Форум » Архив форума » КОРОЛЬ ЛИР. Часть 4. » Ответить

КОРОЛЬ ЛИР. Часть 4.

Administrator: Король Лир. Материалы на сайте Материалы на форуме: КОРОЛЬ ЛИР. Часть 1 КОРОЛЬ ЛИР. Часть 2. КОРОЛЬ ЛИР. Часть 3.

Ответов - 302, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Administrator: Что погубит страну - это НЕПРОФЕССИОНАЛИЗМ. Билетное агенство предлагает посетить сатириконовского "Лира", публикуя следующий текст. (Кстати, от них же сейчас идет рассылка с предложениями билетов на "Страну любви" и "Ай да Пушкин... А уж какими картинками они иллюстрируют тексты!!!!.... ) «Король Лир» - это произведение, которое требует сугубо профессионального подхода. Ходят слухи, что Бутусов сначала репетировал комедию «Ревизор», но потом он вдруг резко поменял свое решение, и вместо всемирно известной комедии решил поставить в театре Сатириконе трагедию «Король Лир». Следует отметить, что Юрий Бутусов умеет ставить уникально и неповторимо даже смертоносные трагедии. Они получаются у него настолько увлекательными и театрально утонченными, что зрителям грустить вряд ли когда – нибудь придется. Что касается трагедий, принадлежащих перу Шекспира, то они не являются исключением. Стоит только вспомнить спектакль «Ричард III», который был поставлен на этой же сцене. Так и «Король Лир» в первой части представляется комедией, а во второй части зритель сталкивается с серьезным драматизмом. А что еще можно добавить, если сам Константин Райкин играет главную роль в спектакле – короля Лира? А ведь в спектакле заняты такие артисты Сатирикона как Наталья Вдовина, Денис Суханов, Агриппина Стеклова, Максим Аверин и другие профессиональные актеры.

Ирината: Король Лир. 19.07.2011 В этом сезоне это мой последний Лир. Может быть, от этого – в преддверии долгого расставания - спектакль смотрелся с особой любовью и восхищением. И с потрясением – красотой. Это моё личное впечатление – но все гаражи-шлагбаумы «Денег» воспринимаются мной, как «помоечная эстетика», при том, что вздыбленный асфальт и грубые доски в «Лире» - эстетичны по-настоящему. То же – с костюмами. И больше всего мне нравится сценическое одеяния Аверина. Невероятно красивы ВСЕ актеры. Про «девочек» я говорить не буду – ибо словами восхищения придется заполнить весь пост. Они такие разные, и такие невероятные – все трое… Такие нежные, и в то же время страстные… ласковые и энергичные… Нет, всё-таки остановлюсь… иначе разгонюсь в похвалах, и… Очень радовал Яков Ломкин во всех ипостасях (бургундский герцог-Освальд-капитан). Красивый, изящный и… КАК ИГРАЕТ!!! Я простила его отказ от Корделии: он её, конечно, любит – но, видимо, материальные дела у герцогства столь плохи… а когда наследство уплыло на сторону…хочешь – не хочешь, а, как «маленькому Баклушину», ему приходится почти что кричать «что я теряю!» и… искать себе богатую невесту. Но на защиту Корделии от отца они вместе вскочили: и бургундский герцог, и король французский… А как потом Корделия осматривает нового жениха: ведь все время был где-то рядом… а она его не видела – не замечала. И только теперь (чуть не первым внимательным взглядом) осмотрела его с ног до головы, на лице глазами задержавшись… Тимофей Трибунцев. Господи, какой же он красивый в сцене, когда обнимает Корделию («Да, королева»…). Это просто светящееся лицо… да-да, оно прекрасно! А какой этот верный царедворец в последней сцене!!! Она почти статична – и только Кент тенью передвигается по сцене, сворачивая пространство трагедии, готовя ее последний акт. Аверин/Эдмонд вчера сильно порадовал. Похудевший, обросший, без «дежурного» выражения лица… Он удивительным образом сыграл то, что было в нем на самых первых прогонах спектакля – ласкового щенка, которого плевками и пинками превращали в волкодава. И превратили! Но только внутри, далеко-глубоко в сердце у него осталось человеческое… вот это щенячье – нежность, преданность и любовь. А какой интерактив был у него с умирающей Реганой! Вчера на своем месте был даже Третьяков/Корнуэл, про которого не писала никогда, ибо он у меня как-то «высыпался» из спектакля. Что-то такое игралось им отдельное от всех прочих. Как, впрочем, нечто отдельное иногда играет Большов/Альбани… Впрочем, возможно, у МУЖЕЙ именно такая задача: не встраиваться в основное действие, а, как геральдические фигуры, поддерживать «по бокам» основное изображение. Глостер/Суханов… И опять – либо много слов, либо потрясенное молчание. Выберу второе. Но расскажу… в общем, вчера все-таки, не сдержавшись, взвыла тихонько на финальной сцене 1 действия. когда долго-долго в молчании (и только хриплое от боли дыхание) закреплялась повязка на лице… попытка идти… падение…нора, щель между пианино, в которую Глостер, как тяжелораненый зверь, забился…

Administrator: От зрителя Король Лир Вчера были в Сатириконе. Давали Лира. Странные ощущения.. Оч интересная трактовка Шекспира. Много "сериальных" лиц. Таких, как Максим Аверин, Артем Осипов, Владимир Большов. И неподражаемый Константин Райкин. Тяжеловато по ощущениям.. Интересное музыкальное оформление (такое как "Советсткий цирк" в одной из сцен). Но, наверное, это стоило видеть: в зале не было свободных мест!!! Особо отмечу заключительную сцену. там, где Лир мечется меж мертвых дочерей.. Очень пробирает.. Здесь хорошо написано об этом спектакле.


Ирината: Кстати, под ссылкой в предыдущем сообщении: Этот Лир живет в мире, словно созданном на обломках разных миров и цивилизаций. Этот Лир носит черную вязаную шапочку, которую называет короной, и костюм без особых примет эпохи. Средневековый властитель? А может, сильный мира сегодняшнего? Здесь это не важно. Старый как мир сюжет – будь то про короля, разделившего свое королевство и оставшегося не у дел, или про простого отца, оставившего детям наследство при жизни и вместо благодарности получившего ненависть и агрессию, – в итоге это сюжет про трагический распад семьи. В этой игре важно лишь то, что Лир – Человек. И сам Константин Аркадьевич в интервью говорит (правда, про "Ричарда", однако же...): Пьесу нельзя не осовременить. Никому не интересно смотреть спектакль "не про себя". Зрителям интересно ходить в театр, только если они увидят что-то про себя, про сегодняшний день. Но это надо уметь передать и ощутить. Мы же не стремились сделать музейный спектакль про войну Алой и Белой розы, про кого-то, не имеющего никакого отношения к сидящим в зрительном зале. В таком случае, можно просто поставить на сцене большой аквариум и запустить туда экзотических рыбок. Вспомнила, как зимой нам тут, на форуме, из поста в пост доказывали, что мы все неправильно смотрим спектакль, потому что: Шекспир английский драматург своего времени. Одевать героев можно в какую угодно эпоху, но играют они те отношения, которые были в то время. Ну, впрочем, каждый из нас смотрит СВОЁ. Я понимаю, что историкам, без сомнения, интереснее отношения, которые были в то время Да уж... историк... с интересной историей на Патриаршьих...

Божена: Просто ... "Король Лир" восхитительный спектакль. И доносят до нас замысел Шекспира и Юрия Николаевича Бутусова восхитительные, потрясающие актеры. И существуют они все уже в запредельных высотах... Вчера были два момента, очень сильно ударившие по сердцу - неимоверная бледность... просто "белость" ослепленного Глостера вчера - неповезло или повезло? - в общем, сложилось смотреть спектакль "извысока", и это просто резануло глаза. И его же муки, сначала сдержанные, неозвученные рыдания, растущие от сцены к сцене во втором акте... Господи, ведь это какой кошмар - трижды смирятся со смертью: сначала от себя самого, потом от подосланного убийцы - а наконец, потому что сердце не снесло и разорвалось... И слова эти "Сын Глостера, хотя и незаконный, был к нему куда добрее, чем дочери, мной на законном ложе зачатые... " Этим-то графское семейство и притягивает к себе, что их уничтожение друг друга выходит за рамки "бытовых разборок" и происходит через преодоление постоянное преданной ими, смертельно раненой, но еще не умершей в их сердцах отцовско-сыновней любви. Их сердца кровью брызжут все время. Даже и у Эдмонда. А вот Лиры... и не убили, и не растоптали свою отцовско-дочернюю любовь... Вроде, чего может быть хуже? А вот может... Просто отодвинули, перестали замечать, все вместе заболели амнезией. Девочки все тонки, глубоки, прекрасны... Но предпоследняя их сцена... Гонерилья кидается к умирающей Регане. КАК Марина кинулась - в страсти и смертельном ужасе - и КАК испугалась, кинулась от нее Граня уже в смертельном хладе! "Что нос не разнюхает, то глаза досмотрят"? "Что драматург не пропишет, то режиссер донесет". Вот уж стопроцентное попадание. И в Шекспира, и ... просто в человека. Независимо от того, на каком повороте дороги под названием "Время" ему случилось жить. Хоть при Шекспире, хоть при нанотехнологиях... Люди-то, увы, не меняются, не совершенствуются!

Ирината: Божена пишет: Их сердца кровью брызжут все время. Да-да, Глостеры – они такие… Один мог заорать на сына, ударить, плюнуть в лицо – и тут же, подосадовав на себя, вытереть ему лицо платком, прижать к себе. Изгнать в порыве гнева – но, вспомнив, пожалеть. Второй, избалованный наглец, юный граф (которого, подозреваю, родной отец не узнал потому, что он был наг, грязен и вонял так, что к нему не приближались) взял смертельно обидевшего его отца под защиту – не щадя себя, бился с Освальдом… Третий – передав «тайное послание» в руки врагам, рвался из последних сил отца защитить… А потом – вновь кинулся к отцу за традиционным благословением, не поняв сначала, что перед ним уже призрак… Каждый из Глостеров – как вкусный пирожок с бритвой внутри. Можно утолить голод, а можно в кровь изрезать себе губы… И всё-таки (если вдуматься) каждый из Глостеров закончил ПРОЩЕНИЕМ. Что же до Лира… Вчера я сидела ОЧЕНЬ близко и видела, как мудрый и добрый Лир с перевернутым от жалости лицом прижал к своему плечу голову страдающего Глостера… и как тут же в мгновение остекленели его глаза в безумии гнева (который ничем конкретным не был мотивирован, просто… захотелось): «…на зятьёв, и резать, бить». Он не простил. И прощать не будет никого и никогда. "Добрый отец" бывает добрым лишь минуты - блажь такая на него находит. Вот и выходит на поклоны Глостер/Суханов в белой, «покаянной» рубашке. Вот и выходит в финале чёрный Лир/Райкин…

вишенка: Ирината пишет: Тимофей Трибунцев. Господи, какой же он красивый в сцене, когда обнимает Корделию («Да, королева»…). Это просто светящееся лицо… да-да, оно прекрасно! Не то слово! "Не выразить словами", как Гонерилья скажет.)) А как в "Чайке"! До сих пор вижу его сияющее лицо, когда он стоит на столе и обнимает обеими руками белую чайку. Это же что-то вообще неописуемое! Это же просто настолько в нем счастье необъятное! Я когда увидела Яшу Ломкина в финальной сцене "Синего чудовища" - прям Тимофея в этих сценах "Король Лир" и "Чайки" вспомнила.

вишенка: Ирината пишет: щель между пианино, в которую Глостер, как тяжелораненый зверь, забился… На сколько я помню, Эдмонд Глостер - Аверин между пианино в боли забивается.

Божена: вишенка в конце первого акта, в конце сцены ослепления граф Глостер-старший - Денис Суханов уползает, уже с красной повязкой на глазах в щель или проход между двумя пианино.

Lotta: "Король Лир" 19 июля Меня давно тревожит Сорин - с самого первого спектакля, с его появления на сцене. Светлый, чистый, ясноглазый, как младенец, с лёгкими детскими слезами... по жизни, которой не было. Что хотел, то не смог, что смог - не хотел, это так. Но есть ещё один момент, повторяющийся в спектаклях Бутусова. "Старики, как дети," - позавчера смотрела "Лира" и вспоминала это же в "Чайке". Тут и безобразная ребячливость самого короля, и его позднее отчаяние. Но ещё - Глостер. Я смотрела спектакль с 14-го ряда, и в этом был особый смысл. Потрясающая панорама, потрясающе играют актёры, накрывая энергетической волной весь огромный зал. Конечно, теряется часть мимики, но это компенсируется тем, что пластика, жесты оказываются более выразительными, фигуры воспринимаются более полно и объёмно. Глостер, конечно, никакой не старик, возрастную разницу между ним и сыном, особенно издалека, приходится принимать на веру. Лёгкий, стройный, сильный - в первом действии. Во втором происходит странное смещение: повязка на лице, изменение костюма, изменение пластики... Появляется детское. Не знаю, насколько это задано, осознано, или дело только в интуиции режиссёра и актёра, но это значительно углубляет и усиливает образ. Такое выраженное отчаяние, беспомощность - свойство стариков в минуты полной слабости, тяжело больных... и детей, на которых обрушилась несправедливость мира. То, как Глостер плачет, по-детски всхлипывая, как протягивает руки в темноту, в пустоту... как цепляется за сына... С одной стороны, это проявление детского накануне смерти, с другой - ведь "прозревший" Глостер только теперь начинает по-настоящему жить, искупая свои грехи раскаянием и страданиями, стремительно проходя обратный путь к чистоте, лёгкости и белым одеждам. ... А у Сорина пушистые тапочки совершенно детского вида... белого цвета. Он одинок среди "сытых" людей, и никто не может понять его отчаянного страха и предчувствия конца. Он только-только начинает жить - при осознании, что уже поздно. У него и грехов-то нет - младенец, что и говорить! Не знаю, как переживёт известие о смерти сына Аркадина, а Сорина оно добьёт точно. Ведь Треплев - его единственная связь с миром нормальных людей, ему бы жить дальше "вместо" дяди: стать настоящим литератором, жениться на Нине (в которую и сам Сорин "был влюблён некоторое время"). И это не суждено. В спектаклях Бутусова многие детали одновременно символизируют и жизнь, и смерть: роскошный стол, за которым пируют боги, в то же время стол поминальный, белые детские тапочки Сорина, белая предсмертная одежда Глостера...

Administrator: От всей души благодарю замечательную Марину Дровосекову за разрешение разместить этот потрясающий снимок на форуме Дениса Суханова.

вишенка: 8 июля Король Лир. Постаралась непредвзято. Вот в какой раз говорю себе, что ну вот в ээтот раз приеду в театр и буду умом я отдыхать - только наслаждаться прекрасными, дорогими сердцу, артистами (имею в виду и мужчин, и женщин) и их высокоталантливой игрой. Ведь сюжет то (считай все спектакли на большой сцене смотрены) уже знаком. Ан нет поди ж ты.. Очередной сюжет(видение очередной новой картинки в уже знакомой картинке) мелькает и все тут.))) И снова на глубину идешь в который раз. Вот что значит уровень постановки. Вот что значит уровень мастерства и взаимоотдачи артистов и зрителей.Вот что значит Сатирикон."Все витязи, как на подбор, и с ними дядька Черномор" - прекрасны.))) А царевны так вообще - каменья драгоценные.))) Ну это я так, образно говоря.))) Какой 8-го был знаменательный день и под стать ему Король Лир!С каких только ракурсов, и ближних - крупных, частных, и дальних - общих, этот спектакль не видела, на какую только глубину восприятия ни шла, а вот ну как потрясающе красив то спектакль!Все в тот день играли одновременно и легко, будто играючи, и в то же время сильно, хлестко и проникновенно.Вот что значит верно сплоченная команда артистов, настолько сработанных друг с другом, что уже в очередной раз с удовольствием замечаешь, как играют не просто понимая друг друга с полу-взгляда и полу-слова, полу-жеста,а творят действо уже будто на каком-то невидимо-осязательном уровне по отношению друг другу и в целом на одном уровне мастерства рисуя этот ужасающе прекрасный, красочный узор чувств, эмоций, судеб, жизней и смертей. И все же в этот раз приятно удивило мягкое исполнение ролей артистами. Эдмонд как хорош был.(Ну да этот образ всегда у Максима Аверина хоть и несколько по настроению и интонациям реплик разный получается,но одинаково проникновенный.Да какой сыгранный им образ ни возьми - все "краски осени" покажет.) Что трудно поверить и уличить в коварстве и хитрости сего милого дитя.Ну ведь как хорош,умом и телом Богом вправду не обижен же.Какой смышленный ведь - знает где искать письмо. Ну почему бы не гордиться и этим сыном то? Действительно ведь, какое странное слово - "законный". Применительно то к сыну. Кровь от крови, плоть от плоти. Действительно, какая глупость,что в бедах мы своих виним луну и звезды,черта, лешего и бабу-ягу до кучи, а собственную вину принять как трудно. Как трудно вовремя остановиться в злодеяниях, во гневе, во пороках.Как трудно любить человека целиком, включая негатив (а он есть в каждом), а не лишь за позитивные и милые черты лица, характера.Типо: Вот зло мое. Полюбишь? Как вам вот эта сторона? Ну что-то типо того наверное.. И ни за что любви отца лишен ребенок.Ведь Эдмонд в бой, как и Корделия, пошел ведь не для завоеваний.Ни за земли, ни за титул. Вернее как тепла,внимания, любви ждал от отца ребенок.Как больно ведь не как телу, а душе, когда тебя к земле ногой жмут, за щеки треплют, кто свысока своего положения, кто стыдясь естесственных проступков.И улыбается, красивым движением руки улыбку на лицо мучительно "рисует". Лишь злость,а с ней взрощенные и хитрость, и коварство (ох, зло в девочек "вдохнул". До кучи к проклятиям Лира. Да, возможно, и любовь у него к Гонерильи. Слышала с двадцать кого-то ряда, у перил, - "...до смерти"), впридачу и к уму, в обиде на несправедливость людскую и на родителькую дают ему силы идти в бой не для завоеваний; в отчаяньи испытывать себя, судьбу,свою, чужую; как и Лир будто бы играет-пытает собой, другими; выползти из ямы, местами снова падая туда, будто черпая в этом снова силы для нового рывка, а где ища укрытия,забвения - спрыгнул в уже привычное и шьет, зашивает память, с ней боль свою. Господи, как вглядывается каждый раз,испытывает отца, себя терзая одновременно; как напряжен, натянут будто бы в надежде, что может в этот раз отец увидит, ощутит, заметит; как будто даже жаждет с надеждой и одновременно страхом,что отец вдруг сейчас остановит его злой замысел, раскроет, увидит сына наконец.Смиренно уже вот-вот готов подставить шею под удар и очи опускает. Но отец слеп в гневе, тот за того радеет, метается, как слепой, хотя и зряч пока.Ведь благороден.Вправду благороден.Как сдержан, молчалив, как чуть заметно головой качает на то, что творится в королевстве "датском", вот только все внутри клокочет - как потом диссонансом клавиши звучат. "Я все бы отдал, чтобы узнать правду". Он и отдает все. Все выстрадает.Почему это кажется, что не узнает Эдгара? Узнает. Он чувствует.Ведь все оголено внутри. Ведь тянет, оттягивает момент прыжка. Но он уже так ошибался, заблуждался будучи зряч, что что уж говорить, когда слеп, когда так исстрадался, что поверить боится. Ведь НЕ ВИДИТ его в тот момент.И прыгает... Максим Аверин хоть и зло (существительное имею в виду, не наречие) играет, нам рассказ ведет.. Показывает без приукрас, как в боли зло родится.. Даже искушает Эдмонд - "Я поднимаюсь в гору"..Казалось бы все преодолел.Но зачем оно ему? Но что есть сила? Что за высь такая, таким путем? Как больно падать. Как больно против себя идти, родных, любимых.. Что в итоге обретаешь посредством зла? Ни радости себе, ни ближним.Он одинок в итоге все-равно.Зло никому не не нужно. Лишь для того, чтобы добро увидели, ценили, берегли. Зла без добра быть не может.Как и напротив.Он хоть находит в себе силы свой план остановить. Да не успевает.. Зло тяжело играть. Максим это играет как всегда объемно, глубоко, самозабвенно.Где с надрывом, где устало. Денис Суханов Глостера играет очень проникновенно,тонко. Наитончайше остро.Особенно во втором действии.Тоже боль. Но боль иная. У Глостера старшего идет путь к свету.Вверх, на взлет.Как тонкий луч.Плечом к плечу, шаг в шаг, вдох в вдох и выдох идут белой нитью отец и сын. Как в жизни и бывает (Максим это и говорит: "свершив свой круг"), что дети нас потом ведут, младшие старших.Я все задавалась вопросом: Ну почему Эдгар молчит, почему позволяет отцу прыгнуть,а вдруг ведь правда "могло убить его воображенье"? Ведь запросто могло.Я пока не нашла ответ на этот вопрос. Интересно и замысловато, вместе с тем душевно глубоко и больно, показана линия двух братьев.То будто бы в ладу друг с другом, но отдельно, то "на ножах" виною обстоятельств жизни.Принц и нищий есть такая сказка.Есть фильм такой - "Железная маска" с Ди Каприо. А еще есть фильм хороший с Максимом Авериным "Глаза Ольги Корж" (советую посмотреть, там тоже есть своя философия). Как разны братья и как похожи.По духу братья? По рождению от одного отца? Не близнецы ли? Любое выбирайте. А может то один есть сын? Как борьба противоположностей. Как добро и зло, сидящее в каждом человеке и, в силу жизненных ударов, кто победит. Пока один скитался, другой одновременно зло творил.Как, может быть, лицо и изнанка - две маски друг перед другом. "-Ты кто? -Я брат твой"."- Кто ты, добрый человек? - Я нищий". "- Ты кто? - Я -человек". Иногда полезно задавать и другим, и себе этот вопрос время от времени.Они и другим, и себе его задают. И отвечают: "Я Лир? Или не Лир?", "я ничто", "Я тварь презренная", "за что ж я тварь?". Вопросы, вопросы, ответы, ответы, и снова вопросы..Взлеты, падения, взлеты, падения..Один вверху - другой внизу. Не жизнь - а бесконечное чертово колесо,а где бред в поисках истины, себя самого, а где бег или прыжки с препятствиями. Не менее сильна роль Эдгара-Артема Осипова. В противовес Эдмонду. Какое перерождение неоднократное. И движение. Если в линии Эдмонда это движение, прыжки по вертикали,то в линии Эдгара - нить по горизонтали.От веселой беспечности до глубокого внутреннего взросления и накопления мудрости (а с ней и потерь,печали), мужества, стойкости,с сохранением благородства, чуткости, всей красоты души. С каким багажом - внутренним богатством - он приходит к финалу истории.Как Артем отыгрывает первое перерождение! Обливая сам себя этой жижей, в этой сумашедше-изломанно-гибкой пляске-агонии (вот здесь вспоминаются танцы Бутусова в "Чайке", его крики в микрофон, его агония, как и Эдгара бег по углям). Завораживающее зрелище.Красивая сцена. Мучительная боль трансформации.. отторжение..преодоление..выброс-сброс всего лишнего, чуждого..и путь-очищение-воспарение..И второе перерождение - возвращение и встреча с братом, лицом к лицу, маска к маске (как Лир говорит:"Смотри. Я сейчас перемешаю. Где плохой, где хороший?"). И танец-бой. И музыка. Шикарный прыжок на край сцены чуть выгнувшись вперед и..лицо в зал раскинув руки в одном стремительном широком жесте и в приветственном поклоне - бах! - и будто говоря: "Здравствуйте, это я!" Блеск!! Браво! Сильно!Артист! Глостер, Глостер... Эдмонд Глостер, что же ты натворил?.. Для меня всегда самая больная сцена - агонии ослепленного Глостера старшего и одновременной агонии и терзаний Эдмонда в дверях..На столько все внутри переворачивает и слезы хлынут... Заметьте, эта яма.. Все реплики в зал на краю сцены, в этой яме. Все Боги - на сцене, дальше - выше, а здесь.. Они и мы - все люди, все человеки, все вместе размышляем, разговор ведем о сути бытия. Что Лир-К.Райкин, что Эдмонд-Аверин (потом уже Эдгар-Артем Осипов будет в этой троице)) ) у ямы разговоры ведут в зал. Как интересны одежды.. Штаны на Эдгаре и Эдмонде.)) Рыбак и охотник?))) Заметила также, что в этот раз за "столом-поляной" Эдмонда со всеми не было, как говорится "ложкой не стучал". "Опять уехал", как Глостер говорил. Ведь с болью говорит, ведь поди ж ты - любит. О Яше Ломкине несколько слов. Точно и красиво играет. В один из "походов" на "Король Лир" обратила внимание на сцену, когда Эдмон-Аверин на кровати сидит в белой маске, а слева у кулисы - Яша, как солдатик. И, с того места, где я сидела в тот день,в июне, справа зала, обратила внимание как красив был этот солдатик при эполетах и форме. И только потом вспомнила, что на нем должна была быть белая маска. А с того места, где сидела, этой маски видно не было. Кент - Тимофей Трибунцев - ну это главно, и одновременно "скрытый", лейтмотив всего спектакля.Нерушимой тонкой линией, а где пунктиром посередке параллельно идет между Лиром и Корделией. Гонерилья, "вот он - мужчина".)) Да-да. Не тот. Ээтот маленький,с виду хрупкий, ранимый и стойкий, плачущий и сносящий все удары и шишки, весь гнев и капризы, терпеливо ждущий, отчаянно идущий вперед и с слепой верой, следом, зримо, не зримо, но идущий рыцарь. Ну нет слов.. Да, в "Чайке" - он вершина спектакля, его ось. И любуюсь, и рыдаю, глядя на его игру в "Чайке". Глаз не свести, когда улыбается в моменты редкого счастья. А всю "кашу заварил" Лир. Вот лис ведь какой. Что ни говорите, а с просмотра в марте Лира, меня не оставляет подозрение, что вот ну не хотел Лир отдавать Корделию за короля Бургунского. Спровоцировал любимую дочь, зная ее прямодушие. Как он смотриит на нее, рукой касается, вглядывается, будто говоря: ну давай, милая, не подведи, ведь не могу же я в тебе ошибиться. И дочь дает ответ свой прямодушный Лиру. И, если она раньше говорила со злостью, надрывом, то с какой теперь нежностью она это говорит, надеясь на понимание, и вся любовь то к Лиру в глазах, в друг друга смотрят, в то время как другие сзади речь вели. Лир будто гневается. И Бургунский не заставил себя ждать - высокомерно и с насмешкой отказался. Вот тут Лир разгневался всерьез.Все так, как он и думал. Зато Французский умница. В котелке, кстати.)) И с тростью.)) Но отваги и крепости не хватило. Да и не его то по большому счету вина. Ведь и другие не поняли хитрого хода отца во спасение дочери, и понеслось... Не буду о К.Райкине-Лире говорить, как и о прекрасных девушках-артистках. Скажу только, что К.А.Райкин - это конечно мега-талант.Игра - нет слов, одни эмоции.Из трагедии в комедию, иронию, фарс. Все октавы, весь диапазон мастерства, вся палитра цветов и оттенков артисцизма.Ну, тут уж - в "Король Лир" - и все остальныые на уровне, каждый артист и артистка - в свой цвет и оттенок.В образе Лира и себя чуть ли не догола на суд выносит, и из всех душу вытряхивает, через все круги ада проведет, через чистилище выведет, если есть что выводить. И все же нельзя, нельзя испытывать без веской на то причины ни себя, ни, тем более, других. "Не суди и не судимый будешь". Жизнь не раз еще подножки подставит. Надо беречь друг друга. Берегите друг друга. Как в "Тополя и ветер". "О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! Давно ль, гордясь своей победой, Ты говорил: она моя... Год не прошел - спроси и сведай, Что уцелело от нея? Куда ланит девались розы, Улыбка уст и блеск очей? Все опалили, выжгли слезы Горючей влагою своей. Ты помнишь ли, при вашей встрече, При первой встрече роковой, Ее волшебный взор, и речи, И смех младенчески-живой? И что ж теперь? И где все это? И долговечен ли был сон? Увы, как северное лето, Был мимолетным гостем он! Судьбы ужасным приговором Твоя любовь для ней была, И незаслуженным позором На жизнь ее она легла! Жизнь отреченья, жизнь страданья! В ее душевной глубине Ей оставались вспоминанья... Но изменили и оне. - И на земле ей дико стало, Очарование ушло... Толпа, нахлынув, в грязь втоптала То, что в душе ее цвело. И что ж от долгого мученья, Как пепл, сберечь ей удалось? Боль, злую боль ожесточенья, Боль без отрады и без слез! О, как убийственно мы любим! Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!.. Ф.И.Тютчев."

Божена: вишенка пишет: Я все задавалась вопросом: Ну почему Эдгар молчит, почему позволяет отцу прыгнуть,а вдруг ведь правда "могло убить его воображенье"? Ведь запросто могло.Я пока не нашла ответ на этот вопрос. Глостер встал на "край" этого самого обрыва задолго до того, как Эдгар поставил его туда физически. У него не громкий, пафосный, истеричный крик "Вот, я ВАМ сейчас помру, покончу с собой - и пусть ВАМ будет плохо!" Он полон тихой решимости не свести счеты с жизнью - а просто поставить точку. КАК Эдгар мог это предотвратить? Если все сцены Дениса во втором акте - это его полет в смерть. Только не с обрыва вниз, а в небо, в облака, поскольку он приходит к пониманию, смирению, покаянию и прощению. Эдгар мог сказать отцу сразу "не умирай" или не вести его туда, "на вершину"? Во-первых, известие о том, что перед ним сын, им преданный, его убило бы сразу, как только Эдгар открылся. (Это случилось значительно позже; и гораздо более мягко, когда Глостер уже сам догадался, что перед ним сын - и его это все равно сразило). А просто убеждать "не помирай!" от лица сумасшедшего Тома, нищего, неизвестно, что за человека... Скорее всего, "подлого" происхождением... Граф, конечно, изменился - но не до такой степени, чтобы слушать и послушаться неизвестно кого! Но с Томом - с ним вполне можно идти умирать. Какое дело Тому до смерти и жизни Глостера? Ему граф вполне доверился в том "последнем" пути. И Эдгар принял единственное решение - отец сейчас может быть снова возвращен к жизни только деянием Божием. Которое - вот чем умом Эдгар уступает брату? ведь умница не меньший; да еще и добрый! - сын ему и устроил: "спасен Богами ты!" - "Я понял все. И буду я терпеть все горе жизни, пока судьба не скажет мне "довольно". Он будет жить, и больше ничего с собой сделать если ему в голову и придет, то ненадолго; будет отвергнуто - это же дьявол его столкнуть хотел в бездну! Умница! мало, какой психолог ТАК отвести от попытки суицида может, между прочим. И сыграть такую тихую и просто алмазную (по твердости! я имею ввиду сейчас) решимость совершенно опустошенного внутренне человека - это мало кому дано. Денису дано гениально это сыграть. И замирание в зале идет в момент его падения не столько от передачи физического действа, скоглько от метафизического ощущения неотвратимости. И ужаса от этой неотвратимости. А умирать графу сразу... ну, просто нельзя было никак! В сущности - а чего он понял на начало 2го акта? Что человек и червь одно и то же. И то, что предатель на самом деле другой сын. То, что Эдмонд был к нему "куда добрее", что его спасает Эдгар - до этого еще долгий, медленный, этот самый "рапидный" путь. До самого главного - "благослови ВАС Боги" . "Лир, Лир, Лир"... Пять лет спектаклю, а голову и душу будоражит, как в первый раз!

Administrator: От зрителя... ...который, возможно, в первый раз впечатлился театром... А "сильный зуд в одном месте - а именно на кончиках пальцев... это вообще впечатлило. Король Лир Я не читал Короля Лира. Я даже не помню держал ли эту книгу, когда учился в школе. Я не мог предположить что пойду на спектакль в Сатирикон, где играют К. Райкин и М. Аверин. Я на них хотя бы посмотрел. И сам Сатирикон оценил. Особенно порадовала фраза диктора перед началом спектакля, что предыдущие просьбы выключить телефоны касались тех кто понял сразу, а это объявление для тех кто думает что это не для них говорили. Серьезное у них отношение к работе. Театр кстати постоили на основе кинотеатра. Что дало небольшую особенность для постановок. Зритель иногда вынужден сильно вертеть головой, чтобы увидеть куда пошел актер, потому что действие происходит не только в центре сцены, а даже чуть ли не у стен и у самих рядов. Это немного озадачило меня, но после антракта стало привычно. Меня сильно распирает от впечатлений, и не получается собрать их в какую-то статью с логикой, мыслями. Можно их отложить и подумать. Но меня не только распирает, но и зудит в одном месте, потому и пишу. Да-да зудит именно там - на кончиках пальцев. Были в спектакле смешные моменты. Некоторые можно передать, а некоторые просто неописуемы. Слуга одной из дочерей Лира был манерным. Это по началу веселило народ, но потом как-то стало привычно. Аверину два раза плюнули в лицо. Это было тоже смешно. Не то что плюнули, а как он на это реагировал. Слуга нес по сцене каркас из проволочи, фольги и палок. По очертаниям похоже было на лошадь. И спрашивал подскажите куда лошадей поставить? Гениальный монолог Райкина о жизни, разврате и светских дамах. Вот это было нечто неописуемое. Актеры кричали, орали, прыгали, носились, бросались, кидались. Это собственно и придавало правдоподобия происходящему. Иногда мне казалось, что передо мной не Шекспир, а театр перфоманса или сюр. Но все это просто объясняется. Все, от нелепых и неуместных костюмов, до через чур громкой музыки с игрой света. На сцене происходит тоже, что и в голове у каждого человека. В любом из нас живут все образы и подобия персонажей, что нам вбивали с детства и в школе. Мальчикам своих героев, девочкам своих героинь. А то как они одеваются - проблема моды. Тряпки долой и увидишь тоже, что показывали в театре. Теже лица, теже типажи. Предателей, интриганов, наивных и простодушных, ослепленных и обманутых глупостью и предательством близких, безумных и гневных. Средневековье какое-то! - сказала одна женщина, которую я подслушал. Да это оно. Оно никуда и никогда не проходило. Оно лишь притаилось в душах воспитанных и тактичных людей с хорошими манерами. Тюдоры живы в людях. Мы все обманываем и предаем, строим козни и интриги, используем доверие и доброту на свою пользу. Но ведь там была смерть и горе! О да, там было все, что снилось нашим мудрецам. Но там короли и князи мира, там власть и злато. Там не те мелочи, из-за которых мы делаем гадости друг другу. Там на кону жизнь, и совестью платить за все грехи придется. И сделанного добра, что забывают люди, исчезло в Средние века. Остались только злые. Всех милостивых извели давно. И злу приходится со злом сражаться. Но это все метафоры. На деле же все просто. Зло порождает зло. И не всегда добро может торжествовать. А по закону, зла должно быть всем по квоте одинаково.

Administrator: От зрителя С благодарностью за вИдение и чувствование лучшему автору дружественного сайта. 23 июля. Король Лир. Лиру Лир... каким он мне кажется спокойным по сравнению с Ричардом III! Вернее, не так. Ричард - черная буря с мерцающим снегом. Лир - красная полоса, оставленная солнцем в сумеречном небе для людей. перед сном. на раздумья. величественное красное. Красивый спектакль. Очень. Меня завораживает музыка. Две сестры связаны предметами, тащат груз жизни. Младшая - чиста, легка и свободна. Эдмонд (Максим Аверин) прекрасен, как никогда. Замечательно, когда внутренние метания героя на внутреннем уровне и показаны. Здесь утрированные жесты и интонации не нужны. Их нет, но как заметны ненависть и зависть, сжигающие Эдмонда заживо. Как кислота. Опасно. Где-то там, не в первом слое, живут любовь и сострадание. Ведь он человек. Простой обиженный человек. Главная интересность в том, что каждый из персонажей, сыгранных Максимом, многослоен, неоднозначен и с начинкой. Диапазон невероятно большой и, главное, в развитии! От всей души хочется пожелать как можно больше классических, драматических ролей. В этот раз врезалась в память немая сцена, когда два брата смотрят друг на друга в упор, а их уже слепой отец стучит ножами. Корень распри, наточивший оружие. В его слепоте многое. И то, что он не хотел замечать сына и слепая ярость Эдмонда, выстраивающего коварные планы. Этот холодный лязг - как по живому. Эдмонд скрючивается. Словно в предверии... Еще одно - Лир в своем безумии. Сидела дальше, чем обычно и видела, как сковало зрителей на первых рядах... "Каков пароль?!..." И последняя сцена... жестокая и печальная. Вечное одиночество Лира. Невыносимо. Хорошо возвращаться к любимым вещам. Особенно таким красивым. В спектакле много деталей, сцен, которые мне очень дороги. Именно потому, что наравне с новыми, возвращаются прежние эмоции. Это тоже нужно. Так не потеряешь себя.

Elena: "Король ЛИР", 23 июля Ошеломляющий, грандиознейший финальный Лир состоялся, полностью оправдав и даже превзойдя мои ожидания. Тем не менее, факт остается фактом: на сегодняшний день бутусовский Лир еще окончательно не по зубам моему мозгу. Всего лишь второе прикосновение, очевидно, нужно время. Что ж, поживем - увидим. А пока ощущения от финального спектакля. Он, действительно, оказался ровным, плавным, каким-то умиротворенным. Почему же я говорю "ошеломляющий"? Конечно, не по причине помпезности или масштабности. Я, также, как и вы, замечаю перемены, приводящие к восхитительнейшему результату, - и это после пяти лет жизни спектакля. Ну как не благодарить за такое отношение к нам, зрителям! На этот раз не могу не сказать о музыке. О, этот Цирк И. Дунаевского! В январе его уже не было и я представить не могла, что это такое. Но теперь скажу: он необходим. В обеих сценах ширится, накладывается на происходящее, с силой отдаваясь во всем моем существе. Как же больно... и снайперски точно этот марш попадает в цель. Жестокость, ненависть, нетерпимость гипертрофированы настолько, что перерождаются в сюрреалистический, вывернутый наизнанку, балаган-шапито, в котором клоуны и клоунессы готовы растерзать друг друга. И они делают это! И что в итоге? Жалобная, протяжная, струящаяся, необыкновенно навязчивая финальная кровоточащая мелодия-рана. Еще с первого просмотра не могла вспомнить ассоциацию; теперь пониманию - это чеховская "Скрипка Ротшильда". Музыка? Она делает свое дело. И о наших удивительных исполнителях. Как можно говорить об этих людях? Исключительно с любовью и трепетом. И вновь мои хвалебные речи в адрес Спивак. Красотка, красотка, красотка!!! Браво! Это отнюдь не та кроткая инфантильная Корделия полугодовой давности, - она расцвела, распустилась и начала поистине завораживать. Нынешняя Корделия пронзительная, героическая, жертвенная. И ей совсем не нужно кричать и что-то доказывать: тот, кто прав, не повысит голос. Чувствую, как становлюсь спиваковской поклонницей. Какой, оказывается, и Яша красавчик! Просто-таки утонченнейший эстет-виртуоз в деле обслуживания господ. Я помню мнение, что Ломкин-Освальд - это юмор спектакля. Мне же показалось, что бутусовский слуга из той же истории, что и цирковой марш, - безумного паноптикума театра абсурда. А вот Трибунцев в своей телогрейке отчаянно напомнил Костю. Жалчайший, униженный, - но при этом бесконечно преданный и верный! И глаза, эти глаза Кента: в них и участие, и укор, и ужас происходящего, и готовность к самопожертвованию и... надежда, которая умирает последней. Что ж, начинаю открывать для себя удивительнейшего Трибунцева. Как же ужасающе, завораживающе прекрасна Агриппина в момент совершения своего злодеяния! Перед глазами молниеносно проносится дикая, не удовлетворенная в своей похоти, пляска смерти, которую она затеяла и которая ее же и поглотит. А Марина особенно потрясла в сцене проклятия Лиром. Сильная, властная Гонерилья в один момент оказывается уничтоженной одним словом ОТЦА. Согласна с Боженой: простить можно очень многое; главное, не опоздать с этим самым прощением. Как определяет Л. Семеркин, Эдгар - это герой от лица самого режиссера (по аналогии с "Чайкой") и я совершенно разделяю его мнение. И, без сомнений, самый потрясающий, откровенный Эдгар-Осипов раскрывается в отношениях с поруганным отцом. Как кто-то заметил, эти отношения - настоящая драгоценность бутусовского Лира. А ведь Эдмонд прав перед своим отцом. Ох, как прав! Как же часто, по причине собственного малодушия, мы боимся признать свои ошибки, ища виноватых. "Боги играют людьми, как мальчишки мухами"? Нет, люди сами ответственны за поступки и деяния своих рук и не следует искать оправдания у солнца, луны и звезд. Почему эти бесценные слова произносит низкий предатель? Потому что в этом смысле он смотрит правде в глаза, в то время как мудрый отец должен "прозреть", чтобы увидеть, понять и принять ее. Ах, Аверин, Аверин, ты уже не плачешь вместе со мной на поклонах, потому что знаешь, в чем твоя обезоруживающая сила. Замечательно, что эта ослепительная улыбка венчает наш сезон. Лир тоже показался несколько сглаженным, менее взрывным и как будто уставшим от испепеляющих его страстей. Пожалеть они все решили меня, что ли? Да не удалось. "Удавили дурочку мою..." - и смотрит это Лир на меня глазами, на которые не ответить не возможно. Эти незатейливые и в то же время, страшные в своей сути, слова я и считаю ключом к спектаклю: все свершилось, ничего не изменить, никого не вернуть. И весь облик распятого Лира выражает конечную тщетность всякой философии против этих слов. Все так и есть: я готова смотреть на старуху и без дочери, и без братьев, и без никого; и в любом другом спектакле я смотрю и вижу его одного. Не считаю, в который раз признаюсь в любви этому колоссу: ведь с каждым разом я влюбляюсь все сильнее и сильнее... Это правда: по сравнению с Лиром, Глостер - результат жесткой, холодной, отстраненной игры и в этом очередной "стабильный" сухановский шедевр. Прежде всего, эти качества вылились в голосе: сухое, бесцеремонное, иногда с колкостью смеха и резкими как удар словами, обращение. И даже на пути к покаянию, после всего, что случилось с ним, - наедине с собою герой напряжен и местами безжалостен. Но с этими интонациями уже сосуществует другие, настоящие; и с ними он начинает заново воспринимать изменившийся, обрушившийся мир. Момент истины - ослепление-надругательство, когда Глостер кружит по сцене как зверь в клетке и в этом его беге от прежнего себя есть свобода, доступная высшему созданию, какую бы странную или жалкую форму ни приняла жизнь такого существа. Сброшены притворные одежды, сорвана застилающая пелена, уничтожено бремя самодовольства и превосходства, - и сверхчеловек становится духом, которому подвластна абсолютная истина... Что сказать еще? Все, как всегда: переполненный рукоплескающий зал, восторженные взгляды, великолепные цветы, благодарность... Теперь можно и к морю катиться в ожидании осени. И, конечно, пожелать нашим дорогим творцам успешных гастролей и полноценного отдыха. И до новых встреч, прекрасных открытий и потрясений в новом сезоне!

Божена: В догонку посту Elena несколько цитат. Смысл тот же, что и у Шекспира - Ю.Б. - актеров: "В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все, что угодно, но только не самих себя." (Платон) "Стремись всегда побеждать скорее самого себя, чем судьбу, и менять скорее свои желания, чем порядок в мире." (Рене Декарт) "Достойно вести себя, когда судьба благоприятствует, труднее, чем когда она враждебна. Счастье и несчастье человека не меньше зависят от его нравов, чем от судьбы." (Франсуа де Ларошфуко) "Люди сделали из судьбы всесильную богиню, чтобы сваливать на нее свои глупости." (А. Оксеншерна)

Administrator: Так рекламировали гастроли Сатирикона в Украине. БЕЗУМНЫЙ ЛИР, БЕЗУМНЫЙ РАЙКИН В первый день февраля на сцене столичного МЦКИ "Олимпийский" — замечательный сын своего отца окунет нас в мир непревзойденного Шекспира в постановке Юрия Бутусова. В 19.00 в этот вечер предстанет в одноименном спектакле настоящий Король Лир — Константин Райкин во всем своем великолепии. Он, как всегда, находит самый короткий и верный путь к сердцу зрителя — через невероятный юмор и пробивающее все шекспировские брони человеческое обаяние. Безумие его Лира — не пафосный наигрыш с заламыванием рук, взвыванием в такт и вырыванием волос на голове, а очень убедительное, надо даже сказать, бытовое сумасшествие, которое стоит ни много, ни мало — от 120 до 1500 гривен, как указано в столичных афишах. "Короля Лира" традиция давно разрешает играть в отрыве от конкретной почвы. Напоминать о сюжете — его знает каждый. И в том, что даже самый дотошный зритель никогда не определит, где и когда происходит действие спектакля Юрия Бутусова, ничего удивительного нет. Он поставлен вне географии или истории. Сцена "Сатирикона" обнажена постоянным соавтором Бутусова художником Александром Шишкиным до кирпичного задника и больше всего похожа на склад декораций. От спектакля в памяти даже у самого взыскательного зрителя остаются прежде всего две райкинские сцены. Одна — во втором акте, когда заглавный герой буквально вырастает на авансцене из вороха газет и силой своего дарования сжимает в кулаке зрительское внимание, произнося наконец-то действительно безумный и одержимый монолог. Вторая — финал, в котором Лир суетливо мечется между телами дочерей, пытаясь каждое из них прямо усадить на табуреты перед тремя роялями.

Administrator: От зрителя Душистый майоран - Проходи или пароль для Короля Тысячу лет не была в театре. Вчера после Бутусовской постановки " Короля Лира" в Сатириконе (конечно же) пост фактум задумалась. Тыщу лет не была, потому что меня утомили все эти пыльные кринолины, вертящиеся сцены (это не прошлый век, это серьезно век, который никогда не должен наступить), когда переигрывают, когда сидишь в ряду и прячешься за своими коленками, чтобы не показывать актерам на сцене как тебе за них стыдно. режиссер, балетмейстер, художник и художник по свету заслуживают похвалы необъятной. Последние из них создают эдакую рамку, эдакое пространство, в котором можно вертеть и вертеться безумной головой с криками и хохотаньем, раздорами и разладами. Об актерах ниже. Это было то, что нужно для возвращения. Вернуться внезапно. в конце июня в такое жаркое и светлое для театра время, когда ты идешь по улице около 7 часов и никак не можешь понять, что за толпа собралась на улице. А потом извиняешься, окидывая глазами здания. Ах " им. Пушкина" , ах " им. Горького" , дальше - " у Никитских ворот" . Король Лир без пампушечек и финтифлюшечек, без всего этого напыщенного, когда трагедии хотят придать еще более трагичности. у всех сплошь босые ноги (или кросовки, да), голые мужские ноги, кондиционеры на полную мощность, громкие и не громкие голоса у актеров, которые вытолкали из себя свой максимум (легко и свободно, спасибо), Райкин, вертящийся на голове, мертвые дочери-куклы, падающие на пианино, отчего они позвякивали тоскливо-тоскливо, много газеты, много газеты рвать на мелкие кусочки, мыть ноги, извазюкиваться в клее, и да худые длинные мужские ноги, запомните.) Всё выше в сочетании с шекспировским текстом и идеей (о раздоре в семье, в стране и даже больше: в голове) выглядит " классно" ). Да, я вполне могу написать - заставляет думать, что нужно еще раз сходить и туда же, перечитать и пересмотреть, вплетается в тебя и впечатления самые очаровательные. Ровно так, как читать Шекспира поздней осенью. Взахлеб. Но на самом деле - это просто классно.

Administrator: Король Лир. Сцена раздела государства. Премьера.



полная версия страницы