Форум » Архив форума » КОРОЛЬ ЛИР. Часть 4. » Ответить

КОРОЛЬ ЛИР. Часть 4.

Administrator: Король Лир. Материалы на сайте Материалы на форуме: КОРОЛЬ ЛИР. Часть 1 КОРОЛЬ ЛИР. Часть 2. КОРОЛЬ ЛИР. Часть 3.

Ответов - 302, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Lotta: "Король Лир", 8 декабря Себялюбие Лира и Глостера разного корня. Кажущийся добродушным и детолюбивым Лир звереет на глазах от малейшего неповиновения. Внешне высокомерный и циничный Глостер, тем не менее, сочувствует Корделии, боится за Кента, а потом готов жертвовать собой ради короля. И проклятия у них разные. Встретив в бурю "нищего", Глостер вспоминает скитающегося где-то сына (хотя считает его врагом). Теперь в сцене с лошадью этот момент усилен. А когда Эдгар проводит вдоль сцены теряющего силы отца, он не только поддерживает его, но и повторяет его движения - они идут ВМЕСТЕ. И конечно, посмертная судьба у этих двух отцов - разная. Мирра в разговоре сделала очень интересное замечание, но почему-то не оформила его письменно Она сказала, что Глостер, всё выстрадав и умирая, искупает все свои грехи. В связи с этим у актёра Суханова сильнейший катарсис (если так можно выразиться), потому на поклоны он выходит, как будто обновлённый, чудесный и трогательный. Лира же к финалу одолевает чувство непоправимой вины и страшной утраты. У Райкина на поклонах страдальческое лицо, как будто он ещё не вышел из образа до конца. Я вчера видела только 2-е действие. Накануне шокирующий финал 1-го наложил серьёзный отпечаток на дальнейшее восприятие спектакля. Так и должно быть, но хотелось более спокойно оценить остальные изменения. Помимо того, о чём уже шла речь, можно отметить, что Эдмонд действительно (как писала Мария) забивается между двумя пианино, когда Гонерилья пытается "воскресить" Регану, да ещё натягивает на себя скомканное полотнище. Испугался, что ли? Непонятно. Не хватает музыки циркового марша, когда Эдгар выходит драться с братом. Вчера звучала другая тема, и цирковой момент растворился. Эдгар не на арену выходит, его поклон "Тома из Бедлама" перед самым боем тоже непонятен. Ну и по поводу "услышанных" команд сёстрам - не слышала, или не поняла, хотя сидела близко.

Ирината: Заглянула сейчас на страницу спектакля на сайте. Там ведь не только фотографии - там и подборка цитат из статей критиков (надо бы взяться, перечитать, да и дополнить их - в том числе, возможно, и наиболее удачными цитатами с форума). Просто интересно: и там, и здесь иногда, что называется "мысли сходятся", пишем об одном и том же. Только критики - с одноразового просмотра, а мы - смотрим... пересматриваем... думаем. Потому у нас здесь, хоть и эмоциональней, но зачастую и ГЛУБЖЕ. *********** Вот только старого попугая-скандалиста в спектакле уже нет. А поскольку состав постоянных зрителей поменялся с 2006 года на 90%, мало кто его помнит. А забавная была... птичка.

Катюша: Ирината пишет: Коли уж к почти невидимым и неслышимым мелочам придираться - так еще надо вспомнить, что у Лира шнурок на ботинке затянулся... Или это всё-таки не помешало дальнейшему действию? Я вообще-то не придираусь;)) И седьмого никаких проблем со шнурками ни у кого не заметила.)) А забавная была... птичка. По мне так страшная!))) и что она олицетворяла так и осталось для меня загадкой.))


Administrator: Клим Самгин/Алексей Кошелев Выставка "Yoga. Театр тонкого тела" По ссылке - 50 фотографий с подписями. Две, публикуемых здесь, отновятся к "Королю Лиру". Или уже - не относятся? А начали свою собственную, независимую от спектакля, жизнь? ""Бхагавад-гита" дает людям элементарное представление о том, что тело бренно, а сознание, которое его пронизывает, - вечно. Обладающая сознанием бессмертная душа существует вечно, она не умирает после смерти тела, и ее невозможно уничтожить ни при каких обстоятельствах. Всякий, кто отождествляет себя со своим бренным телом, и, исходя из этой ложной телесной концепции жизни, работает ради своего тела, именуя свою деятельность социологией, политикой, филантропией, альтруизмом, национализмом или интернационализмом, несомненно, является глупцом, не умеющим отличить реальность от иллюзии." (ШБ 3.5.11, комментарий) "Все материальное порождено нашим умом, посколько оно порой проявляется, а порой - нет. Tигров и змей, которых мы видим во сне, на самом деле нет, однако они страшат нас, пока длится сон. Все материальное подобно сновидению, потому что его существование обрывается, как обрывается наш сон. Когда тигры и змеи являются к нам во сне, мы действительно видим их, но, стоит нам проснуться, как все эти кошмары бесследно пропадают. Tочно так же весь материальный мир является порождением нашего ума. Mы пришли сюда, чтобы вкусить мирских радостей, и наш ум, плененный мишурным блеском этого бренного мира, отыскивает все новые и новые способы наслаждения.

Мирра: Обновленный "Лир", к тому же давно не смотренный, оставил очень, очень много эмоций, ассоциаций, мыслей... Вот например... Меня всегда очень впечатлял поклон после "Лира". Иначе и быть не может, учитывая КАКОЙ у спектакля финал. И всегда меня поражал Константин Аркадьевич. Мне кажется, он выходит не Райкиным, не актером - еще Лиром. В глазах - боль, страдание, вина, словно весь он еще там, во тьме, в сгущающейся смерти, с мертвыми дочерьми. Это и страшно, и у-ди-ви-тель-но, и вос-хи-ти-тель-но! Совсем иным выходит Суханов - очень легким, светлым, очищенным. В белой простой одежде, с легкими, летящими волосами, с лучистым, чистым взглядом... А ведь оба героя - мертвы. И Лир, и Глостер. Но Лир погибает, лишь отчасти искупив свою вину безумием. А может, и вовсе не искупив - лишь перед смертью приходит осознание, тяжесть наваливается со всей неизбежностью, но исправить уже ничего нельзя - так же, как нельзя оживить мертвых дочерей, ровненько рассадив их за клавиши... Отсюда - раздавленный тяжестью финала своей роли Константин Аркадьевич, всегда так поражающий меня на поклоне. С Глостером ситуация, казалось бы, схожая - но лишь внешне. Он тоже теряет все, все внешнее, наносное - власть, положение, имя. Преданный самым страшным, нечеловеческим предательством, изувеченный, лишившийся глаз - он тоже осознает цену совершенных поступков. Но он лишается всего, доверившись предателю, в попытке стоять за правду. И после - отдается страданию, страдает - и не винит никого, принимает выпавшую на его долю муку. И пройдя через все это Глостер словно проходит мощнейший КАТАРСИС. Это уже не человек, а страдающая, жаждущая раскаяния и прощения ДУША (помните, как он плывет, едва касаясь земли, направляемый законным, честным сыном?). И он очищается, получает прощение и покой - судя по радостно-безмятежному, чистому-чистому, светлому-светлому Денису, выходящему на поклон. Не настаиваю, что у актеров все происходит именно так. Но мне так видится из зала. Как вы поняли, это я разжевываю развиваю собственную мысль, процитированную выше Lott'ой

Administrator: От зрителя Administrator/Ирината: в посте еще про "Вечер с Достоевским" и про "Деньги". Но решила целиком не постить. Слов много, а смысла.... ...И вот вчера я побывала на шекспировской трагедии "Король Лир". Я была наслышана об этом спектакле, не сказать, что много, но достаточно, чтобы заинтересоваться спектаклем и ждать возможность посмотреть его. Трагедия короля разбавляется шутливыми монологами, фразами.. Вот кстати, я поняла, что очень люблю монологи актеров. Насколько же нужно погрузиться в роль, чтобы вот так, не отвлекаясь говорить, говорить.. И чтобы эмоции через край, и чтобы зрителя проняло.Для этого нужен особый талант. И опять нет никакого соответствия шекспировским декорациям. Доски, ткани, красная дверь, за которой скрывается фотография ребенка, не имеющего к пьесе никакого отношения... Три пианино, участвующих в действии.. Король (Райкин) в обыкновенной черной кофте, шапочке вместо короны и штанах, которые он рад спустить в знак протеста. Три дочери в длинных платьях, лакей в ливрее, вроде бы кожанной, и без штанов. Лошадь из фольги, которую и лошадью-то назвать довольно сложно. Скорее скелет. В общем, полнейший абсурд.. Но ничего не отвлекает от игры актеров. Спектакль идет три часа с антрактом. Смотрела на одном дыхании. Под конец первого акта даже не думала о том, когда же будет антракт, что большая редкость. Т.к. сидеть долго на одном месте для меня довольно сложно :) Последняя сцена настолько меня поразила, в хорошем смысле слова, что я только и думала о ней по дороге домой. Король пытается усадить за писанино троих своих уже мертвых дочерей, а они все время падают на клавиши... А он все бегает от одной к другой пока не погасили полностью свет... Это было так ужасно. Так впечатляюще...

Мирра: Еще о "Лире". Я обосновала для себя произошедшие в спектакле изменения и даже придумала название новой политике ЮБ касательно "Лира" Я назову это дело "уравниловка". Как и всегда - на абсолютную истину не претендую, и даже готова согласиться, что все это - бред. Но так мне показалось. Вот смотрите: * Прежняя Корделия - скорее символ, нынешняя - скорее девочка. А то и девчонка. Прежняя: в белоснежном платье с огромным шлейфом. Кроме нее в этом спектакле белых одежд удостоились только потерявший все ослепший Глостер и Эдгар, самостоятельно провозгласивший: "Эдгар - ничто". Проявления Корделии раньше были скорее проявлениями некоего символа, чем проявлениями конкретного живого человека. Игра ее была очень общей: правдивость, страдание, со-страдание... - все это на довольно спокойном фоне, на полутонах - мне кажется, Марьяна Спивак играла скорее идею. Теперь белый шлейф безжалостно отрезан, подол платья Корделии вырезали зигзагами и продырявили легкомысленным дырчатым узором. К тому же, принцессу разули - теперь это не неземное существо, а босая девчонка в белом сарафанчике. В корне переменилась игра Марьяны - в рамках этой же тенденции. Теперь она играет полный спектр человеческих проявлений. Отказ доказывать в пышных словах свою любовь к отцу - слегка напоказ, не без самолюбования, хотя - по-прежнему искренне, правдиво, по-прежнему из неприятия лести и лицемерия. Но только теперь - по-человечески, как внезапно возникший порыв, а не как воплощение ИДЕИ. "Отныне ты мне навек чужая.... Нет дочери такой у нас" - в ответ на брань отца Корделия искренне, по-детски поражена, обижена, даже возмущена. И все последующие сцены Корделии играются совсем иначе. Резко заметен перепад в возрасте: прежняя Корделия - старше, серьезнее, бесстрастнее. Нынешняя - молоденькая, живая, эмоциональная, она гораздо проще, человечнее. * Как уже писали неоднократно выше - в сцене, где когда Кент приходит к Регане и, поколоченный Освальдом, попадает в колодки - Кента одели. Ничего личного, но я бы раздела его назад. Исключительно для искусства. Теперь резко упал эмоциональный накал этой сцены, снижена острота возникающего чувства. Полуголый беззащитный Кент был в разы трогательнее, вызывал очень острое чувство, целый сплав чувств - жалости, сострадания, нежности. Многие писали на форуме и рассказывали, как хочется в этой сцене защитить Кента, помочь, обнять. И еще раньше был гораздо четче, заметнее перепад между жестокими, бес-человечными "господами" и человечным, честным, любящим и очень ТРОГАТЕЛЬНЫМ Кентом. Теперь этот момент менее очевиден. Кент по-прежнему добрый, любящий, честный - все это ясно. Но такого сострадания, нежности герой уже не вызывает, уже не трогает настолько. Быть может, тут та же история, что и с Корделией. Раньше Кент был символом, воплощением благородных и добрых качеств. А теперь стал человеком, в котором эти качества просто перевесили другие. Бутусов словно снова и снова подчеркивает тезис, выдвинутый Лиром: "Нет в мире виноватых, правы все". Он будто стремится сровнять пропасть между теми, кто творит зло и теми, кто от него страдает. Все - ЛЮДИ, созданные Господом равными, по одному образу и подобию. Просто ОБСТОЯТЕЛЬСТВА - разные. Отсюда и "уравниловка"

Lotta: В рассуждениях о Кенте, на мой взгляд, есть некоторое противоречие. Как раз он то и утерял часть индивидуальных "человеческих" черт - по сравнению с предыдущей трактовкой. Отсюда и "уравниловка". Трибунцев - очень пронзительный актёр, похоже, потому его и лишили каких-то средств воздействия на чувствительных зрителей - чтобы не так выделялся. Что касается Спивак, то ей их добавили, попытавшись внести в игру живые краски. И ещё совершенно очевидно усилена линия Глостера-Эдгара. У Лира же отняли его коронный номер - виртуозное зашивание рубашки, отдав его Эдмонду, который делает это далеко не так выразительно. Так что по сути Мирра права: налицо перераспределение сил между персонажами в сторону дальнейшего ухода к "уравниловке", которая и раньше имела место - это спектакль без единого центра.

Ирината: Lotta пишет: У Лира же отняли его коронный номер - виртуозное зашивание рубашки, отдав его Эдмонду Зато я впервые восприняла это зашивание как знак. У Райкина-Лира это было эффектным аттракционом, сейчас же проявился смысл: ЗАШИВАНИЕ ПАМЯТИ. Т.е. своеобразное превращение себя в манкурта, не помнящего родства... У Лира зашивание совпадало с убийством Шута, которого тоже можно признать видимой стороной памяти короля. Т.е. было - зашил память, а когда она, встрепенувшись, рванулась - убил ее. Теперь же Лир убил память, но не зашил ее окончательно: имеет право вспомнить. И ужаснуться. А иголочка с ниточкой оказались в руках Эдмонда. Правда, тогда непонятно, почему он так страдает... почему ТАК бросается к видЕнию отца? Или - узелок не завязал, вот шов и разошелся?

Lotta: Ирината , абсолютно согласна с трактовкой символа. Просто хочу обратить внимание на то, как ЮБ жонглирует эффектными "номерами", услиливая влияние одних персонажей за счёт других. Мне кажется, это попытка избавиться от диктата АКТЁРОВ в пользу режиссуры. А выглядит это, как уравнение в правах персонажей. ЮБ сглаживает углы, избавляется от сильных фигур. Рискую навлечь на себя упрёки многих, но всё-таки скажу, что в последнее время Эдмонд перестал быть сильной фигурой. Теперь ему в подмогу, кроме "зашивания", добавили эротизма в сцене с Гонерильей. А в финале 1-го действия, напротив, Гонерилья и Эдмонд на заднем плане не столь бросаются в глаза - чтобы не отвлекать внимание от ослепления Глостера. Впрочем, это ПОКА так, Бог весть что будет уже на следующем спектакле.

Administrator: От зрителя На "Короле Лире" в Сатириконе я была в начале ноября. И зная, что со спектаклем снова произошли изменения, снова пересмотрю в январе. Для меня вообще очень радостно, когда спектакль меняется. Не только на протяжении первых полугода после премьеры, пока все притирается и утрясается, но и на протяжении всей своей "спектакальной жизни". Это как ребенок, как птенчик, который каждую минуту растет и уловимо и неуловимо меняется в родительском гнездышке. ... А потом вылетает из гнезда... Остается в фотографиях, статьях и отзывах, иногда на пленке, которая - увы! - не в состоянии передать то, каким спектакль и актеры были на самом деле... Остается Легенда. Пьеса Шекспира. О том, как бывает между родителями и детьми. О том, что "нету виноватых, правы все". Щемит сердце, потому что плохо всем. Плохо родителям, Лиру и Глостеру, плохо всем детям.

Administrator: От зрителя 3.12.2010 год. Король Лир 3-й спектакль, который я посмотрела в Сатириконе. И могу сказать, что это потрясающе. Потрясающе все, от самого начала до последней минуты спектакля. Все так необычно, завораживающе. Атмосфера, зал, сцена, декорации, актеры и наконец само действо. Секунды ожидания и на сцене появляется Максим Аверин - молча, практически бесшумно, в зале...умопомрачительная тишина, зал замер. Именно с этой минуты ты сидишь не отрывая глаз от сцены. Далее постепенно все актеры начинают открываться: Тимофей Трибунцев, Денис Суханов, Яков Ломкин, Марьяна Спивак, Артем Осипова, Агриппина Стеклова,Владимир Большов, Марина Дровосекова, ну и конечно же Константин Аркадьевич. Про Райкина отдельно...позже)) Вообще Сатирикон стал для меня открытием... столько актеров я для себя открыла, какие же они все талантливые...именно театрально талантливые - им веришь. Признаюсь - я плакала. Не буду обманывать не себя ни других в Сатирикон пошла первый раз посмотреть на Максима Аверина. Хотела увидеть его на сцене театра и однозначно могу сказать не разочаровалась. Удивительный человек. Веет от него теплом. Спасибо ему за это.Он удивителен как на экране ТВ, так и в театре. И для меня наверно в театре даже больше)). А когда я увидела Райкина...воистину талантливый Человек, была потрясена до глубины души. То какой он на сцене, и то что он делает не выразить словами это надо видеть. И все то в Сатириконе необычно: декорации, свет, музыка. Как же это все дополняет друг друга. Смотришь на это все и Шекспир вдруг становится таким понятным... Впечатлений масса, и самое главное что хочется идти снова в эту сатириконовскую атмосферу...и познавать новое...Ходите в театр...

Ирината: Король Лир. 23.12.2010. Не могу не удержаться от аналогии с разбором спектакля "Деньги" (там о театральном реализме и романтизме). Вчера посмотрела в реалистичном театре Сатирикон реалистичную пьесу В.Шекспира «Король Лир» о том, как один правитель обиделся на верную, но НЕВЫСКАЗАННУЮ любовь… в общем, в конце все реалистично умерли. Пьеса была сыграна в бытовых реалистичных декорациях и реалистичных исторических костюмах. Особенно реалистично шли в финале мёртвые дочери Лира к своим местам за пианино. Никакой театральной условности и романтики – всё было предельно реалистично. Ну, в общем, шутки шутками, а и «Лира» уже тоже хочется разобрать на винтики интонационно-слухового и зрительского восприятия, расписав для памяти каждую молекулу мощнейшего сценического действия. Вот, например, сцена раздела королевства. Дочки, которые сидят рядом, тихонько переговариваясь и посмеиваясь. Сосредоточенная Гонерилья, старающаяся без пропусков и потерь произнести текст хвалебной оды, напряженное соучастие ей прочих участников «домашнего театра». Глостер, вздыхающий, поджимающий губы и закатывающий глаза. Два гостя, присутствующие «на этом представлении с шутами», один из которых смотрит с любопытством, а второй – ну, просто от души развлекается происходящим. Мужья сестричек, которые так по-разному относятся к своим супругам: в семействе Корнуэлов, похоже, жестокие драки постоянно заканчиваются бурными примирениями и сценами страстной любви. Сухой же (кажется - аж потрескивает!) Олбани к жене не то что равнодушен… он ее сильно не любит: раздражает она его всем; что бы ни делала, что бы ни говорила… Вот дёрнулся, пытаясь войти в историю (и вошел, но чуть позже!) Кент. Предостерегающе-строгий взгляд Глостера опоздал на полмгновения: такой же предостерегающе-строгий жест Лира опередил… В общем, здесь действительно важно… и даже не столько важно, сколько интересно каждое мельчайшее движение… Вот, например, тянется щекой к ладони Кента Эдмонд… так же тянется к его руке щека Корделии… Но почему-то оба раза добрейший и благороднейший Кент ласку свою обрывает на половине… *********** Эх! За неимением времени на подробные описания, приходится обрывать их так же, как обрывает ласку Кент: вроде бы приласкал… но тут же ушел в сторону с равнодушным видом, оставив человека с протянутым к теплу руки лицом… Вчера подумала, что Шут – это вообще не реальный персонаж. Это – что-то типа внутреннего голоса, второго «я»… а может быть, и Ангела-хранителя старого короля, который хоть как-то отвечает за правильность слов и действий старика. «Не ходи за мной!» - прикрикнет Лир на здравый смысл, и тут же будет, как дворовая собака, выкинут лакеем. Удушив это здравомыслие, король окажется на острие безумия…но потом в его жизни вновь появится Корделия, которая и возьмет на себя функцию разума. Погибнет девочка – и Лир снова начнет безумно бредить, придумав себе воспаленным умом бесконечную и страшную работу. Он попытается, хотя бы в своей памяти, вернуть всё к истокам – к тому времени, когда синее покрывало с розами (этакая сохранившаяся в этом вечно ремонтируемом доме семейная реликвия), было еще не разодрано на кусочки… *********** Окончание 1 действия – немыслимо. Краем глаза замечаешь и Гонерилью, обнимающую Эдмонда – ногами! И похотливо-искривленное танго Реганы и Освальда… Но… как, когда они исчезают со сцены – не могу сказать. Остается только безразмерный ужас ослепленного Глостера, красная, будто пропитанная свежей кровью тряпка, которой он закрывает глазницы. И – неимоверная БОЛЬ, которая потоком течет со сцены… Кажется, вот сейчас от этой боли распадется на куски Глостер… А за ним – и ты…Зажигается свет, и я обнаруживаю себя, уткнувшейся лбом в грубый «асфальт» сцены… *********** Превосходно играет Гонерилью Марина Дровосекова. В ней всё: невысказанность любви, готовая выплеснуться лавовым потоком воспаленная страсть, огромный ум и терпение, страстная жажда материнства, женское коварство, жестокость… Все дочери Лира за время действия меняются – но она меняется больше всех (посмотрите хотя бы на ее прическу, которая из строгих кос первых сцен превращается в львиную гриву финала…

Administrator: От зрителя Сатирикон. Король Лир Видимо, первая классическая трагедия, которую я посмотрел. Был не готов к такому серьёзному и временами весьма мрачному накалу страстей. Наверное, всё, что я смотрел до из некомичного, всё-таки было исполнено в более щадящем режиме. Понравилось. Впечатлён. Атмосферно. Сатирикон - театр современный, похожий на кинотеатр и отдающий советским "без излишеств". Мне больше нравятся древне-классические, ветхие, пыльные. Но это, конечно, не главное. Никогда не сидел на таких местах - 3 ряд (то есть точно в уровеь со сценой), ровно по центру, не больше 3-4 метров от происходящего. Первый раз в жизни не жалел об отсутствии бинокля. Актеры преимуществено молодые. Думаю ВСЕ молодые актеры слегка переигрывают на сцене по сравнению с (многодублевым) кино. Это не значит плохо, это даже для моего скудного театрального опыта привычно. Тем приятней смотреть на "бывалых". В этот раз роль "бывалого" исполнял, ясный перец, Райкин. И он не разочаровал. Убедителен, от привычных МНЕ комичных штампов ни следа. Кроме, пожалуй, одного момента :))) когда Лир сходит с ума и общается с фантомами (смотря в зал). Печальный, практически в слезах, безумный король обводит взглядом зрителей, говоря с солдатами, воронами, поддаными, и вдруг останавливается на мне, сидящем в 3х метрах. Пристально смотрит. Я с трудом выдерживаю взгляд. И вдруг Костя сквозь слезы, седую бороду включает лукавую улыбку Труфальдино и изрекает: "Смотрите. Это МЫШЬ!"))))))))) Как я не заржал в голос и не спрятался - не знаю)))))

Lotta: "Король Лир" 23 декабря Последний "Лир" сохранил почти все недавние изменения. Правда, по счастью, вернулся цирковой марш в сцене боя Эдмонда и Эдгара. Правда, исчезло "эхо" в некоторых моментах (например, при словах Шута "а я лягу спать в полдень") - на это обратила моё внимание Катюша после спектакля - но может, вернут ещё. "Уход" со сцены ослеплённого Глостера стал более динамичным. "Одетость" избитого Кента уже не кажется мне принципиальной: ведь главное в данной сцене определяет изумительная игра Трибунцева. Но всё же это "отнимает какую-то существенную малость" у образа. А вот расстёгнутые верхние пуговицы на рубашке Глостера как раз добавляют "существенную малость", делая сильнее контраст между героем в 1-м действии и во 2-м. Правда, теперь он уж совсем не похож на старика... "да ещё эта повязка придаёт ему такой вид - более моложавый" Но контраст вполне логичен. Твёрдо стоящий на земле, "застёгнутый" Глостер, с жёстким лицом и зачёсанными назад волосами, перерождается почти одномоментно: пережив болевой шок, потеряв зрение, он обретает жизнь духа. Кстати, очень интересно, что ему, в отличие от Лира, физические страдания не "мешают думать о другом", не отвлекают от нравственных переживаний. В том, как Суханов играет ослеплённого Глостера, есть большая доля натурализма, но почему-то и зрителям это не мешает видеть напряжённую духовную жизнь героя. Налицо опять же сочетание предельной реалистичности и высокой степени условности. Мне совсем не нравится то, что "зашивание рубашки" перешло от Лира к Эдмонду. Отвлекаясь от сложного толкования детали, скажу лишь, что у Лира это было очень органично и придавало сцене чисто зрительную выразительность и достоверность. А уж что бы ни зашивал там Эдмонд ("память", что ли - как вариант?) во время напряжённого разговора с братом, это выглядит психологически неправдоподобно. Разгадывать метафоры, как ребус, приятно на досуге, но всё-таки главное - общее впечатление от художественного образа, из него и рождается понимание смысла. В общем, трудно сказать, на пользу или во вред спектаклю пошли все очередные изменения. С одной стороны, импонирует живое дыхание "Лира"... Но с другой, режиссёр пытается подогнать созданный когда-то шедевр под свой изменившийся взгляд на мир, а это противоречит законам творчества: различные элементы не успевают притереться друг другу, а уже им на смену приходят новые, что не может не сказываться на общем смысле.

Мария: Елена, спасибо Вам большое за такой шикарный пост по Лиру! Это мой любимый спектакль на большой сцене, и поэтому приятно читать вдвойне. Меня давно удивляет Ваша наблюдательность, и то, как Вы точно строите фразы! Красота слога – редкий талант. Знаете, почему большая доля натурализма «не мешает зрителям видеть духовную жизнь героя»? Просто потому, что он показывает психологический портрет своего героя. Чем точнее актер это играет, тем он гениальнее. И Суханов дает нам возможность к этому прикоснуться, потому что он – гений! И только талантливый зритель может это увидеть. Сцена с «зашиванием» рубашки очень показательна. Аверин не прочувствовал, для чего он это делает, поэтому у него выходит плохо и неестественно. Все изменения, которые ввел Бутусов, очень украсили «Лира», а сцена с ослеплением Глостера стала одной из самых острых и интересных. Еще бы! Один танец Дениса чего стоит! А как он эффектно уходит со сцены! И каждый спектакль эта сцена играется и воспринимается по-новому.

Ирината: Мария пишет: Меня давно удивляет Ваша наблюдательность, и то, как Вы точно строите фразы! Красота слога – редкий талант. Да-да, Lotta пишет просто великолепно, и я каждого ее поста жду - буквально, как ждет любовник молодой минуты верного свиданья. То, что и как пишут Lotta, Мирра, Филифьонка, еще раньше - Ирина... да, впрочем, всех не перечислишь (на форуме Дениса Суханова всегда было очень много умеющих смотреть, думать и излагать эти мысли людей... на редкость много)... ...так вот, эти посты - просто чудо какое-то. Наверное, большой и истинный талант нашего любимого Артиста, бросает отсвет на нас, сидящих в зале. Ну, вот как после ТАКОЙ игры, ТАКОЙ истинности актерского существования писать "криво"? Впрочем, всё это оффтоп... В контексте спектакля скажу, что мне очень понравилось добавление красных повязок, лент, полотнищ... Это и "платок", которым Глостер перевязывает руку Эдмонда, и будто вымоченная в свежей и обильной алой крови повязка на глазах ослепшего Глостера, и длинное полотнище в сцене битвы Эдмонда и Эдгара. Да еще - красно-алое покрытие сцены. И - платье Гонерильи. И - странная красная кукла Реганы... Это дает напряжение и даже агрессию спектаклю... ну, и украшает его. Раньше красного тоже хватало: красными были брюки Глостера и "шпрехшталмейстерский" костюм Кента... но потом спектакль сильно посерел... И еще: после того, как ослепленый Глостер мечется по сцене, от боли изгибаясь дугой и почти сползая в "яму" - он почти спокойно завязывает себе глаза и уходит вроде бы спокойно... НО ЭТИ ПАДЕНИЯ!!! БОЖЕ МОЙ!!! В общем, какая сильная и прекрасная сцена получилась!

Administrator: От зрителя В четверг был сатириконовский Король Лир. мм. повторный. Но то ли спектакль так насыщен деталями, которые физически не успеешь все уловить по первому разу, то ли там идет "постоянная внутренняя работа" - что-то переделывают etc., то ли Бутусов, Райкин и Ко - просто реальные гении..) Вообщем, смотрела ну почти как в первый раз) Играли все.. словно в последний раз вообще. И на поклонах лишь Стеклова-Регана нашла в себе силы улыбнуться. так, по-джокондовски..) А, и еще Суханов улыбался - отстраненно-обессиленно опять же. Вообще, актерство - это профессия не для простых смертных. работа работой, но как сказал в антракте своей спутнице сидящий позади меня мальчик - "ну, Райкин, это конечно... Интересно, что он делает после спектакля? наверное, просто лежит без сил и все." В каждой шутке как говорится.. Я к тому что вот в понедельник еду на Достоевского с Райкиным.. угу моноспектакль.. думаю тоже часа 3.. Достоевский.. И ведь гениально же играет.. А какой Кент-Трибунцев был? одна лишь немая сцена в начале с Лиром чего стоит. испепеляющие гляделки. "Разглядела" по-новому Глостера-Суханова.. Эдгар-Осипов.. этого мальчика еще в первый раз отметила - как сильно и хорошо.. Аверин.. нет ну я конечно слаба к Аверину, но боже.. какой Эдмонд.. Ломкин с лошадью, которых "куда ставить?".. Это просто супер-труппа. и все. И вот эта яма на самом краю сцены по центру.. Подумала, что по ходу спектакля в ней побывали все герои, за исключением трех сестер с мужьями. Яма вселенских и в то же время простых - не обычных, но именно простых - человеческих трагедий. безумств. сумасшествий. болевая черная дыра. И когда эта трагедийная энергетика вот в нескольких метрах.. и не то что в сердце-душу проникает, а прям кожей ощущаешь.. м-да.. вот вообщем. Еще мне было бы очень интересно услышать бутусовскую, авторскую так сказать, версию проходов с метлами. вот еще с первого просмотра интересно. И музыка. Это Фаустас Латенас или кто? Читала, что они с Бутусовым в тандеме вроде. И если он - то где в сети это можно услышать-то? ведь хочется послушать. И напоследок. В антракте (пока сцену деловито готовили ко второму действию - всячески так готовили - Лир спектакль без занавеса и первого ряда) все тот же мальчик позади меня незлобиво-философски изрек: "вот дома есть же ненужные вещи, всякий хлам. может, предложить Сатирикону?" типа шутка. я на это столь же незлобиво лениво подумала - продуманный минимализм декораций (плюс световое оформление) - это искусство. а что называть хламом? пианино? ведро)? необычный стул-трон (для Ричарда)? какое-нибудь клевое плетеное кресло (для Тополей)? (О. кстати, в январе помимо Других поеду и на Тополя - ну плохо мне, угу. Еще хотела на Гамлета в МХТ - но пока не получается.) А так совсем уж специфические сценические вещи, которые вряд ли хранят дома. Вот в Мера за меру у Бутусова было мнооого пластиковых бутылок - можно было бы назвать домашним хламом, но уже не в наше время.) Или в Лире много газет. ворох, обрывки. много. В том же антракте пожилая пара, сидящая передо мной впритык к сцене молча-удивленно созерцала, как часть обрывков из-за сквозняка стала пикировать прямо на них. ничего. интеллигентные люди. дяденька все аккуратно собрал и подоткнул под какую-то фигнюшечку на краю сцены. Я же, глядя как тихонько проскользнувшего в яму Осипова девушка-реквизитор засыпает свежей газетной порцией из огромного мешка, думала, что макулатуру нынче дома никто не хранит..) Что еще хочу сказать про Лира? двух раз мало. надо еще. попозже. я даже опять согласна сидеть рядом с этой чертовой ямой.

Administrator: ...и очередная благодарность за возможность разместить здесь снимки - Lil.

Administrator:



полная версия страницы