Форум » Архив форума » ДОХОДНОЕ МЕСТО. Часть 2 » Ответить

ДОХОДНОЕ МЕСТО. Часть 2

Ирината: Фотографии спектакля "Доходное место" и материалы о нем размещены здесь: http://denis-suhanov.narod.ru/theatre12.htm http://denis-suhanov.narod.ru/theatre12.1.htm Материалы на форуме: ДОХОДНОЕ МЕСТО. ЧАСТЬ 1: http://suhanov.borda.ru/?1-1-0-00000056-000-120-0#104

Ответов - 101, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Administrator: От зрителя "Доходное место", Сатирикон, 18.05.2010 Вчера было не совсем обычное и даже грустное для меня "Доходное место" -- грустное, потому что пришлось по своим причинам уйти со второго действия, и потому что любимый Кузнецов остался в этот раз без моих цветов. Но и в первом действии столько чудесного: диван с Полинькой и Юлинькой, маман, Белогубов. Слуги. Последние спектакли я чаще смотрю на них, чем на передний план с основным действием; каждый раз отмечаю новые детали, маленькие вроде бы, но создающие высокую точность и подлинность происходящего. И раньше замечала, как выбегает Антон (Борис Перцель) из кабинета, на жадовский шум и гам, на громкую "Матушку-голубушку" под гитару. Это секунда, но это надо видеть. Он выбегает и останавливается как вкопанный со своим подносом -- выбегает, потому что непорядок, а останавливается как вкопанный, потому что виновник беспорядка -- племянник барина. Действительно, что тут делать? Что происходит со слугами дальше, я, признаюсь, обычно не смотрела, а вот вчера удалось. Дальше -- Антон (Перцель) делает разнос младшим слугам. Ни одного слова, разумеется, но эффект полный: дворецкий делает внушение, слуги пристыжены (впрочем, не слишком, а больше для виду). Трогательно смотреть на них на всех, на этот милый второй план --ну сколько зрителей на него обращает внимание? Внимательные-то обращают, понятное дело, но вот я, например -- не всегда. И теперь даже стыдно. Смотрела "Доходное место" раз пятнадцать, не меньше, и слугами любовалась, но вот эту прелестную сцену -- тихого показа кузькиной матери -- как-то умудрялась до вчерашнего дня не замечать. С одной стороны, это немного обидно: слуги получаются чудесные, актеры прекрасны и правдивы в том, что делают, а зритель-то, массовый-то, вроде меня -- на других смотрит. А с другой стороны, это очень трогательно и исполнено серьезного смысла: создавать образ, создавать еще одну, преображенную, реальность, вкладывать в это свои физические и духовные силы -- и знать при этом, что основное внимание достанется не тебе. В этом есть настоящее, и за это даже непонятно, как ребят благодарить. Еще вчера специально отслеживала мементы симметричного и одиночного хождения туда-сюда -- это интересно, потому что такие сцены рифмуются. Туда-сюда ходит Анна Павловна -- сначала по одной половине сцены, потом по другой; туда-сюда ходят Жадов и Досужев, как будто связанные невидимой нитью -- на расстоянии, но вместе. Такая метафора духовного родства. По прошлым спектаклям помню: туда-сюда ходит Полинька в сцене скандала, и это заставляет вспомнить Анну Павловну (как-то я об этом уже писала). И получается, что здесь ходьба туда-сюда -- это буквально показанный поиск выхода, поиск решения, который выглядит странно (и очень удачно) похожим у очень разных героев. Досужев-Кузнецов был, как всегда, прекрасен, но в этот раз он опять был какой-то другой. Посуровел, что ли. (Тревожит царапина на бритой голове. Кто покоцал моего любимого артиста?!) В сцене трактира есть момент, когда Досужев говорит с Жадовым, а сам смотрит в это время в зал, смотрит прищурившись и как будто не видя. Он как будто проваливается в этот момент в свой мир -- и мир этот не в Марьиной роще, а дальше, и туда никому больше нет хода. Такое впечатление. что Досужев в этот момент ("Так ты не поедешь со мной?" ) остается вдруг совсем один, и ни Жадова рядом, ни тысячного зала. Меня завораживают произведения искусства -- и спектакли, и отдельные роли -- за которыми есть что-то ещё, за которыми дует ветер другого мира. Картины, в которые хочется (или наоборот, лучше не надо) войти, мелодии, имеющие цвет и текстуру, и персонажи, чья жизнь на сцене -- всего лишь часть подлинной, нам не показанной. Это может быть тайна просто чужой жизни с неизвестными нам бытовыми подробностями, а может быть и персональная Валгалла, как у Досужева. Наверное, это и есть мастерство -- когда нет сделанности, а есть жизнь.



полная версия страницы