Форум » Архив форума » КОРОЛЬ ЛИР. Часть 3. » Ответить

КОРОЛЬ ЛИР. Часть 3.

Administrator: Фотографии спектакля "Король Лир" и материалы о нем размещены здесь: http://denis-suhanov.narod.ru/theatre16.htm Материалы на форуме: КОРОЛЬ ЛИР. Часть 1. http://suhanov.borda.ru/?1-1-40-00000012-000-220-0-1194819092 КОРОЛЬ ЛИР. Часть 2. http://suhanov.borda.ru/?1-1-0-00000045-000-0-0

Ответов - 107, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Administrator: От зрителя ...а вчера я ходила на Короля Лира в Сатирикон. очень двойственное впечатление. и понравилось и не понравилось. 1й акт я засыпала, потому что по дороге очень замерзла, 2й акт я была поглащена происходящим на сцене. оригинально. Райкин скачущий в трусах по сцене. Эти акробатические трюки, которые он вытворял на сцене в свои 60 лет, вызывали восхищение. А еще он оказывается очень похож на моего папу, невероятно. Основная музыкальная тема спектакля - божественна! не знаю чья мелодия, но уже нашла вконтакте, можете там ее у меня послушать. ах, да, слышала как зрители осуждали "удачное использование музыки рамштайн в спектакле". хз где там рамштайн, жестких моментов там много. Очень понравился момент, когда Эдгар вылил на себя ведро, хм, глицерина (?) и начал исполнять что-то типа нижнего брейка. немые сцены под музыку - чудесны! я, конечно, тот еще извращенец - сравнивать чудо полунина и театр райкина, но для себя я поняла, что мне нужно смотреть что-то немое, под музыку. и больше никаких трагедий...

Administrator: Артем Осипов в спектакле "Король Лир". А вот ссылочку на ресурс, откуда снимки взяты, дать не могу: увы, не скопировала.

Administrator: сайта театра Сатирикон. Как обычно пишут: с сохранением орфографии подлинника.... 11 марта состоится 100-ый спектакль "Короля Лира".


Феникс: Картина Репина "Не ждали": я добралась до "Лира". Делюсь. Многобуков, знаю...^_^'' «Король Лир» - пожалуй, самая мрачная и тяжёлая из всей «обоймы» шекспировских трагедий. История мирового театра знала множество самых разных Лиров, становившихся отражениями эпохи: то нарочито величественных, то простых, даже простодушных. Лир в исполнении Райкина к классическим «типажам» отношения не имеет никакого: это лишённый всяческой героики и претензий на святость старичок, постепенно скатывающийся во всё более глубокий маразм, очень убедительно и подробно выписанный клинический случай. Раскручивающаяся губительная воронка бед, эпицентром которой он становится, проистекает от его неприспособленности к жизни, чем-то роднящей его с чеховским дядей Ваней – не даром дядюшкой называет его Шут, в спектакле превратившийся в девушку и тем ещё больше усиливший это сходство. Прожив много лет, этот Лир так и не понял, что пригрел на груди двух змей, и легкомысленно отдал им власть – о последующей череде ужасающих предательств, интриг, убийств мы все знаем. Но неожиданно на их фоне сошедший с ума Лир и притворяющийся юродивым Эдгар начинают выглядеть самыми трезвомыслящими людьми среди безумцев, потерявших человеческий облик и способных только на бессмысленную и беспощадную кровавую грызню. Воистину: «в мире, стоящем вверх дном, постарайся добраться до дна» (цитирую Наумова)! Спасение от безраздельного царства зла видится не в добре, любви и преданности, как может показаться по прочтении пьесы, а в уходе, отказе от него, тотальном и зеркальном противопоставлении себя ему, например – впадении в детство. Ребёнок – Лир, ребёнок – Шут, ребёнок – Эдгар, ребёнок – Глостер бредут по старушке Англии, не желая взрослеть, как позже будут бороздить берега Миссисипи Том Сойер и Гекльберри Финн. Такая трактовка – просто гиперболизированный гимн всем фрикам… а не чувствовал ли Шекспир и себя таким же – недаром и Гамлет защищается от внешней среды абсурдными высказываниями, мнимым помешательством?.. Но вернёмся к спектаклю – зрелищу, распадающемуся на отдельные яркие эпизоды, по-модернистски изящно и выпукло прорисованные, впечатляющие не столько психологическим накалом, сколько мощными всплесками чистой энергии то ледяной рассудочной жестокости, то жаркой первобытной страсти – необузданной, разрушительной и откровенной на грани с похотью. Эрос и Танатос, вечные спутники, выражены контрастным сочетанием красного и чёрного цветов в драпировках, укутывающих сцену, словно заливая её кровью; Лир, Эдгар и Корделия – светлые пятна на этом фоне, словно позаимствованном с полотен Гойи. Костюмы и декорации за пространственно-временным контекстом не гонятся, а призваны передать атмосферу крайней разрухи – обнищавший король расхаживает в одних мешковатых трусах-семейниках, на сцене скромно выстраиваются деревянные помосты и три обшарпанных пианино, вызывающие ассоциацию с обстановкой заброшенного театра. Музыка – преимущественно громкая, вступающая в наиболее драматические моменты; особенно удачная, на мой взгляд, находка в озвучке – общеизвестная «цирковая тема», всегда казавшаяся мне самым пугающим мотивом: от него так и отдаёт неумолимым приближением какой-то неизвестной демонической силы. Почерк актёрской игры – столь свойственный Сатирикону экспрессивный, почти агрессивный гротеск: когда у Лира заканчиваются проклятия, начинаются припадки; превращение Эдгара в нищего – агония отчаяния с вываливанием в клейстере и газетных обрывках; Глостера пытают с весёлым энтузиазмом все оказавшиеся поблизости; Лир душит Шута в объятиях насмерть; поединок Эдгара и Освальда перетекает в детскую потасовку, итогом которой всё равно будет труп. Множество метафор, которых значительно больше в технической стороне исполнения, нежели в звучащем тексте из переводов Пастернака, Дружинина и Кетчера вперемешку. И особенно сильный аккорд – финал, не описанный только ленивым критиком, то бишь мной, ибо и без меня хватает спойлеров. Кабы столько же лирического драматизма было во всём спектакле… но нет – приходится довольствоваться чередой качественных, красивых аттракционов. Впрочем, смотреть на них – если отбросить снобистское «надоели эти авангардные постановки!» - интересно. А значит, смотреть – нужно. В блоге // На Афише

Lotta: "Король Лир" 27 февраля Cуббота, полный аншлаг (стулья поставлены где только можно), видеосъёмка. Зал был несколько замороженным и не очень веселился даже на смешных сценах, что, по-моему, пошло только на пользу спектаклю. Основная трагическая тема, выраженная двумя параллельными сюжетными линиями, прозвучала достаточно мощно. Но теперь передо мной встали вопросы, связанные с одной из ключевых фигур спектакля - с Эдмондом, который раньше находился всё-таки на периферии моего зрительского внимания, поглощённого Лиром и Глостером. Вчера чуть ли не сразу бросилась в глаза печать обречённости на лице Эдмонда, с которой он выходит на сцену и которая не оставляет его до конца. Это не трагическая обречённость, заставляющая скорбеть о судьбе героя, а какой-то знак, отличающий "конченого" человека. Обаятельнейший Максим Аверин в этой роли откровенно неприятен (то есть, конечно, его герой неприятен) - чуть ли не на уровне физиологии. Эту неприязнь усугубляют некоторые детали, которые раньше были другими: вязкая густая "кровь", которой он поливает руку и которая пачкает перчатки Глостера, и то, что раньше он просто приносил Эдгару воду для умывания, а теперь моет ему ноги. Видимо простого оплёвывания Эдмонда другими героями режиссёру показалось мало. Самая неприятная черта Эдмонда - это отсутствие у него чувства собственного достоинства. Озлобленность есть, да. Но есть и многолетняя привычка давить в себе всё человеческое. Внешние реакции, которые выдаёт Эдмонд, в большинстве своём удивительно примитивны: такова радость на его лице при словах отца, что тот его делает своим наследником, вожделение, с которым он следует за Реганой... И совсем уж тяжёлый момент - абсолютно тупая насмешка над Кентом, которого ждёт наказание. Можно было бы объяснить это злорадство первой сценой, в которой Кент был свидетелем унижения Эдмонда отцом... Если бы не выражение лица и поза: так обычно дети, озлобленные издевательствами сверстников, радуются, когда плохо кому-то другому. Эдмонд - в спектакле представляется мне одной из основных жертв Судьбы и одновременно её тупым орудием, у помощью которого наказываются остальные, причём они получают шанс на раскаяние и прозрение. А вот у самого Эдмонда такого шанса нет. Его предсмертная сцена изобразительно очень красива, но её главный смысл отыгрывает всё-таки не им, а Эдгаром. Эдмонд лишь констатирует факт полной бессмысленности своего дальнейшего существования.

Ирината: Сегодня в Сатириконе в сотый раз сыграют «Короля Лира»… В сотый раз будет делить Лир королевство, принимая за чистую монету лесть и обижаясь на слова правды. В сотый раз прыгнет с мелового утеса слепой Глостер. В сотый – будет судить бывший король привидевшихся ему дочерей… В сотый – закуют в колодки верного Кента. В сотый – умрет на руках у брата «незаконный» Эдмонд… …Первый прогон – в июле 2006 года, когда в огромном зале – всего несколько десятков человек. И – когда над алым полотнищем сцены отгремел «Цирковой марш», когда пробежал по сценической диагонали обезумевший от боли Глостер… …все мы в полной тишине вышли в фойе… …и – заплакали… нет, завыли единым воем… от ужаса и красоты того, что мы только что увидели. «Король Лир» - наиболее изменившийся за прошедшие годы сатириконовский спектакль. Волей режиссера уходили и приходили музыка, мизансцены… менялось настроение. Но спектакль с самого начала был – и остается по сей день! – совершенно потрясающим явлением искусства. А посему (при отсутствии меня в зале) – я «мысленно с вами, мысленно посылаю вам море цветов» (с). С ЮБИЛЕЕМ, ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ!

Administrator: Замечательный текст... Пощу в эту тему ОТСЮДА целиком + 1 фотография, остальные по ссылке. Фрагментом дам в теме о Ричарде. *********************************** 35. Гении делают людей лучше и счастливее Что такое талант, и что такое гениальность? У талантливых людей незаурядные способности сочетаются с трудом и удачей. Кто такие гении, не знаю. Но они есть. Утверждаю категорично, потому что знаком с тремя гениями. Судьба подарила мне роскошь многолетнего человеческого общения с двумя из них. Первую неделю марта провёл в компании Константина Райкина. Он меня восхищает с детства. Своим оптимизмом, пластикой, веселостью, остроумием, умом и доброжелательностью. Он никогда не переживал, даже если не удавалось решить задачку на очередной контрольной за четверть. Рядом с ним хорошо. Он живет эмоцией, ценит эмоции. Тонко чувствует чужую волю и настроение. Для него эмоция важнее мысли, идей, разумных конструкций. На меня неизгладимое впечатление оставила его мама. Уже много лет помню её доброту и понимание, с которым она относилась к школьным и студенческим друзьям сына. Хотя бы такой пример. Как-то студентом забежал в райкинскую московскую квартиру к Косте. Сидим-треплемся. Заходит матушка Руфь Марковна. Посмотрела на меня и тут же спрашивает: «Бифштекс хочешь?». – «Конечно хочу». Приносит великолепный бифштекс с кровяной прослойкой. Такие тогда можно было отведать в ресторане «Прага», сидя под пальмой в зале с фонтаном. В студенческие 20 лет голодным себя чувствуешь всегда. Бифштекс с жареной картошкой я проглотил не заметив. Тут же принесла второй. Так же поступил и с ним. Принесла третий... Тут уж у меня были силы проявить деликатность. Сколько лет прошло, а эти замечательные бифштексы помню, как сейчас. Как и её добрый, любопытный взгляд. Намедни посмотрел два спектакля в «Сатириконе». Оба по Шекспиру – «Ричард III» и «Король Лир». Два шедевра, после которых публика счастлива. Глядя на жизнь негодяев и злодеев, появляется желание стать лучше. Райкин играет обоих великолепно. Меня приучили, что Шекспир - это трагедии в своей кульминации. Здесь же я увидел трагифарс. В фильме Козинцева «Король Лир» никогда не появляется желание улыбнуться. У Райкина же капризы старого, уставшего от жизни и забот короля, вызывают жалость, слёзы и смех. Лир не впадает в психопатическое безумие. У него обычная, бытовая, всем знакомая старческая раздражительность. Причина её в том, что уже не хватает сил сдерживать негативные эмоции. За годы жизни он, как и многие старики, утратил способность к терпению. Его выводит из себя любое препятствие. Можно это назвать старческим слабоумием или бытовым сумасшедствием. Как часто я это видел ранее и наблюдаю сейчас у моих пожилых родственников и коллег по службе. Вскипание до бешенства при любом противоречии. Именно у Райкина я наконец-то понял, почему же Лир лишил наследства свою любимую дочь Корделию. Только за то, что не услышал вожделенных слов, что и она его любит сильнее, чем сестры. Ах, ты не решилась прилюдно продемонстрировать мне свою абсолютную любовь, чего я давно ждал и сильно желал, ну, так, и получи же ничего. «Из ничего и бывает ничего» - фраза из спектакля. Юная Корделия не понимает, что такое бессильная старость. Все её страдания и гибель всех и вся в финале только от того, что она прямодушный и искренний человек. Малый, что старый. Корделия была уверена, что отец поймет глубину её чувств к ней, а у того нет сил, разбираться в тонкостях юной души. Ему нужны слова и яркая демонстрация эмоций. Незрелость юности столкнулась со старческой немощью. Не в физическом, но эмоциональном смысле. В результате все были убиты, прежде изрядно помучавшись… «Ричард III» - это совсем другой спектакль, хотя тоже трагический фарс. Ричард Глостер, урод от рождения, не любим никем с момента появления на свет. В ответ он ненавидит всех, но научился ими играть и манипулировать. Как и почему ему это удаётся? Его боятся и подчиняются умные и благородные люди всего королевства. Короли, королевы, принцы и принцессы, герцоги и герцогини, графы и графини, наёмные убийцы и простолюдины с улицы. Урод Ричард постоянно трудится. Он с утра полон энергии: моется, чистится, следит за гигиеной полости рта, чистит зубы, делает зарядку (может долго на одной ноге (другая полупарализована) прыгать со скакалкой, вращая её в одной руке (другая не работает), кувыркаться, используя лишь одну руку и ногу). Репетирует предстоящие сцены с конкретными жертвами, публикой, обдумывает сценарии разговоров, выстраивает мизансцены. У него нет ни минуты покоя, всегда в действии без отдыха и расслабления. Одному льстит, другого пугает, на всех наводит наветы и клевету. Все, как дети, запутаны, заинтригованы, ненавидят и боятся его. Сидят на больших стульях за большими столами, а спят на больших кроватях. Дети в большой, взрослой жизни. Никто злодею не противостоит, а он убивает, убивает и убивает. Однако, это не простой маньяк-убийца, получающий удовольствие от созерцания чужого страдания, ставший таким, будучи не любимым матерью, ужаснувшейся от первого взгляда на появившегося уродца. Он сочетает это с карьерной целью, расчищая путь к короне. Добивается её, оказывается на троне, и… начинает скучать. Потом умирает, убитый, не Ричмондом, а играющими подростками. Все приносят ему белые хризантемы и неистово пляшут в хороводе вокруг трупа. После спектакля в своём кабинете. Надо посмотреть, кто звонил на мобильный.



полная версия страницы