Форум » Архив форума » Константин Аркадьевич Райкин, ЧАСТЬ 5 » Ответить

Константин Аркадьевич Райкин, ЧАСТЬ 5

Administrator: ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2 ЧАСТЬ 3 ЧАСТЬ 4

Ответов - 65, стр: 1 2 3 4 All

Administrator: Искусство-ТВ 8 июля 2010 г. художественному руководителю государственного театра «Сатирикон» и профессору Школы-студии МХАТ Константину Райкину исполняется 60 лет. Любимец российской публики родился в семье великого артиста Аркадия Райкина. Этот факт во многом предопределил путь будущего актёра и режиссёра, привив ему любовь к творчеству. Тем не менее, избрав актёрское поприще, Константину Райкину пришлось нелегко. Необходимо было доказать свою состоятельность на фоне отца. Ему это удалось. Выпускник Высшего театрального училища имени Б.В.Щукина при театре Евгения Вахтангова с успехом занимается театральной деятельностью вот уже более сорока лет. На счету Константина Райкина немало интересных ролей в театре и кино. Он украсил своей игрой такие киноленты как «Командир счастливой «Щуки», «Труффальдино из Бергамо», «Остров погибших кораблей», «Русский регтайм». Профессиональный путь Райкина отмечен многими наградами. Четырежды он удостаивался Национальной театральной премии «Золотая маска», неоднократно становился лауреатом театральных премий Фонда им. К. Станиславского, «Хрустальная Турандот», «Чайка», «Кумир», получал высшие правительственные награды. Сам Константин Райкин объясняет признание своих заслуг так: «Я совершенно убежден, что Бог за нами наблюдает – и либо дает нам добиться успеха, либо нет. Судьба тебе предназначена, но Он может что-то изменить, внести коррективы – и ты тоже можешь что-то исправить, искупить. Он ставит тебя в те или иные ситуации и наблюдает, как ты из них выйдешь, с честью или нет… То, как ты живешь, невероятно тесно связано с тем, каких ты добиваешься результатов на сцене. Профессия – это очень большая часть меня. И результаты моей профессии – это мои человеческие результаты

Administrator: Райкину исполнилось 60 лет. Здесь - хорошее видео к юбилею. http://visual-news.ru/2010/07/rajkinu-ispolnilos-60-let/

Administrator: Вечерняя Москва Константин Райкин: «Каждый раз начинаю всё сначала» Представитель одной из самых знаменитых театральных династий отмечает сегодня юбилей Став совсем в юном возрасте кандидатом в мастера спорта по спринту, Константин Райкин проживает свою жизнь, точно бежит стометровку – на едином вдохе-выдохе, зная, что каждая доля секунды в ней бесценна. Магнитному полю любви к театру, которое он излучает вокруг себя, невозможно сопротивляться. «Рядом с ним стыдно жить иначе», – говорят его актеры. Однажды в молодости, сидя дома со сломанной ногой, он взялся перечитывать «Записки из подполья». Через некоторое время Достоевский полетел в угол – настолько мучительно было молодому актеру узнавать себя в сорокалетнем Парадоксалисте, с его гипертрофированной тягой к добру и свету и столь же гипертрофированным, мучительным ожесточением на извращенный мир. Но притяжение оказалось сильнее, и он заковылял за брошенной книжкой. А через несколько лет в репетиционной комнате «Современника» на пятом этаже Валерий Фокин поставил «Записки из подполья» с Райкиным – Парадоксалистом и Кореневой – Лизой. Спектакль прожил недолго, но для очевидцев (среди которых был разрыдавшийся гуру всего театрального мира Ежи Гротовский), а, главное, для самих участников, он остался самым важным театральным опытом. Подарить самому себе к юбилею сложнейшую попытку вступить дважды в одну реку – это очень по-райкински. Недаром он так любит цитировать молодого Лермонтова: «Он хочет жить ценою муки,/ Ценой томительных забот./ Он покупает неба звуки, / Он даром славы не берет». 24 сентября Райкин вновь сыграет «Записки из подполья», вновь в постановке Валерия Фокина – только уже на большой сцене «Сатирикона». Другой подарок – «самурайкины», первый курс уже третьего набора. Уже сейчас они вполне могут долго держать зал своими сценками и этюдами (недаром Михаил Барышников уже несколько раз приглашал райкинских птенцов в Америку). О том, как учить и как учиться театру, рассказывает Константин Райкин. Я всегда плачу – Когда я слышу всякие сомнения в свой адрес – это ерунда. Мои личные сомнения относительно себя гораздо хуже, потому что я большой самоед. Это относится ко всему: к режиссуре, к руководству театром и актерству – общественное мнение имело большие сомнения насчет меня. Помню, как сейчас: «Сын Райкина? Где, где?.. Бо-оже мой!» В нашем деле чем дальше двигаешься и познаешь, тем больше понимаешь, как мало ты знаешь. Я каждый раз начинаю все сначала – условно говоря, прохожу собеседование, коллоквиум, читаю баснюпрозу-стихотворение. И каждый раз делаю весь набор ошибок, который делает любой первокурсник. Мне кажется, нет такого мастерства, которое бы позволило сразу начать с какого-то этапа. Другое дело, что ты исправляешься за более короткий срок. Репетировал я тут со своим предыдущим курсом дипломный спектакль «Не все коту масленица» (мы и сейчас его играем). Сначала им было страшно – как же, худрук с ними играет. А потом они увидели, что опыт ничуть не облегчает дело. Они-то думали, что я сейчас, прищелкнув пальцами, выдам им чтонибудь эдакое. А у меня не получается. Потому что у меня ВСЕГДА не получается. В репетициях любой роли у меня бывает этот мучительный период, когда мне просто плохо, – как токсикоз у беременных. Однажды они увидели, как я заплакал от отчаяния. Не то что бы мы договорились с Аллой Борисовной Покровской и Сергеем Шенталинским, которые ставили спектакль, что я сделаю вид, будто плачу, дабы произвести на них впечатление. Нет, я и вправду не мог соединить текст с мизансценой. Они обступили меня, как пингвины, – ух ты, худрук плачет. Даже сострадания не было в их глазах – уставились на меня с каким-то ясельным любопытством. Но потом, конечно, задумались и поняли, что опыт не приносит легкости. Поэтому мне очень интересно работать со студентами – с теми, кто хочет уметь, а не с теми, кто умеет, потому что, строго говоря, не умеет никто. Это желание гораздо дороже некоего промежуточного уровня мастерства, когда «кэк грицца, звезд с неба не хватаем, да-с, но свой огород окучивать могем». Не люблю я таких ремесленников. Я поклялся, что этой лжи не будет – Моя методика преподавания строится на моих собственных студенческих воспоминаниях, как положительных (потому что я учился у замечательных педагогов), так и отрицательных, которые сослужили потом положительную службу. Потому что, если я и не знал точно, куда надо идти, точно знал, куда не пойду ни за что. Помню эти безумные репетиции этюдов на тему «я в предлагаемых обстоятельствах» – муштру, скуку, фальшь. Да, говорили нам, это еще не театр, да, это скучно. Не то что бы я люблю, когда все время весело, более того, люди, работающие только легко, вызывают у меня большие подозрения, но когда долго скучно – тоже неправильно. А предлагаемых обстоятельств всего-то три. Ну семь. Она его любит, а меня не любит. Она меня любит, его – нет. Я пришел веселый, получил неприятное письмо, расстроился. Вся наша жизненная ткань состоит из нескольких сюжетов. Кто-то подсчитал, что на свете всего около тридцати сюжетов, – не такой уж дурень был Шекспир, что заимствовал сюжеты, просто других нет. Главное – как их повернуть. Такие упражнения быстро приводят к тупику. Дети себя не знают, особенно в 17 лет, да и мы сами себя не знаем, только заблуждаемся на этот счет. И начинается вранье. Я помню, во времена общего государственного ханжества студент был обязан (так было записано в каком-то директивном документе) продемонстрировать «лучшие стороны своего я». Вот и выходили – один с «лучшими сторонами», второй такой же, и начиналась борьба хорошего с прекрасным. Ну а уж если третий со своими лучшими сторонами присоединялся, можно было вообще получить диабет от сладости. Так, изображая ссору с любимой девушкой в ТЮЗе, студент обязательно подавал ей пальто – так требовал педагог. При этом в любви он объяснялся словами из юности педагога! А ведь это определило мои пристрастия. Учась в аспирантуре, я поклялся, что если когда-нибудь чтонибудь будет от меня зависеть в театре, я сделаю все, чтобы такой лжи не было. А как быть с худшими сторонами своего «я» – ведь это так интересно! Ведь если студент на таком этюде вдруг признается мне, что ворует, – это положительный момент, исповеднический, очень важный в нашей профессии. Гораздо интереснее и плодотворнее учить ребят играть «я в фантастических обстоятельствах». Такие этюды более продуктивны, полезны, и, главное – заставляют работать их воображение. Медовый месяц – Для меня первый курс – самый главный. Это фундамент здания, и это период влюбленности, медовый месяц между педагогом и студентами. Период заблуждения. Они только что поступили – смотрят тебе в рот, полагают, что их будут учить лучшие педагоги на свете (заблуждение). Мы тоже уверены, что нам достались самые талантливые люди поколения (тоже заблуждение). Но это заблуждение прекрасно! Без очарованности не бывает ничего стоящего. А тот, кто привержен только арифметике и точности факта – большая сволочь (во всяком случае, в искусстве). Надо быть окрыленным, надо заблуждаться, но как-то хитро заблуждаться, не теряя частью своего сознания связи с реальностью. Первый курс – это попытка заразить театром. Кстати, именно на первом курсе ребята (если подключается их фантазия) – от неумения, от абсолютно чистого взгляда, от свежести мозгов, от темноты (необразованность иногда играет положительную роль), от безысходности, наконец, – ведут себя на сцене просто гениально. И это вдруг рождает такое пронзительное ощущение театра, которое подчас и не встретишь в… профессиональном заведении. Иногда ужасно больно видеть, как у них не получается, – легче самому сыграть. Мука режиссера и педагога – особенные, но и радость бывает огромная. А вообще-то, если эгоистически, быть среди молодых, чистых душой – такой эликсир молодости, что иногда кажется, что они мне нужнее, чем я им. Стать табуреткой – Актерство – странная штука. Даже не совсем профессия, скорее, способ существования. Способ познания жизни. Тут не может быть – пришел, отработал, ушел. Ведь если ты артист по природе, а не по профессии, ты и жизнь воспринимаешь соответственно. Естествоиспытатель начинает фотографировать, описывать, набивать соломой чучело изучаемого объекта. А актер попытается стать объектом своего наблюдения, да хоть вот этой табуреткой, и попытается понять, что это такое. Это детский, пещерный, первобытный, невероятно интересный способ познания жизни. Поэтому хороший актер знает по поводу литературного произведения гораздо больше, чем холодный исследователь, оттого что он рискует проникнуть в суть. Поздравляем! Александр КАЛЯГИН: – Это только кажется, что легко быть сыном знаменитого отца, на самом деле намного легче быть первым, идти следом всегда сложнее. Костя свой путь проходит очень достойно. Мне кажется, что от папы у него не только актерский дар, но и удивительно честное отношение к профессии. «Я верю только в труд», – написал в своем письме мне, тогда маленькому мальчику, Аркадий Исаакович. Очевидно, Костя эту веру в труд, без которого ничего не получается в искусстве, принял раз и навсегда еще в младенчестве. Все актерские работы Константина Райкина мастерски сделаны, он фантастически пластичен и внешне, и внутренне, он из тех артистов, про которых говорят – виртуоз. При этом он существует на сцене легко, без видимых усилий, но за этой легкостью стоит огромный, скрупулезный, ежедневный, ежечасный труд. Точно так же, по кирпичику, он строит свой театр. Ведет строительство в буквальном смысле слова и выстраивает художественное здание Театра «Сатирикон». И Райкин сделал невозможное: Марьина Роща – это теперь район, который ассоциируется в первую очередь с Театром «Сатирикон». Находясь вдали от театрального «центра», «Сатирикон» тем не менее всегда в центре столичной театральной жизни. Роберт СТУРУА: – Писать что-то об актере Косте Райкине – это значит перейти в банальнейшее использование сверх меры использованных прилагательных: великий, большой, замечательный, ни на кого не похожий, потрясающий, проникновенный, исповедальный, универсальный, катарсисный и т. д. и т. п. Мне 72 года, и, естественно, перед тем как заснуть, как это ни смешно, я думаю о приятных и неприятных вещах. Как-то, ворочаясь в сумеречном и мрачном предсне, я вспомнил актеров, с которыми мне пришлось работать. И вдруг я понял, если бы не они – гениальные, посредственные, хорошие и не очень хорошие артисты, я был бы другим режиссером и другим человеком. Я менялся, вернее, они меняли меня. Дорогой Костя! Тебе – 60, а мне – 72, но ты изменил меня, ты научил меня чему-то, чего я не знал прежде. Не уверен, что стал лучше, но я стал другим. И значит, у твоего режиссера брезжится надежда, что он еще способен на изменения, еще что-то живет, пульсирует где-то в душе грешника. Мой 60-летний Гамлет, благодарю за твой талант, и говорю тебе, что ты редкий, для меня все еще неизвестный, большой (хотелось написать великий, – но для чего наживать врагов) артист Костя Райкин. Автор: Ольга ФУКС


Administrator: Невское время "Везёт тому, кто этого заслуживает" В ЕГО отца я влюбился (сию дату запомнил навсегда) 10 июля 1949 года, когда – после окончания на все пятерки седь-мого класса и поощренного за это путешествием из Иркутска в столицу – там, в первый же вечер, на сцене Сада имени Баумана (спектакль назывался «Любовь и коварство») впервые увидел Аркадия Райкина... А маленького Костю узрел весной 1955-го, когда по заданию университетской многотиражки нагло (теперь-то я это понимаю) заявился в коммунальную квартиру на Гречес-ком проспекте, чтобы у великого артиста взять интервью (в чем мне было вежливо отказано). Слава Богу, очень скоро мы с Аркадием Исааковичем подружились, и всяких разных разговоров у нас было предостаточно – и за кулисами Театра эстрады, и в «Красной стреле», и, увы, в больничной палате, и, конечно же, в новом его жилище на Кировском (ныне – снова Каменноостровском) проспекте. Непременно встречал там Руфь Марковну (которую муж звал Ромой, и это имя стало ее сценическим псевдонимом), иногда промелькивал их сынишка – то сам по се-бе, то с няней, про которую позже скажет: – Я очень переживал, когда моя няня, чрезвычайно заботливая, но жутко невежественная женщина, принималась кричать в общественном месте: «Это сын Райкина идет, пропустите его без очереди!» Я физически не мог пользоваться именем отца. От одной мысли об этом меня бросало в жар... *** ЗВАНИЕ «сына Райкина» – почетное и в то же время очень обременительное – его во многом воспитало. Дома проповедовались скромность и равнодушие к славе. Когда однажды в разговоре про одного замечательного артиста сын спросил: «Папа, а кто знаменитее – он или ты?», отец резко ответил: «Никогда больше таких вопросов не задавай». И сын понял, что подобные вопросы – пошлость. Как хорошо, что от родителя ему передалась способность восхищаться талантом другого... Очень живой и подвижный мальчишка, он в секции спортивной гимнастики, упражняясь на брусьях, сломал нос. Зато в физико-математической школе для одаренных детей при ЛГУ все шло благополучно: в классе с биологическим уклоном учился успешно и часами пропадал в любимом зоопарке, где делал самую черную работу: убирал за животными. Он мог стать хорошим биологом, но, когда сдавал экзамены в Универ-ситет (а родители в это время гастролировали по Чехословакии), вдруг принял совсем другое решение. Примчался в Моск-ву и там, в Щукинском театральном училище, всех ошеломил: так искрометно, в безумном клиповом темпе, и декламировал, и танцевал, и изображал животных... Да, он поступил туда сов-сем не благодаря знаменитой фамилии и дальше, по словам профессора Владимира Этуша, среди других студентов и талантом, и работоспособностью отличался разительно... *** А ПОСЛЕ пришел в «Современник», потому считал этот театр «самым лучшим» – так и сказал мне тогда, в 1971-м, в ДК имени Первой Пятилетки, где отмечалось 60-летие его отца. Аркадий Исаакович в тот год стал седым как лунь, потому что коммунистический ЦК, а следом и обком начали откровенную травлю артиста. Имя Райкина в ленинградской прессе оказалось под строжайшим запретом, и мне лишь чудом удалось в «Смене» опубликовать бесе-ду с юбиляром, причем – размером на всю страницу. В связи с этим услышал тогда от Кости добрые слова... Его любовь к «Современнику» оказалась не только взаимной, но и удивительно плодотворной. В самом деле: за десять лет – тридцать восемь ролей, пятнад-цать из которых – главные! И ведь сумел под грузом фамилии обрести именно свою, одну-единственную, дорогу, а также – независимость и признание. К тому же очень радовал нас тогда и на экране. Ну, вспомните хотя бы его татарина Каюма из вестерна Никиты Ми-халкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». (В этой работе Косте очень пригодились детские наблюдения над своей нянечкой-татаркой: выражения «кажный шакал», «какай бай» и другие – из ее лексикона. Кстати, сам, без дублера, выполнял там все трюки.) А как блистал в «Труффальдино из Бергамо», где вдобавок к собственно «актерству» еще и потрясающе танцевал! В 1981-м он совершил достойный поступок: из «Современника», в котором премьерствовал, перешел в Театр миниатюр, где отец в сыне очень нуждался. *** В ТОМ октябре Аркадию Исааковичу исполнилось семьдесят. Накануне знаменательной даты я попытался уговорить сменовское начальство насчет интервью с юбиляром (кстати говоря, именно в эти дни отмеченным Золотой Звездой Героя Соцтруда), но мое предложение было воспринято как «вражеский происк». Решив все ж перехитрить и самого Романова, и его ревностных служителей, я побеседовал с Костей и подготовил материал под невинной рубрикой: «Глазами сына». Однако, лишь прочтя начало, редакторша «Смены» Федорова швырнула рукопись в мусорную корзину... Тогда я сочинил веселую «юбилейную оду», чтобы прочесть ее юбиляру в капустнической части торжественного вечера. Там было все: и « Собор Исакием назвали не зря в честь Вашего отца»; и « Как хорошо, что к этой дате здесь все – от Коти и до Кати...» («Котей» сына звали в семье, а Катя – его старшая сестра Екатерина Райкина, вахтанговка, заслуженная артистка РСФСР). Однако суровый страж из Смольного, который «отвечал за это мероприятие», мою невинную «оду» тоже счел «вражеским происком». Что ж, пришлось совершить «акт дарения» в домашних условиях... И когда потом, на сцене, в спектаклях «Его Величество Театр» и «Мир дому твоему», рядом с, увы, снедаемым хворями и быстро стареющим великим артистом я видел его молодого, сильного и чертовски талантливого сына, на душе становилось как-то поспокойней... К тому же сын привел с собою в отцовский коллектив очень молодых коллег, и они все вместе выдали славное действо «Лица», в котором Костя не только исполнил главную роль, но и оказался успешным хореографом. Потом – премьера его авторской программы «Давай, артист!..», после чего он стал «заслуженным»... *** МНЕ позвонили из Москвы: «Умер Аркадий Исаакович...» Прошел день, другой, третий, но ни газеты, ни радио, ни ТВ об этом – ни слова. Потому что все ждали «высшего некроло-га», подписанного «партией и правительством», но лезть в пекло поперед батьки боялись. А «власть», видимо, все не могла решить, как похоронить Райкина «потише, поскромнее». И тогда я уговорил нового сменовского редактора плюнуть на эту дурацкую традицию, нарушить «табель о рангах»: так наша газета самой первой в стране сказала своему читателю, что великий артист скончался... Еще в том печальном эссе писал я, что необходимо присвоить имя Аркадия Райкина Ленинградскому театру эстрады... Мое пожелание было осуществлено лишь спус-тя шестнадцать лет. Но, слава Богу, в столице этим же именем наречен бывший когда-то Театром миниатюр заново рожденный «Сатирикон», которым блистательно руководит Константин Аркадьевич... *** ВПРОЧЕМ, так его – художественного руководителя, давно уже «народного», всяческого «лауреата» – в театральном мире величают редко. Обычно: просто «Костя». И ему это нравится: – Если кто-нибудь из моих актеров пытается остановить меня вот этим длинным: «Кон-стан-тин Ар-ка-дье-вич...», то, пока он договорит, я уже – в другом конце коридора... Просто «Костя» – свидетельство моей живости и общедоступности. Я не мэтр с апломбом, а нормальный человек. Но «общедоступен» я не всем – только себе подобным... А вообще «просто Костя» прежде всего – Артист с большой буквы, чья преданность театру граничит с фанатизмом. Ему доступно все: комедия и драма, трагедия и гротеск. Каждый его выход на сцену – это триумф актерского искусства, мощно-го, глубокого, захватывающего своей энергией. Недаром же еще два десятка лет, исполняя роль Соланж в «Служанках» Жене, был отмечен на международном фестивале призом «За виртуоз-ность актерской игры». А после – Джордж в спектакле «Там же, тогда же...» Слейда, где «маленький человек» большой Америки был им сыгран с чаплинскими остротой и пронзительным сочувствием. И романтический Сирано по Ростану. И поэт-безумец Брюно из «Великолепного рогоносца» Кроммелинка, за которого артист получил «Хрустальную Турандот». А за роль Грегора Замзы в «Превращении» Кафки ему вручили «Золотую маску». И отчаянный бандит-эстет Мэкки-Нож в брехтовской «Трехгрошевой опере». И остроумно-мудрый Жак в спектакле «Жак и его Господин» Кундеры, отмеченный сразу двумя премиями: международной имени Станиславского и российским «Кумиром». И шекспировский Гамлет. И выворачивающий нашу душу его герой в моноспектакле «Контрабас» по Зюскинду, а следом – совсем другой, но тоже нас потрясший, в спектакле «Синьор Тодеро хозяин» по Гольдони: в связи с этими спектаклями исполнитель был удостоен уже второй Государственной премии. И шекспировский Ричард III, за которого артисту вручили третью «Золотую маску», а газета написала: «Если в России сегодня существует великий актер, то это – Константин Райкин». (Так отцовское звание перешло к сыну.) А после этого – Текстор Тексель из «Косметики врага» по роману Нотомб, где он, как отмечал рецензент, виртуозно сыграл «не просто злодея, а зло как таковое. Зло с пустыми глазницами». И опять-таки грандиозный шекспировский Король Лир... Причем при всех этих актерских достижениях Константина Райкина его «Сатирикон» – вовсе не театр одного актера, а мощный ансамблевый коллектив... К тому же сегодняшний юбиляр еще весьма хорош и как режиссер, поставивший «Маугли», «Такие свободные бабочки», «Ромео и Джульетту», «Кьоджинские перепалки», «Квартет». Ну, а осуществленный им по Ростану «Шантеклер» стал вообще событием! *** В ОБЩЕМ, герою моего повествования удалось создать театр, впитавший лучшие черты своего предшественника, о котором давно мечтал: первоклассный, репертуарный, имеющий великолепных исполнителей, – не зря же и у нашего, и у зарубежного зрителя успех имеет огромный. Театр, в котором Константин Райкин – мощный «генератор идей»... Наверняка его отец о т т у д а сыном очень гордится. И распространенное суждение (очевидно, придуманное завистниками) насчет того, что на детях гениев природа отдыхает, в этом случае оказывается полной чепухой. Он говорит: «Мне важно, чтобы мои ученики исповедовали тот театр, который я люблю. Его конечная цель – быть поня-тым зрителем. Театральный зритель – это лучшая часть населения города, и на зрительский успех я променяю все премии». Он убежден: «Мужчина – это человек, который обязательно должен в жизни получить по морде, а профессия для мужчины – это способ стать лучше». Он признается: «Люблю тех, с кем работаю. А тех, с кем не работаю, постепенно забываю. Когда отдаю себя в режис-суру какому-нибудь Мастеру, становлюсь самым послушным артистом». Он обожает своих актеров: Граню Стеклову, Гришу Сиятвинду, Дениса Суханова, Максима Аверина, других, даже если у них еще что-то не получается. Национализм считает «свидетельством троглодитства». Уверен, что «в театре делается мастерство, а слава приходит через телевизор». Из писателей предпочитает Достоевского и Пушкина, из композиторов – Верди и Шуберта. В людях больше всего ценит доброту, а не любит – рабство. Не прочь «побаловаться» водочкой и пельмешками, да и от картошки не откажется. Живет по формуле: «Везёт тому, кто этого заслуживает»... *** ЖУТКО усталый приедет вечером на дачу, прикоснется к двум своим собакам, проведет рукой по кусту смородины – и чувствует, как нечто ненужное изнутри уходит прочь... А рано утром – опять в театр... Лев Сидоровский

Administrator: РИА-Новости "Строгий режим" Константина Райкина 8 июля исполняется 60 лет Константину Райкину, актеру, режиссеру, художественному руководителю театра "Сатирикон" и педагогу. На протяжении всего своего творческого пути Константин Аркадиевич неустанно доказывал, что он не просто "сын великого отца", а артист, наделенный ярким, самобытным талантом, способный привести в восторг миллионы зрителей. Райкин-режиссер - это человек, по-настоящему одержимый театром, ведь неспроста ученики зовут его "бесноватым", а "Сатирикон" - "театром строгого режима". Биолог, художник, поэт Константин Райкин родился в Ленинграде. С одной стороны, может показаться, что его актерская карьера была предопределена с самого начала: сын легендарного артиста Аркадия Исааковича Райкина, семья в вечных переездах и гастролях. Однако путь Константина к большой сцене был полон неожиданностей и смелых решений, ведь он как минимум мог стать биологом, математиком, художником и даже поэтом, пишут "Аргументы и Факты". Интерес к биологии проявился еще в самом раннем возрасте. Со своей няней, татаркой Васимой, Костя большую часть времени проводил в Ленинградском зоопарке: чистил клетки, наблюдал за животными. "У меня с обитателями зоопарка возник глубокий контакт - мы прекрасно понимали друг друга. Наверное, потому, что я здорово научился подражать их мимике", - вспоминал позже актер. Жизнь зоопарка настолько увлекла Райкина, что он даже начал сочинять стихи. Вот, к примеру, один из них о черной пантере: "Она - как ночь средь бела дня. Лежит и смотрит на меня. Её глаза во тьме горят. А эта тьма - она сама". Писать начал в 7 лет, причем каждое стихотворение сопровождалось иллюстрацией, которую придумывал и рисовал сам же. Произведения юного поэта вошли в детский сборник стихов "Раннее солнце", составленный в 1964 году Владимиром Глоцером. Однако "семейное наследство" все равно давало о себе знать. Так, когда Райкин еще учился в школе, ему посчастливилось познакомиться с Корнеем Чуковским, который настолько поразился артистизму юного Кости, что записал в своем дневнике: "Сегодня у меня в гостях был гений". А позже свое восхищение талантом артиста высказали и преподаватели знаменитой "Щуки", куда Райкин попал абсолютно случайно. "Мастер перевоплощения" Изначально Константин, выпускник физико-математической школы, собирался поступать на биологический факультет Ленинградского университета, но буквально в последний момент передумал, бросил все и уехал в Москву – поступать в Щукинское театральное училище. Именно в столице состоялся его первый взрослый актерский триумф: приемная комиссия "Щуки" была настолько ошеломлена выступлением молодого артиста, что после первого тура конкурса Райкин автоматически попал в третий, а позже был зачислен на курс известного актера и педагога Катина-Ярцева, сообщает rusactors.ru. По словам народного артиста СССР Владимира Этуша, одного из преподавателей "Щуки", Константин был одним из самых талантливых и способных студентов, отличался удивительной работоспособностью и пунктуальностью: пропустить или опоздать на репетицию для него было просто немыслимым. Таланту Райкина-младшего завидовали многие, а критики в один голос твердили, что своим успехом он обязан лишь знаменитой фамилии. Однако актера подобные заявления делали только сильнее, и с каждым своим выступлением он явно давал понять, что Константин Райкин – не просто сын известного артиста, а самостоятельная творческая личность, наделенная талантом и способная любого, даже самого заядлого скептика, превратить в преданного поклонника. Отцовский "Сатирикон" Сейчас Константин Райкин – художественный руководитель московского "Сатирикона", однако путь в этот театр был долгим. Сразу после окончания "Щуки" молодого артиста пригласила к себе в "Современник" Галина Волчек. "Я сознательно пошёл туда - хотел числиться отдельно от отца", - рассказывал актер. В "Современнике" Райкин проработал в течение 10 лет, сыграв без малого четыре десятка ролей. А затем ушел к отцу в Ленинградский театр миниатюр, правда, не один, а с целой группой таких же энтузиастов, как и он сам. Аркадий Исаакович был готов предоставить сыну полную свободу для творчества. Хотя, как вспоминает сам Константин, порой все же приходилось идти на хитрости: "Мне поначалу многое приходилось от отца отстаивать, и в самые критические моменты я делал вид, что мне плохо. Когда чувствовал, что других доводов нет, хватался за сердце. И таким образом мой коллектив получал разрешение продолжать работу". Аркадия Райкина не стало в 1987 году, а в 1988 его сын заступил на пост худрука "Сатирикона". В театральных кулуарах давно гуляет история о том, что будто бы Райкин-младший выгнал журналистку посте того, как та спросила: "Константин... простите, как вас по батюшке?". На самом деле эту байку выдумал драматург Марк Розовский. Сам Константин признается: "Я всегда буду сыном Райкина. И умру, что бы я ни сделал в профессиональной жизни, сыном Райкина. Для большинства населения страны я - сын великого отца". Известность к Константину пришла в начале 70-х годов вместе с фильмом Никиты Михалкова "Свой среди чужих, чужой среди своих", где актер сыграл одну из главных ролей – татарина Каюма. Правда, изначально герой Райкина был казахом, а звали его Кадыркун, но позже худсовет принял решение переименовать персонажа. В работе над ролью артист все время прибегал к воспоминаниям о своей нянечке-татарке. Так, например, выражение "кажный шакал" он позаимствовал именно у нее, пишет "Сегодня.ua". Настоящий мужчина из Бергамо Одна из самых ярких ролей Константина Райкина в кино - "Труффальдино из Бергамо". "Я не верил, что меня утвердят, пробовалось много известных артистов, например Олег Даль. Но когда режиссер Владимир Воробьев увидел мои танцы, решил рискнуть. Кстати, он был очень строг, даже агрессивен со мной, и однажды я не выдержал. Шел по павильону, Воробьев сидел у стенки, попросил подать руку. Я со всей силы схватил его и дернул, он растерялся: "Сильные у тебя руки", я ответил: "И хорошо по морде бьют". Потом мы стали друзьями", - вспоминал артист. Кстати, Наталья Гундарева, которая исполнила роль возлюбленной Труффальдино, поначалу была крайне против того, чтобы Костя играл вместе с ней, она называла его слабым и неспособным. "С Наташей мы учились на одном курсе, но она уже была знаменита на весь СССР и могла себе позволить заявить: "Что же, буду работать с тем, что есть", имея в виду меня", - рассказывал Райкин. Однако трудолюбие и талант актера покорили не только съемочную площадку, но и всю страну. Ведь именно эта картина принесла молодому актеру невероятный зрительский успех, Райкин-младший в момент стал всенародным любимцем. В восьмидесятых годах Райкину приписывали роман с актрисой Нееловой. "Это, конечно же, была неправда, у меня была жена, я был счастлив в браке, но людям нужно было о чем-то говорить. Мы же были партнеры по сцене, вот люди и говорили", - признавался артист. У Константина есть дочь Полина, которая с успехом продолжила семейную династию и сейчас работает в театре Станиславского. После появления Труффальдино актера стали приглашать в различные теле- и кинопроекты, но он отказывался, для Райкина театр всегда был вторым домом. Сейчас в его подчинении несколько десятков артистов и студентов. О своих учениках он шуточно рассказывает: "Я думаю, Господи, ну как не тошнит от того, что они меня с утра до вечера видят, да еще в таком вытаращенном качестве, я все время бесноватый, как они говорят, - "бесноватый пришел, бесноватый"… ". А еще, по мнению Константина Аркадиевича, "мужчина - это человек, который обязательно должен получить по морде в жизни, иначе он неполноценный мужчина. Ему должна отказать женщина, обязательно, вот это очень важно, … иначе он не ощущает объема жизни".

Administrator: Профи-Ньюс Труффальдино из «Сатирикона» празднует 60-летний юбилей Не на всех детях гениев природа отдыхает. Константин Райкин - исключение. Райкин – сын гениального артиста Аркадия Райкина родился 8 июля 1950 года в Ленинграде. Окончил физико-математическую школу, Щукинское театральное училище. 10 лет работал в «Современнике», сыграв почти 40 ролей. С 1987 года работает в Московском театре «Сатирикон», который создал его отец. Вместе с ним сыграл спектакли «Его Величество Театр» и «Мир дому твоему». В 1985 г. присвоено звание Заслуженного артиста РФ. В 1987 г. после смерти отца стал худруком театра «Сатир икон». Репертуар театра «Сатирикон» - это спектакли лучших театральных режиссеров эпохи. Постановки Романа Виктюка, Петра Фоменко, Валерия Фокина определили его суть и дух. Константин Райкин сотворил невозможное: вопреки законам московской географии он сделал бывший кинотеатр в Марьиной роще настоящим театральным оазисом. Сегодня «Сатирикон» - это аншлаги, неожиданные репертуарные повороты и жесточайшая дисциплина, про которую в театральных кругах ходят легенды. Константину Райкину суждено было сыграть Гамлета, Ричарда Третьего, Короля Лира. Сын Аркадия Исааковича оказался актером сопоставимого по масштабу, но иного по природе дарования. В кино у Райкина всего одна главная роль - «Труффальдино из Бергамо», но ее оказалось достаточно, чтобы стать народным любимцем. После ошеломляющего успеха фильма, Райкина стали приглашать в разные теле- и кино проекты, но актер отказывался, предпочитая заниматься своим любимым делом — театром. Константин Райкин не скрывает — дома у него бушуют настоящие страсти: мол, жена, Елена Бутенко (актриса театра «Сатирикон») родом из небольшого городка Валки (Харьковская область), и потому, как всякая украинка, темпераментна. Роды у своей жены Елены Бутенко Константин Райкин принимал лично, лично перевязывал пуповину. Рождение происходило дома, (что не было принято и даже предосудительно в советское время) да еще и в воде. В результате, на свет появилась единственная дочь Константина Райкина – Полина, которая окончила, как и отец, «Щуку», работает в театре Станиславского, сотрудничает с отцовским театром «Сатирикон». Праздновать свой юбилей Константин Райкин будет в узком кругу. В честь мастера артисты его труппы устраивают театральный "капустник", на который ни зрители, ни пресса допускаться не будут.

Administrator: Голос России Константин Райкин. Не ушедший от судьбы Карина Ивашко 8.07.2010, 13:24 Фото: РИА Новости Сын легендарного Аркадия Райкина никогда не довольствовался славой своего отца Его звезда зажглась вместе с выходом на экраны картины «Труффальдино из Бергамо» - музыкальной комедии, снятой по мотивам пьесы Карла Гольдони «Слуга двух господ». Константин Райкин, сыгравший в ней главную роль, был неподражаем. Огонь, фонтан, вулкан! Черт из табакерки! Как он танцевал! Какие немыслимые па выделывал! Под песню: «А я такой! А я упрямый...» И, казалось, в этом весь он, сам Райкин. То было еще в советские годы, и вот Райкину - популярному актеру, театральному режиссеру и педагогу, руководителю одного из самых успешных московских театров «Сатирикон» уже исполнилось 60 лет (8 июля). Его отец - знаменитейший артист-сатирик Аркадий Райкин - чуть было не стал причиной отказа сына от актерской профессии. Константин восставал против предопределенности: «Ну, ты, конечно, артистом будешь!». В школе налегал на точные науки, выигрывал олимпиады по математике, был принят в физико-математическую школу для одаренных детей и всерьез готовился к поступлению на биологический факультет университета. В Ленинграде (нынешнем Петербурге), где жила тогда семья, уже и вступительные экзамены начал сдавать, как вдруг сорвался в Москву - поступать в знаменитое Щукинское театральное училище. Поступил, как говорится, слету! «От судьбы не уйдешь», - констатировал потом Райкин. Сразу после учебы он был принят в труппу культового московского театра «Современник». Радовался тому, что удалось обосноваться подальше от отца, который возглавлял тогда Театр эстрады и миниатюр в Ленинграде. И все же: «К сожалению, для большинства жителей страны я всё равно оставался сыном Райкина, - сетовал продолжатель династии и тут же добавлял: Но только для тех, кто не видел меня в театре». А вот те, кто видел, едва ли забудут потрясение от актерской мощи Райкина-младшего! Переиграв за десять лет в «Современнике» чуть ли не весь репертуар - порядка сорока ролей, он понял, что хочет большего: хочет делать «свое». И вот тогда, отбросив предубеждения, перешел в театр к отцу, ведь он мог дать ему столько творческой свободы, сколько не дал бы ни один режиссер. Вскоре театр переехал в Москву, несколько лет отец и сын играли на одной сцене. А в 1988-м, когда Аркадия Райкина не стало, бразды правления перешли к Константину. К тому времени театр обрел нынешнее свое название - «Сатирикон». Сегодня его премьеры - всегда событие! Здесь не выпускают неуспешных спектаклей. Только успешные! С иными надо немедленно расставаться! - такова установка худрука. А еще он не признает долгоиграющих спектаклей, что идут по 20 лет. «Звездный час спектакля не может длиться долго. Со временем он начинает разрушаться и умирать, превращаясь в гербарий. Уж лучше выпустить новый», - убежден Константин Райкин. Руководитель популярнейшего театра, актер, четырежды отмеченный высшей Национальной театральной премией, любимец публики и чуть ли не отец для своих учеников в Школе-студии МХТ... Вот с чем пришел Райкин к своему 60-летию. Но он признается: «Я не из тех самоуверенных людей, что всегда говорят: у меня все будет в порядке. Я всегда боюсь. Я вообще неуспеха боюсь очень. Боюсь больше смерти. Вот клянусь. Для меня самое страшное, что может привидеться в кошмарном сне, это неуспех. Когда зрители уходят. Театр - это жизнь, и неуспех - страшнее смерти». Но вот парадокс: всячески избегать провалов, по мнению Константина Райкина, не нужно. «Мне кажется, что артист обязательно должен испытать провал, чтобы быть полноценным, - говорит Райкин. - Как мужчина должен получить от женщины отказ, чтобы быть полноценным. Вечный Дон Жуан - это неполноценный мужчина. Вот и артист, не познавший хоть раз провала, - неполноценный артист. Он должен знать эту горечь поражения. И посмотреть на себя: как ты выберешься. Это очень важно для ощущения жизни вообще. Я знаю провал - как это страшно и больно...» Он давно уже не сын своего отца - в том смысле, что сегодня про Константина не скажут «сын Райкина». Он сам исполнил желание честолюбивой юности: быть отдельно. Только вот от актерской судьбы не ушел - на радость театру и зрителю.

Administrator: ВЕСТИ-ФМ Зверский темперамент Райкина виден и в кино, и на детском утреннике. Реплика Григория Заславского Заславский: Константин Райкин вопреки многим обстоятельствам пошел в актеры, стал им, добился признания, но самое главное - вопреки привычным представлениям о соотношении внешних и внутренних качеств, добился права играть не только злодеев, но и лирических, вполне положительных героев. Он почти не снимается в кино, несмотря на имеющиеся удачи, почти все его кинороли были сыграны на заре театральной карьеры - в "Труффальдино из Бергамо", в фильме Никиты Михалкова "Свой среди чужих, чужой среди своих". Голос какой - такая в нем энергия! С чем бы сравнить? Да вот, как в нем самом, голос Константина Райкина больше всего подходит к нему самому. Он, конечно, может быть и сдержанным, и даже так, что, глядя в его лицо, невозможно будет понять, что скрывается в его голове, - как совсем недавно, когда ему довелось - а нам посчастливилось это увидеть, сыграть Пуаро. Но все это - затем лишь, чтобы в нужный момент взорваться, предъявив весь свой зверский, бешеный темперамент. Почему он не снимается? На этот вопрос Райкин чаще всего отвечает так просто, что сразу и понятно, почему: театр - он как горка из песка, говорит Райкин, горка, которую нужно все время собирать, отвлечешься - и все рассыпалось, и надо начинать сначала. Послужной список Райкина, список сыгранных ролей невозможно сегодня проглядывать без восхищения. Ну, вот: в "Современнике" он - с 1971-го по 1981-й, 10 лет, за которые сыграл 38 ролей, из них 15 - главных. Но среди неглавных - невозможно забыть его, кто видел - не забудет никогда, как Райкин играл в детском утреннике про принцессу и дровосека, играл всего лишь лягушку. Но как! Также - поверить невозможно - он играл в "Маугли" - в только-только зарождавшейся тогда Студии Табакова, - взбегая чуть ли не до потолка по отвесной стене. В Студии Табакова, вероятно, и поселился в нем этот "педагогический вирус". С каким удовольствием Райкин со стороны, за кулисами смотрит за игрой своих учеников - такого в театре, как известно, не бывает. Когда он набрал первый раз студентов, ну, подумали все, блажь, - чуть ли не весь курс потом принял в труппу "Сатирикона", теперь они играют во всех спектаклях театра. Сегодня верность такого решения уже ни у кого сомнений не вызывает, и веришь, что этот театр и правда может безбоязненно брать кредиты под новые свои спектакли, а потом эти кредиты возвращать. Так что можно сказать, что Райкин продолжает не только дело отца, но и свое собственное театральное дело.

Administrator: Российская неделя Четыре лица Константина Райкина Режиссеру, народному артисту России Константину Райкину - 60. Раньше, что и как бы о нем ни говорили, первым делом вспоминали его отца - Аркадия Райкина - и проводили параллели и сравнения, отдыхает природа на детях или нет. А сейчас, к счастью, можно с высоты этой даты посмотреть на жизнь Константина Райкина и сказать, что он полностью состоялся сам по себе. Посмотрите на четыре лица - четыре сегодняшних ипостаси Константина Аркадьевича - и сразу все станет ясно. Райкин - Актер Когда Костя в детстве сказал папе, что собирается стать артистом, Аркадий Райкин устроил для него маленький экзамен: - Видишь ту клумбу и дорожку. Сможешь пройти это расстояние и, не делая паузы, показать человека от рождения до смерти? - спросил у сына Аркадий Исаакович. - Свой этюд я начал не с рождения, а с зачатия. Когда он был окончен и я упал, изобразив смерть, папа не сказал мне ни слова. Но по выражению его лица я понял, что ему понравилось. И теперь в сложные минуты - актерский Пегас - конь привередливый и нередко сбрасывающий - я вспоминаю то мгновение, и мне становится легче, - говорит Константин Аркадьевич. Материал публикуется в авторской редакции. Читать версию статьи из номераРайкин неоднократно рассказывал о собственном поступлении в театральный вуз и мог этим рассказом довести слушателей до экстаза. - Очередь в Щукинское училище растянулась на четыре дня... Я решил совместить декламацию с этюдами на тему "животные". О дикции я тогда никакого представления не имел, а потому активно использовал жестикуляцию и большие мимические возможности своего лица. К тому же все время животом упирался в лицо члена приемной комиссии… Помня, что нельзя дать жюри расслабиться, Константин на полуслове прервал собственную декламацию, выкрикнул слово "тигр" и стал на четвереньки. - Я зарычал и двинулся вдоль кресел. Увидев ужас на лицах педагогов, решил, что им страшно нравится, и зарычал еще сильнее. После чего вскочил и громко объявил: "Алые паруса". Следующим испытанием приемной комиссии на прочность стал этюд абитуриента Райкина "Дворняжка". - Сейчас бы это назвали легкой эротикой, а в те пуританские времена это выглядело жестоким порно. Маститые мэтры увидели всю неприукрашенную правду жизни, - вспоминает Константин Аркадьевич. …Когда родители вернулись с гастролей из Чехии и узнали, что их сын поступил в театральный вуз, Аркадий Исаакович тихим голосом произнес только одну фразу: "Видимо, так должно было случиться…" Потом была учеба на так называемом "золотом курсе" Юрия Катина-Ярцева, откуда вышли Наталья Гундарева, Юрий Богатырев, Владимир Тихонов, Наталья Варлей, Алексей Граббе. После учебы - 10 лет работы в "Современнике": "Это был мой любимый театр в то время, - рассказывает актер. - За 10 лет я сыграл там 38 ролей, из них - 15 главных". Знаменитый фильм "Труффальдино из Бергамо" впервые показали по телевидению 1 января 1977 года. Но мало кто знает, каким трудом далась роль Труффальдино Константину Райкину. Хотя впоследствии именно она стала самой знаменитой его киноролью. Когда с "Ленфильма" пришел вызов на кинопробы для фильма по пьесе Карло Гольдони "Слуга двух господ", Райкин немедленно отправился в город своего детства. На Труффальдино и Смеральдину пробовалось много популярных актеров, среди которых были и Олег Даль, и Марина Неелова. Но худсовет вдруг утвердил на главную роль в двухсерийном фильме именно Райкина. Смеральдиной же стала бывшая однокурсница Райкина Наталья Гундарева. В родном "Сатириконе" за Райкиным "числятся" замечательные роли - Соланж в "Служанках", Сирано в "Сирано де Бержераке", Джордж в "Там же тогда же…", Грегор Замза в "Превращении", Мэкки Нож в "Трехгрошовой опере", Тестор Тексель в "Косметике врага", моноспектакль "Контрабас" и другие. Фраза Райкина: "Актер, развиваясь профессионально, и как человек становится лучше". Райкин - Режиссер- Режиссура - это наука о том, как сделать, чтобы зрителю было интересно, - слова Константина Аркадьевича, который поставил за свою жизнь более 30 спектаклей. - Я вообще не верю в легкие пути, - говорит Константин Райкин о репетиционном процессе. Если человек умеет легко работать, значит, он эту легкость уже оплатил в какой-то предыдущей работе, значит, что-то уже было оплачено тройной ценой. По-другому не бывает. Репетиция - очень кровавая пора, бесстыдный, мучительный процесс. Если работа не оплачена мучением, отчаяньем, абсолютным ученичеством, в которое обязательно впадаешь, - ничего не выйдет… - Просто я люблю разные вещи, - продолжает Райкин. - Есть разные инструменты, разные пьесы. Я люблю и сцены-шкатулки, и большие полигоны. У человека есть разные струны. И когда кто-то говорит: "Я люблю джаз", я задаю вопрос: "А рок не любишь? А классику?" Я считаю, что нормальный здоровый человек должен любить разные вещи - есть гениальная попса. Нельзя же не любить такие явления, как Майкл Джексон? И это не значит, что в другое мгновение твоей жизни тебе не захочется послушать Бетховена. Фраза Райкина: "В баню, например, мы ходим каждую неделю. А в театр редко". Райкин - Худрук Художественным руководителем театра "Сатирикон" Константин Райкин работает с 1988 года. - Внятный успех - это большое количество аплодисментов и понимание в глазах зрителей, - формулирует он. - …Надо сразу учитывать, что театр - камерное искусство, рассчитанное на элиту. 90 процентов жителей города в театр не ходят. Значит, всю жизнь я имею дело с лучшими людьми страны и города. Среди этих лучших людей я чувствую себя хорошо, потому что давно привык: то, что нравится мне, нравится и большинству из этого меньшинства. Я ценю свою демократичность и похожесть на остальных. О репертуаре театра Райкин говорит так: - А он никогда легкомысленным не был. Другое дело, что я никогда при этом не стеснялся скоморошества. Не был таким чистоплюем, интеллектуальным артистом, который не может лягушку показать. На творческом вечере я могу так вас рассмешить, что вы из кресел выпадете. А когда вы пойдете за мной, наедитесь того, что хотели, я вам прочту Мандельштама. …А в крупных театральных центрах публика по уровню восприятия, по отдаче даже выше, чем в Москве. В Екатеринбурге, Саратове, Новосибирске нас очень хорошо принимают. Они не стесняются реагировать, удивляться. В Москве публика все-таки снобистская. Чтобы не прослыть дураком, человек долго оглядывается вокруг - выражать ли свою поощрительную эмоцию, не выглядит ли он профаном, дескать, так сразу и купился, не объегорили ли его, не халтура ли это... Москва - целая страна. Со своей провинцией. Со спальными районами, спящими душой. В Марьиной Роще тоже своя среда. Там публика вялотекущее не любит. Фраза Райкина: "Я театром живу, а не руковожу". Райкин - Педагог С 2001 года Константин Аркадьевич руководит курсом в школе-студии МХТ. В 2005 году состоялся первый выпуск актерского факультета курса профессора Райкина. А на сегодняшний день он выпустил уже три курса. Он подготовил новое поколение артистов для "Сатирикона", и именно они играют спектакль "Страна любви" по пьесе "Снегурочка" Александра Островского. 11 июня Райкин дал мастер-класс "Разговор о профессии" в центре им. Мейерхольда. А 1 августа 2010 года в Чехии, в Карловых Варах, откроется Международная школа русского театра под руководством Константина Райкина. Фраза Райкина: "Тут формула такая: интереснее работать не с теми, кто умеет, а с теми, кто хочет уметь. Это очень важно. Потому что, строго говоря, не умеет никто. Научиться этому делу нельзя, оно до конца непознаваемо, и ты всю жизнь пытаешься его осваивать". ДОСЛОВНО Райкин о Райкине: "Папина известность мне больше мешала, чем помогала. Если я что-то делал плохо, то всегда думал: "Сейчас они скажут мне, что я тут по блату". Я чувствовал, что меня постоянно сравнивают с отцом. Это угнетало… Папа не умел преподавать, но своим примером он меня воспитал. Когда мы работали вместе - это было трудное счастье!" Между тем В театре "Сатирикон" готовится новая постановка, которая будет называться "Константин Райкин. Вечер с Достоевским". Совместно с Константином Аркадьевичем над ней работает знаменитый театральный режиссер Валерий Фокин. Премьера совпадет с открытием нового театрального сезона и состоится 24 сентября этого года. Художник - Александр Боровский. Композитор - Александр Бакши. Материал подготовлен с использованием интервью Константина Райкина "Российской газете" и других информационных источников. Сусанна Альперина

Катюша: НТВ ВИДЕО Константин Райкин празднует юбилей Сегодня исполняется 60 лет Константину Райкину. Уже первые его роли в фильмах «Свой среди чужих» и «Труффальдино из Бергамо» показали: сын знаменитого Аркадия Райкина и сам обладает незаурядным талантом, но истинное его призвание — театр. Он актер, режиссер и уже более двух десятилетий художественный руководитель основанного его отцом «Сатирикона». Олег Табаков, народный артист СССР, художественный руководитель МХТ им. А. П. Чехова: «Он теряет в весе, думаю, немало за время спектакля. Стало быть, это не жеманство, не кокетство, а это, знаете „не читки требуют с актера, а полной гибели всерьез“, как писал поэт. Ну, собственно, Костя Райкин этим и занимается». А молодое поколение сатириконовцев так и называет Константина Аркадьевича — учитель. Максим Аверин, актер театра «Сатирикон»: «Я поздравляю Вас с юбилеем, хотя мне кажется, что эта цифра не имеет никакого к вам отношения, поскольку это всего лишь цифра. Вы молоды, в прекрасной актерской форме. Я желаю Вам продолжать в том же духе, никогда не останавливаться! Вы — самый лучший худрук на свете!» Телекомпания НТВ присоединяется к поздравлениям и желает Константину Райкину новых творческих удач.

Administrator: Балт-инфо Константин Райкин: «Попадая в Питер, сразу спешу в Русский музей» Райкин для многих ленинградцев так и остался Костей, так и остался сыном великого Аркадия Исааковича Райкина. К тому же Константин Райкин — хоть и народный артист России, лауреат госпремий, профессор — столь энергичен, подвижен и обаятелен, что не дает повода усомниться в своей творческой молодости. Он не только замечательный актер, но еще и руководитель мощного театра «Сатирикон», еще и режиссер-постановщик многих масштабных спектаклей. Все хорошо в его бурной и интересной жизни, вот только в кино он уже десять лет носа не кажет... Запой Островского... — Константин Аркадьевич, какую публику вы ждете на спектаклях своего театра «Сатирикон»? — Люблю пеструю публику и полный зал. А когда зал полон, в нем, как правило, нет единого состава. У нас есть немало дешевых билетов, но есть и дорогие. Отсюда и зрители такие разные. Хотя я не согласен с теми, кто утверждает, будто в «Сатирикон» ходит «буржуазная» публика. У нас нормальная театральная аудитория, пусть и социально пестрая. Я хочу, чтобы «Сатирикон» оставался демократичным театром, я не люблю другого театра. Элитарного театра сейчас дополна — сходите на премию «Золотая маска» и увидите в чистом виде элитарный театр. А я люблю простодушный, демократичный, глубокий, атакующий театр. Таким и является «Сатирикон». — Чье мнение для вас — авторитет? — Свои проблемы я знаю и занимаюсь ими больше, чем кто-либо другой. Я ведь себя люблю и, стало быть, очень критично к себе отношусь. Я себя люблю не поверхностной, а глубокой любовью. Я хочу стать лучше, поэтому стараюсь измениться, слушаю режиссеров, которые порой меня ругают. Того же Юрия Бутусова слушаю растопыренными ушами — это огромного таланта режиссер (в «Сатириконе» сейчас идут два спектакля Бутусова — «Ричард III» и «Король Лир». — Прим. авт.). 24 сентября мы откроем сезон премьерой спектакля «Константин Райкин. Вечер с Достоевским» (сценическое переложение повести «Записки из подполья»), который ставит Валерий Фокин, тоже настоящий, большой авторитет. Да и вообще артист — такой человек, который должен подчиняться режиссеру. Нет такого артиста, который не должен получать замечания. Всех, даже самых великих, нужно время от времени «ставить в угол», как-то наказывать за то, что они «не туда» двигаются. — Почему вы в наше время взялись за классику Островского, которого многие считают слишком прямолинейным, тенденциозным автором? — Знаете, это вообще мой любимый драматург. У меня лет 10 — 15 назад начался такой запой Островским. Я считаю, что он, как гениальный драматург, талантливее своих социальных и политических идей. Такая же история произошла с Бертольтом Брехтом, который перерос свои коммунистические идеи, и его лучшие пьесы не укладываются в прокрустово ложе его политических идей. Вот и Островский не умел писать неправды. Когда он даже обличает каких-то персонажей, то выписывает их столь объемно, что при маленьком смещении акцента любой из них не будет плоским и обличительным, а вызовет сочувствие, сострадание и понимание. Мне кажется, пьеса «Доходное место» — это многосложное произведение, и эта неоднозначность проистекает от природы самого Островского. Он и хотел бы, наверное, кого-то обличить, сделать Вышневского или Кукушкину героями отрицательными, а Жадова — положительным. Но слишком уж Островский гений, и поэтому его Жадов хоть и правильно мыслит, но в нем есть столько раздражающего, такой эгоизм, а в том, что говорят Вышневский или Кукушкина, — так много подлинной правды жизни. Островский легко помещается в любое время, вбирая в себя все новые ритмы! Кстати, Островского можно играть стремительно и быстро, а не только так, как в Малом театре, где, чтобы понять, что ты видишь хороший спектакль, нужно не заснуть. Вспоминаю коммуналку на Греческом проспекте — В школьные годы вам тоже безумно нравились пьесы Островского... — Ничто не предвещало, что теперь он будет производить на меня такое впечатление. Но я и в Русский музей с одноклассниками совершенно спокойно ходил, а теперь в каждый мой визит в Питер первым делом спешу туда. — Новейшая премьера вашего театра опять по Островскому? — Да, из пьесы Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын» мы сделали такую криминальную сказку под названием «Деньги». — Константин Аркадьевич, вы в курсе, кто сейчас живет в вашей питерской квартире на Каменноостровском проспекте? — После того как наша семья переехала в Москву, там жил ныне покойный кинорежиссер Аранович, который снял замечательные картины: «Торпедоносцы», «Противостояние». Что сейчас там происходит, я даже не в курсе. А вот в нашей замечательной коммунальной квартире на Греческом проспекте и теперь живут те же самые соседи, что в моем детстве. — Вы не только актер, режиссер, худрук, но еще и профессор Школы-студии МХАТа. Но вот в одном из интервью замечательный актер Сергей Маковецкий рассказал, что, оказывается, Райкин не принял его в театральный институт... — Прочитав то интервью, я сам не поверил. Пришел за разъяснениями к Маковецкому, одному из самых любимых моих актеров. Он стал меня успокаивать: «Да я тогда ужасно читал! Меня в том году вообще никуда не приняли!» Но меня это не убеждало: «Как бы ни читал, неужели я мог тебя не рассмотреть?!» Так что бывают страшные ошибки. И эта стала для меня хорошим предупреждением: никогда нельзя судить меру таланта другого. — У вас много нереализованных проектов? — У меня есть, возможно, шокирующее кого-то ощущение, что самое главное у меня еще впереди. Есть всякие задумки, их довольно много, просто раньше времени не хочу выбалтывать. Суеверие не позволяет! Роман с кино давно закончился — В кино вы снимались в далеком уже 2001 году в картине «Неудача Пуаро» у вашего ученика Сергея Урсуляка, а до этого была еще пауза в 10 лет... Почему вы столь далеки от кинематографа? — С какого-то момента мне стало неинтересно сниматься в кино, скучно, жалко тратить время. В театре столько интересной работы, что не хочется разбрасываться. Если сравнивать с тем, что каждый день мне приходится делать в театре, — это так интересно, то, над чем я работаю. Тем не менее предложения о съемках в кино продолжают поступать. Но я говорю, что отказался даже от предложения поработать у Стивена Спилберга за многомиллионный гонорар. Да что там Спилбергу, я даже Алексею Герману-старшему, безмерно уважаемому мной кинорежиссеру, отказал... — Но на юбилее Эльдара Рязанова вы сказали, что у него бы снялись... — Было все немного не так. Я сказал Эльдару Александровичу, что обожаю его как кинорежиссера, но пошутил, что в его творчестве есть один серьезный изъян: он никогда не приглашал сниматься... меня. Я так и сказал: я вас прошу — пригласите меня. Вы не бойтесь, я все равно у вас сниматься не буду, я вам откажу, но в списке режиссеров, которым я отказал, нет Рязанова... — Как вы относитесь к известной фразе, что на детях гениев природа отдыхает? — Когда я стал обучаться актерскому делу, многие не могли представить, что сын великого артиста Аркадия Райкина сам может быть хорошим артистом, потому что есть глупые стереотипы насчет природы, которая отдыхает на детях. Но не надо быть энциклопедистом, чтобы привести миллион замечательных примеров великих детей великих родителей. Со временем даже моим недругам пришлось признать, что Константин Райкин — хороший худрук, режиссер, актер (в нынешнем репертуаре «Сатирикона» — 6 спектаклей поставлены Райкиным и в четырех он играет главные роли. — Прим. авт.). Измором взял (смеется). Роли играю иногда, как правило, главные. Если бы сыграл какой-нибудь эпизод, спектакль бы кренило, а он должен быть «оцентрован». Я рад, что в «Сатирикон» ходят не только на Райкина, что у нас в театре много талантливой молодежи. Беседовал Болеслав СОКОЛОВ Байка от Константина Райкина В 1980 году актерский курс ГИТИСа, которым руководил Олег Табаков, играл дипломный спектакль «Маугли» на сцене Театра «Современник». На спектакль приехали важные лица, и на контроль поставили охранника, который пропускал зрителей по списку. Он грозно преградил дорогу Григорию Гурвичу, автору зонгов к спектаклю: «А вы кто?» — «Так это же автор!» — заступился Костя Райкин, стоявший поблизости. Охранник заглянул в программку: «А, проходите, товарищ Киплинг!"

Мирра: Фотографии отсюда

Administrator: От зрителя В этом ролике Косте лет, наверное, тридцать. То есть вдвое меньше чем сегодня исполнилось. У него еще нет театра, он еще бедный артист, отягощенный звездным родством, он уже ушел из "Современника", но еще позволяет себе зарабатывать "творческими вечерами" по олимпийским деревням. В этом ролике видно, какой он феноменально гибкий, пластичный. Веселый. Как точно он там, увидите, показывает зверей. Всех, с кем, по его собственным рассказам на этих самых вечерах, он провел свое детство и отрочество в зоопарке: наблюдал, кормил, любил. Собирался стать биологом. Я Костю обожала до самозабвения еще когда он был в "Современнике". Я покупала отстояв ночь, билеты на его спектакли, проходила на лишние, беззастенчиво выпрашивала их, прогуливаясь вдоль нарядных белых колонн на Чистых прудах. Билеты в Современник купить перед спектаклем тогда было труднее, чем сейчас на Мадонну, но я справлялась. Костя был там абсолютной звездой, и не зря. Была конечно, Неелова и все другие, про которых я знала многое по рассказам маминой подружки. (Подружка, как маркитантка, ездила с театром на гастроли, всячески одаривая своим вниманием членов труппы. Те в ответ ее баловали, водили на спектакли и копировали ее смех, похожий на икоту, называя его уникальным.) "Лоренцаччо" по Альфреду Мюссе с декорациями Вячеслава Зайцева, где Костя играл молодого Лоренцо Медичи, я смотрела трижды. Ну и так далее, по всему репертуару. Цветы я ему дарила регулярно, да. А потом выяснилось, что еще когда мне было 4 года, я знала наизусть один стих из книги "Дети о животных", который, оказывается, написал Костя Райкин. Я только не знала , что он Костин, пока он его не прочел на одном из своих творческих вечеров. Стих был про черную пантеру. О был прекрасен. Я и сейчас его помню. "Она как ночь средь бела дня, лежит и смотрит на меня. Ее глаза во тьме горят, а эта тьма – она сама". Потом начался его Сатирикон, и я как-то Костю из виду потеряла. Видела его в конце девяностых в зрительном зале Штайновского безобразного "Гамлета". Костя в это время тоже был у себя в театре Гамлетом, великодушно пришел поддержать своего конкурента и альтер-эго. Видела его с женой и дочкой на театральном фестивале в Доме музыки: танцевали какие-то тайские супергибкие и прекрасные; Костя радовался им, хлопал, толкал локтями спутниц, призывая радоваться вместе с ним. Видела его в спектакле "Косметика врага" с Романом Козаком, он был там неистовым, невероятным, страшным шутом. Костя остается одним из самых талантливых актеров, которых я знаю, бесконечно внимательным к мелочам и деталям жизни. Умудряющимся не мелькать в интервью, в жюри, в комитетах. Живущим – так мне издалека кажется – скромно, и достойно, и в трудах, извините за пафос. Та маркитантка, помню, рассказывала, что Костя Райкин и в свои юные годы был склонен к жестким самоограничениям, раздельному питанию, сыроедению, аскезе, словом. Таким и остался. Я горжусь, что не ошиблась в выборе объекта своего обожания, мне же было тогда всего 16 лет, и уже существовали Ленком, Абдулов, Караченцев и прочие соблазны, в которых тоже легко можно было влюбиться. Я с Костей так и не познакомилась. Но радуюсь каждый раз, когда вижу Костю – встречаю наяву или на экране. Он, по мне, совсем не изменился за эти годы.

Administrator: В инет-выпуске утренних (8.07) новостей Культуры появилось ВИДЕО.

Катюша: НТВ ВИДЕО Константина Райкина поздравляют коллеги Сегодня юбилей у человека, с блеском опровергнувшего утверждение, что на детях гениев природа отдыхает. К 60 годам Константин Райкин подошел профессионалом, который может в театре все — играть любые роли, мгновенно переходя от трагедии к бурлеску, ставить спектакли, о которых говорят долго и бурно, руководить одной из лучших труппы страны и преподавать, делясь этими умениями с новичками. В эфире НТВ Константина Аркадьевича поздравляют его ученик Максим Аверин и коллеги Александр Калягин и Олег Табаков. Максим Аверин, актер театра «Сатирикон»: «Дорогой мой учитель, я поздравляю Вас с юбилеем. Хотя, мне кажется, что вот эта цифра, она не имеет никакого к Вам отношения, поскольку это всего лишь цифра. Вы молоды, Вы в прекрасной форме актерской». Александр Калягин, народный артист РСФСР, художественный руководитель театра Et Cetera: «Я не верю, что столько-то лет. Я не верю, что у Вас юбилей. Я не верю в это. Смотрю на Вас, на молодого, на красивого и думаю: ну, не может быть». Олег Табаков, народный артист СССР, художественный руководитель МХТ им. А. П. Чехова: «Я думаю, что Костя Райкин, происходя из Щукинского училища при Вахтанговском театре, все-таки в силу натуральности своего дарования, несомненно принадлежит к эстетике МХТовской. Что я под этим подразумеваю? Это воспроизведение живой жизни человеческого духа сегодня, здесь, сейчас, в данных предлагаемых обстоятельствах». Александр Калягин: «Костя впитал очень многое от отца, очень многое. Это и необычайное трудолюбие, которое практически ломает все преграды». Олег Табаков: «Он теряет в весе, думаю, немало за время спектакля. Стало быть, это не жеманство, не кокетство, а это, знаете „не читки требуют с актера, а полной гибели всерьез“, как писал поэт». Александр Калягин: «Я тебя поздравляю от души с днем рождения. Я тебя поздравляю от души с тем, что ты сделал многое и для театра, и для своего театра, и для театра вообще, для нашей театральной жизни». Олег Табаков: «Я желаю тебе, Костя, терпения, здоровья и удачи. Я тебя люблю, ты знаешь». Максим Аверин: «Пускай в Вашей жизни будет всегда вдохновение, радость. Будьте строгим, будьте невозможным, невозмутимым, разным. Главное — будьте».

Administrator: Отсюда Константину Райкину 60: поздравление президента и рижское интервью Андрей ШАВРЕЙ Сегодня Константину Райкину, худруку московского театра «Сатирикон» имени Аркадия Райкина, исполняется 60 лет. В связи с этим его поздравил и наградил президент России, а ЖЗЛ.lv припомнил интервью, которое Райкин дал в один из своих предыдущих приездов в Ригу, где некогда на улице Авоту родился его великий отец. Как сообщают российские информационные агентства, президент России наградил актера орденом «За заслуги перед Отечеством» третьей степени, учитывая большой вклад Райкина в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность. «Уникальное дарование и редкая работоспособность позволили вам состояться как замечательному актеру и режиссеру, — цитирует поздравительную телеграмму президента Константину Райкину ИТАР-ТАСС. Продолжив дело своего отца — Аркадия Исааковича Райкина, вы создали новый театр «Сатирикон». Зрелищный, яркий, он привлекает публику неординарностью постановок и талантливым актерским ансамблем». Поздравить Константина Райкина с юбилеем смогут лишь избранные — в честь мастера артисты московской труппы устраивают театральный «капустник», на который ни зрители, ни пресса допущены не будут, поскольку театральный сезон «Сатирикона» уже закрыт. — Константин Аркадьевич, вы некогда блестяще играли в «Контрабасе» Зюскинда героя, непонятого окружающими. Как вы считате, а вы были поняты зрителем? — Кто из нас вообще может сказать, что он абсолютно понят окружающими? Даже своими близкими? «Контрабас» — это шекспировские страсти в стакане воды, бури эмоций, которые в данном случае происходят между двумя приходами на работу. — По-моему, самое неприятное в человеке — это его комплексы. Как вы думаете, может, проблемы в людях из-за того, что они внутренне не свободны? — Дело не в том, что мы чувствуем, а в том, какие ПОСТУПКИ совершаем. Именно поступки определяют человека. А что чувства? Разве смелый человек не испытывает страх? Если у человека нет страха, значит, он идиот. Просто смелый, в отличие от труса, умеет преодолеть себя. Это спектакль о человеке, который хочет быть счастлив. И боится этого. Да, комплекс, да, он в этом не свободен. Он хочет изменить свою жизнь, но боится совершить ПОСТУПОК. Герой Зюскинда оказался заперт в клетке своих обязательств. И не может из них выбраться. Он... не свободен. А разве я не повязан своей работой, обязательствами перед семьей, театром, коллегами, друзьями? Мне иногда так хочется все это забросить, освободиться и уехать куда-нибудь подальше, в лес... Да куда угодно! Что говорить, я имею другие обстоятельства, но просто у меня КЛЕТКА большего объема. Я — заложник собственной истории. Я не могу рыпнуться, эта история всегда держит. Помните, у знаменитого мима Марселя Марсо есть сцена: человек выбирается из тесной клетки, с трудом раздвигает металлические прутья, пролезает... И оказывается в другой клетке. Только размером побольше. И так каждый раз. Кстати, вот вам слова Зюскинда: «Я вам скажу, я не жалуюсь. Я реалист и могу смириться с обстоятельствами. Я этому научился, бог свидетель». Я не мечтатель, я делатель. Подчеркиваю — делатель, а не деятель. Я привык добиваться чего хочу и прикладываю к этому массу усилий. В результате «Сатирикон» работает с лучшими режиссерами, на которых очередь на годы, за которых сражаются театры. И мы в «Сатириконе», как женихи, обхаживаем свою «невесту». И из множества предложений «невесты» выбирают нас. Потому что мы самые влюбленные, самые настойчивые, самые щедрые, самые восторженные. И, прошу заметить, самые убедительные.

Мирра: Еще одна подборка фотографий, РИА Новости

Мирра: Поздравления, оставленные зрителями в группе "Театр Сатирикон" в Контакте. Юрий Вальгман написал сегодня в 18:19 Константин Аркадьевич!Здоровья,спасибо огромное за ваш патрясающий театр! Ольга Школяренко написала сегодня в 0:14 Самого талантливого и потрясающего актера, режиссера и педагога поздравляю с Юбилеем!!! Творческих успехов, крепкого здоровья и терпения!!! Яков Шахов написал вчера в 23:47 С двойным Юбилеем!!! Сил, здоровья, творчества и пожелание трудиться до следующего двойного юбилея!!! Ева Анисина написала вчера в 19:51 С Юбилеем Вас Константин Аркадьевич!!! Спасибо за всё!!! Здоровья Вам и терпения,Творческих успехов!!! Наталья Гаврилова написала вчера в 17:33 Бесподобного Константина Аркадьевича, с Днем Рождения!! Вера (Регулус Блек-одиночка по жизни) Лукина написал вчера в 17:24 С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ МАЭСТРО!!!!!!!!!!! Кристина Ткаченко написала вчера в 15:00 С Днем Рождения, Константин Аркадьевич Райкин !!!

Administrator: От зрителя Юбилей Константина Райкина Удивительная судьба. Рыцарственная любовь к отцу, стоившая ему много. Я помню его молодым артистом в "Современнике", тогда на подмостках он жил какой-то фантастической жизнью, переливавшейся через край. Был со всеми вместе и при этом совершенно один. Широко открывались глаза - и красавец. Широко открывался рот - и паяц. На сцене всегда был умен, даже когда играл веселых идиотов. В трагических ролях, как в Достоевском, рядом с ним сидеть (а на Малой сцене тогда все рядом) было страшно, больно, мучительно. Мне тогда казалось, что на моих глазах рождается великий артист. Судьба сложилась иначе. Артист большой и прекрасный, но свой театр, отцовское наследие, и все сопутствующие тому заботы его актерское дарование чуть притушили. Уже теперь очевидно, что как и Ефремов, он обеднил свою актерскую судьбу. Мне жаль. Я люблю "Сатирикон". Но часто думаю, каким бы артистом стал Константин Аркадьевич, не порвавший с кинематографом и не решающий хозяйственно-организационные проблемы. Скорее всего, все правильно, все так и нужно. И все-таки не грех помечтать о несбывшемся. Я это люблю почему-то.

Lotta: Информация-напоминание! Сегодня, 11.07., в 17 30 по Первому каналу программа "Константин Райкин. Театр строгого режима".



полная версия страницы