, а смертельный риск возможного полного провала. Спектакль настолько сложный, резкий, бескомпромиссный, что его создатели просто не могли знать заранее, получилось или нет... как публика примет и всё такое. Тут работает формула (не всегда верная): "Но пораженья от победы ты сам не должен отличать"(Пастернак). На последней "Чайке" 6-го апреля на поклонах Граня Бутусова даже не вывела за руку на сцену, как обычно, а ВЫВОЛОКЛА - как он сам во время действия волок по полу актёров. Думаю, в этот момент настало уже совсем полное единение актёров с режиссёром, и они простили ему ВСЁ, что пришлось испытать во время мучительных репетиций. Кстати, на поклонах "Чайки" особенно сильно заметно, что это команда, что все друг другу родные. И как замечательно, что на сцену выходят те, кто спектакль ведёт: помрежи, гримёры, костюмеры, рабочие... И актёры им кланяются и им аплодируют - понимая, что всё это было трудно и что они им многим обязаны. Ведь просто удивительно, как чётко меняются декорации, поправляется и меняется грим, приводятся в порядок костюмы - и это в таком СЛОЖНЕЙШЕМ спектакле!

Elena: Не секрет, что Чехов не был избалован критикой. Ему самому пришлось прочитать немало статей,которые не могли вызвать ничего, кроме недоумения и обиды. Как-то, после очередного отзыва, где рецензент нелестно отозвался, кроме всего прочего, о костюмах пьесы, писатель спросил у портных, читали ли они эту статью и что они думают по этому поводу, на что один из них ответил: "Нет еще, а слыхать слыхал, рассказывали. Да что там - что он пишет! Он нам не шьет, не порет. Пусть пишет, и читать не стану". Так вот, в большинстве своем, эти статьи и для актеров, и для режиссеров, так же как и для портных "ни шьют, ни порют". Какое место в истории создания спектакля они занимают? Ровным счетом, НИКАКОГО. Они стоят вне этих вопросов. В свою очередь, в размышлениях Божены, меня очень заинтересовал ее взгляд на Костю и Нину: анализ и сравнение развития их характеров. Ведь что объединяет их прежде всего? Конечно, неразделенная любовь, боль и безысходность которой они познают в полной мере, - то есть герои одинаково несчастны. В них обоих теплится надежда на ответное чувство: Нина, до поры до времени, симпатизирующая Треплеву и Тригорин, которому, в ее лице, показалось, что "это именно то, что ему нужно". Более того, на мой взгляд, в случае с Ниной, ее личная трагедия сильнее треплевской: ко всему прочему, она пережила смерть своего ребенка. И, тем не менее, Нина выдерживает испытания, а Костя уходит из жизни. Почему? Потому что эта безнадежная и убивающая любовь - единственное, что остается у него в жизни. Безусловно, он тянулся к творчеству, пытался искать новые формы в искусстве, и в этом, конечно, он - максималист. Но в конечном счете сам понял, что дело не в разных формах,а в том, что "человек пишет, не думая ни о каких формах; пишет, потому что это свободно льется из его души". Душа же Треплева оказалась пуста. Его убеждение в том, что искусство не должно заниматься жизнью людей - его заблуждение, ошибка; в конце концов, беда. Кроме того, у него отсутствовал СМЫСЛ его творчества, его ЦЕЛЬ. Еще Дорн говорит Косте о необходимости иметь определенную цель, иначе "ваш талант погубит вас". Собственно, так все и прооисходит: Треплев расписывается в своей беспомощности, пуская себе пулю в лоб. В отличие от него, Нина всегда воспринимала творчество в тесной связи с реальной жизнью. Вначале она инфантильно мечтала о шумной славе, затем познала жизнь провинциальной актрисы. Что главное в ее мировосприятии? Она не утратила веры, как бы жестоко жизнь не обходилась с ней. Это первое. И второе: "...когда я думаю о своем призвании, то не боюсь жизни". Призвание - игра на сцене. Смотрите, какой, казалось бы, парадокс. Этот театральный молох, чудовище, о котором говорят и Бутусов, и Чехов, дает Заречной силы и поднимает выше и выше. И как все сходится в итоге: сцена коронации Нины, ее произвели в актрисы, но Костя противится этому. И кто-то еще смеет утверждать, что Бутусов не понимает Чехова! В этом контексте, выкрики режиссера о театре можно расценить как заключение: храм искусства может как уничтожить, так и вознести, - все зависит от силы личности художника, попадающего под этот молот. И, конечно, о Тригорине. Его талант - его крест, и это связывает его с Треплевым. Но, в отличие от Кости, у него, действительно, "льется" и не зависит от каких-бы то ни было форм. Его внутренний мир наполнен. В чем же тогда состоит это мучительное выедание самого себя? В собственной слабости. Ведь он, как никто другой, понимает, что способен на гораздо большее, и, тем не менее, не выдает ничего, кроме "небольшого рассказа". Так же и с Ниной. Женщины. Главная тема в жизни практически любого мужчины. Безусловно, сильная, властная Аркадина полностью подчиняет и подавляет его. В этом плане, отношение Тригорина к Нине -это отношение Паратова к Ларисе. Блестящий барин - блестящий беллетрист. Основа одна - невозможность, в силу отсутствия личных качеств, не лгать самому себе. Именно, "бесхарактерность" - о чем, с горькой усмешкой, говорит сам Костя, рассказывая историю Нины. Действительно, зачем в последнем действии, все становятся Треплевыми-Заречными? У меня есть несколько объяснений на этот счет. Одно из них уже прозвучало, и я согласна с ним: режиссер демонстрирует, до какой одержимости может дойти истый актер, вживаясь в роль и служа театру. С другой стороны, задача ансамблевой игры, особенно в чеховской постановке, - соединить отдельные роли в единую оркестровую звучность: ведь главного героя, как такового, нет. И эти комбинации в различном стиле отлично с этим справляются. И третье. Чехов никогда не ставит точку; его драма, как и жизнь, не имеет конца. Его сюжет - остановка в вечном потоке, а герои - блуждающие звезды, загорающиеся и гаснущие в соответствии с их предназначением. Это не что иное, как философия жизненного круговорота, - что мы и видим в финале.

Химик: Читая пост Илларии П. к Чайке. детали, материал на “подумать” и пр. подумала, пойду пересмотрю... И так ярко у меня эта мысль в голове мелькнула, как будто можно диск поставить и пересмотреть "Чайку", аж такое разочарование испытала, когда поняла, что это невозможно...


Божена: И на прогоне, и на спектакле останавливалась на мысли о двух моментах: начале и конце спектакля. Но потом за размышлениями об огромнейшем и интереснейшем произведении эта мысль терялась, забывалась. Но на сколько это важно и гармонично: зрители заходят в зал, а на сцене уже "происходит" что-то. Спектакль и не спектакль еще. Антон, Граня, Марьяна, Тимофей, Юрий Николаевич - они еще актеры, а не персонажи для входящих в зал, почему-то уже сидящие на открытой сцене. Хотя разумеется, они уже персонажи, и "люди театра", которые знают что-то особенное. Они уже в истории и вне ее - но уже вне реальной жизни. И дальше - слова Юрия Николаевича о том, что спектакль длинный... И ... все это создает ощущение совместного с ним и с ними, актерами на сцене, совместного творчества. Как будто волна жизни от зрителей, входящих зал, накатывается на сцену, и со словами ЮБ, с первыми репликами откатывается назад, уже став творческой, театральной волной, ласково, нежно омывающей зал. Потом это продолжается и совместной уборкой сцены, и раздаванием салфеток, чтобы вытереть лицо, и врыванием на сцену из зала ЮБ, который все 4,5 у себя за столом продолжает творчество, продолжает работу над спектаклем, записывает свои замечание - и это тоже часть спектакля. И конец - когда опять же волна, только обратная. Театральная, творческая - обращается в жизненную тем, что выходят на сцену помрежи, гримёры, костюмеры, и актеры кланяются им и аплодируют. Потрясающий конец! Насколько это здорово и необходимо!

Administrator: С сайта ticketland vanessa2002 Ходили с детьми на этот спектакль. Представление должно было длиться 4ч 10 мин. Это, на всякий случай, для тех, кто останется до конца. Ушли после 3 действия, а многие зрители ушли уже после 1 действия. Это декаданс?? я не знаю, но с классикой мало общего и все больше похоже на аллюзию. Зная много биографических фактов, я узнавала их в действии, но в общем все это видеть было тяжело, а на следующий день вспоминали как дурной сон. Наверное, будет и другое мнение. У каждого свое. Прочитаю с интересом. F_51276_081107 Спектакль замечательный, сильный, мощный, заставляющий думать и сопереживать. Да, не классическая постановка, что, однако, никоем образом не умаляет достоинств увиденного. Ю. Бутусов очень талантливый режиссер и несомненно у спектакля уже есть свой зритель к коему мы присоединяемся. ВСЕМ актерам БРАВО! Спасибо. Детям смотреть подобную интерпретацию рано.

Administrator: От зрителя театр про театр. театр в кубе. игра заполняет сцену, выплескивается из берегов, расцвечивая тусклую действительность. изобразительная палитра - широчайшая. свет, цвет, звук, ритм, пластика, интонации - все придумано и исполнено великолепно. пьеса рассматривается со всех сторон, ставится в разных техниках, выворачивается наизнанку, но в конечном счете приходишь к мысли, что иначе ее нельзя было поставить. и что все это - безразмерно-безграничное, щемящее и уморительно смешное, масштабное и интимное - льется из души режиссера. упоительно яркий/шумный/страстный/полнокровный/отчаянный/трогательный/безумный/искренний спектакль

Lotta: Иосиф Бродский Элегия М. Б. Подруга милая, кабак все тот же. Всё та же дрянь красуется на стенах, всё те же цены. Лучше ли вино? Не думаю; не лучше и не хуже. Прогресса нет. И хорошо, что нет. Пилот почтовой линии, один, как падший ангел, глушит водку. Скрипки еще по старой памяти волнуют мое воображение. В окне маячат белые, как девство, крыши, и колокол гудит. Уже темно. Зачем лгала ты? И зачем мой слух уже не отличает лжи от правды, а требует каких-то новых слов, неведомых тебе - глухих, чужих, но быть произнесенными могущих, как прежде, только голосом твоим. Какая сложнейшая духовная жизнь у Треплева - великолепная, мучительная, наполненная! Как это читает Тимофей! Практически все лучшие моменты его прежних ролей, его личные актёрские достижения были использованы в этом спектакле.

ls: "Чайка". 6 мая. Между третьей и четвертой продержалась две недели. Ну, теперь уже точно насмотрелась. Чуть ли не до последнего момента сомневалась, идти ли. А вдруг то, а вдруг сё. И как всегда, хорошо, что пошла, вокруг "Чайки" все сложилось удачно. Первое впечатление, что были зрители несколько более подготовленные, они почитали о спектакле и пришли, куда пришли. "Браво" кричали после второго действия, и после третьего, и когда перед четвертым действием режиссер вышел на сцену, ему стали кричать "браво", после чего или вследствие чего он ушел (и, как писала Lotta, на поклоны его уже пришлось вытаскивать волоком). Показалось, что смеялись чаще. В некоторых местах смеются всегда. Например, на первых словах Сорина, что ему в деревне "не того", на его же словах,что "пчелы дохнут, коровы дохнут". Смеются, когда Дорн говорит Треплеву с белым листом на лице "А что это вы такой бледный". А в этот раз, например, в первом разговоре Нины и Тригорина, перед его "Агамемноном" - они даже выждали какое-то время, потому что зрители засмеялись - но я не помню, почему засмеялись, и не замечала этого раньше. До последнего антракта ушло немного людей, вокруг себя я слышала единственную причину ухода - проблемы с транспортом. Из-за этого девушка на ряду впереди меня даже перед третьим действием уже попрощалась с друзьями и ушла - не хотела ехать последней электричкой. А в первом антракте я пошла поменять бинокль, две женщины брали одежду. Я спросила одну:"Вы уже уходите?" Она покосилась и промолчала. Тогда я уточнила:"А у вас хорошие места?" Тут она поняла:"Нет, мы погреться". (В зале было прохладно). Я перемещалась от действия к действию все ближе к сцене, хотя обычно так не делаю. Сначала села чуть ближе, чем по билету, потом на 3 ряда, потом на 1, а потом сразу на 7 и оказалась в 10 ряду. В каждом действии высматривала место впереди себя, в центре, но поближе. До четвертого действия таких было немного. А мне было уже удобство, что спектакль начался чуть позже семи, в прошлый просмотр его больше задержали. Прочитала статью о "Чайке" ("МК", Александр Минкин, "Яйца чайки"), на которую давала ссылку Филифьонка. Он глубоко подумал о пьесе и подробно разобрал ее с точки зрения возможного отражения в тексте произведений популярных тогда писателей, в первую очередь, Мопассана. После этого по-другому воспринимаю "Чайку", да и творчество Чехова. Сейчас уже дойду и до деталей, которые в первые просмотры были замечены, но до осмысления и описания не дошло. А некоторые сцены смотрела более внимательно. Тригорин и Нина - первый разговор. Поскольку он все время пьет (сначала из кружки, потом из бутылки на столе), то должен пьянеть, а не трезветь. Этим и объясняется, что он в конце-концов взобрался на стол и там упал. (Может быть, это очевидно, но раньше не обращала внимание, что он в продолжение разговора пьет, для меня это был такой набор действий: говорил - залез на стол, должно быть, от избытка чувств - и рухнул от убедительности всего сказанного, потрясенный тем, что наговорил). Пока лежал на столе, несколько протрезвел, но не настолько, чтобы потом в яростях не опрокинуть стол. С первого просмотра нравится сцена, где Тригорин и Нина быстро и нервно перемещаются по сцене ("две минуты"), в этом детективный (они заговорщики) элемент, и образ Тригорина - пальто и шляпа - то ли тайный агент, то ли шпион, то ли сыщик, Нат Пинкертон. Эти две минуты разыгрываются трижды, и боярыня Морозова она - во второй вариации. И ни один из повторов убрать нельзя, это будет совсем другой темп и ритм и другой смысл. (Как и в других темах - и сюжет для небольшого рассказа, и пары Нин-Треплевых.) В этой сцене слова Тригорина, что найдется место "и для старых, и для новых форм" уже дают отсылку к его отношениям с Ниной и Аркадиной. Тригорин, правда, часто плачет. При первом разговоре с Ниной, в "двух минутах", в образе Треплева (и раньше это видела, но связалось воедино - сейчас) . Может, и от пьянства (как заметила ранее Lotta), а первично - от слабости души. Из других персонажей особенно обратила внимание на Шамраева. То, что в перепосте от Илларии написано "возможно, он ушёл на войну и как раз в это время в жизни Полины Андреевны появился Дорн" - если и не появился , то охлаждение могло пойти именно оттуда. В этот раз я внимательно смотрела сцену с одеванием свитера на Шамраева, о ней писали, но я как-то ее смотрела раньше впроброс. Эта сцена многое объясняет. После свитера он надевает пилотку (или она ему надевает?) и уходит, а она еще сначала держится за него, не отпускает, а потом отталкивает. Я тоже подумала, что она его провожает на войну.Шамраев "поручик в отставке", а что было до отставки? Ближайшие войны - Восточная, 1853-1856, и с Турцией 1877-1878. Мы ведь не знаем, сколько ему лет. От этого зависит и когда его заместил Дорн - во время или после войны. Возможно, Шамраев пришел с войны инвалидом, тогда его искривленные позы совсем не смешны, недаром музыкальная тема во время его выходов пронзительно, торжественно печальна. От этого также может зависеть ответ на возникший вопрос - чья дочь Маша. В тексте остались намеки в виде слов Маши "Я не люблю своего отца... но к вам лежит мое сердце. Почему-то я всею душой чувствую, что вы мне близки... " В спектакле этот намек поддерживается тем, как произнес Дорн - с расстановкой:"Но что же я могу сделать, дитя... мое". Вообще, Дорн, мне показалось, в последнем спектакле выказывал Полине Андреевне больше чувств .И уже не просто отбивался от нее, а с усилием над собой, борясь со своими чувствами. И та сцена, где вбегает Нина, и он уходит дать всем валерьянки, - не помню, как было раньше, а сейчас он застегивал рукава рубашки, и убежал не от Полины Андреевны, а как бы в смущении от внезапного появления Нины. Еще персонаж, о котором не писала, безмолвный Яков. Про него могу сказать, что своим присутствием не нарушает гармонии. Внешне он отчасти напоминает мне некоторые черты обоих актеров, фамилии чьих героев начинаются на букву Т, короче, вполне симпатичный. Я почитала о Караваевой. Впервые узнала о ней из программки. Рассказ трогает до слез. Но все-таки это только часть истории. Валентина Караваева И после трагедии жизнь ее в чем-то была более интересной и разнообразной, чем у многих людей, с которыми ничего плохого не случалось. И, получается, после аварии (1943) - "В 1944 г. режиссёр Театра им. Моссовета Юрий Завадский решил поставить чеховскую "Чайку". На роль Нины Заречной он пригласил Валентину Караваеву. Её выступление в этом спектакле стало событием в московской театральной жизни. Вся Москва ломилась на "Чайку" с Караваевой. Спектакль Театра им. Моссовета словно реабилитировал знаменитую чеховскую пьесу, когда-то потерпевшую оглушительный провал. Говоря об этой постановке, Юрий Александрович отмечал, что успех её во многом обязан "молодой, необычайно одарённой актрисе Валентине Караваевой, в игре которой есть нечто, предвосхищавшее рождение второй Комиссаржевской". Но сыграла свою "Чайку" она всего лишь несколько раз." Она очень сильный человек и - максималист. В программке, видимо, ее сравнивают с Заречной, а я бы сравнила ее с Треплевым. "Все или ничего". А Заречную сравнила бы с Раневской. Так же Раневская из состоятельной семьи, родные ее были против увлечения театром, также она осталась одна (когда семья уплыла из Крыма на собственном пароходе). И, как пишет Д. Щеглов в книге "Хроники времен Фаины Раневской", до 1924 года в Крыму она "Падая от голода в обмороки, играла перед чубатыми, гогочущими буденновцами и комиссарами-кокаинистами, выдавашими жалованье мукой и картошкой. Играла и водевили, и Чехова, и Шекспира, и Островского, и Ибсена, и Толстого. Спектакли часто ставились за неделю, за две, и каждая репетиция превращалась в генеральную ". (И - вагон третьего класса, уездный Елец, мужики, купцы). Четвертое действие до сего просмотра воспринималось наиболее бессвязно, как набор сцен, хотя и захватывающих. А в этот раз пробрало, диалог Треплева (настоящего) с Ниной, после него утром в голове зароились разнообразные римейки, вариации и продолжения пьесы (есть же оперетта, я по радио слышала арию, но в ней не было чеховского текста). Все говорилось так просто, как могло бы быть произнесено не в дворянской усадьбе, а на какой-нибудь современной городской кухне. Сцена с подарками. Я как будто по-другому ее увидела, как будто раньше кораблик дарился не на переднем плане (трое представителей искусства), а где-то в глубине. А он еще и приплыл по волнам зрительских-читательских симпатий. И в этой сцене впервые восприняла пару Суханов-Трибунцев как тандем. Отсюда сразу (то есть назавтра) пошли ассоциации с нетеатральными профессиональными тандемами, которые наблюдала в жизни или о которых читала (в профессиях, которые, как правило, индивидуальны). Во время спектакля я от действия к действию кочевала по рядам, самые интересные соседи попались в третьем действии. Пожилые женщины из двух компаний. В антракте одна говорила:" Интересно... мне нравится." Во время сцены, когда Треплев окунает Аркадину головой в ванну, другая из другой компании сказала "Кошмар" (это, действительно, шокирующая сцена), но "запендя" позже ее рассмешила, а в антракте она уточняла, какое же это действие и сама посмеялась над тем, что запуталась. А одна из первой компании проявила интерес к сцене Треплев-Аркадина под душем, когда Аркадина Нифонтова. Она через двух человек потянулась за биноклем и внимательно посмотрела всю сцену. А потом уже пользовалась биноклем только мгновения. В районе этой сцены звуковое оформление - девушка что-то произносит на английском и звучит песня на английском, если узнать , что там за слова, то сцена стала бы более понятна. И бонус-трек на обратном пути - в вагоне метро прошли два парня, исполняя "Summertime" на золотистом саксофоне и вишневой гитаре. Напомнили, как Треплев идет с ружьем и красным магнитофоном. А потом парочка - парень с ярко-синим "ирокезом" и девушка с волосами цвета треплевских волос, местами прокрашенных синим и розовым, в бело-розовой курточке, расцветкой напоминавшей треплевскую рубашку, когда он рассказал Нине о подстреленной им чайке. Administrator/Lotta: Ну про то, что Тригорин много плачет, потому что много пьёт, это я пошутила - специально для Ксении Лариной , хотя такое объяснение лежит на поверхности. А вот трезвеет он, видимо, во время своего монолога: потому что говорит о наболевшем. Тандем Суханов-Трибунцев - да, здесь это впервые (диалоги Глостера и Кента более отчуждённые).

Administrator: Павел Руднев. ЖЖ С извинениями Видел два событийных спектакля в Москве - прежде всего, близкую к шедевру, откровенную и свободную "Чайку" Юрия Бутусова в "Сатириконе", способную утолить самое устойчивое кислородное голодание по театру, и крайней интересный спектакль "Шум" в Театре.doc Екатерины Бондаренко и Талгата Баталова - работу в русле идей "Убийцы" Михаила Егорова. Сейчас с юбилеем ЦИМа управлюсь (очень много работы), и отпишу про все интересное, что видел в полусезонии здесь и по России, а то что-то ничего не отражается у меня в блоге из-за занятости.

Administrator: Timeout Чайка В «Сатириконе» вышел спектакль о том, что театр — мучительная зараза на всю жизнь. На программке сатириконовской «Чайки» по пьесе Чехова есть посвящение Валентине Караваевой — актрисе, которая стала после роли Машеньки в одноименном фильме Юлия Райзмана 1943 года самым молодым лауреатом Сталинской премии. А в следующем году она попала в аварию, изуродовавшую ее лицо. Но до конца жизни она играла где могла, дублировала Бетт Дэвис, Марлен Дитрих, Грету Гарбо, Настасью Кински, Ингрид Бергман. В последние годы (до 1998-го) — у себя дома в Вышнем Волочке перед любительской кинокамерой бесконечно играла Нину Заречную. Эти пленки в документальном фильме «Я — Чайка» использовал Георгий Параджанов. В спектакле режиссера Юрия Бутусова с таким же безнадежным самозабвением играют все. Шутя или навзрыд, пошло или тонко — как пойдет. Остановиться только не может Искушение непреодолимо, если вышла неказистой дурехой на нарисованную сцену, начала лепетать путаные слова про львов, орлов и мировую душу… и вдруг тебя накрыло мощной волной вдохновенного восторга. Агриппина Стеклова с дурацким венком на рыжей копне волос отхватывает монолог Нины Заречной с такой мощью, что кажется, будто эта «мировая душа» сожрала на завтрак «все жизни, все жизни, все жизни» и не подавилась. Тщедушного Треплева (Тимофей Трибун-цев) с его ранимой лирикой этот смерч закруживает как былинку безвозвратно. И понеслось… Здесь жизнь превращают в игру, чтобы игру превратить в жизнь. Театр оказывается тем самым «колдовским озером», которое, как омут, затягивает всех, путая роли, костюмы, стили. Бродского с Адамо и румынскими цыганами. Кто окажется в следующей сцене Заречной, кто Тригориным — предсказать невозможно. Реальная боль мешается с бес-помощным кривля-нием. Отрубаются фальшивые ноги, стреляют из всех орудий, лают собаками, «поют» чужими голосами. Спектакль Бутусова избыточен и неопрятен. Четыре часа как по кочкам. Режиссер сам то и дело выскакивает на сцену, чтобы градус подогреть и признаться, что все здесь — и про него тоже. И среди этого истошного ералаша как током пробивают моменты совершенной беззащитности человеческой перед игрой и перед жизнью. Смотреть «Чайку» в «Сатириконе» трудно, но очень интересно. Елена Груева

lenа: Чайка 6.05 Не могу никак сформулировать для себя что же происходит на этом спектакле. Думала, что после прогона все уляжется и на премьеру пойду уже подготовленная, не будет слез и нервов. Но не тут-то было. Каждый раз этот "наркотик" проникает в каждую клетку организма. Потом тебя накрывает эйфория. Потом становится хорошо. Потом отпускает, а потом жуткая ломка в ожидании следующего раза. Со мной такое, честно признаюсь, впервые. Я не искушенный театральный зритель. Моя "деятельность" с переменным успехом длится несколько лет. Было что-то дорогое сердцу, что-то любимое, но так, что бы каждый раз, находясь в томящем ожидании, считать дни до нового спектакля.... Такого не было никогда. Зал мне понравился в этот раз. Как-то почувствовалось, что большинство там не заядлые театралы, а люди, реагирующие чисто и эмоционально на происходящее. Потому и были каждый раз на выходящего на сцену в антракте Бутусова апплодисменты и крики "браво". Мне показалось, что его это не смущало, он как-то по-доброму скромно улыбался, давая понять, что рано еще. Будет еще 2 действия Сзади во 2 ряду сидел "коментатор", думала повешусь. Но и он замолк минут через 15 после начала. Спектакль очень изменился с 16 апреля. Сколько их было (3-4?), а такое ощущение, что пол года прошло. Совсем все другое. Очень понравилось решение вывести Дениса на его монологе (о таланте) на самый край сцены. Когда он возле стола рассказывал это Нине - половине зала было как-то не видно и не очень слышно, потому что именно в этот момент голос его был сдавлен и он практически шептал. Идея выхода и решение войти в опасно близкий контакт со зрителем - это гениально! Казалось, что дальше идти уже было некуда (дальше сидели уже зрители и недоумвали каждый раз, как он делал шаг впере, еще ближе и еще ближе, наконец перешагнул канаты, и сцена закончилась. Половина его ног была на сцене, а половина уже нет. Казалось, одно неверное движение и все, упадет) - и вот стоит он такой красивый, гордый, вальяжный покачиваясь на краю этой пропасти, как бы бравируя, мол ничего мне в этой жизни уже не страшно, а лицо в слезах, такая сильная боль была на нем, обида, жестокая несправедливость на все в этой "прекрасной жизни знаменитого писателя". Энергетика Дениса настолько сильна! Со мной рядом сидели мужчина с женщиной, они просто вдавились в кресла, а когда он отошел - выдохнули и мужчина сказал: "это было сильно!". После такого пронзительного монолога зал замер в оцепенении, не было слышно ни шороха. И когда Тригорин сказал, повернувшись в зал: "спасибо"- все выдохнули и громко заапплодировали, было это так сильно и громко, меня как волной обдало этими апплодисментами. Очень жаль, что танец (а именно 4 раза подряд фуэте, которые были блестяще сделаны на прогоне)сейчас сделан проще, хотя он остался не менее экспрессивным, но тогда была просто магия! Еще мне показалось немного изменили сцену (вернее настрой в сцене) "если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь". На прогоне Денис повернулся (до этого долго стоя спиной не двигаясь) и со слезами и болью произносил несколько раз подряд эту фразу, как-будто не мог поверить тому посланию Нины, оно будто бы перевернуло его жизнь, было очень сильно и сцена была наполнена трагизмом (мне так показалось). Сейчас же он поворачивается и с детской непосредственной улыбкой произносит их, как окрыленный новым увлечением, прыгает по сцене и качается на качельках, а Аркадина пытается его утихомирить, как малое дитя. Может это и правильно, что именно в таком русле теперь эта сцена идет. Слишком уж глубоко и сильно переживал Тригорин на прогоне (может режиссеру показалось, что он таким обраом вызовет симпатию у зритела, а должен по идее антипатию). В общем трагизм мне был больше по душе. Хотя и веселые "прыг-скоки" - Треплев больше не смотрит в зал в сцене, когда ему привозят подарки и он остается с подушкой и конфетой, наблюдая за зрителями в 1-м ряду. Его взгляд был настолько гипнотизирующим, больно было смотреть, люди отводили глаза. Теперь он лежал, уткнувшись лицом в подушку и тихо плакал. Но слез его не увидели ни мать, ни остальные. Мне кажется, что стоит посмотреть обязательно разок хотя бы с близких рядов. Действительно в спектакле стоько маленьких, но очень ярких штучек, которые не увидев, и не поймешь почему Тригорин вдруг упал на стол и т.д. А падает он по-настоящему! Так каскадеры даже падать бояться, можно спину и локти повредить. Но тут даже не игра - это самая настоящая жизнь. Потому-то так больно смотреть на все это искусство, потому что показано оно кишками наружу. Люди просто не готовы к такому шоку. Но в этом-то и вся прелесть. Человек идет себе, думая "сейчас посмотрю очередную постановку", а из постановочного там почти ничего. Жизнь, настоящая! Присутствовал в этот раз и Максим Аверин среди зрителей - но ажиотажа не вызвал, как обычно это бывает. Все были видимо сильно погружены и по-полной загружены происходящим на сцене, что просто не хватило сил восхититься другим артистом Сатирикона. Поэтому никто особо к нему не лез, все было прилично Рядом с моей мамой сидела девушка, девочка даже, им чайку задали прочитать и вот она решила, что пьеса скучна до нельзя и пришла посмотреть. Вы бы видели ее глаза в самом начале и в конце спектакля. В начале она сидела и думала "боже, куда я попала", а в конце, стояла вся зареванная и громко кричала браво всем артистам и режиссеру. Вот именно за такое чудо спасибо всем, кто это делал! Для тех, кто был на этом спектакле - театр теперь не пустой звук. Многие, очень многие в зале плакали и даже рыдали. Не многим сейчас в наше время удается пробиться прямо в душу! БРАВО!

Administrator: Пост "послепрогонный", но, если не ошибаюсь, мы его как-то пропустили... Просьба: если он уже есть в глубине темы - напишите мне в ЛС, уберу. От зрителя "Чайка", реж. Ю. Бутусов, "Сатирикон" Давно я не говорила, что такого ещё не видела:) Спектакль идет более 4 часов с 3 антрактами. Мне кажется, Бутусов превзошел сам себя: такое впечатление, что у него период влюбленности, настолько фееричный, страстный, сочный, красивый, яростный, отчаянный спектакль у него получился. Смысл жизни для людей, населяющих вымышленный мир чеховской "Чайки" - Театр, который больше жизни, больше любви, который замещает всё, принося боль, одиночество, уничтожая и калеча души. Люди, отдающие себя на службу театральному чудовищу, часто бывают несчастны, может быть, даже слишком часто и не заслуженно, но, вероятно, они знают что-то, чего не знает никто..." Юрий Бутусов Для любителей символов Бутусова: кресты на месте:) Писать что-то внятное трудно: эмоциями фонтанировали артисты и сам Бутусов, эмоции ключом били изнутри. Если бы меня попросили охарактеризовать бутусовскую "Чайку" одним словом, я бы выбрала слово "вариации". Это музыкальный термин, а все спектакли Бутусова музыкальны и по форме, и по содержанию. ВАРИАЦИИ - один из приемов композиторской техники, а также жанр инструментальной музыки. В вариациях основная музыкальная идея подвергается разработке и изменениям. Произведения данного жанра часто называются "тема с вариациями" или "вариации на тему". <...> Средства варьирования темы разнообразны, среди них - мелодическое варьирование, гармоническое варьирование, ритмическое варьирование, изменения темпа, изменения тональности или ладового наклонения, варьирование фактуры Разнообразные варьирования и составляют суть нового спектакля Юрия Бутусова. Он словно пробует на вкус разные куски текста, представляя его и так, и эдак, в исполнении сначала одних артистов, затем других, то в мажорной тональности, то в минорной, то яростной комической скороговоркой, то фразами, разбитыми трагическими паузами. И герои, и текст так различны, что не успеваешь перестраиваться - тебе не дают скучать, твои мысли и чувства разворачивают постоянно на 180 градусов. Хрестоматийный текст Чехова становится очень живым и страстным, наполненным современными понятными настоящими чувствами. Бутусовская "Чайка" посвящена актрисе Валентине Караваевой. Из программки: Валентина Ивановна Караваева (1921-1998) - русская актриса, звезда популярнейшего в середине прошлого века фмиьма "Машенька" (реж. Райзман), актерская судьба которой оборвалась очень рано. После тяжелой автомобильной аварии она лишилась возможности сниматься в кино, не было удач и в театре. Потеряв всё, она не потеряла себя и до конца своих дней осталавась Актрисой. В полной нищете и забвении, в своей маленькой квартирке перед любительской камерой она играла Нину Заречную. Так она и умрела... Рядом лежала сделанная ею чайка, птица из проволоки, бумаги и перьев... Я хорошо помню тв-передачу про эту актрису и те самые кадры, сделанные дома камерой: плохого качества в скудно освещенной комнате они завораживали каким-то странным ужасом верности профессии, надеждой на роли, каким-то фанатизмом жить и служить театру - это была самая настоящая "чайка"... Несмотря на практически черно-белое аскетичное оформление - была и бумага, и перья, вместо проволоки веревки, канаты, - спектакль получился очень ярким и выразительным, потому что изобразительным приемом стала страсть - необузданная, практически животная, хлещущая струями воды, истекающая слюнями, рыдающая слезами, текущая энергией в зал, бьющая фонтаном влечения как шампанским из растревоженной бутылки. Перед началом вышел сам Бутусов, предупредил, что будет 4 действия: час, 50 минут, 40 минут и час. Во втором действии стало понятно, почему он так разделил текст пьесы: каждое действие имеет свой характер. Первые два напоминали эстрадный концерт, этому впечатлению способствовала небольшая круглая сцена слева с четырьмя микрофонами на ней. Хотелось пуститься в пляс вместе с Артемом Осиповым, который исполнил хореографический джазовый этюд. Но постепенно действие от праздничного, создающего эйфорию, перешло в трагическое - Бутусов показал несчастье каждого героя пьесы. Финал, когда Тимофей Трибунцев пытается лететь в трех канатных петлях, так невыразимо прекрасен, что встает комок в горле. Хочется говорить, рассказывать об этом спектакле долго, потому что Бутусов создал какое-то многомерное многослойное голографическое полотно: вариации во всех трех направлениях, пространствах. Он двигается не только не плоско, а объемно, но и с такой скоростью, что трудно поспеть за его мыслью. А сколько там чувства!!! Ведь он сам периодически вылетает - ВЫЛЕТАЕТ!! - на сцену, говорит монолог Треплева, танцует, беснуется, совершает немыслимые кульбиты, рисует - в заляпанных краской джинсах, как мальчишка, и то, что он делает, так похоже на какую-то хулиганскую игру, которая питается любовью - любовью в разных её проявлениях, духовной и телесной, мечтающей и изнемогающей, одновременно это и игра на музыкальных инструментах. Соединение разного в одно, вплоть до плетения кос из волос двух актрис, играющих одну и ту же роль, соединение несоединимого, проба на вкус, цвет, прикосновение, звук - все чувства, как камушки, просматриваются на свет в поиске волшебной дырочки куриного бога, чтобы в радость, в удивление, в открытие необыкновенного в обычном. Поразительный спектакль!! Бесконечные восторги актерам, занятым в этом спектакле. Юная Полина Райкина играет молодящуюся постбальзаковского возраста Аркадину, лишь в некоторых сценах её подменяет Лика Нифонтова - именно она показывает зрелую женскую страсть, тоску по неизбытому, непрожитому, незаконченному. Треплева играют Тимофей Трибунцев, Антон Кузнецов, Денис Суханов и Артем Осипов. Нину Заречную играют Агриппина Стеклова, Марьяна Спивак и Лика Нифонтова. Машу - Марьяна Спивак и Марина Дровосекова. Артем Осипов играет Дорна. Денис Суханов - Тригорина. Чехарда из людей: героев и актеров. Поди уследи, кто в кого в какой момент превращается. Представили себе?:) Не соскучишься:))) Восхитили абсолютно все - фейерверк!! Про зрелых мастеров, к которым уже отношу и Артема Осипова, от которого по-женски просто млею:), говорить не буду: мастерство не пропьешь:) Поразила Полина Райкина: прежде её не видела в спектаклях, только в читке пьесы, а тут смотрела и восхищалась. Похожая одновременно и на папу Константина, и на маму Елену Бутенко, которая заботливо ходит смотреть на работы дочери, в том числе и на читку в ЦИМ, она настолько раскована, уверена в себе, так легко играет возрастную роль, так искрится в этой роли - просто потрясающе!! Генетический талант, развитый хорошим образованием - человек абсолютно на своем месте, купается в любви родительской и собственной любви к искусству. Отдельно хочу сказать о Марьяне Спивак. Увидела её впервые ещё студенткой ШС МХАТ (курс Золотовицкого-Земцова, выпуск 2006 года). Высокая, статная, завораживающе красивая девочка. Что-то в ней есть и от бабушки по маме Жанны Прохоренко, и от отца, Тимофея Спивака - вся её семья связана с кино. Она играла почти во всех спектаклях курса, затем была принята в труппу "Сатирикона", играет в МХТ в спектакле "С любимыми не расставайтесь", в нескольких спектаклях родного театра. В ней всегда была какая-то царственная осанка, то, что принято называть породой - слово грубоватое, но когда смотришь на изгибы её спины, на длинные тонкие пальцы рук, на точеный профиль, то вспоминаешь именно о том, что дает природа и что развить в себе невозможно. При этом девочка очень хорошо воспитана: она очень семейная, теплая, уютная, вежливая, у неё щедрая душа. Я всегда буду с благодарностью вспоминать её великодушное отношение ко мне в её студенчестве, когда я скептически отозвалась об одной её дипломной работе: другая бы обиделась, я по сыну вижу, как сложно юному творческому человеку слышать критику, а Марьяна отнеслась не только с пониманием, но и поразила меня теплым душевным отношением впоследствии. Это редкое человеческое качество - великодушие. За 5 лет, что я её знаю, не раз убеждалась в том, что она так относится к людям в принципе. Спасибо её родителям не только за внешнюю красоту, но и за красоту внутреннюю, что гораздо более ценно. С годами именно внутренняя красота делает человека привлекательным и внешне. Новая роль показала Марьяну совсем иной, нежели я знала её прежде по другим ролям. Юрий Бутусов словно сорвал с неё какие-то сдерживающие путы: такой страстности, свободы, яростного летящего отчаяния я в Марьяне ещё не видела, хотя роли у неё очень разные. Любовалась ею, не могла глаз отвести - как я радуюсь, что на её пути - жизненном и профессиональном - встретился такой режиссер, как Бутусов. Он смог увидеть тот потенциал чувств, который был открыт не каждому, словно убедил юную актрису довериться самой себе и зрителю. Она пылала на сцене в каждой роли, меняя краски, как огонь меняет цвет в зависимости от температуры. За Марьяну я теперь спокойна:)) Её прорвало:))) Верю, что её талант будет востребован. Спектакль вызвал восторг!! Пусть и не у всех: в зале было много женщин сильно пенсионного возраста - у некоторых было недоумение. Страстность режиссера, очевидно, смущала выросших в ханжеское советское время "без секса" женщин. А я только сейчас, найдя статью про Бутусова, с удивлением узнала, что ему в этом году исполняется 50 лет. Невозможно поверить!!! Я бы ему дала лет 35:))) Столько энергии, драйва, ликования исходит от этого человека, что можно только восхищаться жизнелюбием и радостью, исходящим от этого человека! Короче:)) Спектакль надо обязательно смотреть!!!:))) UPD. Ночью мысль улетела: там много иронии по отношению к классическому театру.

Administrator: Следующий пост известен, но он коротенький и славный такой: Послевкусие от "Чайки" в "Сатириконе", или привет от Юрия Бутусова Дорогие мои:)) Вчера я получила такой мощный заряд от спектакля, энергии от актеров и лично от Бутусова, который неиствовствовал на сцене, что не могу не поделится с вами:)) Я ВАС ЛЮБЛЮ:)))) СЛУШАЙТЕ СВОЕ СЕРДЦЕ, ЛЮБИТЕ БЕЗ ОГЛЯДКИ, БЕРЕГИТЕ СЕБЯ И ЛЮБИМЫХ И ЖИВИТЕ, ЖИВИТЕ С РАДОСТЬЮ!!:) *********** В комментах много личного... пощу только один фрагментик: ...Может, просто довериться тому, что происзодит внутри, и просто пережить с благодарностью к тому, что это есть. Думаю сейчас: вот исполнись мое позавчерашнее желание уйти, и фиг бы я сейчас так радовалась:)) Потому что спектр эмоций настолько широкий: я впитывала не только спектакль, но и каждого из актеров, замечала каждую деталь их переживаний, вклада в общее дело, отдачи себя... Это такой насыщенный вечер был!! Я его ПРОЖИЛА НА ПОЛНУЮ КАТУШКУ!!! Открыто, радостно, потому что люди там ЖИЛИ!! ИГРАЛИ!! Причем играли в какую-то ИГРУ, Это был и театр в театре, и жизнь в театре, и просто жизнь, и настояшее, и искусство - настолько все переплетно! Мне понравилась одна говорящая деталь: сидят две пркрасные, талантливые, красивые, при этом очень РАЗНЫЕ актрисы, плетут косички из своих волос, а потом плетут косичку из волос друг друга, переплетая свои волосы в нечто целое, как сиамские близнецы, и потом легко выскальзывают из этой общей косицы. И это так ... мудро... как мы сплетаемся с другими людьми на время, потом распускаем связь и освобождаемся друг от друга...

Administrator: От зрителя Вчера была на спектакле. После первого акта колебалась между нравится -не нравится. Потом спектакль захватил. Смотрела с удовольствием. А. Стеклова просто блеск! Потрясающая актриса! Мне она раньше была знакома только по ролям в кино, и я не была ее поклонницей. Но, посмотрев ее роли в нескольких спектаклях "Сатирикона", я очень впечатлилась ее талантом. Особенно понравилась сцена между Ниной и Тригориным с повторами "чёт-нечет". Денис Суханов - актер с большой буквы. Классно сыграл уставшего от жизни, попивающего писателя, который вроде бы мимоходом соблазнил Нину, но, сам того не желая, полюбил. Но из-за слабоволия и бесхарактерности всё разрушил. В спектакле много всяких находок и "примочек", ну, Ю. Бутусов это любит. Всем рекомендую посмотреть, если есть возможность.

NIK: Придя на Чайку третий или четвёртый раз (сбился уже со счёта) вдруг осознал, что это комедия. Все предыдущие разы не видел в спектакле и намёка на комедию и всё дивился афише, гласившей: "А.П.Чехов. Чайка. Комедия." Наверно далеко сидел.... Вблизи же всё оказалось куда веселее, хотя и с некой горечью. Особенно чётко получилось рассмотреть три сцены Треплев + Заречная, каждая из которых вызывала во мне какой то истерический смех, сдерживаемый только серьёзностью окружающих. А окружающие напоминали мне меня на первом просмотре и от этого становилось ещё веселее. Бывшая "комедия" стала настоящей комедией. (только не вздумайте под словом комедия понимать комедию made in USA). Хочу вот ещё что сказать. После прочтения оригинала в душе не осталось ничегошеньки. Совершенно никто не запомнился и не запал в душу. На спектакле же напротив. Запомнились абсолютно все и каждый оставил внутри кусочек себя. И так после каждого просмотра. Вопрос только что или кто именно запал. Игра? Персонажи? Общая картина? Пока что для себя делаю вывод, что хожу на Чайку не из-за интереса к персонажам (как, например, в Тополях), а из-за актёров, режиссёра и атмосферы. Чайка заряжает, даёт энергию, бодрит. И не беда, что на работу вставать в 6 утра. Просыпаюсь с мыслью о спектакле, не успеваю открыть глаза, а в голове уже всплывают самые яркие моменты (хотя весь спектакль - это один сплошной ярчайший моментище!). И появляются силы и взгляд на грядущий день уже не такой обыденный. Каждое утро начинать бы так!! Но, увы, "батарейка" разряжается и требует новой подзарядки. Не представляю, как летом буду жить. И ещё. 6 Мая Чайка была потрясная. Спасибо всем.

ls: Lotta пишет Ну про то, что Тригорин много плачет, потому что много пьёт, это я пошутила - специально для Ксении Лариной Я понимаю, что в том контексте это была шутка , а в целом, какая доля шутки в этой шутке? По спектаклю молодой, крепкий физически мужчина (которым плакать вообще как бы не положено) и вообще довольно уравновешенный человек (например, в сцене с домашним спектаклем - зритель, как все, не пытается какими-то выходками перетянуть внимание на себя) постоянно пускает слезу. Каких-то потрясений, вроде военных действий, или катаклизмов, или тяжелых утрат в его жизни вроде бы не было. Художественная натура, но не до такой степени, чтобы не увлекаться обычными занятиями вроде рыбалки (и требующими терпения и долгой неподвижности). Не ведет чисто богемный образ жизни - от вдохновения к вдохновению, а все время работает, обдумывает, вносит заметки в блокнот. Никакой природной нервности характера. Другое дело, что такая слезливость при такой крепости организма более вероятно проявилась бы годам к 60 и при гораздо большей степени пристрастия к гораздо более крепким напиткам. Но в искусстве можно и утрировать и немного заглянуть в будущее.

Administrator: Частный корреспондент Артур Гранд Как разбудить «Чайку» «Чайка» в «Сатириконе»: акт свободы. Абсурд, рок-н-ролл и хоррор в четырёх актах Играть потому, что не можешь не играть, писать потому, что не можешь не писать, искать, нести свой крест, требовать для себя «гибели всерьёз». Подход, конечно, радикальный, но столь характерный для нашей страны, в которой слова «искусство» и «служение» — почти синонимы. Представьте себе огромное пустое полотно, на котором надо нарисовать какой-нибудь известный сюжет (исторический, например). Только с одним условием: рисовать так, как если бы это не требовало раздумий, — без претензий на внешнее сходство и узнаваемость исторических персонажей или интерьер, в который они погружены. Представьте себе поэта из бретоновского окружения, под заголовком «Её волосы» сталкивающего друг с другом слова: пепельница, харизма, руль, набожность и груди Тиресия. Представьте… или сходите посмотреть «Чайку» в «Сатириконе», спектакль абсолютной свободы, вслед за Треплевым утверждающий, что «дело не в старых и не в новых формах, а в том, что человек пишет, не думая ни о каких формах, пишет, потому что это свободно льётся из его души». Юрий Бутусов вернулся в «Сатирикон», где он когда-то превратил шекспировские постановки в визитную карточку театра. Вернулся с чеховской «Чайкой» — пьесой, казалось бы, уже настолько сценически затёртой, что вопрос о том, как её ставить, стал почти риторическим. Вернулся, чтобы снять этот вопрос: в постановке звучит только чеховский текст, но он полностью лишён архаики, главные сюжетные линии сохранены, но наполнены они совершенно новыми смыслами, это и комедия (как написано у Чехова), и трагедия (как написано у Чехова), и сюрреалистичный трагифарс, временами — почти хоррор, а временами — настоящий рок-н-ролл. Вообще в этом спектакле фантазии и придумок (по всем режиссёрским координатам) так много, что рецензия могла бы выглядеть просто списком, их перечисляющим. С чего начать? Как начать? Начать, но с чего? Начать… а как? Пожалуй, именно с этого приёма — повтора. Режиссёр дублирует некоторые мизансцены по нескольку раз, пересоздавая каждый из вариантов в новой театральной краске, с новыми эмоциями и подтекстами. Бутусов в определённый момент обрывает повествование на сцене, образуя в спектакле жанрово-стилистическую точку бифуркации (представляю, как после этого оборота над моей головой начали сгущаться тучи) — эту сцену можно сыграть так, а можно этак, а можно вообще довести её до абсурда («потому что это свободно льётся из его души»). Особенно впечатляющей выглядит мизансцена(ы), когда Тригорин (Денис Суханов) беседует с Заречной (Агриппина Стеклова) о своём творчестве. С каждой новой версией происходит эмоциональное усиление, нагнетание, и почти жалостливый монолог писателя превращается в фантасмагорию, картину ужасов, в которой фантазии-демоны Тригорина окружают уже ничего не понимающую Нину. Эта нелинейность постановки противостоит любой из форм, куда можно уложить произведение искусства, как готовый продукт в упаковку. Никаких привычных связей а-ля пролог — завязка — кульминация. Кульминация может произойти в любой момент (и происходит), а знаменитые реплики (вроде сообщения Дорна о том, что Треплев застрелился), обычно запускаемые в зал с целью заставить его в сотый раз оцепенеть от ужаса, произносятся почти механически, без нажима, они не предвещают никаких эмоций, но констатируют их. Гертруда Стайн признавалась, что она не пишет, а рисует свои книги. «Чайка» Бутусова — это полотно, лихо отрисованное художником Александром Шишкиным, недавним лауреатом «Золотой маски». Темпоритм постановки как неровное биение пульса: мизансцены-повторы, создающие динамику, чередуются со статичными сценами-картинами, слайды замирают в фотографии, обращённой к символичности, знаковости. В финале спектакля, когда привязанный канатами Треплев (Тимофей Трибунцев) подвисает над сценой в образе чайки, проявляется один из важных смыслов спектакля: подстреленная Треплевым чайка — он сам. Он сам — охотник (до новых форм) и жертва (от новых и старых). И сразу же обретает смысл большой деревянный крест, одиноко стоящий на сцене всю постановку (от одного визуального образа-смысла к другому). Распростёртый Треплев-чайка (крест: вид сверху) как метафора служению искусству, жертвенности искусства. В программке к спектаклю написано, что спектакль посвящён Валентине Караваевой, русской актрисе с чрезвычайно трагичной судьбой (умирала она дома в полной нищете, играя перед любительской камерой Нину Заречную). Играть потому, что не можешь не играть, писать потому, что не можешь не писать, искать, нести свой крест, требовать для себя «гибели всерьёз». Подход, конечно, радикальный, но столь характерный для нашей страны, в которой слова «искусство» и «служение» — почти синонимы. Бутусов поразил зрителей и тем, как он распределил роли, точнее перераспределил Аркадину (Полина Райкина), Треплева, Заречную и Машу (Марьяна Спивак) под конец спектакля играют другие исполнители. Они меняют друг друга (иногда в новом образе, иногда — повторяя предыдущий), создавая двойников или мистических допельгангеров. Приём, утверждающий ярмарочность, маскарадность и нашей жизни, и актёрской профессии. Мы смотрим на человека и стараемся угадать его маску, смотрим на актёра, видим маску и стараемся угадать за ней человека. Но двойники у Бутусова не дополняют друг друга, не вступают друг с другом в конфликт, они суть разные маски одного и того же — человека, актёра. По-разному обживая один и тот же сюжет, маски приходят на смену другим маскам, — всё как в человеческой комедии или театре абсурда. Практически все актёры в спектакле — это и комики, и трагики, и участники лёгкого варьете. Нина Заречная в экспрессивном исполнении Стекловой проходит путь от мечтательной провинциалки до подлинной жертвы — задавленной обстоятельствами женщины. Её огненно-рыжие волосы можно смело включить в графу «Действующие лица и исполнители». Треплев-Трибунцев, читающий «Элегию» Бродского («Подруга милая, кабак всё тот же»), похож на молодого интеллигента — ранимого, наивного, мятущегося. Дорн-Осипов выглядит совсем не циником, а безутешным романтиком, то и дело очаровывающим публику либо залихватским танцем либо мелодраматичной песней. В глубине души он художник, и все его порывы — воспоминания о том, кем бы он мог быть. Полина Райкина в роли Аркадиной чопорна, надменна и комична, она играет известную актрису с гротеском (как бы подсмеиваясь над ней), доходящим до апогея в пасторальном втором акте. И наконец, сам Бутусов, периодически выскакивающий на сцену и отплясывающий рокерскую джигу. Почему? «Потому что это свободно льётся из его души». Во время спектакля на сцене появляются работники театра, они уносят бутафорию, расчищают пространство — в общем, занимаются техническим процессом. Возникает ощущение, что спектакль рождается в режиме реального времени. Театр — это живой организм, и режиссёр заставляет этот организм двигаться, агонизировать, умирать и перерождаться каждый раз в новой форме. Бутусов поставил «Чайку» так, как мог бы её поставить Костя Треплев. Указывая на старые коллизии в пьесе и предъявляя новые, смешивая жанры, воздействуя на зрителя мощным музыкальным оформлением (пожалуй, даже чересчур мощным) и аскетичными визуальными сценами-картинами. И ставя спектакль прежде всего о театре, об искусстве вообще, о творческом процессе, таком мучительном, наполненном драйвом, эмоциями, об этом глубоко интимном акте, вырывающемся наружу в самых причудливых вариациях. Некоторые критики, описывая бутусовскую «Чайку», отмечали, что в ней всего чересчур. Чересчур много фантазии, музыки — этакий театральный аттракцион, рассыпающийся на отдельные блистательные номера. С одной стороны, хочется пожелать спектаклю некоторой аскетичности, дабы заключить это сюрреалистичное полотно в красивую рамку. Но с другой, сама форма постановки — нелинейная, как будто бы хаотичная, рождающаяся здесь и сейчас — требует этого «чересчур». Это как проза Треплева, которая балансирует между гениальностью и графоманией, она удивляет своей очевидной свежестью, являясь тем, чему ещё не дали названия.

NIK: я таки увидел красные глаза. И они смотрели на меня два действия.... А Тригорин рассказывает о своей жизни не Нине, а нам - зрителям и поклонникам. (записки из метро)

Lotta: Восприятие этого спектакля очень зависит от того, где сидишь. Nik оказался аккурат по центру 4-го ряда - и узрел красные глаза Дьявола (внутренним, должно быть, зрением). И Тригорин с монологом вышел прямо на него. Я смотрела 2 действие с середины 7-го ряда, и впечатление было такое, что Тригорин идёт в зал - чуть ли не по креслам (и по зрителям) - как по воде. Прошу прощения у Филифьонки за неуместные ассоциации.

Ирината: Чайка. 12.05.2011 Вчера, как мне кажется, спектакль был сыгран гораздо спокойнее, чем на первой премьере. Тогда у меня было впечатление, что я схватилась влажными руками за оголенный высоковольтный провод: выжить-то выжила…но в себя пришла уже немного другим человеком. Вчера же вроде тоже потряхивало мощно… но уже без изменений в организме. Просто – хороший спектакль. ОЧЕНЬ хороший. Один из лучших, что я видела в жизни… Писать о «Чайке подробно» и даже вкратце разбирать спектакль я по-прежнему не готова. Для меня он – как новая книга, которую уже знают и любят мои глаза; и даже содержание прочитано – пока что бегло, по диагонали… но капельками моих слез уже омочена пара страниц (буду ли я плакать над ними при повторе – еще вопрос), да пара мест «вчитана», впущена внутрь… укладывается там, обдумывается. Справедливости ради надо сказать, что многие откладывают эту книгу непрочитанной – слишком толстая: и времени не хватает, и душевных сил… кто-то закрывает ее на первых страницах… кто-то – уже прочел и всё-всё-всё «понял»… а для кого-то не важно содержание – были бы красивые картинки, и достаточно. Не осуждаю и постараюсь (но не обещаю) не докучать нравоучением по поводу «Чайки». Похоже, для каждого из нас найдется на этих страницах своё, важное… и мы наверняка изломаем множество копий, доказывая единственную правильность собственной трактовки. Потом мы, возможно, придем к конценсусу… чтобы через мгновенье снова сойтись в схватке рукопашной. Впрочем, это наше, зрительское дело… «Проявляются» какие-то мелочи – будут ли они важны или глаз зацепился за них случайно – не знаю. Вот, скажем: «представление» Шамраева в 1 действии, когда после слов о том, как много лет назад играла Аркадина, он достает ярко-розовый меховой клочок… Это же – маленький памятный сувенир, ничего не стоящий ни для кого, кроме «нашего управляющего». Ну, а кто, как ни я, вчера сказала, что надо бы «прогулять» на «Чайку» макбеттовское кольцо – «пусть тоже посмотрит». Прогуляю. Увидите его – это даже не бижутерия, это дешевый театральный реквизит… а для меня – цены вещичке нет… Или – наиярчайшие фрукты и цветы, что украшают стол во 2 действии. Тряпки и пластмасса – ничего истинного, настоящего… а среди них – люди. Или не люди, а представляющие куклы, манекены, которых вывезли на тележке…а они, ожив на время, показали нам лучшее в мире шоу? Не случайно же Тригорин, говоря важные для себя слова, от стола уходит вперед, к залу, к публике… а потом и вовсе оголяет стол: вон! вон всё ненастоящее, долой нагромождение искусственного… Что еще, чтобы вкратце и без особого философствования?... Определяются ЛЮБИМЫЕ сцены. Это – все выходы Бутусова. Что бы он ни делал – это дикий всплеск энергетики, страсти, искренности… безумия и гениальности. (Вчера, точно зная, что вот сейчас – прорвав бумагу, он выкатится на «саван» сцены и выкрикнет монолог – а мне не важно, какие слова он кричит… важно, что он их КРИЧИТ – я испугала соседку по ряду, вскрикнув от ожидаемой неожиданности энергетического удара)… Или – сцена с танцующей девушкой и Тригорин с Заречной, что сидят рядом, и ему больше всего на свете хочется… и при этом безумно страшно взглянуть на нее…и потом – «забытая» трость, и быстрые-быстрые слова, прерванные уходом на полуслове… Это – Маша, выпивающая с Ниной под разговоры «о нашем, о женском»… Рок-н-ролл Дорна… То, как голосом «сильным, но противным» поёт Сорин… Дискотека на пепелище… Игра в лото: куда уж там – скучная!... когда над сценой просто вихри страсти веют… Повторы – все! И – финал с попыткой Треплева взлететь… его тихой нелепой смертью… и смущенным сообщением о ней Дорна… Дескать, извините нас, граждане-зрители… шоу, конечно, должно продолжаться… но у нас несчастье: Константин Гаврилович застрелился… Так что – уведите уж куда-нибудь Ирину Николаевну… Вот так вот забавно и «закольцовывается» действие – начинаясь с извинения Бутусова за длительность того, что залу предстоит увидеть… и заканчиваясь извинением в том, что артисты – тоже люди… и настоящая, неотрепетированная смерть настигает их иногда среди реквизита и бутафории…



полная версия страницы