Форум » О Сатириконе и его актерах » Аркадий Исаакович Райкин » Ответить

Аркадий Исаакович Райкин

Administrator: В преддверии 100-летия со дня рождения гениального артиста Аркадия Райкина решено открыть на форуме тему, посвященную его жизни и творчеству. Надеюсь, что форумчане помогут в ее наполнении интересными материалами. Для начала - ВИКИПЕДИЯ, страничка, посвященная А.И.Райкину.

Ответов - 162, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

evita: ЗДЕСЬ Мой Райкин Для великого юмориста 100 лет — не возраст С детства обожал Аркадия Исааковича Райкина. Собирал пластиночки с его миниатюрами. Ходил на все его новые программы. В двадцать лет мы с моим другом Володькой разучили его миниатюру «Телефонный разговор» и с успехом исполняли ее в компаниях. Миниатюра была жутко смешная, вся была основана на плохой телефонной слышимости. Кстати, совершенно спокойно можно ее исполнять и сегодня — и тоже будет смешно. В XIX веке Достоевский сказал: «Все мы вышли из гоголевской шинели». В ХХ веке все мы, юмористы, вышли из концертного костюма Райкина. Одевался он, кстати, безупречно. Всегда в специально для него пошитом костюме. С шикарным галстуком. Кто сегодня на эстраде так одевается, по классике? Только Кобзон. Обычно юмористы страшненькие. Райкин был идеально красив, женщины его обожали. Мне кажется, что и он их тоже. Но об этом я могу только догадываться. Первое мое приближение к Райкину случилось, когда я поступал в Литинститут. Я показал свои рассказики мастеру — Льву Кассилю. Он прочитал их и сказал: «Зачем вам учиться в Литературном институте? Тут юмору не учат. Хотите я покажу ваши рассказы Аркадию Исааковичу?» — а они с Кассилем дружили. — Нет, — сказал я. Поскольку знал точно, что мои несовершенные монологи Райкину не подойдут. Потом, в 1966 году, Райкин был председателем жюри на фестивале студенческих театров. Начальство категорически не хотело давать первое место самому острому спектаклю моего родного МАИ «Снежный ком, или Выеденное яйцо». Райкин грудью встал на защиту этого спектакля. Нашли компромиссное решение. Дали премии сразу пяти коллективам. Каждая премьера Райкина была событием. Причем с непредсказуемым исходом. После одного из спектаклей, в результате «партийного» разговора с завотделом ЦК, Райкин слег с инфарктом. Он все время экспериментировал. То у него в театре выступал бард Александр Дольский, то целый коллектив пантомимы под управлением Гри Гура. А однажды всю программу ему написал один-единственный автор (тогда это случилось впервые), Александр Хазин. Программа называлась «Волшебники живут рядом». «Партия учит нас, что газы при нагревании расширяются». Чем не сегодняшняя фраза? От Райкина много осталось слов и словечек. До сих пор все говорят слово «авоська». А ведь оно из райкинской миниатюры. Он был, конечно, гениальным актером. Иногда, когда в конце номера не было крепкой репризы, Райкин создавал ее актерскими средствами: начинал пыхтеть, издавать какие-то смешные звуки — в общем, накачивать смех. В семидесятые я уже писал для Хазанова и Петросяна, уже был «Кулинарный техникум», и меня иногда спрашивали: «Почему ты не пишешь Райкину?» А я его боялся. Он для меня был недосягаемой вершиной, какой-то Эверест эстрады. Екатерина II когда-то писала, что Петр Первый был гениальный правитель: «Я вот подумаю такой-то указ издать, посмотрю, а он у Петра уже был». Так же и у нас в юморе — какую тему ни тронь, а у Райкина она уже сыграна. А еще я его боялся, наслушавшись рассказов старших товарищей. Помню, в Ереване на гастролях Жванецкий рассказывал мне: — Ты не представляешь, что такое Аркадий. Его влияние на людей просто подавляющее. Вот если он мне скажет: «Видишь, директор, иди и ударь его по голове» — я пойду... фигурально, конечно. Розовский рассказывал: — Когда я пытался у Райкина режиссировать, он просто игрался со мной. Мы идем, он что-то рассказывает, я, счастливый, расплываюсь в улыбке, смеюсь. А он вдруг серьезно смотрит на меня, и я чувствую себя идиотом. — Ничего себе, — думал я. — Такие зубры, а он с ними как с детьми. Я-то тогда просто попаду под его влияние и потеряюсь. ...И вот однажды у меня дома раздался звонок. Звонил Аркадий Исаакович. Он сказал, что прочитал мой рассказ про флаг и хочет его исполнять. А рассказ этот был написан в 1972 году. Его много лет нигде не печатали. Он был совсем непроходной. Там обычный человек от хорошего настроения вывесил на балконе красный флаг. А оказывается, у нас не положено вот так вот просто вывешивать красный флаг. Я сказал Аркадию Исааковичу, что вряд ли ему позволят его исполнить. — Если очень верить в то, что делаешь, то обязательно пробьешь, — сказал он и пригласил меня в гости. А мы как раз поехали с гастролями в Ленинград. И я пришел к Райкину домой. Надо ли говорить, что перед его дверью сердце у меня колотилось так, будто я шел на первое свидание к любимой девушке. Однако он со мной очень мило беседовал, я ему что-то из своих монологов показывал. А когда показал какие-то пародии, он сказал: — Я пародий никогда не делал. — Делали, — возразил я и напомнил ему его номер еще из сороковых годов, где он пародировал Чаплина и ковбойские фильмы. — Ну, это так давно было, — сказал он, — но ему, видно, было приятно, что я так знаю его творчество, помню даже то, что он сам забыл. Он меня спрашивал, а я рассказывал ему о современных авторах. Сказал, что ему больше всего подошел бы Аркадий Хайт. Мы договорились встретиться в Москве и продолжить разговор. И вот я вхожу в московскую квартиру Райкиных на «Маяковской». Я вхожу, а из квартиры выбегают Костя Райкин и Марина Неелова. Они в этот день были на просмотре в театре «Современник». Мы с Аркадием Исааковичем опять разговариваем о наших эстрадных делах. Затем Райкин читает мне миниатюру авторов Настроевых про собрание зверей на поляне и предлагает ее переписать или дописать, поскольку в таком виде она его не устраивает. Я говорю, что мне неудобно чью-то миниатюру доделывать. — Там от Настроевых почти ничего не осталось. Ее уже переписывали, — говорит Райкин. Но я все равно отказываюсь и снова рекомендую ему Хайта. Сам-то я просто боюсь ему писать, а готового ничего нет, все уже отдал Хазанову... Аркадий Исаакович внял моим советам и позвонил Хайту. У Хайта были гости. Хайт снял трубку: — Это с вами Аркадий Исаакович Райкин говорит, — сказал он своим необыкновенным голосом. А у нас в компании Гена Хазанов часто разыгрывал нас голосом Райкина. Хайт сказал: — Ген, извини, у меня гости, я тебе перезвоню позже, — и положил трубку. Снова звонок. — Это действительно Райкин говорит. Хайт готов был провалиться сквозь землю, долго извинялся. Они встретились. И Хайт стал писать Райкину вступительный монолог, состоящий из трех частей. Хайт на тот момент был лучшим эстрадным автором и написал просто здорово. Как-то они разговаривали по телефону, и Аркадий Исаакович сказал: — Ладно, давайте вернемся к нашим баранам. Хайт сказал: — Вы имеете в виду будущих зрителей нашей программы? Аркадий Исаакович оценил шутку по достоинству. Райкин исполнил на премьере все три монолога Хайта. Хайт за три монолога получил сто рублей, обиделся и больше никогда Райкину не писал. Дело в том, что в то время каждый монолог стоил сто рублей. Через некоторое время мы с Аркадием Исааковичем встретились случайно в Министерстве культуры на каком-то совещании. Когда мы остались одни и стали спускаться по лестнице, Аркадий Исаакович сказал: — Куда же делся ваш Хайт? Пропал куда-то, не звонит. Я сказал: — У вас в театре ему заплатили сто рублей за три монолога. — Это все директор, мы его уже уволили... Но Хайт так ему и не позвонил. Конечно, лучшим автором для Аркадия Исааковича был Жванецкий. «Золотые» номера «Авас», «Дурочки», «Мост», «Федя-пропагандист», «Юзек», «В греческом зале» и еще множество — классика юмора. «Если меня в темном месте прислонить к теплой стенке, со мной о многом еще можно поговорить...» «В греческом зале, в греческом зале... Мышь белая... Бычки на мне...» Все это и многое другое пошло в народ и стало пословицами. Больше всего мне о Райкине рассказывал артист театра Райкина Владимир Ляховицкий. От него я узнал, что когда Райкин готовился ехать в Англию для записи на Би-би-си, он пригласил переводчика для работы над программой. Переводчик все перевел, помогал репетировать и так хорошо подыгрывал Райкину, что Аркадий Исаакович взял его с собой на гастроли и вместе с ним играл миниатюры на английском. Сегодня это трудно себе представить, но Райкин поехал в Западную Европу и там играл по отделению в одном концерте с Марселем Марсо. Можно ли себе представить, чтобы сегодня какой-нибудь из наших юмористов поехал играть с мистером Бином или с Эдди Мерфи? Вот такой был артист. Конечно, юмор стареет. Как сказал Горин, «юмор — это скоропортящийся продукт». Но вот игра артиста, по-моему, не стареет. Это мастерство, этот талант, он через десятилетия все равно виден и доходит до наших сердец. В восьмидесятые годы Райкин, у которого уже давно было плохо с сердцем, сильно сдал. Мне рассказывала одна артистка «Современника», как он на каком-то юбилее этого театра скромно сидел за кулисами совершенно расслабленный. Казалось, еле душа держится в теле. Такой бессильный пожилой человек. И вдруг — объявили его выход. Он собрался, энергично выбежал на сцену, очень хорошо выступил, вернулся, сел на стул и сидел снова без сил. Существует поверье, что душа человека живет до тех пор, пока его помнят на земле. Мое поколение Райкина помнит и любит. Но я знаю, что и молодые, кто видел его в детстве, тоже запомнили на всю жизнь. Например, Максим Галкин знает многие его миниатюры наизусть. И он не один такой. Значит, душа Аркадия Исааковича будет жить еще долго. Интересно, понравился бы ему, Аркадию Райкину, сегодняшний юмор? Думаю, «Прожекторперисхилтон» ему бы понравился, а ненормативная лексика «Comedy club» — вряд ли. Думаю, что от количества юмора на каналах он обалдел бы так же, как и мы все, но вряд ли так же, как и мы, ушел бы в мелкотемье. Вряд ли бы он стал выступать среди жующих поддатых людей на корпоративах. И наверняка по-прежнему говорил бы во всеуслышание то, от чего и сегодня можно получить инфаркт. Потому что он никогда не был рабом, он и в свое трудное время был свободным Человеком. Лион Измайлов

evita: ЗДЕСЬ День учителя Геннадий Хазанов: “Для меня Райкин был даже больше чем отец” Аркадию Райкину — 100 лет. Невообразимо! Потому что он всегда присутствовал в той нашей советской жизни, без него она была просто немыслима. А в сакраментальной фразе «За тебя что, Пушкин будет убираться?» спокойно можно было вместо фамилии поэта сказать «Райкин» — и никто бы не удивился. Потому что он, Аркадий Исаакович, вошел в нашу плоть и кровь, стал частью нас. Важнейшей частью. А теперь ему 100 лет, и он как бы уже памятник. Невозможно представить... Сегодня о своем учителе, о времени вспоминает Геннадий Хазанов. фото: ИТАР-ТАСС — Геннадий Викторович, как вы думаете, в чем секрет Райкина? — Феномен Райкина — соединение разных речушек, которые все влились в один огромный океан под названием Райкин. Если говорить о главной составляющей, то это, конечно, уникальное дарование. Но разве Райкин на эстраде в то время был единственным человеком с таким талантом? Если бы он был только театральным артистом, то сейчас мог бы быть занесен в число великих, но через запятую. Да и вообще, не знаю, как бы сложилась судьба Райкина, если бы он остался в театральной системе координат. Хотя он никогда себя не считал эстрадным актером. — До конца жизни? — Он себя считал театральным артистом малых форм, что, собственно говоря, правда. Для огромного количества людей, живущих в стране, он оказался кислородной подушкой. — Но сатириком-то он был, пусть и официально дозволенным. — Райкин был очень славным, обаятельным, милым актером, который затрагивал какие-то разрешенные коридоры, попадающие под критику. Я ведь не случайно сказал, что еще и время сделало Райкина. А потом был ХХ съезд, который сыграл в его судьбе очень серьезную роль. Он сразу поднялся наверх. Ему 45 лет, он был в самом расцвете сил, и уже стало можно. Но в 64-м году Хрущева сменяет Брежнев. В тот самый день, когда Хрущева снимали, Райкин был вызван в Министерство культуры, для того чтобы получить, может быть, удар сокрушающей силы. Театр миниатюр играл спектакль «Волшебники живут рядом». И последней его сценой был разговор директора колхоза с коровой, которую звали Джульетта. В этой беседе директор добивался от коровы, что она должна ответить на решения последнего пленума. То есть там усматривался явный намек на Хрущева. Скандал был очень большой. Аркадия Исааковича вызвали в Министерство культуры, он просидел в приемной до вечера. — А Хрущева в этот день и сняли? — Да, именно, Райкину просто повезло. Ему сказали, что он свободен и может идти... Пришел Брежнев, который очень любил Райкина. Они познакомились еще во время Великой Отечественной войны, когда молодой Райкин приезжал выступать в расположение 18-й армии на Малую землю, где Брежнев был начальником политотдела. Так что тень их взаимоотношений в чем-то помогала Аркадию Исааковичу. Хотя спасала не всегда. Иначе не было бы у Райкина постоянных сердечных страданий, переживаний и всяких запретов, которые происходили еще при действующем Брежневе. Хотя он был награжден высшими государственными регалиями, включая звание Героя Социалистического Труда, народного артиста Советского Союза, лауреата Ленинской премии. То есть был обласкан властями по полной программе. Ну а покинул эту землю Райкин тогда, когда практически была уже поставлена точка в жизни той страны, в которой он вырос и сформировался. — Выходит, Райкин мог состояться только в советском контексте? — Убежден в этом. Довольно часто я задаю себе вопрос: что бы он делал сегодня? Сейчас отношение к подобной критике гораздо более спокойное, и это хорошо и правильно. Ведь не может быть фраза, сказанная Райкиным или Жванецким, вынесена на знамя жизни. — Вы говорите, что Райкина любил народ. Но он-то под народ не подстраивался. А сегодня юмористы сознательно опускают себя до зрителя, чтобы его собрать на свои концерты. Иначе не придут. — 24 года назад, за полгода до смерти Аркадия Исааковича, на генеральной репетиции в Театре эстрады я показывал «Масенькие трагедии», поставленные Виктюком. После спектакля ко мне зашел Райкин и сказал: «Ты осмелился сказать то, на что я не решался всю жизнь». Потом он ушел и вдруг минут через 15 еще раз вернулся. Райкин, исполняя свои монологи, не мог не ставить перед собой вопрос: будет это понятно народу или не будет? Раньше всех объединяло отсутствие колбасы в магазине, то есть были вещи, которые касались проблем каждого человека. А о чем сегодня можно говорить, если в зале сидит пенсионер, который не знает, как дожить до следующей пенсии (допустим, его бесплатно посадили в зал), и человек, имеющий парк уникальных автомобилей? — Райкин умер в 87-м году. Но я помню, что он начал на глазах терять аудиторию с самого начала объявленной гласности. Ведь тогда все то, о чем он говорил, уже стало печататься, показываться по телевизору. — Конечно, потому что этот его жанр в советское время был как гнойный аппендицит. Это ненормально, когда эстрадная сатира выполняет функции прокуратуры, совести, морали, закона... Кстати, как и сегодня, между прочим. — Вы впервые встретились с Райкиным еще мальчишкой? — Это было 1 декабря 1960 года. Мне только исполнилось 15 лет. Я пошел на Большую Бронную в Дом художественной самодеятельности и там впервые встретился с Райкиным. Подошел к его машине, дождался, когда он выйдет, и сказал, что хочу попасть на его спектакль. Так началось наше знакомство. И оно продолжалось до момента, когда его тело опустили в землю. Я был последний, кто произносил слова на кладбище. Говорил, говорю и буду говорить всегда, что это была для меня исходная точка системы координат. Даже когда я видел его наступающую немощь, когда начал замечать какие-то вещи по профессии, когда мне многое становилось технологически понятно, все равно это не отменяло моего абсолютно сыновнего отношения к Аркадию Исааковичу. Я считаю в этом смысле Райкина, может быть, даже больше, чем биологическим своим отцом. Я же вырос вообще без отца, и эту нишу, конечно, занял он. — У Жванецкого свои воспоминания о Райкине, и они непростые. Там есть все — от благодарности до обиды. В отличие от него вы всегда держались с Райкиным на дистанции. Может, это и огородило вас от сложностей во взаимоотношениях с ним? Или они все-таки были? — На равных я с ним не был никогда. Всегда это был пиетет с моей стороны, безграничное уважение и любовь к нему. Даже тогда, когда мне казалось, что Аркадий Исаакович расстроен тем, что возраст его вносит коррективы в направление восторженных масс. Помню, в 80-е годы меня попросили приехать в Винницу на фестиваль только лишь для того, чтобы при участвующем там Райкине подтянуть продажу билетов. Для меня тогда это был шок. — И все-таки у вас были хотя бы редко сложности во взаимоотношениях с Райкиным? — Никогда. Единственный раз в 1982 году на концерте в Юрмале, посвященном Дню города, меня спросили: когда я хочу выступать — до Райкина или после? Я ответил, что мне все равно. И когда Аркадию Исааковичу об этом сказали, я видел, что его это резануло. Помню, как я пришел к нему с цветами после выступления, а он: «Мне чужих цветов не надо». Это было один раз в жизни. Я понял, что, сколько бы ему ни было лет, он все равно оставался человеком с актерской психологией. Не знаю, что бы было, если бы мы с ним были связаны более тесно. Да, я слышал о всякого рода странностях великого артиста, но меня все это не интересует. Мне кажется, что, когда ты говоришь о такой личности, все остальное уходит, отваливается. Просто Райкин — это крупнейшее явление в советской жизни. Я думаю, что равным по значимости ему был только Высоцкий. — Вы замечательно пародировали Райкина. Вам легко это давалось? — Очень. Потому что я с этим жил с самой своей юности. Помню, как мы с женой поехали в 73-м году на семинар эстрадных драматургов в Рузу, я там выступил один раз, показывал Райкина. И вот после этой пародии мы шли по дорожке со знаменитым писателем-сатириком Александром Хазиным, он произнес какие-то загадочные для меня слова. Он сказал, что сегодня я на его глазах разгерметизировал Райкина. Я понял, что это была большая похвала. — Хочу задать очень болезненный вопрос. Райкин всегда хотел поехать в Америку, и вот уже при Горбачеве он действительно улетел за океан в этот долгий гастрольный тур. А после совсем скоро ушел из жизни. Есть такая версия, что эта тяжелая поездка все-таки подорвала его здоровье. Тогда в чем-то это символ: может, свобода была противопоказана его творчеству? — Я слышал, что Константин Райкин где-то высказал мнение, что эта поездка ускорила финал. Но все мы ходим под Богом, и, как бы продлилась жизнь, если бы он не поехал в Соединенные Штаты, неизвестно. Знаю, что Райкин начиная где-то с середины 80-х годов понимал, что каждый спектакль для него может оказаться последним. Сердце у него с малых лет было слабенькое, нагрузки он переносил огромные, работал всегда исключительно честно, он вообще не понимал, что значит «в полноги». Я думаю, что от этой поездки в США он получил столько же плюсов, сколько и минусов. Тот прием, который ему там устроили, словами не передать. Ведь туда приехал человек, с которым все пришедшие на концерт провели свою жизнь... Вы знаете, я поехал в Америку сразу за ним. Помню, как я вернулся 15 декабря и привез какое-то лекарство для него. Позвонил Кате, а она сказала, что папа в реанимации и что, может быть, лекарство это уже не понадобится. А 17 декабря вечером Аркадий Исаакович сказал всем: «Желаю оставаться». — Геннадий Викторович, вы видели Райкина разного. Вспомните, пожалуйста, какой-то момент в его жизни, где он, смешно или трагически, проявился как-то по-особенному. — Было такое. Как-то я оказался у него в квартире. Домработница накрыла нам стол на двух человек. Я увидел, какую жуткую диету предлагают Райкину. Ну а он спросил у меня о моих грустных делах, о том, что у меня случилось на телевидении, как я оказался безработным... Я подробно ему рассказал. Он очень внимательно слушал. После этого вдруг сам захотел что-то рассказать из своей жизни. «А знаешь, — говорит, — была со мной такая история...» После этих слов домработница, которая нас слушала, посмотрела на него и сказала: «Помолчите, дайте артиста послушать». — То есть для нее Райкин был только хозяин и все? — Да, ну и еще старый больной человек. Я посмотрел на Райкина, а он улыбнулся так очень миролюбиво, и в его глазах я прочитал примерно то, что вы сейчас сказали. Вот так.

evita: ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ 15 фотографий А.И.Райкина.


evita: ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ Аркадий Райкин. Биография и много замечательных фотографий.

Casi: click here Страна Аркадия Со дня рождения Аркадия Райкина исполняется 100-лет Столетие артиста, сатирика, руководителя Ленинградского театра Миниатюр отмечается как век хорошего юмора, сатиры, которая была влиятельной, острого слова, что значило невероятно много для каждого в стране - от вождя до простолюдина. Райкин был талантлив во всем - даже в своих учениках. И сегодня, когда Аркадия Исааковича почти не показывают по ТВ, да и в Интернете он - не самый популярный персонаж - им слово. Михаил Жванецкий, писатель-сатирик: - Как не было у нас такого актера, так и нет. Были единицы, которые так же виртуозно могли перевоплощаться, но они все-таки это делали по-другому. Как великие Евстигнеев или Смоктуновский - разные образы в разных спектаклях. Но 10-20 образов в одном спектакле - причем, абсолютно достоверных... Ведь главное, что отличало Аркадия Райкина - это ПРАВДА. То, что это все было в жизни. В отличие от того, что происходит с юмором сейчас - все выдумано. Какие-то галлюцинации. Все - неправда. Все взято не из жизни. Когда садится шутить группа авторов, то мне уже одно это начинает казаться подозрительным. Причем юмористы - это те, кто на экране. А за экраном - не знаю кто они. Группа авторов, видимо, не юмористы. И когда возникает эта группа - правда исчезает. Появляется КВН. РГ: Все сравнивают Райкина с Чаплиным... Жванецкий: Правильно сравнивают. Потому что он был тоже очень смешным. Помимо этого, в нем еще было наше советское сатирическое начало. Чаплин был глубок в человеческих чувствах - общепонятных в любой стране. Чаплин был очень красивым в жизни и очень смешным на сцене. То же самое и Райкин. Красив в жизни, на улице, дома и смешон на сцене. Удивительно, как такое может быть? Мы все считали, мол, юмор - должно быть что-то кривое, косое... Чтобы смешить следует хромать, прикидываться горбатым… кем угодно. Красивую женщину всегда трудно рассмешить - она отвлекает своей внешностью. А вот Аркадий Исаакович был очень красив, высок, строен. Никогда не видел его в домашней одежде! Он мог быть в артистической в халате. А дома всегда в костюме, при галстуке, с платочком. Портной Райкина жил в Риге. У Аркадия Исааковича вес и размеры никогда не менялись. Он просто посылал своему портному отрез ткани - то, что ему нравилось где-то в магазине. Не было тогда этого института, что кто-то побежал, купил, принес, показал… Как сейчас у олигархов. И поэтому в загранпоездках ( а заграница тогда - это были Болгария, Венгрия, Чехословакия…), когда Райкин видел новую ткань, покупал отрез, посылал в Ригу. Оттуда прибывал готовый костюм. РГ: А что же он ел, что размеры не менялись? Жванецкий: Гадость всякую. Что-то протертое. капустное… Помню нечто жаренное на сковороде, очень тоскливое типа свеклы. Я никогда не видел, чтобы он ел бифштексы, мясо, рыбу, шашлыки. Ни разу я не видел его выпимши. Может, кто-то и видел, я - нет. Он мог выпить немного вина, может быть где-то рюмку коньяка. И последний случай - как он мне рассказывал - когда он был пьян, это было у Сталина, когда тот ему налил фужер коньяку. Случилось это после выступления в Кремле. Тогда Сталин и Ворошилов первые пару минут выступления Райкина спиной сидели к артисту. Видимо за столом. Потом - повернулись. А потом уже не отрывались. А потом пригласили сесть за стол. Ворошилов спросил у него: "Ну, как дела?" А Сталин налил ему полный - любил, видимо, наливать полный - фужер коньяку и сказал: "Выпьем за талантливых артистов города Ленинграда". Потом - за город Ленинград. Или наоборот. Хорошо, что Райкин уже отыграл программу, потому что он бы не смог после этого выступать. Ни о каком другом номере речи быть не могло. И когда на следующее утро он проснулся в гостинице, первый звонок был от Сергея Михалкова, который его поздравил… Райкин тогда уже был лауреатом Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады, и по-моему, вот тогда же пришло постановление об организации Ленинградского театра миниатюр под его руководством. РГ: А что Райкин читал Сталину? Жванецкий: Маски. Из чемоданчика их вынимал. Перевоплощение - то самое. Он надевал маску и говорил от лица поэта, алкоголика, женщины и других... РГ: Когда говорят Жванецкий и Райкин... На самом деле мало кто из авторов вышел из тени человека, для которого он писал. Не мне одной казалось, что у вас была обида на Аркадия Райкина. Вам удалось от нее избавиться? Жванецкий: Да (тянет). Помог мне Юра Стоянов, которого я безмерно ценю и уважаю за огромный талант и за прекрасный ум. Он где-то, в каком-то интервью, говоря о Райкине, сказал важную вещь. Уже тогда, когда мы расстались с Райкиным, особенно, когда я вышел на "свободную дорогу", то понимал, что Райкин имеет право и на то, чтобы иметь своего автора. Но Стоянов еще сказал примерно так: "А как вы хотите, чтобы были тексты Жванецкого в исполнении Райкина? Или все-таки это - выступление Райкина, где используются тексты Жванецкого? Конечно, это - выступление Райкина!" Чей концерт? Того, кто собирает публику! Сейчас говорят бренд. Ну конечно! Тогда величины несоизмеримые. Мне, конечно, хотелось, чтобы он как-нибудь обо мне сказал. Но он по-своему делал для меня какие-то хорошие вещи. Например, был юбилей Леонида Утесова. Я ему написал монолог. Он немного прочел сам. А потом предложил мне выйти на сцену, и вот тогда я тоже читал поздравление Утесову. Я уже теперь понимаю - какая может быть обида? Ее нет. Да и тогда, когда я писал ему вот эти поздравления, уже ее не было. Я немного подтрунивал над собой. Это все равно, что лягушка-путешественница. Конечно, очень хочется, летя, когда тебя гуси тащат на палочке, раскрыть пасть и сказать: "Это же я все придумала!" Но кому ты все это будешь рассказывать! Представьте, что кто-то из тех, кто не в кадре "Прожекторапэрисхилтон" закричит: "Это все я придумал!" Или где-нибудь в КВНе! Ну кто на это обратит внимание? Но мне-то хотелось! Потому что столько было крылатых фраз... Меня распирало. Но все это провинциальное такое тщеславие. Хотя я себя понимаю! И его понимаю, и - себя! Роман Карцев, народный артист России: - Чаще всего я вспоминаю, как приехал в Питер. Самое начало. Потому что это был главный момент. 1962 год. Я с чемоданчиком, в костюме, в 20 градусов мороза шагал по Невскому до Желябова. В театр, на служебный вход. Все помню, как сейчас. Прошло 50 лет... А первая наша встреча была в Одессе. Райкин жил в санатории Чкалова. Он пригласил меня на разговор, где предложил поступить в театр. И вот потом я приехал, а его не было - он был в Западном Берлине на гастролях. Но поручил, чтобы со мной репетировали. И я начал работать. Он взял пацана, в 22 года, из самодеятельности в королевский театр. Заграница, репетиции, спектакли... В театре - высокая культура. И Питер! Райкин дал мне жизнь! Как Крестный отец. Он никого ничему не учил - это был профессиональный театр, надо было работать и играть на уровне всех артистов. Этому научить нельзя. Можно было учиться у Райкина, только стоя за кулисами и глядя на то, как он играет. Каждый день! Наблюдая при этом, как меняется та или иная вещь, а то и весь спектакль. Он играл один из спектаклей года два, а я стоял за кулисами и смотрел - вот это была учеба! А дальше уже ты сам должен был сделать все то, что он требовал. Он был нормальным руководителем театра - мог уволить, дать квартиру, роль.... Вообще это был частный театр Райкина, хотя и назывался государственным. Райкин решал все вопросы сам. Если от тебя пахло спиртным, он тут же выгонял. Назвать это жестокостью я не могу - нормальные профессиональные отношения. Как узнать творчество Райкина сегодня? Огромное количество сыгранных им вещей по телевизору не показывали - ни тогда, ни, тем более, сейчас. Ведь тогда еще почти не было камер. Почти все его миниатюры - мои самые любимые. Каждая - по-своему. Были среди них такие, когда публика плакала в зале, а на других все за животы хватались. Вот это я называю учеба, когда ты смотришь и впитываешь. И на самом деле я, по-моему, был единственный кому Райкин разрешал смотреть, как он репетирует монологи. Это очень интимная вещь, когда артист остается наедине с режиссером. И я смотрел. Почему он разрешал именно мне - не знаю, до сих пор не могу понять. Я также любил монологи - у меня их тоже было много. А как он репетировал... Это как в постели с женщиной - что я могу вам рассказать (смеется). Это когда артист ищет ход, образ, характер, ритм, темп. 24-го октября в театре "Сатирикон", где будет отмечаться 100-летие со дня рождения Райкина, я прочту рассказ, который сам написал "Приснился мне Чаплин". Он о Чаплине, но посвящен Райкину. Это - два великих человека. Каждый по своему: один - в кино, а другой - на сцене. Семен Альтов, писатель-сатирик: Мы вместе работали в последние годы жизни Аркадия Исааковича - к сожалению, поздно встретились. Это уже был не совсем тот Райкин, который остался у нас в памяти, но все равно я благодарен судьбе за возможность увидеть вблизи великого актера и человека. Я помню, как был у него в Москве на Тверской улице, он сидел в кресле, приняв его форму - его позвоночник был уже слаб. Правой рукой придерживал левую - был тремор - и рассказывал мне какой-то анекдот. Уже даже не помню какой. Речь шла о том, как человек заходит в помещение, потом - выходит. Я видел только два огромных глаза, и вдруг поймал себя на том, что отчетливо представляю, как какой-то человек снимает шляпу, а она полетела и повисла на крючке, как он снял туфли, а потом пошевелил пальцами ног ... При этом передо мной сидел немолодой артист, и что-то тихо говорил... И, как в сказке про Кота в сапогах, который мог превратиться во Льва или Мышку, Аркадий Исаакович мог перевоплотиться в кого угодно. Это была магия. Текст в работе Райкина тоже был важен, но вторично. А мастерство, которое ему дал Бог, позволяло "лепить" очень узнаваемые точные типажи и характеры. И это - то, что резко отличало Аркадия Исааковича от многих. Я не говорю про сегодняшних артистов, которые, в основном, "работают" на тексте, на смешных репризах. А у Райкина была магия актерского мастерства, что и сделало его великим артистом. И таким он остался в памяти тех, кто его видел. Я не знаю, как сегодня судит по каким-то отрывочкам молодежь. Но те, кто видел на сцене Райкина - не забудут никогда. Помню Театр Эстрады - меня маленького родители повели, и в зале стоял такой хохот, буквально до слез, что люди все время толкали друг друга и спрашивали: "Что он сказал?" Они даже не слышали что именно, но публика была погружена в атмосферу смеха - такое волшебство творилось на сцене. Я флегматичный - как живу, так и пишу, так и читаю. И в этом есть какая-то краска. Но она - одна, а у Райкина была целая палитра. Авторское монотонное чтение с его исполнением даже нельзя сравнивать. Аркадий Исаакович был в своем жанре единственным, кому удавался пафос. Он же обличал недостатки. Острыми были фразы, что у нас есть взяточники и халтурщики - сатира была на уровне перечислений, иногда слов. Но Райкин искренне верил, что он скажет, укажет, где что не так - и все будет иначе. Это была его гражданская позиция. Он был гражданином! У него звенел голос, он вытягивался как тенор! И в зале было ощущение: теперь мы знаем все, что у нас не так, и завтра будет иначе. После Райкина я вообще больше ни для кого не писал. Он был единственным, для кого я что-то делал специально, и реагировал на просьбы и замечания. Все остальное, что исполнялось звездами того времени, они брали у меня из уже написанного. 3 ноября в зале "Октябрьский", в Санкт-Петербурге, Константин Райкин устраивает юбилейный вечер. Я еще не знаю точно все, что буду читать. Наверное, смогу произнести пару слов связанных с Аркадием Исааковичем. И до сих пор у меня в репертуаре есть одна коротенькая всем известная басня-притча про коров, которые шли клином - она была во вступительном монологе спектакля "Мир дому твоему", когда звучала из уст этого великого артиста. Возможно, я ее прочту, как напоминание о нем. Король и Шут Помимо театральной сцены, юбилей Аркадия Райкина отмечают и на телевидении. 23 октября в 12.20 - на Первом канале - премьера документального фильма. "Аркадий Райкин. Король и шут страны Советов". Автор Кирилл Набутов, которому обозреватель "РГ" задала несколько вопросов об его работе. РГ: Вы - человек, имя которого ассоциируется со спортом и шоу типа "Жестокие игры", вдруг сняли фильм о Райкине. Набутов: Наша телекомпания "Адамово яблоко", где я работаю вот уже 20 лет, снимает много всего, в том числе и документальные фильмы. Почему Райкин? Он - фигура знаковая. Сто лет - особая дата. Аркадий Исаакович - человек, который всю жизнь находился между Ленинградом и Москвой (что сегодня актуально). А наша компания, кстати, базируется в Питере. Мы знакомы со многими людьми, кто работал вместе с Райкиным, давно знаем и Константина Аркадьевича. РГ: Сложно было сегодня снимать фильм о Райкине, когда молодые люди уже не знают кто это такой - ни по ТВ часто не показывают - ни в Интернете не смотрят? Набутов: Сложнее было найти какой-то ход, решение. С учетом того, что уже четверть века как человек от нас ушел, и даже поколение сегодняшних 35-40 летних не очень хорошо его помнит. Когда он умер, в 1987 году, этим людям было 12-17 лет. Они не составляли райкинскую аудиторию. И уж тем более - аудиторию позднего Райкина. А он тогда был другой, чем Райкин 60-х годов. Это уже был человек, который подводил итоги своей жизни, он много болел - и об этом в фильме будет рассказано. Шла перестройка, менялась тональность всей жизни в стране - ему приходилось искать какие-то новые темы и подходы. Все это зачастую было мучительно и сложно. Тяжело было и для нас, поскольку нужно было найти какие-то человеческие истории, которые были бы понятны сегодняшним зрителям. С учетом того, что пафос многих райкинских текстов от них сегодня уже может быть довольно далек. Сегодня - другой юмор, в ходу другие темы - все иное. Так что нам было непросто, вплоть до того, что нелегко было отобрать отрывки тех номеров, юмор которых был бы хоть как-то актуален сегодня. РГ: При этом фильм будет не желтый? Сейчас любят делать такое документальное кино. Набутов: Учитывая то, что это юбилей, и испытывая глубочайшее почтение к памяти этого человека, мы старались всячески избежать того, что вы называете желтизной, и того, что сегодня в изрядном ходу. Мы старались рассказать историю о человеке, которому судьба выдала шанс быть главным народным артистом советской империи. Будет ли рассказано про его романы, которые имели место быть в жизни любого человека? Будет, но совсем немного. Мне кажется, тема увлечений в фильме подана так, что никого не оскорбляет, и при этом - с мягким юмором и не пошло. Вся история у нас все равно строится через сына - начинается Константином Аркадьевичем и заканчивается им же. Все привыкли, что в рассказах о Райкине присутствует стандартный набор фамилий - Михаил Жванецкий, Александр Калягин, Роман Карцев, Геннадий Хазанов... Некоторые из этих людей есть и в нашем фильме, но мы расширили привычный ряд. У нас в разговоре об Аркадии Исааковиче участвуют Марина Голуб, Сергей Урсуляк, Михаил Ширвиндт, впервые - внук Райкина Алексей Яковлев. И у нас есть истории, которые прежде не рассказывались. И то, что моим коллегам удалось их найти, большая удача. Мы просто "вслепую" разыскали человека, которого Райкин в буквальном смысле слова спас от смерти. А с Сергеем Урсуляком произошел анекдотичный случай. В поддержку темы, что значила райкинская слава, приводится история, когда Урсуляка призвали в армию. Сергею невозможно было никак от этого устраниться, поскольку пришла повестка. И он сказал Райкину, что его забирают. Райкин сел в свою "Волгу" и поехал в военкомат на окраине Москвы. И дальше Сергей, будучи хорошим артистом, показывает в лицах, что случилось с военкомом, когда к нему неожиданно вошел Райкин... Сын - за отца "В связи с предстоящим юбилеем я пересмотрел практически все материалы, которые остались от отца - множество записей, папиных миниатюр, монологов, каких-то сценок - ранних, и тех, которые он снял, уже будучи величайшим мастером, - рассказывает Константин Райкин. - Но поскольку он был артистом театральным, все равно эти записи дают очень условное представление о размерах его дарования. Только побывав на его спектаклях, можно было составить истинное представление об этом урагане темперамента, мастерства, легкости и вместе с тем элегантности. И при этом он был очень мягкий, органичный артист. К своей славе, а это была именно слава, любовь народа в самом буквальном смысле слова, он относился очень застенчиво и как бы ее не замечал. Он вообще был человеком тихим, скромным и часто разочаровывал многих наблюдателей, которые от него в жизни ожидали некоего продолжения того, что они видели на сцене". (Константин Райкин - в программе "Таланты и поклонники", которую покажут в субботу, 22 октября в 12:35 на канале "ТВ Центр". Ведущий - Вениамин Смехов. Принимают участие: Аркадий Инин, Лион Измайлов, Аркадий Арканов и другие).

Александра: РИА-Новости "Сатирикон" посвятит вечер столетию со дня рождения Аркадия Райкина МОСКВА, 24 окт - РИА Новости, Наталия Курова. Концерт в честь столетия со дня рождения артиста Аркадия Райкина пройдет в понедельник в театре "Сатирикон", носящем имя знаменитого актера и который возглавляет его сын, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра. На сцене представят широкую панораму фотографий выдающегося мастера. Художественный руководитель театра Константин Райкин лично отобрал наиболее интересные и яркие фрагменты из кинофильмов, спектаклей, телевизионных передач с участием Аркадия Исааковича, которые будут показаны в этот вечер. Ожившие с помощью высоких технологий кадры напомнят целую эпоху сценического искусства поистине народного артиста. В юбилейном вечере примут участие те, кто работал с Аркадием Райкиным и те, кого бы ему было приятно услышать. Среди гостей: Роман Карцев и Михаил Жванецкий, Геннадий Хазанов и Сергей Юрский, которые поделятся своими воспоминаниями. В концерте также примут участие Алла Пугачева, Тамара Гвердцители, Дмитрий Бертман. В финале на сцену "Сатирикона" выйдет вся труппа театра. В самом начале ноября со 2 по 10 - театр "Сатирикон" отправится с Санкт-Петербург, город родной для Аркадия Райкина, с гастролями, которые также посвятят столетию артиста. Петербуржцам театр покажет три своих спектакля: "Король Лир" и "Ричард III" Шекспира и "Тополя и ветер" Жеральда Сиблейраса.

Катюша: ТВЦ ВИДЕО Со дня рождения Аркадия Райкина исполняется 100 лет Первая премьера нового сезона в "Сатириконе" - "Маленькие трагедии Пушкина", в ролях - Полина Райкина, Константин Райкин, спектакль посвящается Аркадию Райкину. Главный сатирик огромной страны, непревзойденный импровизатор, всенародный любимец. Его цитировали на улицах и в чиновничьих кабинетах, на его концерты невозможно было попасть. Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Аркадия Райкина. О нем и сейчас - в день векового юбилея - вспоминают исключительно с нежностью. С подробностями - Ольга Стрельцова. Москва. Октябрь. Утро. Люди уже спешат к любимому театру, созданному Райкиным. На афишах - самые популярные в столице постановки. Но сегодня в «Сатириконе» будут вспоминать одного человека - создателя Аркадия Райкина. Молодая, как никогда сильная, труппа в полном составе. Худрук признается: да, зрители вечером будут смотреть видеозаписи выступлений его отца. Старые. Но не устаревшие. Константин Райкин, народный артист России, художественный руководитель театра "Сатирикон" имени Аркадия Райкина: - Я смотрел это все, когда мы отбирали. Все осталось на своих местах. Все современно, о чем он говорил. Ничего не устарело! - Над чем работает руководимая вами лаборатория. - Руководимая мною лаборатория последние 5 лет занимается проблемой полупроводников. - 5 лет! А ведь за такой срок можно было бы заняться и проводниками в целом. Полвека на эстраде. И несколько поколений людей, чья жизнь, благодаря Аркадию Райкину, стала ярче и свободнее. То, что он делал смешным, переставало быть опасным. Люди были ему благодарны - любовь к Райкину не знала границ - ни языковых, ни государственных. Лидия Каретникова, художник-гример театра "Сатирикон": - Мы были на гастролях в Одессе. И оттуда мы плыли в Варну. И когда мы приплыли, там оркестр встречал. Вообще, с транспарантами, с цветами. Какой-то праздник был - нас на трибуну. В Польше как-то у него был день рождения. Я помню, весь зал встал и пел "Многие лета". Все рыдали. У Райкина никогда не было охраны. Он удостоился огромного числа наград. Но лишь близкие знали, чего ему стоила постоянная борьба с цензурой. Он до самых последних дней давал по 20 концертов в месяц. Несмотря на возраст, на болезнь. Он не мог жить без сцены. И так и остался в душе - искренним, как ребенок. Леонид Тимцуник, заслуженный артист РФ: - Ему удавалось в возрасте 70-ти с лишним лет быть мальчишкой. Это абсолютно точно! Когда он выбегал, подпрыгивая на одной ноге на сцену. А перед этим стоял в кулисе человек, которому, мы видели, - тяжело уже. Навалившиеся годы. Лика Нифонтова, народная артистка РФ: - Что-то тихо скажет, тут нужно слушать, прислушиваться, чтобы не пропустить, что сказал. И - мгновение, третий звонок. Открывается занавес. И появляется абсолютно другой человек, который заполняет собой всю сцену. - Кран не с той стороны текет. А при таком кране ты уже не жилец. Потому что какой же ты жилец, если у тебя кран не с той стороны текет? Столетие со дня рождения Аркадия Райкина отмечают широко и масштабно - и в России, и за рубежом. Спектакли, концерты, монографии, даже научные конференции. Все стараются понять: что за явление был этот удивительный человек? По признанию Константина Райкина, сделать это уже невозможно: легенда угасает. На спектакль великого и непревзойденного Аркадия Исааковича уже никто и никогда не попадет. Константин Райкин, народный артист России, художественный руководитель театра "Сатирикон" имени Аркадия Райкина: - Для меня в этом есть очень большой привкус печали. Что его нет. И что делать? А искусство актерское, оно такое... Оно сиюминутное. Москва. Октябрь. Вечер. Первая премьера нового сезона в «Сатириконе» - "Маленькие трагедии Пушкина". В ролях - Полина Райкина, Константин Райкин. Спектакль посвящается Аркадию Райкину. Он наверняка сейчас незримо где-то рядом. И уж точно все, что здесь происходит, ему нравится. Это - его детище. Его сцена. Вести ВИДЕО В "Сатириконе" состоится вечер памяти Аркадия Райкина Вечер памяти Аркадия Райкина состоится в Московском театре "Сатирикон". Сегодня - 100 лет со дня рождения актера, сатирика и режиссера, который олицетворял целую эпоху в истории советской эстрады, передает радио "Вести ФМ". Райкин был основателем театра, который теперь носит его имя. А руководит труппой сын актера - народный артист России Константин Райкин. Он и выступит ведущим юбилейного концерта.

evita: ЗДЕСЬ ВИДЕО. 1 канал 100 лет исполняется со Дня Рождения Аркадия Райкина

Casi:

Administrator: из ЖЖ 100-летие Райкина Зима 1956-57 г.г. Мне вот-вот будет 5 лет. Закрытый гарнизонный Полярный на берегу Кольского залива. Баракообразный КЭЧевский дом. Трехкомнатная коммуналка с керосинками на кухне. Мой отец, капитан-лейтенант, старший по званию среди соседей-сундуков (мичманы-сверхсрочники). Мы Ленинградцы. И у нас единственных настоящая, привезенная из Ленинграде радиола "Даугава", рассчитанная на новые еще в обороте долгоиграющие пластинки на 33 оборота в минуту. Стандартных "гигантов" еще не выпускают. Пластинки по диаметру равны патефонным. Одна из них - запись выступлений Райкина с его миниатюрами. Как сейчас понимаю, саундтрек его фильма. Телевидение в Мурманске появится только через год. Делать нечего. Часами кручу радиолу. Эфир и пластинки. Райкинские миниатюры заучиваю наизусть вплоть до интонаций. Когда в доме собираются гости, отцовы друзья, меня используют в качестве культурной программы. И я выдаю им, почти в натуральном виде, всего Райкина с этой пластинки..... А вообще - множество блогеров и множество групп vkontakte ПРОСТО отметили у себя: Райкину - 100 лет! Это для всех - событие!

lenа: Как много, оказывается, Аркадий Исаакович значил и значит для людей! Как много ЕГО осталось в поговорках (мой папа всегда говорил мне, когда я была маленькая - садись на свой лисапед, будем учиться кататься, а вчера услышала это в одном из монологов А.И.), как было приятно смотреть, что зал, на 50% состьящий из молодежи, так искренне смеялся. С одной стороны - хорошо, что мозг не совсем отрофирован у людей, а с другой - обидно, те проблемы, которые высмеивались в монологах великого Райкина, так и остались.. А вообще - хорошо было вчера, душевно очень, радостно за такой прекрасный театр!

evita:

Александра: Аргументы и факты «Вас много, а Райкин - один!» За блестящим фасадом его славы текла жизнь обычного человека Марина Мурзина об Аркадии Райкине. Есть подборка фотографий, ссылка на видео с избранными миниатюрами. Крылытые фразы: «В Греческом зале, в Греческом зале! Мышь белая!» «Пить, курить, говорить я начал одновременно» «Нормально, Григорий!» - «Отлично, Константин!» «У нас с собой было» «Это ж не музей - хуже забегаловки!» «Если меня в тихом месте прислонить к тёплой стенке...» «Меня, Сидорова сына, Сидоров-отец порол как сидорову козу!» «Удача, как богатое наследство, всегда у кого-то другого!» «Я тебя уважаю, ты - меня, мы с тобой - уважаемые люди!» «Не выдержу! После первого акта уйду!» - «Неудобно, после первого акта в гардеробе народу много одевается!»

Administrator: ЗДЕСЬ Василий Кичеджи: 100-летие Аркадия Райкина Петербург отметит достойно 26 октября 2011 года. Сегодня в Сольном вице-губернатор Василий Кичеджи рассказал о праздновании юбилея Аркадия Райкина в Санкт-Петербурге, сообщает пресс-служба аппарата вице-губернатора. - 100-летие Аркадия Райкина Петербург отметит достойно – открытием после реставрации Театра Эстрады имени Аркадия Райкина на Большой Конюшенной улице, - отметил вице-губернатор Василий Кичеджи. Торжественное открытие театра запланировано на 1 ноября. Театр Эстрады основан в 1939 году; на открытии театра на сцену впервые вышел молодой Аркадий Райкин. Более 40 лет вплоть до своего переезда в Москву великий артист работал на этой сцене, здесь основал свой легендарный Театр миниатюр. В процессе реставрации в театре сохранили гримерку Райкина. Юбилею Аркадия Райкина посвящен Райкинский фестиваль, в рамках которого пройдет творческий вечер Константина Райкина, гастроли московского театра "Сатирикон", гала-концерт, посвященный 100-летию Райкина с участием звезд эстрады. - Для нас дорого то, что Аркадий Райкин всю жизнь оставался ленинградским артистом, и так его воспринимала публика. Перед его талантом и внутренней силой преклонялись. Его обожали и простые люди, и партийные начальники, - отметил Василий Кичеджи.

Катюша: Россия 30.10 18:00 К 100-летию Аркадия Райкина. Юбилейный вечер-концерт

Administrator: ЗДЕСЬ Из интервью Романа Виктюка, который сегодня отмечает свой юбилей: — Аркадий Исаакович как-то пришел на спектакль «Масенькие трагедии», который я поставил с Геной Хазановым. После действа он признался за кулисами: «Рома, о таком спектакле я мечтал всю жизнь». А в спектакле был гоголевский религиозный текст. И это мы позволили себе во времена Брежнева, представляешь?! Райкин сказал, когда отремонтируется театр, который будет называться «Сатирикон», я непременно должен что-то в нем поставить. И я дал слово. Через полгода Райкина не стало. А я пришел к его сыну Косте и поставил «Служанок». Как любит говорить Костя, дорогу к его театру вытоптал именно этот спектакль. Вот уже много лет мы его возим по миру. По-моему, он бессмертен.

Innamorata: Юбилейный вечер-концерт, посвященный 100-летию Аркадия Райкина уже можно скачать с торрентов

Administrator: Трибуна Райкин навсегда 24 октября гениальному артисту исполнилось 100 лет. На этом, собственно, можно было бы поставить точку и разойтись. Потому что все, что ни скажешь дальше, выглядит банальным. Поэтому мы решили предоставить слово тому, кто имеет на него полное право, кто знал Аркадия Исааковича близко и со стороны, широкому читателю неведомый - с его внуком Алексеем Яковлевым. Мы говорим с Алексеем Яковлевым в Доме актера. Сначала случайно садимся на диван, над которым висит фотография Константина Райкина. Уже не случайно понимаем, что из окна дома виден Театр Вахтангова, где всю жизнь проработали родители Алексея, Екатерина Райкина и Юрий Яковлев. Потом почти весь наш диалог идет под смех. «Фигуру сияющую», как однажды назвал отца Костя Райкин, так и надо вспоминать – с радостью. – Так случилось, что я стал подарком для деда на его 50-летие. Я родился, а через три недели он справлял юбилей. Вот как время бежит: сегодня мне 50, а ему 100. – Стоп-стоп, у вас день рождения 17 октября, а у Аркадия Исааковича – 24-го. Какие ж три недели? – 24 октября 1911 года – это все-таки по старому стилю. А дед праздновал и по-старому, и по-новому. Чаще даже – 6 ноября. – Чаще с домашними или широко? – Обычно дома. Ресторанных посиделок не припоминаю. Разве что совсем круглые даты. Дед же вне сцены был непубличным человеком... И Новый год обычно справляли дома. Или традиционно у Кассилей – Владимира Львовича (сын знаменитого писателя Льва Кассиля) и его супруги. Хотя и со Львом Абрамовичем они тоже были очень дружны. – Первое свое впечатление от деда помните? – Немножко замедленный, очень спокойный, молчаливый человек. Вихрь, фейерверк – это все на спектакле, он там куролесил, пока хватало сил. Думаю, помимо характера, темперамента такая смена ритма была связана со здоровьем. Сердце у деда с детских лет было не в очень большом порядке. – Когда вы поняли, что дедушка принадлежит не только вам? – Рано. Меня стали водить на спектакли Аркадия Райкина еще до школы. – За кулисы или в зал? – За кулисы – само собой, но и как зрителя. На «Золушку» к маме я попал года в 3–4, а на деда – не намного позже. Дома почему-то считалось, что «Алешку невозможно рассмешить». Все вокруг помирали от хохота, а я серьезно наблюдал. Cуть того, что говорил со сцены дед, была мне, видимо, недоступна, а трюки, манипуляции, переодевания, превращения, темп, в котором все это проделывалось, – завораживали. Я разглядывал деда очень внимательно. Дед же обладал гипнотическими способностями. В спектакле «Времена года» у него была миниатюра о человеке с момента рождения и до старости. От кулисы к кулисе он шел и постепенно на наших глазах старился. Вот человек родился, вот проскакал мальчик верхом на палочке, вырос, женился, детки пошли... У него вдруг брюшко вырастало, он оседал, оплывал, колени становились тяжелыми, он доставал очки. «Что-то я хотел сделать», – говорил, уже подходя к другой кулисе, и не мог вспомнить. А жизнь прошла. Сцена составляла смысл его жизни. Сколько он способен был физически выходить на сцену, сколько жил, столько и играл. Невозможно было себе представить, чтобы дед сказал: «Ну все, ухожу на пенсию и теперь отдохну». С уходом на пенсию кончается жизнь: «я ухожу на пенсию», значит, «я умираю». Много раз бывало, что дед приезжал к началу спектакля никакой. Не было сил сидеть, стоять, говорить. Его вели под руки. «О, – думали мы, – похоже, спектакля не будет». – «Папочка, – спрашивал Костя, – может, отменим?» – «Ну что ты!» Он гримируется, надевает концертный костюм, и мы с ним ползем на сцену, держась за стеночку, стоим в кулисе. И вдруг он отталкивает меня и на пружинящих ногах, легко (просто козликом!) выбегает на сцену. И я слышу, как кричит, его приветствуя, зал. Он пережидал этот шквал, давал понять, что начинает, и тут же все смолкало. Наступала такая гробовая тишина, что я выглядывал из-за кулис: а где люди? куда все подевались? в зале кто-то есть или нет? Все сидели, как мышки. Так дедушка обманывал даже очень близких людей и партнеров многократно. Стоило ему выйти на сцену, и кончались все болезни, ватные ноги становились пружинящими, отпускало сердце, появлялся голос, звук, кураж, магнетизм. – Екатерина Аркадьевна как-то призналась, что в детстве ей не хватало родителей. А для вас Аркадий Исаакович тоже был дедушка-праздник? – Пожалуй. Все детство Екатерины Аркадьевны прошло вдали от папы с мамой, потому что дней 300 в году у Театра миниатюр бывали гастроли. Во все стороны – и по просторам необъятной родины, и (редко, конечно) за границу. Кстати, везде Райкин играл программу на языке той страны, в которой выступал. На болгарском, венгерском, на языках народов Югославии, на английском, само собой, на немецком, польском... – Про зарубежные гастроли вам рассказывал? – Про зарубежные поездки дед иногда рассказывал. Страшная история, трагическая, я считаю, произошла в Западном Берлине. В нашем Министерстве культуры ему сообщили, что посылают его делать доклад о пантомиме. Он подготовился добросовестнейшим образом. А за несколько дней до отъезда чиновник в министерстве, между прочим, ему говорит: «Ну вы все-таки возьмите с собой свои причиндалы, – потом под дедовским взглядом поправился, – ну, парики, маски». – «Вы же сказали, что это конференция?! Что я буду читать доклад». – «Ну на всякий случай возьмите, – и закончил загадочной фразой: – Помните, за вами – красный флаг». Когда дед приехал в Западный Берлин, выяснилось, что от него ждут, конечно, выступления. У него подкосились ноги: он один, без помощников, монолог на немецкий не переведен и не выучен, времени в обрез, до концерта всего 60 часов. Он попросил переводчика, заказал кофе (это с его-то сердцем), и, не сомкнув глаз, они трудились. Как все прошло, он не помнил. Потом ему сказали, что занавес поднимался 24 раза. Но все это было, как в тумане. А после приезда дед свалился с инфарктом. Все его дальнейшие проблемы со здоровьем, по-моему, начались с этой истории. А когда, кипя от бешенства, он пришел к министру культуры, Фурцева только очаровательно улыбнулась: «Ну зачем так волноваться? Все же хорошо закончилось? Вы же вышли из положения?» – Вы часто с ним беседовали по душам? – Иногда даже проводили вместе выходные. Гуляли. Рядом с Москвой был Дом отдыха какого-то авиационного завода. Дедушка там часто проводил время, когда надо было побыть одному: поработать, погулять, поучить текст. Дома все время что-то мешает уединиться. Я тогда был школьником и часто к нему приезжал. Он что-то рассказывал, я слушал. Дед чрезвычайно высоко ценил профессиональные умения. Однажды (наверное, в середине 1970-х) Райкин поздравлял МХАТ с какой-то славной датой. Наши самые любимые и известные артисты еще были в полной силе. Дед принес им в подарок часы. Сказал приветственную речь, а потом добавил: когда все так прекрасно, как у вас, время надо остановить. Бросил часы на пол и разбил их вдребезги. Ну старики, конечно, зарыдали и встали в знак уважения, приветствуя как равного. Никто не считал Аркадия Райкина эстрадником. Все прекрасно понимали, что он великий артист. Он очень высоко ценил профессиональное мастерство в других. Много рассказывал мне про питерских актеров 1920-х годов, про тот театральный Питер, который теперь только театроведы знают. Очень любил БДТ, Товстоногова. Юрского любил, Олега Борисова. Высоко ценил Смоктуновского. Любил вахтанговцев. Николая Плотникова всегда смотрел, Гриценко, Юрия Васильевича ценил, безусловно... С Утесовым они просто дружили. Между ними разница была 16 лет, поэтому дед всегда обращался к нему «Леонид Осипович», «вы», а тот – «Аркаша», «ты». Но тем не менее они были близки. Как-то провели весь день, гуляя по Ленинграду. Утесов взял с него вслепую обещание, что он ради него отложит все дела. Это было в 1940-м, после Первого конкурса артистов эстрады в Москве, где первую премию не дали никому, вторую кто-то с кем-то поделил, а третье место досталось Райкину. Есть такая легенда: Утесов с кем-то из членов жюри оценивает конкурсантов. Его спрашивают: «Этот на сколько пришел?» – «На год». «А этот?» – «Ну лет на пять». – «Ну а этот (про Райкина)?» – «А этот – навсегда». – В его воспоминаниях написано о вас коротко, но с гордостью. – А я помню. «Мой внук, Алеша Яковлев, – тоже артист. Точнее, ему предстоит это доказать... Счастливое начало – еще не гарантия содержательного творческого пути…» Понимаете, я был один-единственный внук за всю его жизнь. Поленька родилась уже после. Дед ушел в декабре, а Поленька родилась в марте, он ее никогда не видел... Поэтому он меня так, что называется, разглядывал. – Но приятно же было быть внуком Аркадия Райкина? – А как же! Дедом можно было гордиться. Вот он такой замечательный для всех, сам Аркадий Райкин, – и он мой дедушка. Так было в детстве. А когда вырос, понял и оценил другое. При всей негероической внешности дед был способен на поступки. Помните, в 1967 году сгорел в полете космонавт Комаров? А в стране даже не объявили траур. Театры играли, концерты не отменяли. Дед в тот день, уже идя на сцену, вдруг понял, что не может играть. Ну не может. Он честно предупредил директора. Тот, естественно, заметался: «Надо же позвонить, согласовать!» – «Что хотите, делайте, – сказал дед, – но я играть не буду. Не могу». Вышел к зрителям (полный зал народу) и сказал: «Сегодня у нас такое горе... Мне будет трудно играть, а вам невозможно смеяться. Поэтому приходите в выходной день нашего театра, и мы сыграем для вас спектакль». И зрители молча вышли. Или такой случай. 1946 год, позорное постановление правительства о журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором шельмовали Ахматову и Зощенко. Многие люди после этого, завидев Зощенко на улице, перебегали на другую сторону, крича: «Миша, прости!» Поздороваться боялись. А дед позвонил ему и сказал: «Михал Михалыч, что-то мы с вами давно не работали». И пригласил его в театр. И Зощенко, кстати, поступал, как мужчина. Когда началась война, именно он помог вывезти Катю из Питера с детским садом. А когда дедушка попробовал его поблагодарить, сказал: «Ну что вы, не стоит. Я же знал, что вас нет в городе». Театр миниатюр гастролировал. Вполне возможно, что этим самым Зощенко спас жизнь всей нашей семье. Вскоре маленькая Катя заболела, ее родителям сообщили в Ленинград, что она не ест, не пьет, приезжайте, мол, чуть ли не попрощаться. Бабушка с дедушкой мгновенно сорвались из Питера, а вернуться туда смогли только после войны. Бабушка (Руфь Марковна Иоффе – актриса, писательница) в своих рассказах все это хорошо описала. – Мне кажется, по случаю 100-летия Аркадия Райкина справедливо было бы вспомнить и вашу бабушку, Руфь Марковну Иоффе. Наверняка быть женой гения было для нее непросто. – Для деда существовал только театр, а за бабушкой была вся остальная жизнь: дом, дети, быт (домработница, правда, всегда имелась), на ней была переписка, телефонные звонки, друзья, гости... Кстати, рассказчица за столом всегда была она. Душа компании – она. Стол вести – она. Дедушка больше помалкивал. А бабушка за словом в карман никогда не лезла. Однажды ей позвонили по поводу концерта из воинской части и наивно так приглашают: «Может, вы к нам приедете? Чего-нибудь поиграете?» – «Ну да, – сказала бабушка, – а вы нам постреляете». Она, конечно, была деду всем: близким человеком, женой, любимой женщиной, матерью его детей, хозяйкой дома, другом, даже медицинским работником... До тех пор пока 5 января 1975 года инсульт почти на год не уложил ее в постель и навсегда лишил речи. Интеллект, правда, остался в неприкосновенности. Бабушка научилась ходить, все делать левой рукой. – Вы приходили показываться в Театр миниатюр? – Нет, дедушка пришел в Щукинское училище, откуда родом Костя, Екатерина Аркадьевна, Юрий Васильевич Яковлев и я. – Что сказал дед? – Что-то не слишком всеобъемлющее. Но ласковое. Таких сложностей, как у Кости, что они сначала творчески расходились, потом сходились, у нас не было. Все было мирно. К тому времени, когда я пошел в училище, у Кости уже все устоялось в жизни. Плохо у деда было только со здоровьем последние 30–40 лет. Ну и достаточно было людей, обладавших властью, которые его ненавидели и гадили ему, как могли, делая все, чтобы приблизить его смерть. А в остальном он был счастливый человек. Счастливый отец, безусловно. Дед гордился своими детьми. «Котя и Катя» – это любимые дети. И талантливые. – Екатерина Аркадьевна где-то писала, что отец хотел, чтобы она работала у него. Но Руфь Марковна сказала: «Только через мой труп. Это театр одного актера…» – И это правильно. Каждый человек должен пройти свою дорогу... Мама всю жизнь проработала в Театре Вахтангова, а Костя пришел к отцу в театр не студентом, а уже состоявшимся актером и человеком. – И тем не менее ему долго не могли простить, что после ухода Райкина-старшего он начал делать другой театр. – Театр Аркадия Райкина ушел вместе с Аркадием Райкиным. Но это не значит, что в «Сатириконе» им. А. Райкина не чтут его имя... Я бы так сказал: и Котя, и Катя строят свою жизнь, всегда проверяя ее папой. Он для них мерило. И себя я часто ловлю на этом. Встречаюсь, например, с каким-то человеком... И у меня автоматически рождается вопрос: а могу ли я его себе представить у деда за столом? Вот этот – был бы. А вот этот? А этот – никогда!.. Мне иногда очень любопытно: а что бы сказал Аркадий Райкин по поводу того или иного события, которое произошло много лет спустя, после его ухода. – «Какой-то халтур-трест делал».– Очень может быть. Источник: Газета "Трибуна" № 42 от 27 октября 2011года Автор: Наталья КАЗЬМИНА

evita: НОВАЯ КНИГА! Аннотация к книге "Аркадий Райкин. О себе. О нем" К 100-летию со дня рождения Аркадия Исааковича Райкина (1911-1987) издаются его воспоминания о своей жизни, а также воспоминания современников о нем (среди авторов - Е.Райкина, К.Райкин, М.Рома, С.Юрский, З.Паперный, Б.Покровский, О.Басилашвили, Л.Лиходеев, Ф.Кривин, М.Жванецкий, М.Мишин, З.Богуславская и др.). В воспоминаниях не только раскрыт подлинный масштаб личности великого артиста, поистине Дон-Кихота советской эстрады и театра, не боявшегося даже в самые неблагоприятные времена говорить людям правду и с блеском высмеивать ханжество, лицемерие и убожество окружавшей действительности, но и явлен во всем блеске, обаянии и непосредственности яркий человеческий характер. Издание богато иллюстрировано. Аркадий Райкин - великий советский артист. Театр для него был не просто работой, но и главным жизненным призванием. Тонкий ум, талант и потрясающее актерское мастерство сделали Райкина любимцем целых поколений зрителей. Данная книга познакомит читателя с биографией знаменитого артиста.

Хадзёка: click here Уже когда Аркадий Райкин был тяжело болен, он всем говорил: «Я отдаю театр в хорошие руки». Конечно, он имел в виду Константина Райкина и «Сатирикон». Он очень любил своего сына. Сейчас театр строит новое здание, где будет музей Аркадия Райкина. Ни в Петербурге, ни в Москве нет ему памятника, нет улицы, названной его именем. А ведь его любили больше всех артистов нашей огромной страны! «В греческом зале, в греческом зале…» Его словечки, его интонации разлетались по свету. «Но если меня в тихом месте прислонить к теплой стенке, со мной еще очень даже можно…», «Бу сде…» Он один все наши темные годы смел показывать со сцены, как портят человека власть и вседозволенность. Мы узнавали его под десятками масок. Аркадий Исаакович Райкин принадлежит к тем немногим Артистам, которые никогда от нас не уйдут. Райкин в нашей культуре — навсегда.



полная версия страницы