Форум » Архив форума » КОРОЛЬ ЛИР. Часть 4. » Ответить

КОРОЛЬ ЛИР. Часть 4.

Administrator: Король Лир. Материалы на сайте Материалы на форуме: КОРОЛЬ ЛИР. Часть 1 КОРОЛЬ ЛИР. Часть 2. КОРОЛЬ ЛИР. Часть 3.

Ответов - 302, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Administrator: Отсюда «Два акта о развале мира» Большое театральное событие - фестиваль «Золотая Маска» - завершился вчера спектаклем «Король Лир» московского театра «Сатирикон». Всю неделю в тюменском театре жизнь кипела более бурно, чем обычно. Для гастролирующих трупп устраивались экскурсии по городу, для журналистов - встречи с актерами и режиссерами, пресс-конференции. Почти каждый вечер (в те дни, когда на большой сцене шли спектакли) зал наполнялся до отказа. Переживания, цветы, аплодисменты... ЗВОНКИ - ТОЛЬКО ТЕАТРАЛЬНЫЕ Аплодировать «Сатирикону» тюменцы начали еще до того, как актеры появились на сцене. Обычный монолог из-за кулис, настаивающий на отключении мобильных телефонов и запрещении фото и видеосъемки, вдруг продолжился: - Это было для тех, кто понимает с первого раза, - с легкой иронией произнес на весь зал голос. - Мы еще раз настоятельно просим зрителей отключить телефоны. Любой звонок во время спектакля разрушает атмосферу постановки. Во время спектакля телефоны молчали. Признаться, не помню, чтобы они мешали и на предыдущих спектаклях, когда таких настоятельных просьб не звучало. Видимо, тюменская публика дисциплинированнее столичной, но «Сатирикон» решил перестраховаться. И был прав, потому что напряженную атмосферу постановки «Короля Лира» нарушать попросту преступно. ВНЕ ВРЕМЕНИ И МЕСТА Говорят, классика тем и замечательна, что вечна. Ее можно ставить на сцене и через сто лет, и через тысячу, потому что она о бессмертных человеческих страстях: дружбе, любви, предательстве, прощении и невозможности прощения. Вот и «Король Лир» повествует о развале всего: государства, семьи, жизни. Но как повествует! Режиссер Юрий Бутусов, что поставил «Короля Лира» в «Сатириконе», действительно, перенес действие в какое-то вневременное пространство. Персонажи говорят на шекспировском языке, и этот высокопарный язык мог бы дистанцировать зрителей от происходящего, мол, это все понарошку, все - лишь театр. Но персонажи порой действуют и гримасничают вполне по-современному, а потому и проживаешь вместе с ними их жизнь как реальное настоящее. О развале говорит всё, в первую очередь, декорации. Тандем режиссера Юрия Бутусова и художника Александра Шишкина в Москве давно считают одним из самых удачных, и декорации никогда не идут просто фоном для спектакля, они говорят о постановке почти так же много, как слова. Спектакль в этом смысле почти обнажен, никаких прикрас: сцена напоминает склад для декораций. Красные двери на заднем плане, откуда выходят герои, смотрятся как остатки роскоши из другого спектакля. За ними виднеются картины, оказавшиеся там, кажется, не столько для украшения, сколько тоже для усиления ощущения распада - настолько они не на своем обычном парадном месте. Посреди сцены - помост, собранный из стульев и «козлов», накрытый кусками фанеры. Именно на нем в окружении семьи и возлежит король Лир в исполнении народного артиста России Константина Райкина. А вокруг - все это сценическое невеликолепие. Лир Бутусова и Райкина - самодур. Взрывной, несносный, привыкший к поклонению свиты и близких, старик с седой бородой, в черной шапочке, которую снимает и бросает своим дочерям: «Вот вам моя корона!» Сюжет известен всем: Лир делит между тремя дочерьми свои владения, но перед этим приказывает рассказать, как сильно они его любят. Две старшие произносят напыщенные речи. Младшая Корделия говорит правду: люблю и почитаю, как и положено дочери, а выйду замуж, буду любить мужа. Лир обижается, звереет, лишает ее приданого, изгоняет, отдав ее треть королевства старшим дочерям. Со лжи начинается шекспировская история. Может ли она закончиться чем-то хорошим? Король затеял смуту и сам превратился в ее первую жертву. А сколько еще будет других жертв - виновных и невиновных, и просто попавшихся под горячую руку, как граф Кент (артист Тимофей Трибунцев), вступившийся за младшую из дочерей Лира. Или как внебрачный сын графа Глостера Эдмонд (артист Максим Аверин), загнанный в угол историей своего появления на свет, готовый предать и брата, и отца, лишь бы занять положение в обществе, расположить к себе сильных мира сего. Они лгут дальше, предают, ослепляют, убивают, кончают с собой. «В общем, все умрут - как обычно у Шекспира», - скажет кто-то из зрителей в антракте. ... И все же, по большому счету, «Король Лир» «Сатирикона» - это театр одного актера - Райкина. Его Лир преследует какую-то свою цель, и думается, что цель эта - сойти с ума на обломках мира, у которого нет будущего. Райкин играет самые сильные по эмоциональному накалу сцены. Во время его монолога, произнесенного из вороха газет во втором отделении, страшно даже дышать. Как и в финале постановки, когда Лир мечется от одной мертвой дочери к другой, пытается усадить их на стулья у трех роялей, а они все падают, падают, падают с этих стульев... Уже не оживить. Оксана Чечета

Administrator: Не всем нравится... Ну что ж, это нормально. Но я думаю, что тут проблема в том, что зритель, заплативший запредельную для простого российского человека цену за 3 билета, ожидал, что актеры начнут невесомо летать над сценой или лично ему воздушные поцелуи слать. Не сложилось... От зрителя «Король Лир»: Шекспир, Бутусов, Райкин Знаете, я был приятно удивлен, когда узнал, что «Сатирикон» с этим спектаклем посетит Тюмень. Все хотел посмотреть его. То в Новосибирске они были, но я туда не попал, то вот в Москве бывал я, но это дело там не показывали. Но я знал, я верил в то, что нам судьбой предначертано встретиться… И вот, они приехали сюда – в край холодный, слякотный, нефтяной и почти нетеатральный. Признаться, я даже ХХХХХХ, когда купил билеты. Да, как тут не ХХХХХ , ведь цена каждого была 2300 р. А взял я их несколько. На память. Потом забыл о цене. Но когда сел в мягкое кресло седьмого ряда в партере и посмотрел на билет – эти 2300 р. меня удивили. Я подумал: «Чего? Это я столько отдал за сие?! 6900 р. за поход в театр?! Да ладно! Да ла-а-адно! Да нет, ну, вы что хоть. Правда что ли? Даешь, Королевич. Эх. Во чудак-человек!» Но сразу вспомнил, что ведь «предначертано», что ведь «Сатирикон», что ведь «Райкин», все дела. Успокоился и застыл в ожидании. Началось. Зал меня раздражал. Меня постоянно бесят все эти наши зрители. Но я искренне стараюсь не думать об этом. А если и задумываюсь, то вбиваю себе в голову – это просто люди, обычные люди, точно такие зрители, как и ты. Да, они ведут себя как попало, и даже после двукратной просьбы голоса Константина Райкина о том, что телефон надо обязательно выключить, они его не выключают, в результате чего в самый неподходящий момент в зале раздается звонок. Да, они хлопают постоянно и устраивают истерику, когда Райкин впервые появляется на сцене. Но они такие. Кроме того, невежество в зале – это значит, что в театр пришли новые люди. А это ли не счастье?! Люди после этого станут лучше. Придут еще раз, и еще раз, и еще. И будет нас легион. А сам спектакль… Да он как-то разочаровал. Я не знаю почему, но практически все в этом действе показалось мне вторичным. Конечно, я не видел этих конкретных моментов где-то там еще, но в целом подход, так сказать, интерпретация сего текста меня и не удивила, и не порадовала, и уж точно не оставила какого-то неизгладимого следа в Королевской Душе и Памяти. А последнее, надо сказать, является обязательным моментом для характеристики «отличный спектакль». Нет, это просто хороший такой спектакль. И все. Все. Да и не задался он сразу. Уже на первой сцене стало видно, что огонька в артистах нет. Вообще. И у Райкина его не было. Все первое действие они раскачивались, а Он давил и качал. В итоге – раскачал, конечно. Еще бы. Видно – мастер, актер высшей пробы, гений, все такое. Во второй части спектакля вообще почти разожглось на сцене что-то. Но нет, смотришь и понимаешь, что все то же самое они могут играть в разы лучше. Просто не их день. Вернее, не мой. Пятнадцать актеров играли каждый свое. И всех на голову лучше это делал Райкин. Но ведь не ради одного его мистер Бутусов поставил целый большой спектакль по Шекспиру? А в данном случае получилось именно так. Перевес был заметен невооруженным взглядом. Я понимаю, когда в «Ангажементе» в «Птице Феникс» Окунев затыкает за пояс всех остальных актеров, вообще всех актеров и все спектакли из Тюмени, когда играет в полную силу и на кураже. Тому есть причины – Тюмень город маленький, и такой большой артист как Окунев встречается здесь редко. А вот в «Сатириконе»… Хотя, Москва – город большой (я как-то там был – вообще большой, правда), там театров сотни, тысячи – на всех больших артистов не хватает. Вот, один есть в этом театре. Еще бы требо. А так, серьезно разбирать спектакль, работу актеров… да что там разбирать? «Дочери» заиграли только во втором действии. Весь спектакль радовал «Эдгар» от Артема Осипова – единственное живое лицо и тело во всем действе. Остальные – как обмороки ходили, отрабатывали мои 2300 р. за место. Плохо отрабатывали. «Эдмонт» от Максима Аверина. Да, примерно понимаешь, что и как хотел сказать сим режиссер, но и он играл из рук вон плохо. «Шут» в лице Елизаветы Мартинес Карденас – это интересно, но тут ведь не только в этом дело, что она там негритянка. Я надеюсь. Тут какой-то момент самой вот такой вот игры актрисы привлек режиссера, наверное. Тоже начинаешь думать о том, что и как хотел сим сказать автор, но на параллели играет еще кто-то… Вот когда начинаешь задумываться об этом, пытаться разобраться во всем, находить ассоциации, фишки, еще чего – все, спектакль не твой, точно. Если ты не окунулся в него с самого начала и не пропал для человечества на эту пару часов, то ты будешь копаться и прикапываться. И каким бы великим актером ни был худрук «Сатирикона», он один такую махину как «Король Лир» не вытянет. И ведь он это понимает, они все это знают. Я уверен, что у них и в мыслях не было лажать в Тюмени. Нет, они хотели выдать все по максимуму, как всегда. Но не получилось. Совсем. А если получилось, и спектакль такой, каким и предстал, то… Да нет, точно просто плохо сыграли и все тут. И еще. Зал. В этом несуществующем ОблДрамТеатре зал, как и все остальное, ужасен. Тут было так важно все слышать, все улавливать, и чтобы актеры на это не отвлекались. А в этом зале ничего не слышно. В итоге – по всему периметру сцены были расставлены микрофоны, над всей сценой висели микрофоны, на каждой кучке и шпильке было по микрофону, и в итоге – все одно слышно как попало. Как топают, как садятся, как все поскрипывает – слышно идеально, но как говорят… Да ладно, это тоже может быть определенной задумкой. Вообще это не мое дело. Я – зритель, заплатил черт знает сколько денег, и остался недоволен. И я знаю где «Короля Лира» играют в десять раз дешевле, где все видно и слышно, и где это делают (играют) лучше. Вот.

Administrator: Тюменская правда Королевское безумие, или История без времени Юлия КОНКИНА Юрий ХОЗЯИНОВ (фото) Завершающим аккордом фестиваля «Золотая маска» на сцене Тюменского драматического театра стал спектакль театра «Сатирикон» «Король Лир». Эта постановка наделала много шума в столице, вызывая споры критиков и восторги зрителей. Впрочем, режиссер Юрий Бутусов уже не в первый раз делает интерпретацию шекспировских пьес, достаточно вспомнить «Ричарда III» в том же «Сатириконе» или «Гамлета» в МХТ. «Король Лир» Бутусова – это трагедия личности, чей мир рушится прямо на глазах. И нет никакой силы, чтобы склеить все как было. По замыслу автора спектакля, он – вне времени, такое могло произойти и 500 лет назад, и сейчас. Собственно, люди мало меняются, и страсти у них остаются те же. Король Лир (Константин Райкин) по глупости (иначе этот поступок не назовешь) решил раздать свои земли дочерям, предварительно поинтересовавшись, насколько сильно они его любят. Хотя давно известно, что любовь – это поступки, а не слова. Две старшие – Гонерилья (Марина Дровосекова) и Регана (Агриппина Стеклова) – не пожалели красноречия, а младшая – Корделия (Марьяна Спивак) – сказала правду, за что и поплатилась. В этом спектакле она словно ангел, единственный абсолютно положительный персонаж, всё прощающий и понимающий. У остальных масса недостатков, которые порой доведены до абсурда. Лир, несмотря на то, что раздал свои земли, по-прежнему считает себя королем. А значит, имеет право вести себя, как вздумается, чем доводит до белого каления Гонерилью. И это нежелание идти на уступки ни с той, ни с другой стороны приводит к печальным последствиям. В отличие от властной Гонерильи, которую побаивается даже собственный муж, Регана кажется более мягкой. Она говорит вкрадчивым голоском, с обожанием смотрит на супруга, но при этом совершает не менее мерзкие поступки. Ведь именно она спокойно выставила отца в грозовую ночь из дома и ни капли об этом не пожалела. Еще один герой, идущий по трупам и череде предательств к власти и богатству, – Эдмонд (Максим Аверин). Здесь он настолько обаятелен, что от этого становится еще страшнее. Люди предают. Но когда предают близкие, кажется, мир рушится. Вот так он рухнул и для Лира. Константин Райкин играет свою роль с обжигающей исповедальностью. Он многолик. Сначала – самодур, к середине спектакля – милый и искренний сумасшедший, который, скорее, смешит окружающих (и зрителей) своими выходками, а к концу – трогательный старик, понявший, что все кончено, но не желающий этого принимать. Уж лучше оставаться сумасшедшим. Семью погубили амбиции. Родные сестры не поделили мужчину, а пока они спорили, Эдмонд спокойно стоял в стороне, мол, сами разбирайтесь. Разобрались, со смертельным исходом. В финале Лир пытается усадить своих мертвых дочерей на стулья около пианино, а они падают и падают, и оживить их не в его королевской власти. Юрий Бутусов решил обойтись минимумом декораций: некая дверь, ведущая неизвестно куда, доски, обрывки газет, колышущиеся ткани, иногда алого цвета. Все это создает ощущение руин. В этот странный мир он и поселил своих героев, потому что они не только шекспировские, но и его, бутусовские. Именно такими он их видит. И предлагает зрителям увидеть в них себя. Перед спектаклем я встретилась с режиссером, который специально прилетел в Тюмень для еще одной репетиции. – Юрий Николаевич, Санкт-Петербург обладает особым театральным климатом. У вас есть привязанности к режиссерам, прославившим этот город, например, к Товстоногову? – Одно из моих первых театральных впечатлений связано именно с БДТ и Товстоноговым. Мне было 16 лет, и я попал на спектакль «Жестокие игры» по пьесе Арбузова. Был потрясен и навсегда влюбился в этот театр. Еще на меня сильное впечатление произвел театр Игоря Владимирова, хотя он совсем другой, более зрелищный, рассчитанный на иную публику. Но и там, и там были свои достижения. Однако это не означает, что в других городах ничего стоящего не ставили. Кода я учился, постоянно ездил в Москву, и здесь были спектакли, которые на меня повлияли. – А сейчас есть что-то, потрясающее вас как зрителя? – Несмотря на занятость, я все время хожу в театр. Встречаются очень достойные работы – это и Фоменко, и Женовач, они все по-своему интересны. –После вашей дипломной работы критики причислили вас к абсурдистам. – Я начинал с драматургии абсурда и парадокса, в основе которой лежит противоречивость человеческой природы. Меня интересует, что же такое человек? Это бесконечный процесс познания. Открываешь и гадости, и подлости, и прекрасные порывы души. Существуют какие-то схемы поведения, объясняемые психологами, но всегда есть то, что находится за гранью. – Поэтому вы часто обращаетесь к Шекспиру? – Он великий театральный человек, он понимал театр, как никто. Вместе с актерами импровизировал, брал старые сюжеты и переделывал их. Как сегодня, мы берем на себя функции драматургов, редактируя текст. За что иногда и получаем разнос от критиков. Но это и есть театр, он включает в себя все составляющие – актеров, режиссеров, пьесу, свет, музыку, декорации. – К какому выводу вы пришли, исследуя человека в своих спектаклях? Чего в нем больше – гадости или прекрасного? – Я не могу сказать однозначно, но в финале всегда остаются надежда и свет. – Вас называют одним из лучших переводчиков классики на современный язык. Вас не привлекает нынешняя драматургия? – С современной драматургией большие проблемы. Что касается перевода классики, то европейский театр ушел намного дальше, чем мы себе позволяем, там гораздо более радикальные решения, и это нормально. Сейчас уже смешно говорить: «Мы играем как в старом психологическом театре». – Но многие этим, наоборот, гордятся. – Они не поспевают за временем. И ничего не остается, как гордиться хотя бы этим. Но нужна ли зрителям замшелая постановка? – Ваше соавторство с Шекспиром будет продолжаться? – Меня почти все у него беспокоит, он неисчерпаем. Я буду еще работать над его пьесами. – Вас интересует реакция зрителей в других городах, странах? – Если честно, зрителей боюсь. Я ориентируюсь на свои чувства, знаю, как должно быть, и не могу смотреть спектакль из зала. Очень переживаю, если кто-то не выключит мобильный телефон, как-то неадекватно себя ведет. Сейчас зритель приходит в театр отдохнуть, а это совершенно неправильно. Во многом театр виноват сам, идя на поводу у масс. Хочется, чтобы на спектакли приходили для серьезного общения, за ответами на свои вопросы


Administrator: Клим Самгин/Алексей Кошелев Из новой выставочной серии "Modana Mohan и Тени Купидона"

Administrator: Из Семь спектаклей, которые изменят вашу жизнь. №6. Король Лир; реж. Ю. Бутусов, Сатирикон «Король Лир» - очень важный спектакль из разряда «must see», он необычный не только по внешним параметрам (по форме, сценографии), но и по воздействию на зрителя. Классическая история Шекспира воплощена так, как себе даже не представляешь, читая пьесу. Нет, от текста актеры не отходят, но эффект достигается за счет других составляющих: невероятной актерской игры Константина Райкина (Золотая Маска за лучшую мужскую роль); поразительно точной музыки, в которой отражен весь трагизм существования человека, закольцованность времени, когда все приходит на круги своя; костюмов - лаконичных, но взрывающих восприятие цветом и полетом. Эффект – удушья, физического отсутствия кислорода, и он правильный, на мой взгляд, когда узнаешь о таких людских пороках, как в пьесе. Спектакль, который, возможно, не станет любимым, но сцены из которого будут яркой стеной стоять в памяти, а говорить о нем захочется неустанно.

Administrator: От зрителя «Спектакль "Король Лир", театр "Сатирикон"» Театр. Преклоняюсь перед этим ИСКУССТОМ!!! Наверное нет в мире лучших изобретений, когда-либо придуманных человеком, чем музыка, литература и театр. Так уж случилось в моей жизни, что с служителями Мельмопены я сталкиваюсь довольно часто, и довольно близко общаюсь, но то, что они делают на сцене до сих пор приводит меня в восторг и душевный экстаз. Так и эта постановка… Одно замечательное чувство возникает внутри, которого многие пытаются достичь при помощи ли медитации, или йоги – чувство присутствия и сосредоточенности, чувство жизни «здесь, сейчас, в этом моменте», чувство сопричастности. В этот момент есть сцена и я, никого рядом я просто-напросто не замечаю. В одном из театров перед спектаклем прозвучала мысль – каждый зритель приходит в театр за своими индивидуальными эмоциями и мыслями. Я прихожу в театр для очистки, мысленной и духовной. И каждый спектакль, увиденный мной, переворачивает что-то внутри, заставляет по-новому взглянуть на какие-то аспекты моей жизни, осмыслить мои принципы, стереотипы и цели, дать ответ на нерешенные вопросы. Пусть некоторым кажется, что театр – это развлечение, вид отдыха… На самом деле это совсем не так. В зрителе, в каждом зрителе во время спектакля идет внутренняя работа, не важно осознает он это или нет. А после выходишь из зала с абсолютным чувством легкости, это то «послевкусие», которое я в театре люблю не меньше, чем само представление. Вчера, за каких-то 3 часа множество мыслей пронеслось у меня в голове, множество мурашек пробежало по спине, да и вообще по всему телу, один раз я готова была разрыдаться. Вечные темы проблемы отцов и детей, безумства и упоенности властью, алчности, лжи, предательства, братской любви, ничтожности отдельно взятого человека перед вселенной и вращающейся, не останавливающейся махиной жизни – в этом спектакле все. И спасибо актерскому составу и работникам сцены, и главное – режиссеру-постановщику за то, насколько глубоко я все это прочувствовала и продумала. … P. S. рассказывать подробно о самой постановке, о актерах не имеет смысла, это то, что просто нужно увидеть и прочувствовать. И хоть у меня нет какой-то особой шкалы оценки, да и вообще оценивать спектакли я не вижу смысла, Этот спектакль – 10 из 10. Ценителям театра рекомендую сходить в обязательном порядке. http://www.satirikon.ru/index.ph p?id=92

Мария: Король Лир. 3 декабря. Это был неожиданный вечер. Режиссер Юрий Бутусов, который ставит сейчас в Сатириконе новый спектакль, придумал для Короля Лира очередной ход. В сцене ослепления Глостера он поменял акценты и ввел новый сюжетный ход, полностью соответствующий смыслу пьесы. Как нам потом стало известно, все было придумано и отрепетировано в тот же день. Рискованно и смело, но оно окупило себя произведенным на зрителей эффектом. Сначала граф Глостер не в гневной, как обычно, а жалостливой манере, дрожащим, срывающимся голосом ужасается вероломству герцогской четы, обвиняет Регану в жесткости к отцу, а потом плача обещает увидеть «как гром испепелит» ее. Дальше идет наложение музыки одна на другую: гимн и основная тема спектакля. А затем неожиданность: когда герцог уже умирает от рук Глостера, а зрители готовятся аплодировать и бежать на антракт, но начинается танец, лихой и бесшабашный, все это время граф лежит, держась за лицо. Танец заканчивается, актеры замирают, зрители аплодируют, наверное, конец, Суханов достает красный платок, прикрывает им глаза и смотрит в упор на публику, которая продолжает хлопать. Потом все актеры, кроме Суханова разбегаются за кулисы, в зале повисает мертвая тишина. Суханов медленно встает, платок у лица, делает два шага, падает, опять встает, делает два шага, падает, на третий раз он уже падает за кулисами. И все это время, сквозь платок он смотрит на публику, по старой привычке. Глаз-то уже нет. Эффект потрясающий! Зрители сидят и не знают, что делать. Администраторы потом рассказали, что они открыли двери, чтобы выпустить народ, а никто не идет, все сидят. Пришлось им знаками показывать, что действие закончилось и можно вставать. А по слухам 7 и 8 декабря будет еще что-то новое. Как всегда стоить отметить филигранную работу Агриппины Стекловой. Гениальная актриса! В сцене ослепления у нее уже нет неуверенного, запинающегося тона, напротив, это – рассерженная, уже принявшая для себя решение женщина, лишь формально задающая вопросы, ей все ясно с Глостером. И в сцене собственной смерти от рук сестры так точно выдерживает паузу, медленно, в ритм музыки, что кажется, будто актер Аверин в роли злодея Эдмонда, от настоящего страха забивается за пианино. Рекомендую всем: обязательно сходите на Лира. Это лучший спектакль в Сатириконе!

Ирината: Мне рассказали, что на доске, где вывешиваются расписания и т.п., повешено объявление по поводу сегодняшней утренней репетиции. А именно: репетироваться будет "Последняя сцена 1 действия спектакля "Король Лир". Ох... и вот что делать: продолжать болеть или сбегать посмотреть то, что, возможно, покажут только сегодня... И чего больше никто и никогда не увидит.

Мирра: Сегодня у меня был особенный вечер, особенный "Лир". Примерно два года назад, а точнее - 4-го декабря 2008 года (как сейчас помню) я впервые попала в Сатирикон. Именно на "Короля Лира" - абсолютно случайно. Потом все сложилось так, что я целый год в Сатирикон выбраться не могла. Но весь год я помнила об этом спектакле, именно об этом, а не о каком-либо другом из увиденных. Весь год рассказывала о нем друзьям и четко знала, что рано или поздно снова его увижу. И вот без всякой патетики, абсолютно откровенно могу сказать - Бог его знает, как бы я сейчас жила и что бы делала, не занеси меня тогда на "Лира". 4 декабря 2008 года - день, когда именилась моя жизнь, не больше и не меньше. Поэтому я так верю в театр, в его действие - просто знаю, что так бывает Какого-то декабря 2009 года я снова пришла в Сатирикон, снова на "Лира" - и так в Сатириконе и осталась. Теперь уже декабрь 2010 года - и я снова на "Лире". Уже даже и не знаю, какой по счету раз. Мне очень нужен этот спектакль. Он каждый раз дет мне что-то новое, каждый раз - заряд и некая отправная точка (в более локальных, конечно, масштабах ). "Король Лир" - очень "живой" спектакль. И сам по себе он каждый раз видоизменяется - едва уловимо, и Юрий Николаевич Бутусов любит вносить в него коррективы. С момента премьеры изменилось очень, очень многое. Какие-то поправки нам нравятся, какие-то - не очень... Сейчас режиссер выдал нам очередную порцию изменений. На этот раз я довольна и одобряю все целиком и полностью Бутусов "подвинтил" спектакль, "поднатянул" энергетику, отладил все, что разболталось. Теперь он идет энергично и ровно, и без "провисов" приходит к финалу. К финальной сцене, которая - одна из самых гениальных, которые я вообще когда-либо видела в театре. И еще - каждый раз в этом спектакле я нахожу что-то новое и что-то глубоко личное, что-то очень актуальное в данный конкретный момент. В первый, во второй, в десятый раз... Я люблю тебя, "ЛИР"!! И люблю всех, благодаря кому ты есть.

Lotta: "Король Лир" 7 декабря Ходили смотреть обновлённого "Лира". Изменения всё-таки коснулись больше внешнего рисунка, но и это внешнее сместило акценты. Так Шут-Мартинес появляется неожиданно из-за спины Лира, как будто фантом, плод фантазий короля, в том числе, и эротических - потому что с Мартинес сняли концептуальное бомжовое пальто, оставив лишь коротенькое чёрное платьице. А ещё она напоминает материализовавшееся существо из "Соляриса" - это уже фрейдизм какой-то. К сожалению, последние спектакли Бутусова имеют неуловимый пошловатый привкус, теперь он появился и в "Лире". А вот избитого Кента перед колодками как раз оставили в одежде. Предпочитаю прежний вариант. И вовсе не потому, что мне более приятно смотреть на полураздетого и жалкого Трибунцева, чем на хорошенькую Мартинес - просто в этой сцене одетый Кент теряет половину своего трогательного обаяния, и человеколюбивое звучание спектакля резко падает. Хороши новые причёски у сестёр в первой сцене. Только непонятно, почему Корделия произносит свой честный монолог, улыбаясь. То есть вроде понятно, но как-то неубедительно. А вот то, что её лишили шлейфа и грубых башмаков, сыграет в финале, потому что босоногая мёртвая принцесса в платье с дырявым узорчатым подолом смотрится достовернее, чем прежде. В Регане всё сильнее проступают признаки безумия. Когда она танцует с красной куклой, Освальд смотрит на неё, как на помешанную. Её жуткая семейная жизнь с герцогом приобретает более конкретные черты. Чего стоит улыбка Реганы, приказывающей из-за ерунды посадить до утра в колодки Кента! И садистское ослепление Глостера логически вытекает не столько из средневековых феодальных привычек, сколько из образа жизни этой парочки. То, что 1-е действие заканчивается не оплакиванием Реганой убитого мужа, а исчезновением всех этих сумасшедших преступников (включая Эдмонда с Гонерильей), - это, как мне кажется, очень серьёзный и сильный ход. Ослеплённый Глостер сначала остаётся один на один со зрителями, а потом уползает со сцены - в круге света циркового прожектора. Пока в этой сцене есть шероховатости, но думаю, скоро она станет совершенной. Использование пластических и просто внешних данных Суханова по максимуму, на мой взгляд, совершенно необходимо. В спектакле вообще добавилось различных движений, он стал динамичнее. Хотя остались и значимые паузы, когда главный эффект производит выражение лица актёра. Таковы выразительнейшие, практически живые портреты Райкина, Стекловой, Аверина, Дровосековой... конечно, Суханова... теперь уже - Осипова. Ну и что-то совершенно особенное - это лицо Кента-Трибунцева в полутьме, на чёрном фоне - во время двух сцен Лира и Корделии.

Ирината: Король Лир. 07.12.2010 По себе знаю: править тексты (когда есть время и настроение) – это все равно, что развешивать на ветках хрустальные колокольчики, добиваясь их идеально-переливчатого звона. То ли у «гения в джинсах» птица-чайка никак не идет на взлет, то ли и правда захотелось в «Лире» хрустального совершенства… В общем, первое действие было «перепачено» создателем основательно – от внешнего рисунка до крупных концептуальных изменений. Во-первых, с самого начала я начала тихо ненавидеть Лира – этакого мелкого домашнего деспота, который делит запущенный дачный участок так, будто это и правда королевство. Семейство, привыкшее к ежеминутной домашней тирании, держится вместе, дружно переживая перепады настроения старичка, радуясь, когда кому-то удаётся «проскочить» без потерь мимо его брани и хамства. «Люди как люди, жилищный вопрос только испортил их» - и если бы не несколько соток, которые отобрали у одной из соискательниц и поровну разделили между другими, не было бы этой домашней истории, в которой дрались хорошие люди… да так дрались, что почти все в этой драке погибли. Я ужасно не люблю себялюбцев. Причем таких, которые, не представляя из себя ничего, ставят «себя, любимого» на золотой пьедестал, требуя постоянного поклонения. А тут – просто терпение нужно… Да какое терпение! Вы взгляните в лицо Гонерилье, когда в ответ на интеллигентное замечание (и правильное замечание, кстати!) родной отец покрывает ее родовым проклятьем, да каким! – проклинает ее неродившееся потомство, своих внуков! (А она так мечтает о детях! Вспомните, как после сцены страсти с Эдмондом она складывает-собирает на животе платье, как нежно оглаживает свою будущую беременность!) И во время грозы – только о себе… и потом – о буре и ветре, которые (ах, мерзавцы!) не захотели покориться ему – такому хорошему отцу! Да и самый страшный финал – это от желания вернуть себе всё прежнее. Когда было хорошо и тихо, когда дочери смирно сидели за пианино… а если играли плохо – так можно было их хлыстом по пальцам… (Помните тот хлыст, с которым врывается он в дом Гонерильи, требуя безусловного почитания и уважения – за что? Раз ты отец герцогини – так имеешь право бесчинствовать?) Эдгар. Артем Осипов нравится мне с каждым разом все больше. А уж после последних переделок, когда его появление в виде «сумасшедшего Тома из Бедлама» стало зеркальным отражением более позднего появления короля… Эдгар в своем безумном монологе был больше королем, чем сам Лир. И в словах его так же, как в лирских, бессмыслица и смысл были перемешаны в равных пропорциях, но вот осанка… горделивая подача себя незнакомым людям – в этом было столько благородного, сколько самоотреченному Лиру и не снилось. Нравится начало второго действия, когда Эдгар находит слепого отца… И нельзя открыться, нельзя рассказать, кто он…Но отчаяние давит, и, чтобы скрыть его - вот это бессвязное «дай селедку, дай селедку»… и падение. Теперь он смотрит только на отца, оберегает его, заботится… а над бессвязным монологом безумного Лира не рыдает, как прежде… скорее, подсмеивается. А уж когда полуведет-полунесет Эдгар отца по диагонали сцены… когда он предельно сосредоточен и серьезен… Боже мой! Какая красивая и страшная сцена! А какие ДЕВОЧКИ! Все, кроме Корделии (уж простите, но эта избалованная упрямица, плакса и размазня мне лично совершенно не интересна). Но Гонерилья! Какая яростная страсть в любовной сцене с Эдмондом! Ее красное платье – будто огонь, который вот-вот охватит доски, на которых они сошлись с «незаконным». И вообще удивляет та точность, с которой играют они обе – Дровосекова и Стеклова, Гонерилья и Регана. Сидела вчера так близко – что ближе на этом спектакле не бывает, смотрела подробно… наслаждалась малейшим переходом актерских эмоций… Безумный танец с алой куклой… и мое потрясение (впрочем, потрясение этим местом – всегдашнее): от вдовьей тоски по погибшему мужу… к страстному возжеланию Эдмонда. Шут-Мартинес, после того, как вспомнилась грибоедовская строчка про "арапку-девку", окончательно встроилась в спектакль. Фигурка у нее славная... эротичная. (Только непонятно, почему нынче половина народа разута и босиком бегает по этому "асфальту" - тяжело же нашими нежными городскими подошвами). Эдмонд-Аверин выше всяческих похвал! Единственное нарекание и сбой в образе – это когда бросается он с криком «отец!» - не к отцу даже, а к призрачной тени отца… необоснованно это ничем… Так вот, здесь нарекание скорее к режиссеру: я видела, как актер пытается найти внутреннее логическое оправдание этой сцене… и играет ее с максимальной энергетикой – то так и не оправдав себя. Зато начало – с письмом якобы от брата – великолепно! Абсолютно гладкое, без эмоций лицо – словно не лицо, а маска (которую он «наденет» на себя в финале, перед боем с братом), и только одна нога чуть подрагивает нервной полузаметной дрожью: ведь от того, как отец воспримет этот первый коварный шаг, зависит ВСЁ будущее этого изгоя. Кстати, кто-нибудь замечал, что по спине его кожаного пальто – две засечки, будто следы от страшных ударов плетью… И еще: теперь на Лир, а Эдмонд зашивает на себе рубашку (но, кстати, не обрывает и не «откусывает» нитку в конце – а просто отбрасывает иголочку и ниточку). А ведь это примета: зашивать что-то на себе – это обеспамятеть, зашить свою память… Что же до Глостера – то тут Бутусов был лично ко мне немилосерден. Ибо любая боль (пусть сценическая – но даже выдуманная боль пусть на долю секунды, но страшно бьет по нервам настоящим артистам)… ибо любая боль, причиняемая дорогим мне людям, оставляет зарубку на сердце и мне. А вчера… когда в полной тишине… в двух шагах от меня… когда слышно даже сбитое болью, ужасом и страхом дыхание… Я сидела, вжавшись в кресло, и боялась даже тихонько подвывать… раньше громкая музыка на сцене ослепления Глостера скрывала этот мой крик-стон-вой… Сейчас же… Нет, это практически невозможно… У-ди-ви-тель-ный спектакль…

Lotta: Эдгар в сцене с лошадью был такой ВАЖНЫЙ - прямо как античный герой! Наконец-то обыграли мускулатуру Осипова. Это скорее всё-таки пародия на Лира, потому что смысл и бессмыслицу он переплетает сознательно: он ИЗОБРАЖАЕТ сумасшедшего. А Глостер в этой сцене закрывает лицо рукой, ему уже не до короля, он и правда вспоминает сына, хотя и не узнаёт его. Раньше эти душевные движения были не так заметны.

Катюша: Очень здорово, что обновили спектакль! Понравилось, что шут теперь появляется из-за спины, теперь никаких сомнений не осталось, что шут - это рассудок короля, которого тот убивает (или лишается). У многих героях обновили костюмы. Хорошо, что Кента одели, а Корделию разули, только зря лишили подола, очень красивое платье было. Великолепный спектакль, только вот не понравилось, что в спектакле плюются, плевок в Кента Эдмондом был к месту, но, теперь их спектакле уже слишком много!))) Может стоило это обыграть как-то по другому?.. И когда дочери эффектно откидывают волосы назад, слышно, что делают они это вместе по команде, что не есть гуд.)))

Lotta: Катюша пишет: Хорошо, что Кента одели Может, объясните, чем же это хорошо? У меня абсолютно противоположное мнение (см. выше) А ещё, как выяснилось, табличку "Глостер" оставили во 2-м действии не по ошибке. Кент снова её разворачивал - на "Дувр" - как и вчера.

Катюша: Lotta Ну раз Вы настаиваете!)))))) Просто потому, что столько полуголых актёров в спектакле - это уже перебор! Отвлекает от сюжета, знаете ли. ;))))

Кука: Обновленный Лир смотрится великолепно. И не потому, что лично я привыкла к нему и какие-то изменения сразу обращают на себя внимания, а потому что эти изменения точно вписываются в спектакль и придают ему еще большую колоритность, диманичность и остроту ощущений. Сам спектакль стал ярче и напряженее. Если смотреть в целом, то мне показалось, что спектакль стал более суровее, грубее, но тем он и интересен. Появление шута из-под стола - не совсем мне понятно, предыдущий вариант нравился больше, когда его выволакивают за шиворот и бросают к ногам разгневанного Лира. Кента я бы тоже раздела, в одежде он не смотриться таким жалким и беспомощным, каким был раньше. Особо отмечу Артема Осипова.В этом сезоне он заметно прибавил в игре. И это касается не только Лира. Новый образ "Бедного Тома" - рискованно и в то же время смело. Во-первых, его выход - эффектно, с определенной долей эротизма. Во-вторых, если раньше в его монологе слышался страх, боль и мольба о помощи, то теперь это побитый жизнью, истерзанный интригами, но уверенный в себе и гордый бедняк, нет того истерического настроя, который присутствовал раньше. Он спокоен, умиротворен, и может быть, поэтому так ярко выделяется его плач навзрыд в конце монолога, просто крик души. Вот только непонятно мне для чего ему сделали "походку Лира", когда он идет в яму, где сидят Глостер и Кент.

белка: Катюша пишет: И когда дочери эффектно откидывают волосы назад, слышно, что делают они это вместе по команде, что не есть гуд.))) Очень мне интересно,что же вы услышали,какую команду?

Катюша: белка "И" и довольно громко)))

Ирината: Катюша пишет: Просто потому, что столько полуголых актёров в спектакле - это уже перебор! Отвлекает от сюжета, знаете ли. ;)))) Кому что... меня, знаете ли, не отвлекает - ибо никакого эротизма, а просто необходимость именно такого сценического костюма. Кстати, мне тоже раздетый Кент больше нравился, он такой трогательный, беззащитный... Особенно, когда раскрываются колодки... для меня этот момент - "коль защемит сердце". Впрочем, если судить по зрительским рецензиям, многим мешает как раз одетость актеров - но в костюмы НЕ ШЕКСПИРОВСКОЙ эпохи. А также то, что декорации - вневременные, а не конкретно относящиеся к тому времени. Многим мешает и то, что отец-Глостер почти ровесник сыну-Эдмонду. И то, что Лир не столь стар и немощен, каким его обычно представляют. А уж по музыке, ну, явно не средневековой, кто только не прошелся. В общем, кому-то не нравится одно, кому-то - другое. А вот мне нравится СПЕКТАКЛЬ - и всё равно, одеты в нем актеры в шелка и парчу или раздеты до трусов. Говорят в "Короле Лире", идущем в МДТ, и трусов нет. Вот нет там на актерах ничего чужого - всё своё. И не страшно - Лир есть Лир. Катюша пишет: "И" и довольно громко))) Сидела на ряд ближе - не услышала. Сидевшие рядом с Катюшей - скажите, было ли слышно громкое "И" и слишком ли оно выбивалось из общей ткани спектакля? Коли уж к почти невидимым и неслышимым мелочам придираться - так еще надо вспомнить, что у Лира шнурок на ботинке затянулся... Или это всё-таки не помешало дальнейшему действию?

Ирината: Подумала вот о чем. Глостер второго действия - измученный, истерзанный, обессиленный, практически нищий, больной - думает об обиженном сыне, исподволь прося у него прощения и, практически заочно благословляя. Лир второго действия - также измученный, истерзанный, обессиленный, практически нищий, больной и безумный - в бессмыслицу о мыши и пролетевшей птичке вставляет и здравые мысли. В частности, мысль о мести - дочерям и их близким (лошадкам в войлок завязать копыта - и на зятьёв). То есть он вновь, ненавидя, как бы проклинает своих же детей (всех - не думаю, что если бы Корделия попала ему на язык, ее бы миновали мерзкие угрозы). Глостер умер. Но остался жить Эдгар - с отцовским благословением, с его любовью. Умер и Лир. Но еще раньше погибло всё его потомство - и не продолжится род, и с проклятьем отцовским двум из трех дочерей в рай не попасть... ибо здесь, на земле, и помолиться за них некому. Не приведи судьба на склоне дней Мне пережить родных своих детей, И если бед не избежать на свете, Пошли их мне, мне, мне, не детям. ИМХО, замечательные строки...



полная версия страницы