Форум » Архив форума » ДОХОДНОЕ МЕСТО. Часть 2 » Ответить

ДОХОДНОЕ МЕСТО. Часть 2

Ирината: Фотографии спектакля "Доходное место" и материалы о нем размещены здесь: http://denis-suhanov.narod.ru/theatre12.htm http://denis-suhanov.narod.ru/theatre12.1.htm Материалы на форуме: ДОХОДНОЕ МЕСТО. ЧАСТЬ 1: http://suhanov.borda.ru/?1-1-0-00000056-000-120-0#104

Ответов - 101, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Мирра: Основная мысль, которая просто колотилась в голове после спектакля: "Где же, где она - комедия?!" Не-е-ет!.. Не вышло комедии. Нет ее здесь. Не вышло и сатиры, не вышло насмешек над глупостью, над жадностью, над чиновниками. Вышла история о людях. Не о хороших и плохих персонажах, не о добре и зле - о людях. О людях, которых ломает жизнь. Недавно я писала практически то же самое о "Лире". Может, это я так воспринимаю однобоко... А может, время такое, и так теперь звучит классика. "Нет в мире виноватых. Правы все". У Островского, насколько я понимаю, в центре - конфликт. Конфликт честности, духовности, принципов, добродетелей, имя коим - Жадов и глупости, жадности, корысти, чинопочитания и разврата, имя коим - легион. Там, во втором лагере, все остальные: мерзкие чиновники, мадам Кукушкина, Юлинька, а под конец и Полина. И, конечно, Аристарх Владимирыч Вышневский, циничный взяточник, желающий купить любовь молодой и правильной красавицы-жены. Возможно, это даже страшно, но моменты, которые должны бы вызывать возмущение - не вызывают оного. И Вышневский, говоря "Какая девушка не захочет выйти за богатого, пусть он будет стариком или уродом? Какая мать задумается при этом?", обращается в зал. И встречен он здесь, как мне показалось, не с возмущением, а с пониманием. И дальше - больше. Замужняя Полинька, живущая с Жадовым в "честной бедности", скучающая в одиночестве кажется несчастной. После этого жалость и ласки матери не выглядят лицемерием и подстрекательством. Они выглядят как нормальное материнское чувство. Юсов и Белогубов предельно очеловечены. Юсов твердит о семье, Белогубов искренне восклицает "Люблю я жену!". Да, глуповатые, да, корыстные. Но не омерзительные, а даже симпатичные. А Жадов, который, отстаивая свои принципы, слышать не желает о том, чтобы порадовать любимую женщину - не вызывает сочувствия. Сцена «ломки» Жадова цепляет, она трагична… Но не настолько, чтобы изо всех сил сопереживать. Не настолько, чтобы оплакивать его «разбитые мечты». Он не априорно прав здесь, он не "титан духа" и не высокодуховный человек. Он - просто глупый мальчишка, пустой идеалист, он эгоистичен и самовлюблен. Этот Жадов не олицетворяет добродетель и правду. Так же, как и Вышневский здесь не олицетворяет низость, корысть и жадность. Он - глубоко несчастен, он любит, очень любит красавицу Анну Павловну. И страдает. Его попытки купить любовь не кажутся низкими, не вызывают отвращения. Вызывают они сострадание и понимание. А ведь Суханов-Вышневский, помимо прочего, еще и красив, умен и благороден. В первой сцене начинает щемить сердце от отчаяния отвергнутого Аристарха Владимирыча. В последней же сцене сердце защемляет окончательно: «Как он переменился!»… Вышневскому настолько плохо – и физически, и морально – что становится просто страшно. Он теряет все: должность, репутацию, любимую женщину, жизнь рушится на глазах. На фоне этого Жадовский ликующий монолог: «Я буду ждать тех времен, когда взяточники будут бояться суда общественного больше, чем уголовного» - не выглядит торжеством правды и справедливости. Он выглядит, простите, издевательством. И финал просто рвет душу. Нет радости, нет злорадства, нет торжества. Только сочувствие к этим людям, судьбы которых так странно и жестоко переплелись. И трудно дышать, и щиплет глаза отчего-то… Я не говорю, что это плохо. Просто это так. Или так это мне показалось :) И вот пишу я все это и думаю: не артист ли Суханов виноват, что так сместились акценты? Возможно, я так страдаю именно за сухановского Вышневского… Как знать. Но это все моральные терзания. А ведь стоит отдельно отметить и постановку. Чудовищно красивый спектакль! Очень стильный, выдержанный, точный – ничего лишнего, каждую секунду спектакля всё и все – на своем месте. Черно-белая гамма, полутона… Великолепные костюмы. И масса прекрасных сцен: пляска Юсова – просто чудо, Жадов с Полинькой на вращающемся диване – очень красиво… Ну и конечно финал, где вся мебель плавно взлетает под потолок. Словно пространство рушится и ломается, так же, как рушится и ломается жизнь героев… И, как всегда, блистательные актерские работы. Про Суханова можно сказать еще 10 раз по столько же, сколько уже сказано. Вышневский силен неимоверно. И… И не знаю, как еще достойно описать :) Алексей Якубов – Юсов – отличный. Смешной, серьезный, разный, достоверный. По-новому увидела Марьяну Спивак. Все-таки хорошая актриса и красавица, к тому же :) Лика Нифонтова в роли Кукушкиной – отличная. Ярко, задорно, очень энергично и очень смешно. А в этой комедии нечасто было смешно :) Полина Райкина (Юлинька) – чудесная. Люблю ее очень! Не хуже и Глафира Тарханова – Полинька. Кузнецов в роли Досужева – как вспышка. Короткая, но очень яркая. Слуги – просто чудесные. И, в конце концов, наш герой… Алексей Бардуков в роли Жадова. Если абстрагироваться и ни с чем не сравнивать – очень неплох. Но я так наслышана о Жадове в исполнении Суханова (так было несколько лет назад, в «первой версии» спектакля), что несколько раз не выдержала и пыталась представить: какой он был тогда, голубоглазый Жадов с романтическими кудрями? По всему выходило, что отличный был. Что не был он жалок и глуп, что он вызывал то сопереживание, какое сейчас вызывает Вышневский. Все-таки, странная штука: в принципе, в пьесе два «силовых полюса» – Вышневский и Жадов. Но первую роль играют, без ложной скромности, ведущие артисты театра, «премьеры» (два состава: Суханов и Аверин), а вторую – очень молодой артист. Это оправдано возрастом персонажей… Но не от этого ли «переклинило» пьесу, не от этого ли сместились акценты? И... Все-таки, наверно, здорово в театре любить исключительно спектакли. Не переходя на личности и не «зацикливаясь» на отдельных актерах… Но как – когда актеры такие замечательные? Так что с Бардуковым я пока не разобралась. Неплох – это точно. До сцены «ломки» и монолога на столе даже хорош, наверно… Ну, как минимум, ему есть где расти ;) Очень серьезная вышла комедия. «Однозначно неоднозначная». И очень красивый вышел спектакль. Эстетически прекрасный.

ЛиЛи: Я не читала ещё это произведение, но думаю, что, как и сказала Мирра, подразумевается распределение ролей на "плохих" и "хороших". Я с этим распределением согласна. И Вышневского мне не жаль! Нет, вру, мне жаль совсеееем чуть-чуть Вышневского-Аверина, и то только в первой сцене, когда ярко показаны его страдания, его любовь к молодой жене. Но даже жалость к Максиму Аверину-Вышневскому пропрадает, когда жена рассказывает подробности их отношений. А Вышневского-Суханова мне ничуть не жаль, ни капельки! Начиная с его жизненных принципов, с его женитьбы, опять же, к тому же он высмеивает, растаптывает чужие приоритеты, не давая племяннику и шанса, чтобы доказать свою правоту. У Суханова всё получилось суше, жёстче и злее, чем у Аверина (но Аверинский Вышневский тоже "плохой"!). А про Алексея Бардукова - мне оооочень понравился его Жадов! Наивный, добрый, чистый мальчик с большими светлыми планами на жизнь в начале спектакля; всё тот же наивный мальчик, но уже немного "ударенный" жизнью, однако с теми же идеалми в середине; кульминация! Отвратительная сцена на столе! Отвратительная не потому, что плохо сыграна или написана, а сама по себе, своим содержанием! Она настолько страшная, так больно смотреть, как этот мальчик вырывает из души все свои ценности, весь свет, превращается в такого же, как и его дядя! Честно, мне было очень страшно! Когда я смотрела спектакль второй раз, мне очень хотелось закрыть глаза и уши, потому что я не могла ещё раз смотреть на эту муку! И какое счастье, что Жадов всё-таки остановился на пути в черноту и повернул назад, как хорошо! Жалко, что я не видела Жадова Дениса Суханова! Увидев его "плохих" героев, интересно увидеть и "хороших"!

Lotta: Это разделение на "плохих" и "хороших" есть в пьесе, а не в спектакле, и в этом, на мой взгляд, её слабая сторона, и эта "слабость" как раз в спектакле и преодолевается - за это я его и люблю. Я написала "слабость" в кавычках, потому что Островский остаётся гениальным художником, а потому оставляет возможность для различных трактовок: и театру, и зрителям, которые даже один и тот же спектакль воспринимают по-разному. Разница в восприятии Мирра и ЛиЛи - это как раз тот случай. Я склонна согласиться с Мирра : для меня все герои - просто ЛЮДИ, а плохих-хороших в спектакле нет, все в чём-то правы и виноваты. Ну а разные ЛЮДИ (тем более, мужчины) могут нравиться или нет. Если вспомнить героев, то это уж точно дело вкуса. Я отчётливо вижу, что Вышневский как раз даёт племяннику шанс, и не один, и доказать свою правоту, и просто жить, как он хочет. Что касается его жизненных принципов, то я неоднократно писала, что в игре Суханова подтексты настолько перекрывают текст, что воспринимать всё говоренное В ЛОБ не стоит. Это очень сложный и страдающий человек, жёсткий - да, согласна... Злой? Ну а как должен чувствовать себя мужчина после утренней сцены с женой, после её "отказа"? Он же все происходящее после воспринимает сквозь призму этого своего поражения. Да, мне тоже жалко Вышневского-Аверина и совсем не жалко Вышневского-Суханова, здесь уровень личности таков, что не мне его жалеть. Но вот больно за него очень - даже физически, когда смотришь спектакль. О новом Жадове здесь тоже говорилось много. Для меня он недостаточно выразителен, недостаточно убедителен - и именно поэтому так НЕ ХОЧЕТСЯ смотреть сцену его "ломки": здесь нет трагедии, а только лишь излияния слабого человека - понятные, легко объяснимые, а потому малоинтересные. НО! Я очень рада, что новый Жадов становится живым. Думаю, последние отзывы как раз об этом и свидетельствуют.


ЛиЛи: Правда, сколько людей, столько и мнений! =)) Удивительно только, что они такие полярные! Видимо, так Театр заставляет размышлять! =)) Подтексты Вышневского-Суханова видны, да, я умом понимаю, что он - тоже человек, что тоже страдает, но пожалеть не получается! Такой у него надменный вид, настолько он хлёстко говорит, и говорит такие жесткие вещи, бросает такие презрительные взгляды, держится так, будто он - Король, а все, кто не поддерживает его - чернь - всё это перекрывает для меня его (Вышневского, не Суханова =)) "человеческую" сущность, то хорошее, что, может быть, в нём осталось. А "ломка" Жадова для меня правда очень страшная вещь, очень. И это единственное, что меня отталкивает от следующих просмотров спектакля (хотя всё равно посмотрю ж! =)).

Ирината: ЛиЛи, а Вы посмотрите, как этот "надменный человек" в финале переживает измену жены... Анна Павловна выплёскивает ему правду - хотя правильно ли это: не заметить того, что человек умирает? и вместо слов жалости бросать слова обвинения? Но Вы присмотритесь к тому, как реагирует на эти слова Вышневский. Ему СТЫДНО. Немыслимо стыдно за то, что из-за любви... да нет! - из-за страсти он когда-то поступил неправедно, зло... Последние минуты жизни... и понимание того, что жизнь-то прошла ЗРЯ: сам он не добродетелен, жена его ненавидит, племяник - предал... Страх и отчаяние - с чем он предстанет перед Богом? "Не бросай хоть ты меня, Юсов", - это страшная предсмертная фраза Аристарха Вышневского, у которого ничего и никого не осталось.

ЛиЛи: Ирината , да, всего на какие-то минуты, последние свои минуты Вышневский становится "человеком". Но поздно, понимаете, поздно! Он уже не успеет ничего исправить! Конечно, за это его жаль, безумно жаль, эта фраза, обращённая к Юсову, ужасна и содержанием, и адресатом: все покинули его, он молит о пощаде ни жену, ни племянника, не слуг даже, а сослуживца!! Раскаяние - за это жалеешь Вышневского, но только за это! И только в последние минуты спектакля, то есть его жизни. А на протяжении всего действа Вышневского, как я уже сказала, почти не жаль.

Ирината: ЛиЛи, а Вы на видели слёз на глазах Вышневского-Суханова, когда наивный губастый племянник говорит ему вответ на пассаж о необходимости отблагодарить женщину за любовь:"Не все же женщины таковы, как вы говорите". "Почти все, - отвечает дядя, пряча лицо, чтобы племянник его слез не увидел - Есть, конечно, исключения; но мудрено, чтоб на твою долю выпало это исключение". Жесткий Вышневский, который ПЛАЧЕТ. Жесткий Вышневский, который просит жену ПРИТВОРИТЬСЯ - и дать ему хоть капельку тепла. Она не станет "притворяться". А вот цветы, бриллианты и прочие блага - возьмет у него.

ЛиЛи: Жизнь вообще цветная. А не чёрно-белая, как думаешь в отрочестве. У меня потихоньку это ощущение исчезает, с каждым днём появляется какой-нибудь новый, малююююсенький оттенок, но пока чёрный и белый ещё доминируют в сознании. =)) И поэтому с каждым Вашим, Ирината , конкретным доводом я вообще-то согласна. А в общем - ещё нет. Так что ПОКА я Вышневского не очень жалею.

Мирра: Ирината пишет: Жесткий Вышневский, который ПЛАЧЕТ. Ох, а я ведь забыла об этом упомянуть. Товарищи, он ведь плачет! Действительно плачет. Точнее, упорно пытается спрятать наворачивающиеся на глаза слезы. Минутная сцена убийственной силищи. Жесткий? Надменный? Ой ли?.. Меня этот Вышневский "заставил" не жалеть, а мучиться и страдать вместе с ним. А в последней сцене - так буквально физически страдать. Суханов - страшная сила. Мне, по идее, таких артистов нельзя, я нервная. Валерьянкой после спектаклей лечусь

Lotta: Мне кажется, это как раз естественно - не жалеть Вышневского-Суханова. Это человек, который знал, что делал и ради чего. А теперь за всё расплачивается. И вообще, жалеют обычно слабых. Тут не бытовая драма и даже не только психологическая, хотя я безусловно верю каждому внутреннему и внешнему движению героя и к тому же каждый из нас - зрителей чувствует за проживаемым им сейчас НАСТОЯЩИМ сложную и глубокую историю. Эту историю можно ПРЕДПОЛОЖИТЬ, представить себе - и у каждого получится немного СВОЙ Вышневский. Но плюс ко всему для меня за этим героем стоит ТРАГЕДИЯ ЖИЗНИ как таковой. Роковая необходимость для человека соблюдать некие правила игры, даже если этот человек - ТАКОЙ (то есть умный, сильный, умеющий любить), даже если он САМ выбирает, каким правилам следовать. Он будет несчастен всё равно. Жалеть его НАМ, не имеющим и десятой доли его качеств, трудно и не нужно. Но вот сочувствие он вызывает у меня огромное.

Мирра: Очень правильно сказано. Вообще, очень интересный нюанс: "жалеть" и "сочувствовать" (не первый раз в театре у меня возникает).

Филифьонка: А мне жаль Вышневского! Именно потому и жаль,что глыба-в исполнении Д.Суханова.И вот ТАК распорядиться собою,своим умом,силой и ...умением любить(?).Насчет этого последнего" умения"-спорить и спорить.Спектакль вообще очень располагает к спорам.Настоящее распределение ролей поставило под сомнение однозначность пьесы.За это отдельное спасибо КР-поневоле припомнишь,что Островский -наш Шекспир.Я видела Д.Суханова в этой роли месяца три назад(!) первый раз и пока единственный...А спорю с ним до сих пор. Странным образом стали очень личными два спектакля-этот и "Лир"(читать"Глостер"). Впрочем,вовсе и не странным.Их-героев- так многое роднит. Как сказал кто-то,когда-то-все так и бывает,когда неординарная личность идет ординарным путем.Не хватает дерзновения свой путь сделать ОСОБЫМ... А вот этот слабый кукушенок-дерзнул.

ЛиЛи: Жалеть и сочувствовать - я как-то разницы не замечала. Может быть, только в том, что "хороших" мы жалеем, а "плохим" - сочувствуем. Короче, вызывает Вышневский (любой, неважно чей) и жалость, и сочувствие. Просто у всех в разном "количестве". =))

Мирра: ЛиЛи Дело в том, что глагол "жалеть" влечет за собой прилагательное "жалкий"...

ЛиЛи: Не всегдааааааа! Мало ли какие слова друг от друга образовать можно! Я вообще не понимаю людей, которые с ненавистью говорят: "Не нао меня жалеть! Не смейте, мне не нежна жалость!"! Это бред, жалость нужна всем, это проявление доброты того, кто жалеет, а совершенно не желание уязвить того, кого жалеют!

ЛиЛи: Прочитала в архиве форуме все отзывы на предыдущее "Доходное место". Ну что ж я за балда! Как же хочется это увидеть!! Увидеть Суханова не "дядюшкой-мздоимцем", а прекрасным Жадовым, "чистым и светлым"! Ну что же такое! Да, после такого Жадова можно понять тех, кому не нравится он сегодняшний! И можно понять, что если сегодняшний Жадов так играл, то предыдущий был ещё "такее", был невероятным!

Administrator: От зрителя "Доходное место", Сатирикон, 9.02.10 Пусть с опозданием, несколько слов о «Доходном месте» 9-го. Нам с poiu777 достались места во втором ряду; получилось здорово, мы словно увидели новый спектакль. Я почему-то боялась, что вблизи все будет выглядеть более грубым, менее натуральным; ничего подобного. Близкое расстояние – как увеличительное стекло; сколько можно заметить чарующих деталей, интереснейших подробностей! Слышно сердитое бормотание Юсова, которые тот обращает как будто сам к себе; еле слышное, шелестящее, растерянное «здрасьте» Анны Павловны – при виде входящего Юсова. Полинька прекрасна; удивительно, как гармонично могут сочетаться в одном образе смешное и грациозное. Как я люблю сцену её домашней скуки; вот выдвинут ящик стола – кукла пришла в гости; «поговорить бы с кем-нибудь!» Полинька плывет на стуле, и плывет, и летит; предметы вокруг неё превращаются из обыденных, простых и бедных – в живые, чудесные, сказочные. Мусор (или упавшую карту) с пола можно высыпать на стол – ведь так интереснее, веселее и волшебнее; двойника в зеркале можно застать врасплох, если посмотреть быстро-быстро. Удивительное, не похожее ни на что ощущение: актеры близко, и – далеко, в мире пьесы. И чем сильнее игра, тем, как говорила Алиса, «страньше и страньше» («чудесатее и чудесатее»).

Мирра: Если идея глупая или не туда - можно удалить Administrator/Ирината: Ну, почему это - глупая? Как это - не туда? Очень даже не глупая и замечательно сюда! Спасибо!

Lotta: В доказательство тому, что не только влюблённые зрители, но и профессиональные театралы смотрят ПО-РАЗНОМУ спорные спектакли, коим и является "Доходное место", привожу здесь отзыв на новую редакцию человека, которому НЕ НРАВИЛСЯ Жадов-Суханов. Скорее всего, он тогда смотрел премьеру и потом спектакль не пересматривал (но это сугубо моё мнение). из ЖЖ Льва Семёркина * "ДОХОДНОЕ МЕСТО", К.Райкин, "САТИРИКОН", Москва, 2009/2003г. (8) Смотрел осенью, в ЖЖ не откликнулся, а сейчас зашел разговор у lotta20 и вспомнил. Вторая редакция постановки 2003 года (http://lev-semerkin.livejournal.com/14147.html), по сравнению с первой есть приобретения, есть потери, приобретений больше. (+) В роли Жадова вместо Дениса Суханова Алексей Бардуков. Проблема с Жадовым в спектакле осталась – взяточники все так же понятны, а идеалист все также неубедителен, «души прекрасные порывы» воспринимаются как нечто безнадежно устаревшее или как театральная условность. Актер старается – и все вхолостую. Суханов выглядел плейбоем, легковесным франтом в светлом пальто. Бардуков – «кросавчег», миловиден. Он бы смог сыграть в «Последней жертве», а в роли Жадова «не верю», да он и сам не верит, потому и душевную перемену не сыграл. Но вот в финале каким-то чудом (благодаря молодости, простодушию) Бардуков выстрелил, знаменитый монолог Жадова пробил публику и сделал вторую редакцию более убедительной. (-) Зрелищная кульминация спектакля – танец на креслах, номер специально поставленный и шедший лихо, на ура, теперь упрощен, вместо кресел стулья и нет прежнего блеска. (+) Идея, выраженная в сценографии Валуева, сохранена полностью. Тяжеловесность, укоренённость Островского последовательно преодолевается. Островский обесцвечен и обезжирен – костюмы легкие и, что называется, стильные, манера игры легкая, скользящая и мебель современная, легкая, скользит по сцене, а в финале отрывается и парит в воздухе. Именно в этом спектакле, именно в этой пьесе такая легкость уместна. То, что казалось устойчивым, твердым и незыблемым (например, социальное положение Вышневского) вмиг оказывается подвешено на тонкой нити. Здесь надо не сидеть, врастая в кресло у канцелярского стола, здесь приходится все время балансировать, «танцевать», как это виртуозно проделывает Юсов. Какая уж тут тяжеловесность. (+) Роль Юсова сохранилась и даже усилилась (мне оба раза доставался Алексей Якубов), теперь это просто-таки бенефисная роль, очень убедительная и пластически, и содержательно; и облик, и танец, и слова (читает в сердцах сатириконовских зрителей). (+) Кукушкина – своеобразная пара к Юсову, дама-солдафон. Марина Дровосекова переиграла первую исполнительницу (Анну Якунину), гротескный актерский рисунок ей пришелся впору, точно по фигуре, как гротескный костюм с брюками галифе (он очень уместно повторяется потом в костюме Юлиньки). (+) Внушителен, темен, загадочен Вышневский – Максим Аверин. Юсов полностью раскрывается, полностью понятен зрителям (вот герой нашего времени), а в Вышневском остается тайна и он уносит ее с собой. Сильная взрослая работа (недавно смотрел «Тополя и ветер» и вот снова возрастная роль у Аверина – можно только порадоваться за артиста, успешно преодолевшего возрастной барьер). (-) К сожалению, во второй редакции спектакля совсем не прозвучала семейная драма Вышневского, идущая контрапунктом к семейной драме Жадова, Марьяна Спивак не вписалась в спектакль. Постройка чересчур упростилась, стала не столь гармоничной. Его же отзыв на старый спектакль ЗДЕСЬ

Administrator: Поиски по инет-архивам иной раз такие крупные ЖЕМЧУЖИНЫ приносят... Вот, например, отсюда: Денис Суханов - Жадов, Марина Кангелари - Анна Павловна.



полная версия страницы