Форум » Архив форума » КОРОЛЬ ЛИР. Часть 4. » Ответить

КОРОЛЬ ЛИР. Часть 4.

Administrator: Король Лир. Материалы на сайте Материалы на форуме: КОРОЛЬ ЛИР. Часть 1 КОРОЛЬ ЛИР. Часть 2. КОРОЛЬ ЛИР. Часть 3.

Ответов - 302, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Lotta: Автор пишет о "максимальном напряжении мелодраматического момента", считая "мелодраматизм" особенностью бутусовских спектаклей. Она не вкладывает в это слово ничего негативного, речь идёт только о прямом эмоциональном воздействии на зрителей, связанном с пристальным вниманием к миру чувств человека. И я подумала, именно этого мне не хватает в последних спектаклях ЮБ ("Иванов" и "Мера за меру"). Оставаясь бутусовскими по форме и по отношению к миру в целом, они обладают очень сниженным эмоциональным полем. В итоге к героям практически нет сочувствия.

Administrator: Отсюда. «Лир» из тех немногих московских спектаклей, к которым нужно возвращаться. В нем внятно сочетаются «театр не для всех» и «театр для каждого». Не упрощая шекспировских смыслов и предлагая зрителю (и актеру) довольно сложную метафорическую структуру, Бутусов умеет рассказать историю. Режиссер, не впервые работающий с Константином Райкиным, не стал переименовывать «Короля Лира» на современный лад. Лир у Райкина вышел совсем не старым и хорошо знающим, что такое искушение властью. А еще он знает, что в мире все относительно, что вчерашний друг может завтра стать врагом, а на месте Корделии могла бы оказаться Гонерилья или Регана… А потому из спектакля больше всего запоминается финал: под лихую, веселую музычку Лир пытается рассадить умерших дочерей по стульям. Тела валятся на пол, он поднимает их, начинает все заново, в своем отчаянном упорстве напоминая Сизифа, обреченного богами вечно тащить в гору скатывающийся камень. За что выпала Лиру такая кара, и как понимать другие трактовки, возникающие и обрывающиеся по ходу спектакля, пока не совсем ясно. Но «Король Лир» Бутусова явно относится к тем спектаклям, которые со временем становятся только лучше. И в этом, наверное, стоит убедиться.

Ирината: Король Лир. 21.10.2010 Как говорится, первое слово дороже второго. Значит, тот вариант самого первого прогона «Лира» и был «дороже», правильнее всего, что мы видим сейчас. Вчера подумала, что от того первого показа спектакля, что был украшен фирменной бутусовской сумасшедшинкой, сейчас осталось немного. Метельщики, проходящие по авансцене и их растущие тени. Красная кукла Реганы. Диагональный проход Эдгара, полуведущего-полунесущего обессиленного отца. Финал. И… Я уже писала, как не хватает мне в первой сцене ног в грубых ботинках, попирающих спину «незаконного»… Впрочем, все равно первая сцена хороша до невозможности. Сидя близко… еще ближе…. близко, как только возможно – трудно глазом «взять» её всю. Поэтому выход Эдмонда под аплодисменты сериальной публики только отмечен: всё хорошо, всё как всегда… А вот на диалог Кента и Глостера смотришь, поводя глазами, как кошка в старых ходиках: налево-направо, направо-налево, налево… Потому что каждая фраза интонирована Сухановым и Трибунцевым совершенно точно, причем не только интонирована голосом, но и поддержана мимолетным выражением глаз, напряжением тел… поднятой бровью или опущенным уголком рта. А вот в сцене раздела королевства мне опять же не хватает Вдовиной/Корделии… Нынешняя исполнительница роли играет Корделию как упрямую избалованную капризулю, которой, в общем, наплевать, что рухнет весь мир - лишь бы ей самой чай пить (но выяснится чуть позже, что и она без чая останется)… Вдовина же, со своими светлыми прозрачными глазами и блаженной полуулыбкой играла героиню немного не от мира сего, отказывающую отцу во внимании, потому что ее отвлекли от какой-то своей, лёгкой полупотусторонней мысли, витавшей где-то там, далеко… «где Бог и белая овца»… Почти без изменений остались сцены, изначально выстроенные и сыгранные безупречно: например, та, во 2 действии – с «падением» Глостера с мелового утеса, бредом Лира и сражением Эдгара и Освальда – когда мечется слепой старик, прощаясь с жизнью и пытаясь на слух понять, откуда придет смерть – а безумный король прыг-прыгает, ловя счастье… Очень ярко играет в этой сцене Лир/Райкин. И, если удается не сделать паузу, в которую всенепременно вклинится смех и аплодисменты, то мысли безумного короля летят единым взвихривающимся потоком – АХ! Как хорошо. Замечательно ведет сцену Эдгар/Осипов… Но вот то, что делает здесь Суханов – вообще не поддается описанию: я не столь талантлива, чтобы найти нужные слова, которыми можно описать безупречность. А Глостер играется именно безупречно! Что же до сцены ослепления Глостера – то я «собираю» себя к ее началу, загоняя нервы в глубину и уговаривая их не дрожать. И всё равно… Да-да, с того первого прогона – это настолько страшно и прекрасно… Спасибо громкой музыке – в ней не слышно мое непрерывное тихое завывание: аааааааааааа... А в темноте не видно слёз и кулаков, сжатых так, что ногти впиваются в ладони. И вот еще что. Вчерашний сбой (я не буду рассказывать, что случилось - неважно!) обернулась потрясающей, неистовой игрой актрисы - хоть выступай с пожеланием закрепить накладку. А получилось так хорошо, потому что актриса НАСТОЯЩАЯ - она, даже почти проваливаясь, все равно выйдет из ситуации победительницей.


Lotta: "Король Лир" 21 октября В "Лире" велика роль всяческой тактильности - это одна из особенностей спектакля. Любовь, ненависть, забота, желание поддержать выражаются через прикосновение, и в этом сказывается неравнодушие героев друг к другу, преодоление одиночества - то, чем мне так дорог спектакль. Иногда такие моменты не вполне логичны, но в образной структуре спектакля они постоянно подчёркивают мысль о необходимости борьбы со всеобщим очуждением. Нововведённая пощёчина, данная Корделией своему неудавшемуся жениху, немного странна, но она из этой же серии. Более понятен удар Гонерильи кулачком по голове шута, когда она пробегала мимо него к отцу. Сцены Глостера с сыновьями и Лиром в этом смысле вообще совершенны. Я уже писала, что перчатки Глостера в 1-м действии не только обозначают его отстранённость, отдельность и высокомерие, но и заставляют зрителя фиксировать внимание на моментах тактильности, которые иначе были бы не так заметны. На последнем спектакле слепой Глостер цеплялся за Эдгара, искал на ощупь руку Лира ещё более... достоверно, что ли - чем обычно. Это было совершенно естественное поведение недавно (!) ослепшего человека - но театральная выразительность не пострадала ничуть, даже, наоборот, усилилась. А как потянулся к королю Эдгар, будто сказать что хотел, а по сути - просто прикоснуться, быть вместе с отцом и Лиром... А как плакал Глостер, уткнувшись в плечо сына, прижавшись к нему в сцене с Освальдом - когда был уверен, что сейчас будет убит, и напоследок чувствуя живое человеческое тепло... Вот эти несколько последовательных сцен, соединённых в микроспектакль, мне и раньше казались отдельным шедевром - прежде всего, шедевром режиссуры. Теперь они стали ещё сильнее: виртуозно балансирует Райкин на грани комикования и трагедии (и весёлый зрительский смех тут уже не помеха), очень вырос по-актёрски Артём Осипов, который совсем недавно всё-таки проигрывал своим более опытным партнёрам, несколько изменился сухановский Глостер. На мой взгляд, теперь нет такого сильного перепада между его героем в 1-м и 2-м действии: ослепший Глостер - всё тот же сильный и властный человек, каким он был когда-то, в его преображении больше психологизма, оно более естественно... но это всё равно ПРЕОБРАЖЕНИЕ. И совсем уж великолепен его метафорический проход с Эдгаром: ускользающая жизнь, утрата телесности, полная сосредоточенность сына - и ПРОЩЕНИЕ. "Лир" - спектакль неровный, он менялся уже и на моей памяти, и не всегда к лучшему, но эти сцены сейчас находятся на немыслимой высоте искусства: вдохновенная режиссура, рассчитанная на прекрасных актёров с максимальным использованием их возможностей, предполагающая эмоциональное воздействие на зрителей - чтобы поняли, почувствовали, полюбили...

Lotta: Поскольку предыдущий пост о"Лире" 21 октября 2010 повторен в моём ЖЖ здесь, добавлю сюда комментарии. gala_spb on October 24th, 2010 Ах, как я с Вами согласна! Я то смотрела сатириконовского "Лира" только однажды (и это был мой первый спектакль в "Сатириконе" вообще, и имя Суханова я тогда услышала впервые). Но этот проход Глостера с Эдгаром через всю сцену так и стоит у меня перед глазами, это была квинтэссенция впечатления от спектакля вообще. По поводу тактильности - на мой взгляд, это идет от пьесы. Аникст говорил, что в системе образов Шекспира в каждой пьесе есть свой центральный образ. И для "Лира" - это образ постоянного и недружественного взаимодействия тел. И сам Лир очень часто говорит о конфликте как о бунте частей тела (рот, рука) друг против друга. lotta20 on October 24th, 2010 Если бы только "недружественное", было бы намного мрачнее. Но в спектакле много и дружественного: Глостер, проходя мимо Шута, дотрагивается до его руки, Кент хлопает по плечу слепого Глостера, не имея другой возможности поддержать его... Герои обнимают, укрывают друг друга одеждой... Для меня эти прикосновения не противопоставлены всяким толчкам и ударам, они в одной системе - как попытка почувствовать близость другого рядом с собой. Вот и сёстры обнимают Корделию, вроде бы в тайне радуясь её беде - но инстинктивно стремятся помочь ей и невольно тянутся друг к другу даже в моменты ненависти. И инстинктивно шарахаются от Эдмонда, отталкивают его вдруг - несмотря на вожделение, причём обе. Аверин сейчас играет очень неровно, его Эдмонда не поймёшь. Но в лучших спектаклях очевидно тяготение Эдмонда к отцу - естественное, даже после уже свершившегося предательства.

Administrator: Снова - с огромной благодарностью Lil! - анонсирую грядущее фотообновление страницы спектакля.

Administrator: Восемь новых фотографий из спектакля "Король Лир" размещены на сайте Дениса Суханова. Спасибо Lil! А вот еще несколько ее великолепных снимков...

Administrator:

Lotta: "Король Лир" 3 октября Подруга впервые собралась на Бутусова и попросила составить компанию. Ну а мне от своего счастья неча отказываться... Предпраздничный, как оказалось, день - и битком набитый зал. Очень хорошо играл Аверин. Вспомнились доглухарёвские времена, причём и зрители настроились нормально, независимо от теле-приоритетов. Когда он вышел, не аплодировали, когда улыбнулся - не смеялись. Или просто на этот раз он вышел и улыбнулся, как прежде, как надо... Эдмонд был страстным и страдающим... несчастным... ведомым роком, затмениями всякими, влияние которых он отрицал. Жертвой собственного выбора. Человеком, который, сделав шаг, уже ничего не в силах изменить. Сложным. И главное - актёрская энергетика была на том самом уровне, к которому мы, избалованные, привыкли. Правда, моя подруга, большая поклонница Глухаря, была несколько разочарована и сказала, что играть отрицательных героев у Аверина не получается. Но тут мы опять имеем дело с обманутыми ожиданиями, с привычкой. Ну хоть "эротические" сцены одобрила. Я так подробно описываю её впечатления, потому что зритель она искушённый, и это в очередной раз доказывает, насколько мы пристрастны в своих оценках. Впервые увидев Райкина на сцене, была потрясена, должно быть, предполагала нежелательную для себя встречу с Труффальдино. Трибунцева почти что не заметила (!) Усмеялась над Яшей Ломкиным и очень высоко оценила Осипова и Дровосекову. В Суханове она признаёт большого артиста, но относится к нему... с настороженностью. Что-то задевает, мешает... Ну и нету у него милого сердцу обаяния простоты. Чего нет - того нет! И герой его сложен и суров. Глостер 1-го действия - полный самоконтроль, привычка подчинять себе обстоятельства, привычка быть самым умным. И - какой-то высокий стиль - в одежде, в манерах, в каждом движении. Во 2-м - воплощённое страдание, непрекращающееся самоуглублённое переживание того, что сделал он и что сотворили другие. Это соединение эмоций и мысли в герое, глаз которого не видно, совершенно потрясающе. Ну и Бутусов, Бутусов...

Administrator: От зрителя ...Спектакль. АААА!!! Я их всех обожаю, не знаю с кого начать. Яков Ломкин. Хоть это и трагедия, но Ломкин это юмор спектакля. "Чё? Караул. Режут. Караул" "Слушай, ты местный? Куда лошадей поставить?" Но главное то как он (как это по русски))) двигался. Какой же он там зараза))) Походка "грудь вперёд, попа назад", ухмылка, хрюканье в конце концов, которого чё то было в избытке вчера)) Граня Стеклова. Ну какая же она красивая. Больше всего понравилась она в момент, когда её муж приказывает заковать в колодки Кента до обеда. Этот "ангел", совершенно невинным, нежным голосом произносит: "До обеда? Нет до вечера...и ночь всю...." Денис Суханов. Что-то в этот раз как-то никак. Насколько я была убита в прошлый поход его монологом перед "обрывом", для меня это была самая самая сцена, вчера было просто никак. Уж не знаю почему? Марина Дровосекова. Ну это любовь. Я её обожаю. Какая от неё силища просто таки прёт. Она просто великолепна в этой роли. Сплошные восторги, даже отдельно выделить не могу. Везде, просто везде. Артём Осипов. Эдгар. Он меня удивил в первый раз. Он закрепил вчера. Я его видела только в сериалах и мельком, ибо такие сериалы не смотрю. А тут. Он действительно очень талантлив. Очень. Максим Аверин. Эдмонд. Его монолог "мы виним во всех бедах солнце, луну и звёзды" мой любимый в спектакле. Это конечно же заслуга Максима. И вообще. У него глаза блестят. Видно как человек пропускает всё через себя. Говоря такие монологи, быть такой гнидой, не будучи в реале таким, всё таки отрицательные роли требуют очень больших усилий. И как Максим с этой ролью справляется? В-Е-Л-И-К-О-Л-Е-П-Н-О! Райкин. Вот моё главное потрясение вечера. Вот бывает такое, что то люблю, то чуть ли ненавижу. Вот так у меня с Райкиным. Но после вчерашнего...всё таки люблю. О какой это был Лир. Как было его жалко. Он просто вырвал сердце и растоптал его. Я видела как катятся слёзы по его щекам, я слышала в его вопле всю боль этого униженного, брошенного, обманутого старика. И финал. Душа вывернута, сердце сжалось. Мы вжались в кресла и глаза блестели у нас. Не хватило шута-Березновой. Уж очень она мне нравится в этой роли. Надеюсь скоро вернётся, а то другой шут как то никак, даже очень...никак. Вот такой был "Лир" вчера. Ну и поклон. Овации!!! Весь зал стоя аплодировал. И всё же спектакль тяжелый. И вроде глядя артистам в глаза хочется улыбнуться, показывая, "Молодцы! это было великолепно!" но улыбки нет ни у нас, ни у артистов. Значит было. Значит смогли. Замечательный спектакль. Цветов было не очень много. Но как-то равномерно. Всем досталось. Ну почти всем...

Administrator: От зрителя ...В среду ходил в Сатирикон на "Короля Лира". Кстати, только у меня с большим трудом слово "Лир" ассоциируется с именем? Для меня фраза "Король Лир" всегда звучала как, например, "Король пик" или "Дама червей". Впрочем, это все не то. На спектакле корил себя за то, что перед походом в театр дважды прочитал пьесу и подробно ее проанализировал. В итоге получилось, что процентов 70 от времени спектакля я сидел и слушал декламирование текста пьесы профессиональными артистами, с хорошей интонацией, мимикой и так далее. Но это все и так было у меня в голове и все это я понимал. А разные визуальные ходы, ради которых я, собственно, и хожу в театр, занимали лишь небольшую часть времени. В общем, как ни крути, а Бутусов тебя все равно обманет и придумает что-то свое. Сам себе я разрушил чудо театра. Сам. Больше пьес перед спектаклями не читаю...

Administrator: Administrator/Ирината: Потрясающе выразительные фотографии в этой серии - согласитесь!

Administrator: Отсюда • На обломках прошлой жизни 18 и 19 ноября на тюменской сцене – трехчасовой «Король Лир». Спектакль привезет московский театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина. Режиссер Юрий Бутусов затеял игру без правил, границ, времен и наций. Взломанный пол, оборванные стены, одинокая красная дверь, длинный стол на козлах, накрытый кусками картона и фанерными листами, – «обломки цивилизации», которые сначала растаскиваются по углам, а потом смешиваются в одну кучу. Век просто вывихнул сустав… О распаде страны, агрессивности среды, потерянности человечества в космическом пространстве, а значит о времени, в котором живем, – переосмысленный москвичами незабвенный текст Уильяма Шекспира. Солирует Константин Райкин. Все постановки проекта «Лучшие спектакли «Золотой маски» в Тюмени» начинаются в 19.00. Настраивайтесь на глубокие размышления. По мне, это лучше, чем гомерический хохот. Автор статьи: Ирина НИКИТИНА

Ирината: Тюменский курьер ...А завершится фестиваль шекспировской пьесой «Король Лир», с которой приедет московский театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина. Ее покажут дважды - 18 и 19 ноября. Сюжет стар, известен всем, и потому, наверное, вечен. Так о чем же «Король Лир»? О том, что зло рождает одно только зло, что отцы виновны в преступлениях детей. О распаде страны, об ужасающей агрессивности общества, о потерянности человека во враждебном ему пространстве. А еще о том, как легко и незаметно можно убить тех, кого любишь. Об отцах и детях, не нашедших взаимопонимания. Злободневно, не правда ли? Лир затеял смуту и стал ее жертвой. И все полетело в тартарары - злобой люди заражаются друг от друга, в ярости рвут бумагу, звенят оружием, ненавидят, ослепляют, убивают. По-шекспировски прозревают только в трагические минуты. Спектакль «Король Лир» театра «Сатирикон» признали одним из лучших еще и потому, что Лира играет потрясающий Константин Райкин. Спектакль академичен, покрыт драгоценной пылью классического театрального искусства. Где такое увидишь сегодня?

Administrator: Вот такой вариант рекламы показа "Лира" в Тюмени. Отсюда «Король Лир» на обломках цивилизации Национальная театральная премия и фестиваль «Золотая маска» подходит к завершению. 18 и 19 ноября в 19 часов на сцене Тюменского драматического театра зрители смогут увидеть постановку пьесы Уильяма Шекспира «Король Лир», представленную московским театром «Сатирикон». Спектакль получил премию «Золотая Маска» 2008 года в номинации «Лучшая мужская роль», был номинирован на «Золотую Маску» как «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера» и «Лучшая работа художника». В нем принимают участие известные артисты – Константин Райкин, Артем Осипов, Яков Ломкин, Максим Аверин, Владимир Большов и другие. Это спектакль и о том, как легко и незаметно можно убить тех, кого любишь, об отцах и детях, не нашедших взаимопонимания. В сатириконовском «Короле Лире» всему и всем «снесло крышу» – в прямом и переносном смысле: взломан пол, ободраны стены. Руины, обломки – вздыбившаяся под ногами земля, так похожая на растрескавшийся асфальт. Неизвестно куда ведущая одинокая красная дверь. Рядом еще две картинки, как фрагменты случайно уцелевших декораций прежних спектаклей прежнего театра. Длинный стол на козлах, накрытый кусками картона и фанерными листами. Все это будет разъезжаться, падать, а потом из этих картонно-фанерных обрывков персонажи с маниакальным упорством начнут сооружать для себя хоть какое-то укрытие. Режиссер спектакля Юрий Бутусов затевает игру без правил, границ, времен и наций.

Administrator: Вот так на сайте Тюменского Драматического театра представлен сатириконовский "Король Лир". Давайте держать кулачки на удачу гастролей. Пусть сатириконовцам играется вдохновенно. Пусть их встречает добрый и понимающий зритель! Информация: долетели в Тюмень хорошо. Эмоция: мы очень ждем возвращения!..

Administrator: От зрителя ...который перепутал Вдовину и Спивак. Ну что ж, бывает. Видимо, у человека старая инфа из инет. Райкин - Король Лир Посмотрела "Короля Лира" из "Сатирикона". Первый акт меня до такой степени пронял, что на второй осталась без метаний, хотя дома уже обстановка накалялась. Часто бывает, что второй акт лучше первого, но не в этом случае. Тут во втором было меньше Райкина и больше Бутусова (это режиссер). Только во втором отделении я поняла, что мне нравится в этом спектакле - та часть, которая называется психологическим театром. Вот история Лира и его дочерей передана так достоверно, так не плоско, как требуется, чтобы пьеса, написанная чорт знает когда вдруг затянула тебя не хуже собственной жизни. Все остальное там - украшательство и сорочья ярманка. Это вроде и не раздражает, но оно там лишнее. И публека хлопаит - не после особо удачного диалога, а после трюка. Художественное оформление я тоже как-то не пОняла. Че там к чему... Временами красивые эффекты, но смысел мне не понятен. Три сестры в светящихся абажурах, три мертвые сестры, падающие на рояли, красивые двери, ведущие в портрет тетеньки... Хотя большая красная тряпка, рваные бумаги, ямка, доски и подиумы - простые вещи, то бишь, они работают вполне органично. Константина Райкина я видала раньше только в роли верблюда и в роли слуги-проказника. И еще в каких-то телеинтервью. По итогам этого небогатого знакомства он мне не нравился))) Но тут пришлось свое полуиррациональное предубеждение выбросить на помойку через 5 минут после начала спектакля. Он органичный, умный, злой, смешной (но с этим в какой-то момент едва не перегибает палку). Его Лир очень интересный мне персонаж. Сильный дядька, впавший в детство, обаятельный даже в своих капризах самодур, вредный, обидчивый старикашка, в котором детский идеализм и кретинизм спорят с неординарным умом и характером. Он мне напомнил Отто Оттовича, Рафаэля Соломоновича, моего дедушку Васю и еще каких-то любимых стариков. Обаятельный кровопийца повержен и в его сереньких, привыкших ходить по стрункам дочках проснулись амбиции. Причем в тихом омуте. Регана Агриппины Стекловой сначала такая дурочка, старательная троечница, кажется, одним тычком обратно в угол загонишь. Гонерилья - Марина Дровосекова - властная, сразу видно, что непростая тетка, но в итоге ее заранее видная амбициозность и готовность подвинуть папеньку, если мешает, и в подметки не годится этой рыжей паскудности. Стеклова, мне страшно понравилась. Из сестер меньше всех меня тронула Вдовина-Корделия. Как-то сильно надрывно она в первом акте себя вела, ну и обычной лилией сияла во втором... Без сюрпризов. Гонерилья хорошая. Кент клевый. Вообще, актеры все хорошие. И психологические расклады между ними точные. Вот за это удовольствие я "Короля Лира" из "Сатирикона" причисляю теперь к краткому списку лучших виденных мною спектаклей, которые я согласна пересмотреть))) Ну и за падающую мертву-живую Корделию в финале. Ладно, и за мертвых дочерей, падающих на рояли первые три раза.

Administrator: Абсолютно уверена, что гастроли в Тюмени добавят в эту тему и зрительские отзывы, и информацию от журналистов (первая, с сегодняшней пресс-конференции, размещена в теме форума "Гастроли", ибо конкретно про "Лира" там немного. Сегодняшний ночной перепост из ЖЖ - он ведь от тюменского зрителя... ) Из личных впечатлений тех, кто сейчас в Тюмени - то, что спектакль вчера прошел офигенно, и что в зале не раздалось ни одного телефонного звонка - при этом "глушилка" в театре не установлена.

Administrator: От зрителя Театр «Сатирикон» представлен на фестивале своей традиционной командой — той самой, которая принесла Константину Райкину «Маску» за роль в «Ричарде III»; на этот раз он играет другого шекспировского монарха. Петербуржский режиссер Юрий Бутусов прочел «Короля Лира» через своего любимого автора — Беккета, что и понятно: пережив ХХ век, трагедия о крушении человека и мироздания окончательно перешла в собственность театра абсурда. Ее персонажи стали черно-белыми человечками, печальными клоунами в условных декорациях художника Александра Шишкина. Они обречены шуметь, страдать и раз за разом открывать жестокую бессмысленность бытия, против которой восстает Лир (Константин Райкин). В сцене сумасшествия он, как нищий или городской сумасшедший, возникает из вороха газет в белом венчике — не из роз, из каких-то грязных тряпок — и произносит свой главный монолог о беззащитном человеке, тоскующем по жалости и любви.

Administrator: Отсюда "Король Лир": спасательный круг, вытягивающий из отчаяния Галина Акимова За двадцать минут до начала спектакля "Король Лир" 18 ноября в кассу Тюменского драмтеатра продолжали приходить тюменцы, не успевшие купить билет и надеявшиеся обзавестись им в самый последний момент. "Билетов нет", - твердо резюмировали из кассового окошка, и достать билетик удавалось только чудом — так, одна женщина пришла сдать свой и у нее его тут же перехватили. Полный зал тюменской "драмы", взволнованный предстоящей встречей, вначале выслушал просьбу выключить мобильные телефоны перед спектаклем. Затем еще одну подобную просьбу (уже голосом Константина Райкина) и, наконец, третью - "для непонятливых". На третьей зал уже начал посмеиваться. Но затем на деле оказалось, что даже тройное предупреждение бывает недостаточным — в начале обоих актов звонили телефоны. На пресс-конференции в Тюмени 19 ноября у Константина Аркадьевича спросили, тяжело ли ему было работать над ролью Лира и не боялся ли он сам, взаправду, сойти с ума. На что худрук "Сатирикона" резонно ответил: "Мне вообще работать сложно, я вообще занимаюсь трудным делом. Я, честно говоря, хотел бы посмотреть на человека повнимательнее, который скажет, что ему это легко. Мне хотелось бы его увидеть, во-первых. И посмеяться над ним. Все вот эти вот легенды про моцартовскую легкость — это полная фигня". Кажущейся легкости между тем в спектакле достаточно. Чего стоит только выход Якова Ломкина с фигурой лошади на плече и вопросом "Где тут можно поставить лошадей?" Режиссер не дает зрителю отвлечься. С одной стороны, "Король Лир", разумеется, продолжает оставаться вещью очень тяжелой, и обстановка по ходу действия все больше и больше нагнетается, и отчаяние уже как будто растворяется в воздухе зала. С другой - жизнелюбивые (несмотря ни на что) монологи Райкина-Лира на время удерживают зрителя от атмосферы безысходности. Такой спасательный круг - и потонул бы уже, да снова бульк - и ты на поверхности, держишься. Если неподражаемый Лир на первом плане, на втором — хищный, нахрапистый Эдмонд в исполнении Максима Аверина, который бульдожьей хваткой с самого начала хватает внимание зрителей, да так и не отпускает до конца. По словам Райкина, тюменцы 18 ноября оказались благодарной публикой. Громкостью оваций тюменцы также отметили работу актрис, играющих дочерей Лира. Особенно двух старших - Гонерилью (Марина Дровосекова) и Регану (заслуженная артистка РФ Агриппина Стеклова). Нельзя не упомянуть и преданного графа Кента в исполнении замечательного Тимофея Трибунцева, и Эдгара (Артем Осипов). Впервые спектакль Юрия Бутусова (где используются переводы Бориса Пастернака, Александра Дружинина и Николая Кетчера) увидел свет 6 октября 2006 года. "Юрий Бутусов — замечательный, любимый, мучитель, ковырялка и любимый человек, еще раз говорю" - сказал про него Райкин. "Я ничего не делаю вообще, глазом не веду в сторону без указания режиссера. Я сам ставлю спектакли, и мне не нужна никакая глупая актерская инициатива. Они делают то, что я им говорю. Хорошо играют артисты — это заслуга режиссера, плохо играют — вина режиссера. Всё идет от него. Вообще современный театр мировой сейчас существует". Как отметил в ходе пресс-конференции художественный руководитель "Сатирикона", тюменская публика воспринимает происходящее на сцене иначе, чем московская. Более открыто. Так или иначе, зрители в зале в течение трех часов с неподдельным интересом пыталась разгадать, как, из чего слеплен этот спектакль. "Ковырялка" Юрий Бутусов, безусловно, подарил такой спектакль, подобно которому на тюменской сцене редко что-либо играется. Напомним, на следующий день, 19 ноября, был дан второй спектакль "Короля Лира".



полная версия страницы