Форум » Архив форума » КОРОЛЬ ЛИР. Часть 4. » Ответить

КОРОЛЬ ЛИР. Часть 4.

Administrator: Король Лир. Материалы на сайте Материалы на форуме: КОРОЛЬ ЛИР. Часть 1 КОРОЛЬ ЛИР. Часть 2. КОРОЛЬ ЛИР. Часть 3.

Ответов - 302, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Administrator: Предложение о скачивании телеверсии спектакля - здесь. Пара интересных скриншотов:

Administrator: К юбилею Юрия Бутусова

Administrator: Марьяна Спивак. Ввод на роль Корделии. Отсюда


Administrator: Для скучающих по спектаклю. Посмотрите пару фотографий Кошелева/Самгина здесь, на форуме, а потом перейдите ПО ССЫЛКЕ в ЖЖ фотографа (и не забудьте, что там есть еще две части фотографий). Всего-то месяц до ближайшего "Лира" остался...

Administrator: С сайта театральной премии Золотая маска Мне всегда будет интересно работать с великими текстами – они нескончаемы. И ощущение, что ты вступаешь в область, совершенно непонятную для тебя, дает мощный толчок и возможность сочинять свой мир. Юрий Бутусов «Век вывихнут» – так было в «Гамлете» Бутусова в МХТ. В сатириконовском «Короле Лире» век не просто «вывихнул сустав», он бьется в эпилептическом припадке. И одновременное парадоксальное ощущение: а вдруг это просто выплеск буйной актерско-режиссерской энергетики? Такая отчаянная пляска на костях рухнувшего и века, и театра, и дома. Здесь всему и всем снесло крышу – в прямом и переносном смысле. Взломан пол, ободраны стены. Руины, обломки – вздыбившаяся под ногами земля, так похожая на растрескавшийся асфальт. Неизвестно куда ведущая одинокая красная дверь. Рядом еще две картинки как фрагменты случайно уцелевших декораций прежних спектаклей прежнего театра. Длинный стол на козлах, накрытый кусками картона и фанерными листами. Все это будет разъезжаться, падать, растаскиваться, потом из этих картонно-фанерных обрывков персонажи с маниакальным упорством начнут сооружать для себя хоть какое-то укрытие. Бутусов затевает игру без правил, границ, времен и наций. На сатириконовской сцене смешалось в кучу все уцелевшее. Все идет в дело, как в последнем спектакле последнего театра. газета «Культура» Константин Райкин играет трагедию наметившегося распада. Ты поддаешься гипнозу его блестящей эксцентрики, успокаивая себя, что это лишь игра, и давая заманить себя ближе, ближе. И вдруг оказываешься лицом к лицу с обжигающей исповедальностью. газета «Вечерняя Москва» Бутусов о времени, в котором живет, высказаться хочет. О распаде страны, об ужасающей агрессивности окружающей нас среды, о потерянности человека во враждебном ему, поистине космическом пространстве. Недаром же художник Александр Шишкин открыл всю сцену, оставив на ней какие-то обломки цивилизации. Спектакль и о том, как легко и незаметно можно убить тех, кого любишь. Он об отцах и детях, не нашедших взаимопонимания. журнал «Итоги»

Administrator:

Administrator:

Lotta20: "Король Лир" 29 октября Первый "Лир" сезона - и снова изменения. Неожиданно и.... приятно - как свидетельство того, что у этого спектакля всё ещё впереди. Хотя в данном случае речь идёт не о нововведениях, а о возвращении старого - сцены, когда-то условно называемой "по кочкам". Я те спектакли не застала, но, судя по фото, похоже. Вносится лошадь, входят в дом Глостера Регана с мужем - и дальше разыгрывается нечто странное, объяснит это трудно. Больше всего похоже на экстатические видения Эдмонда. Освальд, Регана, герцог, Глостер и Кент за столом качаются и как бы подпрыгивают в такт - будто в повозке едут, потом движения меняются, разнятся, но ритм сохраняется. А сам Эдмонд начинает корчиться на столе. Всё это - под музыку. Немного напоминает общий танец в конце 1 действия "Чайки", а ещё - "закадровый" монолог Дункана на кровати: там был тот же ритм (кровать качали) плюс движения Дункана. Все последующие слова герои произносят, чуть запыхавшись. Смысл - пока неясен, но - хорошо! Хорош и ещё один момент (похоже, именно новый): Эдмонд говорит о том, что природе "поклоняется, как Богу", сидя на помосте и закутавшись в королевскую мантию, брошенную там. А в целом - прекрасный спектакль, очень эмоциональный. Чудесно, что он снова с нами... а мы - с ним.

Innamorata: "Король Лир". 29 октября Первый "Король Лир" нового сезона и всего лишь второй - для меня. Как это не печально, но я пока никак не уживаюсь с обновленным залом. Вот и вчера была накладка - половину первого акта очень сильно фонила аудио-колонка и было ощущение что рядом с тобой кто-то очень громко ходит по снегу... Пыталась отвлечься и смотреть спектакль, но это было практически невозмужно, раздражало, как-будто комар жужжал над ухом во время красочного сна. К середине первого акта проблему наконец-то устранили и мы погрузились в "Лира"... Снова три сестры: жестокая и бесстрашня Гонерилья, рассчетливая и алчная Регана и Корделия - противоположная сестрам. Снова два брата Эдгар и Эдмонд, отцы Лир и Глостер, снова бури и ливни, колодки, лошади и перчатки. Удивительный спектакль! На него нужно идти настроенным, быть готовым к той силе, которую искрящимся потоком на тебе проливают Константин Райкин, Денис Суханов, Максим Аверин и все, кто присутствует на сцене, кто через себя пропускает эти невероятно мощные живые энергии и посылают их в зал с призывом прислушаться и понять. Спасибо!

Lotta: от зрителя сатирикон Король Лир - противоречиво, местами хотелось выскочить из зала, но вечер не потрачен зря, есть потрясающе красивые моменты

Божена: Вот так вот выбираешь из трех замечательных спектаклей два... "Ну, не разорваться же мне!", а потом, как вспомнишь, что следующий аш 16 декабря (!!!) и ...снова что-то изменилось! и ..."Лир!Лир!Лир!"

Божена: от зрителя Король Лир меня просто потряс и игрой актеров театра Сатирикон и обстановкой в театра!!!! Райкину БРАВО!!!

Хадзёка: [url=http://twitter.com/#!/vgorovoy/statuses/132159973793869824]click here[/url] Король Лир театра Сатирикон великопелен. Лучшее, что я видел в театре за последние несколько лет!

Локоны: ЖЖ: "Король Лир" в театре "Сатирикон" в постановке Ю.Бутусова Посмотрел «Короля Лира» театра «Сатирикон» в постановке Ю. Бутусова. Главную роль исполнял сам Константин Райкин. Эталоном моих представлений о той эпохе, быте и нравах царящих при дворах европейских монархов, несомненно, является фильм Г. Козинцева с легендарными актерами: - Ю. Ярветом, Э. Радзиняем, Галиной Волчек, Олегом Дальем, К. Себрисом, Л. Мерзином, Регимантасом Адомайтисом, Владимиром Емельяновым, Александром Вокачем, Донатасом Банионисом Алексеем Петренко, Юозасом, Будрайтисом. Именно на этом черно-белом полотне тогда формировалось зрительское восприятие великой драмы Шекспира. Все последующие просмотры театральных постановок на любой сцене невольно сравнивались с теми, что дал нам кинофильм 1971г. И кажется, равному этому шедевру, пока, еще долго не будет. От вчерашнего спектакля у меня отчетливо в памяти останутся только сцены с Райкиным, только он полностью владел вниманием зрителя, только он приковывал к себе внимание и был центральной фигурой всего действия. Все остальные актеры, тщательно продуманная сценография, свет, меняющиеся мизансцены, служили как бы смысловым акцентом райкинского Лира , его душевных мук и страданий. Конечно, игра актеров изображающих окружение короля, обнаруживала их талант и актерское мастерство, но сила дарования Райкина видимо такова, что она полностью сжала на себя все мое внимание. Его монологи, произносимые с таким неистовством, с такой энергией воздействия на зрителя, на таком надрывном нерве сценической подачи, что буквально поражают воображение и перехватывают дыхание. Кажется, что так сыграть роль можно только один раз в жизни, ибо, именно сейчас и только в сегодняшний вечер, он выкладывает все, на что способен актер. И, наверное, это и есть масштаб личности Мастера. Даже только ради этого изумления стоит быть на спектакле!

Хадзёка: из ЖЖ gala_spb Вчера смотрела "Лира" у нас, в СПб. Третий раз - первый почти сразу после официальной премьеры, второй - телеверсия. Странное немного возникло впечатление в первом действии (второе было ближе к тому, что помню) - спектакль больше ушел в сторону психологической драмы, смысловая жизненная наполненность увеличилась, и в результате возникли перебои ритма на стыках с чисто театральными кусками. Кстати, именно этот переход на "кочки" после очень внутренне насыщенной сцены Глостера и Эдмонда был особенно резок и неоправдан (ИМХО!). Усиление психологической составляющей показывает, что, в сущности, внутри спектакля не так много слоев, куда можно было бы углубляться. И особенно это касается Лира. Понятно стремление Ю.Н. найти новое в глубине спектакля, и актерский уровень это уже позволяет (видно, как много дала "Чайка" практически всем из бутусовской команды), но первоначальное решение "Лира" сопротивляется. PS. И я забыла - разве у Глостера был не синий плащ?

Elena: 29 октября. "ЛИРОМАНИЯ" Поздравляю всех с началом нашего сезона!!! Удивительно: у входа в театр спрашивают лишний билет, - и это на первом спектакле! Реконструкция в зале удалась: кресла с неким подобием ортопедических спинок намного удобнее прежних. Что же касается недовольства по поводу затрудненного прохода по рядам, - совет: по возможности, первый ряд, чего вам всем и желаю. Итак, заключительный летний Лир плавно перешел в первый осенний и мой третий по счету. Третий, - а восприятие как впервые, настолько интересны новые находки, изменения трактовок. Осмелюсь предположить, но впечатление таково, что наши мнения пробегает вся труппа вместе с Юрием Николаевичем. Каждый раз - виртуозно подготовленный праздник и никакого приедания и разочарования! И мой непременный must-have на этом празднике: розы для Суханова; ничего не могу с собой поделать. И не важно, что мой близкий человек (вспоминаю Иринату) с легким привкусом иронии советует посетить психотерапевта (читайте, психиатра), - свой дополнительный источник наслаждения я ни на что не разменяю. "Чайка" - любимейшее зрелище, а Лир - это... Лир. И этим все сказано. Наконец я задумалась вот о чем. Изображение восточного божества или лика ребенка за дверью, - как вы думаете, что оно означает? Неужели водоворот человеческих жизней и трагедий всего лишь тлен по сравнению с вечностью и вселенной? А ведь похоже, именно так: то ли снисходительная усмешка, то ли удивление этого существа выражает отношение философски настроенного, сдержанного Востока к отчаянно расходившемуся Западу с его неудержимыми страстями-пороками. По-моему, главная катастрофа шекспировской истории в бутусовской интерпретации состоит в уничтожении любви, и в этом свете прекрасно выразился гениальнейший Золя: "осквернена любовь, созидающая жизнь". И машут метлами герои, пытаясь избавиться от всего сотворенного собой же, но им не под силу вычистить ту "ужасающую грязь, которой люди запятнали саму любовь". Кто поразил самым неожиданным образом, - так это Эдмонд. Совершенно иные глаза, интонации, реакции, размах, наконец. Я увидела новое прочтение актером своего героя абсолютно в каждой сцене с его участием. Этот Эдмонд заслуживал не столько презрения, сколько обычного сострадания и участия! Какой же бездонный этот Аверин, сколько всего в нем намешано и как тонко он извлекает из себя и отдает на наш суд свое дарование. Интереснейшая метаморфоза в самой первой сцене раздела: в наиболее ранних спектаклях Эдмонд вместе со всеми за столом; затем он наблюдает за происходящим из ямы, а теперь он унижен окончательно, согнувшись под деревянным подиумом. Но смотрите, что происходит дальше: через мгновение Эдмонд уподобляется королю, занимая его место на помосте; более того, очень скоро он станет распоряжаться его жизнью. Именно сейчас на этом месте герой произносит ключевой монолог, определяющий собственную сущность. "Люди - хозяева своей судьбы", - утверждает Уильям наш Шекспир; и вместе с тем бумеранг в этих судьбах возвращается к каждому, воздавая по заслугам. Глостер. Любимый, боготворимый. За все это время, что я прикипела к Суханову, он уводит меня все дальше и дальше, и не хочеться даже оглянуться назад. Я уже не задаю риторический вопрос: что это было? Ответ: все то же самое - "стабильная гениальность". Безусловно, главный итог драмы героя, - мудрость, принимающая слабость человека, как уже ранее отмечалось. В этот раз сильно зацепила попытка самоубийства - прелюдия прыжка с утеса. Ведь как ни парадоксально, но нужна недюжинная сила воли, чтобы лишить себя жизни, - инстинкт самосохранения первичен в человеке. Герой видит в смерти избавление - проявление слабости, и в то же время этот неудавшийся уход приближает его к окончательному прозрению; в этом ему помогает, конечно же, Эдгар. Именно с помощью этой путеводной нити в своей резко изменившейся жизни Глостер восходит к свету. Я не думаю, что игре можно научить. Ведь и у очень умных людей может ничего не получаться, и недалекий способен сыграть хорошо. Однозначно одно: актерская игра, по своему существу, требует души; вместе с тем интеллект и чувство должны находиться в гармонии, - именно тогда мы имеем удовольствие видеть большого актера. Помню слова Максима о том, насколько он эгоцентричен и занят исключительно собой. А ведь настоящий артист и должен любить себя в образе. Более того, одной горячей любви к театру недостаточно, нужна горячая любовь к себе и вера в себя. Бог мой, девчонки хороши как никогда. Одна лучше другой! По правде сказать, опьяняющая парочка Суханов-Аверин настолько затуманили голову и затмили взор, что на всех остальных попросту не хватило сил. Но кое-что скажу. Вообще, на прошедшем спектакле восприятие всех сестер получилось исключительно через призму их отношений с Лиром. Старшие, готовые в угоду своим желаниям зайти слишком далеко и в конце концов разменивающие отца и уничтожающие друг друга. Характернейший эпизод: Лир с Корделией накануне гибели и тут же Регана в объятиях Эдмонда; тот же самый смысл несет и Гонерилья в сцене ослепления, определяющий ее дочерние чувства. И по-прежнему волнующая Корделия - ну просто Жанна Д`Арк во плоти, и в то же время ускользающая, тающая и от того пленительная пластика. Сильнейшая концовка для меня - прощание Лира с уже мертвой дочерью. Как будто безумие на мгновение отступает и приходит осознание непоправимого случившегося, - понимание собственной вины. Не уберег ты своих дурочек, старый ты дурак! Упрямство и спесь оказались превыше любви и преданности, - так чего же ты ожидал получить взамен?! Так и стоит перед глазами отец, распятый между тремя своими дочерьми, и нежные руки Корделии, расстегивающие пуговицу на груди у Лира... Три часа пролетают на одном дыхании: настолько виртуозно плетутся кружева, настолько органично одно вытекает из другого не оставляя ни малейших пустот. Уровень. Что ж, до очередного маленького счастья остается совсем немного времени. Впереди - первая "Чайка" сезона и все тот же первый ряд. P.S. Отдельное спасибо Юле за фотографии и материал о Марьяне.

Локоны: ЖЖ (от 6.11.2011) о гастролях в СПб: Была на спектакле "Сатирикона" "Король Лир". Поставил Бутусов. Интересно. Действительно трагично.Оказывается можно без мата и принципиального осовременивания создавать замечательные вещи. Аверина в сериале про "Глухаря" не видела, но как актёр понравился.Райкин - хорош.Только Корделия - не очень.Хотелось бы, чтобы она была нежнее, трогательнее.

evita: Один зритель спрашивает - другой отвечает Театральный Ревизор. Давно хотел посмотреть этот знаменитый и просто напичканный восторженными отзывами критиков и зрителей спектакль. И тут случайно увидел его по телевизору( посмотрел не целиком но того что увидел мне хватило по горло). Товарищи дорогие! Объесните пожалуйста почему люди на перебой пишут об этом "действе" восторженные отзывы. Чему тут можно восторгаться? Допускаю что восприятия с экрана другое чем в театре. НО... Я понимаю что впечатление гораздо более свежее чем сухие факты... НО при просмотре хорошего спектакля( даже с экрана телевизора) остаются масса прекрасных эмоций. У меня же (да и не только у меня) после просмотра осталось лишь горестное недоумение и вопрос зачем. Зачем а точнее почему (и из за чего) люди восторгаются этим спектаклем. Объясните пожалуйста. Чего тут особенно хорошего. Хоть убейте не понимаю. Лена Этот спектакль я видела 2 раза. первый раз на премьере, несколько лет назад,а второй совсем недавно, весной этого года. Не могу удержаться чтобы не вставить свои пять копеек, когда я вижу что кто-то пишет "не понимаю", я даже объяснять не хочу. Как можно объяснить что когда солнце и тепло хочется жить и радоваться, а когда дождь и холод, хочется под одеяло и спать. Это какие то неосознанные рефлексы. Лир это счастье. Счастье видеть, слышать, сопереживать. Радоваться что в одно время с тобой происходит что-то поистине гениальное, а не то что "вот в наше время были актеры..." ВОТ В НАШЕ ВРЕМЯ ЕСТЬ!!!Актеры и режиссеры. Кто не понимает, я могу только по-сочувствовать. Но спектакль действительно тяжелый... может тогда надо непонимающим ходить в театр Киноактера, например, или антреприз сейчас кучи, где медийные лица скачут по сцене. Выбор огромен. Но я за умный театр! За Сатирикон!

Administrator: С дружественного форума Максима Аверина Король Лир Ассоциируется с красным. Борьба зова крови, алчности и амбиций. Прекрасный, держащий в напряжении, мрачный, удивительный спектакль. К сожалению мне не показалось, что изменения привнесли в ход действия очень серьезную смысловую нагрузку. Но, безусловно, хорошо, что эмоции Эдмонда теперь видны, как на ладони (при разделе Лиром королевства). Раньше они бурлили в яме, как в котелке с ядовитым варевом. Неожиданно – образы, связавшиеся у меня почему-то с мистическими персонажами Миядзаки (птица-видение; сестры, невиданными монстрами восседающие на пианино). Было в этом что-то потустороннее, жуткое, забирающее холодом, чего раньше не замечала. Осталось ощущение надлома, невозвратности, необратимости.

Administrator: Только что узнала: вчера скоропостижно скончалась Наталья Казьмина, завлит Эрмитажа. Театральный критик - из числа тех немногих профессионалов, кому удалось сохранить в себе ЛЮБОВЬ К ТЕАТРУ. Всего несколько месяцев назад я сфотографировала ее на сборе труппы "Эрмитажа". Безумно жаль. Ниже - статья Натальи Казьминой о спектакле "Король Лир". 2006 год. МН, 13 октября 2006 года Наталья Казьмина Лир сделал глупость В театре "Сатирикон" Шекспир перечитан и прочитан заново Константин Райкин любит публику, но не делает из этого культа. Он приучил ее ходить в "Сатирикон", но продолжает бежать дистанцию. И не оставил привычки внутри общедоступного театра позволять себе и театр художественный, начатый еще Петром Фоменко и Робертом Стуруа. Юрий Бутусов с его шекспировскими спектаклями (Ричарда" и "Лира" хочется назвать диптихом) в этой компании. "Лир" из тех немногих московских спектаклей, к которым нужно возвращаться. О нем есть что сказать подробно. При этом достаточно внятно в нем сочетаются "театр не для всех" и "театр для каждого". Не упрощая шекспировских смыслов и предлагая зрителю (и актеру) довольно сложную метафорическую структуру, Бутусов умеет рассказать историю. В ней масса ассоциаций, так что интеллектуалу, увы, знающему, чем история закончится, будет чем заняться. Не говоря уже о зрителе, который услышит историю впервые. Еще лет 20 назад восприятие "Лира" как благородной трагедии было порушено Стуруа, который увидел в ней историю возмездия. Бутусов существует, мне кажется, в этом же русле, но делает свои открытия. Если в двух словах, он ставит историю человеческой глупости. "Лир сделал глупость!" - почти комически восклицает Лир Райкина, едва успев разделить королевство между дочерьми. "И это есть человек?" - разводит он руками в финале. Между этими репликами и пролегает путешествие Лира от глупости к мудрости. Бутусову явно важнее страдания Лира - и сострадания ему - анализ открытия мира, которое приходит к старику перед самой могилой. Это история одного прозрения, сказала бы я, если бы не боялась впасть в пафос (ему давно не веришь). И Бутусов боится впасть в пафос, поэтому его "Лир" фактурно груб и поначалу кажется вызывающе простым. В нем соединены три перевода - Дружинина, Кетчера и Пастернака, два поэтических и один прозаический, два ранних и один великий, два мало известных и потому звучащих свежо, и один до боли знакомый. Зазора не видно, и понятно, почему они вместе. Красоты стиля у Бутусова предельно спрятаны, романтический Пастернак "слышен" лишь в монологах безумного Лира: безумец имеет право говорить стихами. В остальном этот "Лир" кажется прозой. Прозой жизни. А жизнь груба. В этом "крестьянском" королевстве царят чистые цвета (художник А. Шишкин). На фоне дерева яркими пятнами смотрятся платья трех лировских дочерей: красное - воительницы Гонерильи (М. Дровосекова), желтое - глупышки Реганы (А. Стеклова) и белое - девочки Корделии (Н. Вдовина). У этого королевства нет породы. Не наблюдается и богатства. Стол - на козлах, от дождя спасаются под картонкой. Дверь не ведет никуда: в дверь выходят, но стен у этого королевства нет. Здесь нечего особенно делить. Здесь спор идет не о богатстве, хотя все рвутся куда-то наверх. Здесь идет метафизический спор. Историю играют на обломках мира. И на обломках культуры. Как на часах, у двери стоят три холста, три осколка стиля. Картины явно нуждаются в реставрации. Как и все королевство. К финалу от них останутся голые рамы, а от королевства - и камня на камне. Сцена будет засыпана старыми газетами. И за дело, взяв метлы, примутся чистильщики. Встанут в ряд и враги, и сторонники Лира. Взмах метлы - и нет на земле Лира. "Беда тому, кто кается, но поздно", - скажет Глостер (М. Суханов), чья история, его и двух его сыновей, Эдмонда (М. Аверин) и Эдгара (А. Осипов), вторит драме Лира. Чтобы стать зрячим, нужно ослепнуть, как Глостер. Или, как Лир, потерять все, чтобы снова стать человеком. Мудрость обретается на ощупь. "Старик", "старость" - эти слова в пьесе прежде не так бросались в глаза. Но Райкину, который играет занимательнейшего старика, это важно. Крепенький, седой, с курчавой бородой, в черной шапочке, которую он называет короной, этот Лир (наверное, добрый вояка) является делить королевство в подобии кирасы и старых штанах со штрипками. По-домашнему. Первая сцена в трагедии самая важная. Как и зачем поделишь, так потом и сыграешь. Лир Райкина возлежит на столе, прикрывшись, как одеялом, картой своих владений. "Достиг я высшей власти", - мог бы он повторить за другим литературным героем. Его желание послушать, как дочери любят отца, - стариковская причуда. Причуд у него немало. Может с кулаками броситься на Корделию, отказавшуюся говорить, может снять штаны перед обидевшей его Гонерильей и дуться, пока та снова его одевает. Лир Райкина сумасброден, но не более других стариков. Он не глуп, но доверчив. Как все сильные люди, любит окружать себя слабаками. Как все сильные, рано или поздно перестает жалеть слабость и отличать красноречие от лести. Звереть, когда ему дают отпор, как честный Кент (Т. Трибунцев). Лир Райкина простодушен, но обольщен видом с вершины, заблуждением, что мир устроен так, а не иначе, на века. Его обманывает покой величия, которое он принял всерьез. Тут надо не пропустить взгляд Лира-Райкина, впервые осознающего, что обманут. В нем такое детское изумление. Именно в эту минуту в короле рождается человек. "Из ничего не выйдет ничего", - усмехается Лир, лишая наследства Корделию. Но Райкин с Бутусовым рассказывают историю как раз о том, как "из ничего" (прихоти, самомнения, свары) в конце концов выходит ничего - рушится мир. Лир сделал глупость и закусил удила. Лир сам завел механизм этой цепной реакции. А дальше: Дальше Лир весело сходит с ума, а мир продолжает рушиться, коварство пожирает тех, кем затеяно. Вцепившись в волосы друг другу, катаются по полу сестры, Гонерилья с Реганой. Брат идет с ножом на брата. И даже сам безумный Лир - в просветлении ума! - вдруг вспомнит, что был королем, и скажет ужасное: "А потом на зятьев - и бить без сожаленья". Мир, даже рушась, кажется неисправим. Безумие Райкин действительно играет весело, но именно здесь можно расслышать трагедию, увидеть актера трагедии. Скачет мысль Лира с предмета на предмет, всякий раз спотыкаясь на нелепом рефрене: "Пароль? - Душистый майоран. - Проходи". Скачет он сам трогательным воробышком, полуголый старик, отринувший "корону, жизнь и королеву". Под знамена Лира-шута и встают только шуты, те, кому нечего терять: Кент, Эдгар, Шут. (Тут единственная промашка режиссера. Одна из загадок "Лира", Шут, приходящий ниоткуда и пропадающий в никуда, Бутусовым осталась не разгадана. Быть может, потому, что королю-шуту Шут больше не нужен? У Бутусова Шута играет женщина, и это наводит на мысль, что рядом с переодетым Кентом и переодетым Эдгаром в его свите могла быть и переодетая Корделия. Шекспировская традиция знает и это. Одна из самых сильных смысловых сцен спектакля - когда плененный Лир зовет вновь обретенную Корделию в тюрьму: "Чума их сгложет прежде, чем станем плакать мы за них". Старик и дева уходят в смерть, смеясь. Это и есть, по Бутусову, вкус свободы. Наверное, режиссера тут можно назвать мизантропом. Мир, познающий себя через страдание, и мир, наступающий на одни и те же грабли, его ужасает. "Для богов мы то же самое, что для мальчишек мухи", - сокрушается Глостер, а режиссер воплощает эту мысль в метафоре. Иллюзия так же сильна, как и в его "Ричарде", где люди и вещи по ходу спектакля словно меняли масштаб: все огромнее казался мир-театр, и все меньше в нем люди, люди-куклы. Лир-воробышек кажется уже совсем крохотным. Однако под финал это апокалиптическое миросозерцание отпускает режиссера, как отпускает Лира месть и желание "все вернуть". Мудрость, дарованная старику, - это и режиссерский выбор: "Нет в мире виноватых. Правы все. За всех я заступлюсь". Финал, придуманный Бутусовым для трагического актера Райкина, эпичен и невероятно нежен. Картина вечной муки старика, этого сизифова труда - видеть мертвыми дочерей и пытаться их оживить - сочинена очень талантливо. В одной из сцен, когда распахиваются двери, вдруг замечаешь в проеме гигантский фрагмент чьего-то печального лица. Мгновениями оно выглядит кукольным, но иногда кажется частью великой картины. Может быть, это глаза Бога. А может быть, Бог уже мертв...



полная версия страницы