Форум » Архив форума » ЧАЙКА » Ответить

ЧАЙКА

Administrator:

Ответов - 298, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

lenа: Чайка 3.06 В Сатирикон в основном идут люди думающие, но иногда заходят и дураки... Такое изречение худрука К.А. Райкина пришлось кстати как раз на прошлой Чайке. Такое большое количество "случайно зашедших"я не наблюдала давно. Артистам было явно трудновато переломить этот общий настрой зала. Но может и не надо было этого делать.... не дали мне некоторые моменты и люди в зале глубоко погрузиться в сию пучину... Очень чувствовался эмоциональный настрой артистов! Это было одновременно прекрасно и страшно... Музыкальный фон (не песни и композиции групп и исполнителей, а именно фон), сделанный Латенасом плтряс меня именно в этот раз больше всего. За игрой артистов не дали понаблюдать, так хоть музыку расслушала. Это ведь тоже отдельный живой организм. Когда Нина и Тригорин прощаются (чет-нечет) в последний раз, этот "организм" как бы потихоньку умирает. Там всего одна единственная нота на фортепиано звучит сначала громко, потом все тише и медленнее, как будто сердце останавливается и чуть слышится последний вздох и выдох... Очень эмоционально играл Денис! На нерве! Жаль, что хамское поведение человека с телефоном немного сбило шикарную сцену мелькнувшего сюжета, но к такому надо быть тоже готовым. Бутусов пытается каждый раз создать единое целое, избавиться от границы со зрителем, но вот иногда сами же зрители своим неуважением строят высоченные баррикады, которые он все же, не отчаиваясь, перепрыгивает! На этой Чайке мне надолго запомнятся ребята, сидевшие за мной (человек 8-10 англичан). Сначала не очень поняли что к чему, но после проведенной воспитательной работы в антракте по разъяснению того, кто кого играет - они просто вгрызались в каждую сцену, не понимая по-русски ничего! Вот это я понимаю - не случайно пришедший зритель. Перед походом в театр прочитали Чайку по 2-3 раза, они, скорее ожидали классику (накрахмаленные белые рубашечки и фраки, кудрявые завитки и пышные платья), но то, что они увидели - превзошло все их ожидания... Одна девушка к финалу так сильно расплакалась, что ее почти весь ряд успокаивал, она ни слова не понимала, но была открыта всей душой и получила такой мощный хук слева, что не справилась и разрыдалась... Раньше мне было не понятно - зачем иностранцы, не говорящие по-русски ходят в драматический театр... Но потом поняла, что ведь язык разный, а эмоции люди по всему миру испытывают одни и те же. Нужно просто найти этот ключ, который бы подходил. Бутусов, по-моему его нашел. Но теперь я даже одному своему клиенту- французу билет заказала (он оценит - просто уверена!) СПАСИБО!!!

gala_spb: Не могу пока разбирать "Чайку" на части, пока спектакль воспринимается как единое целое. Но любимчика своего Дениса Суханова без отзыва оставить не могу. Пожалуй, для двоих актеров этот спектакль станет прорывом в новое качество – для Трибунцева и Суханова. Это – первая для меня роль Дениса, где основное впечатление создается не пластической выразительностью, а внутренним переживанием, выраженном (прежде всего) в слове, и в чувстве, которое из под этого слова прорывается. Известная, и для меня всегда предельно важная сцена и монолог Тригорина во втором акте, монолог о сущности искусства, о том, как пожирает оно своего жреца, выхолащивая его душу, его способности к творчеству. Как это было сделано!! Просто не передать. Настроение легкого флирта, с которым Тригорин входит в сцену, и вдруг его как будто срывает в эту пропасть (а он даже делает видимое движение, чтобы выбраться). А потом – просто физически видишь, как изнутри рвутся эти слова, пережитые и выстраданные, и как никто и никогда их не понимает. Он выходит на авансцену (которая еще и вынесена в зал), и от муки в его глазах невозможно отвернуться. А Нина не слышит и не может этой муки понять (слишком далека она от этого), и как привычно гаснет мучительный сжигающий огонь, как ищутся уже привычные для других слова. И какое неожиданно злое стремление на деле показать Нине муку и безысходность творчества. Начинается серия повторов эпизода «Сюжет мелькнул», где Тригорин не меняясь, снова и снова, по кругу, все убыстряя и переводя уже в абсурд (невольно вспомнила в этот момент «Годо»), с силой и злостью протаскивает ничего не понимающую Нину по одному и тому же замкнутому кругу. Она уже ничего не понимает (да и как понять), ее раздирает ужас бессмысленности и дурной бесконечности происходящего, а Тригорин, не давая ей вздохнуть, снова и снова твердит «Сюжет мелькнул», и Нинино мещанское удовольствие от лицезрения «творческого» процесса сменяется ужасом от того, что она опять слышит эти слова, и значит, начнется новый круг. Четыре любовные пары держат конструкцию спектакля, и пара Тригорин и Нина, м.б., самая светлая из них (в какой-то момент), потому что есть здесь первый момент любви, есть эта легкость, когда Тригорин опускается на колени перед ней, впервые почувствовав любовь. Но дорого придется заплатить ему за то, что момент этот он не удержал. Последняя сцена, сцена избывания любви в дуэте Тригорина-Треплева и Нины самая мучительная. И мука ее в том, что на поверхности она фарсовая, вызывающая какой-то утробный смех. Толчком для решения стала фраза Нины «Он не верил в театр», и вот в последний момент он видит ее в облике пошлой, плоской актрисы, базарной халды с намазанным лицом и плоским резким голосом (а Граня, бедная, должна все это показать :)). Слова любви и воспоминаний не способны пробиться за эту внешность. И одновременно понимаешь – это неправда, это он хочет, чтобы так было, чтобы можно было оправдать себя, свое отступничество от любви. И до боли сжимается сердце – как может извратиться любовь.

Lotta: gala_spb , большое спасибо за отзыв! Я знаю, что Вы специально приезжали из Питера на этот спектакль и расстраивалась, что он был не из лучших. Теперь отлегло. Очень рада, что Вы так оценили сцену Тригорин-Нина (то есть Треплев-Нина) в 4-м действии, я её не до конца понимаю, так что в следующий раз буду смотреть по-новому.


Administrator: Administrator/Lotta: Хотя автор нижеследующего поста была абсолютно не готова воспринимать "новые формы" и потому поняла мало, это скорее забавно, чем неприятно. Как свидетельство того, что "Чайка" находит отклик даже в сердцах неискушённых театралов... хоть те "о том не знают". от зрителя Чайка - Чеховская классика в «убойной» режиссуре Юрия Бутусова. Сходила я тут в Сатирикон на "Чайку" http://www.vashdosug.ru/review/2903/. Шла неизвестно на что, т..к. классику я не очень люблю. Спектаклю почти 5 часов с тремя перерывами - уже не для стойких. Впечатления разнообразные.... Акт первый - я на таком не сижу, хотя актеры наверныка что то розовое в сердечках и звездочках употребляют... Почти заснула, т.к.ничегошеньки не понимала Акт второй - так они еще и куряяяттт. ... мироосязание зашкаливало, крыша поехала... Акт третий - надо начинать курить тоже что и актеры... Взбодрилась в перекуре на улице, т.к. вечером похолодало Акт четвертый - ну наконец то я поняла о чем спектакль!!! А если так абстрактно посмотреть на спектаклю, т.е. со стороны космоса)) - актерская игра -блеск! что то новое и необычное, но очень долго и для психики тяжело воспринимается. Ну в общем на любителя. Но честно - не очень советую, я там чуть сума не сошла. 6 июля пойду в Сатирикон на "Синее чудовище"))) Посмотрим что еще нам готовит великое исскуство Administrator/Ирината: Ну, почему только "неискушенные театралы"? Вот от театрала"искушенного" - постоянного зрителя театра... Комментом к приведенному выше тексту. ...Да уж...У меня подруга к середине третьего акта начала ныть,говорить что она хочет спать и т.д...А когда,в четвёртом действии,третий раз повторялась сцена возвращения Нины,то моя подруга начала повторять все слова,до того момента,как их скажет герой Вобщем,как говорили вокруг сидящие люди,в том числе и моя подруга,спектакль-вынос мозга! В третьем акте я тоже по-немногу начала сходить с ума,но потом вроде ничего,вернулась,и дальше сидела как огурЭц

Мирра: ДО бутусовской ЧАЙКИ я..... Кажется, вся жизнь распалась на ДО и ПОСЛЕ ЧАЙКИ - вот таким водоразделом, такой межой и должен быть, мне кажется, НАСТОЯЩИЙ театр, НАСТОЯЩИЙ спектакль. У меня такого в жизни было чуть-чуть, но БЫЛО! Итак, до ЧАЙКИ я не воспринимала Чехова. Не понимала, что там, о чем. То есть "нет, не то" - понимала, о чем, что - но исключительно гипотетически, умственно. Никогда не могла почувствовать, понять по-человечески чеховских героев. Бутусов показал, раскрыл, объяснил мне и ЧАЙКУ, и Чехова. Полюбив спектакль, я полюбила и пьесу, и автора, и постепенно стала вникать в контекст, в этот чеховский мир. Оказалось, что вникать в него - не перевникать. Чехов, как любой гений в искусстве, вкладывает в продукт своего творчества такие глубины, такие бездны, тартарары буквально человеческой души, что подойти к Чехову можно ровно настолько, насколько можешь соответствовать. Там, в каждом слове, в каждом знаке препинания - вся наша жизнь, все что можно и что нельзя видеть глазом. Осознанно или нет, но в этой пьесе масса как раз таки НЕОСОЗНАННОГО, непознанного, неведомого. Глубинные, первопричинные связи. Законы человеческого существования. Темные, иррацональные "тайники наших сердец". Так вот, "о чем я?". Я о том, что просто читая текст, пытаясь снять верхний слой - невозможно вникнуть в суть. Только прожить. И Бутусов выпотрошил, вывернул нам эту изнанку "Чайки", вытащил наружу эти глубины. Эти связи внешнего, телесного, "видимого глазом" и невидимого, неосознанного. Как мы живем? Что влияет на линии, нити, пути нашей жизни? Почему мы не можем быть счастливыми, быть такими, какими хотим быть? Что это за сила, которую мы называем "рок", "судьба"? ...........???????????? Миллионы, миллиарды вопросов. Может быть, удастся разобраться, что-то решить - в спектакле, в пьесе, в мире, в себе. Это ли не смысл? ЧАЙКА. Это не единственно возможная версия "Чайки" Чехова, это вариант. Но вариант в кои-то веки достойный, сопоставимый по масштабу глубины и таланта. Так мне кажется

Administrator: ЗДЕСЬ Подробный (и интересный) рассказ о "Чайке" Богомолова в Табакерке на САЙТЕ ОБ ИСКУССТВЕ "ОКОЛО". (фрагмент) И вот в этом сезоне одна за другой, с разницей в полтора месяца, вышли наконец две «Чайки», которые по сути перевернули всю историю этой пьесы по меньшей мере на московской сцене, открыли в ней не просто следующую страницу, но принципиально новый этап. Их поставили режиссёры, страстные до безумия, не знающие никаких ограничений, компромиссов, запретов – Юрий Бутусов и Константин Богомолов. Пятичасовой, четырёхактный спектакль Бутусова в Сатириконе, с неистовой силой признающийся в любви к театру и придающий ему характер священнодействия, а актёрскую игру понимающий как жертвоприношение, настолько заполнен и перенасыщен метафорами, символами, значениями, цитатами, что говорить о нём очень трудно даже после 5 просмотров. Спектакль Богомолова, созданный в театре Табакова, но идущий на основной сцене МХТ (и один из самых жёстко авангардных, когда бы то ни было на ней игравшихся) сложен не менее, однако в нём есть какие-то опоры, благодаря которым можно попытаться выявить главное. Administrator/Lotta: Как выяснилось из слов Иринаты, автор рецензии - молодой человек, который несколько "Чаек" подряд мешал мне смотреть спектакль своей бурной реакцией на происходящее (по случаю оказывались недалеко друг от друга). Ну что ж - лучше такая реакция, чем застарелое равнодушие части критиков.

Мирра: Когда-то давно, еще в школе, я читала "Чайку". Отложилось в голове тогда у меня очень мало, но что ЗАБАВНО: я потом несколько лет пребывала в твердой уверенности, что стреляется в конце именно Нина Заречная. Думаю, так вышло не из-за моей глупости (или не только из-за нее ), а, может быть, просто так у меня сложилось, что-то такое почувствовалось. Только через несколько лет я перечитала пьесу и с удивлением узнала, что застрелился-то, оказывает, Константин Гаврилыч. А сейчас я думаю: почему нет? Мне кажется, финал "Чайки", вся последняя сцена от "Я так много говорил о новых формах..." и до "Люди, львы, орлы..." - все неумолимо идет, катится к выстрелу. И качаются туда-сюда чаши весов, каждое слово тут - камень то на одну чашу, то на другую. Так уж вышло, что чаша Кости Треплева осказалась тяжелее - оттого ли, что Нина знает куда идти, а он все еще мечется "в хаосе грез и образов". Или оттого, что у Нины еще есть любящая душа, есть тот, кто боготворит ее, она нужна ему, Косте. Сам же Треплев одинок настолько, что выносить это уже нет более сил. Нина влюблена в театр, в Тригорина, неважно даже, во что и в кого - не в него, не в него, вот и все. "Да что тут понимать..." Кто я? Правильно ли я живу? Нужен ли я хоть кому-нибудь на этом свете? Мука, постоянный крест одиночества, неопределенности, сомнений взорвется наконец выстрелом. ОН застрелится. Но кто теперь скажет ЕЙ: "я зову вас, целую землю, по которой вы ходили"?

Lotta: И снова о Чайке... Пост gala_spb заставил нас задуматься об отношениях - о любовном многоугольнике, определяющем сюжет спектакля. Признаюсь, на прогоне повторы 4-го действия, их необходимость не показались мне убедительными, некоторый червячок сомнения присутствует и сейчас. Смутил "акунинский след". Хотя разнообразных цитат в Чайке много, показалось, что этот приём слишком поверхностный. Удивило нарушение логики, по которой вроде бы Тригорину-Треплеву составить пару должна была Аркадина-Нина... Но поскольку победителей не судят и ЮБ в этом спектакле я верю безоговорочно, решила, что это не его, а моя проблема, которую можно оставить на потом. Должно быть, это ПОТОМ наступило. На мой взгляд, НОВЫЕ ФОРМЫ Треплева - это не способ создания произведения искусства, а другое отношение к искусству и любви, предполагающее бескомпромиссность и полную внутреннюю свободу. Этим он и противостоит "рутинёрам" - Аркадиной и Тригорину, а к финалу оказывается, что сам не может этой свободе соответствовать... Абсолютно уверена в том, что творческий кризис Треплева не имел необратимого характера, но в том-то и дело, что крест, который несут на себе настоящие творцы, настолько тяжёл, что, когда к нему добавляется ещё и личная драма, он кажется непосильным. На момент финала Костя всё проиграл, всё потерял. Несчастная любовь Нины к Тригорину, как и её несчастная любовь к театру, придаёт смысл её жизни. Можно только догадываться, через какие внутренние страдания она прошла, прежде чем решила для себя, что свой КРЕСТ будет нести, несмотря ни на что. Ведь наверняка и у неё были мысли о самоубийстве. Но - выдержала. Возможно, дело в женской способности выживать в таких обстоятельствах, когда мужчины ломаются... Но скорее всего, дело - в любви. Треплев и Нина несчастны, да, но их личные трагедии разного рода. Каждая любовь несчастна по своей сути, ей всегда сопутствует трагедия. Даже идеальный вариант абсолютной разделённости и полноты отношений всегда окрашен страхом неизбежной разлуки. Идеальные же варианты практически не встречаются: в жизни полное, точнее, кажущееся таковым соединение любящих продолжается недолго, а потом любовь переходит в другое качество... или угасает. Я это к тому, что строго говоря любовь Нины к Тригорину несчастна не более, чем всякая другая "счастливая" любовь. Дело в том, что она БЫЛА У НИХ ОБОИХ. gala_spb очень точно заметила, что моменты, связанные с отношениями Нины и Тригорина, самые светлые в спектакле, так как это моменты разделённой, а значит, настоящей любви. Именно ПРОЖИТОЕ даёт нам силы жить дальше. Эмоциональный опыт поддерживает в тяжёлые минуты, и он же питает творчество. По сравнению с Треплевым и Тригориным, Нине - повезло (если можно так выразиться). Любовь Треплева была односторонней, это НЕ ТО... Любовь Тригорина омрачена, подточена воспоминаниями о совершённом предательстве, чувством вины перед Ниной, отсюда его НЕ ПОМНЮ... А Нина пережила, выдержала самые важные и страшные испытания в жизни, потому может нести свой крест и дальше. Если исходить из этой логики, то Аркадиной в ПОВТОРАХ 4-го акта делать решительно нечего. Потому как включаясь в сюжетный любовный многоугольник на правах чуть ли не самого важного угла, к теме собственно ЛЮБВИ она отношения не имеет. О ней, о её мрачном присутствии в жизни героев напоминают лишь последние слова Треплева, вызывающие у зрителей нервный смех - настолько прихотливо и абсурдно то, что происходит в нашем сознании и подсознании.

gala_spb: "к теме собственно ЛЮБВИ она (Аркадина) отношения не имеет". Вот, это точно. Я тоже обратила внимание, что единственный человек, который выведен из поля любви, это Аркадина. Интересно, почему Бутусов так это решил. Чеховские пьесы потому так часто ставят в театрах, что они неисчерпаемы (как жизнь), и повернуть каждую можно совершенно по разному. "Чайка", которая шла у нас в МДТ, очень зависила от любви именно Аркадиной к Тригорину, и от его ответной жалости к ней, жалости, настолько сильной, что она побеждала его интерес к Нине.

Lotta: Аркадина даже молчит (и как бы отсутствует) во время всеобщего дачного пения: "Седина белеет на висках..." Чехов оказался неисчерпаем, а ЮБ, выбирая, любовь или искусство, на первое место - для творца - ставит искусство. Успешная (в отличие от Нины) актриса Аркадина (успешно же забывшая, как мыла в корыте детей побитой прачки и как любила сына) действительно потеряла душу, принеся в жертву театральному чудовищу все живые чувства. Сегодня (то есть вчера - 8-го июня) она наконец-то сделала то, чего я от неё ждала со времени первых спектаклей - гадючье змеиное движение, с гадючьим же шипением - в момент, когда Шамраев отказывается от должности. Уже одно только раздвоение Аркадиной, её многоликость, перенесённая в жизнь, свидетельствует о том, что о любви тут и речи нет. АКТРИСА побеждает в ней и возлюбленную, и мать. Ещё из нововведений вчерашнего дня. Треплев и Нина в любовной сцене 1-го действия (когда про ВЯЗ) вдруг уставились на зрителей со словами "нет никого", а свет в это время дали в зал. И вообще интерактив прогрессирует. Шамраев, раздавая белые цветущие ветви, пару веток отдал зрителям 1-го ряда, окончательно смазывая границу между зрителями-на-сцене и в зале. Подобные выходки в итоге спровоцировали одну из зрительниц (Вишенка, ай-ай-ай!), и она в 4-м действии, когда Костя, просмотрев журнал с неразрезанной повестью, в отчаяньи рухнул на подарки, не удержалась и погладила его по голове. То-то он глаза выпучил! Первый ряд - опасная зона, слабонервным просьба садиться подальше! Изумительный был спектакль! СПАСИБО - ВСЕМ!

Innamorata: "Чайка" 15 мая. Нужно, об этом нужно писать, иначе все может забыться или перекрыться новыми впечатлениями от этого потрясающего спектакля. Хотя кого я обманываю, наверное, каждая мысль мелькнувшая в наших головах во время просмотра "Чайки" будет долго там крутиться, то трансформироваться, а то просто останавливаться, давая собой полюбоваться. В моём кошельке и на моей "доске воспоминаний" красуются конфетти, которые летали снежным вихрем по сцене во время арии Дорна: 5 невесомых, почти прозрачных бумажных квадратиков меньше сантиметра. Но сколько же в них силы! Сколько впитали они слез, радостей, какую бурю страстей пережили. Как небольшое чудо, как маленький глоток воздуха, они будут напоминать мне о том, что когда-то я сидела в первом ряду и была свидетелем невообразимого. В этот раз, второй, я разглядела-таки Трибунцева, его Треплева, смогла почувствовать его обреченность жить в вечной тени и, пытаясь взлететь - вырваться к солнцу, умирать. А как он читал Бродского... Несколькими днями позже, я услышала стихотворение Бродского "Одиночество". Вот, отрывок: "...Да. лучше поклоняться данности С убогими ее мерилами, Которые потом, По крайности, Послужат для тебя перилами, (хотя и не особо чистыми ), Удерживающими в равновесии Твои хромающие истины На этой выщербленной лестнице." Хромающие истины – новые формы. Это верно, но не для Константина. Он не может так, либо быть первым: счастливым, правдивым, свободным, либо не быть вообще. Возможно, покорившись данности: матери и влиянию Тригорина, воспользовавшись его связям, Треплев добился бы большего, но он остался честен перед собой и предан любви к Нине. Если при первом просмотре "Чайки" я улыбалась всем метаморфозам творившимся с Шамраевым, то в этот раз мне было не до смеха. Как играл Антон Кузнецов, для него каждый спектакль, как последний, как последний в жизни. Его босоногий марш в глубине сцены - что-то прекрасное, этими шагами он топчет. Топчет неуважение дочери, измены жены, все то, с чем он обязан жить и мириться изо дня в день. Еще не известно, кому тяжелее приходится: Несчастной, нелюбимой Полине Андреевне или отвергнутому, но не отпущенному Шамраеву. Что у него остается в таком случае? Только работа управляющего, да редкие воспоминания о посещении театров. А когда он вопрошает о ярмарочном актере: "Где ты, Паша?". Он с отчаянием цепляется, с надеждой, может быть, что хоть кто-то отнесётся к нему лучше, чем собственное семейство и добрые хозяева. Вот на этом "Где ты, Паша?!" меня как молнией ударило, настолько это отчаянно и горько. И где-то там блестит Надежда. Браво, Антон! Что же касается еще одного моего потрясения, оно настигло меня в сцене "Перед отъездом дайте мне две минуты". Я прислушалась КАК Тригорин говорит своё "Да"... это же "Нет". Когда мы соглашаемся мы "затягиваем" своё "Да" или же говорим его отрывисто, четко, а "Да" тригоринское... оно короче выстрела. А выстрел по сути это что-то, что в долю секунды прекращает жизнь. В этом "Да" я не вижу согласия, точнее, не слышу. Соглашаясь жить с Аркадиной, Тригорин тоже сказал "Да" когда-то, но всё его бытиё протестует этому, значит, это тоже было "Нет". Становясь писателем, он также сказал себе "Да", но после его монолога, мы понимаем что он сознательно обрек себя на муки, а ведь он опять говорил себе "Нет" через это мучительное "Да". Тригорин очень противоречив, трудно его расколоть, да и ему самому, наверное, трудно себя понять. Но, однозначно, это мой любимый персонаж. Браввиссимо Денису за этот потрясающий образ! В глубину моей души проникла их молчаливая сцена с Ниной. Настолько было тяжело и одновременно интересно смотреть на них, сидящих, как раз напротив меня. Что у Нины в голове в этот момент? А что у Тригорина? Сколько боли у них впереди... В тишине ты размышляешь над этим, глядя на них, на влюбленных, а как только начинают звучать первые аккорды музыки, слезы сами катятся из глаз. Тяжело объяснить это едва уловимое ощущение тонкой, в итоге рвущейся нити. После спектакля я долгое время ходила, что называется, "в себе". Многие заметили, что "Чайка" действует на меня очень сильно и не всегда положительно. Но от чудес не отказываются.

matilda: Очень красивый и многогранный спектакль! Настолько, что после первого просмотра сложно сказать что-то, кроме как "здорово!" Нравится, что слоев много. Поначалу кажется, что к концу спектакля крыша подсъедет) Но потом думаешь - а и ладно, зато съедет красиво)) В красивом антураже) Неожиданно, что режиссер тоже участвует в спектакле)) И такой... живчик)

Administrator: от зрителя Administrator/Lotta: кислый какой-то отзыв продвинутого, судя по всему, зрителя, который увидел лишь один слой спектакля. Чайка. Сатирикон. Бутусов. Посетил вчера спектакль Юрия Бутусова "Чайка". Это его новая работа, премьера. Правда, основная мысль, message не новы. Перед нами в очередной раз предстает наш лживый мир в микроскопическом приближении. Невольно напрашивается сравнение с бутусовским же Гамлетом, но здесь мы наблюдаем тотальность лжи через наблюдение арт-богемы, а не датского дворянства. Конечно же это мнимая и "арт", и "богема". Рефреном повторяется мысль о наигранности межличностных отношений, вообще, о проклятии пространства действия, пространства, погруженного в стихию тотальнешей и тончайшей лжи. Ложь явлена не в виде плохих поступков хороших людей, но пронизывает каждое их действие, каждый шаг, каждый вздох и движение. Персонажи перескакивают с одной лживой манеры в другую, изощряясь в интонациях лжи. Меняются и исполнители: разные артисты, это напоминает смену состава в хоккее, на разный манер раз за разом демонстрируют одну и ту же мизансцену, показывая все вариации её лживого воплощения. Текст ( а значит и ложь) обезличен и не привязан к конкретным героям - герои лгут и за себя, и за других. И, конечно, как и в Гамлете, присутствует герой, который пытается "жить не по лжи", отстаивая свою точку зрения, которая видится ему единственно правдивой и значит здоровой. В данном случае это Треплев, конечно. Но чем больше он пытается жить " по правде", тем больше он вязнет в непонимании окружающих, в их равнодушии, с каждым волевым усилием он глубже и глубже проваливается в это болото, рассыпаясь и растворяясь в лживом пространстве. Технически это выражено в том, что и Треплева в опр. момент начинают играть три разных артиста. В итоге ему остается, как пел Летов, "два выхода для честных ребят - схватить автомат и убивать всех подряд или покончить с собой". Опять напрашивается вывод: зло не есть сиюминутная слабость, оно пронизывает каждого до мозга костей, т.е. виновны все и абсолютно. Страсти, ошибки и заблуждения это ещё не проблемы, не причины трагедии, это только следствия тотальной и всеобщей порочности и лживости. К сожалению, Бутусов явно повторяется и повторяется с неким даже упоением и наслаждением. Во-первых, надо предлагать решение, выход из проблемной ситуации, это обязанность художника-обличителя, а во-вторых, надо уже наконец высказывать какие-то новые мысли, воплощать новые идеи.

Irisha_s: Не знаю, в какой области зритель продвинут, но видимо и так можно увидеть спектакль. "Изощряясь в интонациях лжи" - очень круто сформулировано:) Administrator/Lotta: продвинут он, видимо, как раз в плане "изощрения в интонациях".

Lotta: Неожиданно выяснилось, в чём "продвинут" автор последнего отзыва - в теологии. А вот тут он мне в ЖЖ комментов накидал, где объясняет, что "Чайку" я люблю за "шумное хулиганство" и прочий "цирк", и хоть смысл в ней есть, но я его в упор не вижу. Вот оно как, оказывается! Однако зацепило его сильно!

Irisha_s: Вчерашний спектакль был так трагичен. Возможно я его так ощутила. С каждым новым спектаклем персонажи становятся все ближе и боль за них все сильнее. Когда Дорн вышел на финальную фразу, почти улыбаясь, и сцену они с Медведенко расчищали с каким-то веселым азартом, то показалось на миг, что слова будут другими... Да, через несколько дней будет новый спектакль, и все Треплевы снова выйдут на сцену любить, страдать, искать себя. Но почему так больно именно сейчас, почему так страшно именно за сегодняшнего Константина Гаврилыча?

Филифьонка: "Чайка" 9 июня, в антракте (Хабенский, Трухин и К).

Божена: Я второй спектакль подряд не хочу выплескивать впечатления. Потому что "Чайка" становится необходимостью (а возможности смотреть раз за разом спектаклей пять, увы, пока нет!). И есть огромнейшее желание залюбоваться каждой сценой и каждым персонажем. И начать писать и "перецеловывать" мыслями и словами эти шедевры, эти драгоценности. Думаю, сейчас у меня получится кратенько. Спектакль 8 июня был уже совсем грустным для меня, был откровением. Он обретает глубину. В обеих историях (так я, по крайней мере, для себя отметила), и в Чеховской, и в Бутусовской о театре... И эти истории так гармонично переплетаются, образуя единое тело "Чайки". В феллиневских "Восьми с половиной" ... Там тоже переплетение реальности и потока сознания, воображения главного героя, режиссера. Он снимает очки - и это условный знак, что вот оно; началась игра воображения. В "Чайке" этой помощи зрителям не предоставляется. Расчет на работу зрительской мысли. Очень интересны эти моменты. Вот сцена выхода персонажей по очереди к микрофонам, которая потом переходит в зов Кости... Вот все вместе танцуют... Вот куклы-актеры, сваленные в телегу и оживающие, выбирающиеся из нее. Как куклы из куколького театра Карабаса-Барабаса (почему я не могу отделаться от воспоминания этой сказки?). Вот персонажи-актеры в четвертом акте проходят последний раз все вместе перед зрителями... Девочки, скажите... Сцена во втором акте. Разговор Треплева и Нины. Он берет со стола нож и срезает у нее с головы волос... Нож ему кидают в каждом спектакле? Этого не было на прогоне, и на спектакле в конце апреля ножа не оказалось - и Тим его искал. Теперь его (когда я была) каждый раз бросают. Это всегда? закрепленная деталь? Я ходила на спектакль с подругой. Она журналистка. Мы в свое время учились одновременно. Что-то вместе придумывали. Сцена Дениса, все слова Тригорина о творчестве... Так все из души, так больно... Есть, чему болеть. Нам обеим. И всю сцену мы за руки держались, потому что дрожь била. Но на грусть вдруг наложилось счастье от воспоминаний тех. Это было самое счастливое время, потому что творческое. Хотя... голова кругом шла, потому что все эти слова были больными. Именно это все время думается и переживается.... Только вот совершенно необходимо к этому вернуться. Без этого можно побыть. И даже попытаться не сойти с ума... Вдруг получится! Но если не вернуться, то лучше умереть. Только бы был шанс! быть там, в творчестве, там , этим жить. А иначе будут слезы. Музы, Девушки которая танцует. И невыносимая боль. Да... действительно кратенько я, видать, не умею!



полная версия страницы