Форум » Архив форума » ДОХОДНОЕ МЕСТО. Часть 2 » Ответить

ДОХОДНОЕ МЕСТО. Часть 2

Ирината: Фотографии спектакля "Доходное место" и материалы о нем размещены здесь: http://denis-suhanov.narod.ru/theatre12.htm http://denis-suhanov.narod.ru/theatre12.1.htm Материалы на форуме: ДОХОДНОЕ МЕСТО. ЧАСТЬ 1: http://suhanov.borda.ru/?1-1-0-00000056-000-120-0#104

Ответов - 101, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Хильд: Ой, мама...

Lotta: Да уж, это не слабее, чем С. Денис - и тоже в "Афише".

Administrator: От зрителей "Доходное место", Сатирикон, 9.07.09 Последнее в сезоне «Доходное место» было ве-ли-ко-леп-ное. Другая Юленька – Яна Давиденко. Хорошая, но совсем в другом роде, чем Полина Райкина. У Яны Давиденко героиня получилась более холодная, циничная, где-то более близкая к жизни – к нашей, обычной, не театральной. Этим она даже слегка пугала. К тому же я успела полюбить Юленьку Полины Райкиной, и слегка досадовала, увидев другую актрису. (Ах, какой голос у Полины! Низкий, тягучий, как ириска, с интересным повышением тона к концу фразы. Каждое движение, каждое слово – в цель. А этот жест с подушками: «И провианту будет… довольно!» А замечательная сцена, где маман делает смотр дочерям: Юленька потупилась, смешные хвостики – кверху, Полинька смотрит в потолок; прелестная симметрия, и в то же время очень смешная. Ну… что ж, здесь не тот случай, когда одна актриса лучше другой; просто Полину Райкину я люблю больше). Мадам Кукушкина – Марина Дровосекова. Отлично. Я уже писала о том, что её героиня, по сравнению с героиней Лики Нифонтовой, более груба – в хорошем, плакатном смысле слова – и что это имеет большой успех у публики; так вот, сегодня Фелисата Герасимовна чуть приглушила плакатную яркость, ничуть не потеряв при этом общего хорошего впечатления. Получилось очень хорошо, очень правдиво – сказочно правдиво, лучше, чем в так называемой жизни. И сама грубость героини от прочувствованного, уловленного правильного направления – заиграла, стала более естественной, и даже не то что получила оправдание, а воцарилась по праву. Досужев – красавец и лысый черт. Вообще, богатая роль, со спецэффектами – один пьяный немец чего стоит. И ни упущено ничего, каждое слово – шутовское или серьезное – на своём месте, в свой миг; поэтому и официанты на сцене, и зрители в зале – слушают рассказ о купцах с одинаково жадным интересом. Юсов – Алексей Якубов – прекрасен и точен, как всегда. Денис Суханов. Первая сцена – великолепно, выше всяких похвал; мороз по коже от точности попадания в нужную интонацию – а здесь это голос любящего и отвергнутого. Дальше, отповедь племяннику – странно и непонятно; пару раз очень возвысил голос, неоправданно. Это было похоже на напряжение, когда у человека уже нет сил. Может быть, Суханов сильно устает на репетициях – скоро ведь прогоны «Тополей», а там и премьера не за горами. В общем… пару раз он начинал почти кричать, когда это было совсем не нужно. Мастерство, разумеется, никуда не делось, он по-прежнему все тот же великолепный актёр. Дело – так кажется со стороны мне, всего лишь зрителю – дело в направлении, которое под влиянием неизвестных мне причин (может быть, той же усталости) съезжало временами куда-то в сторону. Разговор с племянником один на один – снова великолепно. Тихо, с искренним чувством, с заботой; есть намерение, есть жизнь. Последняя сцена – намеренно тяжёлая. Почти потухший огонь в глазах, тяжесть, слабость; игра настолько точная, что это пугает. Поверженный титан излучал больше силы, чем титан в расцвете – чем в той же сцене отповеди. И наконец, Василий Жадов – Алексей Бардуков. На предыдущем «Доходном месте» я видела искры чего-то, какие-то маленькие симпатичные проблески настоящего, своего, чудесно обретенного Жадова. Это тогда ещё очень понравилось, и одновременно испугало: а вдруг показалось? А вдруг исчезнет? Не исчезло. Мало того: новый Жадов зазвучал – для меня по крайней мере. Его голос, до этого плоский и неубедительный, вдруг наполнился своим, пережитым чувством, и зазвучал свободно. И слушать его стали по-другому: было несколько моментов, когда Бардуков держал в полном серьёзном внимании весь зал, когда его слушали абсолютно все. Ничего подобного не было на предыдущих спектаклях, и тем более на прогоне. Новый Жадов, только что пробившийся, получился вполне симпатичным. Он искренний, он горячий, он живой. В первой сцене это милый чижик – ну да, щебечет что-то глупое и грубоватое, но слушать его уже скорее приятно. Позже, в сцене с Кукушкиной – это уже не чижик, это взрослый человек, и схватка за Полину – самая что ни на есть взрослая. Именно здесь заметнее всего прогресс: герой Бардукова теперь находится на сцене и в этой роли по праву, он знает, зачем он здесь, и благодаря этому – знают и зрители. Аристократизма в этом Жадове нет ни грамма, книжной учёности – тоже не слишком много; это герой из народа – что немного странно, учитывая родство с богатым, и может быть, знатным дядюшкой, учитывая в особенности «завиральные идеи». Это довольно противоречивый персонаж – но уже противоречивый, как настоящий живой человек. Бардукова уже можно поздравить; и самое прекрасное – остается все-таки ощущение, как и в прошлый раз, что ему в этой роли есть куда расти. Уже хорошо, но кажется, что он может – ещё лучше. Для этого остаётся самая трудная сцена – сцена нравственного надлома с монологом на столе. Именно здесь, мне кажется, можно что-то ещё сделать. Моя знакомая, которую я привела на спектакль, уже на улице сказала: «Как я рада, что закончилось именно так!» – и улыбнулась. Что сказать? Я тоже рада!


Administrator: От зрителей Театр, Островский и взрослые и дети... Вчера была в театре на спектакле "Доходное место" по Островскому... Коротко: племянник не идет работать к своему супер крутому дяде чиновнику, говорит, что он и все его подопечные взяточники... А посему, племянник решает, что он будет жить честно и зарабатывать по-честному.. В итоге, его жена дома штопает носки, еле концы с концами сводят, но типо счастливы в честности.... Короче, про тему денег итак все понятно.. А вот их диалог на тему, как стоит жить правильно (типа "ты жизни не знаешь, а вырастешь/поживешь с мое и все сам поймешь") дал понять, что все наши молодые споры (говорю, с позиции ребенка по отношению к родителям и старшему поколению) бесполезны.. Одинаково правы как взрослые, так и дети... Дети еще не жили НИКАК, потому они набираются опыта и пробуют так, как думают, что правильно. Взрослые, само собой, опыт на них накладывает отпечаток и потому они тоже по-своему правы, потому что и в самом деле много чего повидали.. Короче, спорить бесполезно и договориться невозможно никогда.. И по своему опыту тоже это помню. Жаль только, что потрачено было сил и энергии много... Для себя вывод делаю следующий - если как взрослый хочешь направить на путь истинный свое дитя, то не долби ему об этом в лоб - если ребенок , к счастью, имеет силу духа думать как считает правильным, то ты ему никогда не вдолбишь.. И коли такой умный и с опытом сделай это по-хитрому и так, чтобы тот решил, что сам до этого умного додумался.. Хорошо будет и тебе и ребенку твоему...

Lotta: "Как это громко - НИКОГДА. И как это глупо вместе с тем." Меня уже не терзают фантомные боли при виде Бардукова-Жадова: он постепенно обретает собственное лицо и это хорошо - в любом случае. Но теперь удивляет полное отсутствие сходства между ним и Вышневским. Если не знать, что именно Вышневский - дядюшка, можно было бы подумать, что Жадов - племянник Анны Павловны: у них одинаковая манера говорить, иногда и интонации - одинаковые. Всё получилось так, как я и боялась: вся симпатия зрителей - на стороне Вышневского, Юсова, Кукушкиной... и Досужева, который проживает свою проигранную жизнь с чувством собственного достоинства. Публика в зале, в основном, "простая", ей приятно, что образованный человек играет "по правилам" или выглядит дураком, и слышать со сцены родное, понятное - тоже приятно. Какая девушка не захочет выйти за богатого, пусть старика или урода? Нет такой (в прошлый раз всё-таки одна рука поднялась!). Какая мать задумается при этом? Да никакая! Бери - но дело делай! А слово "взяточник" придумали лентяи и неудачники, чтобы хороших людей обижать. Вот и идут после спектакля "хорошие люди" домой, получив полное моральное оправдание своим поступкам и взглядам, отпущение грехов, так сказать... Почему так происходит? На мой взгляд, объяснение простое: Жадов выглядит не только молодым, но и глупым, да и молодость может служить ему извинением лишь до известных пределов. Когда-то я считала эту пьесу откровенно слабой, а роль Жадова потенциально провальной. Но хотелось хоть за что-то зацепиться, и я решила, что единственный способ сделать героя интересным - это увидеть в нём трагедию человека, который взвалил на свои плечи ношу, которая ему не под силу. Он переоценил себя и недооценил окружающих. Он ошибся, но моральная победа остаётся за ним. Такой Жадов должен быть похожим на ТАКОГО Вышневского, это естественно, одна же кровь! И оба потерпели поражение, по разным причинам, и по-разному будут с этим жить... (Я понятия не имею, как это было при Суханове-Жадове и Лахине-Вышневском, НЕ ВИДЕЛА!) И уже совсем странно: мне очень нравится Суханов в роли дядюшки, но всё же... На поклонах он постепенно сбрасывает с себя годы Вышневского, и сквозь возрастной грим проступают вдруг черты именно ТОГО Жадова, о котором я думала раньше: лёгкость, молодость, искренность, ум, готовность любить людей... Опять же: я не знаю, каким он был на самом деле - два года назад. Из моего жж http://lotta20.livejournal.com/

Ирината: Доходное место. 9.07.2009 Попытаюсь написать не про спектакль, а про то, как через призму Доходного места версии 2009 года смотрится пьеса Островского. В сатириконовском "Ричарде III" финал поставлен и играется так, что забываешь обо всех гнусностях и злодействах героя - и начинаешь его искренне жалеть... Определенным образом тонированная речь, построение мизансцен - и вот уже Ричард из злодея превращается - сначала в обиженного Богом, судьбою и людьми человека, а потом - в героя. А вот "Доходное место", не случайно сменившее исполнителей, воспринимается нами (теми, кто видел, и теми, кто впервые), как реинкарнацмя прежнего спектакля. А ведь он полярно поменял ориентиры, и стал играться - про другое. Итак, как смотрится "Доходное место-2009". Существуют чиновники. Их в спектакле - целый "клан", целое сообщество со своей моралью. Они работают (служат) - с умом. Набираются знаний (Белогубов - так на наших глазах), учатся (большей частью на практике). Стараются выполнить свою работу хорошо: например, если надо - не жалея сил и времени, пишут сперва черновую, а уж потом переписывают. Эти люди имеют строго выверенный кодекс чести - и никогда не украдут чужую копейку. Они не только знают себе цену, но и умеют себя за нее продать. Принцип оплаты их труда (получение "благодарности") оч. напоминает нынешнюю зарплату "в конвертиках", когда в ведомости ты расписываешься за малую сумму, а в реалии получаешь немного/намного больше (это явно нехорошо, но, видимо, по иному нельзя). Эти люди аккуратны внешне (откажут себе в еде, но оденутся чисто, дабы не смущать неряшливым видом коллег, руководителей и посетителей) и внутренне (можно не сомневаться, что, заручившись их обещанием, обещанное получишь: хорошо сделанное и в срок). Эти люди не только умеют хорошо работать - они умеют и хорошо отдыхать. А почему нет? Сходить вечером в театр, погулять или прости посидеть в кафе в трактире - в чем здесь грех? Они вам и на площади спляшут - потому что умеют веселиться так, что все вокруг вовлекаются в их искреннее веселье (отдельные надутые индюки - не в счет). И наконец (а для меня это оч.важно) у всех у них есть главное в жизни. И это - СЕМЬЯ. Счастливая или не очень - тут уж, как известно, все семьи одинаково счастливы или разнО несчастны... Но для всех для них дом и семья -это основы основ, то, ради чего они живут и на службу ходят, то, к чему потом устремляются. Их постоянная забота - благодарность за любовь, за понимание, за то, что дома есть человек, к которому привязано сердце. Вы, те, кто смотрел спектакль или хотя бы пьесу читал - скажите, что во всем этом плохого? А теперь Жадов. Юноша, поставивший СЕБЯ - со своими принципами и самостоятельно придуманной моделью мироустройства, во главу угла. И не допускающего иного постороения мира, чем то, которое считает верным он сам. Не случайно люди, пообщавшись с ним, бегут от него прочь... Друзьям он, с его гордыней и нытьём, неинтересен. Ниточки, связывающие его с семьей, он намеренно грубо рвёт... А вот если по тем же пунктам, что и о чиновниках? Работать Жадов, может быть, и хочет (по принципу чеховских героев - правильных слов много, дело - ни с места). Будь у него хоть сколько-то таланта и настоящего трудолюбия, приправленного желанием и умением работать в коллективе - пробился бы, и не за счет стыдной копеечной работы... Ибо неужели истинное желание работать (а не просто входить в канцелярию, дабы прочирикать "умные" речи про "гражданские добродетели"... помешать работать и уйти прочь... в соседнюю канцелярию, вероятно) не будет замечено руководством? Но - всего ума хватает лишь на выписки (а ведь когда-то брезговал "переписывать"!). Никакой аккуратности. Даже внешней: пока жил за счет дядюшки - был одет-обут, чисто да аккуратно... А уж когда дядюшкины чашечки-блюдечки побились - остается в нечищенном пальтеце до выпростанной из штанов рубашонке ходить... Ведь никто ж с утра не кричит: "Одеваться Василию Николаевичу!" - всё сам... а сам не умеет и самого простого. Слово "отдохнуть" для него - стыдное. Ибо как не умеет работать - так не умеет и отдыхать. Потом, когда-нибудь, когда будет посвободней - он книжку жене почитает... тогда как она, будто ребенок, и сказки от него ждет, и игрушки какой - вот, хотя бы новой шляпки. Заистерив о своей несчастной, сытой и достаточной будущей жизни - в качестве бездны мерзости называет "пьянство на наворованные деньги с Юсовыми и Белогубовыми": запомнил, значит, юсовский танец-то в трактире: ведь именно он надутым индюком сидел, чужим весельем брезгуя... И семья. Какая семья? Какой дом? Ввалиться шумно - а потому что так хочется! - помешав работать... Развалиться по хамски, невзирая на то, кто рядом - старый ли человек, женщина ли... Не слушать НИКОГО: разве слышит он слова Анны Павловны, к нему обращенные? Зачем других слушать - своё выпалить надо: не хочу учиться хочу жениться! И только дядюшка Аристарх Владимирович "затыкает" этого говоруна: ибо всё то, что он говорит - верно, обоснованно, убедительно, умно. Что делает Жадов в ответ речи Вышневского? Да уж, извините, просто глупо и по-щенячьи оттявкивается... за что и получает щелчок по носу: при этом дядя не первым начал - сие был ответный удар на (видимо, далеко не первое!) хамство дурака-племянника. Именно дурака - притормозила сейчас с написанием... но иного слова не подобрала. А сцены 2-го действия? Жену он любит? А зачем же не оправдывает ее, любя, а открыто унижает - при матери? Зачем унижает тещу - при жене? Зачем, наконец, воду с пола вытирает не половой тряпкой, что тут же лежит - а трудно постиранным непривычными женскими ручками бельем? "Я умный, я благородный, все дураки, все взяточники" - права Полина, всё только о себе - гениальном... да в сравнении с другими - недостойными... А потом, прокричав над умирающим дядей (не видя, не замечая - не желая замечать дядиной беды!) совершенно банальное и неправдоподобное: "Я буду ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного" - Жадов получит аплодисменты зала... Я достаточно честна по жизни: не ворую и взятки не беру...и первая выступлю за то, чтобы честно всё вокруг было. Но этим жадовским словам, извините - НЕ ВЕРЮ! И зал - не верит... Но в сатириконовском "тысячнике", несмотря на забегающих туда дураков, сидят все больше люди воспитанные. Которые знают: потрудил себя актер страстным монологом - отаплодируй ему за работу. И, слава Богу, аплодисменты переходят в искренний восторг от потрясения сценографией, когда отрываются от пола, зависая в воздухе, стулья да диваны... Всё в мире неустойчиво и бренно. Пустые слова унесет ветром, как собачий лай... Но кто бросится к ногам Аристарха Вышневского, оплакивая его? Разве только - верный Юсов... Про актеров и роли писать не буду. Но - встретили после спектакля знакомого, посмотревшего спектакль дважды и подряд - с разным составами. Сказал (очень верно сказал!) что сравнивать Вышневских Суханова и Аверина он не возьмется: очень разные. И оба хороши. Но - по разному. По мне - так сухановский Вышневский хорош... практически идеален. А вот Юсовы - они оба замечательные. Хоть и тоже - разнятся очень. Кукушкиной предпочитаю видеть Дровосекову. "Девушкой умной", Юлинькой - Райкину. Но всё это - уже в новом сезоне...

Administrator: От зрителей Дополз таки сегодня до Сатирикона. От спектакля пребываю в слюнявом восторге, и это при моем глубоком и искреннем непонимании театра и нелюбви к нему. В райкинском "Доходном месте" в нужных пропорциях смешали именно те ингредиенты, которые делают просмотр приятным времяпрепровождением: во-первых, простите за цинизм, но НИЧЕГО НЕ РАЗДРАЖАЕТ, все актеры точно на своем месте и партию ведут, на мой дилетантский взгляд, близко к идеальному. Во-вторых, бессмертная драматургия Островского - в антракте, елозя отдельными частями тела по спинке кресла впереди в попытке хоть как-то восстановить кровообращение (сидения вроде мягкие, однако вот...) пытался понять, на кой черт подобные вещи впихивают в школьную программу. Ну что может девятиклассник, или когда там это - ПРОХОДЯТ, понять, именно понять, прочувствовать, в подобном социальном сюжете? Ну нет у детей еще соответствующего жизненного опыта, и услышав от преподавателя "Произведения Островского бессмертны" самое разумное, что может сделать школьник это скорчить понимающую рожицу и хихикнуть про себя. И будет прав. Как прав и преподаватель - Александр Николаевич бессмертен. Все действо было гармонично, от темнокожего вьюноша, сыгравшего (да как сыгравшего!) престарелого чиновника до последней летающей табуретки, отправившей зал в ступор в финале. Отдельно стоит упомянуть актеров второго плана - похоже на сборище маленьких, теплых и замечательных звездочек; вроде как их функция - оттенять основных персонажей, но партии получились чудесные, и не в ущерб основной линии, как это иногда бывает. Камердинер генерала превосходен и хоккей стульями в пять рук прошел на ура, да и в целом было достаточно удачных моментов. Отдельно хотелось бы отметить осветителя - знаю, что повторяюсь, но ночь на дворе, и лексикон отказывается служить мне должным образом. Так вот - осветитель тоже отработал превосходно, атмосфера создавалась действительно очень точно и выразительно, респект уважаемому (уважаемой?). По содержанию - ну, ничего нового о "Доходном месте" я не скажу. Периодически отводя глаза от сцены чувствуешь на щеках краску стыда, осознавая свое собственное превращение из Жадова в Белогубова, вспоминая его по ступенечкам, по капельке. Отдельно стоит упомянуть монологи Вышневского (актера, его сыгравшего, опознать не могу, не взыщите - не театралы мы, да-с) - они тоже превосходны (предсказуемо?) и неоднократно встречались залом овациями. Жадов очень органичен, жена Вышневского передала харАктерный женский тип невероятно точно, периодически ловил себя на том, что не отождествляю происходящее со зрелищем - то была жизнь, настоящая. Райкин, видимо, все же оптимист либо понимает, что мысль материальна, так что в конце у него сломавшийся было Жадов вновь выходит на путь добродетели, его чудесная жена явно в нелегком начинании будет рядом, мздоимство наказано, маски сброшены и прочая. Правда, жизненный опыт говорит нам о другом... Хороший спектакль. Спасибо Московскому Метрополитену за вывешенный в нужном месте рекламный щит - поездив мимо него ежедневно за две недели понял, что проще сходить, чем потом мучаться. О чем ни секунды не жалею.

Administrator: Сама перечитывала это недавно... но давала ли ссылку на форуме - не могу вспомнить. Сейчас вот бегло просмотрела странички - вроде нет... Подборка рецензий на спектакль "Доходное место" версии 2003 года - ЗДЕСЬ.

Administrator: Вот два изображенья - вот и вот. Одно лицо на этих двух портретах... (с) Василий Николаевич Жадов

Administrator: Денис Суханов в октябре-2009 г. сыграет Вышневского 21 и 22 октября. Для тех, кто не заглядывал пока в тему об обновлениях сайта, информация: на странице восстановленного "Доходного места" - новые фотографии. Автор - Екатерина Цветкова. В конце ноября Денис Валерьевич снова, на радость его почитателям, сыграет Дзелу в "Синем чудовище". Информация будет позже.

Ирината: Очень похожая фотография Елены Касаткиной есть на страничке восстановленного "Доходного места". Ну просто - очень похожая. Да не такая. Как говорится - найдите 10 отличий. Фото: Екатерина Цветкова

Administrator: Повтор сообщения из темы об обновлениях сайта Дениса Суханова. C огромной благодарностью талантливому театральному фотографу Екатерине Цветковой... На страничку спектакля "Доходное место" (первая редакция) загружено 3 новые фотографии.

Administrator: От зрителя Вот так мы стали театралами! Опять ходили в Сатирикон :) Теперь на "Доходное место" Островского. Это сладкое слово ХАЛЯВА! Когда дают бесплатные билеты, грех отказываться. Спектакль в общем-то классика. И отыгрывается как классика. Заявлен как комедия (полагаю, это автор считал, что комедия), но это скорее трагикомедия, потому что ближе к концу начинается трагедия и накал страстей, а местами сваливается на явную агитку. Ничего так. Но местами не динамично. Спектакль на удивление черно-белый. Т.е. все костюмы и декорации выполнены в разнообразных оттенках черно-бело-серого. Этакая графичность действия. Замечаешь это как раз ко второму действию. И монохромность совсем не напрягает. Пьесса о том, что заботиться только о материальной выгоде не хорошо и надо жить духовными ценностями. Поконкретнее — о вреде взяточничества и мздоимства. И о том что ни к чему хорошему это не приводит. Чем больше нахапаешь и выше поднимешься нечестным путем, тем ниже падать (конечно это я очень обобщаю). И что забавно, написанная в позапрошлом веке пьесса, звучит вполне и даже очень современно ;-) Кстати, в постановке были замеченны актер и актриса, виденные в сериалах, идущих по ТВ. Максима Аверина опазнали все (видимо все смотрели сериал "Глухарь" по НТВ :))) Прямо радость узнавания! Еще подруга говорила про некую актрису из сериала, веденного ей, но тут я ничего не могу подтвердить, не смотрела. И еще: перед спектаклем, как обычно, просят выключить телефоны. Для бестолковых, просят 2 раза с уточнениями и разъяснениами. И ВСЕ РАВНО у народа звонят мобилы. 3 раза слышала. Видимо между нами прячутся глухие дебилы. Им хоть сто раз скажи, не помогает.

Administrator: От зрителя ...Сев в самый центр 2-го ряда я разумеется моментально прониклась атмосферой) Понравилось, даже ОЧЕНЬ... ))) Сюжет - актуальный, на все времена. Игра актеров - бесподобна (со 2-го ряда особенно видно!). Я успела посмеяться, погрустить, похихикать, похлопать от души в ладоши и еле сдержала слезы в конце... Комедия - так назывался жанр в афише, в этом определении явно провокация, вышла "как будто по голове огрели"... но все же снова загорелась искорка надежды на светлое будущее нашего общества...)))

Administrator: От зрителя Спектакль не плох. Он как бы вне времени. И атмосфера и костюмы. Когда смотришь, легко можно привязать "к сегодня, к сейчас". Вот не устарела тема, ох, не устарела :) Мне вообще Сатирикон нравится, как театр. Режиссура интересная. Прочитала в разных источниках, что и в Сатириконе это не первая постановка. 6 лет назад немного шел спектакль, потом - перерыв. И вот опять восстановили.

Administrator: От зрителя "Доходное место", Сатирикон, 21.10.09 За короткое время – за какой-нибудь год с небольшим – «Сатирикон» стал для меня своим театром, родным и необходимым. И нередко я ловлю себя на личном, эмоциональном, почти фамильярном отношении к этому театру и к его актёрам. Да и трудно относиться к ним по-другому: актёры – на виду, отделены лишь невидимой четвертой стеной, и ещё они прекрасны. Я очень люблю это спектакль. Я пересматриваю его, как перечитывают любимую книгу, «каждый раз открывая что-то новое»; прелесть и в том, что каждый раз все происходит по-разному. Сегодня я открыла ещё одну маленькую деталь: Полинька во втором действии, ссорясь с мужем, ходит нервно туда-сюда – и зеркально повторяет путь Анны Павловны из первой сцены; другая, правая, половина сцены, другая героиня, другой характер ссоры, но между двумя ситуациями – чарующее сходство. Первая сцена «Доходного места» для меня всегда – стресс. Однажды я испытала жесточайшую боль за актера, внезапно изменившего манеру и, если можно так выразиться, стратегию своей игры. Но чаще всего – и сегодня тоже – первая сцена заставляет сердце зрителя сжиматься от горя и от неловкости, как будто он случайно стал свидетелем чужой беды. Герой Суханова – «дряхлый старик», сказано у Островского; разумеется, ни искусственная седина, ни грим зрителя не обманут: понятно, что этому Вышневскому до дряхлости далеко. Сколько раз я смотрю на его героя и думаю: как же это удачно получилось, что старика Вышневского, безнадежно влюбленного в собственную жену, играет молодой и красивый актёр. Да, удачно; это несоответствие возраста обнажает подлинный, высокий смысл происходящего. Будь Вышневский в этом спектакле по-настоящему дряхлым стариком, это вызвало бы в лучшем случае смешки в декамероновском духе: молодая жена, муж – ни в борщ, ни в красную армию, ну, всё понятно. Нет, это не старик Вышневский перед нами – это его душа, показанная зрителю настолько убедительно, насколько это вообще может быть. Первая сцена – испытание для всех; и для актеров, я думаю, и для зрителей. Марьяна Спивак сегодня особенно понравилась: вспомнилось сравнение, у кого-то из великих, женщины с рекой. Она и была похожа на реку: высокая, изящная, в серебристом утреннем наряде, с развевающимися волосами; но главное, что роднило её героиню с рекой – это исходящая от неё энергия, что-то стихийное, необъяснимое. Признаюсь, Анна Павловна сама по себе, как она есть у Островского, нравится мне меньше всех героев. В том смысле, что она в пьесе – скорее модная картинка, чем живой человек. Этакая образцовая женщина с назначением в обществе и с гражданскими добродетелями. Произносит правильные благонамеренные речи, горячо возмущается, выходит правой и так далее; всё это у Островского довольно скучно. Марьяна Спивак, к счастью, сделала героиню убедительной; это не модная картинка, не образцовая эмансипе, это просто женщина – прекрасная, любимая, страдающая. Каждый раз с радостью ловлю её легкое заботливое движение к Юсову, в последней сцене, когда всем уже, казалось бы, нет дела ни до чего: – Вы, кажется, чем-то встревожены? Юлинька в исполнении Яны Давиденко получилась замечательная; хоть я и жду всегда в этой роли Полину Райкину. Да, именно такая: немного нелепая, холодная, отчаянно желающая «быть дамой»; за Белогубова страшно, когда она на него страстно якобы смотрит. Во втором действии, накрашенная и в костюме наездницы, Юлинька неожиданно напомнила Пэрис Хилтон – вряд ли сходство придавалось намеренно, но пошло спектаклю только на пользу. Досужев – роль-фейерферк: он выходит – пять минут жжёт – и уходит. Антон Кузнецов каждый раз играет по-разному, но каждый раз я чувствую, как послушно готов следовать зал за изменением в настроении его героя; как отчетливо воцаряется тишина, когда зритель понимает, что шутки кончились. За Досужевым зал готов следовать, а вот за Жадовым не всегда: я, кажется, снова ничего не поняла в этом герое. – Никак не могу разобрать, что вы за человек? В «Сатириконе» много залетных зрителей, я это с первого посещения поняла. Но чтобы вот как сегодня… это, знаете ли, в первый раз. Сегодня зрители в зале смеялись над Жадовым. Глупое ржание, хихиканье и хмыканье раздавалось в самые драматические моменты, когда и ребенок поймёт, что происходит что-то неладное, нехорошее. И я точно могу сказать, что это не из-за слабой актёрской игры – Бардуков очень вырос в этой роли со времен прогонов, и теперь его герой вызывает сочувствие и уважение. Да вот только дело в том, что не всегда нас готовы слушать; кажется, и роль Жадова – именно об этом. В зале сегодня сидело, как выяснилось, довольно много людей, которые пришли отдохнуть и посмотреть комедию. Написано – «комедия», значит, надо смеяться. Добротность же комедии они измеряли для себя количеством лулзов. Ой, как смешно Жадов скрючился на полу! Ой, каким смешным голосом он говорит! Ой, как покраснел, плачет, что ли, вот умора! – Ко-ме-ди-я! Ха, ха, ха! Жадов сам говорит о себе в последней сцене: я – слабый человек. Но это слабость, за которую не стыдно; это слабость человека, который при всей своей незначительности точно знает, что есть на свете то высшее, лучшее и правильное, ради чего стоит жить. Он живет как обычный смертный, но он знает что-то важное: «пускай я во тьме, но я вижу, где свет». Как это знакомо, как близко. Верю, что для многих людей, сидящих в зале, герой Бардукова не был смешным; он этого и не заслуживает. Повторилась удивительная вещь, виденная мною уже один раз на Таганке, в спектакле «Горе от ума». В обсуждении на форуме большинство не желало принимать Тимура Бадалбейли-Чацкого, ругательски ругало его, пока кто-то наблюдательный и ехидный не заметил: Чацкий-Бадалбейли вызвал у обитателей форума такую же самую реакцию, какую вызвал Чацкий-герой в фамусовском обществе. Это ли не актерский успех? Нечто похожее получилось сегодня. Жадов, учёный племянничек с идеалами, оказался смешным для публики, наполовину состоящей из Юсовых и Белогубовых. Что ж, остается немного погрустить о разрушенной атмосфере последних сцен, о том, что потоки энергии, выбрасываемые Бардуковым в зал, не находили никакого отклика. Кто виноват в этом? Да никто. Не Бардуков и уж точно не зрители. А просто – будут и ещё спектакли, и новая эмоциональная волна вынесет и актеров-полубогов, и нас, грешных, – к другим берегам.

Lotta: Жадов уже не вызывает возмущения, но вызывает смешанное чувство жалости и насмешки, иногда даже чуть симпатии. Возможно, постепенно растворяется первичное неприятие Бардукова в этой роли. Но скорее всего он стал лучше играть, появились моменты искренности. Да, это искренность заблуждения, да, он нелеп в своей самоуверенности. Но он стал живым. Собственно, осталась только одна сцена, которую я смотрю стиснув зубы, - его юродство перед тем, как идти к дяде. Я её не понимаю, и мне она неприятна эстетически. Вышневский прекрасен. Когда впервые читала пьесу, я представляла его именно таким: срабатывал юношеский романтизм, ведь любовь, как казалось тогда, оправдывает всё. Но Вышневский Суханова не романтический герой, и помимо любовных переживаний у него ещё много чего в жизни. Почему-то кажется, что злоупотребления не мешают ему хорошо делать своё дело, просто он живёт и работает, приняв правила существующей системы. Забавно: ведь по сути он играет тип современного чиновника, возможно, даже в его петербургском варианте. То, что я терпеть не могу. А вот Вышневского люблю всей душой. Главное зерно этого человека - чувство собственного достоинства. Сцена в покоях Анны Павловны не унижает его, поэтому он и слуг не стесняется: он просто сорвался по-мужски после её очередного отказа, это нормально. И роскошную коробку с букетом он несёт ей спокойно, с пониманием правил игры. Интересен дважды повторённый жест, выдающий темперамент героя: то, как он швыряет в кресло её накидку, а в последней сцене ещё что-то. В этом образе сгладились острые углы, Вышневский играется умно и мягко, без привычной сухановской экспрессии. Его потрясающая энергетика загнана внутрь. Возможно, это первый его герой, наделённый интеллектуальным обаянием.

Lotta: Вчера поняла, что весь первый разговор с Вышневского с племянником (и с залом) проходит под знаком его утренней неудачи у Анны Павловны. Отсюда раздражительность, нервность, еле сдерживаемое внутренее кипение. Его слова по большей части обращены к ней, ЕЁ он хочет убедить. Хотя и не смотрит на жену, присутствие которой в этот момент для него невыносимо. И пачку денег он бросает в кресло тем же жестом и с той же силой, что и её накидку - раньше. Не убедил - вот и не остаётся ничего, кроме как идти к ней с дорогим подарком и цветами - проверенный способ. Кстати, роскошная красная коробка и букет алых роз - единственное яркое цветовое пятно в практически чёрно-белом спектакле (если не считать жёлтого цыплячьего жадовского плаща). Островский, по-моему, никакого отношения к этому не имеет.

Ирината: Доходное место. 11.11.2009 Очень хочется сесть и написать подробно и разборчиво, ибо впечатлений множество: что-то отпало, что-то подтвердилось... Да только времени на подобное нужна масса. А его (времени) как раз-таки и нет. Посему – буквально один фрагмент, в большей степени для тех, кто видел... и не делайте мне замечаний о моей избирательности - она, несомненно есть... но она не главное. "По-видимому, этот человек скоро умрет". Чехов. Скучная история Будучи нормальным человеком и искушенным зрителем , я понимаю, что ОНИ на сцене не умирают. И – произнесет в финале умерший Паниковский свое: "Я люблю Вас, Бендер, но Вы осел". И появится на пиру призрак эрцгерцога. И побредет по голубой лунной дорожке обезглавленный танцор Джованни... А потом они все возьмут наши цветы. Но... ...будучи зрителем эмоциональным, я традиционно приостанавливаю сердце, когда на сцене Сатирикона умирает умный, гордый и красивый Аристарх Вышневский. А рядом - красивая пустоглазая кукла Анна Павловна рассказывает ему о своих фактических изменах, и - обвиняет, обвиняет, обвиняет. А рядом - юный глупыш-племянник, дрожа от длительной истерики и смертельно боясь дядюшкиного гнева - выпрашивает для себя "места подоходней". А эта страшная фраза смертельно больного и одинокого человека, который просит Юсова - не бросать его?.. Неужели они - не видят? Не чувствуют? Не сопереживают? Вот почему?. *****. Для меня нынче был практически идеальный состав: Денис Суханов (превосходный дядюшка - без дополнительных комментариев!), Марина Дровосекова (играет - потрясающе! и иной раз я удивляюсь - как же на меня похожа в своих реакциях... и в отношениях с дочкой), Григорий Сиятвинда (всё-таки Юсовым я хочу видеть его, а не второго исполнителя... будем считать, что это мои личные пристрастия), Сергей Климов (прелестный! такой четкий и искренний!)... Яна Давиденко понравилась в сочетании 1-го и 2-го действий - когда из блеклой гусенички "вылупилась" яркая хищная бабочка. Но вот первый дуэт двух сестричек мне больше нравится в сочетании Тарханова-Райкина. Вот. Как и собиралась – буквально в паре слов… Захотелось посмотреть Вышневского/Аверина. Хотя бы первое действие. Чтобы сравнить... Ну что ж - когда нибудь ВСЕНЕПРЕМЕННО!

Ирината: Кстати: вдруг поняла, где в спектакле, отраженно от другого героя, проглядывает ПРЕЖНИЙ Жадов. Помните, Полинька рассказывает Юлиньке, о чем беседует с ней наедине жених? Ну - про роль женщины в обществе и гражданские добродетели? Так вот лицом она в этот помент показывает именно Суханова. Бардуков был бы изображен по другому. Приглядитесь!



полная версия страницы